Организация инновационной деятельности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация инновационной деятельности

2017-07-25 162
Организация инновационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

В стремлении к экономическому росту и интенсивному формированию рыночных отношений интеллектуальной собственности, создаваемой в результате интеллектуальной деятельности, знания превращаются в основной предмет инновационной деятельности и основной компонент производительных сил. Прорывные технологии становятся основным инструментом формирования постиндустриального общества и все более значимыми объектами товарно-денежных отношений.

Инновационная деятельность, являющаяся движущей силой научно-технического прогресса, основой формирования и главным инструментом экономического развития, принципиально невозможна без надежной правовой охраны и эффективного юридического регулирования отношений интеллектуальной собственности.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает: проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий; подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; разработку технологического процесса изготовления новой продукции; проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции; разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций; подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР; проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау; организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций.

Основным критерием успешной работы предприятий в условиях рыночной экономики является конкурентоспособность производимых ими товаров, обеспечение которой достигается, прежде всего, за счет высокого уровня технических и технологических решений, воплощенных в товаре, успешная реализация которого связана с защитой от нарушения прав интеллектуальной собственности. Права на интеллектуальную собственность являются одним из важнейших факторов обеспечения устойчивых финансовых и рыночных позиций хозяйствующих субъектов, а надежная охрана и эффективное использование этих прав – неотъемлемым условием их дальнейшего преуспевания. Для успешного осуществления деятельности на мировом рынке хозяйствующим субъектам необходима конкурентоспособная продукция, в которой особое значение имеют два фактора: новизна товара и патентная чистота. На современном этапе экономического развития интеллектуальная собственность, как прогрессивная составляющая интеллектуального капитала, является одним из самых конкурентоспособных товаров, который при умелом использовании способен принести наиболее высокие прибыли на современном рынке.

Для включения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот нужно обязательно соблюсти два условия: во-первых, иметь правовые основания владеть конкретными результатами интеллектуальной творческой деятельности и использовать их; во-вторых, оформить свои права на объект или объекты интеллектуальной собственности согласно требованиям законодательства.

В настоящий момент у большинства предприятий отсутствует единая политика в области охраны интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, продвижении товаров и технологий на рынок. В результате российские предприятия теряют приоритет на рынке и проигрывают своим конкурентам.

Для того, чтобы сохранить и в последующем развивать свой конкретный статус, российским предприятиям необходимо кардинально изменить свои подходы к управлению интеллектуальной собственностью. Каждая организация, имеющая дело с результатами интеллектуального труда, должна проводить собственную, локальную политику в этой области. В современных экономических условиях эффективность управления в области инновационной деятельности на предприятиях, несомненно, зависит от формирования в нем локальной патентной политики, которая может и должна стать одним из важных элементов стратегии развития предприятия и быть направлена на создание, правовую защиту и эффективное использование интеллектуальной собственности; обеспечение учета интересов предприятия, авторов и инвесторов; использование результатов научных исследований, создание необходимых условий для трансфера технологий и ОИС из исследовательской среды в промышленность посредством создания необходимой инфраструктуры и условий для осуществления инновационных процессов, создания конкурентоспособной наукоёмкой продукции с целью её дальнейшей коммерциализации и извлечения максимальной выгоды.

Целью локальной политики управления интеллектуальной собственностью являются создание на её базе инновационной продукции и дальнейшая её коммерциализация. Таким образом, управлением интеллектуальной собственностью на предприятии можно считать действия, направленные на решение проблем, связанных с созданием и коммерциализацией инновационной продукции с целью извлечения доходов, то есть эффективной инновационной деятельности.

Основой инновационной политики предприятия должна являться концепция системы управления объектами интеллектуальной собственности на предприятии, цель которой - повышение конкурентоспособности предприятия за счет создания, защиты, привлечения ОИС и производимой на этой основе продукции для удовлетворения потребностей рынка и общества.

В основу реализации единой политики управления интеллектуальной собственностью предприятия должна быть положена структура, осуществляющая эту политику - служба управления интеллектуальной собственностью, назовём её условно «специализированный отдел управления интеллектуальной собственностью»; работа отдела должна быть направлена на достижение цели инновационной политики предприятия, а основными задачами отдела должны являться:

- формулирование предложений для формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований для научных организаций на уровне региона;

- создание интеллектуальной собственности, адекватной требованиям отечественного и мирового рынков;

- трансфер технологий и ОИС из исследовательской среды в активы предприятия;

- определение уровня востребованности и конкурентоспособности планируемой к производству наукоемкой продукции;

- введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот: содействие ИД и производимой на этой основе продукции для удовлетворения потребностей рынка и общества (рисунок 8).

Специализированные отделы управления интеллектуальной собственностью должны заниматься общим менеджментом, правовыми вопросами, патентоведением, маркетингом научно-технических разработок, информационным сопровождением и др.

В контексте политики в области управления интеллектуальной собственностью разработка, привлечение, правовая охрана ОИС должны рассматриваться в качестве основы инновационных процессов, определять инвестиционную привлекательность и коммерческую значимость выпускаемой продукции, обеспечивать долгосрочные правовые гарантии, защиту от недобросовестной конкуренции, сбалансированность интересов участников создания и реализации ОИС предприятия, работников-авторов, инвесторов (включая государство) и производителей продукции, поэтому основной задачей специализированных отделов по ОИС на промышленных предприятиях должно являтьсяобеспечение правовой безопасности обладателей интеллектуальной собственности и осуществление грамотных

действий по защите бизнеса с использованием возможностей, предоставляемых патентной системой охраны научных и технических новшеств и комплексных действий по выявлению и охране ноу-хау.

В настоящих сложившихся экономических условиях предприятиям необходимо пересмотреть свою политику, в основе которой должно лежать управление интеллектуальной собственностью, поэтому следует изменить стратегию развития предприятия с учётом нового инструмента повышения конкурентоспособности, основанного на исключительном праве на результаты интеллектуальной деятельности. Патентно-лицензионная политика предприятия должна быть переориентирована на

зарабатываниесредств и повышение экономической безопасности предприятия. Одним из важнейших элементов новой стратегии должно стать проведение изменений в организационной структуре и организационной культуре предприятия в сфере управления

интеллектуальной собственностью, стратегия должна быть направлена на введение в хозяйственный оборот конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности, что будет способствовать


           
   
Служба управления интеллектуальной собственностью на предприятии
 
   
 
 

 

у довлетворению потребностей рынка в инновационной продукции и укреплению стратегических преимуществ предприятия.

 

Задание:

1. Составить аналитические схемы по данному разделу.

Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств?

2. Какая цель лежит в основе инновационной политики предприятия?

3. В чём заключаются основные задачи службы управления интеллектуальной собственностью на предприятии?

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.