Субъективное и объективное в — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Субъективное и объективное в

2017-07-25 988
Субъективное и объективное в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОЗНАНИИ, ИХ СООТНОШЕНИЕ

 

Субъективное как существующее в мыслях, идеальном. Объективное как существующее в реальном. Переход из идеального в реальное как проект. Переход из реального в идеальное как рефлексия. Образовательное пространство как пространство между идеальным и реальным. Осознание ситуации, способность к адаптации. Осознание действий, взаимодействий. Рефлексия. Представления, определения, понятия — мировоззрение.

Ключевые слова: идеальное и реальное, субъективное и объективное, ситуация, адаптация, проектирование, рефлексия, представления, определения, понятия, мировоззрение

 

• Синергетический аспект соотношения идеального и реального

• Понятие образовательного пространства

• Мировоззрение

 

Сознание Субъективное Абсолют (истина) Объективное
Реальное внутреннее (представление о ситуации) понимание ситуации и адаптация к ней внешнее (конкретная ситуация)
Взаимосвязь чувства мышление воля
Идеальное представления понятие определения

 

Синергетический аспект соотношения

Идеального и реального

 

Раз. однако, невозможно

быть тому, чего желаешь, так

желай того, что может быть

Теренций

 

Категории субъективного и объективного относят к философии, которая, как известно, есть мудрствование. К мудрости каждый приходит по мере взросления. Понимание этих категорий лежит в основе отношений внутреннего и внешнего. Рассмотрение отношений начинается с вопроса интереса субъекта к окружающим его объектам, субъективного (внутреннего) к объективному (внешнему). То, что субъекта не интересует, то, что субъект не замечает, не видит, не слышит, т.е. то, что не действует на ощущения — как бы не существует, для данного субъекта его нет не только во внутреннем, но и во внешнем. Его место пусто, оно — пустое место. Хотя для других субъектов данное нечто может представлять интерес, привлекать внимание, будить воображение, т.е. проникать во внутренний мир.

Разнообразные психологические школы в своих исследованиях следовали либо парадигме первичности идеального, внутреннего, своего Я, либо парадигме первичности реального, внешнего, не-Я. Находясь в путах основного вопроса философии о первичности либо сознания, либо бытия, они представляли борющиеся научные школы, течения. В этой борьбе оставалось без внимания взаимодополнение сознания и бытия, снимающее противоречия в суждениях: что возникает раньше, а что позже; что причина, а что следствие. Примирение противоположностей в данном контексте осуществляется во взаимопроникновении идеального и реального, внутреннего и внешнего, сознания и бытия, которое составляет осознание. Осознание как проникновение сознания в бытие, идеального в реальное есть проектирование контакта с окружающим миром, собственных действий, поведения, деятельности. Осознание как проникновение бытия в сознание, внешнего во внутреннее при их контакте (действии) есть рефлексия. Процесс осознания меняет внутренний образ и, следуя семантике, может называться образовательным; он происходит везде и всегда, когда осуществляется осознание.

В сознании создается образ предмета, он не всегда адекватен оригиналу и в этом смысле субъективен. Объективность также не абсолютна, то, что является объективным, не зависящим от каждого отдельного субъекта в одном социуме, может рассматриваться как необъективное в другом. Отношение субъективного и объективного служит методологической основой психологической науки. Современная психология опирается на синергетический принцип дополнительности духовного и материального, субъективного и объективного.

