X. Одухотворение (из св. Григория Нисского) — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

X. Одухотворение (из св. Григория Нисского)

2017-07-25 220
X. Одухотворение (из св. Григория Нисского) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выписка из: Слово в День светов, в который крестился Гос­подь наш, св. Григория Нисского // Христианское Чтение. 1841. T. 1.

С. 8-13.

<Ш.> Выбранные места из творений
Святых Отцов и Учителей Церкви

Выписка <41> Об утратах (Из Златоуста) впервые напечатана в анонимной статье «Н. В. Гоголь в его отношениях к М. П. Пого­дину» в петербургской газете «Русская Жизнь» (1892. № 64) вместе с письмом Гоголя к М. П. Погодину от 20 декабря (н. ст.) 1844 г., к которому была приложена. Выписка <53> О почитании Святых (Из частного письма протоиерея Сабинина) впервые опубликова­на Н. И. Петровым в его статье «Новые материалы для изучения религиозно-нравственных воззрений Н. В. Гоголя» (Труды Киев­ской духовной академии. 1902. № 6). Здесь же было дано описание сборника и указано более чем две трети источников гоголевских выписок. Еще несколько источников было установлено священ­ником Космой Петрушевским (Выписки Н. В. Гоголя из творений Свв. Отец и из сочинений духовных писателей как материал для опре­деления его религиозно-нравственных воззрений. Курсовое сочине­ние студента IV курса Киевской духовной академии, священника Кос­мы Петрушевского. <1911> // НБУ. Ф. Дис. 2165). Фрагмент «О слове» и отрывок «И ты, когда увидишь...» выписки 27. Разные изречения из Иоанна Златоуста и отдельные фрагменты выписок <5> О почита­нии священника, хотя бы и погрешающего (Св. Иоанна Златоуста), <42> О Божестве миротворцев (Св. Григория Нисского) впервые напе­чатаны в коммент, в кн.: Гоголъ Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1990; выписки 6. О Литургии (Иеремии, Патриарха Константинопольского), 20. Мария как преобразовательница верхов­ная смирения (Преосвященного Владимира), <29> О иконоборстве', отдельные фрагменты выписок 22. О Святых и Непорочных Таин­ствах Господних (Свят. Иоанна Дамаскина), 24. О Русской Церкви <Иоанна Яхонтова>, 27. Разные изречения из Иоанна Златоуста («Ты христианин для того...»; «К праведникам везде Господь строг...»), <30> Некоторые мысли Георгия (Затворника Задонского Богородиц­кого монастыря) и <39> Приготовление к исповеди и причащению — в коммент, в кн.: Гоголъ Н. В. Духовная проза. М., 1992. Остальные выписки впервые напечатаны в изд.: Гоголъ Н. В. Собр. соч.: В 9 т. М., 1994. Т. 8.

Автограф сборника в полном объеме до нас не дошел. Ори­гинал рукописи хранился некоторое время после смерти писате­ля у его сестры Ольги Васильевны Гоголь (в замужестве Головня), а впоследствии взят был у нее П. А. Кулишом вместе с другими мате­риалами (пометы П. А. Кулиша имелись также на титульном листе сборника Гоголя «Из книги: Лествица, возводящая на небо»; см. коммент, к трактату <О гневе и безгневии> в т. 6 наст. изд.). Даль­нейшая судьба гоголевского автографа неизвестна. В гоголевском фонде Отдела рукописей Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины сохранилось лишь пять отдельных автографов

Гоголя, соответствующих 40-44-й выпискам утраченного сборни­ка и, возможно, либо представляющих собой его фрагмент, либо отражающих подготовительный этап работы над его составлени­ем: «Знаменование воды в Св. Писании св. Кирилла, архиеписко­па Александрийского», «Об утратах (из Златоуста)», «О блаженстве миротворцев, св. Григория Нисского», «О стыде», «Послание к кня­зю Антиоху о некоторых местах Божественного Писания св. Афана­сия Александрийского» (см.: Пупвник по фондах вщдыу рукопиав 1нституту л1тератури / Нацюнальна Академ1я наук Укра’ши. 1нсти- тут лиератури 1м. Т. Г. Шевченка НАН УкраТни. КиТв, 1999. С. 101). В настоящем издании тексты этих пяти выписок (пятая не полно­стью, до слов: «...но веруй в Отца и не исследуй вещи...») печатают­ся по указанному автографу (Ф. 17. № 5. 7 л. (последние три листа остались незаполненными; размер 15,8 х 21,8); текст к публикации подготовлен доктором филологических наук, профессором Инсти­тута литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины П. В. Михедом.

