Вступительного экзамена в аспирантуру — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Вступительного экзамена в аспирантуру

2017-07-25 189
Вступительного экзамена в аспирантуру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

Вступительного экзамена в аспирантуру

По философии

 

(для соискателей всех направлений подготовки)

 

Мичуринск-наукоград, 2017

 

 

Содержание

 

1. Пояснительная записка…………………………………………….    
2. Перечень вопросов к вступительному экзамену в аспирантуру по философии…………………………………………………………..  
  3. Краткое содержание вопросов…………………………………….    
4. Рекомендуемая литература…………………………………………    
5. Рекомендации к организации ответа на экзамене…………………  

 

I Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для соискателей всех специальностей, сдающих вступительный экзамен в аспирантуру по философии. В ней дан перечень базовых тем, составленных в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, с их последующей расшифровкой. В конце предлагается список рекомендуемой литературы и основные требования к устному ответу на вступительном экзамене.

Программа экзамена направлена на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Выбор представленных в ней тем определяется необходимостью наличия у соискателей наиболее общих представлений о философии, методологии науки, ее предмете, теоретических направлениях, понятиях и проблемах, а также значительных учениях и концептах. Систематизируя мировоззренческие позиции соискателя, философия расширяет его кругозор, ориентируя его на рациональный анализ метадискурсивных матриц, стимулирует рационализацию собственной деятельности соискателя, организуя его наукоучение.

В программе сделан акцент на формирование представления о специфике философской рефлексии, основных направлениях современного философского дискурса, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с мировоззренческими аспектами будущей профессиональной деятельности.

В ходе экзамена соискатель должен продемонстрировать определенный уровень компетенций по дисциплине «Философия». Он должен:

знать:

- сущность, основные этапы развития, основные задачи, методы и средства онтологического, гносеологического, аксиологического и методологического компонентов философии;

- закономерности интеллектуальной деятельности, познания;

- основные внеперсональные нормы коммуникации: знаковые системы, общие значения, общепринятые ассоциации, общекультурные установки, закономерности рационального мышления;

уметь:

- применить основные теоретические знания по дисциплине «Философия» в коммуникативном процессе;

- уметь работать разнообразной информацией, анализировать, обобщать и сравнивать ее смысловую основу;

- применять на практике общенаучные методы познавательной деятельности;

владеть:

- анализом разнообразных мировоззренческих дискурсивных матриц;

- навыками ведения логически обоснованной аргументации;

- основами научного познания и рационально ориентированной деятельности.

 

II Перечень вопросов

К вступительному экзамену в аспирантуру

По философии

1. Философия и мировоззрение. Происхождение и сущность философии. Основные периоды в развитии философии.

2. Философская культура Древней Индии.

3. Философская культура Древнего Китая.

4. Натурфилософия раннегреческой философии [Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит].

5. Философские взгляды софистов и Сократа.

6. Философия Платона.

7. Философия Аристотеля.

8. Эллинистическая философия [ скептицизм, стоицизм, эпикуреизм ].

9. Сущность, основные характеристики и периодизация средневековой философии. Патристика. А. Августин.

10. Средневековая философия. Схоластика. Ф. Аквинский. Реалисты и номиналисты о проблеме универсалий.

11. Специфические черты философии Возрождения: антропоцентризм, витализм, гуманизм. Натурфилософия эпохи Ренессанса [Н. Кузанский, Дж. Бруно].

12. Основные онтологические и гносеологические проблемы западноевропейской философии ХVII в. [Ф.Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза].

13. Социально-философские концепции философии Нового времени [Дж.Локк, Т.Гоббс].

14. Просветительский характер философии ХVIII в .[Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, П. Гольбах, К.Гельвеций].

15. Онтологические и гносеологические проблемы философии эпохи Просвещения [Д.Дидро, П.Гольбах, Ж. Ламетри, К.Гельвеций, Э. Кондильяк].

16. Общая характеристика немецкой классической философии. Философия И. Канта.

17. Философия И.Фихте и Ф.Шеллинга (краткая характеристика учений).

