Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость»

2017-07-25 798
Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость»

О.А. Сидлецкая
педагог-психолог ГБОУ Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Ровесник”» (отделение реабилитации для детей и подростков с ОВЗ), г. Сосенский

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста просто необходимы паузы, чтобы снять накопившееся психоэмоциональное напряжение и запастись энергией для дальнейшей активной деятельности. Программа релаксационных занятий "Сбрось усталость", приведенная в статье, была разработана в 2011 г. в ГБОУ Калужской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Ровесник”".

Состояние детей во многом зависит от ритма их жизни, который в образовательной организации задается режимом дня. Практика показывает, что детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста просто необходимы небольшие паузы для того, чтобы снять накопившееся психоэмоциональное напряжение и запастись энергией для дальнейшей активной деятельности. В связи с этим появилась необходимость подобрать для работы с детьми релаксационные игры, упражнения и занимательный аутотренинг, которые помогут им почувствовать «энергию паузы».

Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость» (приложение) разработана в 2011 г.

Цель программы: охрана и укрепление психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
1) обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке;
2) снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения;
3) восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.

Результаты:

· снижение психоэмоционального напряжения;

· снятие скованности;

· пополнение запасов энергии для дальнейшей активной деятельности;

· создание положительного эмоционального настроя;

· развитие сенсорного восприятия, тактильной чувствительности, наблюдательности, внимания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики;

· улучшение в целом психического здоровья детей.

Программа включает 12 занятий, которые реализуются ежемесячно в течение года.

Структура занятия:
1) вводная часть — приветствие;
2) основная часть — релаксационные игры и упражнения, элементы аутотренинга, самомассажа;
3) заключительная часть — анализ проделанной работы, ритуал прощания.

Занятия проводятся в игровой форме. При проведении некоторых релаксационных игр, упражнений и аутотренинга желательно использовать музыкальное сопровождение.

Продолжительность встречи: 15–30 мин (в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и проч.).

Количество детей: 5–25.

Данная программа актуальна еще и тем, что «энергию паузы» можно использовать в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или повышенными физическими нагрузками, во время дневного сна. Наиболее понравившиеся детям занятия можно повторять.

Приложение

Конспекты релаксационных занятий по программе «Сбрось усталость»

Место проведения: комната психологической разгрузки.

Оборудование: коврики, кресла, магнитофон, диски.

Музыкальное сопровождение: релаксационная и танцевальная музыка.

Занятие 1. Осень — сентябрь

I. Приветствие педагога-психолога

Закончилось лето, но воспоминания о нем еще свежи. Кто-то был на море, кто-то на даче. Я предлагаю сегодня отправиться на воображаемое море, чтобы отдохнуть и набраться сил.

II. Основная часть

Упражнение «Море»

Инструкция. Исходное положение — сидя на полу или стоя. Детям предлагается вместе с педагогом-психологом рассказать историю, сопроводив ее соответствующими движениями море:

На море плещутся волны маленькие и большие (руками поочередно рисуются в воздухе маленькие волны, затем уже сцепленными в замок — большая волна). По волнам плывут дельфины (синхронные волнообразные движения руками вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (поочередные волнообразные движения руками). За ними плывут и дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плывут медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

 

Упражнение «Жемчужина»

Материал: бусинки на каждого ребенка.

Инструкция педагога-психолога: А теперь поиграем с вами в ловцов жемчуга. Сядьте друг против друга. Одни из вас будут раковинками, другие — ловцами жемчуга.

Жемчужина живет в раковинке. Раковинка — это ваш кулачок, жемчужины — вот эти бусинки. Ловцу жемчуга нужно будет достать жемчужину, которую раковинка крепко зажмет в кулачке.

Раковинки кладут руки на стол ладошкой вверх. Я положу в нее жемчужину, и створка раковинки должна закрыться.

По сигналу ловцы начинают раскрывать раковинку, чтобы достать жемчужину, но делать это надо так, чтобы товарищу не было больно. Как только прозвучит второй сигнал, вы прекращаете доставать жемчужину.

Примечание. Упражнение проводится со сменой ролей. На каждый подход дается 30 с, после чего детям задается вопрос: «Кому удалось достать жемчужину?»

По окончании упражнения детям предлагается ответить на вопрос: «Что было труднее — доставать или удерживать жемчужину?»

III. Заключительная часть

Здесь и далее детям предлагается обменяться впечатлениями от занятия, после чего проводится ритуал прощания — по любому сценарию из методического арсенала педагога-психолога.

Занятие 2. Осень — октябрь

I. Ритуал приветствия

Используется любой сценарий из методического арсенала педагога-психолога.

II. Основная часть

Упражнение-игра «Все спят»

Инструкция. Дети застывают в различных позах. Читая стихотворение, педагог-психолог подходит к каждому ребенку и пытается его разбудить. Задача детей — не поддаваться.

В комнате встречаю я
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный стоит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.