На рубеже XX и XXI вв., первого и второго тысячелетий рефлексивное состояние человечества позволило осознать две глобальные проблемы, два главных недостатка, препятствующих достижению гармонии во внешнем и внутреннем мире каждого жителя планеты. Их устранение осознано как главные задачи XXI в.: возвращение к Духу и возвращение к природе. Возвращение к Духу, к пониманию самого себя, к разумности в своих действиях — пер-; вичная задача. Именно ее решение позволит сбалансировать отношения биосферы и техносферы, естественного и искусственного. Научно-технический прогресс, достигший к началу XXI в. кризисной отметки, представляет опасность для человечества, для человека, его породившего. Ориентация на создание средств затмевает сегодня ценности. Вопрос «ради чего?» зачастую остается без ответа, а иногда и не ставится. Человечество как дитя заигралось — в погоне за игрушками не замечает реальности. Человечеству необходимо повзрослеть в процессе осознания собственной жизнедеятельности, ее безопасности. Как неразумный ребенок, бегущий за любимой игрушкой, не замечает опасности, может попасть под машину, утонуть, обжечься, так алчная часть человечества, называющая себя цивилизованной, создает опасность для себя, порождает огромное несоответствие в благополучии людей, разделяет их на богатых и бедных. Так называемый «золотой миллиард», включающий в себя страны с высоким уровнем жизни, противопоставил себя оставшимся позади 5 миллиардам. Увеличивающееся несоответствие всегда приводит к конфликтам, в данном случае к глобальным. Стремление Европы к размещению на своей территории исключительно интеллектуальных технологий и избавление от других за счет своих соседей по планете, конечно же, улучшит ее экологию, но надолго ли? Природа, уступив человеку землю, еще держит в своих руках атмосферу. Появившийся в конце XX в. (1992 г. — Рио-де-Жанейро) термин «глобальное мышление» не означает, что у нашей планеты вырастет нечто, что будет называться «голова», и, пыхтя, начнет крепко думать. «Глобальное мышление» означает, что по-другому будут думать имеющиеся 6 миллиардов голов. Каждый осознает себя гражданином планеты Земля и с этой позиции будет совершать собственные действия. Это метафора. Как она может реализоваться, с чего должен пойти процесс глобализации мышления? Как показали события в Генуе, где происходил саммит «восьмерки», не с глобализации бытия, оторванной от глобализации сознания, прежде всего тех, кто ее вершит, является первопроходцем. Вероятно это в первую очередь задача представителей «золотого миллиарда» — наиболее развитых, наиболее продвинутых, наиболее образованных, наиболее культурных (их уровень благополучия создает им благоприятные условия для развития, обучения, воспитания, образования) и, стало быть, наиболее ответственных.

Изменение окружающего мира всегда было реальным фактом, менялся лишь характер изменений: длительные периоды эволюции чередовались с короткими периодами революций, количественные изменения — с качественными. Современный мир сегодня меняется не столько эволюционно, сколь революционно, не столько естественно, сколь искусственно. В его изменении значительно возросла роль человека, не только добывающего информацию, использующего ее для преобразования внешнего мира, но и производящего ее. Конец XX в. знаменателен для человечества осознанием того, что преобразование, регуляция внешнего мира превзошли возможности преобразования, саморегуляции мира внутреннего. Проявилась недостаточность понимания сознания перед пониманием бытия, духовного перед материальным, оказалось востребованным «возвращение к Духу» как источнику гуманизма, нравственности, разумности.

Человек всегда старался понять окружающий мир и приспособиться к нему. В отдельных ситуациях можно приспособить внешнее к своему внутреннему. Зависимость человеческой деятельности от внешних условий требует от деятеля умения адаптироваться. Способность адаптироваться становится необходимостью, так как деятельность индивида все более социализируется. Человеку приходится находить и выстраивать отношения с множеством людей, а значит, приспосабливаться к их способу мышления, общения, поведения, т.е. менять самого себя, свой внутренний образ, находиться постоянно в образовательном процессе, в процессе осознания самого себя. Именно поэтому появились новые взгляды на образование как на непрерывный процесс. Девизы: «образование через всю жизнь», «образование без границ», «образование для всех и каждого» — суть новых парадигм образования, которые емко описываются тезисом: «информация — это еще не знание, знание — еще не образование, образование — еще не преуспевание». Различение названных дефиниций требует от профессионалов в системе образования инновационных моделей и технологий, ориентированных на обучающихся, обеспечивающих их субъектность, способность быть хозяином своей судьбы, своего успеха в жизни.

