Тема «Форма права. Правотворчество». — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема «Форма права. Правотворчество».

2017-07-25 134
Тема «Форма права. Правотворчество». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Форма права. Виды правовых источников.

2. Правотворчество: принципы, этапы, виды.

3. Закон.

4. Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц.

5. Систематизация НПА.

6. Юридическая техника.

1. Форма права. Виды правовых источников.

Форма права = Источник права — это исходящая от государства или официально признанная государством форма выражения и закрепления правовых норм.

Признаки:

· внешнее выражение норм права, т.е. если само право рассматривать как содержание, то источник – форма;

· поскольку государство придает праву обеспеченность, то форма права — это исходящее от государства властное оформление права;

· форма права имеет документальное выражение: это письменный, имеющий определенные реквизиты правовой акт; даже правовой обычай имеет письменное закрепление в том смысле, что на него обязательно должна быть сделана ссылка в законе.

Виды источников права:

1. Нормативно-правовой акт.

2. Судебный прецедент.

3. Нормативный договор.

4. Правовой обычай.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ, юридический акт, принятый компетентным органом в установленном законом порядке и содержащий правовые нормы.

Признаки:

1. Может быть издан компетентными государственными органами, органами местного самоуправления или всем народом (например, принятие Конституции РФ на референдуме). Это только те органы, в компетенцию которых входит правотворчество.

2. Содержит юридические нормы. Именно в НПА нормы права четко сформулированы и выстроены в определенную логическую систему.

3. Это письменный документ. Он принят в соответствии с последовательной и обязательной процедурой. Документ, который имеет абсолютно определенные и общеобязательные реквизиты.

4. НПА есть выражение государственной воли и обеспечен силой государственного принуждения.

5. НПА обладает юридической силой. Юридическая сила выражается в обязательности действия НПА и дифференцирует НПА в зависимости от компетенции и уровня полномочий органов их издавших. По юридической силе НПА выстраиваются в определенную иерархическую систему, в соответствии с которой вышестоящий акт по отношению к нижестоящему акту обладает большей юридической силой, т.е. нижестоящий акт не должен противоречить вышестоящему. В настоящее время в РФ НПА выстраиваются в следующую иерархическую систему:

· Конституция РФ

· Федеральные конституционные законы РФ

· Федеральные законы РФ

· Указы Президента РФ

· Постановления Правительства РФ

· Акты министерств и ведомств РФ

· Конституции, уставы субъектов РФ

· Законы субъектов РФ

· Акты администрации и правительства субъектов РФ

· НПА органов местного самоуправления

 

Отдельную группу составляют так называемые локальные НПА, содержащие нормы права; они в полной мере не вписываются в систему общеправовых актов. Они создаются руководящими и другими компетентными органами предприятий, учреждений и организаций в соответствии с их компетенцией и содержат нормы права. Например, приказы директора завода, ректора ВУЗа, касающиеся введения норм, обязательных для всех работников данной организации. Например, приказ, утверждающий внутренний распорядок труда, приказ о порядке начисления премий, правила проживания в общежитии.

 

НПА выстраиваются в определенную систему, причем не только по юридической силе, но и по предмету правового регулирования в соответствии с отраслями и институтами права. Совокупность правовых актов данного государства представляет собой систему законодательства.

Правовой обычай - это правило поведения, вошедшие в привычку социальной группы или всего общества, которому государство придало общегосударственное значение и соблюдение которого гарантируется государством.

Государство санкционирует какой-либо из существующих обычаев путем отсылки к нему в тексте закона или путем ссылки на него решений суда (в государствах с прецедентной правовой системой.) Например, обычай делового оборота: в соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, сам обычай нигде не зафиксирован, но государство в тексте закона делает отсылку к нему, и такое санкционирование обычая является его формой, превращает правовой обычай в источник права и придает ему обеспеченность государственным принуждением.

Важно различать правовой обычай и обычай. Правовой обычай – источник права, он содержит правовые нормы, поскольку санкционирован государством, а обычай – это социальная норма, не относящаяся к праву. Правовой обычай сам в нормативно-правовом акте не отражен, но в законе к нему делается отсылка.

Судебный прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое становится обязательным для остальных судов при последующем разрешении аналогичных дел, в силу этого судебный прецедент приобретает нормативный характер.

