Основные сферы жизни общества — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основные сферы жизни общества

2017-08-07 288
Основные сферы жизни общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия − осмысление понятия «сфера жизнедеятельности общества» и раскрытие сущности сферы материального производства, а также рассмотрение особенностей и структуры духовной, социальной и политической сфер жизнедеятельности общества.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Экономическая сфера жизни общества: способ производства и его роль в жизнедеятельности общества.

2. Духовная сфера жизни общества. Сущность духовного производства.

3. Социальная сфера жизнедеятельности общества.

4. Политическая сфера жизни общества.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, изучение данной темы начните с осмысления экономической сферы и основных проявлений экономической жизни общества: процесса производства, принципа распределения материальных благ, потребления как основополагающего принципа производства, отношения обмена. Рассмотрите: способ производства и его роль в жизни общества; производительные силы общественного производства; человека, орудия труда и предметы труда как основные элементы производительных сил; структуру общественных отношений; диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

При подготовке второго вопроса, проанализируйте духовное производство и духовные потребности. Выделите функции духовного производства. Рассмотрите структуру общественного сознания: обыденное, теоретическое, массовое. Изучите общественную идеологию и общественную психологию. Проанализируйте нормы общественного сознания, их возникновение и развитие.

При подготовке третьего вопроса, поймите сущность социальной общности.

Рассмотрите: объективные и субъективные факторы социальных связей; этническую и демографическую структуры общества. Проанализируйте общество как единоцельную систему определенного множества народа. Разберитесь с классовой структурой общества. Поселенческая и профессионально-образовательная структуры общества. Город и деревня как основные компоненты поселенческой подструктуры, их наиболее характерные черты. Сущность урбанизации. Образование – необходимый компонент воспроизводства общественного человека. Учение о стратах. Основа и сущность социальной стратификации. Целостность социальной жизни и её противоречия.

При подготовке четвертого вопроса, изучите политическую сферу жизни общества. Проанализируйте социально-политические идеи в истории социальной философии. Раскройте сущность политической власти. Изучите идею разделения властей и институты власти. Проследите жесткую взаимосвязь экономической и политической сфер жизни общества.

Темы рефератов

1. Производство как общественный процесс.

2. Общественное производство как предмет философского исследования.

3. Формы общественного сознания.

4. Демографические проблемы современности.

5. Нация как социальная общность.

6. Российская интеллигенция: философский анализ.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Назовите основные элементы экономической сферы жизни общества.

2. Что такое способ производства?

3. Назовите элементы производительных сил способа производства. Какие из них являются основными?

4. В чем заключается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений?

5. Что является совокупным продуктом духовного производства?

6. Что такое социальная общность?

7. Какие подструктуры социальной общности относятся к биологическим и почему?

8. Какие подструктуры социальной общности относятся к чисто социальным и почему?

 

Используемая литература:[1, 3, 6, 9, 10-12, 14, 16, 19, 32, 35, 39, 40, 64-83].

 

РАЗДЕЛ 7.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

 

Человек, его природа и смысл бытия

Цель занятия – рассмотрение проблемы антропосоциогенеза, а также вопросов, связанных с изучением философских концепций бытия человека, осмысление биологического и социального в человеке.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Философские концепции бытия человека.

2. Проблема антропосоциогенеза.

3. Биологическое и социальное в человеке.

4. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, проанализируйте, как в разные эпохи философия рассматривала природу человека. Для античности человек это образ Космоса, микрокосм. Душа принадлежит к бестелесному, к миру идей. В средневековой философии происходит резкое разделение между «плотским» и «духовным» человеком. Природа человека понимается как трехчастная: тело – душа – дух. Духовность состоит в его совести, совести с Богом, реализующейся в высоких чувствах Веры, Надежды, Любви. В Новое время Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования, а специфика человека усматривается в разуме, мышлении. Тело и душа не имеют ничего общего, т.к. тело простирается, душа мыслит, а ясным содержанием души является сознание. Для Канта человек тройственен, т.к. реализует единство трех способностей души, познавательной, чувственной и функции желания. Главные особенности человека определяются трансцендентальными принципами, способностью к эстетическим суждениям и этикой долга. Философия ХХ в. продолжает поиск на вопрос о сути человека. Феноменология провозглашает природой человека феноменологический опыт его сознания, который избавляет от забвения жизненного мира и позволяет преодолевать различного рода кризисы, в том числе и связанные с неосторожным развитием науки и техники. Экзистенциалисты обеспокоены подлинностью индивидуального человеческого существования (живи свободно, но ответственно). Герменевтика считает, что истинность человека реализуется в его существовании в мире, понимании мира, преодолении потаенности вещей, построении перспектив, в которых находит воплощение собственно герменевтический опыт человека. Проанализируйте рассуждения различных философских направлений о природе человека и выделите основные идеи.

При подготовке второго вопроса, попытайтесь разобраться, в чем состоит проблематика антропогенеза человека. Рассмотрите: понятие «видового амплуа» в философии и его роль в структуре животного мира; проблему «утерянного звена» в эволюции человека; современные гипотезы происхождения человека современного вида («Homo sapiens); роль языка в процессе антропосоциогенеза, в формировании сознания и предметно-практической деятельности; нравственно-социальные запреты как фактор антропогенеза.

При подготовке третьего вопроса, проанализируйте биологическое и социальное в человеке. Изучите бинарную природу человека. Рассмотрите концепции социал-дарвинизма, расизма и фрейдизма о биологической природе человека. Поймите марксистский подход к пониманию природы человека.

При подготовке четвертого вопроса, обратите внимание на огромное влияние, которое оказывает отношение к жизни и смерти на качество жизни и смысл существования человека и общества в целом. Выделите основные этапы в истории человеческих представлений о жизни и смерти. Проанализируйте, как изменяется отношение к жизни и смерти в зависимости от уровня социокультурного развития общества и его системы духовно-нравственных ценностей. Подчеркните тесную связь на жизнь и смерть с религиозными воззрениями, которая определяется исходным положением любой религии о наличии у человека души, продолжающей жить после смерти дела.

Темы рефератов

1. Русская философия о смысле жизни человека.

2. Позитивистская версия человека.

3. Современная западная философия о смысле жизни человека.

4. «Быть» или «иметь»: З. Фрейд о смысле жизни.

5. Жизнь после жизни: духовный опыт о бессмертии человека.

6. Бессмертие: иллюзия или реальность.

7. Проблема человека в немецкой классической философии.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какие биологические особенности человека помогли в развитии человеческой социальности?

2. В чем сущность социал-дарвинизма?

3. Как вы относитесь к мальтузианству?

4. Есть ли смысл в жизни с позиции материалистических концепций?

5. Назовите отношение религиозной философии к вопросу о смысле жизни?

 

Используемая литература:[1, 3, 6, 9, 10, 14, 16, 19, 32, 33, 40, 41, 64-83].


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.