Особенности развития фонетической стороны речи у дошкольников — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности развития фонетической стороны речи у дошкольников

2017-07-25 929
Особенности развития фонетической стороны речи у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики дошкольного образования

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Курсовая работа

по дисциплине «Теории и технологии развития речи»

направления 44.03.01 «Педагогическое образование»

профиля «Дошкольное образование»

 

 

«Прошла защиту» Оценка ___________________   «___» _______________2017 г. Исполнитель: Серебренникова Екатерина Сергеевна (гр. ДБZ-42) _______________________
Преподаватели ___________________________ ___________________________ Научный руководитель: Шатрова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доцент каф. ПДО _______________________

 

Волгоград

2017г.

 

 


Оглавление

 

Введение. 3

ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКА.. 5

1.1. Звуковая культура речи, ее закономерности развития. 5

1.2. Методы и средства формирования фонетической стороны речи. 9

Выводы по главе 1. 14

ГЛАВА 2: ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.. 17

2.1. Первичная диагностика по обследованию звукопроизношения. 17

2.2. Игровые упражнения влияющие на процесс развития фонетической стороны речи у дошкольников средней группы. 19

2.3. Контрольная диагностика по обследованию звукопроизношения. 44

Выводы по главе 2. 46

Заключение. 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 52

Приложения. 55

Приложение 1. 55

Приложение 2. 64

Приложение 3. 65

 


Введение

 

Исследователи в области речи дошкольников и педагоги–практики подчеркивают роль звуковой культуры речи для формирования полноценного коммуникативного развития детей, для речевой подготовки детей к школе. Если дети с правильным произношением и четкой дикцией, чаще всего, не испытывают трудностей или неудобств в общении со сверстниками и взрослыми, то дети, имеющие дефекты произношения, стесняются вступать в общение с окружающими людьми. Кроме того, у них могут встретиться трудности в дальнейшем при усвоении грамоты. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успешности обучения. Особое значение приобретают вопросы своевременного выявления недостатков в звуковой стороне речи и своевременное их устранение. Не случайно в последнее время вопросам развития звуковой культуры речи на этапе младшего дошкольного возраста уделяется пристальное внимание. В этом и состоит актуальность нашего исследования. Из этого вытекает проблема, состоящая в неправильном звукопроизношении.

Проблеме нарушений звукопроизношении и его коррекции посвящены исследования многих психолингвистов, в числе которых Варенцова Н. С., Колесникова Е. В., Гвоздев А. Н., Копылова А. А., Максаков А. И., Ушакова О. С., Струнина Е.М., Филичева Т.Б. и многие другие.

Цель исследования: Изучить влияние игровых упражнений на процесс развития фонетической стороны речи у старших дошкольников.

Объект исследования: Развитие фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Формирование фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста в игровых упражнениях.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что использование специальных игровых упражнений на индивидуальных занятиях позволит улучшить состояние фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы, методы и средства формирования фонетической стороны речи;

2. Выявить уровень сформированности фонетической стороны речи у старших дошкольников;

3. Организовать процесс по формированию фонетической стороны речи.

4. Игровые упражнения будут являться основным средством формирования фонетической стороны речи у дошкольников

Методы исследования: метод изучения научной и периодической литературы метод анализа и синтеза, метод исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Практическая значимость работы: игровые упражнения, применяемые нами, могут быть использованы в практической работе воспитателей ДОУ.

Базой исследования является ГБДОУ Детский сад №97 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района г. Санкт-Петербурга.

 


Выводы по главе 1

 

 

Итак, Фонетика – это наука, изучающая звуковые единицы языка – фразы, такты, слоги, звуки, которые связаны между собой количественными и качественными отношениями. Единство фразы создается интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, а единство звука – его относительной акустической и/или артикуляционной однородностью. Фонетические единицы связаны между собой и зависят друг от друга, поэтому они составляют систему.

При рассмотрении теории о фонетической стороне речи, следует в начале рассмотреть понятие речевая культура, затем звуковая культура речи и только после этого фонетическая сторона речи, которая является частью звуковой культуры речи.

В главе №1 мы так же рассмотрели, как осуществляется работа по развитию звуковой культуры речи, рассмотрели задачи, которые стоят перед воспитателем в разные возрастные периоды.

