Глава 1. Современные психологические и иные подходы к исследованию субкультур. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 1. Современные психологические и иные подходы к исследованию субкультур.

2017-07-31 477
Глава 1. Современные психологические и иные подходы к исследованию субкультур. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Современные психологические и иные подходы к исследованию субкультур. 7

1.1 Социально-психологические и иные подходы к изучению феномена субкультуры и к их классификации за рубежом и в России. 7

1.2 Современные зарубежные и отечественные исследования психологических особенностей представителей субкультур типа «брони». 17

1.3 Социально-демографическая, философско-культурологическая и социально-психологическая специфика субкультуры «брони» за рубежом и в России. 25

Глава 2. Особенности социальной адаптации представителей субкультур и методы её исследования (на примере субкультуры брони). 34

2.1 Понятие «социальная адаптация» в работах зарубежных и отечественных психологов: история и современность. 34

2.2 Зарубежные и отечественные исследования особенностей социальной адаптации представителей отдельных субкультур. 40

ВЫВОДЫ.. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 55

 

 


 

Введение

Согласно утвержденной теме, данная работа будет посвящена исследованию такого социально-психологического феномена, как субкультуры, и особенностям их социальной адаптации. Прежде чем начать нашу работу, стоило бы охарактеризовать то, почему разработка и исследование данных феноменологических явлений, их структура и специфика являются актуальными.

С точки зрения социально-культурно контекста, феномен субкультур является частью современного социума, который впервые возник в 50-х годах прошлого века и по сей день остается недостаточно понятым и объясненным как целое в любом из гуманитарных направлений научного знания. В рамках данного феномена, сам социально-культурный контекст способен видоизменяться, приобретая новые формы и специфику, контраст. Данное явление не может оставаться без внимания, и потому, изучение социально-психологических особенностей представителей субкультур может привнести в психологию знание о том, каково видение данного контекста в рамках определенных субкультур и каковы особенности личности, входящей в один из таких социально-психологических феноменов.

С точки зрения психологической науки и её отраслей,социально-психологический феномен субкультуры имеет свою специфику, критерии и определение, однако даже в структуре одной отрасли психологической науки оно может разниться в акцентах. Стоит отметить, что в психологии, разработка проблематики субкультур не отстает от подобных разработок в наиболее приближенной к ней науке-социологии, напротив, она способна эффективно углублять и расширять знания о человеке в группе и психологии групп в целом, что востребовано и в других смежных науках. Поэтому, основной причиной, по которой проблематика субкультур актуальна в рамках психологической науки – это вопрос о личностных особенностях и взглядах, разделяемых индивидом в рамках субкультуры, к которой он принадлежит.

С точки зрения психологической практики,данная проблематика затрагивает вопрос специфики работы психолога-практика с представителями субкультур: как в рамках образовательных учреждений, где это может стать предметом отдельного направления психологической помощи подросткам или общей психолого-просветительской программы; так в и целом в его консультативной или иной практике, в которой знания о психологических особенностях представителей различных субкультур могут помочь ему наиболее эффективно простроить процесс работы.

Актуальность проводимого исследования определяется отсутствием в русскоязычном сегменте полноценных источников и литературы, описывающих исследуемую нами субкультуру, исходя из чего данная работа несет в себе определенную научную новизну.

Исследуя особенности социальной адаптации представителей субкультур, нам следует сконцентрироваться на одной уже существующей субкультуре, в рамках которой можно было бы рассмотреть интересующие нас психологические аспекты протекания изучаемого процесса. И в данном случае такой субкультурой является субкультура «Брони».

Термин «Brony» был сформирован от сочетания двух слов «brother» – брат и «pony» – пони, что обозначает единство, братство членов данной субкультуры, а также определяет их как фанатов мультсериала «My little pony: Friendship is magic» (Мой маленький пони: Дружба – это чудо). Как фэндом, субкультура, данное общество сформировалось в 2010-11 годах в США, когда в связи с выпуском серии игрушек и аксессуаров для них на экран вышел мультсериал, изначально нацеленный на аудиторию девочек младшего возраста, который в последствие приобрел значительную популярность среди аудитории мужчин среднего и старшего возраста, которые на данный момент представляют собой основную массу носителей данной субкультуры. Феномен брони-сообщества распространен по всему миру, в том числе в России. Преобладающими регионами по численности представителей данной субкультуры являются Северная Америка и Западная Европа.

