Конституционное право России — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Конституционное право России

2017-07-25 150
Конституционное право России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

конституционного и

международного права

полковник полиции

В.Е. Патрикеев

«25» мая 2016 г.

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАТЕЛЯМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность

(специализация – административная деятельность; оперативно-розыскная деятельность; воспитательно-правовая)

 

 

Санкт-Петербург

Васильева О.И.

Конституционное право России: Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения, по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация – административная деятельность; оперативно-розыскная деятельность; воспитательно-правовая), СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016. 61 с.

 

 

Методические рекомендации предназначены для слушателей факультета заочного обучения, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность. Подготовлены с учётом последних научных, методических разработок, достижений практики государственного строительства и действующего законодательства в области конституционного права.

Рассмотрены на заседании кафедры конституционного и международного права, протокол № 12 от «25» мая 2016 г., одобрены на заседании Методического совета (протокол № 7 от «15» июня 2016 г.).

 

Рецензенты:

Евстратова Ю.А., кандидат юридических наук, доцент

(Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России);

 

Пархоменко И.К., кандидат юридических наук

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

 

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2016

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

При обучении по заочной форме рекомендуется большую часть учебного времени посвящать самостоятельной работе. Этот метод обучения способствует творческому овладению специальными знаниями и навыками. В процессе самостоятельной работы слушатель должен воспринимать, осмысливать и углублять получаемую информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми навыками. Самостоятельная работа слушателя весьма многообразна и содержательна. Она включает следующие виды занятий:

- самостоятельный подбор, изучение, конспектирование, анализ учебно-методической и научной литературы, периодических научных изданий, нормативно-правовых документов, числовой информации, содержащейся в справочниках и документах предприятий, организаций;

- индивидуальная творческая работа по осмыслению собранной информации, проведению сравнительного анализа и обобщению материалов, полученных из разных источников и формулировка выводов и рекомендаций при написании контрольной работы;

- завершающий этап самостоятельной работы - подготовка к сдаче зачетов и экзаменов, предполагающая интеграцию и систематизацию всей совокупности полученных знаний по дисциплине.

Выполнение перечисленных видов самостоятельной работы окажется более эффективным при использовании определенных технических приемов и соблюдении ряда элементарных правил.

Опираясь на приведенные ниже рекомендации, слушатель должен проявить сознательную активность в формировании индивидуальной модели, собственного стиля самостоятельной работы с учетом личных условий, возможностей, профессиональных интересов, накопленных навыков организации своей работы, сложившихся методов изучения источников, особенностями мышления и восприятия информации.

Исключительно важно придерживаться в самостоятельной работе таких принципов, как систематичность и последовательность. Систематичность занятий предполагает равномерное, по возможности, распределение объема работы в течение всего предусмотренного учебным планом срока овладения данной дисциплиной, что позволяет избежать дефицита времени, перегрузок, спешки, срывов, некачественных результатов в завершающий период изучения дисциплины.

Последовательность работы означает преемственность и логику в овладении знаниями. Этот принцип изначально заложен в учебном плане, где предусмотрено первоначально овладеть теми научными знаниями, без которых было бы затруднено понимание других изучаемых предметов, определено, какие дисциплины целесообразно изучать параллельно во времени, так как они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Аналогичная ситуация возникает при определении последовательности изучения отдельных тем каждой дисциплины. Этим определяется структура дисциплины и последовательность расположения тем. Таким образом, переходить к следующей теме следует лишь после того, как вполне усвоен материал предыдущих тем. Полезно самостоятельно попытаться осмыслить взаимосвязь разделов и тем дисциплины. ·При возникновении трудностей в понимании материала рекомендуется вернуться к ранее рассмотренным темам.

Несоблюдение принципа последовательности и систематичности в работе чревато тем, что, даже при больших затратах времени, полученные знания будут фрагментарными, бессвязными, отрывочными, формальными, материал будет быстро забываться, его трудно будет использовать как базу для усвоения последующих разделов данного предмета и новых дисциплин.

Придерживаться последовательности и систематичности в изучении дисциплины «выгодно» с той точки зрения, что более глубокие и полные знания можно получить при значительной экономии времени, так как сформируется определенный привычный ритм занятий, возникнет устойчивая психологическая готовность к занятиям, не придется затрачивать дополнительное время на поиск и повторение забытого из-за длительных перерывов материала.

