Физкультминутка. (См. занятие 35.) — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Физкультминутка. (См. занятие 35.)

2017-08-07 227
Физкультминутка. (См. занятие 35.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игра «Поезд». Разложите картинки в 3 вагона. В первом ва­гоне поедут картинки, в которых звук [те] стоит в начале слова. Во втором вагоне — картинки, где звук [т] стоит в се­редине слова. В третьем — где звук [те] стоит в конце слова. (Индивидуальные картинки с карточками с тремя делени­ями (в виде вагончиков), в которых буква Т стоит в начале, в конце и в середине слова.)

Игра «Угадай слово».

— Из слов, которые я буду называть, сбежал звук [т].
Он должен стоять в конце слова. Какие слова я загадала?
Слова: пило..., кана..., пор..., биле..., лиф..., лис....

Игра «Дни недели». Если в слове есть звук [те], нужно поднять букву —Т, если нет — погрозить пальчиком. Первый день не­дели— понедельник. Второй день недели — вторник. Третий день — день середины недели — среда. Четвертый день неде­ли—четверг. Пятый день недели — пятница. Шестой день недели — суббота. Воскресенье — выходной день. Вспомните дни недели, в названии которых есть звук [те]. (Вторник, четверг, пятница, субботаучитывая возможности де­тей.)

Работа в тетрадях. Пишем сочетания ТА (по точкам).

Итог занятия.

 

Занятие 38. Звук [те] и буква Т

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [те]; закреплять понятия «согласный звук»; выделять со­гласный из названий картинок, в которых по два звука [те]; раз­вивать слуховое внимание, проводить звуковой анализ и син­тез; развивать фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Вертолет», «Торт», «Аист»; полоска с тремя делениями, кассы букв, зеркала, тетради, ручки; по листу бумаги в клеточку — каждому ребенку.

Ход занятия

Организационный момент. Сядет на место тот, кто назовет дни недели.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко
вперед и удерживать (под счет логопеда, учителя).

• «Чашечка» — широкий язык поднять кверху.

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха («Подуй на султанчик»).

Игра «Дни недели».

— Послушайте внимательно, запомните и повторите.
Вторник — четверг — пятница—суббота. Какой согласный звук повторялся? ([т].)

Характеристика звука [т].

— Какой звук — гласный или согласный? (Согласный.)

— Почему?

— Звук звонкий или глухой? (Глухой.)

— Почему?

— Он твердый или мягкий? (Твердый.)

— Квадратиком какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)

— Покажите букву, которая обозначает этот звук.

• Картинка на панно: «Торт».

— Послушайте внимательно, это «хитрое» слово. Как вы думаете, почему оно «хитрое»? (На первом месте и в конце слова — звук [т].) Определить место звука [т] на полоске с тремя делениями. Сколько букв вы положили? (Две.)
Сколько звуков [т] в этом слове? (Два.)

Картинка на панно: «Вертолет».

— Послушайте внимательно, это «хитрое» слово, но «хи­трое» по-другому. Как вы думаете, почему оно «хитрое»? (В конце слова и в середине слова — звук [т].) Определение место звука [т] на полоске с тремя делениями. Сколько букв вы положили? (Две.) Сколько звуков [т] в этом слове?
(Два.) Где они стоят в этом слове? (Б середине и в конце слова.)

Картинка на панно: «Аист». Самостоятельно определить место звука [т] на полоске с тремя делениями.

— Сколько букв вы положили? (Одну.) Сколько зву­ков [т] в этом слове? (Один.) Где он стоит в этом слове? (В конце слова.)

Физкультминутка. (См. занятие 35.)

Звуковой анализ и синтез. Перед детьми — по листу бумаги в кле­точку.

— Сейчас мы с вами будем разведчиками в тылу врага. Нам нужно «зашифровать» слова так, чтобы никто, кроме нас, не мог их расшифровать. Я называю слово, а вы записы­ваете только буквы Т. Если в слове один звук [т], вы пи­шете одну букву Т, если два —то две буквы Т. Например, слово тракторmm; слово «матрос» — от. Слова: торт, март, танк, транспорт, тыква, (mm; т; от; mm; т.)

— Расшифровываем наши записи: тт — вертолет,...; т — матрос,....

Работа в тетрадях. Пишем слова ТУТ, ТОТ (по точкам).

Итог занятия.