Упражнение «Летняя ночь»

Инструкция педагога-психолога: Лягте поудобнее, расслабьтесь. Представьте, что наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело, лицо, спину, руки и ноги… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным… Дышим легко… ровно… глубоко… (2 раза.) Ласковый ветерок обдувает ваше тело. Воздух чист и прозрачен. Дышим легко… ровно… глубоко… Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день.

Упражнение «Смешинка»

Инструкция педагога-психолога: Сегодня мы будем веселиться. Просто так. Хочется нам — и веселимся. Садитесь в кресла и настраивайтесь смеяться. Я помогу вам. Пальчик покажу. Смотрите, какой он смешной! Улыбаемся… Смеемся… Сначала тихонько, потом громче. Ой, смешинка в рот попала! Хохочем во все горло. Молодцы! Достаточно. Веселые вы ребята. А кто смеялся громче и больше всех?..

Упражнение «Шарик»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох — пауза, выдох — пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь сделайте новый вдох… Воздух легко входит внутрь… Выдох свободный, не напряженный.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

Занятие 3. Осень — ноябрь

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

Упражнение «Игра-танец»

Инструкция. Все участники становятся в круг. Под веселую музыку один из них показывает какое-нибудь танцевальное движение, остальные в течение минуты повторяют его. Так по очереди группа танцует различные танцы.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

Занятие 4. Зима — декабрь

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

Занятие 5. Зима — январь

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

Упражнение «Самолет»

Инструкция педагога-психолога: Займите позицию готовности к старту, словно вы самолет перед взлетом… Стойте прямо, разведите руки в стороны… Может, у вас есть особый звуковой сигнал перед взлетом?.. Представьте, что ваш самолет разгоняется и набирает высоту… Вы летите! Что там сверху?.. А внизу?.. Что вы слышите?.. Какие запахи чувствуете?.. Что вы чувствуете над облаками?.. Запомните это. Вы летите вниз и приземляетесь… В следующий раз, когда будете испытывать неприятные эмоции или страх, представьте, что взлетаете над облаками. Вперед и вверх.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

Занятие 6. Зима — февраль

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

Упражнение «Снеговик»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что вы — только что слепленные снеговики. Ваши тела должны быть твердыми, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговики начали таять… Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются лицо, руки, ноги… И вот вы уже становитесь лужицей и падаете на пол… Вы совсем расслаблены… Солнышко пригревает еще сильнее, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко, похожее на бабочку…

Примечание. В начале упражнения детям необходимо дать установку, что падать надо медленно, осторожно, чтобы не нанести себе вред.

Упражнение «Игра-танец»

См. занятие 3, упражнение 2.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

Занятие 7. Весна — март

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

Упражнение «Снежная баба»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что каждого из вас превратили в снежную бабу. Она огромная, красивая, вылепленная из чистейшего, сверкающего под лучами солнца снега… У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках… На улице прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и вы почувствовали, что начали таять. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно медленно начинает таять и туловище. Вы превращаетесь в лужицу, растекшуюся по земле.

Упражнение «Отдохнем»

Инструкция педагога-психолога: (Включается спокойная, расслабляющая музыка.) Лягте на спину на коврики. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены. Устройтесь удобно и закройте глаза. Мысленно повторяйте за мной:

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему… Я спокоен… Я отдыхаю…

Отдыхают мои руки… Отдыхают мои ноги… Отдыхает моя нервная система… Мне лень шевелиться…

Мое дыхание совершенно спокойно… Мне дышится легко и свободно… Мои руки расслаблены и теплеют…

Я дышу легко и непринужденно… Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление…

Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри…

Я отдыхаю… Мое тело полностью расслаблено… Приятная лень разливается по всему телу… Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе… Я становлюсь спокойным и жизнерадостным… У меня хорошее настроение…

Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе…

Пять… четыре… три… два… один…

Откройте глаза… Сядьте… Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день.

Упражнение «Огонь и лед»

Инструкция. Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление всего тела. Исходное положение — лежа. По команде воспитателя «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

Педагог-психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

Занятие 8. Весна — апрель

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

Упражнение «Шалуны»

Инструкция. По сигналу детям предлагается пошалить: побегать, попрыгать и т. д. Как только раздается второй сигнал, все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение «Подвижные руки»

Детям предлагается повторить за педагогом-психологом движения.

