Календарное распределение заданий практики — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Календарное распределение заданий практики

2017-07-25 277
Календарное распределение заданий практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика «Первые дни ребенка в школе» является составной частью
системы непрерывной подготовки студентов к профессионально--
образовательной деятельности. Специалист в области дошкольного образования должен владеть информацией о готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе, о процессе вхождения первоклассника в новые
условия школьного обучения, о реальных проблемах этого процесса в аспекте преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Готовность к школе является показателем эффективности образовательного процесса в дошкольных учреждениях; она предполагает достижение ребенком к моменту школьного обучения оптимального уровня развития, обеспечивающего успешность решения новых задач, связанных как с
учебной деятельностью, так и с освоением новой социальной позиции
школьника. Готовность к школе как поликомпонентная характеристика интеллектуального, нравственно-волевого, социально-личностного и физического развития старшего дошкольника обеспечивает благоприятный
школьный старт, успешную адаптацию в новых условиях и высокую продуктивность обучения. Неподготовленность к школе приводит к серьезным проблемам в овладении учебной деятельностью, психологической перегрузке учащихся и снижению интереса к школьному обучению.

Цель практики «Первые дни ребенка в школе»: обеспечить углубление профессиональной компетенции студентов в области преемственности
современного дошкольного и начального образования в аспекте готовности
старшего дошкольника к новым условиям школьного обучения.

Задачи практики:

Познакомить студентов с особенностями организации условий обучения первоклассников в первые дни школьного обучения (в школах разного
вида).

Углубить знания студентов' в области целей, содержания, средств и методов обучения детей в первом классе начальной школы.

Обеспечить овладение студентами умениями анализа готовности детей к школе и адаптации к новым условиям школьного обучения.

Способствовать развитию у студентов умений анализа состояния педагогической практики в аспекте преемственности детского сада и школы.

В процессе практики студенты овладевают следующими умениями:
Умение осуществлять диагностическую функцию, самостоятельно
подбирать методики диагностики готовности к школе и оценивать готовность детей к выполнению новых задач обучения, выявлять сильные и слабые стороны готовности ребенка к школе, определять причины неготовности к школе у отдельных детей.

Умение осуществлять консультационную функцию, составляя на основе результатов диагностики рекомендации по оптимизации процесса
адаптации наблюдаемых первоклассников к школе.

Умение реализовывать исследовательскую функцию в процессе вы-
явления, анализа и обобщения состояния педагогической практики в аспекте преемственности детского сада и школы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Практика проводится в VII семестре в 1-ю неделю сентября.
Практиканты работают в тесном контакте с учителями первых
классов школы.

Каждый день работы студентов (6 ч.) организуется примерно
по следующему плану: педагогические наблюдения на уроках,
воспитательных мероприятиях, оказание помощи учителю в организации режимных моментов, выполнение заданий по выявлению уровня готовности детей к школьному обучению, обсуждение и анализ собранных материалов. По итогам обследования
одного-двух учащихся каждый студент составляет характеристику.

В течение практики студент ведет педагогический дневник, где
подробно отражает и анализирует результаты проведенной им
работы. Рекомендуется следующая форма ведения дневника:

Дата Содержание работы Выводы
     

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

По результатам практики студенты представляют документы:


1. Дневник наблюдений за учащимися с анализом и оценкой наблюдаемого (сдается после первой недели практики!).

2. Психолого-педагогическую характеристику первоклассника с позиции его готовности к школе и особенностей адаптации к новым условиям
обучения.

3. Отчет о проведенной практике, включающий самоанализ умений:

- наблюдать учебные занятия, подбирать диагностические методики
и проводить их в соответствии с задачей, обрабатывать и анализировать результаты наблюдения;

- планировать комплекс мероприятий по оптимизации адаптации наблюдаемых учащихся;

- отражать результаты в дневнике, психолого-педагогической характеристике;

- общаться со школьниками, учителями.

В отчет также включаются впечатления студента, пожелания по
улучшению организации и содержания практики «Первые дни ребенка в
школе».

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

В период практики студенты глубоко и целенаправленно знакомятся с важнейшей педагогической проблемой - обеспечение
преемственности дошкольных учреждений и начальных классов
школы в воспитании и обучении детей. В ходе педпрактики учеб-
но-исследовательская работа студентов направлена на выявление
степени готовности детей, в частности конкретного, произвольно
выбранного первоклассника, к обучению в школе.

