Социальная структура античного общества. Греция и Рим: общее и особенное. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Социальная структура античного общества. Греция и Рим: общее и особенное.

2017-07-24 2257
Социальная структура античного общества. Греция и Рим: общее и особенное. 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Римское средиземноморское общество I—II вв. н. э. было обществом рабовладельческим. Рабовладельческие производственные отношения развитого классического типа, ранее господствовавшие в греческих полисах, в некоторых эллинистических центрах, в Италии, в I—II вв. н. э. распространяются по всему, Средиземноморью, охватывают всю громадную Римскую державу.

Основные классы-антагонисты: рабы и рабовладельцы. Наряду этими классами существовал класс мелких производителей—собственников или арендаторов мелких участков земли, небольших ремесленных мастерских, мелких торговцев. Класс мелких производителей имел свои интересы, которые не совпадали с интересами и чаяниями классов рабов и рабовладельцев. Классовая борьба – основной источник развития общества.

 

Свободные земледельцы и колоны, ремесленники и отпущенники. Роль свободного крестьянства была довольно высока повсеместно. Свободное земледельческое население пополнялось за счет поселения в разных районах отслуживших солдат-ветеранов. Были собственниками небольших земельных наделов и вели в ряде случаев небольшое рабовладельческое хозяйство.

Для II в. н. э. характерно широкое развитие арендных отношений и распространение колоната. Юридически колон — свободный человек, имеющий право уйти от землевладельца после истечения срока договора, обычно заключаемого на 5 лет. Однако, как правило, колон за пятилетний срок настолько опутывался различными долговыми и другими обязательствами, что практически не мог оставить свое место и продолжал возделывать арендованный участок. Во многих поместьях колоны жили в течение нескольких поколений и превратились в пожизненных арендаторов.

Городские ремесленники, торговцы. Развитие ремесла во всех провинциях Римской империи привело к повышению удельного веса ремесленников в социальной жизни римского общества. Значительная часть ремесленных мастерских и лавок в римских городах II в. н. э. принадлежала вольноотпущенникам или их потомкам, обеспечивших развитие мастерства.

Наряду с ремесленниками и торговцами в римских городах жили люди, которых можно назвать люмпен-пролетариями. Римский люмпен-пролетариат представлял собой паразитическую прослойку, которая нигде не работала и жила за счет подачек государства, городских властей и частных лиц. Эта деклассированная масса, требовавшая «хлеба и зрелищ», была готова поддержать любого императора или авантюриста, который подкармливал и развлекал ее.

 

Римская армия в I—II вв. Римская императорская армия была не только военной силой, важнейшей частью римской государственной организации, но и особой социальной прослойкой.

Римская армия после ее реорганизации при Августе состояла из трех разных по своему положению частей. Прежде всего это привилегированная преторианская гвардия; служили 16 лет и после почетной отставки располагали солидным имуществом, позволявшим им влиться в ряды господствующего класса Империи. Основной костяк армии — легионные части комплектовались по принципу добровольного набора из римских граждан, главным образом провинциального происхождения, т. е. принадлежавших к привилегированному сословию в провинциях. Третья часть римской имперской армии состояла из так называемых вспомогательных частей, комплектовавшихся из провинциалов, не имеющих прав римского гражданства, — перегринов. Эти части не входили в состав легионов, имели свою организацию, даже национальные вооружение и экипировку. Срок обязательной службы 25 лет. Массовая раздача прав гражданства при демобилизации служила мощным каналом широкого распространения прав римского гражданства во всех провинциях огромной Римской державы.

 

Рабовладельцы: сенаторское сословие, служилое чиновничество, муниципальная знать, зажиточные круги многочисленных римских городов, собственники рабовладельческих вилл, владельцы рабских ремесленных мастерских, крупные торговцы и судовладельцы.

 

Наверху социальной пирамиды римского общества находилось сенаторское сословие. Императорская власть в Риме переходила по выбору императора, как правило, из сенатской аристократии, т.е. каждый сенатор мог в конце концов оказаться императором. Когда император чувствовал себя неуверенно на троне, он рассматривал сенаторов как своих соперников и проводил по отношению к ним политику преследований и репрессий.

 

Всадники составляли второе после сенаторов сословие римского общества. Высшей должностью, доступной всаднику, были должности командующего преторианской гвардией (префект претория) и наместника египетской провинции (префект Египта). Из всадников пополнялось сенаторское сословие.

 

Более многочисленной была так называемая муниципальная знать, т. е. зажиточные горожане, разбросанные по всей Империи. Владели средними рабовладельческими имениями и ремесленными мастерскими, занимались сельским хозяйством, ремеслом и торговлей.

 

Греция отличалась иным способом управления имеющимися землями, частой сменой форм правления и динамичностью социума как такового.

