Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-07-25 | 220 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выписка из: Слово в День светов, в который крестился Господь наш, св. Григория Нисского // Христианское Чтение. 1841. T. 1.
С. 8-13.
<Ш.> Выбранные места из творений
Святых Отцов и Учителей Церкви
Выписка <41> Об утратах (Из Златоуста) впервые напечатана в анонимной статье «Н. В. Гоголь в его отношениях к М. П. Погодину» в петербургской газете «Русская Жизнь» (1892. № 64) вместе с письмом Гоголя к М. П. Погодину от 20 декабря (н. ст.) 1844 г., к которому была приложена. Выписка <53> О почитании Святых (Из частного письма протоиерея Сабинина) впервые опубликована Н. И. Петровым в его статье «Новые материалы для изучения религиозно-нравственных воззрений Н. В. Гоголя» (Труды Киевской духовной академии. 1902. № 6). Здесь же было дано описание сборника и указано более чем две трети источников гоголевских выписок. Еще несколько источников было установлено священником Космой Петрушевским (Выписки Н. В. Гоголя из творений Свв. Отец и из сочинений духовных писателей как материал для определения его религиозно-нравственных воззрений. Курсовое сочинение студента IV курса Киевской духовной академии, священника Космы Петрушевского. <1911> // НБУ. Ф. Дис. 2165). Фрагмент «О слове» и отрывок «И ты, когда увидишь...» выписки 27. Разные изречения из Иоанна Златоуста и отдельные фрагменты выписок <5> О почитании священника, хотя бы и погрешающего (Св. Иоанна Златоуста), <42> О Божестве миротворцев (Св. Григория Нисского) впервые напечатаны в коммент, в кн.: Гоголъ Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1990; выписки 6. О Литургии (Иеремии, Патриарха Константинопольского), 20. Мария как преобразовательница верховная смирения (Преосвященного Владимира), <29> О иконоборстве', отдельные фрагменты выписок 22. О Святых и Непорочных Таинствах Господних (Свят. Иоанна Дамаскина), 24. О Русской Церкви <Иоанна Яхонтова>, 27. Разные изречения из Иоанна Златоуста («Ты христианин для того...»; «К праведникам везде Господь строг...»), <30> Некоторые мысли Георгия (Затворника Задонского Богородицкого монастыря) и <39> Приготовление к исповеди и причащению — в коммент, в кн.: Гоголъ Н. В. Духовная проза. М., 1992. Остальные выписки впервые напечатаны в изд.: Гоголъ Н. В. Собр. соч.: В 9 т. М., 1994. Т. 8.
|
Автограф сборника в полном объеме до нас не дошел. Оригинал рукописи хранился некоторое время после смерти писателя у его сестры Ольги Васильевны Гоголь (в замужестве Головня), а впоследствии взят был у нее П. А. Кулишом вместе с другими материалами (пометы П. А. Кулиша имелись также на титульном листе сборника Гоголя «Из книги: Лествица, возводящая на небо»; см. коммент, к трактату <О гневе и безгневии> в т. 6 наст. изд.). Дальнейшая судьба гоголевского автографа неизвестна. В гоголевском фонде Отдела рукописей Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины сохранилось лишь пять отдельных автографов
Гоголя, соответствующих 40-44-й выпискам утраченного сборника и, возможно, либо представляющих собой его фрагмент, либо отражающих подготовительный этап работы над его составлением: «Знаменование воды в Св. Писании св. Кирилла, архиепископа Александрийского», «Об утратах (из Златоуста)», «О блаженстве миротворцев, св. Григория Нисского», «О стыде», «Послание к князю Антиоху о некоторых местах Божественного Писания св. Афанасия Александрийского» (см.: Пупвник по фондах вщдыу рукопиав 1нституту л1тератури / Нацюнальна Академ1я наук Укра’ши. 1нсти- тут лиератури 1м. Т. Г. Шевченка НАН УкраТни. КиТв, 1999. С. 101). В настоящем издании тексты этих пяти выписок (пятая не полностью, до слов: «...но веруй в Отца и не исследуй вещи...») печатаются по указанному автографу (Ф. 17. № 5. 7 л. (последние три листа остались незаполненными; размер 15,8 х 21,8); текст к публикации подготовлен доктором филологических наук, профессором Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины П. В. Михедом.