Взаимодействие между внутренним и внешним можно охарактеризовать как возбуждение и ответная реакция. Информационные потоки вызывают раздражимость, возбуждение ощущений и их отражение. Происходит движение встречных информационных потоков в различных сферах реального мира. Первичные потоки активны, отраженные — реактивны. В ощущениях отражаются отдельные свойства предметов и явлений, комплекс ощущений создает целостное восприятие. Информационные потоки в объективном мире, усвоенные человеком, становятся субъективным знанием, со-знанием. Сознание совершенствуется и становится средством усвоения новой информации из окружающего мира. Оно способно познавать не только внешнее, но и внутреннее в процессе самопознания; анализировать, контролировать, регулировать себя, порождая процессы самоанализа, самоконтроля, саморегуляции и, стало быть, самосовершенствования. Современная психологическая наука ориентирована на преодоление разделейности внутреннего и внешнего, на исследование психических процессов, их взаимопроникновения, континуума; наиболее актуальной проблемой в теории и практике психологии становится разработка процессов осознанности действий, поведения, деятельности, их проектирования и рефлексии. Отношения внутреннего и внешнего в их психологическом аспекте можно рассматривать как отношения сознания и бытия, как процесс осознания окружающего мира.

Анализируя эти отношения, можно выделить три группы факторов, разделив окружающий мир на три сферы: биосфера, социум и духовное пространство в их единстве и целостности, во взаимодействии и взаимодополнении. Правила анализа предполагают расчленение, условное разделение целого на части и более тщательное изучение каждой из этих частей в отдельности для более глубокого восприятия целого.

Когда-то в отношениях с окружающим миром главным было установление гармоничных отношений с биосферой, с природой, преодоление непонимания окружающих событий (бытия), страха, тревоги, беспокойства в собственном сознании. Индивид совершенствовался в своих отношениях с природой, в труде: научился понимать, изменять, преобразовывать окружающий мир, создавая техносферу.

Техносфера, достигшая угрожающих размеров для природы и для индивида, создавшего ее, порождает то же состояние страха, тревоги, беспокойства, которое характеризовало много веков назад отношения индивида и природы. Эти проблемы переходят в сферу социальных отношений, в сферу отношений личности с социумом, проникая во все социальные сферы: личность, семья, группа, коллектив, общность, общество, мировое сообщество.

Ощущение опасности от окружающих людей, претендующих на то жизненное пространство, в котором находится личность, и которое она обустраивает для себя, — основной источник проблем в отношениях внутреннего и внешнего. Степень напряженности в связи с этим обусловливает степень закрытости личности. Межличностные отношения в значительной степени определяются пониманием опасности от конкретного человека, который рассматривается в ситуациях общения как внешний мир здесь и сейчас. Чем больше каждый натренирован в самостоятельности, в умении брать ответственность на себя, управлять ситуацией, тем менее он подвержен возникновению опасений, страха и как их следствие — закрытости.

Влияние внешнего мира бывает так велико, что человек перестает быть самим собой. Он подвержен стереотипам поведения, так тщательно создаваемым в нем с раннего детства множеством ограничений, зачастую чрезмерных, ненужных. Формулировка «так надо» в его сознании настолько велика, что не оставляет места для понимания этих «надо», для их осмыслений («для чего?»), для сомнений, для своего: «Я так хочу, я так решил, я буду действовать». Не развитая самость либо пассивно подчиняется «так надо, должен», либо уходит от этого, подчиняясь собственной лености. Самостоятельность, активность развиваются в принятии решений в многочисленных ситуациях каждодневной жизни, создающих образовательное пространство.