Исходя из программ ДОУ, а также исследований авторов по звуковой культуре речи, мы можем составить рекомендуемую очередность изучаемых звуков:

1. Гласные

2. Свистящие звуки

3. Шипящие звуки

4. Соноры

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:

· подготовительный

· постановка звука

· автоматизация звука

· и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.

Также нами был проведен анализ основных комплексных примерных образовательных программ, в результате которого мы пришли к выводу, что почти во всех программах значительное место занимает раздел «Развитие речи», за исключением программы Детство Бабаевой, там борьба с недостатками звукопроизношения происходит только в старшей группе.

Таким образом мы приходим к выводам, что значительную роль в становлении личности играет речь. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих аспектов. Здесь важную роль играет влияние окружающих – дошкольник учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие люди должны помочь ребенку сформировать правильную, четкую речь. Очень важно, чтобы дошкольник с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь

Родителям детей следует учитывать, что интенсивность речевого развития дошкольника зависит от характера его отношений со взрослыми, особенностями его общения с ними. Влияние семейного окружения, активного участия в развитии дошкольника создают предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в повседневной деятельности значительно сокращает время постановки речи логопедом. Педагоги и родители должны внимательно прислушиваться к самым незначительным успехам дошкольника, ценя его упорство, трудолюбие.

Если у дошкольника речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенку больно, он не чувствует себя равным среди других детей.

Постепенно дошкольник отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он пытается промолчать или ответить односложно, не принимать участия в словесных играх.

Именно поэтому столь важно замечать и работать над фонетическими отклонениями детей дошкольного возраста.

 


 

I часть: Свистящие звуки.

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ С, 3, Ц

Звуки С, 3, Ц одного места образования: во время их произношения кончик языка находится у нижних резцов. В русистике они называются зубными переднеязычными.

Звуки С и СЬ

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута, посередине ее проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз.

Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки разомкнуты, напряже­ние выдыхаемой струи сильное.

При мягком СЬ спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА С

Хорошо поставленный и отработанный «базовый» звук С обеспечит в дальнейшем быстрое усвоение нормальных артикуляций не только «производных» от звука С (3 и Ц), но и звуков верхнего подъема кончика языка (Ш, Ж, Ч, Щ).

В простейших случаях звук С ставится по подражанию:

перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться и показать зубки («сделать заборчик»), а затем, не разжимая зубы (заборчик не ломать!), сильно подуть, как насос: с... с... с... Можно посвистеть: с, с, с.

Внимание ребенка следует обратить на «тонкий» свист и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку.

Занятие 1: Упражнения на звук [С] и [С']

Поочередно с каждым ребенком читаем стихотворение про одинокую сову:

Одинокая сова

В лесу светло

Совы спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Вот-вот улетит.

Рисуем рисунок совы, обсуждаем эту птицу. Вспоминаем еще одну птицу Гуся.

Вместе читаем маленький рассказ про гуся:

СЕМА, СИМА И ГУСИ.

У Семы есть гуси. Сёма умеет пасти гусей, и они у него ходят гуськом. А у Симы два маленьких гуся, они веселые, но пока это гусята, а не гуси.

Для закрепления С и СЬ снова вспоминаем про сову и по очереди читаем стихотворение и с тем и с тем звуками.

СОВА

В лесу темно,

Все спят давно,

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Всюду видит и глядит

Звуки 3 и ЗЬ

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

При произношении звуков 3 и ЗЬ установка частей артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть, язык, мягкое небо) та же, что и в произношении звуков С и СЬ, только подъём спинки языка при З немного выше, чем при С, и напряжён, вследствие чего ротовой канал несколько суживается. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, отчего ощущается лёгкое щекотание кончика языка. Выдох менее напряжён, чем при звуке С.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ 3 И ЗЬ.

Звуки 3 и ЗЬ легко ставятся на базе соответствующих им парных глухих С и СЬ. После устранения дефектов произношения С и СЬ, как правило, сами собой устраняются и соответствующие дефекты свистящих 3 и ЗЬ. А в случае необходимости надо применить те же приемы, что и при постановке звуков С и СЬ. При оглушении звука 3 надо сначала предложить ребёнку, приложив руку к гортани, подать голос: а-а-а, о-о-о. Спросить, дрожит ли горлышко? Затем сравнить звуки Ф (не дрожит) и В (дрожит), С (без голоса) и 3 (с голосом).