Студенты знакомятся с особенностями, организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательной работы учителя с
учащимися 1 класса в период начальной адаптации детей к
школьным условиям; ведут педагогические наблюдения, сбор и
обработку эмпирических данных,, учатся делать обобщения, вы-
воды. Студенты актуализируют, обобщают, пополняют и активно
используют на практике теоретические знания по педагогике,
психологии,. методикам, совершенствуют свои педагогические
умения, убеждаются в правильности выбора профессии. Студенты
осознают, насколько необходима постоянная и систематическая
самообразовательная работа по овладению педагогическим мастерством, современными педагогическими технологиями, убеждаются, как важно воспитывать у себя такие профессионально
значимые качества личности, как любовь к детям, доброта, социальная и творческая активность, добросовестность и др.

Первый день

Встреча студентов с администрацией школы (директором, заву-
чем), учителями начальных классов. Ознакомление с задачами начальной школы, реализацией преемственности учебно-воспитательной работы с детским садом.

Присутствие на торжественной линейке «День знаний»

Экскурсия по школе, знакомство с оснащением педагогического
процесса в начальных классах.

Студенты распределяются по классам, знакомятся с учащимися, наблюдают за ними во время уроков. Практиканты помогают учителю в работе с родителями первоклассников: изучают
анкеты для родителей, уточняют сведения о составе семьи, домашних условиях и возможностях воспитания и обучения детей,
характере подготовки детей к школе и т.д.

Методические рекомендации для студентов

Внутреннюю позицию школьника вам поможет выяснить тест
«Мотивационная готовность», предложенный в конце книги в
приложении.

Вопросы для обсуждения и анализа

1. Как комплектуются классы? (Знает ли учитель состояние здоровья,
особенности возрастного развития, социальную адаптацию ребенка?) Какие -методы сбора информации использует учитель? (Характеристика из
ДОУ, анкетирование семьи, беседы с родителями и др.) Учитывается ли и
каким образом при комплектовании класса посещение ребенком дошкольного учреждения и та образовательная программа, по которой ведется ра-
бота в ДОУ?

2. Учитывается ли принцип физиологического нормирования при составлении учебной нагрузки?

3. Какова организация распорядка дня в первом классе, внеучебной
деятельности, ее организация (варианты режима)?

4. Соответствует ли режим учебных занятий, методов преподавания,
содержания и насыщенность учебных программ, условий внешней среды
возрастным возможностям первоклассников? Докажите ваше мнение кон-
кретными примерами.

5. Учитывает ли учитель динамику работоспособности и утомления?
Приведите примеры.

б. Какие проблемы в осуществлении преемственности дошкольного и
начального образования видят завуч, учитель школы? Возможные пути решения этих проблем.

7. Какое оборудование есть в классе? Способы его размещения.
Обоснуйте оптимальность или недостатки данного варианта.

8. Чем насыщена предметная среда класса? Укажите содержание, количество, размещение в классной комнате. В чем сходство в организации
предметной среды класса и группы ДОУ?

9. В чем специфика организации предметной среды класса начальной
школы в сравнении с предметной средой ДОУ? Чем обусловлена именно
такая организация учебно-познавательной среды класса?

Внесите ответы на данные вопросы в дневник.

 

Второй день

Педагогические наблюдения за уроками и их анализ.

Анализ фотозаписи уроков проводится по следующим вопросам.

1. Соответствует ли выбор задач и содержания обучения на уроках
принципу преемственности и возрастным возможностям детей? Докажите
примерами.

2. Дайте оценку структуре уроков. Позволяла ли она реализовать поставленные задачи?

3. Проанализируйте используемые учителем методы и приемы обучения с точки зрения преемственности с дошкольным образованием, обоснуйте правомерность их использования с позиции возрастных возможностей детей 6 - 7 лет.

4. Покажите, как обеспечивается учителем познавательная активность
детей, их эмоциональный настрой и интерес к содержанию уроков.

5. Дайте оценку эффективности оценочных воздействий учителя на
детей, его индивидуального подхода к детям с позиции реализации преемственности в работе ДОУ и школы и рекомендаций, содержащихся в литературе.

6. Оцените результативность работы учащихся на уроке. На примере
наблюдений за конкретными учащимися докажите ваше мнение.

7. На основе наблюдений за учителем, учащимися и анализа условий
сформулируйте общее суждение об общем и особенном в организации
обучения дошкольников и первоклассников.

