Композиция из растительного материала — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Композиция из растительного материала

2017-07-25 194
Композиция из растительного материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе работы с природным материалом как в старшей, так и в подготовительной к школе группе у детей сформировались навыки анализа, планирования и изготовления игрушек. Ребята научились работать в коллективе, распределять обязанности между партнерами, видеть затруднения товарищей и оказывать им помощь. Помимо этого, работа над игрушками способствовала формированию навыка пользования простейшими инструментами: ножницами, стекой, шилом, ножом, иголкой. Теперь можно давать детям работу по созданию композиций из природного материала.

Какие задачи решает при этом воспитатель?

1. Закрепление интеллектуальных навыков (анализ объекта, выделение его частей, деталей, характерных особенностей цвета, формы, величины; планирование последовательности изготовления отдельных персонажей и сценок в целом).

2. Совершенствование практических умений работы с разнообразным природным материалом, навыков скрепления и соединения деталей игрушек с помощью инструментов, клея.

3. Формирование умения использовать природный и дополнительный материал в различных сочетаниях.

4. Развитие у детей представлений, воображения, фантазии, творчества.

5. Развитие личности дошкольника в целом.

В процессе коллективного труда у детей формируются умения трудиться вместе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам. Они учатся преодолевать трудности на пути к общей цели, радоваться совместным успехам.

Создание композиций из природного материала осуществляется в следующем порядке:

1. Анализ предстоящей работы (определение ее объема, степени сложности изготовления отдельных элементов), подбор необходимого материала, инструментов.

2. Планирование этапов работы над сценками (очередность изготовления отдельных персонажей и последовательность работы над ними), распределение обязанностей между детьми.

3. Работа над общей композицией (изготовление отдельных персонажей и сценки в целом).

4. Анализ и оценка результатов (дети анализируют результат не только собственной работы, но и коллективного труда).

Работа над созданием композиций таит в себе большие потенциальные возможности формирования не только творческих способностей детей, их воображения и инициативы, но также и совершенствования педагогического мастерства воспитателя. Использование схематических рисунков-образцов, наглядных планов-схем последовательности изготовления поделки пробуждает мысль ребенка, способствует формированию самооценки и самоконтроля как важных функций самосознания. В книге имеются планы-схемы изготовления всех композиций из ракушек. Если воспитатель найдет возможным и необходимым использовать их на практике, то методика их применения в работе с растительным материалом в подготовительной к школе группе может быть тому примером.

Ночная птица (рис. 53)

Материал и инструменты

: ветки, сучки, мох, еловая шишка, трава, пластилин, клей; кисточка, дощечка.

Ход работы

. Воспитатель проводит беседу, в ходе которой дети вспоминают особенности внешнего вида филина, уточняют последовательность изготовления этой поделки.

На дощечке-подставке нужно укрепить мох, ветку, корягу, пни, сухую траву. Филина делают из большой шишки. Нос лепят из пластилина, а глаза (круглые, большие) мастерят из бумаги (белой с нарисованными черными точками), из пластилина лепят ноги, затем птицу укрепляют на суку дерева.

Лебедь на озере (рис. 54)

Материал и инструменты

: скорлупа грецкого ореха, желудь, соломинки, проволока, голубая бумага, сосновые иглы, рогоз, пластилин; шило, ножницы.

Ход работы

. Начинают делать игрушку с головы лебедя. Для этого берут желудь продолговатой формы, из пластилина делают клюв, глаза. В желуде с одной стороны шилом прокалывают отверстие. Затем берут упругую проволоку длиной 6-7 см, сечением 1-2 мм, нарезают кусочками соломинку, нанизывают на проволоку. После этого вставляют проволоку в отверстие желудя, круто изгибают, подобно шее лебедя, другой конец проволоки-шеи укрепляют в половинке скорлупы грецкого ореха.

Чтобы шея держалась прочнее, в передней части скорлупы шилом делают отверстие, через него протягивают два-три раза проволоку (конец спрятан внутри скорлупы, которая закрывается пластилином).

Из голубой бумаги вырезают озеро овальной формы, к нему прикрепляют один-два островка, сделанных из пластилина, из сосновых игл получится трава. Для изготовления туловища лебедя используют и ракушки, шишки, крупные желуди, косточки персика и т. д. Голову делают из лесного ореха.

При изготовлении композиции дети сами выбирают природный материал. Не нужно ограничивать их фантазию.

Воспитатель поощряет тех детей, которые выполнили задание качественно, проявили творчество в выборе материала, украшении изделия, а также внимание к товарищу, нуждающемуся в помощи.

Балалаечник (рис. 55)

Материал и инструменты

: желуди, плюски, ветки, спички, пробка, скорлупа от плода каштана, картон, краски, шило, ножницы, клей.

Ход работы

. На картоне или бумаге воспитатель рисует контур балалайки, а дети затем вырезают и раскрашивают ее. Балалаечника делают из двух желудей, один из которых небольшой - будет голова, другой большой - туловище. В желуде для головы шилом делают одно отверстие внизу, а в желуде-туловище - одно отверстие вверху для соединения с головой и два для рук.

Голову соединяют с туловищем с помощью заостренной с двух концов спички, которую вставляют в отверстие туловища. Для шляпы можно использовать плюску крупного желудя, половинку скорлупы от плода каштана или венчик цветка.

Балалаечника усаживают на пенек-пробку, предварительно смазанный пластилином. К рукам прикрепляют балалайку. Затем берут краски и раскрашивают лицо. Теперь можно придать балалаечнику веселую позу.

Укрепить балалаечника прочно на пеньке можно и так: в нижнюю часть желудя- туловища и пенек-пробку вставить маленькую заостренную веточку.

