Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация, вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация, вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках

2017-07-25 237
Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация, вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика - наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного состояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании.

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верования — обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).

Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

Специфика методологии научно–исследовательских программ: диалогический метод, рационалистический метод, индукция, дедукция, диалектический метод, феноменологический метод. Гносеология, логика, диалектика об особенностях научного познания мира человека.

Анализ основных эмпирических и теоретических методов социально-гуманитарного познания: наблюдение; социологический метод; тестовый метод; изучение документов; контент-анализ; социометрические методы; эксперимент; моделирование.

Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.

Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.

15. Феномен образования: социально-философский и культурологический аспекты. Образовательные системы: опыт современности и перспективы.

Социально-философский анализ процесса воспитания. Субъект и объект воспитания. Процесс воспитания. Аксиология и гносеология педагогического процесса. Формы педагогической деятельности. Проблемы соотношения философии и образования в системе отечественной педагогической науки конца ХХ – начала ХХI в. (Т.Л. Буров, И.И. Сулим, Т.А. Костюков, Д. Кудря, И.Н. Андреев).

Проблемы социально-философского осмысления феномена образования (В.П. Зинченко, В.В. Платонов, О. Долженко). Философия образования как философская метафизика (С.А. Смирнов). Основные направления современной отечественной философии образования: 1) антропологический подход (В.П. Казначеев, В.А. Конев, В.В. Шаронов, А.П. Огурцов); 2) нравственно-этический подход (М.Н. Аплетаев, Р.Р. Габдулхаков, Е.М. Глухова); 3) психологический подход (Э.В. Безчеревных, В.В. Давыдова, Р.Р. Кондратьева); 4)социологический подход (Г.Е. Зборовский, А.И. Зимина); 5) культурологический подход (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр, Т.Ф. Кузнецов, П.В. Тодоров, СА. Войтов); 6) культурно-национальный подход - «русская идея» в философии образования (П.Б. Бондарев, П.А. Гагаев). Концепция оптимизации педагогической практики Дж. Неллера, В.М. Розина.

Проблема межкультурного общения в образовательном пространстве современной средней и высшей школы. Феномен мультикультурности и проблемы межязыковой коммуникации в педагогическом процессе современного образовательного учреждения.

Закон Российской Федерации «Об образовании». Формирование новой образовательной парадигмы. Появление новых типов школ. Поиски путей гуманизации воспитания и образования.

Образовательные системы: опыт современности и перспективы

Педагогическая система как социальный институт. Социальные функции образовательной системы. Образование и воспитание: дилемма современной педагогической системы. Дидактика современной средней и высшей школы. Проблемы высшего профессионального образования. Репрезентативный и творческий метод образования. Требования к системности образовательного процесса. Тестирование как унификация научного знания: проблема эпистемологии образования.

Концепция непрерывного образования. Трансформация постсоветской системы образования в России. Переход образовательных учреждений к модели западного образования (Болонское соглашение). Поиск новых образовательных технологий. Социальная ответственность педагогической науки.

 

17. Современные проблемы филологии и лингвистики. Теоретико-методологические подходы к формированию способностей к межкультурной коммуникации.

Установление дефиниций. Филология как наука. Критерии современности. Проблема оценки конкретных историко-литературных эпох. Историко-литературные проблемы. Проблема синтеза искусств. Общенаучные и литературоведческие проблемы. Актуальная терминология. Проблема литературного развития в интерпретации А. Веселовского, В. Шкловского, Ю. Лотмана.

Современные проблемы когнитивной лингвистики. Русская языковая картина мира. Когнитивная лингвистика в системе мультикультурных коммуникаций. Проблемы современного русского словообразования. Дискурсивные исследования.

Семиотические, психолингвистические, лингвокультурные, социолингвистические аспекты межкультурной коммуникации. Текст как коммуникативная единица. Дискурс как объект междисциплинарного изучения. Медиатекст в системе интернет-общения. Информационные технологии в системе коммуникации.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.