Объектом изучения данный феномен стал в 2011 году, когда психиатр, доктор Патрик Эдвардс и нейропсихолог, доктор Марша Редден начали социо-психологическое исследование «Brony Study», которое продолжается и по сей день. Иных научных исследований данного феномена ни в зарубежной ни в отечественной психологии не представлено.

В данное сообщество входят юноши и мужчины старше 20 лет, соотношение мужчин к женщинам 87% против 13%. Примерно 43% членов сообщества получают или уже имеют высшее образование, 70% являются гетеросексуалами. Люди, входящие в данную субкультуру, часто страдают от негативных переживаний, связанных с агрессией или неприятием их ближайшим окружением, негативных взглядов на свою жизнь. Также, их может увлекать возможность снова почувствовать себя детьми, ощутить ностальгию. Сообщество становится для них площадкой для самореализации, способом поиска новых знакомых. Для «Брони» свойственно доброжелательное и миролюбивое отношение к окружающим, многие члены сообщества занимаются творчеством и благотворительностью.

Исходя из особенностей гендерной составляющей данной субкультуры и рознящихся причин вступления в брони-сообщество наше исследование будет посвящено исследованию особенностей социальной адаптации членов субкультуры «Брони».

Основой описания данного сообщества как субкультуры служат работы следующих авторов: Логвинова М. И., Логвинова Т. И., Волкова В.В. и других. Особенности различных субкультур и принципы их описания взяты из работ Старичковой О. И., Глебовой Е. А. и других. Описание структуры и особенностей «Брони» как отдельной субкультуры основано на статье авторов западного исследования данной субкультуры – доктора Патрика Эдвардса и доктора Марши Редден. Частные моменты описания специфики социальной адаптации отдельных субкультур и самого понятия социальной адаптации также взяты из работ Михайловой Ю. Д., Лукова В.А. и других.

 

Цель нашего исследования: выявить и описать особенности социальной адаптации у представителей субкультуры «Брони» путем анализа соответствующей научной литературы.

Объект исследования: социально-психологический феномен субкультур.

Предмет исследования: процесс социальной адаптации членов субкультур (на примере субкультуры «Брони»).

Основной гипотезой данного исследования являются следующее положение:

1) Феномен сообщества «Брони» представляет собой ранее не описанную в русскоязычном сегменте субкультуру.

Исходя из цели и гипотезы, задачами нашегоисследования являются:

1) Определение понятия субкультуры и его критериев.

2) Выявление возможности отнесения брони к данному понятию.

3) Определение понятия социальной адаптации и его особенностей в рамках отдельных субкультур.

4) Выявление особенностей протекания процесса социальной адаптации у людей, принадлежащих к субкультуре «Брони».

5) Подбор исследовательского инструментария; создание электронной базы данных.

Методы, используемые в нашем исследовании: теоретический анализ научной литературы, её обобщение, структурирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая работа была посвящена изучению особенностей социальной адаптации представителей субкультур, на примере субкультуры «Брони». Предварительно была выдвинута следующая гипотеза:
- Феномен сообщества «Брони» представляет собой ранее не описанную в русскоязычном сегменте субкультуру.

В ходе анализа научной литературы, мы смогли вновь убедиться в том, что как теоретическое, так и практическое исследование субкультур имеет большую значимость для теории: как способ обогащения общетеоретических знаний относительного этого междисциплинарного феномена; и для практики: как средство расширения практических знаний и навыков психолога для повышения его компетенции в процессе взаимодействия с представителями субкультур в совершенно различных областях практики и социальных институтах.

Отдельно стоит отметить, что сам проведенный нами анализ охватывает довольно большую часть существующих теоретических и научных подходов, взглядов на изучаемые нами аспекты феномена субкультур и специфику их социальной адаптации, а также на сам процесс социальной адаптации в целом.

