Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-07-25 | 353 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОБРАЗОВАНИИ
ГЛАВА 18. Педагогическая деятельность педагогическая квалификация
ГЛАВА 19. Система деятельности преподавателя, ее структурирование
ГЛАВА 20. Педагогическая позиция преподавателя
ГЛАВА 21. Педагогическое мастерство преподавателя
ГЛАВА 22. Исследовательская деятельность в современном образовании
Глава 18
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ
Педагогическое самоопределение в выборе целей, содержания, методов. Критерии педагогической деятельности, реализация функций образования. Способы педагогической деятельности и педагогические способности.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическая позиция, педагогическое самоопределение, критерии педагогической деятельности, педагогические способности и способы действий
• Педагогическая деятельность
• Педагогическая квалификация
Педагогическая деятельность
Мысли как человек действующий
и действуй как человек мыслящий
Афоризм
Педагогическая деятельность — это деятельность, направленная на реализацию педагогического (специально организованного) взаимодействия (взаимных действий), это совокупность осознанных действий преподавателя и обучающихся. В учебном заведении искусственно (и искусно) создаются условия для овладения технологией осознанного действия, которая усваивается как социокультурная модель поведения в реальной практике. Каждый студент (слушатель) встраивается в эту модель и овладевает технологией осознанного действия, технологией разрешения проблем. При этом в его сознании происходят изменения его: профессиональных потребностей (самоопределение); профессиональных норм (критериев деятельности); способностей (способов деятельности). Это его индивидуальный результат участия в педагогическом процессе. Чем в большей степени он способствует разрешению профессиональных проблем, тем выше его результат, тем выше результативность педагогической деятельности преподавателя, тем выше качество его труда, квалификация.
|
Предложенная логика определения педагогической деятельности выбрана не случайно и опирается на практику проведения многочисленных организационно-деятельностных семинаров с преподавателями вузов и системы дополнительного профессионального образования. Педагогическая практика изобилует примерами чрезмерной увлеченности процессом и недостаточной ориентации в каждом конкретном действии на результат. И потому чрезвычайно важно не только на уровне знания, но и убеждения, и действия отслеживать в педагогической деятельности взаимосвязь процесса и результата, учитывая, что цель — это идеальный (в идеях) результат, а результат — реализованная (в реальном) цель. Их совпадение (или несовпадение) зависит от выбранного содержания и метода. Приведенная ниже модель взаимосвязи применима как к действиям преподавателя, так и к действиям слушателей.
Итак, взяв за системообразующую педагогическую деятельность, мы разделили ее на две взаимосвязанные части: процесс и результат — и, стало быть, имеем два модуля «Педагогическая деятельность как процесс», «Результативность педагогической деятельности».
Наша деятельность, отдельные действия существуют в идеальном и реальном и связаны между собой осознанностью их соответствия. Если осознание происходит до совершения действия — это проект (1), если после — рефлексия (2).
Идеальное — наше естественное состояние сознания, которое, соприкасаясь с реальным, требует ограничения, оформления, изменения внутреннего, естественного, идеального образа, что и есть образовательное, осознанное, соединяющее идеальное (естественное) с реальным (деятельностным). В педагогическом процессе осознание специально, технологично организовано.
|
Рассмотрим три основополагающие технологические цепочки, имеющие место в педагогическом процессе, в педагогическом взаимодействии, во взаимном действии преподавателя и обучающегося.
1. В идеальном, в идеях происходит осмысление собственных потребностей, собственной нужды, выстраивается их иерархия, распределяются предпочтения, оформляется цель. В этом процессе проявляется уровень духовности, разумности, нравственности. Потребность сопоставляется с внутренними нормами и способностями. Далее процесс осмысления переходит из внутреннего во внешнее, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. Это выход в реальное, после чего принимается решение на кратковременное или длительное действие, на деятельность, т.е. происходит самоопределение.
2. В идеальном, в идеях происходит осмысление собственных (внутренних) норм, правил действия; проявляется информированность, грамотность, выстраивается образ обмена интеллектуальным, эмоциональным, материальным содержанием: что содержу, что отдаю, что приобретаю. Выбранные нормы сопоставляются со сформировавшейся из потребностей целью и собственными способностями. Далее процесс осмысления переходит из внутреннего во внешнее, изучаются внешние социокультурные нормы совершения профессионального действия, прогнозируются нормы ответного действия, действия тех, с кем придется взаимодействовать, устанавливается степень их несоответствия и возможность привести в соответствие. Это выход в реальное. В этом суть овладения новым содержанием в учебном заведении — получить новую информацию, которая является нормой деятельности в той субкультуре, на которую распространяется предполагаемое действие. Так формируются критерии (мерило оценки), правила деятельности.
3. В идеальном происходит сопоставление собственных способностей и оптимального способа достижения цели, выстраивается цепочка вопросов «как? как? как?» Из многочисленных ответов следует выбрать наиболее подходящий для себя и для данной ситуации. В основе самого выбора и любого метода лежит некий инвариант способностей обмена мыслью (мыслетехнические), словом (коммуникативные), движением (рефлексивные). Они естественны (даны от природы), а в образовании обискусствляются, оформляются, окультуриваются. В учебном заведении на любом содержании происходит процесс развития способностей (компетентности) путем овладения методом совместной работы. Из всего многообразия усвоенных методов выбирается наиболее приемлемый для реальной ситуации, сопоставляются способы деятельности, принятые в данной сфере деятельности, выявляется степень их несоответствия.
|
Если эти технологии усвоены преподавателем, он уходит от репродуктивных методов, которые ставят его в позицию репродуктора и из всего многообразия педагогических функций позволяют реализовать одну — быть источником информации. Технологии организационно-деятельностные позволяют включать слушателей в модель деятельности, где они усваивают образовательные категории: цели, содержание, методы как категории реальной деятельности: самоопределение, критерии и способы деятельности, тренируются приводить их в соответствие, т.е. овладевают технологией разрешения проблем.
