Б. Лишение питания неуверенности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Б. Лишение питания неуверенности

2017-07-24 186
Б. Лишение питания неуверенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Есть умственные качества, которые являются умелыми и неумелыми, порицаемыми и безупречными, грубыми и тонкими, связанными с темнотой и со светом. Уделять им соответствующее внимание - вот недостаток пищи для возникновения не возникшей неуверенности, или для роста и увеличения неуверенности, когда она возникла.

СН 46:51

Из шести вещей, способствующих отбрасыванию неуверенности, первые три и последние две совпадают с указанными для неугомонности и беспокойства. Четвертая - это:

Прочная убежденность в Будде, Дхамме и Сангхе.

Кроме того, преодолению неуверенности способствуют:

Аналитическое мышление, из факторов джханы (джхананга);
Распознавание, из духовных способностей (индрия);
Различение умственных качеств, из факторов Пробуждения (боджджханга).

В. Метафора

Теперь представьте себе котелок с водой, которая взболтана, замутнена, загрязнена, и поставлена в темноте, так что человек с хорошим зрением, рассматривающий отражение своего лица, не может узнать и увидеть свое лицо таким, каким оно есть на самом деле. Аналогично, когда сознание человека охвачено неуверенностью, одолено неуверенностью, и он не знает и не видит реально существующего выхода из возникшей неуверенности, то он не знает и не видит, что полезно для него, что полезно для других, и что полезно и для него, и для других...

СН 46:55

Из "Саманньяпхала сутты"

I. Текст (Дигха Никая, 2)

Одаренный этой благородной добродетелью, этим благородным сдерживанием чувств, этой благородной осознанностью и бдительностью, и этой благородной удовлетворенностью, он ищет уединенное место: лес, тень дерева, гору, лесистую долину, пещеру на склоне холма, кладбище, рощу в джунглях, открытое место, стог сена. После еды, возвратившись со сбора подаяния, он садится, скрестив ноги, держа спину прямо, и пробуждает перед собой осознанность.

Отбросив жадность по отношению к миру, он живет с сознанием, лишенным жадности. Он очищает свой ум от жадности. Отбросив недоброжелательность и злость, он живет с сознанием, лишенным недоброжелательности, сочувствующий и благожелательный ко всем живым существам. Он очищает свой ум от недоброжелательности и злости. Отбросив лень и сонливость, он живет с сознанием, лишенным лени и сонливости, осознающий, бдительный, с восприятием света. Он очищает свой ум от лени и сонливости. Отбросив неугомонность и беспокойство, он живет без волнения, его ум успокоен внутри. Он очищает свой ум от неугомонности и беспокойства. Отбросив неуверенность, он живет, преодолев неуверенность, без замешательства по отношению к умелым качествам ума. Он очищает свой ум от неуверенности.

Представьте, что человек, взяв кредит, вкладывает его в свои коммерческие дела. Его дела преуспевают. Он отдает свои старые долги и у него еще остаются средства на содержание жены. К нему приходит мысль: "Раньше, взяв кредит, я вложил его в свои коммерческие дела. Теперь мои коммерческие дела преуспевают. Я отдал свои старые долги и у меня еще остаются средства на содержание жены". Поэтому он испытывает радость и счастье.

Теперь представьте, что человек заболел - он страдает и тяжело болен. Он не получает удовольствие от еды, и в его теле нет сил. Со временем он в конце концов выздоравливает от этой болезни. Он получает удовольствие от еды и в его теле есть силы. К нему приходит мысль: "Раньше я был болен... Теперь я выздоровел от этой болезни. Я получаю удовольствие от еды и в моем теле есть силы". Поэтому он испытывает радость и счастье.

Теперь представьте, что человек заключен в тюрьму. Со временем его в конце концов освобождают из заключения, здорового и невредимого, без потери собственности. К нему приходит мысль: "Раньше я был заключен в тюрьму. Теперь я освобожден из заключения, здоровый и невредимый, не потеряв собственности". Поэтому он испытывает радость и счастье.

