Принцип, положенный древними в основу создания Пантеона — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Принцип, положенный древними в основу создания Пантеона

2017-07-25 207
Принцип, положенный древними в основу создания Пантеона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы разобраться в именах богов и их функциях, нужно понять логику древних, саму идею, заложенную в построение Пантеона богов.

Археологические раскопки в Киевской области близ села Шум-ского показали, что до владимирской реформы веры в русский Пантеон входило 12 основных богов. Веды называют такое же количество верховных небесных богов – адитьев. 12 статуй богов было установлено в Греции на форуме: Юпитер – Юнона, Нептун – Минерва, Марс – Венера, Аполлон – Диана, Вулкан – Веста, Меркурий – Церера. В Младшей Эдде упоминается 12 асов-богов, живущих в небесном Асгарде. Число 12 совпадает с количеством месяцев в году, поэтому наш поиск был начат с изучения остатков астрологических знаний. Хотя астрология долгое время оставалась мёртвой наукой, вследствие потери людьми чувствительности к тонким биологическим и космическим воздействиям, тем не менее, она является законченной системой мировоззрения, доставшейся нам от древних.

В астрологии каждый месяц подчинён одной из стихий: огню, земле, воздуху или воде: Сейчас каждый месяц подчинён двум стихиям, но в древности он подчинялся одной. Было три огненных месяца: март, июль и ноябрь. Три земных: август, декабрь и апрель. Три воздушных: сентябрь, январь и май. И три водных: июнь, февраль и октябрь. Соответственно должно было быть три четвёрки богов, различающихся между собой по функциям, которые в сумме дают число 12.

Казалось бы, что такое произвольное выделение стихий не лучшим образом характеризует наших предков. Почему, спрашивается, они не отнесли к стихиям, например, жизнь, как это сделали китайцы; минералы с кристаллами, как это имеет место в алхимии; на худой конец, человека и общество – разве это не достойные стихии? Но если приглядеться внимательнее к древней классификации стихий, можно увидеть современную классификацию агрегатного состояния вещества: твёрдое состояние – земля; жидкое – вода; газообразное – воздух; плазма – огонь.

Как мы видим, в агрегатном состоянии вещества находят отражение все четыре стихии. Именно это было Положено нашими предками в основу древнего Пантеона богов.

Дальнейшие размышления о четырёх элементах, лежащих в основе разделения богов, приводят к пониманию фундаментальности числа четыре. Например, существуют только четыре обнаруженных исследователями типа животных тканей, морфологически отличающихся друг от друга: соединительная, мышечная, нервная и покровная. Точно также в морфологии растений биологи смогли выделить только четыре типа растительных тканей: образовательная, основная, защитная и проводящая. В психологии также выделяется лишь четыре типа темперамента человека, известных ещё с глубокой древности: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик. В серологии1 отчётливо выделяются лишь четыре группы крови. В генетике2 было обнаружено четыре вида нуклеотидов, из которых построены хромосомные ДНК (дезоксирибонуклеиновые кислоты): аденин, гуанин, цитозин и тиамин, которые составляют основу наследственности всей жизни на планете Земля. В физиологии выделено четыре типа инстинкта: самосохранения, половой, территориальный и пищевой. Мы с вами видим, что в различных областях знаний исследователи, независимо друг от друга, выделяли по четыре основных первоэлемента, чем подтвердили фундаментальность закона четырёх стихий.

1 Серология – наука о крови.

2 Генетика – наука о наследственности животных и растений.

Обнаруженные в различных областях знаний четыре первоэлемента способны к взаимопревращению, которое описывается двумя процессами. Первый – процесс становления, отражённый в астрологии в распределении месяцев по стихиям: огонь (плазма) рождает землю, земля рождает воздух, а воздух – воду. И второй – процесс развития, отражённый в древнем символе развития цветка лотоса, растущего в водоёмах. Он вырастает со дна, т.е. из земли его стебель поднимается через воду к поверхности и достигает воздуха, где ему светит огонь Солнца. Переход при нагревании вещества из одного агрегатного состояния в другое, наглядно демонстрирует процесс развития: из твёрдого состояния – в жидкое, из жидкого – в газообразное, а из газообразного – в плазму.