В Греции городская община, демократическая или аристократическая, самоуправляющаяся и самодовлеющая, весьма ограниченная в своей территории и обладающая всеми правами суверенитета, составляла господствующую форму политического устройства эллинов, как в метрополии, так и в колониях. Наряду с этой, господствующей формой существовала другая, более примитивная: деревня, посёлок, послужившая основою городской общины и вошедшая в состав её путём собирания нескольких посёлков в один город

Наиболее постоянные и общие учреждения эллинов, в большей или меньшей мере обеспечивавшие гражданам самоуправление, каковы народное собрание, совет старейшин и предстатель всего народа.

Преобладанием одного из исконных органов самоуправлении отличались друг от друга монархия, аристократия и демократия, извращением которых были тирания, олигархия и охлократия. Разрушались сами собою такие политические образования эллинов, в которых нарушалось показанное выше распределение власти в общинах, и не существовало достаточно крутых мер для сохранения подобных организаций в силе.

 

Несчастие Греции состояло не в наличие многочисленных самостоятельных маленьких республик, каждая из которых стремилась жить деятельною общественною жизнью, а в неравномерности развития общин, в географической раздробленности страны, в разбросанности эллинов по многим землям и островам.

 

Греция – высокразвитое рабовладельческое государство. Период с VIII по III вв. до нашей эры, - период государств-полисов, классический рабовладельческий период Древней Греции. По закону свободный грек не мог стать рабом в своём государстве-городе. Образование рабовладельческих городов-государств совпало с колонизацией греками ряда иноземных территорий и регионов.

 

Изначально рабов не очень много; они по преимуществу сосредоточивались в домашнем быту и составляли предмет роскоши. Иногда сами господа работали наряду с рабами. Последние часто пользовались доверием своих господ; за долголетнюю и усердную службу их нередко отпускали на волю, награждая поместьями. С течением времени простота жизни исчезает и между господами и слугами открывается целая бездна. Число рабов постепенно дошло до очень крупных размеров. Источники рабства, в общем, были схожи с римскими. Рабы составляли домашнюю прислугу: заведовали хозяйством, прислуживали за столом, образовывали личную свиту — которая была немногочисленна (1—3 раба), заменяли нередко сторожевых собак. Занимались также ремеслами и промыслами в городе и деревне, служили гребцами и матросами во флот. Раб считался собственностью, вещью господина; личность его не играла никакой роли ни в государстве, ни в обществе, ни в семье. Все, что он приобретал, считалось собственностью господина.

С согласия господина раб мог откупиться на волю. Можно было освободить раба по завещанию. Когда освобождение совершалось при жизни господина, о нём объявлялось в судах, в театре и других общественных местах; в других случаях имя раба заносилось в списки граждан; иногда свобода давалась путём фиктивной продажи какому-нибудь божеству. Вольноотпущенные не становились вполне независимыми от своих прежних владельцев и должны были по отношению к ним исполнять некоторые обязанности; в случае неисполнения ими этих обязательств они вновь могли быть обращены в рабство.

Раб мог получить свободу и от государства, за исполнение военной службы или за особо важные заслуги, напр. за донос о государственном преступлении.

Кроме рабов частных были ещё рабы общественные (чего не было в Риме), принадлежавшие городу или республике. Они находились в гораздо лучшем положении, могли владеть собственностью и достигали иногда значительного благосостояния; вне исполнения своих обязанностей они пользовались почти полной свободой. Тюремщики, исполнители судебных приговоров, писцы, счетоводы, глашатаи и др. обыкновенно принадлежали к этому же классу. Храмы также владели рабами: одни из них служили в самом храме, другие были на положении крепостных.

 

46. Религия древних римлян. Римский пантеон: Янус, Юпитер, Марс, Венера.