Теперь представьте, что человек раб, им распоряжаются другие, он не распоряжается собой, и не может пойти туда, куда он хочет. Со временем он наконец освобождается из рабства, распоряжается собой, им не распоряжаются другие, он свободен, и может пойти туда, куда он хочет. К нему приходит мысль: "Раньше я был рабом... Теперь я освободился из рабства, и распоряжаюсь собой, мной не распоряжаются другие, я свободен и могу пойти туда, куда хочу". Поэтому он испытывает радость и счастье.

Теперь представьте, что человек, везущий деньги и товары, едет по дороге через безлюдную местность. Со временем он наконец выезжает из этой безлюдной местности, здоровый и невредимый, не потеряв собственности. К нему приходит мысль: "Раньше, везя деньги и товары, я ехал по дороге через безлюдную местность. Теперь я выехал из этой безлюдной местности, здоровый и невредимый, не потеряв собственности". Поэтому он испытывает радость и счастье.

Аналогично, пока эти пять помех не отброшены, монах считает это долгом, болезнью, тюрьмой, рабством, дорогой через безлюдную местность. Но когда эти пять помех отброшены, он считает это отсутствием долгов, хорошим здоровьем, освобождением из тюрьмы, свободой, безопасным местом. Видя, что они отброшены, он доволен. Довольный, он приходит в восторг. С восторгом, его тело успокаивается. Когда его тело спокойно, он чувствителен к удовольствию. Когда он чувствует удовольствие, у него сосредоточивается ум.

Совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акушала-дхамма), – входит и остается в первой джхане: восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые направленной мыслью (витакка) и анализом (вичара)...

II. Комментарий

А. Метафоры помех

В тексте сутры говорится: "Аналогично, пока эти пять помех не отброшены, монах считает это долгом, болезнью, тюрьмой, рабством, дорогой через безлюдную местность".

Здесь Благословенный показывает, что не устраненная помеха чувственного желания похожа на долг, а другие помехи похожи на болезнь, и так далее. Эти метафоры нужно понимать так:

Чувственное желание

Человек взял в долг, но разорился. Теперь, если его кредиторы, говоря, чтобы он вернул долг, грубо говорят с ним, угрожают ему или бьют его, он не может ответить тем же и вынужден все это терпеть. Он терпит именно потому, что должен.

Аналогично, если человек полон чувственного желания к другому человеку, то он привязан к нему, полный страсти к предмету своих желаний. Даже если этот человек грубо с ним говорит, угрожает ему или бьет его, он вынужден все это терпеть. Он терпит именно потому, что испытывает чувственное желание. В этом смысле чувственное желание похоже на долг.

Недоброжелательность

Если человек страдает от разлития желчи, и ему дают даже мед и сахар, он не получает удовольствия от их вкуса, из-за разлития желчи; он только срыгнет это, жалуясь: "Горькое, горькое!".

Аналогично, если человеку со злым темпераментом его учитель или наставник делает самое незначительное замечание, желая ему добра, то он не принимает совет. Говоря: "Вы меня изводите!", он выходит из Сангхи, или уходит блуждать вокруг. Точно так же, как человеку с разлитием желчи не нравится вкус меда и сахара, так и тому, кто болен злостью, не нравится вкус указаний Будды, состоящих в удовольствии джхан, и т. д. В этом смысле недоброжелательность похожа на болезнь.

Лень и сонливость

Одного человека держали в тюрьме во время дня фестиваля, так что он не мог наблюдать ни начала, ни середины, ни конца празднования. Когда его освобождают на следующий день, и он слышит, как люди говорят: "О, каким прекрасным был вчерашний фестиваль! Ах, эти танцы и песни!" - он не может ничего ответить. Почему? Потому что он сам не получил удовольствия от фестиваля.

Аналогично, даже если читается очень красноречивая проповедь Дхаммы, монах, которого одолела лень и сонливость, не воспринимает ее начала, середины и конца. Когда после проповеди он слышит, как ее хвалят: "Как приятно было слушать Дхамму! Какая интересная была тема и какие хорошие метафоры!" – он не может сказать ни слова. Почему? Потому что из-за лени и сонливости он не получил удовольствия от проповеди. В этом смысле лень и сонливость можно сравнить с заключением в тюрьму.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.