Боги стихий

Боги стихий – огня, земли, воздуха и воды – были порождены не человеком, а самой Природой. Это тоже эгрегоры, но не человеческих мыслей, а конгломераты эмоциональных выбросов животных, людей и растений. Стихийные боги из-за преобладания животных эманации были плохо управляемы, и поэтому жрецы старались насытить их человеческими эманациями, чтобы ими можно было управлять. Если умершие попадали в землю, то их астральные и ментальные оболочки сливались с земной стихией. Если в воду, то – с водной стихией, если сгорали, то – с огненной. А если их пепел развеивался по воздуху – с воздушной стихией. Несомненно, что каждой стихией управлял эгрегор. Структурировать и подчинить человеку этот эгрегор – сложная и трудная задача, которую в далёком прошлом успешно выполняли волхвы. Одним из способов, помогавших им приручить эти природные эгрегоры-стихии, был способ захоронения людей. Насыщая «дикие» эгрегоры стихий душами умерших людей, волхвы подчиняли стихии своей воле. Душа, согласно древним представлениям, окончательно покидает тело через три дня, и если после этого периода человеческое тело предать одной из стихий, душа попадёт на какое-то время в эту стихию.

Археологические раскопки и описания древних путешественников донесли до нас четыре способа захоронения умерших в России: сжигание и хранение пепла в урнах в красном углу дома (душа попадает в эгрегор огня); сжигание и развеевание пепла по ветру (в эгрегор воздушной стихии); помещение усопшего в ладью, которую поджигали и пускали свободно плыть по реке (в эгрегор водной стихии) и, наконец, закапывание в землю с предварительным сжиганием тела (в эгрегор земной стихии). Способ захоронения зависел от часа наступления смерти, ибо каждому часу суток соответствует своя стихия. Закапывание несожжённых трупов, которое сегодня преобладает в Европе, ведёт к задержке перевоплощения людей, так как неразложившееся тело держит душу около себя. Наблюдения итальянского учёного Пауло Кортеса за не разлагающимися умершими, находящимися в стеклянных саркофагах, показали, что у покойников на протяжении многих лет периодически возникала электрическая активность век, воспринимаемая очевидцами как подёргивание, что свидетельствует о возвращении души в тело и попытке его оживить. Поэтому для быстрого перевоплощения, даже если и предписано попасть в землю, тем не менее, умершему лучше быть предварительно сожжённым.

Из дошедших до нас сведений о древних первобогах можно сделать практически однозначный вывод, что стихиями огня, земли, воздуха и воды могли управлять соответственно: Ярило, Ма-кошь, Стрибог И Купала.

ЯРИЛО (Ярун). В России было известно четыре огненных бога: Хорс, Пирун, Яровит и Ярило, но за стихию огня, мог быть ответственен только Ярило, ибо «яр» на древнерусском (борейском), означает силу, а суффикс – «ило» указывает на производителя этой силы. Хорс считается менее изученным богом, о нём практически нет никаких сведений, но корень -хор-, широко распространённый в русском языке (хоровод, хор, хорошо, от слова «хорсо»), указывает на его большее отношение к человеку, чем к стихии. Пирун-громовержец был почитаем как главный бог, поскольку во владимирской реформе именно он поставлен во главу Пантеона. Имя бога Яровита состоит из корня -яр- и суффикса -вит, означающего носителя какой-либо черты, в данном случае – силы, но поскольку Ярило – постоянный производитель силы, значит, только он мог осуществлять функции бога огненной стихии.

Сведения об Яриле исследователи почерпнули, в основном, из этнографических данных, записей народных праздников и обрядов. По представлениям белорусов, это всадник в белой одежде, на белом коне – молодой, красивый, босой мужчина, держащий в правой руке человеческую голову (последствия влияния лунного культа), а в левой – снопик ржаных колосьев. Иногда при заговорах у белого всадника появляются два сына, что отсылает нас к древнейшим культам Близнецов.

По поводу трех других стихий вопросов не возникает, поскольку ещё в досоветский период исследователи славянских богов определили, к каким стихиям они относятся.

