Лекция 1. Возникновение современного менеджмента — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Лекция 1. Возникновение современного менеджмента

2017-07-25 343
Лекция 1. Возникновение современного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИХАЛЕВА Е.П.

к.т.н., профессор

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине

«МЕНЕДЖМЕНТ»

Направление подготовки: 080100 «Экономика»

 

Профиль подготовки: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика»

 

Квалификация (степень) выпускника – 62 бакалавр

 

Форма обучения – очная

 

 

Тула 2012

 

Рассмотрено на заседании кафедры ФиМ

Протокол № __ от _________________ 2012 г.

Зав. кафедрой ФиМ ________________Е.А. Федорова

 

 

Содержание

Лекция 1. Возникновение современного менеджмента. 6

1.1 Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России. 6

1.2 Теоретическая база современного менеджмента. 10

1.3 Смена парадигмы управления в России. 12

1.4 Пути повышения эффективности менеджмента. 14

ЛЕКЦИЯ 2. Методологические аспекты менеджмента. 15

2.1. Сущность и объективная необходимость менеджмента. 15

2.2. Понятие, сущность менеджмента. Виды менеджмента. 16

2.3. Основные этапы в развитии теории менеджмента. 17

2.4. Опыт менеджмента за рубежом. Возможности и пути его использования в России 24

2.5 Специфика менеджмента в России. 25

2.6 Цели и задачи менеджмента. 27

2.7 Составляющие понятия менеджмент. 28

2.8 «Тихая управленческая революция». Рационалистическая и неформальная модели менеджмента. 28

2.9 Основные качества менеджера. Работа менеджера. 29

2.10 Современная парадигма управления в России. 30

ЛЕКЦИЯ 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ. 32

3.1 Предприятие как объект управления и как система. 32

3.2 Системный подход в менеджменте, признаки системы управления. 34

3.3. Субъект и объект менеджмента. Структуры системы менеджмента. 36

3.4. Признаки открытых и закрытых систем. 36

3.5. Цели и система управления предприятиями. 37

3.6. Внутренняя и внешняя среда предприятия. 38

3.7 Цели и задачи управления предприятием. 39

ЛЕКЦИЯ 4. Принципы и функции менеджмента. 40

4.1 Понятие законов управления. Закон конкуренции и менеджмент. 40

4.2 Принципы менеджмента, понятие, сущность, содержание. 41

4.3. Содержание функциональных подсистем менеджмента и подсистем обеспечения управления. 42

4.4 Основные функции менеджмента. 43

4.5 Контроль и контроллинг. 49

ЛЕКЦИЯ 5. Методы менеджмента. 54

5.1. Понятие методов менеджмента, механизм их воздействия на объект управления. Классификация методов менеджмента. 54

5.2 Правила выбора методов менеджмента. 55

5.3. Экономические методы управления. 56

5.4. Административно-правовые методы управления. 61

5.5. Социально-психологические методы управления. 65

Лекция 6. Организационный менеджмент. 72

6.1. Понятие и элементы организационной структуры управления предприятием и их характеристика. 72

6.2. Структуры, используемые при централизованном и децентрализованном управлении. 73

6.3 Построение организационных структур, схемы: достоинства, недостатки, применение. 74

6.4. Программно-целевые оргструктуры.. 76

6.5. Перспективы и эффективность новых структурных образований дифференцированного типа: МНТК, консорциумов, концернов, ассоциаций, конгломератов, холдингов и т.д. 78

6.6. Методы проектирования и рационализации оргструктур. 79

6.7. Определение параметров оргструктуры. Состав документов оргпроекта 80

6.8. Тенденции в системе организации и управления производством. 81

6.9. Пути совершенствования организации управления производством. 82

6.10. Жизненный цикл организации. 82

Лекция 7. Технология принятия решений в менеджменте. 84

7.1. Сущность управленческого решения и его признаки. 84

7.2. Требования, предъявляемые к управленческому решению.. 87

7.3. Классификация управленческих решений. 88

7.4. Выработка и принятие решений как узловая процедура в деятельности руководителя. 88

