Я боюсь, ты боишься, он боится, мы боимся, вы боитесь, они боятся. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Я боюсь, ты боишься, он боится, мы боимся, вы боитесь, они боятся.

2017-07-25 190
Я боюсь, ты боишься, он боится, мы боимся, вы боитесь, они боятся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я умываюсь, Ты умыва... Он умыва... Мы умыва... Вы умыва... Они умыва...

Я обуваюсь... Мы обува... Ты обува... Вы обува… Он обува... Они обува…

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ Ш, Ж Ч, Щ

Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части нёба и находится за верхними резцами — это верхние шипящие. Шипящие звуки могут быть и нижними (что менее желательно). При нижних шипящих кончик языка отодвигается от нижних резцов, а к переднему нёбу поднимается спинка языка. При произнесении шипящих края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам.

В русистике все шипящие по месту своего образования называются звуками передненёбными. При произнесении и верхних, и нижних шипя­щих струя воздуха проходит по щели (желобку), которая образуется между языком и твердым нёбом, отчего вся группа шипящих по способу своего образования называется щелинными (фрикативными) звуками.

Звук Ш

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

Губы немного округлены и выдвинуты вперед. Зубы на расстоянии 1 мм.

Язык широкий, лопатообразный кончик языка приподнят к верхним альвеолам («бугоркам»), но не касается твердого нёба, с которым образует щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки не вибрируют. Выдыхаемая струя воздуха обильная, теплая.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш

Если ребёнок имеет правильную артикуляцию звука С или овладел его произношением, постановка звука Ш не представляет трудности.

1. Лучше всего звук Ш ставить от звука С. Для этого предложите обучающимся произнести С (долгий звук с-с) или слог СА и в момент произнесения приподнимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо С или СА слышится Ш или ША. Сосредоточив внимание ребёнка на верхнем положении кончика языка (следите, чтобы он не втыкал язык в нёбо!), предложите послушать, что получилось: «Говорил СА, а получилось что?»

2. Звук Ш легко поставить от звука Р, затормозив вибрацию кончика языка с механической помощью (зондом). Можно остановить «раскаты» звука Р, например, словом «стоп!», предложить удержать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами, где произносился звук Р. На «этом месте», за верхними зубами, сказать «са» и послушать, что получилось. Звук Ш может быть также поставлен от шепотного звука Р.

3. В исключительных случаях можно поставить нижний звук Ш, отодвинув шпателем кончик языка назад в момент произнесения длительного звука С — с-с.

Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях и текстах.

При первичной диагностике было выявлено, что игровые упражнения на шипящие звуки необходимы всем детям, кроме Кати и Норы и Матвея.

Занятие 5: Упражнения на звук [Ш]

Читаем чисто говорки

Ша-ша-ша — наша Маша у душа.

Ши-ши-ши — наши малыши едят беляши.

Ош-ош-ош — ты идёшь и поёшь.

Иш-иш-иш — какая тишь, малыш!

Ши и ше, ше и ши — мойте шею и уши.

Обсуждаем хобби, рукоделие, вышивку, читаем рассказ о Наташе.

ВЫШИВКА

Наташа вышивала для бабушки подушку. На подушке Наташа вышила кошку и мышку. Но мышка не убегает от кошки. А у кошки вышиты ушки на макушке.

ЗАДАНИЕ Изменим слова по образцу.

Одна пашня, две пашни, много пашен.

Одна вишня Две... Много...

Одна башня Две... Много...

Одна клешня Две... Много...

ЗВУК Щ (ШЬ+ЧЬ ИЛИ ШЬШЬ)

В разговорной речи звук Щ употребляется в двух вариантах: один заключает в себе одномоментное соединение мягких ШЬ+ЧЬ (петербургское произношение); другой — является долгим мягким ШЬШЬ (московское произношение). Звук Щ, подобно аффрикату Ч, может быть как верхним, так и нижним. В коррекционных целях предпочтительнее верхнее Щ.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

Положение органов артикуляции (губы, язык, голосовые связки) такое же, как при звуке Ч (указано далее). Верхнему Ч обычно соответствует и верхнее Щ, нижнему — нижнее.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ

Если у ребёнка имеется правильное артикулирование свистящих звуков, особенно СЬ (мягкого), постановка звука Щ не представляет никаких трудностей. Используется приём, аналогичный постановке звука Ч от ТЬ (мягкого).

Предложите логопату произнести слог СЯ или АСЬ и в это время приподнимите его кончик языка шпателем или зондом за верхние резцы. Можно и без механической помощи предложить сказать за верхними резцами «на бугорках» СЯ или АСЬ и прислушаться к тому, что получилось: «говорил одно, а получилось другое».

Занятие 6: Упражнения на звук [Щ]

Читаем с детьми потешки

Потешки

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Ты нас, мама, не ищи —

Щиплем щавель мы на щи.

Ходит щука

Около леща,

На обед пищу ища.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ МЯГКОГО И III ТВЕРДОГО (одного места образования)

Щавель для щей, а шалфей для полоскания.