 

3.2. Понятие образовательного пространства

 

Каждый день, в который

вы не пополнила своего образования

хотя бы маленьким, но новым

для вас куском знания... считайте

бесплодно и невозвратно для себя погибшим

К.С. Станиславский

 

Попытаемся определить его смысл, продвигаясь от семантики. Образовательное связано с изменением внутреннего образа в процессе осознания. Пространство, в самом простом смысле, предполагает трехмерность, некоторую сферичность неправильной формы, в которой радиус — вектор, постоянно меняет свое направление и длину. В зависимости от того, в каком направлении и насколько далеко осознается субъектом окружающий мир, зависит форма образовательного пространства. Может быть — это комната, может — небосвод. Системно организованное мышление предрасположено увидеть систему в целом, ее планетарную модель, и в ней осознавать элементы и связи, используя репродуктивное (ранее известное) знание и порождая продуктивное, новое (ранее неизвестное) знание. Их целостность, взаимопроникновение есть содержание образовательного пространства, в котором необходимо выделить следующие взаимопроникающие составные части:

• воспитательное пространство — все то, чем субъект заинтересовался, что на него влияет, действует; все то, что он впитывает как «огурец в рассоле», только осознанно, отметая то, что для него неценно, неинтересно, что он не желает впитать. Осознанность возвышает, как возвышает разум. Различается тем самым воспитание от впитывания, также как восхождение отличается от хождения, воспевание от пения и т.п.;

• информационное пространство, в котором усваивается информация, т.е. происходит процесс обучения — усвоения новой информации, приобретение знаний. Современное информационное пространство отличает высокая плотность информации, ее многообразие, сложная внутренняя структура и многоязычие. Чтобы в этом пространстве не заблудиться, свободно передвигаться, необходимо знание языка каждого содержания (физики, химии, экономики и т.д.), его внутренней структуры, логики продвижения от общего к частному, от простого к сложному. Содержание должно быть модульно структурировано, т.е. преобразовано системно, где системообразующая — коэффициент преобразования содержания окружающего мира. И тогда, владея языком учебной дисциплины и пониманием ее внутренней структуры, можно свободно перемещаться в сложном информационном пространстве;

• развивающее пространство сопряжено с деятельностью, с ее главными видами: мыследеятельность, коммуникативная деятельность и труд, работа, связанная с преодолением и с сопротивлением «материалов», с физической усталостью, с преобразованием материального продукта.

Каждому из этих компонентов образовательного пространства посвящено немало исследований, множество публикаций, где рассматривается их отличие, особенности. Сегодня важно рассмотреть их в единстве и целостности, во взаимопроникновении по принципу дополнительности. Всякая рутинная работа, не механизированная процедура отупляет, но не настолько, чтобы человек, ее исполняющий, не думал о том, как выполнить ее более оптимально. Рано или поздно он находит решение, проявив творчество. Процесс понимания, обеспечивающий проход в духовное пространство, базируется на собственных субъективных открытиях, на востребованности новой объективной информации, дозированной на небольшие объемы содержания. Обратимся к модели:

 

 

Представления — имеющаяся в наличии усвоенная информация, которая базируется на способностях. Одна и та же программа (объективное знание) укладывается в конкретном сознании на некоторую основу, на усвоенные ранее знания. Успех этого процесса зависит от трех внутренних условий: что может сопряженно соединиться с имеющимся ранее; способен ли субъект пополнить свое содержание; была ли потребность в новой информации изначально или она сформировалась в процессе. Возможны варианты:

• объективная информация проникает в открытое сознание, ворохом ложится на некоторую основу, не соединяясь сопряженно с имеющимися представлениями;

• более закрытое сознание, охраняя внутреннюю упорядоченность, может воспрепятствовать проходу новой информации в собственный внутренний мир;

• между внутренним и внешним существует барьер, заслон — взаимодействия и понимания не происходит;

• процесс понимания обеспечен сопряжением субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего). Представления подтягиваются до понимания объективной информации, происходит проникновение. В процессе мышления исходным материалом является внешняя информация, она преобразуется, адаптируется к имеющимся представлениям, становится своей, усваивается.

