Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.

2017-07-25 231
Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДИСЛОВИЕ

К числу важнейших задач логопедической работы с дошко­льниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относит­ся формирование у них связной монологической речи. Значи­тельные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов язы­ковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грам­матического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педа­гогики является поиск новых форм и методов обучений и воспи­тания детей. С повышением внимания к развитию личности ре­бёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо воз­рождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как со­кровищница русского народа находит свое применение в раз­личных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начина­ется с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка - особен­ность сказок.

К. Д. Ушинский пишет: «Родное слово... объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспыта­тель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик...» [27][1].

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, пи­шет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетия­ми, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспита­ния, символизирующая вечность движения человечества к сво­ему духовному и нравственному прогрессу» [5].

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творче­стве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманисти­ческую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. В. Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобла­дающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности» [1].

Народная сказка в системе воспитания решает следую­щие задачи:

• донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;

• воспитание любви ко всем людям и природе;

• расширение кругозора и представлений о мире;

• закладывание нравственных основ и начал;

• развитие связной речи.

Использование сказки в системе логопедических занятий:

• Коммуникативная направленность каждого слова и выска­зывания ребёнка на занятии.

• Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произ­ношения, восприятия и выразительности.

• Развитие диалогической и монологической речи.

• Эффективность игровой мотивации детской речи.

• Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализа­торов.

• Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

• Создание на занятии благоприятной психологической атмо­сферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Параметры результативности

1. Лексико-грамматическая сторона речи:

- нравственно-этический словарь;

- словарь антонимов;

- словарь синонимов;

- родственные слова.

2. Развитие связной речи:

- изложение последовательности событий в сказке;

- пересказ по сюжетным картинкам;

- умение анализировать поступки героев.

3. Эмоциональная окраска звучания сказки (вырази­тельность речи).

4. Эмоциональное развитие детей:

- умение сопереживать героям сказки;

- умение передать эмоциональное состояние героя сказки;

- развитие мимики, пантомимики, общей моторики.

 

Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «РЕПКА»

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:

Чтобы урожай собрать,

Дедушке пришлось позвать:

Бабку, внучку,

Жучку, кошку

Да еще мышонка-крошку.

Так в земле сидела крепко

Жёлтая большая... (репка).

 

II. Развитие мелкой моторики. [2]

Дед - пальчиковое упражнение «Дед».

Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Репка - пальчиковое упражнение «Репка».

Внучка - пальчиковое упражнение «Бантик».

Собака - пальчиковое упражнение «Собака».

Кошка - пальчиковое упражнение «Кошка».

Мышка - пальчиковое упражнение «Мышка».

 

IV. Игра «Один - много».

Репка - репки. Жучка - Жучки.

Дедушка - дедушки. Кошка - кошки.

Бабушка - бабушки. Мышка - мышки.

Внучка - внучки.

 

V. Игра «Назови ласково».

Репа - репка, репочка. Жучка - Жученька.

Дед - дедушка. Кошка - кошечка.

Бабка - бабушка. Мышка - мышенька.

Внучка - внученька.

 

VI. Игра «Сосчитай».

2 репки, 5 репок. 2 жучки, 5 жучек.

2 дедушки, 5 дедушек. 2 кошки, 5 кошек.

2 бабушки, 5 бабушек. 2 мышки, 5 мышек.

2 внучки, 5 внучек.

 

VII. Игра «Слова наоборот».

Труд - лень. Легко - трудно.

Дружба - вражда. Вместе - отдельно.

Друзья - враги. Легко - тяжело.

Трудолюбивый - ленивый. Сыто - голодно.

Старый - молодой. Сытый - голодный.

Лёгкий - тяжёлый.

 

XII.Отгадывание загадок.

Не говорит и не поёт,

А кто к хозяину идёт,

Она знать дает.

(Собака.)

Мохнатенькая, зубастенькая,

Молоко пьёт, песенки поёт.

(Кошка.)

Маленький шарик

Под лавкой шарит.