МАКОШЬ. Культ Макоши был весьма распространён в России. Ряд исследователей связывают её со всем нижним, левым, тёмным, влажным, с дождём, ночью, с половой жизнью и плодородием. Однако, ни одно из этих представлений не соответствует действительности. В разных местах России встречаются другие произношения: Мокошь, Мокша, Макеш, Магощ. От последнего, по мнению исследователя славянского вопроса Г. Глинки, жившего в XIX веке, происходит слово «могущь» (могущество), которое связано с богатством, а поэтому Макошь он считал богиней скота. По представлениям Б.А. Рыбакова и ряда других исследователей, Макошь является богиней плодородия. В действительности же Макошь («ма» – мать и «кош» – судьба), можно прочесть как «мать судьбы». А кто или что, кроме Земли, может определять нашу судьбу и будущее человека? Устойчивое древнерусское словосочетание: «Мать – сыра земля», подтверждает наш вывод, что в древности мать и земля означали одно и то же. На это же указывает имя египетской богини нижнего мира «Ма». Поэтому именно Макошь является олицетворением стихии земли. Конечно, она не только даёт плодородие. Благодаря этой стихии могут происходить и землетрясения, которые опять-таки ею же могут быть и остановлены. Она ведала всеми богатствами Земли и могла допустить или закрыть доступ к ним. Как пишет Е.П. Блаватская, Машмак (имя созвучное с Макошью) у атлантов означало силу, которая в один миг могла стереть в порошок целые города и разрушить мир.

Ряд исследователей связывают её имя с санскритскими корнями МУК (освобождать, отпускать), другие со словом МОКША (освобождение, утекание, смерть), а третьи с МОКИ (ночь, освободительница). Но все эти трактовки вряд ли доказуемы, поскольку не имя Макошь происходит от перечисленных слов, а эти слова произошли от имени Макоши, так как имя бога всегда первично.

Героиня сказов Бажова Хозяйка Медной горы, имеющая реальный прототип, и есть Макошь. У китайцев Ма Гу – бессмертная дева, помогающая людям, похожа на прекрасную 18-летнюю фею. Впоследствии её стали называть Магушань, что также созвучно с Макошью.

Древние боги были и остаются вполне реальными участниками нашей повседневной жизни. Но, в отличие от одиночных духов, манифестация богов носит торжественный, величественный характер. Являются они, как правило, со всей своей свитой в местах наибольшего скопления людей. Известны случаи появления перед людьми древних богов со своими свитами, описанные в греческих легендах, а также современные видения Девы Марии. Таких случаев, не ставших достоянием гласности, очень много. Можно, конечно, сомневаться в подлинности этих событий или пытаться объяснить их массовым гипнозом, хотя полученные фотографии, обошедшие весь мир, снижают долю скептицизма.

СТРИБОГ (Стриба). В «Слове о полку Игореве» ветры названы стрибожьими внуками, что дало основание исследователям говорить о нём как о боге воздушной стихии. Хотя это не вызывает сомнения, но некоторые историки пытались приписать этому богу совсем иные функции: например, связывали его с Дажбогом или ставили во главу всего славянского Пантеона. Известный исследователь русской истории Ю.П. Миролюбов в своей работе «Сакральное Руси», приводит заговор-сутру, которую использовали мельники для вызывания ветра во время полного штиля:

Стрибу, Стрибу, подобрей,

на крупчатку нам повей,

на крупчатку да на дерть, а без тэбе людям смерть.

Повей, Стрибу, нам из неба

Треба нам на завтра хлеба!

Этот пример подтверждает отношение Стрибога к воздушной стихии. Но бог не может быть просто ветром, он может быть прародителем всех видов ветров, названий которых в русском языке существует множество. В древности воздушные явления: Ураган, Вьюга, Метель, Посвист, Ветер воспринимались нашими предками как живые существа. Возглавлял же всё это ветровое разнообразие бог воздушной стихии Стрибог. Артур Кларк, наслушавшись невероятных рассказов очевидцев о разумном поведении ветра, когда он преследует человека, чем-то провинившегося перед ним, написал фантастический рассказ, не подозревая, наверное, что затронул одну из глубочайших тайн Природы – её разумность. Человек разумен, но он лишь часть Природы. А часть не может быть развита больше целого, т.е. Природа тоже разумна и, мало, того, она гораздо разумней человека.

Ряд исследователей справедливо полагают, что имя Стрибога связано с санскритскими корнями СТРИ (простирать, расширять) и ПРОСТАРА (простор, пространство).