 

Занятие 39. Звук [п] и буква П

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [п]; закреплять понятие «согласный звук»; выделять со­гласный из звукового ряда; производить звуковой анализ обрат­ного слога are; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Посуда», «Полка», «Поезд»; индивидуальные квадраты, разделенные на 9 частей (по числу детей); синие квадраты (по 7 на каждого); кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент.

— Улыбнемся друг другу и сядем каждый, на свое место.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• «Птичка в клетке» (упражнение на отработку длинного выдоха).

• «Чистим зубки» — облизывать верхние и нижние зубы.

• «Маляр» —языком скользить вперед — назад по нёбу.

• «футбол» — попеременно касаться языком щек изнутри.

Картинки на панно: «Посуда», «Полка», «Поезд».

• Картинки расположены обратной стороной к детям. Запомнить и повторить порядок расположения картинок: вначале любую картинку, затем по порядку слева направо.

• Назвать картинки. Повторить названия картинок с утри­рованным произнесением звука [п].

— Какой одинаковый звук стоит в начале слов? (Произносим хором и индивидуально.)

— Посмотрите в зеркало, произнесите звук [п]. При про­изнесении звука [п] воздух встречает преграду. Какую пре­граду встречает воздух? (Мешают губы.)

— Если при произнесении звука воздух встречает пре­граду, то этот звук называется как? (Согласный.)

Тайна звука [п]. Звук [п] —согласный, т. к. воздух встречает преграду; глухой (положить руку на горлышко и произне­сти звук [п], горлышко не дрожит); твердый; обозначаем квадратиком синего цвета.

Повторная характеристика звука [п.] по вопросам.

— Звук [п]. Какой звук, гласный или согласный? (Соглас­ный.) Почему?

— Какой звук — звонкий или глухой? (Глухой.) Почему?

— Квадратиком какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)

— Значит, он твердый или мягкий? (Твердый.)

— Звук [п] обозначается буквой П. (Демонстрация буквы.) Найти ее в своих кассах и показать большую и маленькую буквы.

— Из каких элементов состоит эта буква? (Из палочек.) Из скольких палочек? (Из трех.) Нарисовать в воздухе, выложить из рисунок.

Физкультминутка.

Соответствующие движения

Вверх — вниз, Вверх — вниз,

Приседаем дружно!

Крепче на ногах держись!

Быть здоровым нужно!

Дифференцировать звук [п.] на слух (хлопнуть в ладоши):

• из звукового ряда: п, т, п, н, м, п, п, т, т, к...

• из слогов: an, on, ум, уп, ип, ат, ак...

• из слов: Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик,
Соня, Павлуша.

Звуковой анализ и синтез: АП.

— Назовите первый звук. Как он называется? Почему?

— Назовите второй звук. Как он называется? Почему?

— Сколько всего звуков? Произнесите.

— Выложите буквы. Прочитайте.

Игра «Звуковая мозаика». Перед детьми — квадрат, разделен­ный на 9 частей. Если в слове есть звук [п], нужно поло­жить синий квадрат в клеточку, если нет — клеточку про­пускаем. Раскладываем квадраты с верхнего левого угла (найти и показать), вначале верхний ряд (найти и пока­зать), потом средний ряд (найти и показать), затем ниж­ний ряд (найти и показать). Слова: Павел, Поля, Паша, Павлуша, кот, Павлик, полка, крот, Полина. Какая буква у нас получилась? (Буква П.)

Работа в тетрадях. Пишем букву П (по точкам).

Итог занятия. Игра «Повтори, не ошибись». Ап-уп-оп; ип-уп-ап; оп-ип-уп и т. д.

Занятие 40. Звук [п] и буква П

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [п]; закреплять понятие «согласный звук»; дифференци­ровать понятия «гласный» — «согласный»; выделять согласный из звукового ряда; проводить звуковой анализ обратного и пря­мого слогов, слов; упражнять в согласовании существительных в роде, числе, падеже; развивать слуховое восприятие, фонема­тические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Сапоги», «Топор», «Суп», «Пума»; карандаши синего и красного цвета, полоска с тремя делениями; раздаточный материал: по 3 индивидуальных картинки, в названии которых звук [п] стоит в начале, в конце и в середине слова, и по 3 полоски с тремя делениями и вами П в первой, третьей и средней клеточках; кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Повтори, не ошибись». Ап-уп-оп; ип-уп-ап; оп-ип-уп и т. д.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха («Задуй
свечку»).

