Дифференциация звуков л (твердого) и ЛЬ (мягкого) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Дифференциация звуков л (твердого) и ЛЬ (мягкого)

2017-07-25 390
Дифференциация звуков л (твердого) и ЛЬ (мягкого) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАДАНИЕ

Изменим слова. Чётко проговаривай окончания слов

Алла упала — и мы упали.

Коля устал — и мы устали.

Алла села на стул — и Коля сел на стул.

А дети давно сиде... на стуль...

Один лимон и одно яблоко.

Два ли... и два яб...

Много ли... и много яб...

Чистоговорки

Не сыпь уголь в этот угол.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Колотил Клим клин, колотил да не выколотил.

Ловким клювом клюкву с блюда клюёт плутовка-мухоловка.

Обсуждаем с ребенком кто такая ласка, читаем вместе рассказы про нее. Слова с нужными буквами или весь текс сам ребенок читает (в зависимости от умений).

ЛАСКА

Ласка маленький красивый хищный зверёк. Тело ласки тонкое, вытянутое, с плавным изгибом и коротким хвостом. Лапки у ласки очень коротенькие, но с необычайно острыми когтями. Головка у ласки маленькая, изящная, а носик тупой и слегка раздвоенный. Ушки у ласки широкие и немного закругленные. Спинка ласки красно-бурого цвета, а живот и лапки белые. Зимой ласка заметно белеет.

ПОВАДКИ ЛАСКИ

Живёт ласка в полях и лесах, иногда близко к человеческому жилью. Селится ласка в дуплах, развалинах, в норах и амбарах. Ласка очень ловка, быстра и проворна. Она необыкновенно смела. Ласка любит охотиться на мышей, полевых и лесных, и истреблением мышей приносит человеку большую пользу. Но любит она полакомиться и курятинкой, и цыплятками, и молодым кроликом, и голубями. Поедает она и лягушек, и ящериц, и змей. Ласка, смелый, кровожадный охотник, с успехом отбивается от своих врагов — крупных хищных птиц.

ЗВУКИ Р И РЬ (МЯГКИЙ)

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Р (ТВЁРДОГО)

Положение губ, углов рта и расстояние между резцами зависит от следующего гласного.

Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха, поступающего из гортани в ротовую полость.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА РЬ (МЯГКОГО)

Передний край языка передвигается вперед и «опускается» ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет.

Спинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше.

Голосовые связки сомкнуты. Слышится короткий одноударный звук РЬ.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р

Приёмы постановки звука Р (передненёбного) известны давно. По литературным данным, приведенным М.Е. Хватцевым, число их в начале прошлого века доходило до 50.

Сроки постановки вибранта Р колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука Р ведется в двух направлениях: а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух; б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

1. Сначала познакомьте ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.

2. Перед зеркалом научите ребёнка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.

4. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком — «шпок».

5. Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

Выработка фрикативного Р. Если ребёнок хорошо владеет своим языком, используйте методику профессора Ф.Ф. Рау, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нормальным звуком Р и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или 3-3-3 и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским r в словах dry, drive.

Фрикативный Р использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета.

Если фрикативный Р хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребёнок не нашел нужное «местечко» для языка, предложите следующие упражнения:

1) Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами.

2) Попеременное повторение с придыханием на «бугорках» ТДА-ТДА-ТДА-ТДА... ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ.

3) «Барабан»: быстро «стучим» по нёбу ДДДД, начинаем с нёба «верха» и спускаемся
«вниз» к верхним резцам.

4) «Ветерок на бугорках»: ДЗА-ДЗЫ (Р фрикативное).

5) «Балалайка на бугорках»: ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ.

6) «Балалайка с ветерком»: ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное).

Выработка вибрации языка.

1) В момент произнесения учеником фрикативного Р его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ученику длительно произнести фрикативное Р и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.

2) Ученик быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — ив это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта Р идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком Р, помогая себе пальчиком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА РЬ

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах РЬ мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости РЬ мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков Р и РЬ иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для Р твердого, так и одноударной — для РЬ мягкого.

Занятие 15, 16, 17: Упражнения на звук [Р] и [Р']

Проговариваем вместе с ребенком следующие строки:

Ра-ра-ра — мы поймали комара. Ра-ра- ра — вот так игра.

Ро-ро-ро - у Ромы ведро. Ро-ро-ро - Рома уронил ведро.

Ру-ру-ру - ноту верхнюю беру. Ру-ру-ру - я пою, а не ору.

Ры-ры-ры — это куры не мои. Ры-ры-ры —бегут бараны с горы.

Ар-ар-ар — мы поставим самовар.

Ор-ор-ор — подметаем двор.

Ур-ур-ур — покорми кур.

Ир-ир-ир — Ира купит сыр.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.