По итогу проведенной работы, нами были получены объемные научные данные об основных структурных элементах феномена субкультуры, специфике их классификации; процессе социальной адаптации как в целом, так и среди представителей субкультур; а также, сопутствующее этому на протяжении всего исследования достаточно подробное научное описание особенностей исследуемой субкультуры «Брони», в соотношении с описываемыми теоретическими подходами.
В ходе проделанной работе её основная цель была достигнута, основная гипотеза подтверждена. В результате чего были сделаны следующие выводы:

1) Субкультура, как социально-психологический феномен имеет достаточно сложную структуру, и основными её компонентами можно считать специфику восприятия общекультурных ценностей членами субкультуры, изменение социо-культурного контекста внутри субкультуры, а также некоторую принадлежность субъектов субкультуры к определенным внутрисубкультурным и внешне социальным процессам, а также к продуктам деятельности субкультуры. Сюда же можно отнести изменение и зависимость внутренней эго-идентичности индивида, находящегося в субкультуре от его субкультурной-групповой идентичности. Зависимость этих конструктов нестабильна и изменчива, однако её наличие нельзя отрицать.

2) Описанная нами феноменологическая группа «Брони» действительно является субкультурой, согласно анализу, проведенному в пункте 1.3, где были выделены основные механизмы функционирования данной субкультуры, наличие в ней внутренних схем взаимодействия её членов
, выраженной во многих проявлениях специфической картины мира, разделяемой представителями данной субкультуры и транслируемой вовне, а также внешней атрибуции принадлежности к данной субкультуре.

3) Социальная адаптация рассматривается авторами как некая процессуальная ниша, сопутствующая прохождению индивидом определенных этапов развития, а также влияющая на отношение социума к индивиду и возможное достижение им определенных социальных благ и уровня саморазвития. Важным аспектом здесь является процесс «приближения» личностных ценностей к ценностям социальной группы и реализация за этот счет процесса становления личности индивида как независимой. Субкультурной особенностью различных групп в рамках социальной адаптации может стать её специфика в рамках определенных её классификаций или типологий как некая субкультурная черта.

4) Спецификой социальной адаптации членов субкультуры «Брони» является наличие особой подгруппы, формирующей эмоциональный климат сообщества, процесс совместной продуктивной творческой деятельности и активного общения, как фактор сохранения устойчивости субкультуры, а также пропагандируемые в сообществе тенденции к безграничному принятию, добру и пониманию как основополагающий принцип взаимодействия членов субкультуры как внутри неё, так и во вне. На практике к этому прибавляются ещё и функции общения членов этой субкультуры, в частности самоирония, которые являются дополнительными сплочающими факторами.

5) На основе проведенного анализа научной литературы можно выделить значимость психологических особенностей человека, как факторов, влияющих на его вступление в субкультуру и на его поведение как члена субкультуры (внутри неё). В связи нами был определен спектр наиболее значимых психологических качеств индивида, как члена исследуемой субкультуры, таких как-гендерная и личностная самоидентичность, механизмы психологической защиты и копинг-стратегии, а также уровень самооценки; и подобран соответствующий пакет методик в виде электронной базы данных, что в дальнейшем позволит создать модель эмпирического исследования данной субкультуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Edwards, P., & Redden, M. (2014). Brony Subculture Analysis. США. Получено из http://broniepologist.deviantart.com/art/Brony-Subculture-Analysis-282304669

2. Бушмарина, Н. Н. (2008). Молодежные субкультуры как предмет педагогического исследования. Москва.

3. Волкова, В. (2016). Многогранность феномена субкультуры: теоретический и методологический аспекты. Саранск. Получено из www.mrsu.ru/ru/diss/diss.php?ELEMENT_ID=58926

4. Глебова, Е. (2013). Зарубежный опыт педагогической работы с молодежными субкультурами: на материале Великобритании, Германии, США и Канады. Волгоград. Получено из http://www.vspu.ru

5. Кичман, Д. Н. (2016). Особенности социальной адаптации юношей из субкультуры "хикки". МГППУ, ИГП, Москва.

6. Команда RuBronyCon'a. (2016). Что такое РуБрониКон? Получено из RuBronyCon: https://rubronycon.ru/whatis-rbc/

7. Логвинов, И. Н., Логвинова, М. И., Логвинова, Т. И., & Сарычев, С. В. (2014). Социально-психологические подходы к изучению субкультур. Электронный научный журнал Курского Государственного Университета.