Занятие 2: Упражнения на звук [З], [З']

Вспоминаем про доктора Айболита, кто он такой, что он делает, узнаем или повторяем слово ветеринар (проверяем еще раз произношение сонорных звуков).

Читаем рассказ про Лизу и зайку.

ЛИЗА И ЗАЙКА

Заболел зайка, у него в лапке заноза. Заболели у зайки зубки. Лиза вынула занозу, а от зубной боли дала зайке капли.

Читаем чисто говорки

Зи-зи-зи – бензин не вози.

Зе-зе-зе – едет Зина на козе.

Занятие 3: Закрепляем и дифференцируем звуки [З], [З'] и [С] и [С']

Дифференцируем звуки З и ЗЬ

Читаем рассказы:

Козленок и его мама.

Зеленые глаза у моего козлёнка. Козлёнок любит гулять в низине, а его мама коза-егоза любит гулять за домом по газонам.

Зина, не ходи в низину.

Дети, не ходите в низину за земляникой, в низине земляники не бывает, зато могут быть змеи.

Дифференцируем звуки С и З.

Читаем рассказ, а затем стихотворение.

Зоя, зайка и коза

Зое купили козу и зайку. Коза была заводная. Зоя стала заводить заводную козу. А у зайки от скуки заболели зубы. Зоя стала баюкать зайку, но зайка не спит, он боится – вот-вот коза забодает зайку.

А. Барто «Резиновая Зина»

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли.

Она была разиней, резиновая Зина,

Упала из корзины, измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине резиновую Зину,

Мы вымоем в бензине и пальцем пригрозим:

«Не будь такой разиней, резиновая Зина,

А то отправим Зину обратно в магазин!»

Звук Ц (Т+С)

Слитный звук Ц состоит из одномоментного соединения двух звуков: взрывного смычного Т и щелевого, фрикативного С.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Ц

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Зубы сжаты или находятся на расстоянии 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы (как при звуке С). Первый компонент звук Т, произносится с опущенным к нижним резцам кончиком языка, смычка образуется круто вы­гнутой передней частью спины языка. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки разомкнуты.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц

Постановка звука Ц не представляет никакого труда и обеспечивается правильным произношением его компонентов и прежде всего звука С. В случае дефекта артикуляции звука Т (что бывает редко) этот недостаток устраняется в первую очередь.

Звук Ц лучше всего ставить в обратных слогах через момент расчленённого произношения его компонентов: ат+с, от+с, ут+с, эт+с. Постепенно пауза между произносимыми Т и С сокращается до одномоментного произношения двух звуков на одном сильном выдохе. Ребёнку предлагается сильно растянуть губы и как бы сплюнуть сквозь оскаленные зубы — Ц. После отработки утрированного произношения Ц (показ резцов), сначала в обратных слогах, а затем в прямых, целесообразно в течение какого-то времени сохранять «нажим» на звук Ц в словах и фразах.

Занятие 4: Упражнения на звук [Ц]

Читаем чисто говорки

Ац-ац-ац – не пойман заяц.

Ец-ец-ец – молодой боец.

Ца-ца-ца - это овца

Цу-цу-цу – веду овцу.

Це-це-це – не подходи к овце.

Цы-цы-цы – нет овцы.

ЗАДАНИЕ

Скажи, что делает заяц?

Заяц умывается*.

Умывает... Одевает... Обувае… Купае... Смеё…

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц И С

Обсуждаем гусениц, их нужность в природе, читаем рассказ:

О ГУСЕНИЦАХ И ПТИЦАХ

В садах и в полях много насекомых. Особенно опасны гусеницы. Гусеницы в садах и лесах поедают листья и цветки. А гусениц поедают птицы. Без птиц леса останутся без листьев, а сады останутся без яблок, слив и ягод. Береги птиц! Подкорми их зимой.

ЗАДАНИЕ

Изменим слова по образцу, будем внимательны к окончаниям слов. Закончи фразу.

