Характеристика велосипедного туризма. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Характеристика велосипедного туризма.

2017-07-25 366
Характеристика велосипедного туризма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Велосипедный туризм как особый вид путешествий появился еще в конце 19 века, вскоре после того, как велосипед принял тот вид, к которому мы привыкли. Первое серьезное путешествие из Чикаго в Сан-Франциско состоялось в 1896 году. Но особенно бурно велотуризм стал развиваться уже во второй половине 20 века после появления горного велосипеда (MTB), конструкция которого позволяет проходить большие расстояния по сложным трассам.

Велотуризм доступен людям практически любого возраста, так как в нём нагрузки легко дозируются. На велосипеде можно проехать по любой дороге и по тропинке, а так же по естественным преградам. В течение одного светового дня велотуристы проезжают 40-120 км.

 

Горный велосипед конструктивно более приспособлен к длительным путешествиям по пересеченной местности. Благодаря конструкции шин, форме протектора, специальной резине он способен преодолевать трудно проходимые грунты: песок, гравий, бездорожье. Комбинации скоростей позволяют подобрать оптимальный ритм движения на трассе и контролировать нагрузку. Специально разработанная геометрия рамы обеспечивает стабильность и надежность. Амортизационная вилка значительно уменьшает вибрацию и облегчает движение по неровному рельефу, а чувствительные тормоза позволяют затормозить в считанные секунды на спуске любой крутизны.
По сравнению с пешим туризмом, велосипедный - гораздо быстрее и интереснее, поэтому путешествия на велосипедах привлекают к себе многих. Те расстояния, которые невозможно пройти пешком, с легкостью преодолевает даже не очень опытный велосипедист. На велосипеде удобно отправляться в походы за город – это не требует больших физических нагрузок и подготовки. Можно взять с собой палатку и за пару дней объехать все лучшие места в округе - всю тяжесть рюкзака принимает на себя багажник велосипеда. Пейзаж при езде на велосипеде не успевает надоесть, а силы при этом расходуются в 3-4 раза меньше, чем у пешехода. Немногие знают, что на горном велосипеде можно кататься не только летом, но и зимой! У зимнего велотуризма становится все больше поклонников, ведь на снежных дорогах можно позволить себе более экстремальное катание.
При этом горный велосипед удобен не только для загородного внетрассового катания, но и для поездок по городским улицам. Эту его особенность давно заметили и оценили велосипедисты во многих городах. Лето – лучшее время для катания, потому что дни длинные и погода обычно хорошая.

 

2..2. Подготовка и организация велопохода

Подготовка и организация велопохода -при правильной организации и выборе маршрута велосипед служит для туриста удобным средством передвижения, позволяющий покрывать с меньшей затратой сил значительные расстояния и посвящать больше времени отдыху, ознакомлению с интересными объектами.

Современный велосипед и в случае необходимости его можно перевозить на всех видах транспорта. Для туристических походов велосипед необходимо оборудовать. Прежде всего он должен иметь седло, рассчитанное на длительное сидение, крепкие надёжные ободья, достаточно широкий и прочный задний багажник рассчитанный на вес велорюкзака.

Велосипед перед походом тщательно проверяется: надёжность тормозов, затяжку осевых гаек, световозвращателей… В групповое снаряжение добавляется специальный ремнабор для велосипеда. Также руководитель должен иметь права на вождение любого транспортного средства.

Обязательный элемент подготовки к многодневным походам- регулярные тренировки. Считается, что перед походом нужно наездить столько километров, сколько составляет весь поход.

Тактика похода

В первый день пути движение должно быть медленным, а протяжённость составлять не более 50-60 км. В следующие день два продолжается период походной аклиматизаци и расстояние постепенно возрастает достигнув максимума на 4-5 день.В день обычно едут 6-8 часов. В начале похода в роли направляющего выступает руководитель, чтобы задать темп езды.

В походе всегда должна быть установка на то чтобы маршрут проходить с небольшим опережением графика. Запас во времени нужен не только для непредвиденных обстоятельств, он благоприятно сказывается и на настроении группы.

Для перевозки и хранения клея и смазочных материалов следует пользо­ваться металлическими масленками с герметически закрывающимися крыш­ками.

Обычную инструментальную сумку может заменить сшитый из брезента, или другой плотной и прочной ткани или клеенки наборник.