18. Философия Г.Гегеля и Л.Фейербаха (краткая характеристика учений).

19. Основные положения философии марксизма. Сущность диалектического материализма. Социально-философская концепция марксизма.

20. Позитивизм [ О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах ].

21. Зарождение философской мысли на Руси Х – ХVII вв.

22. Развитие философских идей в России ХVIII в.

23. Отечественная философия периода «до создания систем» (до 70х гг. ХIХ в). Западники. Славянофилы и почвенники. Народничество.

24. Философия русского космизма [ Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А.Бердяев ].

25. Философия русского космизма [ К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский ].

26. Философия жизни [А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон].

27. Феноменология [Ф. Брентано, Э. Гуссерль].

28. Экзистенциализм [М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю].

29. Герменевтика. [В.Дильтей, Х. Г. Гадамер, П. Рикер].

30. Постмодернизм [ Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар].

31. Структура философского знания. Функции философии.

32. Философия как методология.

33. Основные направления, проблемы и вопросы философии. Исторические формы материализма и идеализма. Монизм, дуализм, плюрализм. Пантеизм, гилозоизм, деизм.

34. Философское учение о бытии (онтология).

35. Материя, пространство и время как философские категории.

36. Проблемы самоорганизации. Синергетика.

37. Учение о развитии (диалектика). Основные законы и категории диалектики.

38. Философское учение о познании (гносеология). Истина и заблуждение в познании.

39. Формы и методы научного познания.

40. Специфика вненаучного познания. Знание и вера.

41. Философская антропология. Проблема сущности человека в истории философии.

42. Философское учение о деятельности человека (праксиология).

43. Сознание, его структура и источники. Сознание и бессознательное. Философия психоанализа.

44. Социальная философия: общество, культура, цивилизация.

45. Ценности человеческого существования. Этика. Эстетика. Идеология. Религиозные ценности. Смысл жизни и предназначение человека.

46. Индивид и личность. Проблема свободы и ответственности личности.

47. Картины мира. Научные революции и смена типов миропонимания.

48. Наука, техника, технология: философский аспект анализа.

49. Взаимодействие природы и общества. Становление экофилософии.

50. Философия и образ будущего.

 

III Краткое содержание вопросов

 

Философия Платона

Основные моменты жизни и творчества Платона. Учение о бытии, познании и идеях («Государство», Теэтет», «Парменид», «Софист», «Тимей», «Филеб»). Двоякое представление мироздания: бытие и становление, их характеристика и соотношение. Учение Платона об идеях: соотношение идей и вещей; структура идеального бытия. Познание чувственное и интеллектуальное, проблема соотношения мнения и знания. Миф о пещере и его истолкование. Существо диалектического метода, согласно Платону. Трактовка познания как припоминания («анамнесис») и его значение для платоновской гносеологии. Этико-политическое учение Платона. Теория правильного государственного устройства: учение о трех сословиях.

 

Философия Аристотеля

На идеи Аристотеля заметно повлияли идеи Платона, однако впоследствии он занимает критическую позицию по отношению к философии академиков. В его творчестве можно выделить три главных направления: 1) умозрительная философия (натурфилософия, метафизика, математика); практическая философия (этика, экономика, политика); изобразительная философия (поэтика, риторика, искусства). Основными направлениями исследования Аристотеля полагаются:

I Материя и форма («эйдос»). Весь мир есть некая упорядоченность форм. Основным двигателем мира является «форма форм», вершина мироздания – бог.

II Категории философии: сущность, состояние, отношение. Принцип развития. Мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя - бога, как абсолютное начало всех начал.

III «Душа» как энтелехия тела. Анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущения к общему восприятию, а от него - к обобщенному представлению.

IV Теория познания и логика.

V Этика Аристотеля и учение о добродетелях.

VI Социально-философские взгляды Аристотеля: власть, государство, совершенство, закономерности развития природы и общества. Анализ различных форм государственного управления: монархии, аристократии, политии.