Поток внешней информации образует внутренние потоки сознания, которые должны быть непрерывными. Возникающий разрыв — напряжение в сознании, помеха, вызывающая раздражение, которое либо будирует интерес, либо останавливает процесс. Чтобы разрыв устранить, восстановить непрерывность, требуется некоторая «заплата», кусочек содержания, который закроет прореху, восстановит целостность и обеспечит дальнейшее продвижение информации. Понимая размеры необходимой дозы содержания, можно сформулировать вопрос, не понимая — вопрос задать трудно. Вопрос — мостик, перекинутый между внутренним (моим) и внешним (чужим), который крепится и к внутреннему и к внешнему. Если крепление состоялось, вопрос будет понят, получен ответ, движение восстановлено, продвижение продолжается.

Вопросы-мостики направлены на:

• обеспечение понимания (понятно о чем и что);

• проверку понимания (правильно ли понял);

• допонимание (востребована доза нового содержания, чтобы понимание состоялось);

• уточнение понимания содержания;

• критику, выявляющую противоречия, предъявляющую собственное продуктивное знание, собственное мнение;

• «засыпку» — зная ответ, задается вопрос, проверяющий выступающего. В культурной коммуникации такие вопросы не поощряются. В задавании вопросов «на засыпку» всегда усматривается попытка принизить другого, создается дискомфорт в общении.

 

Мировоззрение

 

Как бы ни была богата

и роскошна внутренняя жизнь человека,

...она не полна, если не усвоит в свое

содержание интересов внешнего ей мира,

общества и человечества

В. Зелинский

 

Будучи процессом и результатом взаимодействия с окружающим миром мировоззрение можно рассматривать как систему взглядов на мир, свойственную данному субъекту (единичному, коллективному). Если говорить о мировоззрении группы, коллектива, общности (профессиональной, территориальной, национальной и т.д.), общества, мирового сообщества, то предполагается господствующая система взглядов, общая для всех, воспринимаемая как объективная идея (иногда подавляющая инакомыслие). Господствующее в обществе мировоззрение порождает идеологию как инструмент продвижения, закрепления заданного мировоззрения. Проникая в социальные системы, идея воспринимается где-то однозначно, где-то творчески, где-то критически. Происходит трансформация мировоззрения единичного субъекта, но структура его остается и может быть смоделирована на основе семантики слова «мировоззрение»: мир и мое воззрение — таким я вижу мир своим «зрением», возвышенным до понимания — миропонимание.

Представление в семантическом смысле означает «таким предстал предо мной мир» благодаря моим ощущениям (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), которые порождают за счет особенностей каждого ощущения в отдельности и всех вместе субъективный взгляд на мир, на конкретную ситуацию. Представление — не только психологическая категория, но и философская.

Понятие содержит соединенные воедино субъективные представления и объективные определения. Представления содержат некоторую готовую информацию, преломленную через собственную индивидуальность. Они субъективны, создают образы, будоражат воображение, которое «доставляет образ понятию» (Кант). Гегель называл понятие «душой содержания». Объективное определение как информационная база для интеллекта перерабатывается в процессе осмысления, поднимается до уровня собственного понимания, складываясь в понятие.

Соединение представления (чувственного) и определения (интеллектуального) может состояться и не состояться. Оно требует усилий, работы духа. «Понятие достигается лишь духом» (Гегель). Как же обнаруживается, проявляется результат? Состояние озарения, собственного открытия, инсайта — состояние творца («Я сотворил»), божественного, абсолюта, которое необходимо зафиксировать, оформить мысль, сформулировать понятие, прочистить его, пропустить через законы логики, соединить новое сознание и бытие, дух и материю, не допустить их разрыва и ухода идеи в никуда — материализовать идею.

В деятельности сформировавшееся понятие, в котором вера, убежденность в истинности, становится правилом, согласованным с культурой.

• Понятие выступает как основание, правило для действий в будущем (Фихте).