• «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко
вперед и удерживать в таком положении (под счет лого­
педа, учителя).

• «Чашечка» — широкий язык поднять кверху.

Игра «Узнай звук по описанию». Звук согласный, т. к. прохож­дению воздуха мешают губы, глухой, твердый, ([и,].) — Достаньте букву из кассы.

Игра «Отгадай загадки». Картинки-отгадки находятся на панно: «Сапоги», «Топор», «Подснежник», «Капуста», «Суп», «Пума». Найти картинку-отгадку и определить место звука в слове на полоске с тремя делениями.

Сшили их из черной кожи,

В них теперь ходить мы можем

И по слякотной дороге —

Не промокнут наши ноги. (Сапоги.)

Хоть и ростом невелик,

А к почтению привык.

Перед ним дубы, и клены,

И березы бьют поклоны. (Топор.)

Первым вылез из землицы,

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник.)

Сто одежек

И все без застежек; (Капуста.)

На столе налит в обед

Нам в тарелки вкусный... (Суп.)

— Назовите картинку, которая осталась. (Дети затруд­няются в ответе, нужно помочь: пумадикая черная
кошка, живет в жарких странах.)

— Место какого согласного звука мы определяли? ([п.].) Характеристика звука [п.].

— Какой звук, гласный или согласный? (Согласный.) Почему?

— Звук звонкий или глухой? (Глухой.) Почему?

— Он твердый или мягкий? (Твердый.)

— Квадратиком какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)

Игра «Четвертый лишний» (на слух):

• Уп, ип, оп, мам.

• Па, по, га, пу.

• Пол, папа, мама, суп.

• Сноп, клоп, поп, ива.

Физкультминутка. (См. Занятие 39.)

Звуковой анализ и синтез. Игра «Азбука Морзе». У детей — крас­ный и синий карандаши. В тетрадях они «зашифровывают» песенки. (На гласный звук ставят точку красным каранда­шом, на звук [п] — синим.) Выигрывает тот, кто правильно передал сигнал. Слоги: ап, уп, по. («Расшифровываем пе­сенки».)

Игра «Дополни и повтори чистоговорку».

• Пу-пу-пу — попугай клюет кру....

• Па-па-па—на пол сыплется кру....

• Пы-пы-пы — больше нет у нас кру....

Игра «Выбери нужные слова и повтори предложение».

• Мама посадила (лук, капусту, помидоры).

• В нашем лесу растут (сосны, дубы, тополя).

• На клумбе расцвели (мак, тюльпан, роза).

• В цирке я видел (тигра, пуму, слона).

• Мама купила (шапку, ведро, книгу).

Работа в тетрадях. Пишем слово ПОП (по точкам).Итог занятия. Подбери схему к картинкам. (Раздаточный мате­риал: по 3 индивидуальных картинки, в названии которых звук [п] стоит в начале, в конце и в середине слова, и по 3 полоски с тремя делениями и буквами П в первой, третьей и средней клеточках.)

 

Занятие 41. Звуки [п], [т] и буквы П, Т

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звукам [п], [т]; закреплять понятие «согласный звук»; выде­лять одинаковый согласный из названий двух картинок; раз­вивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мел­кую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Кот», «Лист», «Посуда», «Павлин»; индивидуальные карточки с тремя деле­ниями; кассы букв; зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Повтори, не ошибись».

Понедельник — вторник; среда—четверг; пятница — суб­бота; суббота — воскресенье.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха («Задуй свечку»).

• «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в таком положении (под счет лого­педа, учителя).

• «Чашечка» —широкий язык поднять кверху.

Картинки на панно: «Лист», «Кот».

— Назовите эти картинки. (Произносим утрированно.) — Какой одинаковый звук мы слышим в конце этих слов? (Звук [т].) Характеристика звука [т]: согласный (почему?); глухой (почему?); твердый. Какой буквой обозначаем? Дополнительно картинки на панно: «Посуда», «Павлин».

— Назовите эти картинки. (Произносим утрированно.)

— Какой одинаковый звук мы слышим в начале этих слов? (Звук [п.].) Характеристика звука [п].

— Согласный (почему?); глухой (почему?); твердый. Какой буквой обозначаем?

Игра «Повтори, не ошибись».

Та-та-па; та-па-та; па-та-па; па-па-та. (Повторить с глас­ными О, У.)

Физкультминутка.

- Энергичные движения плечами.

- Прыжки.