(Мышка.)

 

XIV. Итог занятия.

- Какой вывод мы сделаем, прочитав эту сказку? (Дружба помогает выполнять трудную работу.)

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем гово­рить на занятии:

Росла, росла яблонька, подросла. Цвела, цвела яблонька, отцвела. Отряхнула яблонька свой наряд - И поспели яблоки, но не для всех. Ветки опускаются для одной, Девушки-красавицы дорогой.

(«Крошечка-хаврошечка».)

 

II. Пальчиковая гимнастика.

Хозяйка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Хаврошечка - пальчиковое упражнение «Бантик».

Коровушка - пальчиковое упражнение «Корова».

Яблоня - пальчиковое упражнение «Деревья».

III. Чтение сказки «Крошечка-хаврошечка».

IV.

V. Игра «Один - много».

Хозяйка - хозяйки. Хлеб - хлеба.

Дочь - дочери. Глаз - глаза.

Пол е-поля. Яблоня -яблони.

Корова - коровы. Трава - травы.

 

V. Игра «Назови ласково».

Хозяйка - хозяюшка. Хлеб - хлебушек.

Дочь - доченька. • Трава - травушка.

Поле - полюшко. Глаз - глазок.

Корова - коровушка. Яблоня - яблонька.

Платок -платочек. Ветка - веточка.

 

VI. Игра «Сосчитай».

2 хозяйки, 5 хозяек. 2 сестры, 5 сестёр.

2 дочери, 5 дочерей. 2 платка, 5 платков.

2 поля, 5 полей. 2 яблони, 5 яблонь.

2 коровы, 5 коров., 2 ветки, 5 веток.

 

VII. Игра «Слова наоборот».

Гордость - скромность. Легкий - трудный.

Ласка - строгость. Хороший - плохой.

Радость - горе. Брать - отдавать.

Труженица - лентяйка. Встречать - провожать.

Хороший - плохой. Говорить - молчать.

Добрый - злой. Плакать - смеяться.

Высокий - низкий. Легко - трудно.

 

XII. Отгадывание загадок.

Два соседа - непоседы.

День - на работе,

Ночь - на отдыхе.

(Глаза.)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадёт сама в траву.

(Яблоко.)

И сметану, и кефир,

Молоко, и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пестрая... (корова).

 

Тема: СКАЗКА В. КАТАЕВА

«ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК»

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем зна­комиться на занятии:

Мама, папа, Женя, брат В лес пошли за земляникой. Земляника не проста! Выглянет из-под листа, Да и спрячется опять. Чтобы ягодку сорвать, Надо не лениться, Надо наклониться.

(«Дудочка и кувшинчик»)

 

IV. Игра «Один - много».

Кружка - кружки. Лист - листья.

Чашка - чашки. Пень - пни.

Кувшин - кувшины. Ягода - ягоды.

Блюдце - блюдца. Дудочка - дудочки.

 

V. Игра «Назови ласково».

Зелёная кружка - зелёненькая кружечка.

Розовая чашка - розовенькая чашечка.

Женин кувшин - Женечкин кувшинчик.

Спелая ягода - спеленькая ягодка.

Полный кувшин - полненький кувшинчик.

Красная земляника - красненькая земляничка.

Полное блюдце - полненькое блюдечко.

 

VI. Игра «Сосчитай».

2 кувшина, 5 кувшинов.

2 чашки, 5 чашек.

2 кружки, 5 кружек.

2 ягоды, 5 ягод.

2 листа, 5 листьев.

2 пня, 5 пней.

2 дерева, 5 деревьев.

2 дудочки, 5 дудочек.

 

VII. Игра «Слова наоборот».

Взрослый -ребёнок. Лёгкий - трудный.

Труд - лень. Нагибаться - разгибаться.

Лето - зима. Работать - лениться.

Пустой -полный. Много - мало.

Плохой - хороший. Высоко - низко.

Маленький - большой. Медленно - быстро.

