С тематикой и целями занятий — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

С тематикой и целями занятий

2017-07-25 216
С тематикой и целями занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анализ учебной литературы является чрезвычайно важным этапом работы преподавателя при его подготовке к занятиям. Целью такого анализа является выявление опыта преподавания учебного материала и выбор наиболее оптимального учебника для его дальнейшего использования. При этом также определяются недостатки имеющейся учебно-методической литературы и намечаются способы их компенсации с целью подготовки единой педагогической системы и завершенного учебного процесса.

Продуктом деятельности при анализе учебной литературы является перечень необходимых для учебного процесса учебников с четким указанием порядка и последовательности их использования.

Для определения алгоритма деятельности преподавателя по анализу источников информации следует обратиться к требованиям, предъявляемым к учебной литературе.

Идеальный учебник или комплект учебной литературы «представляет собой модель педагогической системы» и в соответствии с этим должен включать в себя все элементы педагогического процесса.

Целевой компонент проявляется в том, что при подборе учебника необходимо определить: для кого он предназначен, какие умения приобретаются обучаемыми при его освоении, на каком уровне они формируются и каковы критерии оценки деятельности обучаемых после освоения им учебного материала. Эти положения должны быть детализированы по каждому из разделов учебника. Уровень усвоения обосновывается и раскрывается в предисловии к учебнику и его разделам с помощью различных инструкций. В предисловии должна быть указана структура каждого из разделов и порядок работы с учебником [7, c. 198-200].

После ознакомления с предисловием у обучаемого и преподавателя должно сложиться четкое представление о результатах учебной деятельности, осуществляемой с помощью данного учебника, то есть о том конкретном приращении опыта личности, которое будет получено. В этом случае можно будет отметить, что цель «диагностична». Как правило, такая методика описания цели в большинстве учебников для систем профессионального образования отсутствует. В лучшем случае в предисловиях указывается, для каких специальностей и специализаций, а также уровней квалификации предназначен тот или иной учебник. Отсутствие подробного описания цели учебной литературы затрудняет процесс выбора необходимого учебника, а также дальнейшую работу с ним.

Основные требования, которые предъявляются к содержанию учебной литературы, были заложены еще в первую учебную книгу «Азбуку» в 1574 г. Но они сохранили свое значение и до наших дней. Среди них главными являются доступность, систематичность, иллюстративность представления учебного материала.

В наше время к этим требованиям добавились такие, как оптимальность дидактического объема учебника, посильность представленного в нем материала для обучения, научность и связь с практикой. Кроме того, в данном случае определенную роль играет и правильность отображения рассматриваемых явлений, соответствие государственным стандартам в обозначениях, логичность и последовательность изложения учебного материала. При этом чрезвычайно важным является наличие логической четкости связей, обусловленности переходов и последовательность изложения.

К наиболее часто встречающимся недостаткам представления содержания учебников относятся:

· неправильное фиксирование причинных связей;

· взаимоисключающие утверждения;

· противопоставление понятий логической последовательности рассуждения;

· смысловое смешение плана;

· нечеткая формулировка при построении определений;

· неточность словоупотребления и неверное использование фразеологических сочетаний;

· излишний лаконизм [4, c. 115-116].

Содержание учебника характеризуется также формой выражения, языком и стилем, так как в каждой области знания, в каждой профессии имеется свой круг идей, своя специфическая лексика, фразеологические выражения и традиционные приемы изложения материала. В техническом тексте, кроме того, должны соблюдаться такие требования как:

· использование официально принятой терминологии;

· соответствие терминов обозначениям;

· единообразие написания наименований и др.

Доступность учебника определяется использованием при составлении текста главных дидактических законов и принципов, среди которых едва ли не важнейшим должен быть принцип «от простого к сложному», т. е. простой учебный материал обязательно должен предшествовать сложному и при изучении учебной дисциплины необходимо идти от низшей степени абстракции к более высокой. Более подробно основные принципы построения содержания учебного материала будут изложены далее при раскрытии методики формирования логико-содержательных материалов. В данном случае показаны лишь требования, предъявляемые к анализу уже имеющейся учебной литературы.

Кроме целевого и содержательного компонентов, следует анализировать еще и представленные в учебной литературе организационный и контрольно-коррегирующий компоненты. Это связано с тем, что современный учебник должен не только концентрировать необходимую информацию, но и отражать установку на обучение и основу учебной деятельности.

Суть органометрического метода состоит в том, что преподаватель, выделив необходимые показатели качества, оценивает каждый из учебников определенной суммой баллов. Пользуясь результатами качественного и количественного анализа, он и выбирает наилучший из учебников. Точность этого метода зависит от квалификации преподавателя, но при сравнении нескольких учебников это положение не влияет на результаты, т. к. при оценке различных учебников преподаватель обычно подходит с одними и теми же критериями.

В результате анализа может случиться так, что ни один из учебников не соответствует требованиям преподавателя. В этом случае необходимо определить степень участия иного учебного издания в учебном процессе. Необходимо также определить способы компенсации недостатков учебников.

Очевидно, что деятельность по анализу учебной литературы является одним из основных элементов аналитической деятельности и основывается на анализе профессиональной деятельности, сконструированных учебных программах и планах. Предметом ее является вся имеющаяся по данной дисциплине учебная литература, а продуктом - перечень отобранной литературы, описание порядка ее использования и способов компенсации недостатков.

После проведения анализа учебной литературы с учетом полученной из него информации о содержании имеющегося учебного материала преподаватель должен приступить к формированию логико-содержательных материалов: текстов, логической структуры материала, планов и опорных конспектов [12, c. 145].

В данной главе были рассмотрены подходы к анализу учебной литературы преподавателем для учащихся.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.