8. Логвинова, М. И., & Логвинова, Т. И. (2016). Молодежные субкультуры: психологические аспекты. Научно-методический электронный журнал "Концепт", 569-573.

9. Луков, В. (2015). Молодежные субкультуры в современной России. Знание. Понимание. Умение.

10. Михайлова, Ю. (2008). Япония и Россия: Три столетия взаимных образов. (Ю. Михалова, & М. Стил, Ред.) Санкт-Петербург, Россия: Фольксон: Глобал Ориентал.

11. Писаревская, Д. (2009). Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе. Научная Библиотека ИЭА РАН.

12. Соломатина, С. (2010). Краткий обзор проблемы социализации в исследованиях зарубежных ученых. Мир науки, культуры, образования. (24).

13. Старичкова, О. (2005). Динамика ценностей и образа Я представителей субкультуры: на примере клубов самодеятельной песни. Москва.

14. Субкультуры. (2013). Получено 15 03 2017 г., из http://sub-culture.ru/anime.php

15. Устинова, Е. (2010). Молодежные субкультуры. Психологические предпосылки вступления молодежи в субкультуру. Санкт-Петербург. Получено из http://www.vevivi.ru/best/Molodezhnye-subkultury-ref136980.html

16. Шабанов, Л. В. (2005). Социально-психологические характеристики молодежных субкультур. Томск.

 


[1] Контент–любое содержательное наполнение мероприятия, документа, сайта и т.д.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Современные психологические и иные подходы к исследованию субкультур. 7

1.1 Социально-психологические и иные подходы к изучению феномена субкультуры и к их классификации за рубежом и в России. 7

1.2 Современные зарубежные и отечественные исследования психологических особенностей представителей субкультур типа «брони». 17

1.3 Социально-демографическая, философско-культурологическая и социально-психологическая специфика субкультуры «брони» за рубежом и в России. 25

Глава 2. Особенности социальной адаптации представителей субкультур и методы её исследования (на примере субкультуры брони). 34

2.1 Понятие «социальная адаптация» в работах зарубежных и отечественных психологов: история и современность. 34

2.2 Зарубежные и отечественные исследования особенностей социальной адаптации представителей отдельных субкультур. 40

ВЫВОДЫ.. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 55

 

 


 

Введение

Согласно утвержденной теме, данная работа будет посвящена исследованию такого социально-психологического феномена, как субкультуры, и особенностям их социальной адаптации. Прежде чем начать нашу работу, стоило бы охарактеризовать то, почему разработка и исследование данных феноменологических явлений, их структура и специфика являются актуальными.

С точки зрения социально-культурно контекста, феномен субкультур является частью современного социума, который впервые возник в 50-х годах прошлого века и по сей день остается недостаточно понятым и объясненным как целое в любом из гуманитарных направлений научного знания. В рамках данного феномена, сам социально-культурный контекст способен видоизменяться, приобретая новые формы и специфику, контраст. Данное явление не может оставаться без внимания, и потому, изучение социально-психологических особенностей представителей субкультур может привнести в психологию знание о том, каково видение данного контекста в рамках определенных субкультур и каковы особенности личности, входящей в один из таких социально-психологических феноменов.

С точки зрения психологической науки и её отраслей,социально-психологический феномен субкультуры имеет свою специфику, критерии и определение, однако даже в структуре одной отрасли психологической науки оно может разниться в акцентах. Стоит отметить, что в психологии, разработка проблематики субкультур не отстает от подобных разработок в наиболее приближенной к ней науке-социологии, напротив, она способна эффективно углублять и расширять знания о человеке в группе и психологии групп в целом, что востребовано и в других смежных науках. Поэтому, основной причиной, по которой проблематика субкультур актуальна в рамках психологической науки – это вопрос о личностных особенностях и взглядах, разделяемых индивидом в рамках субкультуры, к которой он принадлежит.

С точки зрения психологической практики,данная проблематика затрагивает вопрос специфики работы психолога-практика с представителями субкультур: как в рамках образовательных учреждений, где это может стать предметом отдельного направления психологической помощи подросткам или общей психолого-просветительской программы; так в и целом в его консультативной или иной практике, в которой знания о психологических особенностях представителей различных субкультур могут помочь ему наиболее эффективно простроить процесс работы.