7.5. Алгоритм процесса принятия и реализации управленческих решений. 89

7.7 Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений 89

7.8 Информационное обеспечение управленческого решения. 91

Лекция 8. Управление трудом. 93

8.1. Виды управления трудом на разных стадиях экономического роста. 93

8.2. Влияние сущности теорий управления трудом на природу человека. 93

8.3. Основные факторы и условия перехода к инновационному управлению трудом 95

8.4. Менеджмент и инновационная стратегия предприятий. Характеристика видов инновационных стратегий. Понятие «технологического разрыва». 96

8.5 Инновационная программа менеджера. 97

8.5. Мотивация труда. Создание системы мотивации труда. 98

Лекция 9. Менеджмент и производственный потенциал предприятия. 102

9.1. Понятие производственного потенциала предприятия. Модель экономико-производственного потенциала, ее содержание, сущность. 102

9.2. Управление конкурентоспособностью производственного потенциала, методы ее оценки в бизнесе. 103

9.3 Система индикаторов для оценки фактора «человеческий капитал». 104

9.4 Управление конкурентоспособностью товаров. «Амплуа» фирм и менеджеров в зависимости от жизненного цикла товара. 104

9.5 Управление производительностью.. 105

9.6 Менеджмент и показатели хозяйственной деятельности предприятия. 107

9.7 Управление экономическими отношениями предприятия. 108

Лекция 10. Кадры управления. Стиль управления. 110

10.1 Роль кадров управления на предприятии. Менеджмент персонала. 110

10.2. Требования к работникам управления, понятие культуры управленческого труда 110

10.3. Три уровня культуры управления. Этическая и эстетическая культура работника управления. 112

10.4. Два составляющих деятельности руководителя: умение возглавлять коллектив, умение организовать личную работу. 114

10.5. Этика делового общения. 114

10.6. Управление конфликтами. Психология менеджмента. 116

10.7. Корпоративная культура и организационное поведение. 118

Лекция 11. Функциональный менеджмент. 121

11.1. Особое значение антикризисного менеджмента в современных российских условиях. Антикризисное управление. 121

11.2. Особенности работы менеджеров в кризисной ситуации. 123

11.3 Коммуникационный менеджмент. Схема коммуникационного процесса 124

11.4 Специальные формы деловых коммуникаций. 126

11.5. Система коммуникаций. 126

11.6. Стратегический менеджмент. Виды стратегий. Разработка и реализация перспективных и текущих планов. 127

11.7. Ситуационный менеджмент. Правила обоснования управленческих решений 130

11.8. Финансовый менеджмент. Его роль в системе современного менеджмента 132

11.9 Информационный менеджмент. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте. 133

11.10 Управление рисками. 136

11.11 Особенности управления внешнеэкономическими связями. 139

Список литературы.. 141

 

Диапазон профессий

 

Истоки возникновения современного менеджмента:

Стадии Содержание методов управления Характеристика
Пионерская, 1820 – 1990 гг. Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя Предприниматель управляет лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает необходимость систематизации опыта управления
Организационная, начало ХХ века Научный подход к организации управления, администрирование Возникновение научной организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание роли мастеров и инструкций. Учет времени и наблюдение, нормирование труда, Развитие идеи сотрудничества работодателя с персоналом
Интеграционная, начиная с 30-х годов Поведенческие подходы к организации управления Стремительное развитие техники, рост значения человека

 

Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с фазами промышленного развития.

 

Фаза массового произ-водства (начало ХХ века до 30-х годов) Фаза массового сбыта (30-60-е годы) Постиндустриальная фаза с середины 60-х годов
- выпуск стандартной продукции; - рынок неограничен; - низкая себестои-мость; - все внимание внутрь фирмы - выпуск дифферен-цированной продукции; - рост конкуренции; - развитие маркетинга; - внимание на имидж фирмы - жесткая конкуренция; - быстрое устаревание основного капитала; - интернационализация предпринимательства; - решение стратегических зада

 

Методы и формы менеджмента становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто раньше других отреагирует на изменение потребностей рынка.