Во всех трех технологических цепочках внешнее для преподавателя — потребности, нормы, способности студентов (слушателей) и современный уровень профессиональной культуры. Исходя из этих внешних условий он строит свое самоопределение, критерии и способы педагогической деятельности. Внешнее для обучающегося — преподаватель, другие студенты (слушатели — коллеги) и также состояние профессиональной культуры, которую он воспринимает на курсах более широко — не только на региональном уровне, но и федеральном и, если есть необходимость, международном.
Педагогическая квалификация
Посредственный преподаватель излагает,
хороший объясняет, выдающийся показывает,
великий вдохновляет
В. Уорд
Постараемся уяснить понятие квалификация. «Квали» — качество. Добавление «фикация» означает расширительный процесс, как электрификация, сертификация и т.д. Семантика подсказывает, что буквальный смысл этого понятия может быть истолкован как качественность, нечто переходящее из одного профессионального действия в другое, особая характеристика деятельности. Если мы говорим о высокой педагогической квалификации преподавателя, то предполагается высокое качество его труда. Категория качества в педагогике довольно спорная, трактуется неоднозначно не только в механизмах выявления, но и в предназначении. Не будем углубляться в теоретизирование, признаем очевидное — качество педагогического труда в результативности, т.е. индивидуальном результате для каждого студента (слушателя). Не количество слов, проговоренных в минуту, а качество усвоенной студентами (слушателями) информации, качество усвоенных методов характеризуют результативность.
|
Давайте представим, сколько надо ума, мудрости, мастерства, чтобы, войдя в аудиторию, понять, что из заготовленного будет воспринято, а что нет; понять, в чем профессиональная проблема обучающихся. Может быть — в самоопределении, в адаптации и следует усилить в содержании характеристику профессиональной ситуации, показать ее тенденции, перспективы, и тогда уместны сравнения, сопостаачения, проговаривания, в которые включаются слушатели.
Может быть проблема в том, что принятые нормы устарели, но они заковали профессиональное сознание оковами стереотипов и догм, лишают его свободного, живого, гибкого мышления. И тогда в общении со своими коллегами — практиками, под умелым руководством преподавателя «шлаки» дробятся, вымываются, освобождая место новой мысли, творчеству, новой информации, новым нормам, критериям деятельности.
А может быть проблема в способах деятельности, в недостаточной рефлексивной, коммуникативной культуре. Чтобы эту проблему разрешить, преподаватель любой учебной дисциплины должен работать в режиме тренингов. Кроме того, важно помнить, что качество любого труда оценивается уровнем выполнения профессиональных функций. Если функции образования определить как выращивание естественного (потребности, нормы, способности), их окультуривание (цели, содержание, методы) и подготовка к деятельности (самоопределение, критерии и способы деятельности), то нетрудно определить качество педагогического труда по уровню исполнения этих функций.
Так как педагогический процесс — специально (специалистами) организованный образовательный процесс, то задача специалиста — преподавателя организовать этот процесс в соответствии с технологией, как можно более точно ее реализовать. Это и есть показатель качества в любой деятельности, в том числе и педагогической.
Особенности педагогической деятельности обусловливают и особенности педагогической квалификации. Любую деятельность, требующую высшего образования, можно представить состоящей из двух компонентов, в основе которых технологичность и творчество. В одних видах деятельности преобладает значение технологичности, ибо пренебрежение технологией снижает качество производимого продукта, в других — преобладает значение творчества, преодоление стереотипов, рутины. Но ни те, ни другие немыслимы без сочетания технологичности и творчества, безусловно, в разных соотношениях. Столь же безусловна равная значимость технологичности и творчества в педагогическом труде: отсутствие уважения к педагогическим технологиям и самих технологий в деятельности преподавателя воспитывает в студентах и слушателях неуважение к технологичности в их собственной профессиональной деятельности. Отсутствие уважения к педагогическому творчеству и самого творчества в деятельности преподавателя воспитывает в студентах и слушателях догматизм, неумение адаптироваться в условиях перемен, неумение самоопределяться в разных ситуациях, принимать решения в зависимости от изменившихся внешних условий, ориентироваться на получение выгоды в любых ситуациях, уступать, договариваться, добывать новую информацию, развивать свои способности и таким образом решать свои проблемы.
|
Соотношение творчества и технологичности в педагогическом труде — это соотношение идеального и реального, соотношение профессиональной позиции (убеждений) и мастерства (действий).
Вопросы для обсуждения
1. Как влияет понимание собственных функций (позиция) на действия, поведение, деятельность?
2. Раскройте значимость самоопределения в деятельности, особенности самоопределения в педагогической деятельности.
3. Назовите критерии деятельности, в том числе — педагогической.
4. В чем состоит развитие способностей в педагогическом взаимодействии.
Контрольные вопросы
1. Педагогическая позиция преподавателя.
2. Педагогическое самоопределение в выборе целей, содержания, методов.
3. Критерии педагогической деятельности, реализация функций образования.
4. Способы педагогической деятельности и педагогические способности.
Упражнения
1. Начиная работу над содержанием, обратитесь к собственным представлениям о предмете (субъективное), затем сопоставьте их с определениями в словарях и учебниках (объективное), проверьте состоялось ли понимание (что Вы открыли для себя?). Как изменились Ваши представления — именно это является Вашим индивидуальным результатом.
2. Постарайтесь в процессе занятий усваивать не только информацию, но и технологию педагогического процесса, участвуя в выращивании собственных целей, содержания, способностей.
Глава 19
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!