КУПАЛА (КУПАЛО). С лёгкой руки А.С. Кайсарова, славяниста XIX века, Купало, стал считаться богом плодов. Г.А. Глинка вслед за своим современником А.С. Кайсаровым тоже считал его богом плодов, цветов и урожая: «Статуя Купалы стояла в Киеве. Он считался весёлым, прекрасным богом, был одет в лёгкую одежду и держал в руках полевые плоды. На голове у него был венок из цветов купальниц». Такой подход характерен для всех ранних исследователей древней культуры, которые обилие богов объясняли тем, что у наших пращуров любое природное или человеческое действо имело своего бога. Но эти выводы ошибочны, как и описания внешнего вида Купалы, взятые из фольклора. Другие исследователи считают, что Купала связан с римским Купидоном – божком любви, чьё имя означает стремление и сильную страсть, и выводят его имя из индоевропейского корня КУП, от которого, якобы, происходит русское «кипеть». Но и это мнение ошибочно. Купала – это не бог, а богиня, на что указывал ещё А.С. Фамицин, который тоже привёл по этому поводу фольклорные данные. Такое разночтение относительно пола данного бога может говорить лишь о том, что культ Купалы уже однажды исчезал, и возрождался вновь, но уже с изменёнными функциями. Поскольку праздник этой богини, отмечавшийся в народе 24 июня, приходится на водный месяц, то она могла быть богиней водной стихии. Официальное церковное его название – праздник Иоанна Предтечи, но в народе его по-прежнему называют праздником Ивана Купалы. Объединение в одном имени древней богини и христианского святого произошло в силу совпадения водного крещения – «купания» с божественным именем «Купала».

То, что это женский персонаж, следует из логики древних об уравновешивании женского и мужского начала. Ярило-огонь – мужское начало, Макошь-земля – женское, Стрибог-воздух снова мужское, а Купала-вода по этой логике обязана иметь женское начало. От её имени происходят слова КУПаться и КУПель. Ей подчинялись не только Вилы (русалки), всевозможные водяные и местные водные духи, но и реки, моря, океаны (со всеми их богатствами), дожди, ливни и все виды осадков с их благостными последствиями. Последнее обстоятельство определяло её важнейшую роль при вызывании дождя для получения урожая. Поэтому плоды в руках Купалы – это лишь следствие вовремя прошедших дождей, что ввело в заблуждение исследователей А.С. Кайсарова и Г.А. Глинку относительно основной функции Купалы.

Приведённые здесь сведения о четырёх богах, отвечавших за стихии, далеко не полны. Но для нас важно правильно определить соответствие имён богов той или иной стихии, для того чтобы входить в древний эгрегор и управлять стихиями. Распределение имён богов по стихиям (огня, земли, воздуха и воды) представлено в таблице 1.

Стихия Бог
Огонь Ярило
Земля Макошь
Воздух Стрибог
Вода Купала

Таблица 1. Имена богов, управляющих стихиями

Каждый бог Пантеона имел свою стихию, а эта четвёрка богов отвечала конкретно за проявление соответствующей стихии.

Боги возрастных периодов

Число «четыре», таким образом, лежит в основе строения всего мира, и древние широко применяли его в устройстве своей жизни. Например, Веды выделяют четыре касты (варны): брамины – жрецы, шудры – земледельцы, кшатрии – воины (но правильней называть их ремесленники), вейши – купцы или старейшины.

Распределение по кастам, существовавшее в древности, было присуще и древнерусскому (борейскому) народу, о чём свидетельствуют сохранившиеся в русском языке слова, сходно звучащие с санскритским обозначением каст. Постигающие духовное совершенство, у которых поведение и мышление было подчинено моральным принципам, назывались на санскрите брахманами. В русском языке сохранилось прилагательное «рахманный», означающее спокойный, тихий, кроткий, неразвязный; т.е. можно предположить, что жреческую касту в России называли рахманы. Действительно, слово «рахман» состоит из трёх частей: РА – древнее название реки Волги и одновременно имя Господа, X – древнерусская буква «хер», означающая священнослужителя, МАН – манить, привлекать (на санскрите «думающий», «рассматривающий» и одновременно «человек»). Поэтому рахман означает «человека, притягивающего бога». Сохранившееся древнее произведение «Хождение Зусима к рахманам», где рахманы описаны как жреческая каста, в которую принимаются люди достигшие 300 лет, подтверждает нашу точку зрения.

Санскритскому слову «шудры» (судры) соответствует русское «судари», первоначально означавшее касту землепашцев, а потом употреблявшееся как обращение. В древности так могли называть людей, придерживавшихся морали, которая наиболее способствовала жизнедеятельности общества. Древний смысл этого слова заложен в первоязыке: СУ – у египтян означало начало, а ДАРЬ – дарить, т. е. «дарованное начало». Но в Индии шудр сделали бесправными.