Ф. Тейлора

Деловое

Бюрокра- администрирование Функци-

тическое ональный

администрирование менеджмент

М. Вебера А.Файоля

В 20-30-е годы ХХ века в США проводились теоретические исследования чело­веческих отношений на производстве, которые были первой попыткой сконцентрировать менеджмент на человеческом факторе. Главная цель разработок заключалась в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимость производи­тельности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Эта идея лежит в основе второго этапа развития менеджмента - МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕ­СУРСОВ.

Основателем второго этапа является Э.Мэйо, исследовавший зависимость произ­водительности труда от уровня освещенности рабочего места.

 

 


Поведение человека в производственной среде изучали Д.Карнеш, М.Смолл, М.А.Робер, М.Вудкок, Д.Френсис и другие. Из советских ученых (20-е годы, СССР) сле­дует отметить труды А.К.Гастева: "Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка (машины, орудия)".

Взгляды Э.Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в тру­дах Д.Макгрегора.

Второй этап развития менеджмента:

 

 

 


 

 

Третий этап развития менеджмента связан с именами П.Дюпона и А.Слоана, которые отмечали, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую, а не замкнутую систему. Идея МЕНЕДЖМЕНТА БИЗНЕСОМ - ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.

Современный, четвертый, этап развития менеджмента - СОЦИАЛЬНЫЙ МЕ­НЕДЖМЕНТ - связан с именем П.Драккера. Идея этапа - каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед общест­вом.

 

Научные школы менеджмента

Вклад направления Примечания
Школа научного управления (1885-1920 г.г.)
1.Использование анализа для определения лучших спосо­бов решения задач Ф. Тейлор Ф. Гилберт
2.Обеспечение работников ресурсами Г. Гнат
3.Систематическое использование материального стимули­рования  
4.Отбор работников и их обучение  
Классическая (административная) школа управления (1920-1950 г.г.)
1.Развитие принципов управления А. Файоль
2.Развитие функций управления  
3.Систематизированный подход к управлению всей органи­зации  
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930-1950 г.г.)
1.Использование приемов управления межличностными от­ношениями М. Фоллетт Э. Мэйо
2.Применение наук о человеческом поведении Ф. Херцберг
Количественный метод (с 1950 г. по настоящее время)
1. Разработка и применение математических моделей в управлении С.Форрестр Э.Райф
2. Развитие количественных методов в принятии решений С.Саймон
Попроцессный подход (с 1920 г. по настоящее время)
Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерыв­ных взаимосвязанных действий (функций управления) Ф. Тейлор Р.Черчмен В.Вудфорт
Системный подход (с 1950 г. и по настоящее время)
Рассмотрение организации как некоторой целостности, со­стоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вно­сит вклад в целое А.Слоан П. Дюпон Р. Скотт
Ситуационный подход (с 1906 г. по настоящее время)
Увязка конкретных приемов и концепций управления с опре­деленными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами П. Дракер У. Марч Р.Томпсон

Цели и задачи менеджмента

Конечная цель менеджмента - обеспечение прибыльности предприятия, эффектив­ное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках.

 

 

 

 


 

Вопросы для повторения

1.Раскройте содержание понятия "менеджмент".

2.Покажите эволюцию теории и практики менеджмента.

3.Охарактеризуйте содержание четырех этапов развития менеджмента.

4.Оцените вклад в развитие теории менеджмента Ф.Тейлора, А.Файоля, Э.Мэйо, П.Дюпона, П.Драккера.

5.Назовите критерии современной модели менеджмента.

6.Каковы цели и задачи менеджмента?

7.Охарактеризуйте менеджмент как тип рыночного управления.

8.Какие модели менеджмента Вы знаете?

9.Кого можно считать менеджером?

Ситуации для обсуждения

1.В США говорят так: "Пока менеджер либо предприниматель работает, он дол­жен учиться". Правильно ли это?

2.Необходимо ли изучать зарубежный опыт при повышении квалификации ра­ботников? Составьте программу подготовки специалиста менеджера.