Очевидно, что рекомендуемый режим самостоятельной работы слушателей не всегда легко реализовать, - может сказаться множественность различных нагрузок, неравномерность их распределения во времени. Тем не менее, основными факторами рациональной организации самостоятельной работы являются самодисциплина, собранность, умение планировать свое время, способность разграничивать главное и второстепенное, целеустремленность, волевые качества. В любой ситуации любой ситуации есть возможность выбора вариантов поведения. У наших слушателей уже сделан главный выбор - стать высококвалифицированными, востребованными на практике специалистами в области менеджмента организации. Эта главная мотивация подскажет каждому слушателю наиболее приемлемые для него лично формы успешного освоения учебных дисциплин.

Важный элемент специфики заочной формы обучения - отсутствие постоянных непосредственных контактов слушателей с преподавателем в межсессионный период, В этих условиях возрастает роль самоорганизации и самодисциплины слушателя. Повышается также значимость тех ограниченных прямых контактов с преподавателем, которые имеют форму установочных лекций, консультаций, общения с научным руководителем в связи с подготовкой курсовой работы, распределения заданий по контрольным работам. Осознавая это, слушатель должен стремиться с максимальной эффективностью использовать все возможности получения информации непосредственно от преподавателя.

Слушатели заочной формы обучения должны помнить, что очная и заочная формы обучения осуществляются по единым программам при единых требованиях к объему и качеству знаний по всем дисциплинам. При единстве конечного результата учебного процесса, методы и способы овладения знаниями дифференцированы по очной и заочной форме обучения, поэтому очень важно обрести навыки самостоятельной учебной работы.

Выработать у себя навыки самостоятельной работы и поддерживать их на должном уровне можно лишь, овладев основами методики и техники самостоятельной учебы, самостоятельного приобретения и пополнения своих знаний. Результатом этой работы должна быть совокупность приемов восприятия, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, классификации, систематизации, представления, воображения, запоминания, а также навыки быстрого чтения и письма. Эта работа должна проводиться систематически, в течение всего периода обучения в университете, и стать основной формой совершенствования и повышения квалификации в практической профессиональной деятельности.

Успех самостоятельной работы каждого слушателя в значительной степени определяется его личными качествами, уровнем подготовки, его настойчивостью и целеустремленностью. Плодотворность ее во многом зависит от органического единства форм, методов и содержания аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы слушателя, от того, насколько эффективно он владеет методикой и техникой самостоятельного поиска и добывания знаний, навыками творческого решения вопросов.

Как находить нужную литературу? На этот вопрос есть два ответа: а) литературу рекомендует преподаватель, б) поиск осуществляется самостоятельно, используя библиотечный фонд. Рассмотрим, как это делать. Прежде всего, необходимо знать и учитывать при поиске и отборе литературы следующее:

а) литературу следует искать, как в университетской, так и в городских научных библиотеках. Самими крупными, пользующимися мировой известностью, являются Российская национальная библиотека и Библиотека РАН.

б) надо точно знать, что вы ищете. Для этого необходимо:

· знать точную формулировку интересующего вопроса;

· учитывать собственный уровень подготовленности и осведомленности в данном вопросе (какой вид литературы требуется: научная, учебная, справочная, методическая);

• знать свою скорость чтения, что позволит определить необходимое количество времени на изучение найденной литературы;

• выработать навыки поиска необходимой учебной и научной литературы.

Рекомендуется следующий порядок поиска литературы. Каждая библиотека имеет алфавитный и предметный каталоги, которые содержат перечень имеющихся книг, журнальных статей и иной литературы. Ознакомление с этим перечнем позволяет выбрать нужные книги. Особенно ценны каталоги с аннотациями, т.е. с кратким описанием содержания имеющейся литературы. Большинство библиотек располагают компьютерными базами данных о своих фондах, к которым можно получить доступ, обратившись к библиографу. В библиотеках предусмотрен такой вид услуги, как ксерокопирование текстов (на коммерческой основе). Существует и такая форма обслуживания читателей, как получение книг из других библиотек по межбиблиотечному абонементу, но это связано с достаточно длительными сроками пересылки книг и о таком источнике материалов надо позаботиться заблаговременно.