Внесите ответы на данные вопросы в дневник.

Выявление мотивационной готовности первоклассников к обучению в школе.

Третий день

Педагогические наблюдения за уроками и их анализ. Самостоятельное исследование психологической готовности одного-двух детей к школе; выявление характера их отношений со сверстниками.

Методические рекомендации для студентов

При наблюдении за уроками и анализе исследуйте наиболее
полно их организационную сторону. Для этого особое внимание
обратите, прежде всего, на следующее.

1. С помощью каких способов учитель создает деловой на-
строй у детей'; какова мотивация детей к обучению; из чего складывается атмосфера делового сотрудничества на уроке; как можно охарактеризовать стиль учителя в общении с учащимися — авторитарный, демократический, либеральный.

2. Степень готовности к уроку классного помещения (освещение,
проветривался ли класс перед занятием, степень чистоты, состояние
. классной доски, оборудование, технические средства обучения).

3. Степень оснащенности учащихся к уроку (учебники, тетради,
канцелярские принадлежности, материалы и приспособления для
работы на уроках труда, рисования и др.).

4. В каком физическом состоянии находятся учащиеся, включаются ли в работу на уроке сразу, сохраняют ли работоспособность в течение всего занятия; если нет - по какой причине
(бодрость, активность, любознательность, внимание, желание работать на уроке, стремление к деловому общению или вялость,
сонливость, угнетенное, подавленное состояние, пассивность на
занятиях, нежелание общаться со сверстниками, рассеянность,
плаксивость, стремление быть «в тени», не выделяться). Если ребенок не готов к уроку, на перемене тактично и осторожно попытайтесь побеседовать с ним, выяснить причины, поддержать, под-
бодрить и, если возможно, оказать помощь.

Психологическую готовность одного-двух детей в школе вам
помогут выявить предложенные в приложении тесты «Лесенка»,
«Бендер», «Пиктограмма», «Дорисовывание», выяснить характер
отношений первоклассников со сверстниками - методики «Маски» и «Два домика».

 

Четвертый день

Продолжение наблюдений за уроками и их анализ. Проведение
диагностики социального развития первоклассников; определение их
физической подготовленности к обучению в школе, изучение меди-
цинских карт.

Методические рекомендации для студентов

I. При наблюдении за уроками и их анализе оцените прежде
всего эффективность предложенных учителем методик проверки
знаний, умений и навыков учащихся. Для этого особое внимание
обратите на следующие моменты:

1. Выбор содержания материала для повторения.

2. Действенность и результативность методов проверки и оценки знаний, умений и навыков детей (индивидуальные, фронтальные беседы и др.).

3. Качество ответов учащихся (полнота„осознанность, связь с
практикой, прочность, правильность).

4. Активность детей: сколько было опрошено, какими приемами
пользовался учитель, чтобы привлечь внимание класса к ответам.

5. Объективность оценки знаний, умений, навыков первоклассников; аргументация учителя при оценивании ответа ребенка
(свернутая, малопонятная детям или подробная, развернутая); атмосфера, созданная учителем во время ответов детей и оценки их
знаний (доброжелательная, бодрая, ориентирующая на достижение успеха, комфортная для учащихся, стимулирующая к высказыванию своего мнения или напряженная, подозрительная, недоверчивая); учитывались ли учителем на этом этапе урока возрастные и индивидуальные особенности детей.

6. Методы и приемы, используемые учителем для выявления и устранения пробелов в знаниях, умениях и навыках первоклассников.

II. При проведении диагностики социального развития ребенка (см. приложение) используйте метод индивидуальной беседы. В ходе
ее педагогу легко установить контакт с ребенком, завоевать его доверие, что чрезвычайно важно для правильной диагностики. Чтобы
достичь этого, ведите беседу доброжелательно, непринужденно, со
знанием дела; не торопите ребенка с ответом, предоставьте ему возможность подумать, вернуться к тем вопросам, на которые он затрудняется ответить; если первоклассник устал - сделайте небольшой
перерыв, затем закончите беседу; записывайте ответы дословно, постарайтесь- дать им правильную оценку.

Для получения более объективных данных о наличии у детей дружеского отношения к сверстникам целесообразно проделать
кроме опроса эксперимент «Не намочи ног!» Он проводится в виде подвижной игры с правилами (см.: Маркова Т'.А. Воспитание
дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей
старшего дошкольного возраста. М., 1967).

