Социально-демографическая, философско-культурологическая и социально-психологическая специфика субкультуры «брони» за рубежом и в России. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Социально-демографическая, философско-культурологическая и социально-психологическая специфика субкультуры «брони» за рубежом и в России.

2017-07-31 327
Социально-демографическая, философско-культурологическая и социально-психологическая специфика субкультуры «брони» за рубежом и в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В данном параграфе мы по будем опираться на промежуточные результаты западного социально-психологического исследования данной субкультуры – «Brony Study» [1], которые включают в себя достаточно полное и всестороннее описание данной субкультуры. Мы поступаем так, поскольку в русскоязычном сегменте подобных исследований не представлено.

Итак, как нами уже было описано ранее во введении, субкультура «Брони» представляет из себя молодежное сообщество, включающее в себя людей от 10 до 30-40 лет, средний возраст представителя данной субкультуры – менее 20 лет. Преобладающее большинство по полу составляют мужчины (в соотношении 1:6).

Сам сериал представляет собой 4-ое поколение мультфильма о разноцветных лошадках (пони) и их приключениях, изначальная цель создания которого–продажа игрушек, производимых компанией Hasbro в 1980-х. Отличительной чертой первого поколения считаются проработанные и детализированные антагонисты, современное же поколение сериала цениться за целое многообразие особенностей, среди которых: юмор, персонажи (полноценное раскрытие их образов в сериале), разумность (т.е. глубокая проработка сценария, а также различные лингвистические уловки и визуальные отсылки, направленные на зрителей разного возраста), интересный сюжет и постановка (т.е. хорошая анимация, озвучка и проработанная внешность всех персонажей сериала). Целевая аудитория сериала, вокруг которого сформировалось сообщество делится на детей в возрасте до 10 лет (декларируемая целевая аудитория), меньшая часть из которых относится к субкультуре; и самих «Брони» – мужчин и женщин от старше-подросткового до «среднего» возраста.

В рамках нашего исследования, одним из значимых критериев описания членов данной субкультуры является декларируемая сексуальная ориентация, т.к. мы в том числе будем оценивать\изучать тип и выраженность гендерной и личностной самооценки представителей данной субкультуры. Так, большинство брони считают себя гетеросексуалами (70%), бисексуальны 12%, и асексульны по данным статистики – 9% (другие показатели менее информативны). [1] На данный момент в Западной Европе расположен 21% всей численности брони. Исследование численности брони в другой части Евроазиатского континента не проводилось или число респондентов, проживающих в указанном ареале оказалось статистически незначительным (>1%).

В субкультуре «Брони» выделяют 4 подгруппы её представителей, которые, по мнению ученых [1], значимо повлияли на становление сообщества. Это:

1- «Хипстеры», то есть те люди, которые увлеклись фандомом, исходя из забавляющей их мысли о том, что взрослые люди смотрят детские мультфильмы и состоят в сообществе их любителей. Когда же фандом начал формироваться именно как отдельная субкультура, эти люди примкнули к числу «Брони», в угоду модности данного течения. Их приверженность сериалу довольно слаба, однако они привносят в него что-то своё, популяризируя идеи, образы, входящие в структуру данного сериала.

2- Несчастные брони, т.е. те люди, которые пришли к фандому исходя из чувства гнетущего одиночества или непринятия в их ближайшем окружении. Сильной опорой в сообществе для них является предоставляемая им поддержка и понимание, за которой они нередко обращаются. Сериал стал для них примером утопического образа мира, где нет зла и насилия, персонажи представляли для них некую референтную группу личностей, с которыми они хотели бы себя ассоциировать или сосуществовать. Данный тип брони послужил основой для формирования эмоционального фона внутри субкультуры, отличительными чертами которого являются полное принятие, доброжелательность и дружелюбность. Таким образом, они нехотя поспособствовали формулированию, созданию основного «лозунга» Брони-сообщества – «Любовь, понимание и толерантность», в то время как само сообщество стало для них местом для общения со схожими по интересам, близкими людьми, создания дружеских отношений, в которых их принимали бы такими, какие они есть и для реализации своих идей и положительных переживаний. В целом, фандом представляет для них одну из основных референтных групп.

3- Умеренные брони, это те люди, которых фандом увлекал постепенно; они сталкивались с внешней атрибутикой, связанной с сериалом в повседневной жизни и в результате, их интерес перерос в реальную принадлежность к сообществу, когда они сами начали смотреть сериал, относясь к нему как к развлечению, нежели как к способу решения личностных проблем. В просмотре сериала их привлекает его содержательный компонент (юмор, сюжет, персонажи и т.д.,). Однако их особенность заключается в том, что в набольшей степени, в сериале их влечет желание снова оказаться детьми, прочувствовать специфические переживания из детства, ощутить ностальгию. Как выделяет автор [1], представители данной подгруппы брони обычно наиболее социально-адаптированы (имеют высокое образование, полную семью и большой круг общения, их характеризует обще-положительная оценка своей жизни).

