Тема 2. Живая и неживая природа – 6 часов — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 2. Живая и неживая природа – 6 часов

2017-07-25 206
Тема 2. Живая и неживая природа – 6 часов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «В экологию через игру» ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности детей и подростков, направлена на формирование интереса к научно-исследовательской деятельности, расширение знаний в области школьных программ: природоведение, основы экологии, ботаники, биологии, географии и элементы прикладного эколого-биологического направления - охрана природы.

Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения у подрастающего поколения экологической культуры, повышением уровня восприятия человеком экологических проблем как личностно значимых, развития потребности практического участия в природоохранной деятельности. Практический блок в рамках программы направлен на повышение уровня понимания взаимоотношений человека и окружающей среды, содействие в выработке у детей способности анализировать факты и материалы, выявлять причинно-следственные связи, формирование практических умений по анализу различных экологических ситуаций.

Цель программы: развитие научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-деятельного и оценочного отношения детей к окружающей среде и к своему здоровью.

З адачи программы:

- формирование представления о природном и социокультурном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; ответственного отношения личности и общества к природе, социальным и духовным ценностям, к собственному здоровью;

- развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к природе как среде жизнедеятельности человека.

 

Отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Следовательно, реализация задач экологического образования и просвещения требует определенных форм и методов обучения. В программе предпочтение отдается формам обучения, которые: стимулируют к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (познавательные ролевые игры, викторины); способствуют развитию творческого мышления, умению анализировать, сравнивать, предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (исследовательская деятельность); вовлекают в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (пропаганда экологических знаний, путей и способов сохранения природы через СМИ).

Для достижения дидактических целей и решения познавательных задач, как способа организации учебной деятельности детей, используются следующие методы: приобретения новых знаний (информация, объяснение с иллюстрированием материала); поиск и способы решения проблем (задание через включение в творческую исследовательскую деятельность); формирование навыков общения с природой (наблюдение, вывод, оценивание, эмоциональный отклик - выражение впечатлений через рисунок, фотографию); трудовые действия - очистка территории от мусора; проверка и оценка знаний, умений и навыков (познавательные и ролевые игры, викторины, конкурсы, экскурсии, групповые и индивидуальные творческие экологические проекты).

 

Возрастной диапазон освоения программы: 6-14 лет.

Продолжительность освоения программы: 18 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

По результатам реализации программы дети:

должны знать (6-10 лет):

· основные понятия, термины и определения («Словарь юного эколога»);

· правила здорового образа жизни;

· методы наблюдения, основы исследовательской деятельности;

должны уметь:

· описывать и анализировать результаты наблюдений за происходящими процессами в окружающей природе;

· участвовать в оздоровлении окружающей среды;

· выполнять правила поведения в природе;

· решать простейшие экологические задачи;

должны знать (11-14 лет):

· понятия, термины и определения в области экологической культуры;

· правила здорового образа жизни;

· методы проектной деятельности и последовательность работы над проектом;

· способы организации социально-значимой деятельности в области защиты окружающей среды;

должны уметь:

· самостоятельно приобретать и демонстрировать свои знания (описывать и анализировать экологические проблемы, находить возможные пути и способы их решения);

· решать несложные экологические задачи;

· правильно вести себя в окружающей природе.

Виды и этапы аттестации учащихся:

Образовательный процесс предусматривает следующие виды контроля:

- вводный, который проводится перед началом реализации программы и предназначен для повторения и закрепления знаний, умений и навыков, изученных в рамках учебных предметов «Окружающий мир» - младший школьный возраст; «Биология», «Обществознание», «ОБЖ» - средний и подростковый возраст (тест);

- текущий, проводится в ходе занятия, закрепление знания по данной теме (индивидуальные результаты экологических викторин, турниров);

- итоговый, проводится после завершения реализации программы (защита индивидуального или коллективного творческого проекта).

Способы фиксации результатов: результаты тестовых заданий, рейтинговая система (групповые и индивидуальные достижения), самооценка и рефлексия (отзывы детей).