Актуальность проводимого исследования определяется отсутствием в русскоязычном сегменте полноценных источников и литературы, описывающих исследуемую нами субкультуру, исходя из чего данная работа несет в себе определенную научную новизну.

Исследуя особенности социальной адаптации представителей субкультур, нам следует сконцентрироваться на одной уже существующей субкультуре, в рамках которой можно было бы рассмотреть интересующие нас психологические аспекты протекания изучаемого процесса. И в данном случае такой субкультурой является субкультура «Брони».

Термин «Brony» был сформирован от сочетания двух слов «brother» – брат и «pony» – пони, что обозначает единство, братство членов данной субкультуры, а также определяет их как фанатов мультсериала «My little pony: Friendship is magic» (Мой маленький пони: Дружба – это чудо). Как фэндом, субкультура, данное общество сформировалось в 2010-11 годах в США, когда в связи с выпуском серии игрушек и аксессуаров для них на экран вышел мультсериал, изначально нацеленный на аудиторию девочек младшего возраста, который в последствие приобрел значительную популярность среди аудитории мужчин среднего и старшего возраста, которые на данный момент представляют собой основную массу носителей данной субкультуры. Феномен брони-сообщества распространен по всему миру, в том числе в России. Преобладающими регионами по численности представителей данной субкультуры являются Северная Америка и Западная Европа.

Объектом изучения данный феномен стал в 2011 году, когда психиатр, доктор Патрик Эдвардс и нейропсихолог, доктор Марша Редден начали социо-психологическое исследование «Brony Study», которое продолжается и по сей день. Иных научных исследований данного феномена ни в зарубежной ни в отечественной психологии не представлено.

В данное сообщество входят юноши и мужчины старше 20 лет, соотношение мужчин к женщинам 87% против 13%. Примерно 43% членов сообщества получают или уже имеют высшее образование, 70% являются гетеросексуалами. Люди, входящие в данную субкультуру, часто страдают от негативных переживаний, связанных с агрессией или неприятием их ближайшим окружением, негативных взглядов на свою жизнь. Также, их может увлекать возможность снова почувствовать себя детьми, ощутить ностальгию. Сообщество становится для них площадкой для самореализации, способом поиска новых знакомых. Для «Брони» свойственно доброжелательное и миролюбивое отношение к окружающим, многие члены сообщества занимаются творчеством и благотворительностью.

Исходя из особенностей гендерной составляющей данной субкультуры и рознящихся причин вступления в брони-сообщество наше исследование будет посвящено исследованию особенностей социальной адаптации членов субкультуры «Брони».

Основой описания данного сообщества как субкультуры служат работы следующих авторов: Логвинова М. И., Логвинова Т. И., Волкова В.В. и других. Особенности различных субкультур и принципы их описания взяты из работ Старичковой О. И., Глебовой Е. А. и других. Описание структуры и особенностей «Брони» как отдельной субкультуры основано на статье авторов западного исследования данной субкультуры – доктора Патрика Эдвардса и доктора Марши Редден. Частные моменты описания специфики социальной адаптации отдельных субкультур и самого понятия социальной адаптации также взяты из работ Михайловой Ю. Д., Лукова В.А. и других.

 

Цель нашего исследования: выявить и описать особенности социальной адаптации у представителей субкультуры «Брони» путем анализа соответствующей научной литературы.

Объект исследования: социально-психологический феномен субкультур.

Предмет исследования: процесс социальной адаптации членов субкультур (на примере субкультуры «Брони»).

Основной гипотезой данного исследования являются следующее положение:

1) Феномен сообщества «Брони» представляет собой ранее не описанную в русскоязычном сегменте субкультуру.

Исходя из цели и гипотезы, задачами нашегоисследования являются:

1) Определение понятия субкультуры и его критериев.

2) Выявление возможности отнесения брони к данному понятию.

3) Определение понятия социальной адаптации и его особенностей в рамках отдельных субкультур.

4) Выявление особенностей протекания процесса социальной адаптации у людей, принадлежащих к субкультуре «Брони».

5) Подбор исследовательского инструментария; создание электронной базы данных.

Методы, используемые в нашем исследовании: теоретический анализ научной литературы, её обобщение, структурирование.

Глава 1. Современные психологические и иные подходы к исследованию субкультур.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.