Религия римлян, несмотря на ряж общих черт с греческой религией, порожденных частью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась, однако, совершенно своеобразным обликом.   Семейно-родовой культ   Одним из древнейших пластов религиозных верований и обрядов римлян, сохранявшимся очень прочно вплоть до конца существования самого Римского государства, была родовая религия, культ семейно-родовых духов-покровителей. Римляне верили, что души или тени умерших – маны – являются покровителями семьи и рода. К этим двум представлениям было близко и третье – лары, которое имело более широкое значение. Лар – это вообще дух-покровитель: помимо семейных, существовали еще духи-покровители путей. Духи-покровители перекрестков, духи мореплавания, духи военные и т.д. Культ семейно-родовых покровителей, естественно, имел частный, узкосемейный или родовой характер. Семья под руководством главы чествовала своих предков-покровителей у домашнего очага.   Погребальный культ Хотя обряды семейно-родовой религии в честь предков исполнялись римлянами неукоснительно, их представления о загробной судьбе душ умерших были крайне смутны. Верили в подземное царство, подобное греческому Аиду, где властвует грозный Орк и куда идут все души умерших. Но существовала и вера в Элизиум – поля блаженных, куда попадают добродетельные души. Сохранялось при этом и более древнее представление, по которому тень умершего не теряет связи с телом. Интересно, что римляне старались сооружать гробницы близ дорог. На таких гробницах можно обнаружить многочисленные надписи. Судя по ним, верующие римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми. Души безродных покойников, так называемые Ларвы и Лемуры, считались злыми, т.к. их некому было покормить. Чтобы смягчить или отогнать их, устраивались особые обряды – лемурии, справлявшиеся в мае.   Аграрные культы. К числу древнейших слоев римской религии принадлежали также земледельческие и скотоводческие обряды и верования. Сельскохозяйственные верования занимали, несомненно, видное место в религии римлян. Марс в классическую эпоху считавшийся богом войны, вначале был божеством-покровителем земледелия и скотоводства, богом войны и оплодотворения. Ему был посвящен первый весенний месяц – март, когда в честь Марса устраивались празднества. Фавн был покровителем скота, богом пастухов, которые устраивали в честь его в конце зимы, 17 февраля, веселый оргиастический праздник – луперкалии. Богиня Венера, позже отождествленная с греческой Афродитой, первоначально была божеством садоводства и виноградарства. Богом виноделия также был Либер, чисто плебейское божество. С земледелием был связан Сатурн, бог посева, чествовавшийся веселыми обрядами сатурналий в декабре, перед первым посевом, а также Церера, покровительница хлебных злаков. Бог рубежей Терминус был в начале охранителем полевых меж и границ; земледельцы справляли его праздник 23 февраля. В сложном образе Юпитера тоже присутствовал элемент земледельческих верований: Юпитер считался покровителем винограда. Были и другие боги, представлявшие собой олицетворение отдельных сельскохозяйственных работ или связанных с ними явлений природы.   Римский пантеон Римляне различали в классический период в своем пантеона две группы божеств: старые, туземные, отечественные боги, и новые боги, пришельцы. Однако и в составе первой группы выделяются божества разного племенного происхождения. Каждый мужчина имел своего личного духа-покровителя – гения. У женщин были свои богини-покровительницы – юноны, которые благоприятствовали их брачной жизни, рождению детей. Римляне почитали такие божества как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, Счастье и т.п. Эти чисто абстрактные обозначения содержали в себе весьма мало черт живых личных образов, еще меньше мифологии. Их трудно даже назвать настоящими олицетворениями, однако в честь их в Риме строились храмы, приносились жертвы. Наименее ясно и, по-видимому, наиболее сложно происхождение образа главного бога римлян классической эпохи – Юпитера, о котором отчасти уже говорилось. В основе своей это, вероятно, олицетворенное сияющее небо – Небо-отец (Jovis+pater=Juppiter). Сложен также и образ бога Марса. Его первоначальный облик племенного бога и покровителя земледелия постепенно отступил перед позднейшей, более специализированной функцией – бога войны. По мнению некоторых исследователей, это произошло потому. Что землю римские крестьяне добывали копьем и мечом, отнимая ее у соседских народов. Каково бы ни было происхождение отдельных образов римских богов, культ их по мере создания и роста Римского государства принял характерную для античных обществ форму – почитания богов-покровителей полиса. Древнейшими богами Римского государства считаются Юпитер, Марс, Квирин. Позднее эту троицу вытеснила другая– Юпитер, Юнона, Минерва.   Формы культа Культ сводился к выполнению в строго определенные моменты и в точно предписанных формах известных обрядов, жертвоприношений, к произнесению узаконенных формул.   Жрецы Строго официальный характер римской религии сказался и в том, что служители ее – жрецы были должностными лицами государства. Понтифики следили за календарем, назначением праздников и т.п.   Фециалы были не столько жрецами, сколько вестниками, глашатаями, послами римской общины в ее сношениях с соседями. Они объявляли войну и заключали мир, соблюдая традиционные религиозные обычаи. Они хранили в памяти договоры с другими общинами. Авгуры составляли влиятельную коллегию гадателей.   Коллегия весталок – жриц богини Весты – пользовалась большим почетом. Весталками становились обычно девушки из знатных фамилий, оставаясь в этом звании 30 лет. В течение этого времени они должны были соблюдать обет безбрачия и строгого целомудрия; нарушение обета каралось жестоко: виновную зарывали живьем в землю. Главной обязанностью весталок было поддерживать неугасимый огонь в храме Весты. Глава коллегии пользовалась огромным общественным авторитетом и могла освобождать от смерти преступников, если они встречались с нею на пути к месту казни.   Важнейшие жреческие коллегии Рима находились целиком в обладании патрициев, полноправных граждан государства. Жреческие должности в древнейший период были в их руках одним из орудий борьбы против плебеев. Плебеи, естественно, добивались доступа к жреческим должностям, особенно таким, как понтификат. В 300 г. до н. э. плебеи получили наконец право занимать должности понтификов, и это было важным шагом к уравнению их в правах с патрициями.