Как правило, книг по изучаемой проблеме несколько, в этом случае особенно удобна система свободного доступа, при которой можно их просмотреть, ознакомившись с оглавлением, введением, предисловием или аннотацией.

Своеобразный компас в мире книг - библиография, задачей которой является выявление, описание и оценка печатной продукции. Библиография по отраслям знаний, включающая списки, указатели и обзоры книг, существенно облегчает поиск нужной, литературы. О новых книгах можно узнать из экономических журналов и специальных изданий.

Кроме этого, современный слушатель должен быть активным пользователем глобальной телекоммуникационной сети INTERNET, которая предлагает неограниченный объем информации по всем разделам экономической науки.

Работать с книгой необходимо с карандашом в руках (если это книга - не библиотечная). Здесь же маленький совет: за годы обучения в университете создать собственную библиотеку по различным отраслям экономических знаний. Это станет для Вас не только «памятью» об университетских годах. Современный специалист не может считаться таковым, если он не отслеживает новинки и не приобретает экономическую литературу. Причем домашняя библиотека должна содержать литературу, не только напрямую отражающую профессиональные интересы специалиста, но и касающуюся родственных специальностей, а также фундаментальную экономическую литературу. Только так можно стать гармонично развитой личностью и компетентным экономистом.

Важное место в технике самостоятельной работы с литературой занимают выписки. Отдельные факты, мысли, положения лучше всего зафиксировать в специально заведенной для этого тетради или на карточках. Из отдельных карточек в дальнейшем можно будет создать картотеку.

Достоинство картотек состоит в том, что они, во-первых, представляют собой отобранную и приведенную в определенную систему информацию; во-вторых, эта информация - многократного и разнообразного применения. Аналогичную работу можно проводить с использованием компьютера.

Весьма существенную и новейшую информацию предлагают газеты и журналы, из которых можно ксерокопировать целые статьи или их фрагменты. Для ксерокопий можно завести отдельные папки, в которых хранить материалы по темам или отдельным проблемам.

Важное место в процессе учебы занимают планирование самостоятельной работы и самоконтроль, что помогает легче преодолеть постоянный дефицит времени. Для эффективного самоконтроля важно знать, какие приобретены знания, навыки, что и когда необходимо сделать. Структурными элементами самоконтроля являются:

• уяснение целей учебной деятельности и способов достижения поставленной цели;

• оценка выполненной работы и анализ допущенных ошибок, срывов;

• корректирование накопленных знаний на основе результатов самооценки и приобретенного опыта.

В определенном смысле можно сказать, что уровень всей самостоятельной работы слушателя определяется уровнем самоконтроля.

Установочные лекции

Лекция – основная форма систематического устного изложения учебного материала, проводимого наиболее профессионально подготовленными преподавателями университета. В условиях заочной формы обучения практикуется чтение только установочных лекций, цель которых состоит не в исчерпывающей передаче научной информации по соответствующей дисциплине, а лишь в изложении ряда наиболее важных положений данной науки. Основные задачи установочных лекций: ознакомление слушателей со структурой изучаемой дисциплины и ее связи с сопредельными науками, краткое изложение комплекса основных научных категорий, терминов и понятий данной дисциплины, краткое изложение наиболее принципиальных базовых положений, раскрытие особенно сложных для понимания вопросов, освещение дискуссионных проблем, определение перспектив и актуальных направлений дальнейшего развития научного знания в данной области общественной жизни.

Установочные лекции нацеливают слушателя на самостоятельный поиск и изучение научной литературы, ориентируют на выявление и изучение наиболее актуальных и проблемных вопросов, на комплексный анализ социально-экономических процессов, на активизацию творческого начала в освоении учебной дисциплины.

Немаловажным фактором полноценной работы слушателя на установочной лекции является культура ведения конспекта лекции. Принципиально неверным является отношение к лекции как к «диктанту», который должен быть лишь аккуратно и дословно записан. Надо научиться вычленять ключевые моменты в лекции, записывая их более полно и выделяя каким-либо способом из общего текста. Следует четко фиксировать рубрикацию материала - разграничение вопросов и подвопросов. Обязательно нужно делать специальные пометки, если какое-либо положение осталось непонятым, сомнительным, либо просто не успели его записать, чтобы не забыть, потом восполнить этот пробел, обратившись за консультацией к преподавателю или к учебной, научной литературе.