• Понятие дает возможность умерять свое действие, направлять его, руководствуясь правилом (Фихте).

• Благодаря понятию организуется подвижность материи, и тело становится орудием действия на телесный мир (Фихте).

• Рефлексия не имеет дело с предметами и не получает понятий о них, так как это состояние души, в котором мы приспосабливаемся к нахождению субъективных условий образования понятий, это осознание отношений представлений с нашими способностями, и только при ее помощи отношение их друг к другу могут быть правильно определены (Кант).

Отношение между компонентами: представления, определения, понятие, волновали умы многих философов. «Объединение представлений требует единства сознания как условие познания, и это одновременно участвует в процессе подведения под понятие» (Кант). Их взаимосвязь очевидна. Современные философские воззрения характеризуют эти отношения как взаимопроникновение, континуум, в котором наилучшие отношения — гармония, соответствие, равная значимость. Преодоление гипертрофированной социализации проектируется на данную модель как преодоление гипертрофированности объективных определений, ущемляющих понятие, абсолют, мышление, дух, ущемляющих индивидуальность в представлениях субъективных образов.

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Осознание самого себя (в мыслях, идеях).

2. Осознание окружающего мира (реальности).

3. Образовательные процессы как осознание связи себя и окружающего мира, внутреннего и внешнего.

4. Технология осознанных действий, проектирование, рефлексия.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Ваше понимание субъективного и объективного.

2. Переход из идеального в реальное как осознание до совершения действий.

3. Переход из реального в идеальное как осознание действий после их свершения.

4. Образовательное пространство как пространство между идеальным и реальным, как пространство осознанных действий.

5. Осознание ситуации, способность к адаптации.

6. Осознание действий, взаимодействий. Рефлексия.

7. Мировоззрение как совокупность представлений, определений, понятий.

 

 

Упражнения

 

1. Рассмотрите два события: одно произошло независимо от Вас к другое, в котором Вы — непосредственный участник. Сопоставьте степень Вашего интереса. Обсудите второе с другими участниками события, сопоставьте разные восприятия. Выделите в них общее (объективное); сопоставьте со своим собственным (субъективное). Насколько объективное влияет на Ваше субъективное? Допускаете ли Вы изменение собственных представлений в результате иного понимания событий.

2. Изучив технологию осознания действий, соотнесите с ней рефлексивные процессы, используя следующую модель:

 

Опорные конспекты

 

1. Взаимодействие внутреннего (идеального) с внешним (реальным).

 

Внутреннее Внешнее

 

 

2. Мировоззрение как система.

 

 

 

Глава 4

СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

 

Образовательные процессы как осознание действии. Воздействия на естественное состояние сознания, внутренние и внешние. Управление собственными потребностями как процесс, определяющий уровень духовности. Усвоение новой информации, выращивание внутренних норм как приобщение к культуре. Развитие внутренних способностей путем совершения действии. Необходимость сочетания естественного и осознанного в повелении. Стрессы и их предотвращение.

 

Ключевые слова: образовательный процесс, осознание действий, духовность, культура, стрессы

 

• Образование как процесс

• Осознанные действия

• Критерии взрослости

 

Образование как процесс

 

...Мир состоит не из готовых

законченных предметов, а представляет

собой совокупность процессов

Ф. Энгельс

 

Принятие образования как процесса в современной педагогике и психологии недостаточно разработано из-за их разобщенности. Долгие годы эти отрасли научного знания находились в состоянии противоборства, отстаивая наибольшую значимость в субъекте образования то индивида (психология), то личности (педагогика). Амбициозное перетягивание каната не позволяло объяснить психолого-педагогическую сущность образовательного процесса, создать его методологическое основание, описать внутреннюю структуру, объяснить связи и отношения, установить, наконец, функциональные различия между образовательным и педагогическим процессами.