Санскритскому слову «кшатрий» и древнерусскому «государь» может соответствовать ещё более древнее слово «кошдарь», т.е. человек, которому дарована высокая судьба, От «кошдаря» произошли слова «государь» и «кшатрий». Кстати, «кшатрий» с санскрита переводится не только как воин, но и как царь, что в русском тождественно государю. «Кшатрий» по смыслу больше соответствует русскому слову «дружинник». Таким образом, государи – это люди, постигшие дружбу, овладевшие высокой духовностью, не поддающиеся на аморальные воздействия и сообразующие своё поведение с общечеловеческими моральными принципами.

По мнению исследователя из С-Петербурга К. Захарова, санскритскому ВЕЙШИ соответствует древнерусское ВЕСИ, т.е. жители (вспомните выражение: «по городам и весям»), имеющие равновесие между духовным и материальным, отсюда слово «весы».

Более правильное отношение к кастам было в древние времена, поскольку в древнерусском языке название стихий соответствует названиям каст. От ОГНя происходят «ОГНищане», от ЗЕМли – «ЗЕМледельцы» (более позднее «землепашцы»), от ВОЗДуха – «ВОины» (а лучше сказать ВОЗДействователи), от ВоДы – «ВеДуны».

Согласно Ведам, человек последовательно должен пройти все четыре возрастных периода. До 24 лет человек был обучающимся монахом, который постигал все житейские премудрости: основы земледельческого искусства, необходимые для жизни ремёсла, знания об обрядах, праздниках, способы ведения хозяйства, навыки, необходимые в семейной жизни и при воспитании детей. В это время человек обучался играть на музыкальных инструментах, танцевать классические и ритуальные танцы, он узнавал секреты целебных трав, законы природы, волхования и военного искусства.

С 24 до 48 лет человек мог стать семьянином и обзавестись семьёй и хозяйством. Женщина в этом возрасте уже получила знания и могла стать «женой» (жнаной – знающей), мужчина (от слова «муза») овладевал творческими энергиями и мог стать главой семейства. В этот период люди растили и воспитывали детей и на практике реализовывали полученные ранее знания.

С 48 до 72 лет человек мог посвятить себя служению обществу, стать ремесленником или воином. Мужчина уже не был основным кормильцем семьи, и гибель его в военном походе не влияла на общественное воспроизводство людей. Но человек мог продолжать оставаться земледельцем, открыть своё дело или стать служителем культа, но наибольших результатов он достигал именно как ремесленник или воин.

После 72 лет человек автоматически становился старейшиной-мудрецом, и этот период у него длился до 96 лет. В России люди, достигшие этого возраста, как правило, становились странниками, которые ходили от села к селу и делились своим жизненным опытом и накопленной мудростью. Странники просуществовали в России вплоть до 1917 года и были уничтожены законами новой власти, преследующими за бродяжничество (странников можно было встретить и при советской власти вплоть до 50-х годов).

В Индии существовала также каста неприкасаемых – ПАРИИ и каста изгнанных из всех каст – ЧАНДАЛЫ (или другое встречающееся слово – чанталы), этому слову можно провести параллель с русским словом – «чалдоны», производное от глагола «чалить» (притягивать) и существительного «дно»; дословно «притянутые на дно». Хотя в древности слово «дно» имело положительный смысл и означало глубину. Официальная христианская церковь называла чалдонами староверов, изгнанных христианами из общества. В XIX веке этим словом стали называть беглых каторжников. Сейчас слово «чалдон» не имеет отрицательного смысла и видимо никогда не имело, поскольку им называют в народе коренных сибиряков.

Неприкасаемые (парии) – это неудачный перевод, правильнее было бы перевести – безнравственные, аморальные люди, но у которых ещё есть шанс стать лучше и в следующем воплощении остаться людьми. Индуистским «париям» соответствует древнерусское слово «изгои», что означало изгнанного из цепи воплощений.

Каждый период имел своё название, сохранившееся до сих пор в русском и других языках: юность, молодость, зрелость, старость, которые сегодня, вследствие уменьшения продолжительности жизни, определяются физиологами совсем иначе. В таблице 2 представлено, как они определялись в древности.

Стихии Древние касты России Касты России Касты Индии Возрастной период
Огонь огнищане рахманы брамины 00-24 юность
Земля земледельцы судари шудры 24-48 молодость
Воздух ремесленники государи кшатрии 48-72 зрелость
Вода ведуны веси вейши 72-96 старость

Таблица 2. Связь русских возрастных периодов с кастовой системой Индии

Каждому периоду человеческой жизни соответствовал свой бог. Наиболее вероятные имена кастово-возрастных богов: Хорс, Велес, Свентовит и Вей.

