Эмоциональная культура педагога — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмоциональная культура педагога

2017-07-25 372
Эмоциональная культура педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и не­рвов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расхо­дование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).

Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых учителей. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватность в оценке происходящего, импульсивные действия по отно­шению к ученикам, способствуют формированию таких лич­ностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Пережива­емые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, замет­ные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердце­биение. Это отрицательно сказывается на самочувствии пе­дагога, вызывает сильное переутомление, снижение работос­пособности.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда молодой педагог теряет самооб­ладание и проявляет себя в пассивно-защитной (слезы) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Такого рода эмоциональные реакции присутствуют и в деятельности опытных педагогов, в которой нередко преобладают способы разрядки эмоций на рабочем месте, в классе, что делает их практически профессионально непригодными.

Учитель в своей деятельности должен стремиться к успеш­ному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личност­ном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внут­ри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напря­жение и негативно сказывается на здоровье.

Учительство как профессиональная группа отличается край­не низкими показателями физического и психического здоро­вья. По данным многих исследований, даже у молодых учите­лей частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой систе­мы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, за­болеваний неврогенного характера (нервные истощения, невро­зы). Для учителей со стажем работы 15—20 лет характерны «пе­дагогические кризисы», «истощение», «сгорание».

В последние 20 лет интерес исследователей привлекает спе­цифический вид профессионального заболевания лиц, работа­ющих с людьми — врачей, педагогов, психологов, воспитате­лей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т. д. Выяснилось, что представители данных профессий подверже­ны симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому «эмоционального выгорания». Тер­мин был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбер-гом в 1974 году для характеристики психологического состоя­ния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. В насто­ящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психо-травмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание пред­ставляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.

На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влия­ют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, про­воцирующим синдром, относят: хроническую напряженную пси­хоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным об­щением и эмоциями; завышенные нормы контингента (например, учащихся в классе); нечеткую организацию и планирова­ние деятельности; повышенную ответственность за исполняе­мые функции (за благополучие пациентов, учащихся, клиентов); неблагополучную психологическую атмосферу профессиональ­ной деятельности (конфликтность в системе «руководитель — подчиненный», «коллега — коллега», «учитель — ученик»); пси­хологически трудный контингент (дети с акцентуациями харак­тера, неврозами, психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия этих фак­торов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональ­ному игнорированию напряженных ситуаций.

К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоцио­нального выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие сим­птомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспри­нимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым спе­циалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональ­ной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные разду­мья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы исто­щаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к ме­ханизмам психологической защиты.

Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» сла­бая мотивация к профессиональной деятельности. В таком слу­чае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания» — безразличие, рав­нодушие, душевная черствость.

Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгораю­щим» относят и «трудоголиков» — тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.

Результатом такой деятельности является развитие следую­щих симптомов «выгорания»: чувства эмоционального истоще­ния, изнеможения; развитие негативного отношения к клиен­там; негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств (раздражитель­ности, напряженности, гнева); упаднического настроения, ци­низма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т. д.).

Все изложенное выше заставляет всерьез задуматься об ох­ране здоровья учителя, его профессиональном долголетии. Про­фессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» пред­полагает применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии. Однако учителю в большинстве случаев нуж­на не медицинская помощь, а социально-психологическая - по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на со­хранение эмоциональных резервов в организме.

Для снятия излишнего эмоционального напряжения в про­фессиональной деятельности большую роль играет системати­ческая работа по повышению уровня эмоциональной культу­ры педагога. Важнейшими показателями эмоциональной куль­туры является высокий уровень развития эмоциональной ус­тойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога.

Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгора­ния» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Однако учителю, постоянно сотрудничающему с детьми в педагогическом процессе, кроме эмоциональной устойчивости необходима эмоциональная чуткость, отзывчи­вость, подвижность, артистизм, то есть эмоциональная гиб­кость, которая определяется как оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя. Под эмоциональной экспрессивностью понимается выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, мимике, речи.

Положительное, комфортное общение учителя с учащи­мися возможно при достаточно грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутрен­ний мир. Эмоциональная пассивность учителя, отсутствие яр­кой эмоциональности, выраженной в речи, мимике, панто­мимике, вызывает неудовлетворенность школьников уроком, нежелание учиться, а значит, провоцирует конфликтные си­туаций.

Важно знать и замечать особенности собственной экспрес­сии: свободу или затрудненность движений, зажатость или от­крытость жестов, однообразие или гибкость интонаций и т. д. Различают следующие формы экспрессии: мягкую, вязкую и жесткую.