Старый - молодой. Легко - трудно.

 

XIV. Итог занятия.

- Какой вывод мы можемсделать, прочитав сказку? (Чтобы собрать землянику не раз нужно земле поклониться.)

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята, отгадайте, кто помог героям сказки, с которой мы будем сегодня знакомиться:

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся...

(Гриб.)

 

II. Пальчиковая гимнастика.

Гриб - пальчиковое упражнение «Гриб».

Мышка - пальчиковое упражнение «Мышка».

Бабочка - пальчиковое упражнение «Бабочка».

Воробей - пальчиковое упражнение «Птички летят».

Заяц - пальчиковое упражнение «Зайчик».

Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».

Лягушка - пальчиковое упражнение «Лягушка».

 

IV.Игра «Один - много».

Гриб - грибы. Ручей - ручьи.

Шляпка - шляпки. Воробей - воробьи.

Муравей - муравьи. Пёрышко - пёрышки.

Дождь - дожди. Крылышко - крылышки.

Бабочка -бабочки. Лягушка - лягушки.

 

V.Игра «Назови ласково».

Муравей -муравьишко. Воробей - воробьишко.

Мышь - мышка. Заяц - зайчик, зайчишка.

Лиса - лисичка, лисонька.

 

VI.Игра «Сосчитай».

2 выросших гриба, 5 выросших грибов.

2 трудолюбивых муравья, 5 трудолюбивых муравьев.

2 мокрые бабочки, 5 мокрых бабочек.

2 промокших воробья, 5 промокших воробьев.

2 хохочущие лягушки, 5 хохочущих лягушек.

 

VII.Игра «Слова наоборот».

Дружба - вражда. Спрятаться - выглянуть.

Сильный - слабый. Потесниться - расступиться.

Маленький - большой. Намокли - высохли.

Мокрый - сухой. Отдохнуть - устать.

Тесно - свободно. Прибежать -убежать.

Ускакать - прискакать.

 

VIII.Игра «Слова-друзья».

Огромный гриб - большой гриб.

Крохотный гриб - маленький гриб.

Глядеть - смотреть.

Идти - шагать.

Спешить - торопиться.

Искать грибы - собирать грибы.

 

XII.Отгадывание загадок.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

(Муравьи.)

Маленький мальчишка

В сером ярмячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей.)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

(Мышка.)

Когда дождик капает,

Она в болоте квакает.

Кто эта квакушка?

Зелёная... (лягушка).

XIV.Итог занятия.

- Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку? (В тес­ноте, да не в обиде.)

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Чтение стихотворения.

Мой друг, посмотри - это смешанный лес.

Берёзы растут, дубы, ели и сосны.

И даже свет солнца под ними исчез –

Закрыли деревьев богатые кроны.

Где встретишь деревья такой вышины?

В день знойный в лесу будет тень и прохлада.

Почувствуй ты прелесть лесной тишины –

Мне летом других удовольствий не надо.

- Сегодня на занятии мы узнаем, под каким деревом коза по­строила себе избушку и почему.

-

II.Пальчиковая гимнастика.

Коза - пальчиковое упражнение «Коза».

Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Деревья - пальчиковое упражнение «Деревья».

 

IV.Игра «Один - много».

Берёза - берёзы. Ель - ели.

Дуб - дубы. Сосна - сосны.

Клён - клёны. Осина - осины.

V.Игра «Назови ласково».

Берёза - берёзонька. Ель - ёлочка.

Дуб - дубок. Сосна - сосенка.

Клён - кленок. Осина - осинка.

Рябина - рябинка. Шиповник - шиповничек.

VI.Игра «Сосчитай».

2 белоствольные берёзы, 5 белоствольных берёз.

2 лесные яблоньки, 5 лесных яблонек.

2 зелёные ёлки, 5 зелёных ёлок.

2 могучих дуба, 5 могучих дубов.

2 дрожащие осинки, 5 дрожащих осинок.

2 колючих шиповника, 5 колючих шиповников.