3.Целесообразно ли стажировать наших управленцев за рубежом?

4.Акио Морита, создатель и глава всемирно известной электронной корпорации "Сони", неоднократно повторял американским бизнесменам: "Вы уважаете только деловых людей, которые умеют быстро заработать деньги. Мы же в Японии ценим наших инженеров и техников: для нас честью является трудиться в области непосредственного производства". Прокомментируйте. Как соотнести эти слова с российской практикой управления?

 

Содержание функциональных подсистем менеджмента и подсистем обеспечения управления

Менеджмент - творчество, основанное на определенных функциях.

Функции - виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

 
 

 

 


 

 

 


Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

1. Ресурсы:

· материальные

· трудовые

· финансовые

· оборудование

· здания, сооружения

· информация

· производственная технология

· продукт

2. Содержание процесса управления:

· планирование

· организация

· регулирование

· контроль

· учет

3. Цикл принятия управленческого решения:

· подготовка

· утверждение

· внедрение

· оценка

4. Стадии жизненного цикла продукта.

Для достижения некоторой цели необходимо реализовать: содержание процесса управления (вариантов здесь может быть 1*5), ресурсное обеспечение (1*8), цикл принятия решения (пусть возможных вариантов 2). Тогда необходимо 1*5*8*2 = 80 функций.

Здесь представлен пример подхода к формированию полного набора управленческих решений при функциональной структуризации целей предприятия.

Организация

Организация - управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

Содержание организации как функции менеджмента состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определений порядка и условий функционирования предприятия.

 
 

 


 


 

 

Регулирование

Регулирование - управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.

Содержание регулирования как функции менеджмента состоит в перераспределении материально-технических и финансовых ресурсов, оперативном управлении ходом производственного процесса.

 

 

 

Руководство

Руководство - управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.

Содержание руководства как функции менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть - возможность влиять на поведение других людей.

Эффективному менеджеру власть необходима, но эффективный менеджер никогда не будет проявлять свою власть в приказной манере, ожидая беспрекословного подчинения.

Модель влияния руководителя на подчиненных:

 
 

 

 


 

 

 


Контроль и контроллинг

Контроль, учет, анализ - система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.

Контроль - управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.

Содержание контроля как функции менеджмента заключается в контроле выполнения производственной программы, расходовании материальных и финансовых ресурсов во времени и т.д.

 

 

 

 

 

 


 

 


 

Учет - управленческая деятельность по финансированию состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени.

Содержание учета как функции менеджмента состоит в учете выполнения производственной программы, наличии материальных и финансовых ресурсов и т.д.

 

Анализ - управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Содержание анализа как функции менеджмента состоит в изучении выполнения производственной программы, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.

       
 
 
   

 

 

 


Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте законы менеджмента.

2. Какие группы принципов менеджмента Вы знаете?

3. Классификация функций менеджмента.

4. Содержание и порядок реализации общих функций менеджмента.

5. Проблема определения состава и оптимального количества функций менеджмента.

6. Роль функций менеджмента в определении состава структурных подразделений предприятия.

 

Ситуации для обсуждения

1. При проведении реконструкции цеха мастер Иванов И.И. получил задание предложить кандидатуры работников своего цеха (в количестве 10 человек) для перевода на другую работу. Мастеру не хотелось бы обижать подчиненных ему людей, а потому он нашел следующее решение вопроса: он предлагает начальнику цеха список из 20 человек и просит его выбрать тех десятерых, которые ему кажутся подходящими. Однако начальник цеха такое решение вопроса отклонил.

Какой принцип управления использовал начальник цеха, отказав мастеру? Какой принцип управления хотел применить Иванов И.И., обратившись к начальнику цеха? Почему решение мастера было отклонено?

2. Двадцатидвухлетний капитан, направленный на службу на аэродром, получил должность офицера технического обслуживания самолетов. Капитану предложен личный кабинет, под его руководством находились 30 военнослужащих. Первым его помощником оказался сержант, занимавшийся аэродромным техническим обслуживанием, ему 25 лет. Лейтенант постоянно кричал из своего кабинета: «Эй, сержант, живо сюда!» И тот приходил - неизменно и беспрекословно.