 

Организация движения

В колонне велотуристов головным едет наиболее опытный участник, знако­мый с дорогой или лучше других пред­варительно изучивший ее. Чаще всего это руководитель группы. Он ведет учет пройденного расстояния (по счетчику) и поддерживает установленный режим движения. За ним едут менее сильные, Замыкает колонну сильный, опытный турист. У него ремонтные материалы, инструменты, аптечка. Он следит, чтобы не было отстающих, и оказывает помощь..

Связь по линии поддерживается уста­новленными сигналами; при вынужден­ной остановке хотя бы одного участника останавливается вся группа. Во время движения соблюдаются следующие ин­тервалы между велосипедистами: на нор­мальной дороге —2 — 3 м, на полевых и лесных дорогах —5 —6 м,-на особо сложных и мокрых участках, а также на спусках— 10.— 12 м.

После первых 20 — 25 минут движения делается общая остановка для проверки велосипедов и устранения обнаружен­ных недостатков в регулировке машины и упаковке багажа.

Привалы в пути в зависимости от рельефа местности, качества дороги и погоды устанавливаются разной продол­жительности Если дорога хорошая, и ровная и ветер не мешает, целесообразно придерживаться такого режима: 27 минут езды —3 минуты пеш­ком, 23 минуты езды — 2 минуты пешком, привал 5 минут. Если рельеф местности, состояние дороги и другие факторы за­ставляют часто сходить с велосипеда, можно двигаться 50 — 55 минут и 5 — 10 минут отдыхать. При сильном встречном ветре время движения пешком увеличивается за счет сокращения вре­мени на остановки. Такие пешеходные паузы позволяют «размять» работавшие члены, восстановить правильную цирку­ляцию крови, ввести в норму ритм ды­хания. Такой активный отдых лучше пассивного отдыха лежа или сидя.

Следует предостеречь от увлечения большими скоростями они не только требуют больших затрат физической энергии, но и невольно заставляют сосредоточивать все внимание на небольшом участке до­роги перед колесом. Все остальное, часто очень интересное, ускользает от внимания велотуриста.

В конце дневного перегона пешеход­ные паузы можно увеличивать. В описан­ном режиме движения при скорости езды 12 км/час средняя скорость будет 10 км, а при 15 км/час— 12, 5 км.

В течение 6 — 7 чистых ездовых часов (больше ехать не следует) велотурист без труда может покрыть 80 — 90 км, в благоприятных условиях (ровный про­филь, хорошее состояние дороги, попут­ный ветер)— до 100 -130км.

На мотовелосипеде следует соблю­дать тот же режим движения и делать регулярные остановки, чтобы излишне не перегревать двигатель и не переох­лаждать себя.

В горных районах с сильнопересечен­ным рельефом и в бездорожье нагрузка на ходовой день не должна превышать 30-40 км. Средняя скорость при этом будет колебаться от 5 до 15 км/час. А так как фактическое, «рабочее время» соста­вит всего 4, 5 — 6 часов в день, то часовая скорость будет колебаться от 6, 5 до 17 км.

Вес багажа не должен превышать 10 кг для женщин и школьников 9 — 10-х клас­сов и 16— 18 кг для мужчин.

Не менее 2/3 дневного перехода тури­сты должны проехать в первой половине дня, до большого привала.

Путешествуя в центральных и южных районах, целесообразно придерживаться следующего распорядка дня:

подъем в 5.30 — 6 часов; 10 — 15 минут утренняя зарядка, 10— 15 минут —туалет; затем завтрак и сборы в путь; дежурные поднимаются раньше и готовят завтрак (лучше приготовить его накануне, вместе с ужином, а утром подогреть). Начинать движение не раньше чем через О, 5 — 1 час после принятия пищи.

В 11 — 12 часов устраивается большой привал продолжительностью 4 — 5 часов для отдыха, обеда и намеченных меро­приятий. Приходится он на самое жаркое время дня.

В северных районах слишком ранний подъем нецелесообразен: еще холодно и все мокро от росы. Из-за этого туристы будут отправляться в путь с мокрыми ногами, мокрыми палатками и вещами. Дневной привал соответственно можно делать короче, а все мероприятия прово­дить после остановки на ночлег (кстати, летние вечера на севере достаточно свет­лые, а местные жители в это время сво­бодны от работы). Такого же режима можно придерживаться и в южных райо­нах в пасмурную и прохладную погоду.