Ожидаемые результаты:

- обогащение знаниями и опытом общения с природой;

- овладение формами и методами поиска знаний, практических умений, расширение кругозора, повышение уровня экологической грамотности;

- развитие творческих способностей учащихся;

- практическая значимость: участие в познавательных мероприятиях, приобретение опыта участия в экологических проектах, конкурсах, социально-значимых акциях и др.

 

Форма подведения итогов реализации программы -защита группового экологического проекта «Наш дом - зеленая планета», выставка творческих работ «Вторая жизнь», выпуск экспресс-газеты «Экологический вестник».

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика    
1. Введение. Что такое экология?     - «Экоазбука» - вводный тест  
2. Живая и неживая природа       «Удивительный мир природы» - викторина  
3. Взаимосвязь живой и неживой природы       «Экологическое лото» - познавательная игра  
4. Пути и способы решения экологических проблем       «Это земля – твоя и моя» - квест-игра (дневник юного эколога)  
5. Итоговая аттестация   -   «Наш дом - зеленая планета» - защита творческих проектов  
ВСЕГО          

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Тема 1. Введение – 1 час

Знакомство с целями и задачами программы, правилами поведения во время занятий, экскурсий. Обзор творческих площадок, правила участия в экологических проектах.

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

Практика. «Экоазбука» - вводный тест.

Интернет-ресурсы

1. Интернет-ресурсы: http://www.klass.by/ekolog.html, http://kladraz.ru, http://сезоны-года.рф

2. Викторина «Земля планета - наш зеленый дом». Производство ООО «Задира-плюс», Россия.

3. Настольная игра – викторина «ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности». Производство ООО «Задира-плюс», Россия.

4. Викторина «Россия». Производство ООО «Издательский Дом «Проф-Пресс».

 

Пояснительная записка

Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «В экологию через игру» ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности детей и подростков, направлена на формирование интереса к научно-исследовательской деятельности, расширение знаний в области школьных программ: природоведение, основы экологии, ботаники, биологии, географии и элементы прикладного эколого-биологического направления - охрана природы.

Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения у подрастающего поколения экологической культуры, повышением уровня восприятия человеком экологических проблем как личностно значимых, развития потребности практического участия в природоохранной деятельности. Практический блок в рамках программы направлен на повышение уровня понимания взаимоотношений человека и окружающей среды, содействие в выработке у детей способности анализировать факты и материалы, выявлять причинно-следственные связи, формирование практических умений по анализу различных экологических ситуаций.

Цель программы: развитие научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-деятельного и оценочного отношения детей к окружающей среде и к своему здоровью.

З адачи программы:

- формирование представления о природном и социокультурном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; ответственного отношения личности и общества к природе, социальным и духовным ценностям, к собственному здоровью;

- развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к природе как среде жизнедеятельности человека.

 

Отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Следовательно, реализация задач экологического образования и просвещения требует определенных форм и методов обучения. В программе предпочтение отдается формам обучения, которые: стимулируют к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (познавательные ролевые игры, викторины); способствуют развитию творческого мышления, умению анализировать, сравнивать, предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (исследовательская деятельность); вовлекают в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (пропаганда экологических знаний, путей и способов сохранения природы через СМИ).

Для достижения дидактических целей и решения познавательных задач, как способа организации учебной деятельности детей, используются следующие методы: приобретения новых знаний (информация, объяснение с иллюстрированием материала); поиск и способы решения проблем (задание через включение в творческую исследовательскую деятельность); формирование навыков общения с природой (наблюдение, вывод, оценивание, эмоциональный отклик - выражение впечатлений через рисунок, фотографию); трудовые действия - очистка территории от мусора; проверка и оценка знаний, умений и навыков (познавательные и ролевые игры, викторины, конкурсы, экскурсии, групповые и индивидуальные творческие экологические проекты).

 

Возрастной диапазон освоения программы: 6-14 лет.