Какую форму власти использовал лейтенант? Насколько эффективна такая власть? Каково, по Вашему мнению, отношение сержанта к лейтенанту как к руководителю?

3. Как Вы оцениваете следующее высказывание Т.Питерса и Р.Уотермена: «Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей»?

4. «Организовывать - это значит сначала оценить возможность, а уж потом ставить задачу».

Верно ли это?

5. Хорошо спланировано - наполовину сделано. Приведите примеры, подтверждающие это высказывание.

Коммерческий расчёт

Коммерческий расчёт синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

 

 
 

 


Характеристика коммерческого расчёта:

Область использования Принцип действия
1. Ценообразование Приспособление уровня и структуры цены к требованиям и условиям рынка
2. Издержки производства Снижение затрат на каждой ступени производственного цикла путем: — совершенствования технологии; — разработки новых видов продукции при повышении качества; — повышения производительности труда; — экономии накладных расходов и др.
3. Финансирование и Кредитование Перемещение средств между подразделениями для получения устойчивой прибыли в масштабах всего предприятия; обеспечение лучших условий получения займов и кредитов

 

В рамках коммерческого расчёта в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчёт — система взаимоотношений внутри предприятия. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В этом случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по существу. Такие цены устанавливаются в рамках той политики ценообразования, которую проводит руководство. Отношения в рамках внутрифирменного расчёта основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки.

Коммерческий расчёт Внутрифирменный расчёт
1. Предполагается ведение расчётов между различными собственниками внутри предприятия 1. Осуществляется в рамках собственности единого подразделения
2. Цены отражают реальный процесс производства
  1. Цены устанавливаются исходя из общей ценовой политики предприятия

 

В отличие от хозяйственного расчёта, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчёт предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.

Цены и ценообразование

Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

В современных условиях наиболее распространён метод ценообразования по принципу “полных издержек”, предполагающий установление уровня цены с учётом издержек производства плюс целевая норма прибыли.

Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объём производства в тот или иной период, а на заданный объём продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 - 80 %) с учётом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса.

Необходимо знать структуру цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции и стабильности получаемой прибыли.

Финансирование

Важнейший инструмент финансовой политики — обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.

 
 


Кредитование

С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.

С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счёт процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка.

Налоговая система

Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причём одни из них за счёт валового дохода, другие — непосредственно из прибыли.

Существует установленная законодательством очерёдность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем — все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины, и наконец остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.­­

Страхование

Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений:

 
 

 


Вид страхования Объект страхования
1. Имущественное Материальные ценности
2. Социальное Уровень доходов граждан
3. Личное Жизнь, здоровье и трудоспособность граждан
4. Страхование собственности Обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального или иного ущерба, если он был нанесён другим лицам
5. Страхование предпринимательских рисков Риск неполучения прибыли или образования убытка

Маркетинг

Маркетинг является инструментом, направленным на изучение и учёт спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объёмах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам. Итак, маркетинг — инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, — и рыночных отношений. Смысл действия этого механизма: потребитель диктует свои условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путём формирования, в свою очередь, определённых потребностей.

Вопросы для повторения

1. Что такое методы менеджмента?

2. Общая характеристика методов менеджмента.

3. Роль экономических методов менеджмента и их классификация.

4. Роль административно-правовых методов менеджмента и их классификация.

5. Роль социально-психологических методов менеджмента и их классификация.

Ситуации для обсуждения.

1. Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров на предприятии. Какие методы менеджмента использовать? Сформулируйте мероприятия.

2. На одном предприятии был поставлен эксперимент. Через месяц результаты были следующими: станок всегда был в порядке, рабочий стал помогать друзьям в бригаде, его сменная выработка увеличилась на 15%. Охарактеризуйте сущность эксперимента. С помощью каких мероприятий можно достичь описанного результата?

