Современные зарубежные и отечественные исследования психологических особенностей представителей субкультур типа «брони». — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Современные зарубежные и отечественные исследования психологических особенностей представителей субкультур типа «брони».

2017-07-31 370
Современные зарубежные и отечественные исследования психологических особенностей представителей субкультур типа «брони». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В рамках данного параграфа может быть описан теоретический и практический подход к изучению данной специфики; возможен более широкий или более узкий взгляд на особенности представителей субкультур.

Не сразу становится очевидно, какие субкультуры возможно отнести к определению «типа брони», но ссылаясь на описание данной субкультуры во введении к нашему исследованию и обобщая критерии и типологии, описанные в первом параграфе, можно понять, что по большинству критериев эта субкультура асоциальная или просоциальная, адаптивная (поскольку она пришла в Россию из-за рубежа), несомненно молодежная в широком смысле слова (т.е. не ограниченная возрастом, а являющаяся «общностью рассеянных событий» [5]) и соответствующая ряду критериев, позволяющих отнести её к подряду феноменов «субкультура» (из работы Кичмана Д.Н. [5] (стр. 18)).

Отсюда, подходящими для анализа в рамках данного параграфа нам кажутся работы Старичковой О.И.; Писаревской Д.Б. и Глебовой Е.А. Также здесь будет уместным дополнить содержание материалами из статьи Логвиновых М.И. и Т.И.

Начнем с работы Старичковой О.И., в которой затрагиваются вопросы социальной и культурной идентичности, динамики образа «Я» у представителей конкретной субкультуры. Она подмечает, что изучение личности отдельного члена субкультуры, его личностной идентичности, иногда может быть гораздо более значимым объектом изучения, нежели его социальные идентичности (семейные, профессиональные и т.д.). [13] Собственно социальная и личностная идентичность и являются теми специфическими психологическими особенностями члена субкультуры, которые она исследует.

Формулируя гипотезы своего исследования, Старичкова очевидно опиралась на представления о субкультуре Шабанова Л.В. [16], который говорил о том, что в процессе пребывания человека в данной социальной структуре, меняются его представления о себе как о члене группы, увеличивается степень включенности в группу, и уровень общности когнитивных образов «Я» и группы и т.д. Эти критерии она и выбирает как обобщающие для описания динамики социальной идентичности члена субкультурной группы. Хочется отметить, что предмет её исследования (степень сформированности социальной идентичности в субкультурной группе) может быть интересен в применении к любой субкультурной и социальной группе, мыслящей себя как единенной. В результате своего исследования, Старичкова выделяет два механизма формирования (поддержания) социальной идентичности у члена субкультурной группы: 1) Идентификация с образом субкультуры (интериоризация групповых характеристик), который активен на первых порах вступления в определенную группу; 2) Принятие субкультурных ценностей (и в последствие их частичное отождествление с личностными ценностями у индивида), который функционирует на более поздних этапах.

Однако, хоть отождествление (соотношение) образа себя и образа группы и имеет бОльшую представленность на первых этапах активного становления идентичности индивида внутри субкультурной группы, в это же время его личностная идентичность может существовать в неких антагонистических отношениях с этой идентичностью, поскольку приписывание себе всех групповых черт противоречит желанию индивида отличаться от большинства и чувствовать себя уникальным. [13] Так, лишь спустя некоторое время пребывания индивида в группе, «накал страстей» между этими двумя конструктами снижается, за счет четкой дифференциации собственного Я-образа от образов других своих групповых идентичностей и высокого уровня сформированности групповой идентичности.

В своем исследовании Старичкова выделила «стадии» прохождения этапов формирования и соотношения социальной (групповой) и личностной идентичности: а) Осознание достаточно развитой социальной идентичности как части смыслообразования в жизни респондента, который способен противопоставить или разделить свою личностную и групповую идентичность; б) Осознание социальной идентичности как способности к самореализации существует у респондента, который так же довольно адекватен в своей личностной и групповой идентичности, однако его идентификация в других сферах более выражена; в) Принадлежность к субкультурной группе оценивается лишь как часть досуга респондентами, которые предположительно находятся на стадии диффузии идентичности. [13]

Практическую значимость исследование автора находит в условиях психологического консультирования, «поскольку анализ разнообразных функций субкультуры для ее носителей позволяет дифференцировать компенсаторные функции субкультурной группы, от функций, способствующих самореализации, личностному развитию, которые также могут быть реализованы в субкультурной среде.» [13]

Эту же цель имеем для себя и мы, по отношению к результатам нашего настоящего и будущих исследований.