4- Творцы, это те брони, кто в полной мере реализует функцию субкультуры, как сферы для самореализации. Для них мультфильм и его фанаты создают потенциал для творчества и часто являются основным источником вдохновения. Вклад данных членов сообщества в субкультуру не оценим, они порождают множество продуктов творческой деятельности, которые поддерживают жизнедеятельность всего фандома как самобытной культуры и сообщества; они создают «средства коммуникации» с другими людьми. Без подобных продуктов самовыражения и самодеятельности в субкультуре, многие нынешние брони могли бы не узнать о существовании фэндома.

Отдельно стоит выделить функции и пути взаимодействия брони в границах сообщества. Очевидно, что в век развития компьютерных технологий и средств коммуникации, взаимодействие членов данного сообщества может происходить в двух различных «ипостасях»:

1) В интернете – это та форма общения, из которой «Брони» сообщество частично берет свое начало (поскольку первые элементы субкультурного творчества были продвинуты именно на различных тематических и нетематических интернет-форумах вроде сайта «4chan») и которая представляет собой «хребет» субкультуры, формируя вокруг себя всю систему коммуникации и поддержания жизнедеятельности фандома в рамках Всемирной паутины. В частности, посредством интернет-ресурсов о брони-сообществе узнали официальные новостные источники, включая региональные СМИ, и отдельные известные личности, которые в последствие также стали фанатами данного сериала;

2) В реальной жизни – здесь общение членов брони-сообщества происходит на тематических «конвентах» (фестивалях\конференциях), которые изначально не имели специфической направленности, но затем возник общий для всех членов сообщества фестиваль – BronyCon, на который приезжает огромное число представителей данной субкультуры и куда (на Западе) часто приезжают создатели сериала и исследователи субкультуры, для того, чтобы побеседовать с фанатами и рассказать о предстоящих событиях\нововведениях в сериале.

На волне роста популярности данной субкультуры на территории России, одной, а затем и несколькими инициативными группами людей стали создаваться мероприятия, также посвященные тематике брони-сообщества. Основным из таких мероприятий, обладающим резонансом в рамках нашей страны является ежегодный фестиваль – RuBronyCon. (проходит с 2011 г.) К участию в нем приглашаются люди, создающие оригинальные предметы атрибутики; развлекательные программы и конкурсы; субкультурные творческие группы, а также нередко в них участвуют люди, участвующие в адаптации сериала в русскоязычном сегменте.

Цитата с официального сайта фестиваля – rubronycon.ru:

«Данное мероприятие — некоммерческий проект. Организаторы считают, что главная цель конвента — устроить большой праздник для единомышленников. Весь конвент, от и до, делается энтузиастами за собственные деньги и средства от продажи билетов идут лишь на покрытие расходов за проведение фестиваля.» [6]

В настоящий момент конвент также проходит раз в год, однако в этом году он не анонсировался.

Далее, стоит описать функции общения брони, которые были выделены исследователями:

1) Развлечение – эта функция несет в себе цель ознакомления с продуктами творчества подгруппы «творцов-брони», в рамках различных медиа-материалов, сделанных другими брони. Дополнительно, данная функция имеет и некую «терапевтическую», поддерживающую сторону для категории «несчастных брони».

2) Поддержка – данная функция общения является основной из высокоценных для брони-сообщества. Многочисленные тематические интернет-группы и форумы создают для его членов глобальную группу поддержки во многих трудных жизненных ситуациях. Помощь и поддержка оказываются друг другу людьми, которые могут быть вовсе незнакомы. И тем не менее, брони чувствуют себя гораздо более близкими к друг другу, нежели к тем, кто находится вне сообщества. Терапевтический эффект такого общения был зафиксирован несколькими школьными психологами, которые рекомендовали «несчастным Брони» продолжать общение с другими членами сообщества по сети. Известно о случаях, когда терапевтический эффект был вызван самим сериалом, у людей, пытающихся преодолеть страх смерти [1].

3) Ирония – как возможность подшучивать над членами своего же сообщества, образованного вокруг детского сериала «про цветных лошадок», сам факт принадлежности к чему-то столь нетипичному может стать основой для самоиронии и контекстных шуток внутри брони-сообщества, приносящих его членам некое удовлетворение.

Подводя итоги рассмотренного выше материала, мы можем сделать вывод, что те подгруппы и категории брони, что были выделены в описанном нами в исследовании, дают достаточно четкое представление о специфике, которую в себе несет член данной субкультуры как индивидуальность, относительного его взглядов на мир или причин вступления в сообщество.

Таким образом, для проверки одной из гипотез нашего исследования, мы можем вернуться к описанным нами ранее критериям (табл. 1) выделения субкультуры как «специфической подгруппы», имеющей особенности внутреннего и внешнего взаимодействия, и попробовать провести анализ на соответствие изучаемой нами субкультуры общим для различных классификаций критериям субкультур.