Продолжительность освоения программы: 18 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

По результатам реализации программы дети:

должны знать (6-10 лет):

· основные понятия, термины и определения («Словарь юного эколога»);

· правила здорового образа жизни;

· методы наблюдения, основы исследовательской деятельности;

должны уметь:

· описывать и анализировать результаты наблюдений за происходящими процессами в окружающей природе;

· участвовать в оздоровлении окружающей среды;

· выполнять правила поведения в природе;

· решать простейшие экологические задачи;

должны знать (11-14 лет):

· понятия, термины и определения в области экологической культуры;

· правила здорового образа жизни;

· методы проектной деятельности и последовательность работы над проектом;

· способы организации социально-значимой деятельности в области защиты окружающей среды;

должны уметь:

· самостоятельно приобретать и демонстрировать свои знания (описывать и анализировать экологические проблемы, находить возможные пути и способы их решения);

· решать несложные экологические задачи;

· правильно вести себя в окружающей природе.

Виды и этапы аттестации учащихся:

Образовательный процесс предусматривает следующие виды контроля:

- вводный, который проводится перед началом реализации программы и предназначен для повторения и закрепления знаний, умений и навыков, изученных в рамках учебных предметов «Окружающий мир» - младший школьный возраст; «Биология», «Обществознание», «ОБЖ» - средний и подростковый возраст (тест);

- текущий, проводится в ходе занятия, закрепление знания по данной теме (индивидуальные результаты экологических викторин, турниров);

- итоговый, проводится после завершения реализации программы (защита индивидуального или коллективного творческого проекта).

Способы фиксации результатов: результаты тестовых заданий, рейтинговая система (групповые и индивидуальные достижения), самооценка и рефлексия (отзывы детей).

Ожидаемые результаты:

- обогащение знаниями и опытом общения с природой;

- овладение формами и методами поиска знаний, практических умений, расширение кругозора, повышение уровня экологической грамотности;

- развитие творческих способностей учащихся;

- практическая значимость: участие в познавательных мероприятиях, приобретение опыта участия в экологических проектах, конкурсах, социально-значимых акциях и др.

 

Форма подведения итогов реализации программы -защита группового экологического проекта «Наш дом - зеленая планета», выставка творческих работ «Вторая жизнь», выпуск экспресс-газеты «Экологический вестник».

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика    
1. Введение. Что такое экология?     - «Экоазбука» - вводный тест  
2. Живая и неживая природа       «Удивительный мир природы» - викторина  
3. Взаимосвязь живой и неживой природы       «Экологическое лото» - познавательная игра  
4. Пути и способы решения экологических проблем       «Это земля – твоя и моя» - квест-игра (дневник юного эколога)  
5. Итоговая аттестация   -   «Наш дом - зеленая планета» - защита творческих проектов  
ВСЕГО          

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Тема 1. Введение – 1 час

Знакомство с целями и задачами программы, правилами поведения во время занятий, экскурсий. Обзор творческих площадок, правила участия в экологических проектах.

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

Практика. «Экоазбука» - вводный тест.

Тема 2. Живая и неживая природа – 6 часов

Природа - это все то, что нас окружает и все, что создано без участия человека. В этом множестве прекрасно взаимосуществуют объекты живой и неживой природы.

Живая природа - все, что способно самостоятельно жить, развиваться, расти, питаться, размножаться - микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы), растения, животные, человек.

Неживая природа первична, именно из нее зародилась жизнь на Земле. Твердые (горные породы и минералы, планеты, кометы, снежинки и град), жидкие (роса и капли дождя, туман и облака, вулканическая лава и река) и газообразные тела (воздушные массы, водяной пар, звезды).

Практика. «Удивительный мир природы» - викторина, «Экологическая тропа» - пешая прогулка в городской лесопарк, «Животные и растения Мурманской области» - выездная экскурсия в Мурманский краеведческий музей, «Тропинками родного края» - экскурсия на подворье агродеревни «Олений берег».

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.