Игры на складывание объемных фигур из специальных наборов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Игры на складывание объемных фигур из специальных наборов

2017-07-25 204
Игры на складывание объемных фигур из специальных наборов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из таких игр являются "Кубики сома", известные у нас в стране под названием "Кубики для всех". 27 обычных детских кубиков склеиваются между собой так, что получается 7 элементов. На рисунке 86 показано, как склеены кубики и представлены элементы игры. Из полученных элементов, представляющих собой своеобразный конструктор, складываются объемные фигуры: башни, дома, пирамиды, кубы и т. д.


Рис. 86

Образцы изготавливаются 2 видов: расчлененные с указанием составных частей и контурные. Для изготовления образцов с указанием составных частей надо пронумеровать по порядку каждый из 7 элементов, как показано на рисунке 85.

Например, на каждой фигуре из 4 кубиков, составляющей первую часть (форму) игры ставится цифра 1. Это дает возможность обнаружить нужную форму в составленной новой фигуре (дом, башня, медведь) независимо от расположения частей. Есть и такие способы указания составных частей, как окраска их в разные цвета: первая часть красная, вторая - синяя и т.д. (Никитин Б. П. Развивающие игры. М., 1981, с. 98, 116-118). Как показывают наблюдения за детьми, при складывании из разноцветных элементов они ориентируются в большей мере на цвет, а не на форму. Естественно, что это не обеспечивает осознанного сооружения постройки, анализа ее конструкции.

"Кубики для всех", как и другие подобные игры, развивают мышление, сообразительность, смекалку, творчество, конструктивные умения.

Осваивать игру с детьми старшего дошкольного возраста следует последовательно, по этапам.

Первый этап - рассматривание элементов игры, нахождение сходства их с предметами, формами. Элемент 1-й - буква Т, 2-й - буква Г, 3-й - уголок, 4-й - зигзаг молнии, 5-й - вышка со ступеньками, 6 и 7 - крылечко. Такое опредмечивание упрощает складывание сложных фигур, способствует более точному вычленению в образе составных элементов.

Второй этап - освоение способов присоединения одной части к другой. Детям надо показать, что присоединять одну часть к другой можно по-разному. От этого зависит получение новой объемной фигуры. На этом этапе освоения игры за основу берется какой-либо один элемент и к нему последовательно, по одному присоединяются остальные 6. Присоединять одну часть к другой надо так, чтобы получилась объемная фигура, имеющая сходство с постройкой, предметом, геометрической формой. Например, дети берут элемент 1 и присоединяют к нему элемент 2 так, чтобы получился сначала дом с аркой, затем стенка, поезд. Из уголка 3 и буквы Г (2) складывают кроватку, потом ворота, лошадку, стенку. После этого осваиваются способы соединения 3 и 4, а затем и большего количества частей с целью получения фигуры. Дети выполняют такие задания самостоятельно, подбирая элементы согласно замыслу или по указанию воспитателя. Например, взять элементы 1, 2 и 3 (уголок, букву Г и Т), сложить из них стенку с башней в середине. Второй этап освоения игры должен быть длительным. В процессе многократных практических действий дети усваивают возможные, наиболее удачные способы соединения элементов игры, которые ведут к созданию фигуры.

Третий этап - складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов (рис. 87). Предложить детям рассмотреть образец, расчленить его на составляющие элементы и складывать такую же фигуру. Несмотря на то, что цифрами указано место расположения элементов игры, надо избегать простого их подбора. Детей следует упражнять в анализе формы, строения, соотнесении их с формой элементов игры. Только при таком обучении дети смогут перейти в дальнейшем к складыванию фигур по образцам без указанных составных элементов и придумыванию новых фигур.


Рис. 87

В ходе складывания фигур дать детям некоторые общие указания. Прежде всего, о том, что в сооружаемых постройках сложные элементы (5, 6, 7), как правило, расположены внизу строения. А наиболее простые - 1, 2, 3 - сверху. Начинать складывать надо с основания фигуры, предварительно отобрав и отодвинув в сторону те элементы, которые видны на образце и место расположения которых определено на основе зрительного восприятия.

Четвертый этап - складывание объемных фигур по образцам без указания частей (рис. 88); придумывание, складывание фигур по собственному замыслу; зарисовка их поэлементно в альбом. Учитывая сложность таких заданий для детей, можно предложить им сложить 2-3 фигуры совместно. Воспитатель говорит, какие элементы надо взять и какую фигуру из них сложить. После этого сообщает дальнейшие действия. Например, дети вместе с воспитателем составляют куб. Для этого надо взять элементы 2 (буква Г), 6 и 7 (крылечки) и сложить из них диван, глубина сиденья которого равна 2 кубикам, высота - 1 кубику, высота спинки - 1 кубик. Элементы 6 и 7 надо соединить между собой так, чтобы сразу получилась спинка дивана длиной, равной 3 кубикам. К этой фигуре присоединить элемент 2, образуя сиденье. Затем элемент 4 положить на сиденье дивана. Он закрывает все сиденье, за исключением 2 кубиков. На угол в пустой квадрат положить элемент 5, в другой средний пустой квадрат вставить элемент / и оставшееся пространство заполнить элементом 3. Куб готов. Воспитатель предлагает разобрать и собрать его снова для закрепления способа сборки.


Рис. 88

Поэтапное складывание жирафа. Воспитатель выполняет все практические действия вместе с детьми. Элементы 5 и 6 соединяют так, чтобы получились задние ноги жирафа, высотой в 1 кубик, и половина туловища - площадка размером 3X2 кубика. Полученную фигуру надо придерживать, она неустойчива, так как имеет опору всего на 2 отдельных кубиках.

Затем из элемента 7 составляют правую переднюю ногу, а из элемента 3- левую переднюю ногу жирафа. Одновременно образуется ровная площадка - туловище жирафа.

Впереди - проем. В него вставляют элемент кубиком вниз, это переход от туловища к шее жирафа. Складывают остальную часть - шею и голову, что не составляет труда: элемент 4 образует шею, 2 - часть шеи и голову.

Фигуру жирафа дети разбирают и несколько раз складывают самостоятельно. После ряда упражнений в поэтапном совместном складывании фигур из элементов воспитатель предлагает детям сложить фигуру самостоятельно по образцу или замыслу. (Образцы некоторых объемных фигур представлены на рис. 87.)

Формы работы в уголке занимательной математики разнообразны. Одной из них является проведение вечеров досуга с использованием готового материала, игр математического содержания.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.