ХОРС – бог знаний, имеющий огненную стихию, управлял волховским (монашеским, студенческим) периодом жизни человека. Имя его упоминается в нескольких памятниках древнерусской литературы, например, в «Слове о полку Игореве» он назван великим. Но особенно часто его называют в христианских произведениях, направленных против древней веры: «Слово некоего христолюбца», «Слово о том, како поганисуще языци кланялися идоломъ», «Слово и откровение св. апостола», в апокрифах (т.е. запрещённых христианской церковью источниках) «Хождение Богородицы по мукам», «Беседа трёх святителей».

Исходя из того, что на древнеиранском языке «хорсед» означает солнце, а у индусов «хара» – огонь, некоторые исследователи считают Хорса индоиранским заимствованием и чужим богом; с чем совершенно нельзя согласиться. Корень ХОР сохранился во многих русских словах, охватывающих широкий спектр значений, а это может говорить лишь о древности и изначальное™ этого корня: ХОР, ХОРовод, ХОРомы, ХОРугвь (знамя), ХОРунжий (знаменосец, впоследствии офицерский чин), ХОРониться (волховское умение становиться невидимым), ХОРошо и т.д. Только из этого перечня можно сделать вывод, что Хорс был богом пения, танцев, знаний, хранителем праздничных и бытовых традиций. Он также покровительствовал волховским и военным искусствам. Греческое ХОРОС означает место, а древнерусское ХОРОМЫ, от которого произошло слово ХРАМ – строение, жилище. Именно в храме хранились все знания. В русской традиции мы встречаем кроме корня ХОР ещё два корня: ГОР (откуда русский глагол ГОРЕТЬ) и КОРС (откуда КОРоль и КОРона). Такая разветвлённая сеть образованных от его имени слов подтверждает наш вывод, что Хорс изначально существовал у русского народа (как, впрочем, и у иранцев, и у индоевропейцев) и ни у кого не был заимствован.

Вот как описывают КОРСА исследователи Е. Грушко и Ю. Медведев в «Мифологическом словаре»: «Он был покровителем питья и еды, бог пиров, русский Вакх или Бахус. Он изображался в виде юноши, увенчанного венком из хмелевых плетей, и едва прикрывался листьями хмеля». Надо полагать, что это описание более позднего периода и мало соответствует его первоначальному виду. Именем ХОРСа русские называли все возвышенности, на которых устанавливались храмы. Они и сейчас обозначаются у нас словом ГОРА. Корень ГОР входит во многие русские собственные имена: СвятоГОР, ВертиГОР, ВалиГОР и т.д., а язык, как известно, в древности у всех народов был единым. Поэтому между русским Хорсом и египетским ГОРСом (ГОРом) можно смело поставить знак равенства.

Египтяне изображали Гора в виде сокола или человека с соколиной головой. Его символ – солнце с крыльями. Он покровительствовал власти фараонов, а они, как известно, первоначально были жрецами. Согласно дошедшей до нас египетской легенде ГОР победил дракона Сэта. Это событие запечатлено в легендах многих народов, в том числе и христианском мифе о Георгии Победоносце.

Как будет показано ниже, Хорс и Варуна – это имена одного и того же бога. Поэтому до 24 лет человек должен был не только учиться и быть монахом, как это было в Египте и до сих пор имеет место в Тибете, но и быть поВАРом, во всяком случае, он должен был овладеть этой специальностью.

ВЕЛЕС (Волос, Влес). В «Слове некоего христолюбца» Велес назван скотьим богом. В «Велесовой книге» есть фраза, раскрывающая функцию Велеса: «Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и чтить его как Отца божьего».

Санскритское слово «вала» или «бала» означает демона «Вала», скрывавшего в пещере коров бога Индры, что сближает его с вавилонским Баалом, о котором сохранилась подобная легенда. У разных народов мы видим, что боги с корнем БАЛ и ВАЛ имеют одинаковую функцию.