Судебный прецедент – источник права, который в основном существует в странах с англо-саксонской правовой системой. При рассмотрении конкретного дела высшие судебные инстанции данных стран, а именно они могут создавать судебный прецедент, исследуют: регулируется ли рассматриваемый спор статутами (законами) или существующими судебными прецедентами. Если таковые отсутствуют, то суд разрешает дела, исходя из общих правовых принципов и собственного представления о справедливости, и выносит свое собственное решение, которое становится обязательным для всех судов, которые будут рассматривать конкретные дела в последующем. Таким образом создается судебный прецедент. Таким образом, нормой, которая является судебным прецедентом, становится не все решение суда, а только его мотивировочная часть.

Нормативный договор - это НПА, представляющий собой договор между особыми коллективными субъектами и содержащий нормы права.

Например, договоры между государствами, между федерацией и субъектами федерации, между субъектами федерации.

Он содержит правила нормативного характера: пакт о ненападении, конвенция о борьбе с преступностью, протокол о сохранении окружающей среды.

Правила нормативного договора обязательны для субъектов его заключивших. Соответственно, если это государство, то все НПА государства не должны противоречить международному договору. Нормы права, содержащиеся в нормативном договоре, распространяются на граждан и органы государства так же, как и НПА.

К субъектам, заключившим нормативный договор, могут относиться и особые коллективные субъекты, не являющиеся государственными образованиями. Например, в трудовом праве существует понятие коллективного договора, который заключается между администрацией предприятия и трудовым коллективом, такой договор содержит локальные нормы права.

2.Правотворчество: принципы, этапы, виды.

Правотворчество - это деятельность компетентных органов по созданию или изменению правовых норм.

Признаки:

  1. в процессе правотворчества создаются, изменяются или отменяются нормы права;
  2. специфическая деятельность государственных органов или иных органов с дозволения государства, которая представляет собой реализацию функций государства;
  3. правотворчество само по себе – это не функция, через правотворчество реализуются различные функции государства;
  4. осуществляется строго в пределах компетенции данного конкретного органа;
  5. деятельность, строго и подробно регламентированная процессуальными нормами права.

Правотворчество может быть:

1. правотворчество компетентных органов по созданию НПА;

2. правотворчество народа (референдум);

3. правотворчество органов местного самоуправления;

4. правотворчество судов;

5. локальное — правотворчество конкретных органов организаций, учреждений;

6. правотворчество конкретных органов при ратификации международного договора;

7. правотворчество общественных организаций в тех случаях, когда полномочия по созданию правовых норм передаются им государством. Например, правотворчество церкви в средние века, правотворчество политической партии в СССР.

Все виды правотворческой деятельности можно подразделить на 2 вида:

  • правотворчество народа и государства.
  • Правотворчество иных субъектов, когда государство не участвует в правотворчестве, но придает юридическую силу соответствующим нормам, то есть санкционирует их, обеспечивает государственным принуждением.

Принципы правотворчества:

1. Принцип законности: нормы права принимаются в соответствии с четко регламентированной процедурой и в пределах компетенции правотворческих органов.

2. Принцип демократизма: источник государственной власти — народ, поэтому государство должно отражать интересы народа.

3. Принцип научности: в основе правотворчества должны лежать научно обоснованные положения.

4. Связь с практикой и использование правового опыта: необходимо учитывать, как принимались и реализовывались более ранние источники.

Этапы правотворчества.

Этапы различны в зависимости от органа, который осуществляет правотворчество.

Общие этапы правотворчества:

1. Исследование отношений, подвластных правовому регулированию, выявление предмета НПА.

2. Подготовка и обсуждение нормативного акта.

3. Принятие документа и вступление его в законную силу.

Наиболее важным является принятие закона, поэтому рассмотрим этапы законотворчества.

1. Предпроектный этап.

Выявление общественных отношений, нуждающихся в системе правового регулирования на уровне закона.

2. Принятие закона.

Стадии:

1. Законодательная инициатива: внесение предложения проекта закона в законодательный орган субъектом законодательной инициативы.

2. Прохождение законопроекта в соответствующих комитетах и комиссиях парламента, т.е. доработка, усовершенствование проекта до его непосредственного рассмотрения в парламенте, обсуждения (чтения) законопроекта на заседании парламента.