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ Ш, Ж Ч, Щ

Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части нёба и находится за верхними резцами — это верхние шипящие. Шипящие звуки могут быть и нижними (что менее желательно). При нижних шипящих кончик языка отодвигается от нижних резцов, а к переднему нёбу поднимается спинка языка. При произнесении шипящих края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам.

В русистике все шипящие по месту своего образования называются звуками передненёбными. При произнесении и верхних, и нижних шипя­щих струя воздуха проходит по щели (желобку), которая образуется между языком и твердым нёбом, отчего вся группа шипящих по способу своего образования называется щелинными (фрикативными) звуками.

Звук Ш

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

Губы немного округлены и выдвинуты вперед. Зубы на расстоянии 1 мм.

Язык широкий, лопатообразный кончик языка приподнят к верхним альвеолам («бугоркам»), но не касается твердого нёба, с которым образует щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки не вибрируют. Выдыхаемая струя воздуха обильная, теплая.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш

Если ребёнок имеет правильную артикуляцию звука С или овладел его произношением, постановка звука Ш не представляет трудности.

1. Лучше всего звук Ш ставить от звука С. Для этого предложите обучающимся произнести С (долгий звук с-с) или слог СА и в момент произнесения приподнимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо С или СА слышится Ш или ША. Сосредоточив внимание ребёнка на верхнем положении кончика языка (следите, чтобы он не втыкал язык в нёбо!), предложите послушать, что получилось: «Говорил СА, а получилось что?»

2. Звук Ш легко поставить от звука Р, затормозив вибрацию кончика языка с механической помощью (зондом). Можно остановить «раскаты» звука Р, например, словом «стоп!», предложить удержать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами, где произносился звук Р. На «этом месте», за верхними зубами, сказать «са» и послушать, что получилось. Звук Ш может быть также поставлен от шепотного звука Р.

3. В исключительных случаях можно поставить нижний звук Ш, отодвинув шпателем кончик языка назад в момент произнесения длительного звука С — с-с.

Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях и текстах.

При первичной диагностике было выявлено, что игровые упражнения на шипящие звуки необходимы всем детям, кроме Кати и Норы и Матвея.

Занятие 5: Упражнения на звук [Ш]

Читаем чисто говорки

Ша-ша-ша — наша Маша у душа.

Ши-ши-ши — наши малыши едят беляши.

Ош-ош-ош — ты идёшь и поёшь.

Иш-иш-иш — какая тишь, малыш!

Ши и ше, ше и ши — мойте шею и уши.

Обсуждаем хобби, рукоделие, вышивку, читаем рассказ о Наташе.

ВЫШИВКА

Наташа вышивала для бабушки подушку. На подушке Наташа вышила кошку и мышку. Но мышка не убегает от кошки. А у кошки вышиты ушки на макушке.

ЗАДАНИЕ Изменим слова по образцу.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

Положение органов артикуляции (губы, язык, голосовые связки) такое же, как при звуке Ч (указано далее). Верхнему Ч обычно соответствует и верхнее Щ, нижнему — нижнее.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ

Если у ребёнка имеется правильное артикулирование свистящих звуков, особенно СЬ (мягкого), постановка звука Щ не представляет никаких трудностей. Используется приём, аналогичный постановке звука Ч от ТЬ (мягкого).

Предложите логопату произнести слог СЯ или АСЬ и в это время приподнимите его кончик языка шпателем или зондом за верхние резцы. Можно и без механической помощи предложить сказать за верхними резцами «на бугорках» СЯ или АСЬ и прислушаться к тому, что получилось: «говорил одно, а получилось другое».

Занятие 6: Упражнения на звук [Щ]

Читаем с детьми потешки

Потешки

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Ты нас, мама, не ищи —

Щиплем щавель мы на щи.

Ходит щука

Около леща,

На обед пищу ища.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ МЯГКОГО И III ТВЕРДОГО (одного места образования)

Щавель для щей, а шалфей для полоскания.

Плащ защищает, а палаш убивает.

У плаща капюшон не зашивают, а свободным оставляют.

Буквы ш, ж, ч, щ — шипящие.

Нашей Маше дали щей и манной каши.

Есть и щёчки, и ушки у нашей лягушки.

Два щенка щека к щеке

Шумно дышат в уголке.