О. В. Головня, прежде чем передать сборник П. А. Кулишу, предусмотрительно сняла точную копию, которую передала через

B. А. Чаговца на Гоголевскую выставку, устроенную в 1902 г. в Кие­ве Обществом Нестора-Летописца. С выставки эта копия была пере­дана сначала профессору Киевской духовной академии В. 3. Завит- невичу, затем профессору Н. И. Петрову и впоследствии хранилась в Церковно-археологическом музее при той же академии, где в 1911 г. к ней обращался студент IV курса академии иерей Косма Петрушев- ский в работе над курсовым сочинением, посвященным изучению религиозно-нравственных воззрений Гоголя (см.: Чаговец В. На роди­не Гоголя. (Реликвии) // Киевская Газета. 1901. 21 октября. № 291.

C. 4; Петров Н. И. Новые материалы для изучения религиозно­нравственных воззрений Н. В. Гоголя. С. 3; Чаговец В. А. На родине Гоголя // Памяти Гоголя. Киев. 1902. Отд. 5. С. 36; Чаговец В. А. Гоголевская выставка (каталог) // Там же. С. 45; Петрушевский К, иерей. Выписки Н. В. Гоголя из творений Свв. Отец и из сочинений духовных писателей как материал для определения его религиозно­нравственных воззрений. С. 10-11; Лебедев А. Рукописи Церковно­археологического музея Императорской Киевской духовной акаде­мии. Саратов, 1916. Т. 1. С. 427). В настоящее время эта рукопись также утрачена. В Институте рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского НАН Украины (Киев) хранятся два списка гоголевского сборника, восходящие к копии О. В. Головни. Один список был сделан в 1911 г. отцом К. Петрушевским и при­ложен к его курсовому сочинению (с отдельной пагинацией): «При­ложение. Точная копия сборника выписок из творений Свв. Отцов и Учителей Православной Церкви, составленного Н. В. Гоголем». Вторая копия снята со списка отца К. Петрушевского. Она была сделана в 1916 г. писцом и сверена с источником А. С. Грузинским для библиотеки Нежинского историко-филологического института кн. Безбородко: «Н. В. Гоголь. Выбранные места из творений

Св. Отцов и духовных писателей. Копия сборника, принадлежаще­го Киевскому Церковно-археологическому музею при Император­ской духовной академии». Этот список сопровожден послесловием

А. С. Грузинского: «Собственноручные выписки Гоголя из творений Св. Отцов и духовных писателей, по-видимому, исчезнули безвоз­вратно. Приходится поэтому довольствоваться списком, сделанным его сестрою (О. В. Головня). Этот список в смысле точности текста далеко, по-видимому, отступает от своего оригинала. Еще более иска­женным является список отца К. Петрушевского, с которого сделана настоящая копия, проверенная именно по этому последнему списку. Многие места оказались весьма испорченными. Такова судьба и мно­гих других произведений Гоголя. Восстановление подлинного текста могло быть сделано при помощи сравнения с печатными источни­ками, но разыскание их чрезвычайно затруднительно. Кроме того, некоторые места заимствованы из частных рукописей (напр., писем и т. п.). Кроме того, в некоторых местах заметно отражение ориги­нальных воззрений автора сборника. Детальное изучение соста­ва этого произведения может открыть некоторые новые страницы в гоголевском литературном наследии». Очевидно, что А. С. Грузин­скому не были известны работы Н. И. Петрова и отца К. Петрушев­ского. Текстологический анализ также показывает, что снятая им копия восходит к какому-то другому списку отца К. Петрушевского (не тому, что приложен к его курсовому сочинению). В настоящем издании текст гоголевского сборника составлен на основании сли­чения обоих дошедших до нас списков и сверки с печатными источ­никами. Сборник публикуется под тем заглавием, с которым он был представлен в 1902 г. на Гоголевской выставке (это заглавие повторя­ет и отец К. Петрушевский в своем курсовом сочинении).