Инструкция педагога-психолога: Сильно встряхните руками… Представьте, что вы кончиками пальцев дотронулись до чего-то очень липкого и этими движениями хотите освободиться (10 с)…

Сожмите руки в кулаки… Затем расслабьте их и резко встряхните обеими кистями… Еще раз сожмите каждую руку в кулак (10 с)…

Снова расслабьте и встряхните руками… Расправьте ладони так широко, как сможете… Разведите пальцы так сильно, как только сможете… Почувствуйте напряжение в каждой руке (10 с)…

Снова встряхните руками… Согните их в локтях, держите кисти перед собой на высоте бедра, ладони направлены вниз… Вот так, как у меня… А сейчас выгните ладони, чтобы кончики пальцев указывали в небо… Почувствуйте напряжение… Теперь снова опустите обе кисти вниз, чтобы кончики пальцев указывали на пол… Повторите… Еще раз… Пусть пальцы указывают то вверх, то вниз (5 с)… Встряхните обеими руками…

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

Занятие 9. Весна — май

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

Упражнение «Шалуны»

См. занятие 8, упражнение 2.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

Занятие 10. Лето — июнь

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

Упражнение «Цветок»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте на корточки… Опустите голову и руки… Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы… Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко… Из семечка проклюнулся росток… Из ростка вырос прекрасный цветок… Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны…

Нежится цветок на солнышке… Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем… Приподнимите подбородок… представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век… улыбнитесь… медленно поворачивайте голову влево и вправо…

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами…

Упражнение «Насос»

Инструкция педагога-психолога: Давайте представим себе жаркий-жаркий день. Растения хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите… Спасибо.

Напоить растения водой можно, если включить насос. Насосом будем мы. Сядьте прямо… Ноги слегка расставьте… ступни прижмите к полу… Руки слегка согните в локтях, ладони положите на ноги, перед животом… Глаза закройте…

Насос начал качать воду. Она глубоко под землей. Приготовились. Глубоко вдыхаем через нос… Голова, плечи тянутся вверх, живот втягивается… Набрал насос воду, а теперь выливаем воду — выдыхаем через рот… Делаем медленный выдох… Плечи опускаются, живот выпячивается… Молодцы! Хорошо получается! Снова набираем воду. Медленно вдыхаем через нос… Поднимаем плечи… Тянемся вверх, живот втягиваем… Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки. Выдыхаем воздух ртом медленно… Опускаются плечи… Выпячивается живот… Молодцы! (Упражнение повторяется еще 2–3 раза.)

Обрадовались наши цветочки. Ожили. Вытянули свои головки, протянули листочки к солнышку. Покажите, какими стали наши цветочки… Молодцы!

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

Занятие 11. Лето — июль

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

Занятие 12. Лето — август

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

Упражнение «Водопад»

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что мы с вами на прогулке по тропическому лесу вышли к небольшому водопаду. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день. Откройте глаза, возвращаемся в группу.

Упражнение «Игра-танец»

См. занятие 3, упражнение 2.

Упражнение «Гора с плеч»

Инструкция педагога-психолога: Вы очень устали, вам хочется отдохнуть, но надо еще сделать многое. Сбросьте «гору с плеч». Встаньте, широко расставьте ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите плечи. Повторим упражнение 5–6 раз, и вам сразу станет легче.

III. Заключительная часть. Ритуал прощания

 

Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость»

О.А. Сидлецкая
педагог-психолог ГБОУ Калужской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Ровесник”» (отделение реабилитации для детей и подростков с ОВЗ), г. Сосенский

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста просто необходимы паузы, чтобы снять накопившееся психоэмоциональное напряжение и запастись энергией для дальнейшей активной деятельности. Программа релаксационных занятий "Сбрось усталость", приведенная в статье, была разработана в 2011 г. в ГБОУ Калужской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Ровесник”".

Состояние детей во многом зависит от ритма их жизни, который в образовательной организации задается режимом дня. Практика показывает, что детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста просто необходимы небольшие паузы для того, чтобы снять накопившееся психоэмоциональное напряжение и запастись энергией для дальнейшей активной деятельности. В связи с этим появилась необходимость подобрать для работы с детьми релаксационные игры, упражнения и занимательный аутотренинг, которые помогут им почувствовать «энергию паузы».

Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость» (приложение) разработана в 2011 г.

Цель программы: охрана и укрепление психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
1) обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке;
2) снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения;
3) восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.

Результаты:

· снижение психоэмоционального напряжения;

· снятие скованности;

· пополнение запасов энергии для дальнейшей активной деятельности;

· создание положительного эмоционального настроя;

· развитие сенсорного восприятия, тактильной чувствительности, наблюдательности, внимания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики;

· улучшение в целом психического здоровья детей.

Программа включает 12 занятий, которые реализуются ежемесячно в течение года.

Структура занятия:
1) вводная часть — приветствие;
2) основная часть — релаксационные игры и упражнения, элементы аутотренинга, самомассажа;
3) заключительная часть — анализ проделанной работы, ритуал прощания.

Занятия проводятся в игровой форме. При проведении некоторых релаксационных игр, упражнений и аутотренинга желательно использовать музыкальное сопровождение.

Продолжительность встречи: 15–30 мин (в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и проч.).

Количество детей: 5–25.

Данная программа актуальна еще и тем, что «энергию паузы» можно использовать в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или повышенными физическими нагрузками, во время дневного сна. Наиболее понравившиеся детям занятия можно повторять.

Приложение


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.