В «Слове о полку Игореве» древний певец Боян назван Велесовым внуком, что дало некоторым исследователям возможность трактовать Велеса как покровителя искусств, в частности, обрядовых песен и поэтического творчества. В этой мысли, несомненно, есть рациональное зерно. Но уверенно мы можем сказать, что Велес был покровителем домашнего скота и хозяйства. И, кроме этого, домашнего очага, благополучия и достатка, поскольку покровительствовал человеку в период с 24 до 48 лет его жизни, когда человек становился семьянином и вынужден был заниматься земледелием. Именно в данный период Велес помогал ему во всех делах и премудростях домашнего хозяйства. В этот период человека начинали ВЕЛичать, т.е. называть по имени-отчеству, и он мог поВЕЛевать, поскольку у него появлялась ВОЛя. Само слово ВОЛОС (ВЕЛЕС) – однокоренное со словом ВОЛ, означающим рабочего быка, кормильца семьи. Окончание -с, в слове ВЕЛЕС, как и в слове ХОРС, выражало уважительное отношение к данному лицу. Вспомним ещё не так давно существовавшую в России манеру вежливого обращения: «Да-с», «Что изволите-с?», «Здравствуйте-с» и т.д. У греков и литовцев это добавление слилось с самим словом, что сохранилось в их именах и фамилиях. Корень ВЕЛ входит во многие слова: ВЕЛикий, ВЕЛьмога (современное – вельможа), ВЕЛичина и т.д. У народов Севера доодиновского периода был таинственный обряд Valas, совершаемый жрицами Voilers (сравните с именем Валерия), которое имеет общий корень с Белесом.

СВЕНТОВИТ (Световит, Святовид, Святович). В западнославянской мифологии считается богом богов. Его описание встречается у двух древних авторов – Гельмольда и Саксона Грамматика. Последний якобы в 1169 году 15 июня (в день Святого Витта) стал свидетелем разрушения его храма в Арконе. Согласно этим описаниям Свентовит был высшим богом, связанным с войной и победами, его атрибуты – меч, знамя, боевые значки, в том числе изображавшие орла и копьё. Ответы оракула храма Свентовита считались наиболее весомыми. Вот как описывает этого бога Саксон Грамматик: «Его статуя сверхчеловеческой величины с четырьмя головами, каждая из которых с глубокомысленным выражением лица смотрит на одну из сторон света. В правой руке он держал рог, составленный из разных металлов и наполненный вином. Одежда его висела ниже колен, а ноги были сделаны из другого дерева». Четырёхглавость Свентовита позволила Б.А. Рыбакову сделать вывод, что он был богом Вселенной. Но с этим согласиться нельзя. Четырёхглавость показывает его главенство среди четвёрки кастово-возрастных богов, а то, что он встречается иногда и треглавым, говорит о том, что его период был самым главным для человека и общества (первые два периода подчинялись его третьему периоду).

Само имя состоит из двух корней СВЕНТ – святой, светящийся и ВИТ, о значении которого до сих пор идут споры. Одни связывают его с латинским «вита» – жизнь, другие переводят его как хозяин, третьи вообще его считают немецким, но все эти мнения недостаточно обоснованы. Древнерусское «витать» означает обитать, в переносном значении – мечтать (вспомните «не витай в облаках»). Поэтому имя этого бога означает – «обитающий в свете». Кстати, на санскрите «вити» тоже означает свет. И назван он так потому, что к 48-ми годам человек достигал такой внутренней силы, что у него появлялся внутренний свет, и сделанные им предметы тоже светились внутренним светом. Это и понятно – к этому возрасту человек обретал способность высшего мастерству во многих искусствах, и его изделия становились просто шедеврами. По убеждению древних предмет передавал новому владельцу; и свойства мастера. В древнерусском языке сохранились слова: «свита» и «свитка», означающее одежду (сравните со словом «свитер») и глагол от этого слова – «свивать», что означало раньше шить. Оба слова имеют одинаковый корень с именем Свентовит. Это даёт основание предполагать, что одним из главных ремёсел в этот период у человека было портновское ремесло. Но «свита» имеет ещё значение «сопровождающие лица». Поэтому свита означало не просто одежды, но и то, что защищало и возвышало. С другой стороны, французское слово «виньетка» – украшение, ярлык, подтверждает наш вывод, что вещи в этот период делались людьми особенно тщательно и были наиболее красивыми.

В этот же период, человек мог заниматься и военным искусством, что отразилось в поздней функции Свентовита как покровителя воинов, о чём сообщил Саксон Грамматик. Но, в действительности, Свентовит покровительствовал вообще всем людям после 48-ми лет (в том числе и воинам) и всему тому, чем занимался человек в этом возрасте. Поэтому его можно считать богом ремёсел, в том числе военных, но никак ни богом богов. Такое представление возникло из-за распрей, существовавших между народами, в результате которых славяне теряли главных богов и передавали их функции менее главным. У западных славян поклонение Свентовиту продолжалось вплоть до XII века.