Дневной переход следует заканчивать за 1,5 — 2 часа до наступления темноты, чтобы иметь возможность засветло уст­роиться на ночлег, осмотреть, почистить и, если надо, отремонтировать велоси­пед, выкупаться или умыться и отдохнуть до сна. Без крайней необходимости откладывать ремонт машины на следую­щий день нельзя. Как на продолжитель­ных, так и на малых привалах после небольшой разминки нужно заняться велосипедом и лишь потом приступать к еде и отдыху.

Установленные графиком нормы и время передвижения могут быть наруше­ны из-за проколов шин, мелких, а иногда и крупных поломок велосипеда или дви­гателя, неблагоприятных условий пого­ды. В любом случае без уважительных причин график похода нарушать нельзя, иначе это приведет к тому, что намечен­ные мероприятия не будут выполнены или для них потребуется дополнитель­ное время.

Через каждые 4 — 5 ходовых дней устраивается дневка.

 

Техника движения

Самые удобные для езды — асфаль­тированные и бетонированные дороги. Но на них наиболее интенсивное авто­мобильное движение. Это требует от велотуристов дисциплинированное и, выдержки, привычки спокойно реагиро­вать на проносящиеся рядом автомоби­ли. Ехать надо по самой кромке шоссе в один ряд, не допуская выезда из строя и обгона едущих впереди туристов, не «зевать», так как можно легко соскочить с твердого полотна дороги на мягкую песчаную обочину.

Дороги с булыжным покрытием— са­мые трудные и неприятные, особенно если булыжник крупный. На них сильно трясет, а в мокрую погоду они еще и скользкие. В этом случае лучше ехать по обочине или пешеходной тропе, обыч­но идущей вдоль дороги.

Хороши для велосипеда исправные грейдерные дороги, покрытые гравием или щебенкой. Правда, в сухую погоду они немного пыльны. Однако на некоторых из них встречается выбитая автомобиля­ми «гребенка» (напоминает мелкие вол­ны на поверхности воды). Ехать по такой «гребенке» хуже, чем по булыжнику: на скорости велосипед прыгает и сильно бьет, отчего ноги соскакивают с педалей. Иногда «гребенку» засыпают гравием или песком без укатки; тогда ехать еще труднее.

Качество грунтовых дорог без специ­ального покрытия зависит от качества грунта и погоды. После длительных дождей они почти не проезжи для вело­сипеда, а в сухую погоду очень пыльны. Автомобили оставляют на них глубокие колеи, затрудняющие передвижение на велосипеде. В низинах они, как правило, заболочены. Через мелкие протоки редко бывают мостики, чаще броды.

Лесные дороги часто покрыты толстым мягким слоем лесного отпада (хвоя, старая листва, шишки), затрудняющего движение. Много выступающих корней. В низинах дороги заболочены, нередки и мелкие броды. В сосновых лесах встре­чаются песчаные участки, не пригодные ~ для езды на велосипеде; в этом случае приходится передвигаться пешком. Однако езда лесом приятна, особенно в жаркую или ветреную погоду.

Пешеходные тропы обычно хорошо утоптаны, но извилисты и узки. Езда по ним требует навыка и уверенности. Часто такая тропа проходит среди густо­го подлеска, между камнями, кочками, пнями и другими препятствиями, о кото­рые можно зацепиться или удариться на ходу педалями. Иногда тропинки резко переходят в крутой спуск, за которым следует брод или переправа по бревну или кладкам.

Серьезное препятствие для движе­ния— ремонт дорог. В это время дорога наполовину сужена, завалена песком, щебнем. Чаще ремонтируемую дорогу просто закрывают, и тогда необходим

объезд в несколько километров, иной раз по тяжелой временной дороге.

Подъемы и спуски требуют особого внимания. Брать с ходу имеет смысл только короткий и некрутой подъем. Длинные, затяжные подъемы, даже и не очень крутые, лучше пройти пешком.

На спусках развивать сравнительно большую скорость можно только когда дорога хорошая и далеко просматривает­ся. В остальных случаях надо с самого начала плавно (без рывков) притормажи­вать и ехать осторожно, с интервалом 10—12 м, особенно если дорога с круты­ми поворотами, ограниченным обзором и интенсивным движением. Следует помнить, что в низинах грейдерных и грунтовых дорог скапливается песок, смываемый туда дождями, а сами низины часто заболочены или разбиты; кроме того, здесь почти всегда построены мо­сты, у въезда на которые, как правило, большие выбоины и ухабы, а иногда неуплотненная подсыпка.