 

VII.Игра «Слова наоборот».

Дерево старое - дерево молодое.

Ствол толстый - ствол тонкий.

Деревья высокие - деревья низкие.

Плоды на деревьях висят высоко, а ягоды на кустах низко.

Ветка длинная - ветка короткая.

Еловая шишка большая - сосновая шишка маленькая.

 

XI.Отгадывание загадок.

В каждый дом Весной роняет слёзы

Под Новый год Белая... (берёза).

Это деревце придёт.

Зелёное и колкое, Если дунет ветерок,

Оно зовётся... (ёлкою). Задрожит её листок,

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок... {осины).

На дубовых ветках

Качаются детки,

Маленькие, озорные,

На них шапочки резные.

(желуди.)

 

XIV.Итог занятия.

- Какой вывод мы сделаем, прочитав эту сказку? (Ласковое слово — что весенний день.)

Тема: СКАЗКА «КОЛОСОК»

Ход занятия

I. Организационный момент.

-Отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии:

Кто любил играть и петь?

Два мышонка - Круть и Верть.

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу ходил?

Намолол муки мешок?

Это - Петя-Петушок.

Пирогов напёк он много

И спросил друзей он строго:

«Что вы делали, мышата,

От рассвета до заката?

Веселились целый день,

Вам работать было лень.

А теперь за стол садитесь,

Подаёте голосок. Нет!

Сначала потрудитесь

И прочтите ...(«Колосок»)».

 

II.Пальчиковая гимнастика.

Петушок - пальчиковое упражнение «Петушок».

Мыши - пальчиковое упражнение «Мышка» выполнять двумя руками.

Печка - пальчиковое упражнение «Печка».

Пироги - пальчиковое упражнение «Пирожки».

 

IV.Игра «Один - много».

Песня - песни. Зерно - зёрна.

Работа - работы. Голос - голоса.

Двор -дворы. Мельница- мельницы.

Колосок - колоски. Пирог - пироги.

 

V.Игра «Назови ласково».

Горло - горлышко. Зерно - зёрнышко.

Песня - песенка. Голос - голосок.

Двор - дворик. Пирог — пирожок.

Колос - колосок.

 

VI.Игра «Сосчитай».

2 трудолюбивых петушка, 5 трудолюбивых петушков.

2 веселых мышонка, 5 веселых мышат.

2 пшеничных колоска, 5 пшеничных колосков.

2 созревших зерна, 5 созревших зёрен.

2 румяных пирога, 5 румяных пирогов.

 

X. Игра «Назови колосок».

Колосок пшеницы - пшеничный колосок.

Колосок ржи - ржаной колосок.

Колосок ячменя -ячменный колосок.

Колосок овса - овсяной колосок.

 

XIV.Итог занятия.

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Не будь ленивым, а будь трудолюбивым.)

 

И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии:

Из копытца, из копытца,

Ну-ка, кто хотел напиться,

Но в кого он превратился?

Над рекой, в кустах зелёных

Отчего кричит козлёнок?

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

 

II. Пальчиковая гимнастика.

Алёнушка - пальчиковое упражнение «Бантик».

Козлёночек - пальчиковое упражнение «Коза».

Дворец - пальчиковое упражнение «Дом».

Море - пальчиковое упражнение «Речка, море».

Водоросли - пальчиковое упражнение «Водоросли».

Камень - пальчиковое упражнение «Камни».

 

III. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Ива­нушка».

IV. Игра «Один много».

Сестра - сёстры. Солнце - солнца.

Брат - братья. Камень - камни.

Колодец - колодцы. Вода -воды.

Копытце - копытца. Море -моря.

 

V. Игра «Назови ласково».

Дорога - дороженька. Солнце - солнышко.

Сестра - сестрица. Вода - водичка.

Брат - братец. Дрова - дровишки.

Голова - головушка.

VI.Игра «Сосчитай».

2 родные сестры, 5 родных сестер.

2 младших брата, 5 младших братьев.