- Приседания.

Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели! Травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко, Прыгай на носках легко. — Прыжки на месте.

Звуковой анализ и синтез.

— Каждый предмет, который мы видим, имеет свое на­звание, обозначаемое словом. Сейчас мы с вами из букв составим слово. Я называю звук, вы выкладываете букву. П, О (прочитать); Т (прочитать хором и индивидуально). Это слово — пот. (Уточнить знания детей о значении этого слова.) Слова мы будем обозначать полоской с тремя де­лениями. Какой звук стоит в начале слова? ([п.].) В ка­кую клеточку вы положите букву П? (В первую.) Какой звук стоит в конце слова? ([т].) В какую клеточку вы по­ложите букву Т? (В последнюю.) Какая буква осталась? ([о].) Куда ее нужно положить? (В среднюю клеточку.) Прочитайте слово.

Игра «Кто внимательнее?». Прочитать предложение. Один ре­бенок выбирает слово со звуком [п], второй — со звуком [т], и каждый проговаривает предложение со своим словом. Затем работает вторая пара. • Мама купила шапку, конфеты.

• На столе стоит торт, супница.

• В коробке лежит точилка, папка.

Игра «Угадай слово».

— Из слов, которые я буду называть, сбежали звуки [т], [п.]. Они должны стоять в конце слова. Какие слова я зага­дала? Слова: пило..., су..., кана..., ко...,биле...,сно..., лис....

Работа в тетрадях. Пишем слово ПОТ (по точкам).

Итог занятия. Назвать день недели, в котором звук [п] стоит в начале слова. (Понедельник.)

 

Занятие 42. Звуки [п], [т] и буквы П, Т

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звукам [п], [т]; закреплять понятие «согласный звук»; разви­вать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. По 5 лепестков двух цветков синего и жел­того цвета; две серединки с буквами П, Т; сюжетные картинки: «Девочка поливает кактусы», «Мальчик сидит за партой»; ин­дивидуальные буквы, разрезанные на три части по двум на­клонным параллельным линиям; кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Сядет на место тот, кто назовет день недели, в названии которого есть звук [п] или [т].

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• «Птичка в клетке» (упражнение на отработку длинного
выдоха).

• «Чистим зубки»—облизывать верхние и нижние зубы.

• «Маляр»—движения языком вперед — назад по нёбу.

• «Футбол» —попеременно касаться языком щек изнутри.

Игра «Узнай букву и покажи ее».

Отвечайте, кто знаток: Это что за молоток? (Т.)

Е. Тарлапан

Подходящие ворота — Проходи, кому охота. (Т.)

Г. Виеру

Игра «Сигнальщики».

— В правую руку возьмем букву П; в левую — букву Т.
Если в слове есть звук [п.], показываете букву П; если
в слове есть звук [т] — букву Т. Слова: матрос, пол, полк,
конфета, полка, компот
(2 звука), лук (на внимание),
парта (2 звука).

Игра-физкультминутка «Составь цветок».

— Вот лепестки, на которых нарисованы картинки, имею­щие в своем названии звуки [п.] и [т]. Эти звуки стоят в на­чале слова. Дети делятся на две команды. Первая команда составляет цветок, в серединке которого написана буква П, вторая — с буквой Т. Дети вставляют лепестки в серединку цветка. Анализ результатов работы: если цветок собран правильно — все лепестки у него будут одного цвета.

Примечание. Лепестки — синего цвета с одной стороны, белого цвета с другой стороны (на звук [п] в начале слова); у второго цвет­ка — лепестки желтого цвета и картинки, в названии которых звук [т] стоит на первом месте.

Игра «Посчитай слова со звуками [п], [т] в предложениях» (по кар­тинкам).

— Сколько слов со звуком [т]? Таня поливает кактусы.
(3.)
Посмотрите на картинку и найдите предметы, в назва­нии которых есть звук [т]. (Стол, стул.)

Сколько слов со звуком [п.]? Паша сидит за партой. (2.)

Игра «Придумай имена девочек со звуком [т], мальчиков—со звуком [п]; Например: Мою сестру зовут Таня. Мою подругу зовут Света. Моего брата зовут Паша. Моего друга зовут Поликарп.

Работа в тетрадях. Пишем слог ТОП (по точкам).

Итог занятия.

Индивидуальная работа: «Сложи букву». (У каж­дого ребенка — по одной букве, разрезанной на три части по двум наклонным параллельным линиям.) Назвать букву.