3. Обсуждение законопроекта на заседании парламента.

4. Принятие закона.

5. Одобрение закона верхней палатой парламента (если такая есть). В РФ это Совет Федерации.

6. Подписание закона Президентом в президентской и полупрезидентской республике.

7. Вступление закона в силу. В РФ закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента его опубликования в официальных источниках: Российская газета и Собрание законодательства.

3. Закон.

Закон - это нормативный акт высшей юридической силы, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки:

1. Закон обладает высшей юридической силой, т.е. стоит во главе иерархии НПА.

2. Закон принимается высшим представительным органом государства либо непосредственно народом.

3. Закон принимается с соблюдением обязательной и подробно регламентированной процедуры на основе строгого соблюдения всех процессуальных правил.

4. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения, т.е. отношения имеющие особое значение для общества и государства.

Подзаконные НПА – это акты компетентных органов и лиц, принимаемые на основе и в соответствии с законом.

4. Действие нормативно правовых актов во времени,

в пространстве и по кругу лиц.

Действие НПА во времени определяется:

  • Моментом вступления НПА в законную силу.
  • Моментом прекращения действия НПА.
  • Обратной силой (распространение действия НПА на отношения, возникшие до вступления его в законную силу).
  • Переживанием закона.
  • Длящимся действием закона.

НПА вступает в силу:

1. С момента наступления конкретной календарной даты, указание на которую дается в тексте самого принимаемого акта либо в тексте специального акта о вступлении НПА в законную силу. Например, часть IV ГК РФ принята в 2007 году с указанием о вступлении в законную силу с 1.01.2008 г.

2. С момента наступления конкретных событий, обстоятельств, на которые дается указание в тексте НПА. Например, закон о чрезвычайном положении вступает в силу с момента введения чрезвычайного положения.

3. С момента, определенного общими правилами (наиболее распространенными для вступления НПА в законную силу). Существуют специальные законы о порядке вступления в силу НПА на территории РФ. Общие правила применяются, если отсутствуют условия, перечисленные в первых двух пунктах.

Пример общих правил:

Законы РФ вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента их опубликования в официальном источнике, указы Президента и постановления Правительства по истечении 7 дней, акты министерств и ведомств по истечении 10 дней.

Для всех НПА официальным источником является Российская газета, Собрание законодательства. Отдельно для каждого вида НПА существует дополнительно свой источник. Например, для НПА министерств и ведомств дополнительным источником является Бюллетень НПА министерств и ведомств РФ.

Прекращение действия НПА:

  1. По истечению срока действия, если такой был обозначен.
  2. Прямое объявление о прекращении действия в другом НПА.
  3. Прекращение обстоятельств, в соответствии с которыми действовал НПА (прекратилось чрезвычайное положение – прекратил действовать закон о чрезвычайном положении).
  4. Принятие нового НПА равной или большей юридической силы в отношении той же сферы, которую регулировал старый акт.
  5. Устаревание НПА либо его отдельных норм.
    • Например, большая часть актов, регулирующих деятельность органов СССР;
    • УК РСФСР действовал вплоть до 1995 г., а статью о спекуляции не применяли с 1990 г., хотя специально ее никто не отменял, норма прекратила действовать, потому что устарела.

Обратная сила закона.

Общее правило: закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на общественные отношения, возникшие до введения его в действия. Однако, законы, которые смягчают или улучшают положение гражданина, могут быть распространены на отношения, возникшие до вступления в силу данных законов, путем нормативного закрепления такого распространения. Например, такое правило установлено в уголовном законодательстве, если уголовный закон улучшает, облегчает, смягчает положение обвиняемого, осужденного, то такой закон имеет обратную силу.

Переживание закона.

Это ситуация, когда НПА в целом утратил свою силу, но отдельные его положения еще действуют. Например, до введения в действие части III ГК РФ, которая стала регулировать наследственные отношения, в отношении вопросов наследования действовал ГК РСФСР, хотя в целом он утратил силу с принятием частей I и II ГК РФ.

Длящееся действие закона.