 

Философия Канта

Немецкая классическая философия как значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Исторические, культурные и научные предпосылки появления немецкой классической философии. Краткая характеристика философских учений Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха. Немецкая классическая философия - единое духовное образование, с присущими ему характерными чертами: 1)понимание философии в качестве «критической совести культуры», некоего «конфронтирующего сознания», способного к адекватной оценке всей мировой истории и культуры; 2) исследуются не только человеческая история, но и человеческая сущность; 3) все представители немецкой классической философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей; 4) классическая немецкая философия разрабатывает целостную систему диалектики; 5) ее идеи и теории носят гуманный характер. Влияние идей немецкой классической философии на мировую философию ХIХ - ХХ вв.

Основные этапы жизни и творчества И.Канта. Базовые идеи его философской системы: 1) космогоническая гипотеза; 2) учение о «вещах в себе» и явлениях; 3) учение об опытном и доопытном знании; 4) понятие «чистого разума»; 5) учение о трансцендентном; 6) исследование познавательных способностей человека и антиномий; 7) этическое учение Канта и разработка системы нравственных законов.

 

Философия как методология

Философский метод познания как система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Материалистические или идеалистические предпосылки для обоснования методологии познания.

Суть идеалистического и материалистического философских методов. Метафизика и диалектика как методы познания. Особенности методологических принципов: догматизма, релятивизма, эклектики, эмпиризма, рационализма, иррационализма. Всеобщность законов и категорий как для природы, так для общества и человека в целом.

 

33. Основные направления, проблемы и вопросы философии. Исторические формы материализма и идеализма. Монизм, дуализм, плюрализм. Пантеизм, гилозоизм, деизм

Материализм и идеализм как основные направления решения вопроса отношения бытия и мышления. Исторические формы материализма:

- Первичная форма материализма - стихийный материализм Древней Греции (Фалес, Демокрит, Гераклит).

- Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе (Галилей, Бэкон, Ламетри)

- Диалектический материализм (К.Маркс, Ф. Энгельс, В.Ленин).

- Последовательный материализм (марксизм) и непоследовательный материализм (Л.Фейербах).

- Научный (марксизм) и вульгарный материализм. (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Исторические формы идеализма:

- Объективный идеализм (Платон, Ф.Аквинский, Гегель);

- Субъективный идеализм (Дж. Беркли);

- Солипсизм как крайняя форма субъективного идеализма (Фихте);

- Рационализм (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель);

- Иррационализм (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер).

Особенность монизма, дуализма и плюрализма в решении проблемы первоначала бытия. Пантеизм, гилозоизм, деизм – как направления философии, которые, оставаясь в рамках монизма, занимают промежуточное положение между идеализмом и материализмом.

 

Философия и образ будущего

Будущее человечества как предмет философской рефлексии. Сущность и результативность научного предвидения и социального прогнозирования. Научно-техническая революция и альтернативы будущего. Необратимость прогресса. Исходные посылки, обуславливающие развитие мира: диалектика, материализм, идеализм, универсализм, интегративизм (холизм).

Периодизация будущего: непосредственное, обозримое и отдаленное будущее. Методы научного прогнозирования:1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5) экспертные оценки.

Проблемы «конструирования» будущего. Б.Ф. Поршнев об ускорении ритма истории. Численность населения планеты в неолите 25 млн. человек; начало нашей эры – 220 млн.; начало ХХI в. – 6,4 миллиарда; 2012 г. – 7 млрд. Что дальше?

Френсис Фукуяма: «Конец истории и последний человек» (1998). Концепция многополярности мира С.Хантингтона («Столкновение цивилизаций»). Дж.Нейсбит «Высокая технология, глубокая гуманность»(1999): попытка синтеза продуктов цивилизации и духовной культуры в единый социально-культурный универсум. Сергей Переслегин о «Новых картах будущего »: динамика сред; антропосреды и системы деятельности (2009). Будущее человечества и реальный исторический процесс. Гуманистическая миссия научного прогнозирования[6].