Основной для нашего анализа будет классификация критериев, приведенная в работе Кичмана Д. Н. [7]

Таблица 1.

Критерии выделения субкультуры как "специфической подгруппы"

Критерии Соответствие
Мотивация самопрезентации Согласно приведенной нами в данном параграфе классификации «подгрупп» брони, данная мотивация несомненно присутствует, реализуясь через подгруппы «творцов» и «несчастных», первые из которых находят в субкультуре средство творческого самовыражения, распространяющееся за пределы сообщества, а вторые, как и было описано, находят в сообществе место для своей самоидентичности, которая внутри реализуется и поддерживается через безусловное принятие и толерантность, а внешне через распространение своего мировоззрения и специфическую атрибутику.
  Обязательная атрибутивность Старичкова [13] указывала на то, что повышенная атрибутивность и стремление к единению с «образом» субкультуры наиболее выражено на первых порах принадлежности к ней, как механизм социальной идентичности, однако в нашем случае специфическая атрибутика и вообще стремление к атрибуции своей принадлежности к данной субкультуре несомненно присутствует, но оно в большинстве своем проявляется в постепенно, по мере вхождения человека именно в сообщество людей, принадлежащих к этой субкультуре, и углубления соответствующего этому образа «Я» как члена данной субкультуры, человека, искренне принадлежащего к ней. Исключением является подгруппа «хипстеров», которые хотят через атрибутику выразить свою принадлежность не столь к самой субкультуре, сколько к чему-то модному и популярному. [1]
Наличие общественного кредита Если рассматривать эту характеристику как некое отношение общества к определенной субкультуре или конкретному её представителю, то можно сказать, что наиболее значимым для «Брони» ресурсом, которым им предоставляет общество является, как ни странно, площадка–пространство для проведения тех или иных фестивалей, поскольку именно благодаря им сообщество может взаимодействовать, развиваться и т.д., а общество может через них знакомится с самой субкультурой.
Наличие собственной идеологии и ценностной базы Основными элементами групповой и субкультурной идеологии являются: идея безусловного принятия (толерантности) и доброты, идея открытости и дружелюбия к ближнему, идея личностного и творческого саморазвития через усвоение положительных качеств и навыков дружбы от персонажей сериала и\или от самого сообщества. Эти же качества и идеи являются основными субкультурными ценностями.
Условия сохранения стабильности субкультуры   Согласно перечню факторов, влияющих на выход человека из субкультуры или наоборот на стабильность его в ней положения [8], в субкультуре «Брони» присутствует некий внутренний продуктивный стержень совместной деятельности (будь то творчество, общение или организация мероприятий), однако такие факторы, как развитие кругозора и сферы интересов каждого отдельного её члена, выход из неё каких-то выдающихся творческих или иных личностей, расширение каких-то более общих и менее специфичных для этой субкультуры видов деятельности или активности может сильно пошатнуть её положение в обществе вовне и для сообщества внутри относительно того, чем эта субкультура все ещё отличается от официальной культуры или может заинтересовать окружающих.
Внутренний межличностный обмен Как мы уже отмечали ранее-активное общение «Брони» между собой преимущественно происходит через различные интернет ресурсы и форумы, где эта субкультура брала свое начало. В настоящее время, их взаимодействие все чаще происходит и в живую, на различных тематических «конвентах» и фестивалях, где люди, ранее знакомые лишь в интернете, способны непосредственно пообщаться с близкими по духу.
Наличие протестной базы по отношению к соц. стереотипам Данная субкультура не несет в себе прямых протестных к обществу идей или ценностей, её деятельность во вне преимущественно направлена распространение идеи всеобщего, всеобъемлющего принятия (людей такими, какие они есть, в частности по отношению к их ориентации) и понимания, а также, на расширение границ применения тех положительных принципов, что «передает» сериал. Основной стереотип, с которым борется сообщество-это искаженное представление о самих «брони» в свете того, что большинство членов данной субкультуры мужчины, в то время как сам сериал предназначен в первую очередь для девочек в возрасте до 10 лет.

 

Однако несомненно, психологические характеристики и иные аспекты особенностей социальной адаптации членов данной субкультуры ещё малоизучены и должны подвергнуться подробному анализу и диагностике. Также стоит отметить, что информация, представленная в данном параграфе, содержит видение западных исследователей и анализ сравнительно большой базы ответов преимущественно западных (англоговорящих) респондентов, и соответственно, достоверность этих результатов относительно отечественных «Брони» может быть неточной, однако пока это единственное столь целостное проведенное исследование, на которое мы можем опираться. Согласно намеченной структуре нашего исследования и его целей, следующим аспектом, на который стоит обратить внимание – это понятие «социальной адаптации» и её особенностей у представителей различных субкультур, а также методы её диагностики.

Глава 2. Особенности социальной адаптации представителей субкультур и методы её исследования (на примере субкультуры брони).


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.