Это ситуация, когда закон реально прекратил свое действие и не распространяется на вновь складывающиеся общественные отношения, но продолжает регулировать те общественные отношения, которые сложились в период его действия и продолжают быть (длящиеся общественные отношения). Например, в 40-х годах XX века гражданский брак являлся фактическим сожительством. До 40-х годов действовало правило, в соответствии с которым гражданский брак влек за собой юридические последствия. В 40-х годах акт был отменен и юридические последствия стали возникать только от брака, зарегистрированного государственными органами. Таким образом, если отношения между супругами возникли в 40-е годы, а спор по имуществу рассматривается сегодня, то суд к таким длящимся правовым отношениям должен применить нормы первого закона, а не второго.

 

Действие НПА в пространстве: это распространение юридической силы НПА на определенную территорию.

Как правило, НПА РФ распространяются на всю территорию РФ, НПА субъекта РФ — на соответствующую территорию субъекта РФ. Однако, может быть принят акт, действие которого ограничено специальной территорией (указ Президента РФ о введении специального положения в Уральском регионе, городе Екатеринбурге). Территорией государства считаются также территории его посольств и ведомств, расположенные на территории других государств; гражданские, морские суда в открытом море, а также военные суда в любом месте.

Действие НПА по кругу лиц

- это действие НПА в отношении всех граждан данного государства, иностранцев, апатридов (лица без гражданства), которые находятся на территории данного государства, исключая послов и консулов других стран…

5. Систематизация НПА.

Систематизация НПАэто особая деятельность по организации и упорядочиванию действия НПА с целью их более эффективной реализации и применения.

Систематизация осуществляется с целью восполнения пробелов в праве, разрешения коллизий, устранения устаревших НПА, простого упорядочивания для удобства пользования и применения НПА.

Существует два вида систематизации: кодификация и инкорпорация.

Кодификация (признаки):

1. Осуществляется компетентными правотворческими органами государства.

2. Старые акты прекращают свое действие, их содержание изменяется, они перерабатываются, объединяются и в итоге на их смену приходят новые НПА. Таким образом, на смену совокупности старых НПА приходит новый НПА. Например, ГК РФ: до его принятия действовала целая совокупность законов о патентах, селекционных достижениях, товарных знаках и т.д.(около 300), все они прекратили свое действие, им на смену пришла часть IV ГК РФ.

3. Может быть отраслевой (создание ГК), специальной (жилищный и лесной кодексы, обсуждается принятие информационного, образовательного кодексов и т.д.).

Инкорпорация (признаки):

· Действующие НПА сводятся воедино, вместе для удобства использования и применения.

· Содержание актов не изменяется, т.е. переработки не происходит. Эти акты сводятся воедино, но продолжают действовать и каждый акт остается сам по себе.

· Существует два способа инкорпорации:

1. Тематический признак (по предмету правового регулирования).

2. Хронологический признак (по дате принятия или вступления в силу НПА).

Виды инкорпорации:

- Официальная: осуществляется компетентными органами и носит характер официального источника НПА (Собрание законодательства РФ).

- Неофициальная: осуществляется в учебных, научных, иных практических целях для удобства (сборник кодексов).

6. Юридическая техника.

Юридическая техника это совокупность правил и средств разработки, оформления и систематизации НПА в целях их эффективного принятия и реализации.

Понятие «юридическая техника» нужно различать в широком и узком смысле.

В широком смысле юридическая техника – это совокупность средств и правил подготовки и оформления любых юридических актов, в том числе индивидуальных правореализационных актов (договор, исковое заявление и т.д.), а также правоприменительных актов (решение суда, постановление прокурора и т.д.).

К юридической технике относятся: юридическая терминология, юридические конструкции, правила изложения нормативного материала, устоявшаяся система условных обозначений, юридический стиль, специальный юридический язык.

Пример юридической техники: УК РФ поделен на общую и особенную части, особенная часть разбита на разделы по объекту посягательства, разделы разбиты на главы, главы – на статьи, статьи – на части. При включении новой нормы ей присваивается дополнительный значок или цифра, поскольку статьи нумеруются и т.д..

Среди видов юридической техники выделяются:

· юридическая техника правотворчества;

· юридическая техника правоприменения;

· техника реализации делопроизводства и т.д.