Занятие 43. Звук [н] и буква Н

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [н]; закреплять понятие «согласный звук»; выделять согласный из звукового ряда; проводить звуковой анализ об­ратных и прямых слогов; развивать пространственную ори­ентацию через знакомство с предлогом на; развивать слухо­вое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Ножницы», «Носки», «Апельсин», «Слон»; индивидуальные квадраты, разделенные на 9 частей (по числу детей); синие квадраты (по 7 на каждого); бархатная бумага, нитки мулине; мяч; кассы букв, зеркала, те­тради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Каждый ребенок называет звук по беззвучной артикуляции и садится на место.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха («Подуй на султанчик»).

• «Улыбка»—растянуть разомкнутые губы.

• «Качели» — движения языком вверх — вниз.

• «Часики» —движения языком влево — вправо.

Картинки на панно: «Ножницы», «Носки», «Апельсин», «Слон».

• Картинки лежат обратной стороной к детям. Запомнить и повторить порядок расположения картинок: вначале лю­бую картинку, затем по порядку — слева направо.

• Назвать картинки. Повторить названия картинок с утри­рованным произнесением звука [к]. Какой одинаковый звук стоит в начале слов? ([к].)

Произнесение хором и индивидуально.

— Посмотрите в зеркало, произнесите звук [н]. При про­изнесении звука [н] воздух встречает преграду. Какую пре­граду встречает воздух? (Кончик языка прижат к верхним зубам.) Если при произнесении звука воздух встречает пре­граду, то этот звук называется как? (Согласный.)

Тайна звука [к]. Звук [н] — согласный, т. к. воздух встречает преграду; звонкий (положить руку на горлышко и произне­сти звук [н], горлышко дрожит); твердый обозначаем ква­дратиком синего цвета.

Повторная характеристика звука [н] детьми по вопросам.

— Звук [н]. Какой звук — гласный или согласный? (Соглас­ный.) Почему?

— Какой звук — звонкий или глухой? (Звонкий.) Почему?

— Квадратиком какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)

— Значит, он твердый или мягкий? (Твердый.)

— Звук [к] обозначается буквой Н. (Демонстрация буквы.)
Найдите ее в своих кассах и покажите большую и малень­кую буквы.

— Из каких элементов состоит эта буква? (Из палочек.) Из скольких палочек? (Из трех.) Нарисовать в воздухе, выложить из ниток мулине на бархатной бумаге.

Физкультминутка.

Соответствующие движения.

Встали мы на пятки, Встали на носки! Пробежали мы на пятках! Пробежали на носках! Сядем мы куда? (На стулья.)

Дифференцировать звук [к] на слух (хлопнуть в ладоши):

• из звукового ряда: н, п, т, н, н, п, н, м, п, н, п, н, н, т, т, н, к...

• из*слогов: ан, он, ум, ун, ин, ат, ан.... Звуко-буквенный анализ и синтез: ан.

— Произнесите первый звук. Как он называется? Почему?

— Произнесите второй звук. Как он называется? Почему?

— Сколько всего звуков? Произнесите.

— Выложите буквы. Прочитайте.

— Поменяйте буквы местами. Прочитайте, что получилось. (Яа.) Где лежат буквы? Буквы лежат на столе. На чем вы сидите? (На стульях.) На — это «маленькое» слово, оно показывает, где находится предмет: на ком или на чем? Прочитайте еще раз это «маленькое» слово.

Игра с мячом (на слух).

— Я произношу один из гласных ([а], [о], [у]) и согласный звук [к]. Тот, кто ловит мяч, должен поменять звуки ме­стами и бросить мяч мне (точно в руки). Например: анна; онно; унну. (Учитывать возможности детей.)

Игра «Звуковая мозаика». Перед детьми — квадрат, разделенный на 9 частей. Если в слове есть звук [к], нужно положить си­ний квадрат в клеточку, если нет — клеточку пропускаем. Раскладываем квадраты с верхнего левого угла (найти и по­казать), вначале верхний ряд (найти и показать), потом средний ряд (найти и показать), затем нижний ряд (найти и показать). Слова: Настя, Валя, Наташа, Антон, Иван, Назар, Нона, Ира, Нана. Какая буква у нас получилась? (Буква Н.) "'

Работа в тетрадях. Пишем предлог на (по точкам).