 

47 Первые христианские общины. Христианство и Римская империя.

 

Очагами зарождения христианства были, согласно сказанному выше, эллинизованные еврейские общины, вследствие чего и языком первоначального христианства даже в городе Риме был греческий.

Говоря об организации первых христианских общин, мы прежде всего должны затронуть их отношения и к еврейским общинам, из которых они выделились, и к окружающей языческой обстановке. Что касается отношения к еврейским общинам, то апостольское слово хотя и раздавалось прежде всего в синагогах, но принимаемо оно было не ими.

Что касается организации самой общины, то мы должны различать в ней два элемента: а) элемент, характеризующий её как коллегию, и б) элемент, характеризующий её как очаг христианства.

К первому принадлежали:

  • 1) глава всей общины, «епископ».
  • 2) неопределённое число «диаконов»,
  • 3) неопределённое число «пресвитеров», они составляли, по-видимому, нечто вроде общинной управы.
  • 4) собрание всех членов общины — «екклисия», давшая имя всей христианской церкви.

Ко второму элементу, перешедшему в христианские общины из иудаизма, принадлежали:

  • 1) апостолы,
  • 2) пророки,
  • 3) дидаскалы (учителя), из коих только последние были оседлыми и принадлежали данной общине.

Делом их всех было распространение Христова учения и воспитание общин в его духе: свидетельствами этой деятельности являются поныне сохранённые нам пастырские послания апостолов и апостольских мужей.

Говоря, наконец, об отношении христианских общин друг к другу, мы затрагиваем вопрос, насколько в первую эпоху христианства может быть речь о христианской церкви как о таковой. Ответить можно либо положительно, либо отрицательно, смотря по тому, имеем ли мы в виду внутреннюю общность учения и настроения и живое общение или же внешнее единство организации. С первой точки зрения можно и должно сказать, что все общины составляли единую христианскую церковь: все члены общин сознавали, что они принадлежат к таковой, а не к местному толку; обмен известий и мнений между общинами был очень оживлённый — и благодаря переездам апостолов и пророков, и благодаря широко развитому гостеприимству.

Но со второй точки зрения придётся признать, что церкви тогда ещё не существовало ни в форме единоличного главенства, ни в форме собора представителей единого руководительства не было.

отношения к римским властям — в первую эпоху небогата событиями; поводов к столкновениям почти не было, так как, с одной стороны, римские власти, видевшие в христианах еврейскую секту, предоставляли им все привилегии иудаизма и не требовали от них таких поступков, которые противоречили бы их новому миросозерцанию, а с другой стороны, христиане, жившие тогда в ожидании второго пришествия Спасителя, не были ещё одержимы той жаждой мученичества, которая объяла их впоследствии, и воздерживались поэтому от всяких агрессивных и демонстративных действий. Конечно, христианская пропаганда велась деятельно, но при античной терпимости к чужим верованиям и это не могло служить поводом к столкновениям, по крайней мере, для ближайших времён.

«Источниками» гонений были не римские власти, а синагоги, которые считали, что быстрорастущее христианство грозит опасностью привилегиям, обеспеченным за евреями милостью Цезаря и Августа. Виновниками преследования ап. Павла были тоже не римляне, а малоазиатские евреи, возбудившие против него чернь в Иерусалиме; жертва народного недовольства была, как это бывает часто, признана его причиной, и апостол, как римский гражданин, был препровождён в Рим для суда и кары. Самым громким делом в этом направлении было так назыв «Нероново гонение» в 64 г. Много христиан тогда поплатилось жизнью, но юридическим мотивом преследования была опять-таки не вера, а предполагаемое участие в поджоге Рима. «Конечно, это обвинение не было бы взведено на христиан, если бы они не были ненавистны столичному населению или, по крайней мере, римским евреям своей верой; всё же они были осуждены и казнены не как христиане, а как поджигатели» (Нейман). Для истории, однако, важен не столько юридический довод, сколько самый факт; как-никак, а римская почва обагрилась кровью мучеников-христиан, римская христианская община была первой, подвергшейся гонениям. Это в значительной степени увеличило её обаяние и способствовало её перевесу.

 


[1]Эти письмена на аккадском языке позволили современной науке немало узнать о ближневосточной древности, но в устной речи в то время уже господствовал ставший практически международным арамейский язык

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.