2 глубоких колодца, 5 глубоких колодцев.

2 тяжелых камня, 5 тяжелых камней.

2 синих моря, 5 синих морей.

 

XI.Игра «Четвёртый лишний».

Алёнушка, Иванушка, царь, Машенька.

Козлёночек, ведьма, жеребёночек, Алёнушка.

Море, камень, снег, вода.

Сестра, брат, мать, мачеха.

 

XIII.Итог занятия.

Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Будь послушным. Добро всегда побеждает зло.)

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

-Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомить­ся на занятии:

Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несёт её, ответь,

Быстрыми шагами?

А несёт её медведь

Вместе с пирогами.

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша отдохнуть.

Только Маша не даёт

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге съесть.

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка.

Это...

(«Маша и медведь».)

 

IV. Игра «Один - много».

Подружка - подружки. Лавка - лавки.

Гриб - грибы. Печь - печи.

Ягода - ягоды. Деревня - деревни.

Дерево - деревья. Гостинец - гостинцы.

Чаща - чащи. Короб - короба.

Пирог - пироги.

 

V.Игра «Назови ласково».

Вкусный гриб - вкусненький грибок.

Сладкая ягода - сладенькая ягодка.

Зелёное дерево - зелёненькое деревце.

Румяный пирог - румяненький пирожок.

Хитрая Маша - хитренькая Машенька.

 

VI.Игра «Сосчитай».

2 спелые ягоды, 5 спелых ягод.

2 зелёных дерева, 5 зелёных деревьев.

2 деревянные лавки, 5 деревянных лавок.

2 близкие деревни, 5 близких деревень.

2 истопленные печки, 5 истопленных печек.

2 румяных пирожка, 5 румяных пирожков.

 

VII.Игра «Слова наоборот».

Мудрость - глупость. Большой - маленький.

Хитрость - простодушие. Горевать -радоваться.

Радость - горе. Наказывать - поощрять.

Утро - вечер. Открывать - закрывать.

Мудрый - глупый. Спускаться - подниматься.

Хитрый - простодушный. Близко - далеко.

 

VIII.Игра «Слова-друзья».

Глушь - чаща.

Изба - дом.

Тужить - грустить - горевать.

Гостинец - подарок.

Короб - корзина.

 

XII.Игра «Кто лишний».

На стол выставляются персонажи сказок из настольного ку­кольного театра: дедушка, бабушка, Машенька, волк, лиса, медведь. Дети должны правильно выбрать и назвать героев сказки «Маша и медведь».

 

XIV. Итог занятия.

-Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Будь терпелив, и из всякого положения можно найти выход.)

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии:

Жили-были семь козлят –

Белых маленьких ребят.

Мама их любила,

Молочком поила.

Тут зубами щёлк да щёлк,

Появился серый волк.

Шкуру белую надел,

Нежным голосом запел.

Как коза запел тот зверь:

«Отоприте, детки, дверь,

Ваша матушка пришла,

Молочка вам принесла».

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки...

(«Волк и семеро козлят».

П. Пальчиковая гимнастика.

Коза - пальчиковое упражнение «Коза».

Волк - пальчиковое упражнение «Волк».

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья».

 

IV. Игра «Один - много».

Лес - леса. Коза - козы.

Избушка - избушки. Козлёнок - козлята.

Дверь - двери. Голос - голоса.

Печь - печи. Яма - ямы.

Куст -кусты.

 

V.Игра «Назови ласково».

Шёлковая трава - шелковенькая травка.

Студёная вода - студёненькая водичка.

Тонкий голос - тонюсенький голосок.

Деревянная дверь - деревянная дверка.

VI.Игра «Сосчитай».

2 двери, 5 дверей. 2 козлёнка, 5 козлят.

2 печи, 5 печей. 2 голоса, 5 голосов.

2 куста, 5 кустов. 2 ямы, 5 ям.

2 козы, 5 коз.

 

VII.Игра «Слова наоборот».