III. Для определения физической подготовленности к школе воспользуйтесь диагностическими материалами, помещенными в
приложении в конце книги.

 

Пятый день

Продолжение наблюдений за уроками, их анализ. Изучение уровня речевой подготовки первоклассников. Определение готовности ребенка к школьным занятиям по математике.

Методические рекомендации для студентов

I, Предметом наблюдений на этот раз сделайте изучение ново-
го материала на уроках.

1. Исследуйте, прежде всего, эффективность выбора учителем содержания и методов изучения нового материала:

какими способами и насколько удалось учителю подготовить учащихся к восприятию нового материала; как актуализировались опорные знания, умения; насколько эффективно осуществлялась мотивация учения первоклассников;

каково содержание учебного материала (научность, связь с жизнью, воспитательное и развивающее значение);

как происходит объяснение нового материала (система, логика, ясность, доступность, реализация межпредметных связей);

насколько рационально использовались методы, приемы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-по-
исковые методы). Было ли занятие обеспечено техническими
средствами обучения;

применял ли учитель различные способы повышения самостоятельности и активности детей на уроке: учет возрастных и

индивидуальных особенностей; раскрытие перспективы учебной
деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности; использование проблемного объяснения, постановка проблемных вопросов; введение заданий программированного характера (тетради с печатной основой); какие использовал пред-
писания, памятки; уделял ли внимание формированию умений
самопроверки; решению учебных задач в занимательной, игровой форме, включению детей в соревнование в процессе учебной
работы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных
связей, использованию элементов новых инновационных педагогических технологий;

насколько эффективно сочетались на уроке индивидуальные, групповые, общеклассные формы учебной работы;

каким образом учитель обеспечивал на уроке атмосферу делово-
го сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи.

2. Отдельно проанализируйте такой важный этап урока, как закрепление нового материала:

рационально ли учитель отобрал материал для закрепления;
какие использованы пути, способы, средства закрепления, обобщения, систематизации нового материала;

о чем свидетельствуют ответы учащихся.

3. Подумайте и попытайтесь определить общую целевую установку, с которой учитель осуществлял воспитательный процесс на
данном или ряде ранее наблюдаемых уроков:

обеспечить прочное и правильное усвоение детьми материала,
предусмотренного программой;

максимально полно реализовать воспитательные возможности
учебного материала урока; обеспечить нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, сформировать основы научного
мировоззрения у детей;

выработать у первоклассников прочные учебные умения и на-
выки (чтения, письма, счета и др.);

сформировать у детей первоначальные умения самообразования;

развить умственные способности учащихся в процессе обучения,
обеспечить постепенный переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому способу мышления; развить память, внимание,
воображение ребенка; создать благоприятные условия для выявления задатков детей и максимального развития их творческих способностей;

комплексное решение ранее перечисленных целей.

Возможно, вы обнаружите дополнительные, не названные выше задачи (укажите их).

II. Материалы по определению уровня речевой' подготовки
первоклассников даны в приложении.

Проведите работу по одной из предложенных
методик, направленным на изучение:

уровня речевой коммуникации детей,

уровня связной речи;

словаря детей;

грамматической стороны речи;

звуковой стороны речи;

уровня практического осознания элементов языка;

речевого развития ребенка (комплексный тест).

Ш. Материалы по определению готовности ребенка к школе
по математике также даны в приложении.

Используйте по выбору одну или несколько методик, направленных на выявление уровня математического развития детей или на изучение уровня знаний ребенка по разделам:

«Количество и счет»;

«Геометрические фигуры», «Величина», уточнение знаний по
разделу «Количество и счет»;

«Ориентировка в пространстве»;

«Логическое мышление».

Шестой день

Работа по оформлению документации

ПРИЛОЖЕНИЯ

Методика 1

Вопросы для собеседования

(тест разработан С.А.Банковым)

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь:
ей или дядей?

4. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?


6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь утром- или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? День или ночь?

8. Где живешь? Назови домашний адрес.

9. Кем работает твой отец (мама)?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лентой-
, платье)?

11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?

12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель)?

15. Зачем нужны в школе звонок, парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла-
за, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше ног: у собаки или петуха?

21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь
чужую вещь?

Оценка ответов

1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок
может получить 1 балл (за исключением контрольных).

2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта.

3. Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки
их четыре, у петуха — две». Неверными считаются ответы типа:
«Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во
временах года, в признаках «больше - меньше».

4. Кконтрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на
них оцениваются так:

5-й: если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1
балл, если называет года с учетом месяцев - 3 балла.

8-й: за полный домашний адрес с названием своего города - 2
балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) - 2 балла, менее 3 признаков - 1 балл;

15-й: за каждое правильно указанное применение школьной
атрибутики - 1 балл;

22-й: за правильный ответ - 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в
пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на
пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к
обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не
менее 4).

Оценка результатов беседы

Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в
сумме 24-29 баллов, менее подготовленными - получившие 20-
24 балла, не подготовленными - получившие 15 - 20 баллов.

Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, - вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.

 

Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы -
детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуац
ии, руководствуясь личным опытом.

Методика 2

Вопросы для собеседования


I серия

1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.

 

2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?

 

3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим
на них? Почему?

4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец,
милиционер?

5. Сколько тебе лет?

6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?

7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять
всегда или нет?

8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет-
ском саду?

9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?


10. Чем занимаются дети в школе?

11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать-
, писать, считать?

12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь
делать?

13. Кем ты станешь, когда вырастешь?

14. Каким ты хочешь стать?

II серия

15. Алеся — украинка, Чубо — молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а
ты кто? Почему ты так думаешь?

16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной -
стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?

 

17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?

18. Как называется страна, в которой ты живешь?

19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?

20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?


21. Какие есть страны кроме России?

22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?


23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?


III серия

24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:

а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;

б) обидел кого-нибудь из ребят;

в) его кто-нибудь захотел обидеть;

25. Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети
строят улицы большого города. За одним столом играют Таня,
Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим - Адия, Сара, Моника,
Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему
именно за этим? Что для тебя важно?

26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел?

27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного
устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил?

Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка.

Беседа с учителем

1. В чем, на наш взгляд, заключается период адаптации первоклассника к школе?

2. Когда заканчивается период адаптации к школе у первоклассников?

3. В чем вы видите трудности адаптации к школе, ихпричины?

4. Как вы оцениваете уровень адаптации ваших учеников?

5. Установлен ли контакт с семьей и ведется ли совместная работа по
созданию условий для успешной адаптации первоклассников к школе?

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Предлагаемый ниже диагностический материал позволяет обобщить
знания о развитии ребенка и дать соответствующие рекомендации. Прежде
всего, необходимо помнить о психологических особенностях детей 6 - 7 лет,
о том общем и особенном, что отличает дошкольника от школьника.

Дошкольник Младший школьник  
Общее:  
Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, возбудимость, эмоциональность, любознательность, устойчивое бодрое н радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, непроизвольность внимания  
Особенное:  
Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой. Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям. Образование «детского общества». Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения. Правдивость, открытость. Преобладание неустойчивого внимания. Преобладание непроизвольности психических процессов. Неустойчивость интересов и желаний. Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств. Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями чувствами. Образование детского коллектива формирование общественной направленности. Наибольшая значимость и ориентация на мнение учители. Внутренняя позиция школьника. Формирование произвольности. Глобальность интересов. Дифференциация способностей. Хорошая работоспособность. Принятие норм и требований поведения. Преобладание познавательной активности над игровой.

 

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.

Параметр Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью) Полностью cooтветствует Частично соответствует Не соответствует
2. Контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью) Может самостоятельно сопоставить результаты своей деятельности с целью Частично соответствует   Полное несоответствие, но ребенок этого не замечает
3. Мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности) Стремится к анализу и обобщению, хочет учиться Стремится ориентироваться на некоторые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет
4. Уровень развития интеллекта Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а в абстракции, конкретизации, в анализе и синтезе допускает ошибки Не выполняет логические операции в форме словесных понятий

ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика «Первые дни ребенка в школе» является составной частью
системы непрерывной подготовки студентов к профессионально--
образовательной деятельности. Специалист в области дошкольного образования должен владеть информацией о готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе, о процессе вхождения первоклассника в новые
условия школьного обучения, о реальных проблемах этого процесса в аспекте преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Готовность к школе является показателем эффективности образовательного процесса в дошкольных учреждениях; она предполагает достижение ребенком к моменту школьного обучения оптимального уровня развития, обеспечивающего успешность решения новых задач, связанных как с
учебной деятельностью, так и с освоением новой социальной позиции
школьника. Готовность к школе как поликомпонентная характеристика интеллектуального, нравственно-волевого, социально-личностного и физического развития старшего дошкольника обеспечивает благоприятный
школьный старт, успешную адаптацию в новых условиях и высокую продуктивность обучения. Неподготовленность к школе приводит к серьезным проблемам в овладении учебной деятельностью, психологической перегрузке учащихся и снижению интереса к школьному обучению.