В работе Глебовой Е.А. описан общий научный взгляд на практическую работу с представителями субкультур и изучение их психологических особенностей. Взяв за основу педагогический подход к данному процессу, она раскрывает специфику и актуальность организации и проведения практических мероприятий с представителями молодежных субкультур, нацеленных на «стимулирование положительных ресурсов субкультуры и снижение ее отрицательного влияния» [4]. По её мнению, данная проблема остро стоит в педагогике и способна затрагивать все структуры общества, в которых находится подросток. Как пример проблематизации отношения государственных структур, связанных с молодежной политикой к присутствию в обществе субкультур, автор упоминает то, что участники субкультур отрицательной направленности вообще не относятся к категории группы риска среди молодежи. [4]

В своей работе Глебова опирается на опыт зарубежных психологов и педагогов, поскольку именно там были впервые разработаны и превращены в жизнь способы работы с представителями субкультур, в частности субкультур современных направлений; разработана эффективная молодежная политика бесконфликтной интеграции молодежи в общество и другие законы о помощи молодежи; также там «осуществляется социально-педагогическая работа с молодежью группы риска, в том числе и с участниками отрицательных молодежных субкультур».[4]

Как приоритетные направления педагогической работы с подростками, входящими в определенные субкультуры, Глебова выделила в своем исследовании: а) использование альтернативных образовательно-дисциплинарных программ (включающих психологическое и социально-педагогическое консультирование, включение в общественно-полезную волонтерскую деятельность),

б) мобильная работа с молодежью (т.е. оказание педагогической и психологической помощи подросткам в местах их наиболее частого пребывания);

в) использование профилактико-превентивных программ (оказание помощи в условиях социального становления молодых людей, для предупреждения возникновения у них чувства социальной изоляции или отчуждения, способствующего вступлению в субкультуры антисоциальной направленности). [4]

В то же время, основными методами работы с подростками-членами субкультур являются: а) индивидуальное и групповое консультирование; б) просветительские беседы (также групповые или индивидуальные, нацеленные на развитие критического мышления и принятие взвешенных решений), в) метод положительного примера (участие в мероприятиях бывших представителей отрицательных субкультур).

Важно заметить, что критерием, относительно которого классифицируются субкультуры, в данной работе описан как «девиантность» в зарубежных исследованиях (откуда следует разделение на просоциальные, асоциальные и антисоциальные субкультуры, как в работе Логвиновых) и как «необходимость педагогического воздействия» в отечественных исследованиях.

В проведенном исследователем анализе предпосылок и процессов формирования различных субкультур [4], наиболее интересными и значимыми для нашего исследования являются 3-я и 4-ая предпосылка:

3-я предпосылка – ухудшение условий учебы и жизни студентов, оказавшее большое влияние на оформление социальной активности молодых людей. Что повлекло за собой возникновение, развитие таких субкультур, как панки, хиппи, скинхеды. Данная предпосылка важна для нашего исследования, поскольку во многих исследованиях, затрагивающих специфику субкультур фигурируют именно данные субкультуры; и именно их часто берут в сравнение с какими-либо другими субкультурами, создавая новые границы для включения субкультуры в ту или иную типологию, что дает нам основание в дальнейшем применить тот же прием.

4-ая предпосылка – субкультура в настоящее время развивается под влиянием глобализационных процессов, развития Всемирной интернет-паутины и усовершенствования средств массовой информации. Что значимо для нашего исследования, поскольку она создает (или предполагает) возможность для развития дальнейших исследований как посредством интернет-паутины, так и через анализ тех или иных интернет-ресурсов, представляющих собой продукт или структуру развития определенной субкультуры, которая благодаря этим продуктам сохраняет устойчивость.

Все эти предпосылки затрагивают проблематику работы с представителями субкультур в различных социальных сферах и институтах и подчеркивают значимость проведения исследований, подобных нашему и\или Старичковой О.И. и применения их результатов на практике.

Несмотря на то, что данное исследование затрагивает методы психолого-педагогической работы с представителями субкультур, его значимость при проведении психопрофилактических мероприятий и оказании психологической помощи членам субкультур довольно велика.