Переход от авторитарного стиля жизни к демократическому — это вопрос самоорганизации, выбора предпочтений между жестким порядком и свободой по всем уровням социальной «матрешки»: личность «коллектив «общность «общество. Отсутствием внутренней организованности личности обусловливается необходимость внешнего управления ею, что и формирует предпочтение авторитарных отношений. Стало быть, демократизация как расширительное явление должна идти не только сверху вниз, но и снизу вверх; каждый в своих конкретных действиях должен овладеть демократическими технологиями и процедурами, адаптироваться к новым требованиям жизни, быть готовым к намеченным изменениям.

Что значит для образования проблема демократизации? Еще древние говорили, что демократия — это процедура. Значит необходимо овладеть новой процедурой в социальных отношениях и по вертикали, и по горизонтали. Более того, вертикальные отношения уступают место горизонтальным, авторитарные — становятся демократическими. Проблемы затруднения, недостаточности налицо; надо осознать, преодолеть, устранить! Но как? За что ухватиться. Как и во всякой проблеме начинать следует с анализа ситуации исходного состояния. А оно таково. Теория и практика подтверждают, что эмоциональное в нас преобладает над рациональным, что проектированию своих действий мы предпочитаем рефлексию, осознанию «до» совершения действий — осознание «после». Если это наша национальная особенность, и она нас умиляет, то пусть все остается без перемен. Если же социальные перемены провозгласили идею демократизации, то к изменению бытия должно подтянуться и изменение сознания.

 

Осознанные действия

 

Отыщи всему начало,

и ты многое поймешь

К. Прутков

 

Процесс осознания собственных действий можно смоделировать следующим образом. Действие как контакт с окружающим миром имеет определенную направленность (-»). Осознанное действие предполагает целостную включенность сознания: потребностей, норм, способностей в процесс нахождения ответов на строго последовательно поставленные вопросы: для чего, что, как? Каждый из этих вопросов представляет разную степень трудности и значимости для конкретного субъекта. Вся цепочка вопросов, возникающая после совершения действия отраженно, как сопоставление реального (то, что воплотилось в действительности) с идеальным (то, что было в представлениях, идеях), и называется рефлексией. Осознание действий после их свершения, сопровождаемое неудовлетворением, наводит на мысль о необходимости осознания действий до их свершения, о необходимости их тщательного проектирования.

Проектирование собственных действий — это работа во внутреннем плане, в которой объединяются чувства, мышление, воля в поисках правильных ответов о целях, содержании, методах, результате собственных действий.

Специфика процесса осознания собственных действий является основой менталитета, характеризует склад ума. Особенности этого процесса весьма разнообразны и поддаются классификации. Критерием для классификации может быть временной фактор, так как осознание собственных действий в той или иной мере происходит «до» их свершения и «после». Кому-то свойственно придавать большую значимость первому процессу, кому-то второму. Постоянное проявление этой особенности характеризует менталитет отдельной личности, общности, общества. Так, людям, сформировавшимся в католической культуре, свойственно осознание действий до их свершения, они идут в храм за поддержкой и просят у бога помощи в реализации своих планов. Людям, сформировавшимся в православной культуре, свойственно осознание собственных действий после их свершения, они идут в храм для покаяния и просят у бога прощения., Католический менталитет более прагматичен, расчетлив, психологически — «взрослый». Православный менталитет более эмоционален, здесь действие — порыв, психологически православный в большей степени «дитя». И в этом смысле они противоположности и могут рассматриваться либо в логике противоречия, либо в логике дополнения. Логика противоречия порождает в их отношениях идею борьбы, столкновений. Логика дополнения призвана обеспечить понимание, что другой — иной, не такой, как я. И от общения мы можем иметь выгоду, пользу — это позиция толерантности, порождающая идею терпимости, мира. Дополнение предполагает сближение. Российский менталитет с явным состоянием психологической невзрослости, проявляемой в более глубоком осознании действий после их свершения, в склонности к погружению в рефлексию, нуждается в большем прагматизме, расчетливости, предусмотрительности, натренированности отвечать на взрослые вопросы: для чего? что? как? до свершения действий. Западный менталитет, достигший совершенства в проектировании действий и преуспевающий в реализации проектов, нуждается в эмпатическом отношении к своим соседям, проживающим в одной «глобальной деревне».