Цель практики «Первые дни ребенка в школе»: обеспечить углубление профессиональной компетенции студентов в области преемственности
современного дошкольного и начального образования в аспекте готовности
старшего дошкольника к новым условиям школьного обучения.

Задачи практики:

Познакомить студентов с особенностями организации условий обучения первоклассников в первые дни школьного обучения (в школах разного
вида).

Углубить знания студентов' в области целей, содержания, средств и методов обучения детей в первом классе начальной школы.

Обеспечить овладение студентами умениями анализа готовности детей к школе и адаптации к новым условиям школьного обучения.

Способствовать развитию у студентов умений анализа состояния педагогической практики в аспекте преемственности детского сада и школы.

В процессе практики студенты овладевают следующими умениями:
Умение осуществлять диагностическую функцию, самостоятельно
подбирать методики диагностики готовности к школе и оценивать готовность детей к выполнению новых задач обучения, выявлять сильные и слабые стороны готовности ребенка к школе, определять причины неготовности к школе у отдельных детей.

Умение осуществлять консультационную функцию, составляя на основе результатов диагностики рекомендации по оптимизации процесса
адаптации наблюдаемых первоклассников к школе.

Умение реализовывать исследовательскую функцию в процессе вы-
явления, анализа и обобщения состояния педагогической практики в аспекте преемственности детского сада и школы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Практика проводится в VII семестре в 1-ю неделю сентября.
Практиканты работают в тесном контакте с учителями первых
классов школы.

Каждый день работы студентов (6 ч.) организуется примерно
по следующему плану: педагогические наблюдения на уроках,
воспитательных мероприятиях, оказание помощи учителю в организации режимных моментов, выполнение заданий по выявлению уровня готовности детей к школьному обучению, обсуждение и анализ собранных материалов. По итогам обследования
одного-двух учащихся каждый студент составляет характеристику.

В течение практики студент ведет педагогический дневник, где
подробно отражает и анализирует результаты проведенной им
работы. Рекомендуется следующая форма ведения дневника:

Дата Содержание работы Выводы
     

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

По результатам практики студенты представляют документы:


1. Дневник наблюдений за учащимися с анализом и оценкой наблюдаемого (сдается после первой недели практики!).

2. Психолого-педагогическую характеристику первоклассника с позиции его готовности к школе и особенностей адаптации к новым условиям
обучения.

3. Отчет о проведенной практике, включающий самоанализ умений:

- наблюдать учебные занятия, подбирать диагностические методики
и проводить их в соответствии с задачей, обрабатывать и анализировать результаты наблюдения;

- планировать комплекс мероприятий по оптимизации адаптации наблюдаемых учащихся;

- отражать результаты в дневнике, психолого-педагогической характеристике;

- общаться со школьниками, учителями.

В отчет также включаются впечатления студента, пожелания по
улучшению организации и содержания практики «Первые дни ребенка в
школе».

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

В период практики студенты глубоко и целенаправленно знакомятся с важнейшей педагогической проблемой - обеспечение
преемственности дошкольных учреждений и начальных классов
школы в воспитании и обучении детей. В ходе педпрактики учеб-
но-исследовательская работа студентов направлена на выявление
степени готовности детей, в частности конкретного, произвольно
выбранного первоклассника, к обучению в школе.

Студенты знакомятся с особенностями, организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательной работы учителя с
учащимися 1 класса в период начальной адаптации детей к
школьным условиям; ведут педагогические наблюдения, сбор и
обработку эмпирических данных,, учатся делать обобщения, вы-
воды. Студенты актуализируют, обобщают, пополняют и активно
используют на практике теоретические знания по педагогике,
психологии,. методикам, совершенствуют свои педагогические
умения, убеждаются в правильности выбора профессии. Студенты
осознают, насколько необходима постоянная и систематическая
самообразовательная работа по овладению педагогическим мастерством, современными педагогическими технологиями, убеждаются, как важно воспитывать у себя такие профессионально
значимые качества личности, как любовь к детям, доброта, социальная и творческая акти


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.