Общие правила (требования) юридической техники:

· ясность и четкость НПА;

· соблюдение правил логики и грамматики;

· непротиворечие акта НПА;

· отсутствие устаревших терминов и слов, носящих эмоциональную окраску;

· краткость, доступность для понимания.

Правила юридической техники не следует путать с правилами, которые устанавливают оперативные нормы.

Тема «Нормы права».

1. Понятие и признаки нормы права.

2. Структура нормы права.

3. Классификация норм права.

1. Понятие и признаки нормы права.

Норма праваэто общеобязательное формально определенное правило поведения общего характера, обеспеченное и гарантированное возможностью государственного принуждения, содержащее права и обязанности субъектов права.

Признаки:

1. Общий характер нормы, который заключается:

- обращенность нормы к неопределенному кругу лиц;

- многократность применения нормы.

2. Общеобязательность нормы, которая заключается в гарантированности возможностей, которые предоставляются нормой для всех и каждого, и в необходимости исполнения обязанностей, которые предписываются нормой всем и каждому.

3. Формальная определенность, которая заключается в ее выраженности в официальном источнике – письменном акте, принимаемом компетентными органами по установленной процедуре.

4. Норма права обеспечивается возможностью государственного принуждения. Именно государство обеспечивает общеобязательный характер норм.

5. В норме права определяются права и обязанности субъектов права.

Важно понимать, что норма права – это правило поведения, которое обладает следующими свойствами:

А) это определенная мера поведения, объем;

Б) это правило поведения, установленное обществом; оно устанавливается обществом и направлено на организацию общественных отношений;

В) это правило поведения субъектов права;

Г) это правило поведения, связанное с волевой и интеллектуальной деятельностью людей;

Д) норма права – первичный элемент всей правовой системы, это основной элемент механизма правового регулирования;

Е) норма права лежит в основе всего правового воздействия на общественные отношения.

2. Структура нормы права.

Норма права состоит из трех структурных элементов:

1. гипотеза,

2. диспозиция,

3. санкция.

Гипотеза это условие, которое указывает на конкретные фактические обстоятельства, при наступлении которых реализуется норма права.

Условно гипотеза в норме выделяется следующим образом: «Еслито».

Как правило, гипотеза содержит юридический факт, при наличии которого возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.

Например: ст. 462 ГК РФ абз. 1: «Если третье лицо по основанию, возникшему до исполнения договора купли-продажи, предъявит к покупателю иск об изъятии товара, покупатель обязан привлечь продавца к участию в деле».

Виды гипотез:

1. Простая гипотеза - содержит одно обстоятельство.

2. Сложная гипотеза - содержит несколько обстоятельств, причем для действия нормы они должны наступить в совокупности.

3. Альтернативная гипотеза - содержит несколько обстоятельств, для действия нормы достаточно наступления одного из них.

Диспозиция содержит правило поведения, непосредственно определяет права и обязанности участников правоотношений. Если в норме есть гипотеза, то правило диспозиции начинает действовать при условиях, определенных гипотезой.

Диспозиция может быть:

1. Прямой – содержит одно конкретное правило поведения.

2. Альтернативной – представляет выбор между несколькими возможными вариантами поведения.

3. Бланкетной – содержит ссылку на другие нормы данного правового акта либо на нормы другого нормативного акта.

Санкция – определяет неблагоприятные последствия, которые наступают, если субъект нарушает предписания, определенные в диспозиции.

Санкция может быть:

· Абсолютно-определенной, когда точно указывается мера наказания,

· Относительно-определенной, когда устанавливаются конкретные границы, в пределах которых правоприменитель самостоятельно выбирает меру наказания, исходя из обстоятельств дела.

· Альтернативной, когда правоприменитель может выбрать одно из перечисленных санкцией наказаний в зависимости от обстоятельств дела.

Принято считать, что правовая норма имеет двучленную структуру, т.е. состоит из гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции, но вопрос о соотношении структурных элементов является спорным.

3. Классификация норм права.

Классификация норм права, критерии:

· По субъектам правотворчества нормы подразделяются на:

- нормы, исходящие от государственных органов (федеральное собрание, президент);

- нормы, исходящие от муниципальных органов;

- нормы, исходящие от народа.