3. При решении вопросов повышения квалификации кадров целесообразно ли их стажировать за рубежом? Необходимо ли приглашать менеджеров из-за границы для работы на российских предприятиях?

 

Производством

В условиях не кризисной экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации. Главными показателями улучшения являются: сокращение затрат, рост прибыли, улучшение обслуживания клиентов, более гибкий стиль управления, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений, восприятие оргструктуры людьми.

В кризисной экономике изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. Обязательно ставятся и достигаются цели расширения полномочий на нижних уровнях иерархии управления и повышение производственно-хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав организации. На практике это означает привлечение все большего количества работников к процессу выявления и решения проблем предприятия. Оценка деятельности оргструктуры производится и по таким направлениям, как быстрота обработки и получения информации, необходимой для принятия решений; использование информационной технологии.

Жизненный цикл организации

Стадия Жизненного Параметры
Цикла Организации Главная задача Основная задача Основные вопросы Динамика Менеджера
Рождение Выживание Выход на ры­нок Все новое и необычное Новатор
Детство Кратковре­менная при­быль Укрепление Конкурентоспособность Оппортунист
Юность Ускоренный рост Борьба за свою долю на рынке Изучение сегмента рынка Консультант
Ранняя зре­лость Системати­ческий рост Рост по всем направлениям Координация Соучастник
Промежу­точная зре­лость Сбалансиро­ванный рост Централизация и автономиза­ция Интеграция Объединитель усилий
Оконча­тельная зре­лость Индивиду­альность, имидж Соподчинен­ность интере­сов Балансировка интересов Государст­венный дея­тель
Старение Сохранение Стабильность Продолжение существования Администра­тор
Возрождение Оживление Омолаживание Обновление и развитие Способен со­общить им­пульс

 

Вопросы для повторения

1. Элементы организационных структур управления и их характеристика.

2. Типология структур управления.

3. Требования, предъявляемые к современным формам систем менеджмента.

4. Принципы проектирования систем организационного управления.

5. Формы промышленных организаций, их значение, особенности и роль в развитии рыночных отношений.

6. Методы проектирования и рационализации организационных структур менеджмента.

 

Ситуации для обсуждения

1. Какая связь между организационной структурой и кристаллической решеткой металла?

2. Имеется ли связь между сокращением управленческого аппарата предприятия и совершенствованием организационной структуры?

3. Сможет ли эффективно руководить менеджер, если непосредственно ему подчинено 25 - 30 человек?

4. Какое влияние оказывает норма управляемости на эффективность действий менеджеров?

Требования, предъявляемые к управленческому решению

Принимаемое менеджером управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:

· быть научно обоснованным, компетентным;

· приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;

· быть непротиворечивым;

· иметь ясную направленность и адресность;

· отличаться своевременностью и быстродействием;

· обладать точностью и ясностью;

· быть контролируемым;

· иметь комплексный характер;

· обладать полномочностью;

· быть экономичным и эффективным.

Управленческих решений

Процесс подготовки и реализации управленческого решения предусматривает выполнение в определенной последовательности целого ряда работ:

 

 


 

 

Вопросы для повторения

1. Сущность и значение управленческих решений.

2. Роль управленческих решений в деятельности менеджера.

3. Требования, предъявляемые к управленческому решению, их

признаки и классификация.

4. Алгоритм выработки и реализации управленческих решений.

5. Принятие решений в условиях неопределенности и риска.

6. Методы обоснования управленческих решений.

7. Информационное обеспечение управленческих решений.

Ситуации для обсуждения

1. Прокомментируйте закон Холла: "Подход к проблеме важнее, чем ее решение."

2. Насколько актуально сегодня высказывание Ван Харпена: "Решение проблемы заключается в поиске людей, которые ее решат."

3. В мире бизнеса существует два основных типа принятия решения: через рынок и через иерархию. Поясните.

 

Лекция 8. Управление трудом

 

Вопросы для повторения

1. Трудовые ресурсы как фактор повышения эффективности производства.

2. Раскройте содержание теорий на природу человека.

3. Мотивация труда в менеджменте.

4. Покажите на


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.209 с.