Итог занятия. Игра «Повтори, не ошибись». • Ан-ун-он; ин-ун-ан; он-ин-ун и т. д.

Занятие 44. Звук [н] и буква Н

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [н]; закреплять понятие «согласный звук»; дифферен­цировать понятия «гласный» —«согласный»; выделять соглас­ный из звукового ряда; проводить звуковой анализ обратного и прямого слогов, слов; учить согласовывать существительные в роде, числе, падеже; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Индюк», «Цыпленок», «Малина», «Теленок»; полоска с тремя делениями, касс! букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Скажи, где что находится». Методические рекомендации: предварительно разложить различные игрушки (предметы) на столе, стуле, полу, под­носе, полке. Вопросы: Где стоит тарелка? (На столе.) Где стоит стакан? (На подносе.)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха («Задуй свечку»).

• «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в таком положении (под счет лого­педа, учителя).

• «Чашечка» —широкий язык поднять кверху.

Игра «Узнай звук по описанию». Звук согласный, т. к. кончик языка прижат к верхним зубам, звонкий, твердый. (Н.) Достаньте букву из кассы.

Игра «Узнай по описанию». Картинки-отгадки находятся на панно: «Индюк», «Цыпленок», «Малина», «Теленок». Вначале на­звать эти картинки. Найти картинку-отгадку и определить место звука [в] в слове на полоске с тремя делениями.

Одна из самых больших домашних птиц, Хвост веером, он болбочет: бл-бл-бл. (Индюк.)

Папа — петух,

Мама — курица.

А птенец —? (Цыпленок.)

Это лесная ягода,

Красного цвета, сладкая,

Ароматная, ее любит медведь. (Малина.)

Папа — бык,

Мама—корова,

А детеныш —? (Теленок.)

— Место какого согласного звука мы определяли? ([в].)

Характеристика звука [в]. Согласный (почему?); звонкий (по­чему?); твердый; какой буквой обозначаем?

Игра «Четвертый лишний» (на слух).

• Ун, ин, он, мам;

• на, но, га, ну;

• индюк, теленок, малина, суп;

• щенок, поросенок, жеребенок, корова. (По двум призна­кам: звуковому и по лексическому значению.)

Физкультминутка. (См. занятие 43.)

Звуковой анализ и синтез. Игра «Азбука Морзе». У детей — крас­ный и синий сигналы. (На гласный звук показывают крас­ный цвет, на звук [в] — синий.) Выигрывает тот, кто пра­вильно передал сигнал.

• Слоги: на, ну, но.

• «Расшифровываем» песенку—аналогичный сигнал лого­педа.

Игра «Дополни и повтори чистоговорку».

• На-на-на—лампа у ок....

• Ну-ну-ну — саночки тя....

• Он-он-он — в зоопарке ел....

Игра «Выбери нужные слова и повтори предложение».

• Мама купила (банан, ананас, яблоко).

• В нашем лесу растет (малина, клюква, ежевика).

• На полянке расцвели (одуванчик, ландыш, мак).

• В цирке я видел (тигра, пингвина, слона).

• Мама купила (шапку, ведро, книгу).

Работа в тетрадях. Пишем слог НУ (по точкам).

Итог занятия.

 

Занятие 45. Звуки [н], [т] и буквы Н, Т

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику зву­кам [н], [т]; закреплять понятие «согласный звук»; выделять одинаковый согласный из названий двух картинок; развивать

слуховое восприятие, пространственную ориентацию, фонема­тические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Кот», «Лист», «Ножницы», «Носки»; индивидуальные карточки с тремя де­лениями; кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Повтори, не ошибись». Понедельник — вторник; среда—четверг; пятница—суб­бота; суббота — воскресенье.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• «Птичка в клетке» (упражнение на отработку длинного выдоха).

• «Чистим зубки»—облизывать верхние и нижние зубы.

• «Маляр» —движения языком вперед —назад по нёбу.

• «Футбол» —попеременно касаться языком щек изнутри.

Картинки на панно: «Лист», «Кот».

— Назовите эти картинки. (Произносить утрированно.) Какой одинаковый звук мы слышим в конце этих слов? (Звук [т].)

Характеристика звука [т].

— Согласный (почему?); глухой (почему?), твердый; ка­кой буквой обозначаем?

Дополнительно картинки на панно: «Ножницы», «Носки». Назовите эти картинки. (Произносить утрированно.)

— Какой одинаковый звук мы слышим в начале этих слов? (Звук [н].)