Плащ защищает, а палаш убивает.

У плаща капюшон не зашивают, а свободным оставляют.

Буквы ш, ж, ч, щ — шипящие.

Нашей Маше дали щей и манной каши.

Есть и щёчки, и ушки у нашей лягушки.

Два щенка щека к щеке

Шумно дышат в уголке.

Звук Ж

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

Положение губ, зубов, языка и мягкого нёба такое же, как и при произнесении Ш. Но несколько выше поднят кончик языка, отчего образуется более узкая щель для прохождения воздуха.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Струя выдыхаемого воздуха обильная, но менее сильная, чем при Ш.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ж

Дефекты произношения звука Ж устраняются, как правило, сами собой, если устранены дефекты произношения звука Ш.

В редких случаях возникает необходимость в постановке звука Ж, например при его оглушении:

1. Звук Ж ставится на базе звука Ш с помощью вызывания голоса точно так, как звук З ставится от звука С.

2. Звук Ж может быть поставлен от звука 3 с механической помощью (зонд, шпатель) точно так же, как ставится звук Ш от артикуляции звука С.

3. Звук Ж легко поставить от звука Р, затормозив с механической помощью вибрацию кончика языка.

Занятие 7 и 8: Упражнения на звук [Ж]

Читаем стихотворения про жуков.

Жук.

Я жук, я жук!

Я ту т живу,

Гляжу, лежу,

Жужжу, жужжу

И не тужу.

БОЛЬНОЙ ЖУК

Жук упал, летать не может.

Ждёт он, кто ему поможет.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш И Ж

Читаем стихотворение про жабу. Обсуждаем ее место в природе.

ЖАБА

— Вот жаба, жаба! Убежим —

Наташа тянет Майю,

А жаба им в ответ:

— Эх, вы!

Ведь я вам не мешаю.

Живу одна я у воды

Букашек ем и мошек,

От жабы детям нет беды,

Как нет беды от мошек,

Вам жабу нужно уважать,

От жаб не нужно вам бежать.

ЗАДАНИЕ Чётко проговаривай окончания слов.

Лето (какое?) жарк... Дни (какие?) жарк... Печь (какая?) жарк... День (какой?) жарк...

Один железный стул, два железных стул... много железн... стуль... Пассажиры сидели на желез... стуль...

ЗВУК Ч (ТЬ + ШЬ)

Передненёбный, слитный звук Ч состоит из двух компонентов. Он образуется из одномоментного соединения взрывного мягкого ТЬ и щелевого (фрикативного) ШЬ, относится группе аффрикатов.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

Губы. Слегка выдвинуты вперед, но меньше, чем при Ш. Расстояние между губами 1 мм.

Язык. Возможно верхнее и нижнее положение передней части языка. При «верхнем Ч» кончик языка находится в положении, близком верхнему Ш, при нижнем Ч в положении, близком нижнему Ш. В обоих случаях края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки разомкнуты.

Напряжение тока воздуха сильное.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч

Выработка правильной артикуляции любого аффриката не представляет особых трудностей, если она осуществляется на базе прочно усвоенных и безупречных звуков, их составляющих.

Для звука Ч — это наличие хорошо артикулируемых звуков Т, ТЬ (мягкого) и звука Ш, а также С и СЬ.

1. Нижнее Ч можно ставить от безупречно произносимого Ц независимо от того, как артикулируется звук Ш. Для этого в момент произнесения звука Ц нужно отодвинуть зондом, шпателем или пальцем опущенный вниз кончик языка немного назад, в результате чего должно получиться Ч. При нижнем Ч мягкость звука достигается сама собой. О лабиализации (округлении губ) следует заботиться только тогда, когда получена правильная артикуляция языка, поскольку положение губ имеет всё же второстепенное значение.

2. Постановка верхнего Ч* предполагает безупречное произношение ТЬ. Предложите ребёнку произнести слог АТЬ и в это время подложите шпатель или зонд под кончик его языка, приподнимая его за верхние резцы. Если ученик научен хорошо выполнять звуко-слоговые упражнения, язык внизу — язык наверху (качели): са-ша, со-шо; за-жа, зо-жо и т.д., тон безо всякой механической помощи сумеет сказать ать, оть, уть «наверху, на бугорках, за верхними зубами». По мере закрепления звука Ч в обратных слогах: ач, оч, уч, ич и про­тивопоставления слогов ать-ач, оть-оч и т. д. следует на первых порах этот звук произносить утрированно чётко и в словах, и во фразах.

Занятие 9 и 10: Упражнения на звук [Ч]

Читаем чисто говорки

Ча-ча-ча — вот так удача.

Чу-чу-чу — кулича хочу.

Чи-чи-чи — пеки куличи.

Мальчик читает в читальне.

Девочка чинит чулки.

Мама печёт печенье.

Ванечка качается на качелях.

Девочка наливает птичкам водички в блюдечко.

Птички-невелички клюют ячмень.

Белочка на ёлочке, а паучок на веточке.

Мама наливает воду в чайник.

На плите чайник-начальник, в нём чай кипит.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.