Осенью 1843 г. в Дюссельдорфе Гоголь познакомился с «Хрис­тианским Чтением» за этот год (см. коммент, к его записной книж­ке 1841-1846 гг.). 5 октября (н. ст.) 1843 г. он писал Н. М. Языкову: «Я никогда не думал, чтобы наше “Христианское Чтение” было так интересно: там не только прекрасные переводы всех почти Отцов Церкви, не только много драгоценных отрывков из рассеянных лето­писей первоначальных христиан, но есть много оригинальных ста­тей, неизвестно кому принадлежащих, очень замечательных». В этом же письме он просит Н. М. Языкова выслать ему «Христианское Чте­ние» за 1842 г. Вероятно, этот годовой выпуск журнала Гоголь нашел с переездом в ноябре 1843 г. в Ниццу у Виельгорских, у которых про­жил зиму 1843/44 г. на правах члена семьи. 15 февраля (н. ст.) 1844 г. он пишет Н. М. Языкову: «О “Христианском Чтении” не заботься...» Из «Христианского Чтения» за 1842 г. Гоголь сделал большинство своих выписок. Тогда же он вновь обратился и к «Христианскому Чтению» за 1843 г., из которого также сделал несколько выписок. В Ницце Гоголем, очевидно, было составлено 49 из 55 выписок его сборника. Выписку <50> Изречения из св. Иоанна Златоуста Гоголь сделал из «Бесед св. Иоанна Златоустого на св. евангелиста Матфея»

(М-> 1839. Т. 1-3), о присылке которых просил Н. М. Языкова в пись­ме от 2 апреля (н. ст.) 1844 г. Завершен сборник осенью 1844 г. во Франкфурте, где Гоголь получил привезенные для него графиней Д К. Виельгорской тома «Христианского Чтения» за 1840 г. (см. коммент, к выписке <54> Мысли). Там же, вероятно, была составле­на и последняя <55> выписка. В сборнике нет уже извлечений ни из двух «последних» томов сочинений святителя Тихона Задонского, ни из «Христианского Чтения» за 1844 г., о получении которых Гоголь извещал А. О. Смирнову в письме от 2 апреля (н. ст.) 1845 г.

Сборник «Выбранные места из творений Св. Отцов и Учите­лей Церкви» имеет, очевидно, свою композицию. Он начинается с «Изложения веры» св. Григория Богослова и, подобно гоголевским «Выбранным местам из переписки с друзьями», заканчивается пись­мом о Светлом Воскресении. Примечательно, что в составлении сборника Гоголь пользовался своими выписками из Кормчей кни­ги, причем давал им новые заглавия и располагал в иной последова­тельности (см. коммент.). Произвольной относительно источников является последовательность и других гоголевских выписок.

1. Изложение веры (св. Григория Чудотворца,

Епископа Неокесарийского)

Выписка из книги святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского, «Православное исповедание Кафолической и Апостоль­ской Церкви Восточной. С приложением двух Слов святаго Иоан­на Дамаскина о святых иконах и изложения веры, по откровению святаго Григория Чудотворца, епископа Неокесарийскаго. Пере­ведено с греческого языка в Санктпетербургской духовной акаде­мии» (СПб., 1830. С. 251-260). Изложение веры сопровождено здесь статьей «Как Святый Григорий получил сие откровение».

2. О церковных преданиях (св. Василия Великого)

См. коммент, к <Выпискам из Кормчей книги> — к выписке V Св. Василия из книги о Св. Духе к немуже, Амфилохию.

<3.> Из Правил Архиепископа Александрийского св. Петра

См. коммент, к <Выпискам из Кормчей книги> — к выписке

II. Из правил Архиепископа Александрийского Св. Петра.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.