Характеристика звука [н]:

— Согласный (почему?); звонкий (почему?); твердый; ка­кой буквой обозначаем?

Игра «Повтори, не ошибись».

Та-та-на; та-на-та; на-та-на; на-на-та.
Повторить с гласными О, У.

Физкультминутка.

Соответствующие движения.

Идут вперед спиной.

Где стоим мы? На полу. Где сидим?

На стуле. Подошли к окну. Посмотрели вправо.

Посмотрели влево. Подошли к столу — Повернулись, сели.

Звуковой анализ и синтез.

— Чем обозначается название каждого предмета? (Словом.) Сейчас мы с вами составим слово из букв. Я называю звук, вы выкладываете букву. Т, О—прочитать; Н — прочитать (хором и индивидуально). Это слово— тон. (Уточнить зна­ния детей о значении этого слова.) Чем мы обозначаем слова?
(Полоской с тремя делениями.) Какой звук стоит в начале слова? ([т].) В какую клеточку вы положите букву Т? (В пер­вую.) Какой звук стоит в конце слова? ([«].) В какую кле­точку вы положите букву Н? (Б последнюю.) Какая буква осталась? ([о].) Куда ее нужно положить? (В среднюю кле­точку.) Прочитайте слово.

Игра «Кто внимательнее?». Прочитать предложение. Один ребе­нок выбирает слово со звуком [»], второй — со звуком [т], и каждый проговаривает предложение со своим словом. Затем работает вторая пара.

• Мама купила (шапку, конфеты).

• На столе стоит (торт, солонка).

• В коробке лежит (точилка, карандаш).

Игра «Угадай слово».

— Из слов, которые я буду называть, сбежали звуки [т], [н].
Они должны стоять в конце слова. Какие это слова? Пило...,
ело..., кана..., бана..., биле..., бара..., лис..., пингви....

Работа в тетрадях. Пишем слово ТОН (по точкам).

Итог занятия. Назвать второй день недели. Где стоит звук [т] в этом слова? (Вторник.)

Занятие 46. Звуки [н], [т] и буквы Н, Т

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звукам [н], [т]; закреплять понятие «согласный звук»; разви­вать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. По 5 лепестков двух цветков зеленого и крас­ного цвета; две сердцевинки с буквами Н, Т; индивидуальные буквы, разрезанные на три части по двум наклонным парал­лельным линиям; кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Сядет на место тот, кто назовет день недели, в названии которого есть звук [п.] или [т].

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• «Улыбка»—растянуть разомкнутые губы.

• «Качели»—движения языком вверх — вниз.

• «Часики» —движения языком влево — вправо.

Игра «Узнай букву и покажи ее».

Вот качели-буква — (Рисование в воздухе буквы Н.) Покачаться можно всем. (Н.)

Отвечайте, кто знаток: Это что за молоток? (Т.)

Е. Тарлапан

Игра «Сигнальщики».

— В правую руку возьмем букву Н; в левую — букву Т.
Если в слове есть звук [в], показываете букву Н; если в слове есть звук [т] — букву Т. Слова: матрос, слон, полк (на внимание), конфета (на внимание — 2 звука), баран,компот, бизон, лук (на внимание), парта.

Игра-физкультминутка «Составь цветок».

— Вот лепестки, на которых нарисованы картинки, име­ющих в своем названии звуки [н] и [т]. Звук [н] стоит в

начале слова, а звук [т] может стоять в конце слова и в середине. (Дети делятся на две команды. Первая команда составляет цветок, в серединке которого написана буква Н, вторая — с буквой Т. Дети вставляют лепестки в сере­динку цветка.)

Анализ результатов работы: если цветок собран правильно, все лепестки у него одного цвета.

Примечание. У одного цветка—лепестки зеленого цвета с одной стороны, с другой стороны — картинки со звуком [н] в начале слова; у второго цветка — лепестки красного цвета, а на обратной стороне кар­тинки, в названии которых звук [т] стоит в конце и в середине слова.

Игра «Посчитай слова со звуками [н], [т] в предложениях» (на слух).

— Сколько слов со звуком [т]? С юга вернулись ласточки и аисты. (2.)

— Сколько слов со звуком [н]? Перелетные птицы вес­ной выводят птенцов. (3.)

Игра «Придумай имена девочек со звуком [н], мальчиковсо зву­ком [т]». Например: Мою сестру зовут Настя. Мою подругу зовут Наташа. Моего брата зовут Толя. Моего друга зовут Матвей.