Звук Ж

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

Положение губ, зубов, языка и мягкого нёба такое же, как и при произнесении Ш. Но несколько выше поднят кончик языка, отчего образуется более узкая щель для прохождения воздуха.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Струя выдыхаемого воздуха обильная, но менее сильная, чем при Ш.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ж

Дефекты произношения звука Ж устраняются, как правило, сами собой, если устранены дефекты произношения звука Ш.

В редких случаях возникает необходимость в постановке звука Ж, например при его оглушении:

1. Звук Ж ставится на базе звука Ш с помощью вызывания голоса точно так, как звук З ставится от звука С.

2. Звук Ж может быть поставлен от звука 3 с механической помощью (зонд, шпатель) точно так же, как ставится звук Ш от артикуляции звука С.

3. Звук Ж легко поставить от звука Р, затормозив с механической помощью вибрацию кончика языка.

Занятие 7 и 8: Упражнения на звук [Ж]

Читаем стихотворения про жуков.

Жук.

Я жук, я жук!

Я ту т живу,

Гляжу, лежу,

Жужжу, жужжу

И не тужу.

БОЛЬНОЙ ЖУК

Жук упал, летать не может.

Ждёт он, кто ему поможет.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш И Ж

Читаем стихотворение про жабу. Обсуждаем ее место в природе.

ЖАБА

— Вот жаба, жаба! Убежим —

Наташа тянет Майю,

А жаба им в ответ:

— Эх, вы!

Ведь я вам не мешаю.

Живу одна я у воды

Букашек ем и мошек,

От жабы детям нет беды,

Как нет беды от мошек,

Вам жабу нужно уважать,

От жаб не нужно вам бежать.

ЗАДАНИЕ Чётко проговаривай окончания слов.

Лето (какое?) жарк... Дни (какие?) жарк... Печь (какая?) жарк... День (какой?) жарк...

Один железный стул, два железных стул... много железн... стуль... Пассажиры сидели на желез... стуль...

ЗВУК Ч (ТЬ + ШЬ)

Передненёбный, слитный звук Ч состоит из двух компонентов. Он образуется из одномоментного соединения взрывного мягкого ТЬ и щелевого (фрикативного) ШЬ, относится группе аффрикатов.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

Губы. Слегка выдвинуты вперед, но меньше, чем при Ш. Расстояние между губами 1 мм.

Язык. Возможно верхнее и нижнее положение передней части языка. При «верхнем Ч» кончик языка находится в положении, близком верхнему Ш, при нижнем Ч в положении, близком нижнему Ш. В обоих случаях края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки разомкнуты.

Напряжение тока воздуха сильное.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч

Выработка правильной артикуляции любого аффриката не представляет особых трудностей, если она осуществляется на базе прочно усвоенных и безупречных звуков, их составляющих.

Для звука Ч — это наличие хорошо артикулируемых звуков Т, ТЬ (мягкого) и звука Ш, а также С и СЬ.

1. Нижнее Ч можно ставить от безупречно произносимого Ц независимо от того, как артикулируется звук Ш. Для этого в момент произнесения звука Ц нужно отодвинуть зондом, шпателем или пальцем опущенный вниз кончик языка немного назад, в результате чего должно получиться Ч. При нижнем Ч мягкость звука достигается сама собой. О лабиализации (округлении губ) следует заботиться только тогда, когда получена правильная артикуляция языка, поскольку положение губ имеет всё же второстепенное значение.

2. Постановка верхнего Ч* предполагает безупречное произношение ТЬ. Предложите ребёнку произнести слог АТЬ и в это время подложите шпатель или зонд под кончик его языка, приподнимая его за верхние резцы. Если ученик научен хорошо выполнять звуко-слоговые упражнения, язык внизу — язык наверху (качели): са-ша, со-шо; за-жа, зо-жо и т.д., тон безо всякой механической помощи сумеет сказать ать, оть, уть «наверху, на бугорках, за верхними зубами». По мере закрепления звука Ч в обратных слогах: ач, оч, уч, ич и про­тивопоставления слогов ать-ач, оть-оч и т. д. следует на первых порах этот звук произносить утрированно чётко и в словах, и во фразах.

Занятие 9 и 10: Упражнения на звук [Ч]

Читаем чисто говорки

Ча-ча-ча — вот так удача.