Состояние российского менталитета не готово к рыночным отношениям и становится явным препятствием на пути экономических преобразований. И если направленность этих преобразований общепризнана, то преобразование состояния сознания в деятельности становится социальным заказом системе образования, которая через модели взаимодействий в специально созданных условиях обеспечит усвоение технологии проектирования собственных действий. Сознание отдельного индивида через посредство чувств, мышления, воли содержит субъективные представления, которые, обобщаясь, образуют теории, нравы, традиции, взгляды, идеи и т.п. Так складывается общественное сознание, к которому как к объективно существующему достоянию старается приобщиться каждый индивид. Внося свой вклад в общественное, он воспринимается значимым лицом — как личность и как важное получает уважение. Будучи двумя сторонами жизнедеятельности, общественное сознание и общественное бытие не всегда находятся в полной гармонии. Их несоответствие порождает противоречия, проблемы, конфликты как некоторую недостаточность для обеспечения соответствия, и тогда либо бытие, либо сознание рассматриваются как отстающие.

Если идея родилась в сознании, оформилась в понимание — для ее реального воплощения необходимы ресурсы: интеллектуальные (чтобы поняли все или большинство), эмоциональные (чтобы приняли многие, от кого больше всего зависит реализация, ибо всегда это не всем нравится), материальные (чтобы выделили необходимые средства). Господствуя в царстве духа, человеческая мысль может породить иллюзию, слишком далеко оторвавшись от реальности. Занимаясь хитросплетением, она плодит фантазии, если не соотносит свои выводы с практикой. Мир фантазий, иллюзий уводит сознание в сферу образов, воображения. Воображение, соединенное с реальной практикой, способствует творчеству, оторванное от нее — порождает причудливые плоды несбыточных надежд, «плоды больного воображения». Здоровое воображение, как все здоровое, предполагает меру. Все, что сверх меры, принято считать отклонением от нормы. Однако нормы устанавливаются людьми и тоже способны изменяться и чаще всего благодаря тем, кто не боится в своем воображении унестись слишком далеко, в своих фантазиях оторваться от реальности. Именно так рождались сказки, спрогнозировавшие своим летающим ковром — самолет, волшебным зеркальцем — телевизор и т.п.

Рефлексия. Встречаясь со словом, каждый стремится сформировать его понимание, которое зачастую складывается из ассоциаций. В данном случае вспоминается «рефлекс». Если и рефлекс, то особенный — человеческий. Первый шаг в определении рефлексии позволяет сформулировать тезис: «рефлексия — человеческий рефлекс осознавать свои действия после их свершения, отраженно».

Уровень осознания зависит от пути, пройденного в движении от конкретного к абстрактному. Поднимаясь (или погружаясь) по ступеням обобщения, рефлексия приобретает новые характеристики, весьма разнообразные. Отдельные ее свойства на разных уровнях формулировались философами, психологами и позднее методологами.

Историческая ретроспектива взглядов на рефлексию дана в работе О.С. Анисимова[1]:

• Рефлексия это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способ ее проявления, вследствие чего в разуме возникает идея этой деятельности. (Локк)

• Рефлексия — это сравнение познания с той познавательной способностью, из которой оно возникает: рефлексия предполагает рассмотрение того, как различные представления могут охватываться в одном сознании и как возникают представления, общие нескольким объектам. (Кант)

• Собственная деятельность «Я» созерцается без принуждения извне. (Фихте)

• Абсолютное «Я» тождеством рефлексии направлено на себя, и оно становится объектом благодаря собственной деятельности. (Шеллинг)

• Бесконечная рефлексия состоит в соотнесении не с чем-то, а с самим собою, не имеющим природного содержания; рефле


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.