|
О. В. Головня, прежде чем передать сборник П. А. Кулишу, предусмотрительно сняла точную копию, которую передала через
B. А. Чаговца на Гоголевскую выставку, устроенную в 1902 г. в Киеве Обществом Нестора-Летописца. С выставки эта копия была передана сначала профессору Киевской духовной академии В. 3. Завит- невичу, затем профессору Н. И. Петрову и впоследствии хранилась в Церковно-археологическом музее при той же академии, где в 1911 г. к ней обращался студент IV курса академии иерей Косма Петрушев- ский в работе над курсовым сочинением, посвященным изучению религиозно-нравственных воззрений Гоголя (см.: Чаговец В. На родине Гоголя. (Реликвии) // Киевская Газета. 1901. 21 октября. № 291.
C. 4; Петров Н. И. Новые материалы для изучения религиознонравственных воззрений Н. В. Гоголя. С. 3; Чаговец В. А. На родине Гоголя // Памяти Гоголя. Киев. 1902. Отд. 5. С. 36; Чаговец В. А. Гоголевская выставка (каталог) // Там же. С. 45; Петрушевский К, иерей. Выписки Н. В. Гоголя из творений Свв. Отец и из сочинений духовных писателей как материал для определения его религиознонравственных воззрений. С. 10-11; Лебедев А. Рукописи Церковноархеологического музея Императорской Киевской духовной академии. Саратов, 1916. Т. 1. С. 427). В настоящее время эта рукопись также утрачена. В Институте рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского НАН Украины (Киев) хранятся два списка гоголевского сборника, восходящие к копии О. В. Головни. Один список был сделан в 1911 г. отцом К. Петрушевским и приложен к его курсовому сочинению (с отдельной пагинацией): «Приложение. Точная копия сборника выписок из творений Свв. Отцов и Учителей Православной Церкви, составленного Н. В. Гоголем». Вторая копия снята со списка отца К. Петрушевского. Она была сделана в 1916 г. писцом и сверена с источником А. С. Грузинским для библиотеки Нежинского историко-филологического института кн. Безбородко: «Н. В. Гоголь. Выбранные места из творений
Св. Отцов и духовных писателей. Копия сборника, принадлежащего Киевскому Церковно-археологическому музею при Императорской духовной академии». Этот список сопровожден послесловием
|
А. С. Грузинского: «Собственноручные выписки Гоголя из творений Св. Отцов и духовных писателей, по-видимому, исчезнули безвозвратно. Приходится поэтому довольствоваться списком, сделанным его сестрою (О. В. Головня). Этот список в смысле точности текста далеко, по-видимому, отступает от своего оригинала. Еще более искаженным является список отца К. Петрушевского, с которого сделана настоящая копия, проверенная именно по этому последнему списку. Многие места оказались весьма испорченными. Такова судьба и многих других произведений Гоголя. Восстановление подлинного текста могло быть сделано при помощи сравнения с печатными источниками, но разыскание их чрезвычайно затруднительно. Кроме того, некоторые места заимствованы из частных рукописей (напр., писем и т. п.). Кроме того, в некоторых местах заметно отражение оригинальных воззрений автора сборника. Детальное изучение состава этого произведения может открыть некоторые новые страницы в гоголевском литературном наследии». Очевидно, что А. С. Грузинскому не были известны работы Н. И. Петрова и отца К. Петрушевского. Текстологический анализ также показывает, что снятая им копия восходит к какому-то другому списку отца К. Петрушевского (не тому, что приложен к его курсовому сочинению). В настоящем издании текст гоголевского сборника составлен на основании сличения обоих дошедших до нас списков и сверки с печатными источниками. Сборник публикуется под тем заглавием, с которым он был представлен в 1902 г. на Гоголевской выставке (это заглавие повторяет и отец К. Петрушевский в своем курсовом сочинении).