Горе - радость. Голодный - сытый.

Зло - добро. Искренний - лицемерный.

Смелость - трусость. Веселиться - печалиться.

Награда - наказание. Награждать - наказывать.

Злой - добрый. Горячо - холодно.

Виноватый - правый.

 

VIII.Игра «Слова-друзья».

Причитывает - приговаривает.

Студёная вода - холодная вода.

Шасть к двери - прыг к двери.

Горевать - печалиться.

Схорониться - спрятаться.

 

IX.Подвижная игра «Козлик».

Наденьте одному из детей шапочку козлика. Предложите детям взяться за руки и образовать круг. «Козлика» поста­вить в середину круга. Дети идут по кругу и поют: «Козлик наш, козлик. По двору гуляет, песни распевает: Мэ, мэ, мэ!».

Дети, сужая круг, подходят к козлику и приговаривают: «Козлик, козлик, нас поймай, если сможешь, забодай!». Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребёнок, до ко­торого «козлик» дотронулся первым, становится водящим, и игра возобновляется.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Отгадайте, о каком времени года говорится в сказке «Зи­мовье зверей»:

По белой постели гуляют метели,

В шапках боярских сосны и ели,

Дремлют под снегом кусты и дома.

Значит, пришла к нам царица... (зима).

 

II.Пальчиковая гимнастика.

Гусь - пальчиковое упражнение «Гуси».

Петушок - пальчиковое упражнение «Петушок».

Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».

Волк - пальчиковое упражнение «Волк».

Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь».

 

IV.Игра «Один - много».

Бык - быки. Лиса - лисы.

Баран - бараны. Медведь - медведи.

Свинья - свиньи. Изба - избы.

Гусь - гуси. Крыло - крылья.

Петух - петухи. Дверь - двери.

Волк - волки. Стена - стены.

 

V.Игра «Назови ласково».

Бык - бычок. Лиса - лисонька.

Баран - барашек. Изба - избушка.

Гусь - гусачок. Крыло - крылышко.

Петух - петушок. Дверь - дверка.

Волк - волчок. Стена - стеночка.

 

VI.Игра «Сосчитай».

2 быка, 5 быков. 2 лисы, 5 лис.

2 барана, 5 баранов. 2 медведя, 5 медведей.

2 свиньи, 5 свиней. 2 избы, 5 изб.

2 гуся, 5 гусей. 2 крыла, 5 крыльев.

2 петуха, 5 петухов. 2 двери, 5 дверей.

2 волка, 5 волков.

 

VII. Игра «Слова наоборот».

Зима -лето. Хитрый -простодушный.

Тепло -холод. Сытый - голодный.

Дружба - вражда. Впускать -выпускать.

Защита - нападение. Дальше - ближе.

Тёплый - холодный. Тепло - холодно.

Зимний — летний. Хорошо - плохо.

IX.Игра «Слова-друзья».

Путь - дорога. Друзья - товарищи.

Враг - неприятель. Лень - безделье.

 

XII.Отгадывание загадок.

Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

(Свинья.)

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

(Петух.)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.

(Баран.)

 

XIV.Итог занятия.

-Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Дружно жить - врагов не бояться.)

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята, отгадайте название сказки, с которой мы сегодня будем знакомиться, по её героям: Настенька, Марфушенька, Мороз - Красный нос, старик, старуха? («Морозко».)

II.Пальчиковая гимнастика.

Настенька -пальчиковое упражнение «Бантик».

Старуха - пальчиковое упражнение «Бабка».

Старик - пальчиковое упражнение «Дед».

Мороз - пальчиковое упражнение «Холодно».

Собака - пальчиковое упражнение «Собака».

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья».

 

IV.Игра «Один - много».

Деревня -деревни. Ветер -ветра.

Старик - старики. Холод - холода.

Поле - поля. Наряд - наряды.

Мороз - морозы. Шуба - шубы.

Сугроб - сугробы. Сундук - сундуки.

 

V.Игра «Назови ласково».