Крутые повороты на спусках надо проезжать на малой скорости, в против­ном случае при резком торможении воз­можны заносы велосипеда, удары о до­рожные ограждения, наезды и столкно­вения. Резкое торможение и крутые по­вороты на мокрых, песчаных и Грязных дорогах приводят обычно к заносу вело­сипеда и падению.

Во время движения по дорогам надо особенно опасаться грузовых автомоби­лей с сеном или длинномерными груза­ми (доски, трубы, сортовой металл), выступающими далеко за пределы кузо­ва; обгоняя, водитель автомашины неза­метно для себя может сбить вело­сипедиста.

Съезды на обочине дороги требуют осторожности, так как часто подсыпка к кромке дороги бывает очень рыхлой и колесо сразу же вязнет, а велосипедист падает.

Броды (даже мелкие) с ходу переез­жать не следует: грунт может оказаться мягким и вязким. Лучше перенести вело­сипед на руках, не замочив ходовых ча­стей (втулки, каретку, педали).

При пересечении больших выбоин, канав, рвов, глубоких колей, выступающих корней деревьев нужно предохранять велосипед от резких нагрузок, привста­вая на педалях на полусогнутых ногах и перенося тяжесть тела сначала-на зад­нее, а затем на переднее колесо, держа шатуны в горизонтальном положении.

В горах большую опасность представ­ляют наезды участки пути, заваленные камнями, упавшими деревьями. На участ­ках, проходящих по оползневым скло­нам, необходимо с велосипеда сойти и двигаться пешком, соблюдая осторож­ность, так как возможно падение камней.

Учитывая все дорожные Неожиданно­сти, турист должен уметь пользоваться всеми способами посадки на велосипед и схода с него.

При объезде пней, больших камней, кочек, муравейников шатуны надо дер­жать в горизонтальном положении, что­бы избежать падения при ударе шатуна­ми о препятствие. Когда подобные препятствия расположены часто, для успешного их объезда нужен хороший глазомер и опыт. Ехать надо медленно и осторожно.

С наступлением темноты и при густом тумане езду нужно прекращать. Если все-таки передвигаться необходимо, следует идти пешком, освещая путь фонарями, подавая звуковые сигналы И соблюдая необходимую осторожность. Во время затяжных ливней и дождей движение прекращается.

 

Организация ночлегов

Если остановки на ночлег преду­смотрено делать в населенных пунктах, нужно заранее списаться с местными организациями о подготовке помещения или высылать в каждом случае вперед квартирьеров - 2 - 3 сильных велосипе­дистов. Этим можно избежать ненужной потери времени, всегда возникающей, если даже небольшая группа становится на ночлег без предварительной подго­товки. Если группа обеспечена палатка­ми, вопрос о ночлеге решается просто (см. раздел «Пешеходный и горный туризм»).

Если планом предусмотрена останов­ка в попутном городе для осмотра досто­примечательностей или посещения музе­ев всего на один день, на ночлег лучше становиться в сельской местности (или организовать бивуак), не доезжая до города 10—12 км. В этом случае группа может прибыть к началу работы нужного ей учреждения. Покончив с делами, в тот же день можно выехать дальше, чтобы засветло прибыть к месту следующего ночлега.

Велосипеды устанавливаются рядом с палатками одной компактной группой: к первому велосипеду прислоняется вто­рой, так, чтобы заднее колесо второю было рядом с передним колесом первого, и т. д. В ненастную погоду машины мож­но укрыть клеенкой или плащ-палаткой. Для сохранности велосипеды следует за­пирать специальными замками или меж­ду стойками багажников крайних вело­сипедов протянуть тонкую цепочку и на ее концы навесить висячий замок.

Организация безопасности

К причинам, чаще всего приводя­щим к срыву задуманного мероприятия и авариям, относятся: недостаточная подготовленность и недисциплиниро­ванность туристов; несоблюдение ими правил езды на неодинаковых дорогах и различном рельефе местности; непра­вильное поведение участников путешествия при неблагоприятных метеороло­гических условиях.

Неудовлетворительная техническая подготовка, плохое знание машины и недосмотр, неумение определить и устра­нить то или иное повреждение могут закончиться аварией.

Путешествие может быть сорвано из-за недостаточного опыта руководи­теля, плохого знания маршрута, пере­оценки собственных сил и недооценки трудностей пути, для преодоления кото­рых у них не окажется ни опыта, ни знаний.

Ослабление внимания на «легких» участках и длинных спусках может по­влечь наезд на впереди едущего товари­ща, различные виды транспорта и дорож­ные ограждения.