· По предмету правового регулирования:

1. гражданско-правовые нормы;

2. уголовно-правовые нормы;

3. административно-правовые нормы.

· По сфере территориально действия:

- нормы общего действия, которые распространяются на всю территорию государства;

- нормы ограниченного действия, распространяются на определенные части территории страны.

· По кругу лиц:

1. нормы, действующие в отношении всех граждан;

2. нормы, распространяющиеся на определенную категорию граждан (пенсионеры, инвалиды и т.д.);

· По социальному назначению:

1. учредительные нормы — нормы-принципы (это многие нормы, например, конституционные нормы, нормы, определяющие формы правления);

2. регулятивные нормы – это нормы-правила поведения. Они делятся на управомачивающие, обязывающие и запрещающие;

3. охранительные нормы – это нормы, фиксирующие меру наказания.

4. обеспечительные нормы – нормы-гарантии (нормы о залоге как способе обеспечения обязательств);

5. декларативные нормы – нормы-объявления (например, «Россия – правовое государство»);

6. дефинитивные нормы – нормы-определения;

7. коллизионные нормы – в случае противоречия ГК РФ иных законов применяется ГК РФ;

8. оперативные нормы – нормы-инструменты (нормы о порядке вступления в силу закона).

Тема «Правоотношение».

1. Понятие и состав правоотношения, объект правоотношения.

2. Содержание правоотношения.

3. Субъекты права.

4. Юридические факты.

5. Виды правоотношений.

1. Понятие и состав правоотношения, объект правоотношения.

Право – это система регулирования, контроля общественных отношений. Общественные отношения – это различные связи отдельных индивидуумов, групп людей, больших социальных общностей, которые складываются в процессе их жизнедеятельности. Право регулирует только те отношения, которые нуждаются в правовом регулировании.

Правоотношениеэто социальная связь, возникающая на основе норм права. Другими словами, это общественные отношения, урегулированные нормами права.

Признаки:

1. это общественные отношения, которые организованы с помощью права;

2. участники правоотношения (субъекты права) имеют юридические права и обязанности, гарантированные государством.

В состав правоотношения входят: субъект, объект и содержание. Отдельное место в правоотношениях занимает юридический факт.

Объект правоотношенияэто то реальное благо, по поводу которого складываются права и обязанности субъектов правоотношений.

Круг объектов отношений широк: политическая власть, имущество, материальные ценности, нематериальные блага (здоровье, тайна личной жизни), объекты интеллектуальной собственности и т.д.

Субъективные права и юридические обязанности направлены на использование и защиту благ, являющихся объектами правоотношений. Одно и то же благо может одновременно находиться в собственности, может быть отдано в аренду, находиться в залоге и т.д.

2.Содержание правоотношения.

Содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности, возникающие у участников правоотношений на основе норм права..

Субъективное правоэто мера возможного поведения управомоченного лица, возникающая на основе норм права, установленная в интересах управомоченного лица и обеспеченная действиями обязанного лица.

Признаки:

  1. Мера возможного поведения: субъект сам выбирает, действовать ли ему и как действовать.
  2. Возникает на основе норм права.
  3. Предусмотрено в интересах управомоченного лица.
  4. Обеспечено действием (бездействием) обязанного лица.

Структура субъективного права:

  1. Право на фактические действия.
  2. Право на юридические действия.
  3. Право требования к обязанному лицу.
  4. Правопритязание.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения, предписанная обязанному лицу, предусмотренная в интересах управомоченного лица и обеспеченная государственным принуждением.

Признаки:

1. Предусмотрена нормами права.

2. Устанавливается в интересах управомоченной стороны.

3. Обеспечивается государственным принуждением, которое применяется в случаях неисполнения обязанностей.

Юридическая обязанность делится на пассивную и активную. Например, пассивная предполагает необходимость воздержаться от определенных действий, а активная – необходимость совершить определенные действия.

Важно знать такое понятие как корреспонденция прав и обязанностей – неразрывная связь права и обязанности, т.е. не существует обязанностей без права и права без обязанности.

3. Субъекты права.

Субъекты права – это участники правоотношений, имеющие юридические права и обязанности на основании правовых норм.

Правосубъектностьэто способность быть субъектом права, т.е. способность быть участником правоотношений. Она складывается из двух элементов: правоспособности и дееспособности.