Деревня - деревенька. Ветер - ветерок.

Старик - старичок. Холод - холодок.

Поле - полюшко. Наряд - нарядик.

Мороз - морозик. Шуба - шубка.

Сугроб - сугробик. Сундук - сундучок.

 

VI.Игра «Сосчитай».

2 серебряных платья, 5 серебряных платьев.

2 тяжелых сундука, 5 тяжелых сундуков.

2 шерстяные шали, 5 шерстяных шалей.

2 теплые кофты, 5 теплых кофт.

2 высоких сугроба, 5 высоких сугробов.

2 заснеженных дерева, 5 заснеженных деревьев.

 

VII.Игра «Слова наоборот».

Разлука - встреча. Молодой - старый.

Гордость - скромность. Прилежный - ленивый.

Стужа - жара. Гордиться - стыдиться.

Строгость - ласка. Радовать - огорчать.

Труд - безделье. Много - мало.

Вежливый - грубый. Умно - глупо.

Горячий - холодный. Встречать - провожать.

Легкий - трудный.

 

VIII.Игра «Слова-друзья».

Посох - палка.

Трудолюбивая - работящая.

Приветливая - почтительная.

Горевать - грустить.

Продрогнуть - замёрзнуть.

Рыдать - плакать.

 

XII.Игра «Что лишнее?»

Шуба, кофта, чулки, валенки, зонт.

Мороз, дождь, снег, сугроб, иней.

Старик, старуха, Снегурочка, Настенька, Марфушка.

 

XIV.Итог занятия.

-Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Вежливость ничего не стоит, но приносит много.)

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

-Отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии:

Она не любит солнышко

И тёплый ветерок.

Зато приводит снежная

Метель её в восторг.

У бабушки и дедушки

Лишь зиму прожила,

А летом белым Облачком

На север уплыла. («Снегурочка».)

 

II.Пальчиковая гимнастика.

Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Дед - пальчиковое упражнение «Дед».

Снегурочка - пальчиковое упражнение «Бантик».

Жаворонки - пальчиковое упражнение «Птички летят».

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья».

 

IV.Игра «Один - много».

Зима - зимы. Туча - тучи.

Сугроб - сугробы. Венок - венки.

Окно - окна. Облако - облака.

Ком - комья. Песня - песни.

Костёр - костры. Жаворонок - жаворонки.

 

V.Игра «Назови ласково».

Разноцветный венок - разноцветненъкий веночек.

Белое облако - беленькое облачко.

Голосистый жаворонок - голосистенький жавороночек.

Чёрная туча - чёрненькая тучка.

Весёлые подружки - весёленькие подруженьки.

Зелёная трава - зелёненькая травушка.

 

VI.Игра «Сосчитай».

2 зимы, 5 зим. 2 тучи, 5 туч.

2 сугроба, 5 сугробов. 2 венка, 5 венков.

2 окна, 5 окон. 2 облака, 5 облаков.

2 кома, 5 комьев. 2 песни, 5 песен.

2 костра, 5 костров. 2 жаворонка, 5 жаворонков.

 

VII.Игра «Слова наоборот».

Горе - радость. Холодный - горячий.

Старость - молодость. Умный - глупый.

Веселье - грусть. Радоваться - горевать.

Зима - лето. Смеяться - плакать.

Холод - жара. Тепло - холодно.

Старый - молодой. Быстро - медленно.

Весёлый - грустный. Можно - нельзя.

Зимний - летний.

XIV. Итог занятия.

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Хо­рошие дети отцу и матери в радость.)

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Отгадайте, о какой сказке мы будем сегодня говорить на занятии:

Рыбку он ловил хвостом

И лису спасал потом.

Вёз до дома на спине.

Кто? Скажите, быстро мне.

(«Лисичка-сестричка и волк».)

 

II. Пальчиковая гимнастика.

Дед - пальчиковое упражнение «Дед».

Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».

Волк - пальчиковое упражнение «Волк»

Рыбка - пальчиковое упражнение «Рыбка».