Работа в тетрадях. Пишем слово НА ТА (по точкам). Объяснить, что это — имя девочки, имена пишутся с большой буквы.

Итогзанятия. Индивидуальная работа: «Сложи букву». (У каж­дого ребенка—по одной букве Н, Т, разрезанной на три части по двум наклонным параллельным линиям.) Назвать букву.

Занятие 47. Звук [м] и буква М

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [м]; закреплять понятие «согласный звук»; выделять со­гласный из звукового ряда; производить звуковой анализ обрат­ных и прямых слогов; развивать слуховое восприятие, фонема­тические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Молоток», «Машина»» «Сом», «Дом»; индивидуальные квадраты, разделенные на 16 частей (по числу детей); синие квадраты (по 10 на каждого); бархатная бумага, нитки мулине, мяч, кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Каждый ребенок называет звук по беззвучной артикуляции и садится на место.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха («Задуй свечку»).

• «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в таком положении (под счет лого­педа, учителя).

• «Чашечка»—широкий язык поднять кверху.

Картинки на панно: «Молоток», «Машина», «Сом», «Дом».

• Картинки лежат обратной стороной к детям. Запомнить и повторить порядок расположения картинок: вначале лю­бую картинку, затем по порядку — слева направо.

• Назвать картинки. Повторить названия картинок с утри­рованным произнесением звука [м]. Какой одинаковый звук стоит в начале слов? ([ле].) (Произнесение хором и ин­дивидуально.)

— Посмотрите в зеркало, произнесите звук [м]. При про­изнесении звука [м] воздух встречает преграду. Какую преграду встречает воздух? (Губы сомкнуты.)

— Если при произнесении звука воздух встречает пре­граду, то этот звук называется как? (Согласный.)

Тайна звука [м]. Звук [м] — согласный, т. к. воздух встречает преграду; звонкий (положить руку на горлышко и произне­сти звук [м], горлышко дрожит); твердый; обозначаем ква­дратиком синего цвета. Повторная характеристика звука [м].

— Согласный (почему?); звонкий (почему?); твердый; ка­кой буквой обозначаем?

— Звук [м] обозначается буквой М. (Демонстрация буквы.) Найти ее в кассах и показать большую и маленькую буквы.

— Из каких элементов состоит эта буква? (Из палочек.) Из скольких палочек? (Из четырех.) Нарисовать в воз­духе, составить из пальчиков: сомкнуть кончики указа­тельных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулачок.

Физкультминутка.

А ну-ка, веселее ударим молотком,

Покрепче, посильнее мы гвоздики вобьем! Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молоток!

Руки на поясе, пры­жок влево.

Два наклона вперед, присесть два раза,

Наклоны влево —вправо.

Дифференцировать звук [м] на слух (хлопнуть в ладоши):

• из звукового ряда: м, м, н, п, т, п, н, м, п, м, п, м, м, м, т, н, к...

• из слогов: ам, ом, ум, ун, им, am, ам....

Звуко-буквенный анализ и синтез: ма.

— Произнесите первый звук. Как он называется? Почему?

— Произнесите второй звук. Как он называется? Почему?

— Сколько всего звуков? Произнесите.

— Выложите буквы. Прочитайте.

— Поменяйте буквы местами. Прочитайте, что получи­лось. (Ам.)

Игра с мячом (на слух).

Я произношу песенку ма, а тот, кто ловит мяч, должен по­менять звуки местами и бросить мяч мне (точно в руки). (Аи.) Например: ма-ам; мо-ом; му-ум. (Учитывать воз­можности детей.)

Игра «Звуковая мозаика». Перед детьми — квадрат, разделенный на 16 частей. Если в слове есть звук [м], нужно положить синий квадрат в клеточку, если нет — клеточку пропускаем. Раскладываем квадраты с верхнего левого угла (найти и по­казать), вначале — верхний ряд (найти и показать), по­том средний ряд (найти и показать), затем — нижний ряд (найти и показать). Слова: мост, оса, уха, магазин, морковъ, маска, машина, муха, молоко, кот, нос, мука, ман­дарин, лук, сок, марка.

— Какая буква у нас получилась? (Буква М.) Почему это буква? (Мы ее видим.)

Работа в тетрадях. Пишем слово МАМА (по точкам).

Итог заня


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.239 с.