ВЕЙ (ВАЙ) покровительствовал человеку после 72-х лет. От имени этого бога происходит сохранившееся скандинавское слово «фея»- мудрая, вечная и всегда молодая волшебница. К 72-м годам человек достигал не только мудрости, но и творческого совершенства. Об этом говорит сохранившийся китайский глагол ВЭЙ, означающий «творить», «созидать». С именем «Вей», как считал А.С. Кайсаров, связаны древнерусские слова: «веко» (старое слово «вейко») и «век» – продолжительность жизни, хотя на наш взгляд, они возникли позже, когда люди стали жить менее ста лет. Более древние слова, связанные с этим богом – «веять» и «ветер», от них происходит имя индусского бога ветра – Вата. Но борейский Вей не связан с воздушной стихией, поскольку завершает четвёрку богов возрастных периодов и относится к водной стихии.

О Bee существуют только фольклорные данные. Попытка представить Вея была предпринята Н. Гоголем в его произведении «Вий», хотя в его описании больше преобладают устрашающие фантазии христиан, чем реальный образ. К силам тьмы Вей не имеет никакого отношения. Наиболее вероятный его облик – юный волшебник, как это сохранилось у скандинавов в описании фей.

Вею в римской мифологии соответствует «Вейовис» – бог подземного мира. Такая интерпретация этого бога возникла после того, как продолжительность жизни людей сократилась до 70-ти лет, и фактически этот бог мог покровительствовать человеку только на том свете. Это положение доказывается и существованием в литовской мифологии проводника душ по имени СоВИЙ.

С Веем связано древнерусское слово «совет», от которого, видимо, происходит считающееся греческим слово «софия» – мудрость, обычно употребляемое как эпитет к характеристике греческой богини мудрости – Афине. Для возрастного периода, которому покровительствует Вей, характерна была деятельность, связанная с изготовлением скульптур и строительством жилья, поскольку в русском языке сохранился глагол, образованный от его имени «ВА-Янис», откуда «изваяние», т.е. скульптура и «ваять», которое употребляться также в смысле строить что-то очень красивое.

От ВЕЯ происходят слова ВЕСЬ и ВЕДУН, последнее имеет связь со словом ВОДА, а Вей, как уже говорилось, тоже относится к водной стихии. С весями тесно по смыслу связано и другое слово – КУПЕЦ от имени богини КУПАНЫ. Поскольку торговля у Человечества появилась сравнительно недавно, надо думать, что слова купец и ведун раньше означали одно и то же и связаны с древней традицией обмывания новых вещей, полученных от волхвов или праведников, и использование потом этой воды с целебными и другими целями. Доказательством того, что слово «купец» не связано с торговлей, является довод, что явление купли-продажи возникло совсем недавно, так как люди древности были универсальными и могли производить всё сами, так что им торговля просто была не нужна, достаточно вспомнить уровень «единоличников» не вступивших в колхозы и просуществовавших вплоть до 60-х годов. Сегодня мы вынуждены что-то покупать, потому что не умеем сделать это сами, таким образом, торговля существует там, где существует специализация и конкретное неумение или, говоря прямо, – невежество.

В каждом возрастном периоде человек достигал универсальности в соответствующих видах искусства.

В период покровительства Хорса – в области кулинарии, траволечения, т.е. во всех сферах, связанных с самосохранением человека.

В период покровительства Велеса человек достигал универсальности в крестьянском хозяйстве, что способствовало сохранению семьи.

В период покровительства Свентовита человек достигал универсальности и мастерства во всех существующих видах ремёсел, которые помогали ему сохранить свой Род но, прежде всего, как портной.

В период покровительства Вея человек достигал совершенства в ваянии (строительстве) и своей деятельностью способствовал сохранению племени, Общины и всех других высших структур общества.

Всё сказанное о кастово-возрастных богах представлено в таблице 3.

Стихия Варна Возрастной период Профессия Бог-покровитель
Огонь Огнищане 0–24 Повар Хорс
Земля Землепашцы 24–48 Земледелец Велес
Воздух Ремесленники 48–72 Портной Свентовит
Вода Старейшины 72–96 Зодчий Вей

Таблица 3. Боги, покровительствующие возрастным периодам и профессиям человека

После 96-ти лет, если человек не смог перейти в следующий Пантеон, люди снова поклонялись Хорсу, и все периоды покровительства богов повторялись сначала. Наступал второй период станов<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.