Мягкая экспрессия уместна в данной ситуации и приемле­ма для окружающих. Человек, для которого характерна мягкая экспрессия, изящно владеет мимикой лица, в ней преобладают спокойные формы, нет резких движений глазами, бровями, гу­бами. В то же время лицо достаточно подвижно и выразитель­но, голос льется спокойно и ровно. В нем нет резких перемен тембра и интонаций, тем не менее он богат красками и оттен­ками. Движения головы, рук, туловища подчинены смыслу речи и происходящему, они спокойны, выдержанны, руки двигают­ся по малому и среднему кругу жестикуляций. Походка граци­озная, мягкая, изящная.

Вязкая экспрессия отличается недостаточной эмоциональ­но-информационной нагрузкой и коммуникабельностью. Ок­ружающие обычно испытывают затруднения в распознавании эмоций, выраженных в «вязкой» форме. Вязкая экспрессия проявляется в невыразительной мимике, в однообразии голо­совых интонаций, бедных и скованных телодвижениях.

Жесткая экспрессия характеризуется однообразной мими­кой лица (лицо-маска) либо лицо подчеркнуто реагирует на окружающее. Голос при жесткой экспрессии звучит однообраз­но, на одной ноте ~ высокой или низкой. Корпус тела, руки, голова либо напряжены или малоподвижны, либо движутся нервно, резкими движениями. При жесткой экспрессии эмо­циональная энергия не выходит вовне, а сопровождается мощ­ными нагрузками на различные группы мышц и внутренние органы.

В лицевой экспрессии многих педагогов преобладает мас­ка официальности, мимической невозмутимости, эмоциональ­ной сухости. Часто это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Такое лицо-маска, по их мнению, способствует хорошему поведению и успеваемости ученика. Постепенно маска прирастает к лицу, и учитель всегда предстает перед классом в таком специально созданном образе.

Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа, т. к. немедленно приобретают свое продолжение в мимике детей. Им передаются состояния настороженности, агрессивности, эмоциональной не­уравновешенности. Дети любят людей с доброжелательным вы­ражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и от­крытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребенком. Будущий педагог нуждается в специально направленной работе, чтобы язык экспрессии у него обладал мяг­кими формами, был достаточно доходчив, выразителен и «зара­жал» учеников положительными эмоциями.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «ожив­лять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, про­являть гибкость поведения, нестандартность, творчество. Дан­ное качество личности называется также динамизмом. Он имеет принципиальное значение для профессиональной деятельнос­ти учителя. Проявляется динамизм в инициативе и гибкости пе­дагога, умении легко устанавливать эмоциональный контакт с другими, быстро и четко улавливать изменения в ситуации и из­менять стратегию своего педагогического воздействия. С другой стороны, эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащих­ся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатийные каче­ства личности. Эмпатия — образование системное, которое вклю­чает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и ак­тивное помогающее поведение. Эта способность педагога находит свое выражение в таких характеристиках, как доброжелатель­ность, уважение к детям, чуткость и заботливость, отзывчивость, эмоциональная восприимчивость и понимание.

Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Рациональ­ное в эмпатии проявляется в сопричастности — во внимании к другому, в наблюдательности за другим, восприятии его свойств и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии связан с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. В то же время эмпатия — это способность к сочувствию: отразить чув­ство, принять его, не растворяя полностью чувства другого в своих чувствах, т. е. это понятие имеет больший оттенок интел­лектуальности, чем эмоциональности. В этом случае проявле­ние эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоциональ­ного выгорания».

Эмпатические качества часто недостаточно представлены в структуре личности педагога. «Учителя с неразвитой эмпатией нередко допускают педагогическую бестактность, неспособ­ность стать на место ребенка, прибегают к неоправданным на­казаниям или морализированию.

Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию. Эту способность учителя воз­можно и необходимо развивать с помощью специальных обу­чающих и коррекционных программ. Основные условия раз­вития эмпатийных свойств личности: включение субъекта в конфликтную систему отношений, способную актуализировать гуманистическую направленность на другого человека. Этому способствует проведение тренингов синзитивности, решение проблемных педагогических задач, ролевые игры.

Эмоциональная культура отражает уровень профессиональ­ного мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В нем должен присутствовать педагогичес­кий такт, самоконтроль эмоционального состояния и внешней экспрессии, эмпатические качества личности. В результате по­зитивного, эмпатийного отношения со стороны педагога и ак­тивного проявления этого отношения (экспрессии) происходит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ре­бенка в процессе обучения.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.