Муромский монастырь и социалистическое государство — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Муромский монастырь и социалистическое государство

2017-07-24 231
Муромский монастырь и социалистическое государство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Декрет об отделении церкви от государства по времени совпал с установлением в Пудожском уезде Советской власти. Но судьбу монастыря предрешил самый первый декрет Советской власти, принятый в ночь с 8 на 9 ноября (по новому стилю), - Декрет о земле. В соответствии с ним все церковные и монастырские земли конфисковывались вместе с инвентарем и постройками и передавались крестьянским комитетам и Советам для распределения между крестьянами.

Уже в марте 1918 года жители Гакугсы решили воспользоваться этим обстоятельством и создали свой волостной Совет и решили отделиться от Нигижемской волости. Уездисполком напомнил гакугшанам, что содержать два волостных аппарата там, где раньше управлялся один, нецелесообразно, да и нет средств. Тем не менее Гакугский волостной Совет стал реальностью.

Заявила о своих требованиях и Гакугская трудовая артель. Члены артели решили реквизировать имущество фирмы «Лесопромышленник» и судно, которое ей принадлежало. Затем артельщики решили провести такую же акцию с двумя судами Кошелева и баржей Миронова. Но уездисполком вовремя вмешался: суда Кошелева находились в распоряжении военведа, а баржа Миронова была загружена дровами для Германской миссии военнопленных.

В декабре 1918 года в деревне Силевская (Гакугса) был избран совет бедноты в составе Я.Ф.Савина (председатель), К.Т.Аверина (товарищ председателя) и В.И.Филатова (секретарь), который также приступил к экспроприации монастырских земель в деревне.

Вскоре из Гакугсы в уездисполком от трудовой артели поступило письмо о якобы имевшей место в Муромском монастыре растрате имущества. Уездисполком передал всю переписку с Гакугской волостью в уголовно-следственную комиссию для производства дознания, а настоятеля монастыря Иоакима распорядился взять под стражу до производства дознания.

Причт Муромского монастыря под все возрастающим давлением новых местных органов власти разваливался на глазах. И все же здравая мысль ряда членов уездисполкома возобладала над всеобъемлющими национализационными настроениями. Чтобы не допустить разорения этого замкнутого, но исправно действующего хозяйственного уклада, было решено на базе Муромского монастыря создать прообраз будущего - сельскохозяйственную коммуну. Опись имущества монастыря была поручена земельному отделу уездисполкома.

Но монастырь почти обезлюдел, а оставшиеся старики были не в состоянии заниматься физическим трудом на сельскохозяйственных работах. Решение кадровой проблемы пришло само собой. Шальский лесопильный завод бездействовал с 1914 года, безработица становилась бедствием. И вот в январе 1919 года из Шалы по льду Онежского озера потянулись подводы с переселенцами. В числе первых коммунаров было до полусотни земледельцев, кузнецы, сапожники, портные. Новой сельскохозяйственной коммуне имени Троцкого досталось неплохое наследство - 65 десятин пахотной земли, 80 десятин сено­коса, 8 голов крупного и 3 головы мелкого скота, 3 лошади, паровая мельница, рыболовецкие снасти, 2 ледника, коптильня, баня, кладовая и 7 жилых домов. В коммуне остался монах Иона, хорошо поставивший огородничество.

Тогда же, в январе, при сельхозкоммуне была образована первичная Муромская ячейка РКП, в состав которой вошли действительные члены партии Андреев Н. Н., Вшивков И. И., Ефремов К. П., Скворцов А. Н., сочувствующие - Коренев П. П., Корочкин С. Д., Палгонен М. И., Свеклов И. А., Скворцов Л. Я., Фалин Е. Ф.

По прибытии на место коммунары сразу же приступили к заготовке жердей, бревен, дров. Весной новоселы посеяли 70 пудов овса, рожь и картофель, возделали под руководством монаха Ионы огород. Летом 1919 года в коммуну привезли из детского дома 16 детей на период летних каникул, чтобы подкормить их и укрепить здоровье. В апреле уездисполком разрешил коммунарам использовать главную церковь монастыря, Успенскую, под клуб, при котором одновременно открыли училище. Ионе было разрешено совершать религиозные обряды на дому.

В ходе передачи коммунарам имущества монастыря выявилось хищение кузнечного инструмента и муки. Уездисполком потребовал от членов Гакугской трудовой артели возвратить инструменты в монастырь, а похититель муки, житель деревни Князевской Емельянов, был арестован.