 

IV. Игра «Один - много».

Рыба - рыбы. Хвост - хвосты.

Пирог - пироги. Прорубь – проруби.

Дорога - дороги. Коромысло - коромысла.

Шуба - шубы. Ведро - вёдра.

V. Игра «Назови ласково».

Румяный пирог - румяненький пирожок.

Узкая дорога -узенькая дорожка.

Пушистый хвост - пушистенький хвостик.

Полное ведро - полненькое ведёрочко.

 

VI. Игра «Сосчитай».

2 рыбы, 5 рыб. 2 хвоста, 5 хвостов.

2 пирога, 5 пирогов. 2 проруби, 5 прорубей.

2 дороги, 5 дорог. 2 коромысла, 5 коромысел.

2 шубы, 5 шуб. 2 ведра, 5 ведер.

 

VII. Игра «Слова наоборот».

Зима - лето. Здоровый - больной.

Друг - враг. Живой - мёртвый.

День - ночь. Хвалить - бранить.

Награда - наказание. Примерзать - оттаивать.

Хитрый - простодушный. Шептать - кричать.

Голодный - сытый. Тепло - холодно.

 

VIII. Игра «Слова-родственники».

Лиса, лисичка, лиска, лисонька, лисий.

Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбный.

Волк, волчок, волчата, волчонок, волчий.

 

X.Игра «Слова-друзья».

Плестись - тащиться.

Смекнул - догадался.

Браниться - ругаться.

Колотить - бить.

Горевать - расстраиваться.

Хитрить - обманывать.

Стянуть -украсть.

Швырнуть - бросить.

 

XIII. Отгадывание загадок.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима.)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

(Лёд.)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк.)

 

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(Лиса.)

Три братца

Пошли на речку купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

(Вёдра с коромыслом.)

 

XIV.Итог занятия.

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Хитрый простодушного всегда обманет.)

 

Тема: СКАЗКА «КОЛОБОК»

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:

Из муки он был печён,

На сметане был мешён.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песни пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказку?... («Колобок».)

 

IV. Игра «Один - много».

Песня - песни. Дорожка - дорожки.

Мордочка - мордочки. Ухо -уши.

Трава - травы. Пень - пни.

 

V. Игра «Назови ласково».

Румяный колобок - румяненький колобочек.

Трусливый заяц - трусливенький зайчик.

Серый волк - серенький волчишко.

Неуклюжий медведь - неуклюженький медвежонок.

Хитрая лиса - хитренькая лисичка.

 

VI. Игра «Сосчитай».

2 колобка, 5 колобков.

2 зайца, 5 зайцев.

2 волка, 5 волков.

2 лисы, 5 лис.

 

VII. Игра «Слова наоборот».

Скромность - Хвастовство.

Хитрый - простодушный.

Хитрость - простодушие.

Румяный - бледный.

Радость - огорчение.

Радовать - огорчать.

Скромный - хвастливый.

Дальше - ближе.

 

XII. Отгадывание загадки.

Задание. Нарисуй отгадку.

На сметане мешён,

На окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок

Покатился... (Колобок).

 

XIV. Итог занятия.

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Не будь хвастлив раньше времени.)

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Отгадайте, кто герои сказки, с которой мы сегодня будем знакомиться на занятии:

Ялохматый, бурый, неуклюжий,

Хоть большой, но шалунишка.

Я люблю покувыркаться

Да на травке поваляться,

Чтобы мех пушистый мой

Был блестящий и густой.

А ещё люблю охоту:

Забираюсь смело в воду,

Лапой рыбку я ловлю,

Очень рыбку я люблю.

(Бурый медведь.)

 

II. Пальчиковая гимнастика.

Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь».

Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья».

 

IV. Игра «Один - много».

Сторона - стороны. Медвежонок - медвежата.

Гора - горы. Луг - луга.

Сыр - сыры. Кусок - куски.

V. Игра «Назови


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.618 с.