Осенью 1843 г. в Дюссельдорфе Гоголь познакомился с «Христианским Чтением» за этот год (см. коммент, к его записной книжке 1841-1846 гг.). 5 октября (н. ст.) 1843 г. он писал Н. М. Языкову: «Я никогда не думал, чтобы наше “Христианское Чтение” было так интересно: там не только прекрасные переводы всех почти Отцов Церкви, не только много драгоценных отрывков из рассеянных летописей первоначальных христиан, но есть много оригинальных статей, неизвестно кому принадлежащих, очень замечательных». В этом же письме он просит Н. М. Языкова выслать ему «Христианское Чтение» за 1842 г. Вероятно, этот годовой выпуск журнала Гоголь нашел с переездом в ноябре 1843 г. в Ниццу у Виельгорских, у которых прожил зиму 1843/44 г. на правах члена семьи. 15 февраля (н. ст.) 1844 г. он пишет Н. М. Языкову: «О “Христианском Чтении” не заботься...» Из «Христианского Чтения» за 1842 г. Гоголь сделал большинство своих выписок. Тогда же он вновь обратился и к «Христианскому Чтению» за 1843 г., из которого также сделал несколько выписок. В Ницце Гоголем, очевидно, было составлено 49 из 55 выписок его сборника. Выписку <50> Изречения из св. Иоанна Златоуста Гоголь сделал из «Бесед св. Иоанна Златоустого на св. евангелиста Матфея»
|
(М-> 1839. Т. 1-3), о присылке которых просил Н. М. Языкова в письме от 2 апреля (н. ст.) 1844 г. Завершен сборник осенью 1844 г. во Франкфурте, где Гоголь получил привезенные для него графиней Д К. Виельгорской тома «Христианского Чтения» за 1840 г. (см. коммент, к выписке <54> Мысли). Там же, вероятно, была составлена и последняя <55> выписка. В сборнике нет уже извлечений ни из двух «последних» томов сочинений святителя Тихона Задонского, ни из «Христианского Чтения» за 1844 г., о получении которых Гоголь извещал А. О. Смирнову в письме от 2 апреля (н. ст.) 1845 г.
Сборник «Выбранные места из творений Св. Отцов и Учителей Церкви» имеет, очевидно, свою композицию. Он начинается с «Изложения веры» св. Григория Богослова и, подобно гоголевским «Выбранным местам из переписки с друзьями», заканчивается письмом о Светлом Воскресении. Примечательно, что в составлении сборника Гоголь пользовался своими выписками из Кормчей книги, причем давал им новые заглавия и располагал в иной последовательности (см. коммент.). Произвольной относительно источников является последовательность и других гоголевских выписок.
1. Изложение веры (св. Григория Чудотворца,
Епископа Неокесарийского)
Выписка из книги святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского, «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. С приложением двух Слов святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах и изложения веры, по откровению святаго Григория Чудотворца, епископа Неокесарийскаго. Переведено с греческого языка в Санктпетербургской духовной академии» (СПб., 1830. С. 251-260). Изложение веры сопровождено здесь статьей «Как Святый Григорий получил сие откровение».
2. О церковных преданиях (св. Василия Великого)
См. коммент, к <Выпискам из Кормчей книги> — к выписке V Св. Василия из книги о Св. Духе к немуже, Амфилохию.
<3.> Из Правил Архиепископа Александрийского св. Петра
См. коммент, к <Выпискам из Кормчей книги> — к выписке
II. Из правил Архиепископа Александрийского Св. Петра.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!