Однако дело в коммуне не заладилось. Ее численность превысила возможности монастыря по занятости людей, полученный урожай не обеспечивал пропитание. В коммуне отсутствовала должная исполнительская дисциплина, за детьми никто не следил, они были предостав­лены сами себе. В августе председатель коммуны Фалин М. В. был уличен в присвоении мануфактуры. Оценив сложившуюся обстановку, уездный земотдел принял решение ликвидировать коммуну. Однако уездисполком не принял такого предложения и поручил образованной специальной комиссии с выездом на место выяснить причины неудовлетворительной работы и сделать все возможное, чтобы сохранить коммуну как основу новой формы организации сельскохозяйственного производства. Комиссия завершила свою работу в декабре 1919 года.

Наличие сельхозкоммуны позволило уездисполкому извлечь существенную пользу для уезда. Учитывая перспективу с продовольствием на 1920 год, уездисполком решил привлечь народных учителей для изучения опыта монахов по ведению огородничества, чтобы с весны 1920 года создать при каждой школе огородный участок, научить детей выращивать овощи и создать свой собственный запас продовольствия.

В декабре 1919 года в сельхозкоммуне состоялись двухнедельные курсы учителей. Основной задачей сельскохозяйственных курсов, чис­ло участников которых составило 30 человек, была пропаганда сельскохозяйственных знаний. Наиболее популярным был 20-часовой цикл лекций по огородничеству и садоводству, который преподавал Валейко. Огородничество для Пудожа было делом новым, но практичным. Одни из курсантов, М. Тетерин, писал в уездной газете «Звезда Пудожа»: «для Пудожа огородничество и садоводство крайне необходимо, ибо его не было в уезде».

Просуществовав год, сельхозкоммуна имени Троцкого все же развалилась. Уземотдел обратился через газету к населению уезда с приглашением в коммуну. Однако призыв образовать в монастыре вторую сельхозкоммуну не нашел отклика. В уездисполкоме решили отойти от этой, не оправдавшей себя, формы организации сельского хозяйства и приступили к формированию советского сельского хозяйства. Чтобы укрепить его материальную базу, уездисполком пошел на беспрецедентную акцию. В апреле 1929 года началась экспроприация крупного рогатого скота у жителей водлозерских деревень, принимавших активное участие в боевых действиях белогвардейских отрядов, занявших Водлозеро, в перевозках их солдат, боеприпасов и продовольствия. Реквизированный у этих лиц скот был передан советскому сельскому хозяйству на территории Муромского монастыря. Работники нового, советского сельского хозяйства провели все необходимые весенние сельскохозяйственные работы, посеяли поле, начали обрабатывать огород, ловить рыбу.

Прошло три года. Видимо, так и не удалось добиться сколько-нибудь серьезных успехов на поприще сельского хозяйства. В 1923 году на проходившем VI-м уездном съезде Советов в выступлении одного из делегатов прозвучало, что «в Муромской агробазе ничего не делается, она превратилась в «агрозаразу»... Вот таков несколько неожиданный итог всех начинаний того времени. И коммуна, и советское хозяйство оказались менее жизнеспособными, нежели труд монахов и работников монастыря, основанный на фанатическом, до самопожертвования, труде над добыванием хлеба насущного.

На неустойчивость сельхозкоммуны повлияло соседство другого производства. Удобное размещение монастыря на стыке двух озер, Онежского и Муромского, и короткой, чуть более километра, реке Муромке, позволявших пропускать груженые баржи с круглым лесом и дровами, навело уездный лесной комитет на мысль о постройке в пределах монастыря небольшого лесопильного завода и судостроительной верфи по выпуску грузовых барж небольшой грузоподъемности. К такому решению уездлеском подтолкнул наказ делегатов уездного съезда Советов от Шальской волости: желательно бы пересмотреть вопрос о постройке верфи в Муромском монастыре, а также о переводе туда легкого привода, т. е. локомобиля, с Шальского народного лесопильного завода.

Все подготовительные работы были проведены в течение 1919 года. Из Шалы на южное побережье к высокому берегу озера Муромского были доставлены лесопильная рама и локомобиль. На песчаном сухом берегу развернулась стройка, резко изменившая облик окрестностей и неторопливый размеренный монастырский быт. В сентябре 1919 года по распоряжению уездисполкома сельхозкоммуна передала из монастыря на лесопильный завод колокол весом до 40 фунтов, для использования в качестве пожарного сигнала.