Чу-чу-чу — кулича хочу.

Чи-чи-чи — пеки куличи.

Мальчик читает в читальне.

Девочка чинит чулки.

Мама печёт печенье.

Ванечка качается на качелях.

Девочка наливает птичкам водички в блюдечко.

Птички-невелички клюют ячмень.

Белочка на ёлочке, а паучок на веточке.

Мама наливает воду в чайник.

На плите чайник-начальник, в нём чай кипит.

ПАУЧОК И ПАУТИНА

Ткёт паучок паутину. Ниточка к ниточке, от ниточки к веточке. мает паучок: «Попадёт муха в паутину. Тут я её и кончу». Но вот птичка летела и качнула паутину, и паутина лопнула. Нет у паучка ни мухи, н паутины.

ЗАДАНИЕ

Перескажи рассказ, глядя на рисунок.

ЗАДАНИЕ Изменим слово четыре.

Это четыре маленьких чижа. У четырех маленьких чижат мама-чижиха. Мама-чижиха довольна своими четырьмя чижатами. А четыре чижонка сидят на четырехугольнике: два внизу, два вверху, а мама летает посередине.

ЗАПОМНИ: четыре, но четырьмя. У четырехугольника четыре угла.

СОНОРЫ Л И Р

В первичной диагностике было выявлено, что над сонорами необходимо работать всей группе, за исключением Кати (которая, как оказалось, ходила к логопеду, который и поставил ей все звуки).

ЗВУКИ Л И ЛЬ

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Л (ТВЁРДОГО)

Губы ориентированы на следующий за Л гласный.

Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами.

Корень языка в положении гласного Ы (приподнят) и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму.

Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха (иногда с одной стороны).

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ Л И ЛЬ

Мягкий звук ЛЬ ставится легко, если ребёнок имеет возможность поднять передний край языка к верхним альвеолам. Достаточно перед зеркалом предложить ему широко раскрыть рот, поднять язык вверх и потанцевать язычком «на бугорках» за верхними зубками, напевая песенку ля-ля-ля. Танцуем и поём (язычок прыгает и поёт) ля-ля-ля.

Твердый звук Л можно ставить одним из следующих приёмов.

1) Пожевать кончик языка передними зубами. Язык свободно лежит между зубами, кончик его хорошо виден, но губы его не касаются!

Не убирая язык за зубы, «жевать» его кончик передними зубами, широко раскрывая рот и одновременно произносить: низким голосом ааааа (нараспев), слышится ла-ла-ла.

2) Легко удерживая кончик языка между зубами, предложить ребёнку «посердиться на язычок» и «погудеть» — Ы (длительно), затем «уметь по команде» быстро убрать («выдернуть») кончик языка «назад».

Упражнение: скажи А; легко прикуси кончик языка и погуди, посердись: Ы (длительно); быстро убери «назад».

Послушай, что получилось: АЛ, АЛ, АЛ.

Затем закрепить полученный звук в обратных слогах: ал, ол, ул, ыл.

3) Во время произнесения звука (длительно) У-У-У предложить просунуть язык между губами и получить двугубное Л, которое своевременно надо перевести в зазубное положение, иначе дефект закрепится.

Занятие 11 и 12: Упражнения на звук [Л]

Читаем вместе:

Ал-ал-ал

Иван опоздал на вокзал.

Вадим устал и долго спал.

У Кати на пол упал пенал.

Папа уехал на вокзал.

Вася надел халат и сделал салат,

Ол-ол-ол

Катя на полке забыла заколку.

Николка долго искал иголку.

Долго волк завывал за холмом.

Ул-ул-ул

Кот Манул зевнул и заснул,

Дима обулся

И улыбнулся.

Гулко ухнула сова.

Белый кот подмигнул

И сладко уснул.

Лы-лы-лы

Нина вымыла полы.

На яблоне спелые алые плоды.

Ослы и козлы не едят полынь.

Из лыка делают лапти.

Белые бокалы стоят на столах.

Занятие 13 и 14: Упражнения на звук [Л']

Читаем вместе, а затем ребенок один.

Чистоговорки

Коля колья колет.

Поля поле полет.

Галя и Ляля сливы вялят.

Мы ехали,

ехали, к яме подъехали,

Яму объехали, дальше поехали,

Мели Емеля — твоя неделя.