Отрицательно повлияют на исход путешествия плохое или недостаточное снаряжение при поездках в малонаселен­ные районы, техническая неисправность велосипеда, ненадежность отдельных его частей, слабость конструкции багажников отсутствие второго тормоза при движении по сложному рельефу, недоста­ток запасных частей и материалов.

Плохое обеспечение продуктами и невозможность их приобретения в мало­населенных местах неизбежно принудят уменьшить дневной рацион питания.,В результате может оказаться, что физическая нагрузка в пути станет непосильной для участников. В пути безопасность туристов зависит от соблюдения ими следующих правил: на первых порах нельзя ехать полу­обнаженными: возможны солнечные ожоги. В солнечные жаркие дни недо­пустима езда без головных уборов;

при плохой видимости (туман, моро­сящие осадки) движение можно продол­жать только пешком, ни в коем случае не допуская ухода в сторону или отстава­ния кого-либо из участников;

во время дождей беречься простуд­ных заболеваний. Даже при хорошей, непромокаемой одежде ноги у туристов все равно будут мокрыми. Если дождь очень сильный и видимость сильно огра­ничена, движение немедленно прекра­щать. В горных районах в дождь возмож­ны обвалы, оползни, камнепады и повреждения дорожных сооружений, поэтому двигаться дальше в такую пого­ду не следует;

в грозу в первую очередь надо найти безопасное укрытие и поставить велоси­педы подальше от людей. Под высокими деревьями укрываться нельзя.

 

Ремонт велосипеда в пути

Наиболее часты в пути проколы каме­ры заднего колеса. В случае медленной утечки и (нее воздуха следует подтянуть муфточку вентиля и, если обнаружится дальнейшая утечка, вынуть золотник, заме­нить на нем вентильную резину, собрать зентиль и вновь накачать камеру. Если воз­дух продолжает выходить, камеру снять и искать прокол.

Для ремонта проколотой камеры надо снять колесо, извлечь камеру при помощи лопаточки конусного ключа, найти место прокола, зачистить его наждачной бумагой, дважды смазать зачищенное место тонким слоем резинового клея, просушивая каждый раз в течение 5 — 8 минут. Потом предвари­тельно зачищенную и также дважды сма­занную клеем заплату наложить на прокол и прижать ладонями или каким-либо гру­зом. 'Затем накачать камеру,- опустить* ее в воду или проверить на слух герметичность, насухо вытереть, припудрить тальком и, выпустив воздух, без морщин и перекосов уложить в покрышку, убедившись при этом, что в покрышке нет острых предметов, вы­звавших прокол, и положение бандажной ленты (флипера) на ободе правильно.

Камеры время от времени следует при­сыпать тальком, так как в жаркую погоду и при продолжительной езде они от нагре­вания прилипают к покрышкам.

Покрышка заднего колеса от большой

нагрузки изнашивается быстрее. Для равно­мерного износа ее следует в середине се­зона с заднего колеса переставить на перед­нее. Монтируя покрышки, избегать повреж­дения камер монтажными ключами, а также защемления их между бортами покрышек и ободами колес.

При нарушении регулировки каретки (что бывает сравнительно редко) надо затя­нуть до упора правую чашку, отпустить контргайку, завернуть левую чашку в корпус каретки, установить нужный зазор в под­шипниках и вновь закрепить ее контргайкой.

При ослаблении крепления шатунов следует, сделав упор под шатуны, забить клинки медным или деревянным молотком и затянуть до отказа их гайки.

При нарушении регулировки задней втулки отпустить гайки и левую контргайку. Затем ключом, надетым на квадратный конец оси, повернуть последнюю до необ­ходимого зазора в подшипниках. Закрепив конус в этом положении контргайкой и затягивая гайки, следить, чтобы колесо было установлено правильно по отношению к 1 перьям вилки и стойке и сохранялось минимальное провисание цепи. Правый конус должен быть туго затянут до упора оси,поэтому им нельзя пользоваться при регулировании подшипников втулки.

Обнаружив тяжелый ход передней втулки, следует отпустить гайку со стороны! нарушившего нормальное положение конуса, установить его, зафиксировав гайкой' колеса, сохранив равные зазоры между ободом и перьями вилки.

Потрескивание во втулках, педалях или каретке свидетельствует о неисправности шарикоподшипников. В этом случае надо разобрать узел, в котором слышно потрески­вание, и промыть его. При обнаружении расколотого шарика заменить его новым (лучше весь комплект шариков). При полом­ке, трещине, сильном износе деталей их следует заменять.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.