В феврале 1920 года в уездной газете «Звезда Пудожа» появилась заметка о деятельности этого предприятия, в которой отмечалось следующее: «Жизнь (на Муромском лесопильном заводе) кипит ключом. Шипит локомобиль, свистит свисток, дымит высокая железная труба и около ее копошатся люди. Пилорама пилит подвозимые бревна на открытом воздухе, так как завод еще не обшит (каркасным зданием). Несколько дней бушует вьюга. Рядом с заводом видим остовы двух строящихся озерных судов, на которых рабочие в одних рубашках и без шапок ставят шпангоуты. В коммуне остался монах Иона, около 40 лет. Летом он работает на огородах, а зимой не может ничего делать. Он пристроился к рабочим Муромской (лесозаготовительной) дистанции и выхлопотал себе паек».

В документах уездисполкома того времени отмечалось, что Муромский лесопильный завод и судостроительная верфь при нем - крупное и ценное приобретение для народного хозяйства. Здесь работают 200 человек. Верфь будет готова к весне 1920 года. Но условия жизни суровые, временные бараки не приспособлены, тесные и многие рабочие живут по окрестным деревням. Завод пилит лес для местной промышленности, возводится теплое здание для жилья. В конце 1919 года центр поставил перед уездом задачу: построить 15 озерных крепленых непаровых судов (полулодков) и барж.

Помимо строительства судов предстояло построить защитную «морскую дамбу» в устье реки Муромки, чтобы обеспечить беспрепятственный выход груженых судов в Онежское озеро.

Но подошла весна. И артель судостроительных плотников, приглашенных из Черниговской губернии, оставила производство и уехала по домам на обработку своих полей. Строительство судов и дамбы остановилось.

Чтобы не сорвать намеченные планы, уездисполком принял чрезвычайное решение - уездвоенкомат мобилизовал на стройку в Муромском взвод запасных численностью 71 человек, которые по прибытии приступили к бойке свай на дамбе двумя копрами и совместно с оставшимися судостроителями из Череповца продолжили достройку барж. Не хватало железа, смолы, вара. Не было рабочих - специалистов по строительству судов. Все это сильно осложняло ход работ, и пуск на воду барж отодвигался на неопределенное время.

Не обходилось и без курьезов. Уездвоенкомат прислал повестки для мобилизации в железнодорожные войска четырем слесарям лесопильного завода - Герасимову, Дорошину, Сперову и Якушеву. Чтобы не остановить завод, уездисполком взял ответственность перед военведом на себя и оставил этих специалистов на заводе.

В целях укрепления производства, на VII уездном съезде Советов было принято решение о принятии срочных мер по улучшению санитарно-жилищных условий Муромского завода и судоверфи. Делегаты VIII-го уездного съезда Советов постановили прорыть канал для соединения озера Муромское с Онежским и провести телефонную связь с Муромским заводом и судоверфью.

Однако, несмотря на принимаемые и довольно энергичные меры. Муромская судоверфь как предприятие не состоялась. В 1924 году приступил к работе восстановленный Шальский народный завод и объем производства в Муромском лесопильном заводе начал снижаться. Не получил развития и Муромский кирпичный завод. В 1926 году уездлеском попытался передать судостроительную верфь в аренду на льготных началах частному посреднику, но эта акция также не состоялась.

Летом 1920 года в Пудож доставили по частям локомобиль и паровую мельницу из монастыря. В ее погрузке на судно и передвижение по дороге в Пудож приняло участие до 200 человек. «Тянули паровик всей волостью» — так вспоминают об этой операции старые пудожане. Монастырский локомобиль работал на размоле зерновых пайков пудожан, помимо размола зерна крутил динамомашину и давал городу электроэнергию.

Однако монастырский локомобиль имел недостаточную мощность. К тому же в марте 1924 года уездисполком решил организовать лесопильное производство и увеличить выработку электроэнергии. Поэтому уездисполком обратился с ходатайством в правление треста «Севзаплес» передать исполкому и оказать содействие в доставке более сильного локомобиля с Муромского лесопильного завода. На базе этого агрегата было образовано предприятие местного подчинения, которое действовало до 60-х годов.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.