Многие люди любят июль, а Люба любит май.

Летит лёгкий мотылёк На зелёный стебелёк.

ЛАСКА

Ласка маленький красивый хищный зверёк. Тело ласки тонкое, вытянутое, с плавным изгибом и коротким хвостом. Лапки у ласки очень коротенькие, но с необычайно острыми когтями. Головка у ласки маленькая, изящная, а носик тупой и слегка раздвоенный. Ушки у ласки широкие и немного закругленные. Спинка ласки красно-бурого цвета, а живот и лапки белые. Зимой ласка заметно белеет.

ПОВАДКИ ЛАСКИ

Живёт ласка в полях и лесах, иногда близко к человеческому жилью. Селится ласка в дуплах, развалинах, в норах и амбарах. Ласка очень ловка, быстра и проворна. Она необыкновенно смела. Ласка любит охотиться на мышей, полевых и лесных, и истреблением мышей приносит человеку большую пользу. Но любит она полакомиться и курятинкой, и цыплятками, и молодым кроликом, и голубями. Поедает она и лягушек, и ящериц, и змей. Ласка, смелый, кровожадный охотник, с успехом отбивается от своих врагов — крупных хищных птиц.

ЗВУКИ Р И РЬ (МЯГКИЙ)

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Р (ТВЁРДОГО)

Положение губ, углов рта и расстояние между резцами зависит от следующего гласного.

Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха, поступающего из гортани в ротовую полость.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА РЬ (МЯГКОГО)

Передний край языка передвигается вперед и «опускается» ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет.

Спинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше.

Голосовые связки сомкнуты. Слышится короткий одноударный звук РЬ.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р

Приёмы постановки звука Р (передненёбного) известны давно. По литературным данным, приведенным М.Е. Хватцевым, число их в начале прошлого века доходило до 50.

Сроки постановки вибранта Р колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука Р ведется в двух направлениях: а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух; б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

1. Сначала познакомьте ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.

2. Перед зеркалом научите ребёнка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.

4. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком — «шпок».

5. Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

Выработка фрикативного Р. Если ребёнок хорошо владеет своим языком, используйте методику профессора Ф.Ф. Рау, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нормальным звуком Р и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или 3-3-3 и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским r в словах dry, drive.

Фрикативный Р использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета.

Если фрикативный Р хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребёнок не нашел нужное «местечко» для языка, предложите следующие упражнения:

1) Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами.

2) Попеременное повторение с придыханием на «бугорках» ТДА-ТДА-ТДА-ТДА... ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ.

3) «Барабан»: быстро «стучим» по нёбу ДДДД, начинаем с нёба «верха» и спускаемся
«вниз» к верхним резцам.

4) «Ветерок на бугорках»: ДЗА-ДЗЫ (Р фрикативное).

5) «Балалайка на бугорках»: ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ.

6) «Балалайка с ветерком»: ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное).

Выработка вибрации языка.

1) В момент произнесения учеником фрикативного Р его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ученику длительно произнести фрикативное Р и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.

2) Ученик быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — ив это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта Р идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком Р, помогая себе пальчиком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА РЬ

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах РЬ мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости РЬ мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков Р и РЬ иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для Р твердого, так и одноударной — для РЬ мягкого.

Занятие 15, 16, 17: Упражнения на звук [Р] и [Р']

Проговариваем вместе с ребенком следующие строки:

Ра-ра-ра — мы поймали комара. Ра-ра- ра — вот так игра.

Ро-ро-ро - у Ромы ведро. Ро-ро-ро - Рома уронил ведро.

Ру-ру-ру - ноту верхнюю беру. Ру-ру-ру - я пою, а не ору.

Ры-ры-ры — это куры не мои. Ры-ры-ры —бегут бараны с горы.

Ар-ар-ар — мы поставим самовар.

Ор-ор-ор — подметаем двор.

Ур-ур-ур — покорми кур.

Ир-ир-ир — Ира купит сыр.

ДИКАРЬ И БУКВАРЬ

Один дикарь

Читал букварь

И слово прочитал: январь.

Что такое январь?

Призадумался дикарь.

Он открыл словарь

И читает: январь —

Это месяц, когд


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.291 с.