Возвращаясь к исследованиям конкретных субкультур стоит обратиться к исследованию Писаревской Д.Б. в котором, она исследует такую специфическую, довольно самобытную субкультуру, как «ролевики» (субкультура ролевых игр).

В самом начале своего исследования, она говорит о том, что в следствие того, что культура характеризуется «мозаичностью», столь важный процесс самоидентификации человека «осуществляется в разнообразных пластах и аспектах, в том числе в тех областях (…) которые традиционно ассоциировались с досугом, увлечениями, хобби». [11] Так, она снова отсылает нас к вопросу о происхождении, формировании личностной самоидентичности и ценностных ориентаций членов субкультур. Среди различных характеристик членов исследуемой субкультуры Писаревская выделяет высокую теоретическую рефлексивность участников ролевых игр, способствующую диалогическому и продуктивному развитию данной субкультуры, выражаясь в продуктах её деятельности, позволяющих более подробно изучать её с точки зрения внутрисубкультурных тенденций, в т. ч. к трансляции своих ценностей в общепризнанную, официальную культуру.

Как указывает автор, проявления внешней атрибутивности своего отношения к данному сообществу имелось только на первом этапе его формирования, однако на последующих этапах данные процессы сошли на нет. (о чем и говорила Старичкова [13])

Несмотря на неоднозначную степень соотношения личностной и групповой самоидентификации у членов данной субкультуры, сами ролевые игры в общем понимаются ими как «ядро субкультуры, позволяющее ее носителям поддерживать свою идентичность». [11]

Важный аспект социо-психологического анализа данной субкультуры-это особенности процесса её «социализации» – вхождения в общество и построения взаимодействия с ним в рамках диалога. [11] Разрозненные взгляды членов субкультуры на эту проблематику достаточно полно характеризуют позиции, представленные во многих исследованиях, связанных с интеграцией или социализацией субкультур. Данные разногласия находят свое отражение и в деятельности самих участников ролевого сообщества [11], которые участвуют во внутренней конкуренции определенных мастерских групп, команд, возникшую в результате стремления создать более популярный и массовый или же наоборот, более специфический и оригинальный контент[1].

Ещё один аспект социализации данного сообщества – это коммерциализация его различных структур и потребностей, делающих его более доступным и\или технически оснащенным. Третья тенденция к социализации данного сообщества-это то, что «ролевые игры начинают пониматься не столько как искусство исполнения своей роли, сколько как воссоздание внешней атмосферы конкретного игрового мира» [11], так автор хочет подчеркнуть тот новый этап в построении атрибутики и соотношения себя (с определенным отыгрываемым временем), который характеризуется устойчивым стремлением к полному совпадению с описываемой эпохой в плане характеристик, не относящихся к личности. Хоть в сообществе остро стоит проблема социализации, вокруг неё множество разногласий, «ролевики» все равно сознают своё единство и самоидентификацию как со своей, так и с базовой культурой, они сознают себя носителями ценностей обеих культур.

Обобщая все изложенные в параграфе данные и материалы, можно сказать о том, что хоть в самом определении термина «субкультура» ученые ещё не определились, работы, посвященные разработке данной проблематики в различных сферах научного познания, шагнули далеко вперед. Это позволяет уже рассматривать внутригрупповые процессы в субкультурах, особенности их личностной самоидентичности, процессы социализации тех или иных субкультур, а также описывать их общую систему функционирования. Всё это позволяет заявить, что проведение исследований субкультур в целом создает серьёзную базу для разработки различных педагогических программ, доработки законопроектов, касающихся молодежной политики; способствует развитию практики психологического консультирования в направлении работы с представителями субкультур; позволяет развернуть многие процессы, происходящие в субкультуре и проанализировать их с т. з. различных подходов. Относительно тематики нашего исследования, из этих работ мы можем почерпнуть уже обнаруженные особенности процесса социализации субкультур, оценить, насколько информативными могут быть работы, содержащие качественные методы исследования, а также в очередной раз убедится в необходимости существенных исследований, в том числе междисциплинарных, как можно большего числа субкультур. Исходя из данных, о психологических особенностях представителей субкультур типа «Брони», нам стоит обратить внимание на ту субкультуру, которой посвящено данное исследование, что задает тематику следующего параграфа нашей работы – Социально-демографическая, философско-культурологическая и социально-психологическая специфика субкультуры «брони» за рубежом и в России.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.