Полезно выработать свою систему сокращений и условных обозначений, значительно ускоряющих процесс записи текста, снижающих напряжение и опасение «не успеть» записать все необходимое. Не следует писать конспект на случайных листках, которые потом могут затеряться, либо трудно будет скомплектовать их в единый материал. Тогда восприятие установочной лекции будет более полноценным и не сведется к механической записи текста.

Рекомендуется в конспекте предусмотреть место для последующих дополнительных записей, оставляя незаполненной либо оборотную сторону листа, либо разделить страницу по вертикали пополам и использовать для конспекта только одну половину страницы.

Качественный конспект установочных лекций поможет слушателям в процессе самостоятельной работы, при написании контрольных и курсовых работ, при сдаче зачета или экзамена.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование тем
1. Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
2. Основы учения о конституции
3. Этапы конституционного развития России
4. Конституция Российской Федерации
5. Основы конституционного строя Российской Федерации
6. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
7. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
8. Гражданство Российской Федерации
9. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
10. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации
11. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
12. Федеративное устройство Российской Федерации
13. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации
14. Избирательная система Российской Федерации
15. Конституционно-правовой статус президента Российской Федерации
16. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
17. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
18. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
19. Конституционный Суд Российской Федерации
20. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
21. Конституционные основы системы государственной власти субъектов Российской Федерации
22. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации

 

 

Основная литература ко всем темам дисциплины

«Конституционное право России»:

 

§ Конституция Российской Федерации.

§ Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для ВУЗов / М.В. Баглай. 10-е изд., изм и доп. М.: Норма, 2013.

§ Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под. ред. Б.С.Эбзеева, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 (Книгафонд).

§ Конституционное право России: курс лекций / А.Н. Кокотов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013.

§ Конситуционное право России: курс лекций СПб.: Изд-во СПб ун-т МВД России, 2016.

 

 

Тема № 1. Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

 

Учебные вопросы:

1. Понятие отрасли конституционного права, предмет, методы.

2. Конституционно-правовые нормы, их классификация, особенности.

3. Конституционно-правовые отношения, их классификация и содержание.

4. Источники конституционного права.

4. Наука конституционного права: понятие, предмет, становление и развитие.

Дополнительная литература:

Алебастрова И.А. Конституционные принципы: форма выражения, место в системе права и его источников // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 8.

Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М.: Юрист, 2001.

Егорова Н.Е. Федеральный закон в системе источников конституционного права // Журнал российского права. 2008. № 2.

Кутафин О.В. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001.

Сауляк О.П. Судебная практика как источник российского права (материальный и формальный аспекты проблемы) // Государство и право. 2009. № 11.

Методические рекомендации по изучению:

При изучении темы необходимо:

уяснить определение отрасли конституционного права, определить общественные отношения, составляющие предмет отрасли конституционного права, эволюцию предмета конституционного права, изучить методы правового воздействия на конституционно-правовые отношения, определить место конституционного права в системе национального права страны;

уяснить определение конституционно-правовой нормы, изучить особенности конституционно-правовых норм (структура, сфера общественных отношений, на регулирование которых они направлены, источники, в которых они выражены и т.д.), изучить виды конституционно-правовых норм (по юридической силе, по территории действия, по назначению в механизме правового регулирования, по содержанию, по характеру предписаний и т.д.); изучить, что представляет собой конституционно-правовой институт, виды конституционно-правовых институтов (простые, сложные (комплексные));

определить, что собой представляют конституционно-правовые отношения, раскрыть структуру конституционно-правовых отношений (субъект, объект, содержание), изучить основания их возникновения, изменения и прекращения, виды конституционно-правовых отношений (по сроку действия, по характеру регулирования, по субъектам и т.д.), перечислить субъекты конституционно-правовых отношений (государство, граждане, органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии и т.д.), уяснить определение и виды источников конституционного права (по территории действия, по юридической силе);

определить что такое наука конституционного права, что она изучает, какие методы использует, каковы современные представления о предмете науки конституционного права, проследить историю развития науки конституционного права.