IV Рекомендуемая литература

основная литература:

1. Философия: учебник для академического бакалавриата/А.А. Ивин, И.П. НикитинаМ.: издательство Юрайт, 2016

2. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. - М.:Проспект, 2004;

3. Бучило, Н. Ф., Чумаков, А. Н. Философия: Учебное пособие. - М.:ПЕР СЭ, 2003;

4. Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. - М.:Республика, 2005;

5. Гриненко, Г.В. История философии: учебник. - М., 2004;

6. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004;

7. Лавриненко, В.Н. Философия. - М.: Юрист, 2004;

8. Марков, Б.В. Философия: учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2009;

9. Философия / Под ред. В.Д. Губина. - М.: Гардарики, 2005;

10. Философия / Под ред. В.Д. Губина. - М.: Гардарики, 2007.

11. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009

б) дополнительная литература:

1. Всемирная философия ХХ века. /Сост. А.П. Андриевский. - Минск, 2004;

2. Ермаков, Е.Е. Философия. - М., 2002;

3. Зеньковский, В. В. История русской философии. В 2 т. - М. Ростов-на-Дону, 1999;

4. История философии в кратком изложении. - М., 1991;

5. Канке, В. А. Философия. - М., 2001;

6. Кармин, А.С., Бернадский, Г.Г Философия. - СПб., 2006;

7. Кохановский, В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001;

8. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 томах. М., 2004;

9. Мишаткина, Т. В., Порус, В.Н. Этика бизнеса: ориентация на успех, справедливость и демократию // Высшее образование в России, 2005, № 9;

10. Моисеева, Н.А., Сороковникова, В.И. Философия: Краткий курс. – СПб., 2004;

11. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991;

12. Реале,Дж. Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. - СПб., 1994-2000;

13. Ролз, Дж. Теория справедливости. - Новосибирск. 1995.

14. Скирбекк, Г., Гильке, Н. История философии: Учебн.пос. / Ред. С. Б. Крымского. - М., 2001;

15. Словарь основных понятий и терминов по философии. - Мичуринск, 1998;

16. Философия науки: учебн. пособие/ Под ред. А,И. Липкина. М.,2007;

17. Философия ХХ века. Учебное пособие / Ред Добрынина В.И. И др. - М., 1997;

18. Философский энциклопедический словарь. - М., 1997;

19. Хрестоматия по истории философии. Учебн. пос. для вузов. /Ред. Микешина Л.А В 3 ч. - М., 1997;

20. Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. - М., 1996;

21. Чанышев, А.Н. Начало философии. - М., 1982.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://www.ph4s.ru/book_gum_phylos.html

2. http://filosof.historic.ru

3. http://pomirutur.ru/

4. http://www.philosophy.ru

5. http://books.atheism.ru/philosophy/

6. http://philosophy.wideworld.ru

7. http://www.filosofa.net

8. http://www.academyrh.info

9. http://www.koob.ru/philosophy/

10. http://phenomen.ru/

11. http://az.lib.ru/janr/index_janr_12-1.shtml
http://www.vselektsii.ru/index.php/Table/Filosofiya/

12. http://www.gumfak.ru/filosof.shtml

13. http://www.philosophy.i-bunin.net

14. http://www.great-philosopher.ru

V Рекомендации к организации ответа на экзамене

Поскольку общий курс философии изучался соискателями в системе высшего профессионального образования, то от них, помимо детального изучения необходимых источников, требуется еще и личностный, творческий подход к освоению и обобщению учебного материала. Соискатели должны проявить способность к философскому размышлению над насущными проблемами и вопросами философской науки с целью личностного приобщения к сокровищнице мировой мудрости и полезного теоретического опыта. Без этой кропотливой работы весь багаж философских знаний полагается бесполезным.

Настоящие рекомендации систематизируют весь спектр знаний по философии, что позволяет увеличить эффективность самостоятельной подготовки к вступительному экзамену.

В заключении укажем некоторые пожелания к ответу на вступительном экзамене в аспирантуру по философии.