Правоспособность – это способность лица иметь юридические права и обязанности.

Дееспособностьэто способность своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности.

Отдельный аспект дееспособности – деликтоспособность, т.е. способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Субъекты правоотношений подразделяются на физических лиц, организации и иные социальные общности.

Физические лица есть в каждом государстве и подразделяются на лиц, обладающих статусом гражданина, лиц без гражданства, граждан иностранных государств, лиц с двойным гражданством.

Правоспособность возникает у гражданина и других физических лиц с момента рождения, и она неотъемлема от него не при каких условиях. Прекращается со смертью физического лица.

Дееспособность для физических лиц возникает при достижении определенного возраста (в РФ с 18 лет). Дееспособность может быть разной, в зависимости от того, какие именно права и обязанности может осуществлять гражданин в данном возрасте. По российскому законодательству общая дееспособность наступает с 6, 14, 16, 18 лет. В 18 лет наступает полная дееспособность. Однако, специальная дееспособность, например, связанная с возможностью занимать определенные должности, может возникать и с более зрелого возраста и зависеть от ряда других факторов (образование, здоровье и т. д.).

Организации принято делить на государственные и негосударственные.

В свою очередь государственные делятся на:

1. деляся на:государство в целом (международные отношения, отношения с государственными образованиями).

2. государственные предприятия и учреждения, которые находятся в государственной собственности и осуществляют свою деятельность как относительно обособленные субъекты. Они являются равноправными участниками отношений.

3. государственные органы, осуществляющие управление, а также властно-распорядительную деятельность в пределах своей компетенции.

Отдельным видом организаций можно назвать муниципальные организации — это негосударственные образования, которые, тем не менее, можно приравнять к государственным, т.к. они осуществляют одинаковые функции. Соответственно, можно выделить ка подвиды субъектов муниципальное образование в целом, муниципальные предприятия, муниципальные учреждения и муниципальные органы.

Негосударственные организации – это те организации, которые имеют статус юридического лица, т.е. в первую очередь хозяйственные товарищества и общества, а также и те, которые такого статуса не имеют – религиозные партии и движения.

Юридическое лицоэто полноправный субъект правоотношений, обладающий организационным единством (наличие органов управленческих связей, образованных для ведения коммерческой и некоммерческой деятельности, закрепленных в учредительных документах) и обособленным имуществом, которое принадлежит именно юридическому лицу, а не учредителю. С помощью имущества юридическое лицо участвует в экономическом обороте и несет ответственность за свои действия этим имуществом. Юридическое лицо приобретает права и обязанности от своего имени. У юридического лица не выделяется отдельно дееспособность, поскольку это понятие в отношении юридических лиц полностью совпадает с понятием правоспособности. Она возникает с момента государственной регистрации компетентными органами в установленном порядке.

Социальные общностиэто обособленные группы людей, которые в тех или иных случаях, предусмотренных правом, могут вступать в отношения именно как группы, как общности. Например, субъектом права может быть народ, который принимает решения на референдуме, субъектом права может выступать трудовой коллектив:: именно он заключает коллективный договор с администрацией предприятия.

4. Юридический факты.

Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Юридический факт имеет юридическое значение. Юридический факт отражен в гипотезе нормы права, именно от юридического факта зависят конкретные права и обязанности сторон.

Фактический составэто совокупность юридических фактов, наличие которых необходимо и достаточно для возникновения прав и обязанностей в соответствии с правовыми нормами.

Классификация юридических фактов:

· По последствиям, которые юридические факты влекут за собой:

правообразующие,

правоизменяющие,

правопрекращающие.

· По волевому содержанию юридические факты делятся на:

события,

действия.

События – это такие юридические факты, которые не связаны с волей и желанием субъекта, но порождают юридические последствия (это стихийные бедствия, форс-мажор, смерть, рождение, достижение определенного возраста).

Действия связаны с волей субъекта правоотношений. Они делятся на правомерные и неправомерные действия.

К правомерным относятся: юридические акты – это действия, направленные на появление юридических последствий. Например, сделка, заключение договора, т.е. субъекты направляют свою волю на возникновение прав и обязанностей;

юридические поступки – это действия, которые совершаются без специального намерения породить юридические послед


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.