 

Тесты для контроля знаний:

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ

Подготовка к экзамену является заключительным этапом изучения дисциплины и основным видом итогового контроля знаний слушателей. В помощь слушателям перед экзаменом проводится консультация.

Не следует недооценивать познавательную роль краткой, но интенсивной работы слушателя в период сессии, когда дисциплина заново изучается и воспринимается в ее целостности, в единстве и взаимосвязи всех тем, разделов, проблем. Именно тогда происходит систематизация всей информации, наиболее глубокое ее восприятие, осмысление соотношения теоретической базы и прикладных аспектов изучаемой научной дисциплины, ее связей с другими сопредельными отраслями наук.

Успешная cдача экзамена определяется качеством всей предшествующей работы слушателя по изучению учебной дисциплины, а также умением сосредоточиться и спланировать свой режим в период сессии.

Экзамен может проводиться в традиционной форме - по билетам, либо методом тестового контроля знаний с использованием тестовых заданий. Каждый метод обладает своими достоинствами и слабыми сторонами. Преимуществом экзамена является возможность более гибкого подхода со стороны преподавателя. Например, при неудачном ответе по билету можно «дать шанс» слушателю, задавая ему дополнительные вопросы, наводящие вопросы. Кафедры специально рассматривают вопрос о содержании билетов, принимают меры к согласованию и обеспечению единства требований на экзаменах и зачетах, билеты утверждаются начальником кафедры.

В университете установлен единый порядок проведения сессии, допуска к экзаменам (зачетам), порядок пересдачи неудовлетворительных оценок.

В процессе подготовки к экзамену (как и на самом экзамене) необходимо использовать программу учебной дисциплины. Программа включает в себя разделы, темы и основные проблемы, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена. Заранее просмотрев программу, можно лучше соориентироваться, чем она поможет на экзамене, в какой последовательности лучше учить ответы на вопросы. Найдя свой экзаменационный вопрос в программе, слушатель учитывает то, где он расположен и как сформулирован, как он соотносится и связан с другими вопросами, что позволяет ему мобилизовать все свои знания этой проблемы и гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ. Такой подход не только позволяет облегчить сам процесс запоминания, но и содействует развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческому отношению к изучению конкретного учебного материала.

При подготовке к экзамену по наиболее сложным вопросам и важнейшим понятиям необходимо сделать краткие письменные записи в виде тезисов, планов, определений.

Особое внимание в ходе подготовки к экзамену следует уделять конспектам лекций. В тоже время необходимо использовать и иную учебную литературу. Для сравнения учебной информации и раскрытия всего многобразия конкретной темы желательно использовать два и более учебных пособия.

В числе основных критериев ответа слушателя можно выделить следующие: правильность ответа на вопрос, т.е. верное, четкое и достаточно глубокое изложение учебного материала; полнота и одновременно лаконичность ответа; умение связать теорию с практикой; степень использования нормативно-правовых источников; логика и аргументированность изложения; приведение примеров; культура речи.

Критерии оценки:

 

- оценка «отлично» выставляется, если слушатель показывает глубокие знания и понимание программного материала по поставленному вопросу, умело обосновывает его юридическую основу с указанием конкретных нормативных актов, увязывает свой ответ с практикой, приводит аргументированные примеры;

- оценка «хорошо» выставляется, если слушатель твердо знает программный материал, грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, не допускает существенных неточностей в ответе на него, правильно обосновывает его юридическую основу с указанием конкретных нормативных актов, увязывает свой ответ с практикой на основе конкретных аргументированных примеров;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если слушатель имеет знание основного программного материала по поставленному вопросу, но не усвоил его детали, требует в отдельных случаях наводящих вопросов для дачи правильного ответа, имеет затруднение в точных ссылках на конкретные нормативные акты;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если слушатель допускает грубые ошибки в ответе на поставленный вопрос, не дает точного ответа со ссылкой на нормативные акты, не приводит аргументированных примеров практики, допускает грубые ошибки в своих ответах на наводящие вопросы членов экзаменационной комиссии; в знаниях обучающегося имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен.

 

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

«Конституционное право России»

1. Понятие и предмет отрасли конституционного права России.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация, особенности.

3. Источники конституционного права Российской Федерации.

4. Система конституционного права.

5. Конституционно-правовые отношения: понятие, структура, особенности.