1. Раскрытие каждого вопроса должно производиться строго логически в наукообразном стиле. В процессе ответа желательно использовать понятия из философского категориального аппарата.

2. В изложении ответа постарайтесь избежать: 1) указания несущественных фактов жизни анализируемых философов; 2) пространных цитат и многосложных определений. «Зубрить» материал по философии не рекомендуется.

3. В ответе важным признается только суть, существо разбираемого вопроса. Правильное построение ответа раскрывает уровень понимания соискателем базовых философских проблем, показывает степень его знакомства со спецификой философской рефлексии.

4. Обычно экзаменационный ответ строится по следующей структуре:

- Вводная часть: актуальность излагаемого вопроса, его место в перечне насущных проблем современности;

- Основная часть: непосредственное раскрытие основного содержания вопроса; если Вы рассматриваете исключительно теоретические аспекты философской науки, то желательно подкреплять изложение материала разнообразными примерами.

- Заключение: резюме, где представляется возможным указать степень личного отношения к раскрываемой теме.

 

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Автор-составитель доц. кафедры философии и социальных коммуникаций Мичуринского государственного аграрного университета, к.ф.н. Павленко А.В.

 

 


[1] Пико Делла Мирандола

[2] Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2004, Глава 7 «Методы научного познания», С.420-454.

 

[3] Наиболее подробно этот вопрос раскрывается в учебнике: Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2004, С. 285-336.

[4] Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2004, Глава 5 «Наука, техника, технология», С. 379-419.

[5] Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. - М., 2003, С.391-428.

[6] Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2003,2005, Раздел 2, §12, С.590-605.

Программа

вступительного экзамена в аспирантуру

По философии

 

(для соискателей всех направлений подготовки)

 

Мичуринск-наукоград, 2017

 

 

Содержание

 

1. Пояснительная записка…………………………………………….    
2. Перечень вопросов к вступительному экзамену в аспирантуру по философии…………………………………………………………..  
  3. Краткое содержание вопросов…………………………………….    
4. Рекомендуемая литература…………………………………………    
5. Рекомендации к организации ответа на экзамене…………………  

 

I Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для соискателей всех специальностей, сдающих вступительный экзамен в аспирантуру по философии. В ней дан перечень базовых тем, составленных в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, с их последующей расшифровкой. В конце предлагается список рекомендуемой литературы и основные требования к устному ответу на вступительном экзамене.

Программа экзамена направлена на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Выбор представленных в ней тем определяется необходимостью наличия у соискателей наиболее общих представлений о философии, методологии науки, ее предмете, теоретических направлениях, понятиях и проблемах, а также значительных учениях и концептах. Систематизируя мировоззренческие позиции соискателя, философия расширяет его кругозор, ориентируя его на рациональный анализ метадискурсивных матриц, стимулирует рационализацию собственной деятельности соискателя, организуя его наукоучение.

В программе сделан акцент на формирование представления о специфике философской рефлексии, основных направлениях современного философского дискурса, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с мировоззренческими аспектами будущей профессиональной деятельности.

В ходе экзамена соискатель должен продемонстрировать определенный уровень компетенций по дисциплине «Философия». Он должен:

знать:

- сущность, основные этапы развития, основные задачи, методы и средства онтологического, гносеологического, аксиологического и методологического компонентов философии;

- закономерности интеллектуальной деятельности, познания;

- основные внеперсональные нормы коммуникации: знаковые системы, общие значения, общепринятые ассоциации, общекультурные установки, закономерности рационального мышления;

уметь:

- применить основные теоретические знания по дисциплине «Философия» в коммуникативном процессе;

- уметь работать разнообразной информацией, анализировать, обобщать и сравнивать ее смысловую основу;

- применять на практике общенаучные методы познавательной деятельности;

владеть:

- анализом разнообразных мировоззренческих дискурсивных матриц;

- навыками ведения логически обоснованной аргументации;

- основами научного познания и рационально ориентированной деятельности.

 

II Перечень вопросов


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.