6. Основные этапы конституционного развития России.

7. Понятие и классификация конституций.

8. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

9. Порядок разработки, принятия и изменения Конституции Российской Федерации.

10. Понятие и содержание основ конституционного строя России.

11. Правовое государство.

12. Светское государство.

13. Понятие и структура правового статуса личности.

14. Принципы правового статуса личности.

15. Понятие и классификация конституционных прав и свобод.

16. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

17. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.

18. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

19. Понятие и содержание конституционных обязанностей.

20. Формы непосредственной и представительной демократии.

21. Ограничение конституционных прав и свобод.

22. Гарантии конституционных прав и свобод.

23. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

24. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

25. Способы приобретения гражданства Российской Федерации.

26. Основания прекращения гражданства России.

27. Государственные органы Российской Федерации, ведающие вопросами гражданства.

28. Правовые режимы нахождения иностранных граждан в Российской Федерации.

29. Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

30. Правовой статус беженцев.

31. Правовой статус вынужденных переселенцев.

32. Конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации.

33. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

34. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

35. Понятия и принципы избирательного права.

36. Избирательная система Российской Федерации.

37. Правовые основы и порядок организации выборов в Российской Федерации.

38. Гарантии избирательных прав граждан.

39. Понятие и содержание статуса депутатов в Российской Федерации.

40. Понятие и признаки органа государственной власти.

41. Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

42. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция.

43. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, состав, структура.

44. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

45. Государственная Дума Федерального Собрания: порядок избрания, структура, состав.

46. Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

47. Организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрании Российской Федерации.

48. Понятие и содержание законодательного процесса в Российской Федерации.

49. Субъекты права законодательной инициативы.

50. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации: понятие, виды.

51. Основания и порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

52. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации.

53. Полномочия Президента Российской Федерации.

54. Акты Президента Российской Федерации.

55. Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

56. Основания и порядок отрешения от должности Президента Российской Федерации.

57. Органы при Президенте Российской Федерации.

58. Понятие и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

59. Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации.

60. Компетенция Правительства Российской Федерации.

61. Основания и порядок отставки Правительства Российской Федерации.

62. Акты Правительства Российской Федерации.

63. Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации.

64. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция.

65. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок образования, структура, компетенция.

66. Конституционные принципы организации и деятельности судебной власти.

67. Судебная система Российской Федерации.

68. Конституционный Суд Российской Федерации: структура и организация деятельности.

69. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

70. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

71. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.

72. Понятие и принципы местного самоуправления в Российской Федерации.

73. Формы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.

74. Порядок формирования и структура органов местного самоуправления в Российской Федерации.

75. Понятие и содержание гарантий местного самоуправления в Российской Федерации.

 

СОСТАВИТЕЛИ:

 

 

Оксана Ивановна Васильева

(кандидат юридических наук)

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАТЕЛЯМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

по специальности 40.05.02 – Правоохранительная деятельность

(специализация – административная деятельность; оперативно-розыскная деятельность; воспитательно-правовая)

 

 

Подписано в печать и в свет ___.___.20___. Формат ______

Печать цифровая. Объем ___п.л.

 

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете МВД России

198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

конституционного и

международного права

полковник полиции

В.Е. Патрикеев

«25» мая 2016 г.

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАТЕЛЯМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность

(специализация – административная деятельность; оперативно-розыскная деятельность; воспитательно-правовая)

 

 

Санкт-Петербург

Васильева О.И.

Конституционное право России: Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения, по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация – административная деятельность; оперативно-розыскная деятельность; воспитательно-правовая), СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016. 61 с.

 

 

Методические рекомендации предназначены для слушателей факультета заочного обучения, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность. Подготовлены с учётом последних научных, методических разработок, достижений практики государственного строительства и действующего законодательства в области конституционного права.

Рассмотрены на заседании кафедры конституционного и международного права, протокол № 12 от «25» мая 2016 г., одобрены на заседании Методического совета (протокол № 7 от «15» июня 2016 г.).

 

Рецензенты:

Евстратова Ю.А., кандидат юридических наук, доцент

(Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России);

 

Пархоменко И.К., кандидат юридических наук

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

 

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2016

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

При обучении по заочной форме рекомендуется бо


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.