Рыболов (рис. 56)

Материал и инструменты

: пробка, желуди, спички, нитки, мох, зеленая бумага, картон, веточка, краски; ножницы, шило, кисти.

Ход работы

. Из кусочка картона вырезают овальное или любой другой формы озеро, раскрашивают его голубой краской, оставив островок, на котором можно укрепить мох или траву, вырезанную из зеленой бумаги.

Посредине островка приклеивают пенек из пробки. В пробке делают отверстие, вставляют в него маленькую заостренную с обоих концов веточку.

Человечка-рыболова делают из двух желудей: один крупный - туловище, другой маленький со шляпкой - голова. Соединяют их с помощью маленькой веточки или спички. Отверстия для рук и ног накалывают шилом и в них вставляют спички чистыми концами. Потом спички надламывают и придают им желательное положение. На одну руку-спичку привязывают нить - это будет удочка, ее спускают в озеро. Лицо человечка рисуют красками или тушью. Ведро для рыболова можно сделать из пластилина, половинки каштана или чашечки желудя.

факир со змеей (рис. 57)

Материал и инструменты

: желуди, изогнутые ветки, вата, пластилин, клей, фанерка, краски; кисти, шило.

Ход работы

. Вначале делают голову факира. Для нее берут желудь средней величины, освобождают от чашечки (плюски), в нижней его части шилом прокалывают отверстие для шеи. Затем, расправив кусочек ваты в середине и перекрутив его, обвертывают верхнюю часть желудя, предварительно смазав его клеем,- получилась чалма. Таким же образом прикрепляют бороду. Глаза, нос, рот и чалму раскрашивают.

Туловище делают из продолговатого сучка, к нему пластилином прикрепляют руки и ноги - изогнутые веточки, им придают выразительное положение. В туловище сверху шилом делают отверстие для шеи. Голову и туловище соединяют с помощью маленькой веточки, заостренной с обоих концов.

Фигурка факира готова. Теперь можно делать змею и ковер. Для этого фанерку или дощечку прямоугольной формы (можно и картон) разукрасить ковровым орнаментом. Змею сделать из пластилина (но можно и из чашечек желудя), укрепить ее на ковре и напротив разместить факира.

Ворона и лисица (рис. 58)

Материал и инструменты

: пенопласт или мох, веточка сосны или крупный сучок дерева, желуди, птичьи перья, мочало, краски, клей, веточки разного размера, поролон, бумага; шило, кисточки, нож (для воспитателя).

Ход работы

. На куске пенопласта или мха укрепляют веточку для вороны. Берут небольшой желудь и шилом делают в нижней задней его части два отверстия для ног, одно отверстие для шеи, а на противоположном конце отверстие для хвоста. По бокам ножом делают небольшие надрезы для крыльев. Затем в отверстия сзади вставляют птичьи перья, предварительно смазав концы их клеем ПВА. Перья для вороны нужны некрупные; их надо вымыть, высушить и обрезать ножницами до нужного размера.

Для головы надо взять мелкий желудь, покрасить его черной краской, оставив светлые овалы - это глаза. Внизу головы проколоть отверстия и с помощью заостренной с обоих концов палочки укрепить голову вороны на туловище. Клювом будет служить заостренная и покрашенная в черный цвет веточка. Затем взять две веточки, заострить их с обоих концов, на один из них надеть плюски желудей, а другой воткнуть в отверстие туловища. Кусочек поролона или желтой бумаги может служить сыром. Ворона готова. Теперь ее надо укрепить на веточке с помощью пластилина.

Когда ворона сделана, можно приступить к изготовлению лисы. Для туловища берут крупный желудь с плюской, шилом в нем делают четыре отверстия для лап и одно в плюске желудя - для хвоста. Голова - маленький желудь без шляпки. Ее можно сделать также и из коробочки кувшинки, удлиненной, как у лисы нос. Для соединения головы с туловищем используют заостренную ветку. Голова не должна плотно соединяться с туловищем: выступающая часть веточки, соединяющей голову и туловище, будет шеей лисы. Хвост делают из мочала, накрученного на проволоку. Конец проволоки соединяют с чашечкой. Лапки лисе можно сделать из веточек, удлиненную мордочку и уши вылепить из пластилина.

Готовую фигурку лисы устанавливают на подставке (как это показано на рисунке).

Двойка (рис. 59)

Материал и инструменты

: шишки еловые, фисташки, чашечки желудя, пенопласт, пластилин, веточки, горох, бумага, краски, ножницы, шило, кисточка.

Ход работы

. Вначале воспитатель рассказывает детям сказку.

"Жили на Севере пингвины: папа, мама и их сын - маленький пингвиненок. Он учился в школе, получал всегда хорошие отметки. Но однажды заигрался и уроки не выучил, получил двойку. Мама стала ругать малыша, папа от огорчения постукивал клювом. Пингвиненку стыдно. Он дает слово, что исправит отметку и будет прилежным учеником".

Затем педагог ведет с детьми беседу о пингвинах, из которой ребята узнают о характерных особенностях этих животных - где они живут, чем питаются, как растят своих детенышей. После этого воспитатель сообщает, что сегодня они будут выполнять задание - делать сценку, в основу содержания которой положен сюжет рассказанной здесь сказки. В качестве образца показывает рисунок на эту тему, рассказывает о последовательности создания сценки.

Для изготовления пингвина берут крупную еловую шишку и повертывают ее чешуйками вниз. Из пластилина делают голову, глаза - горошины, клюв - два треугольника из красной бумаги. Крылья пингвину можно сделать из кожуры фисташек (или крылаток ясеня, клена), укрепив их между чешуйками шишки с помощью пластилина.

Лапки можно сделать из чашечек желудя, для чего их набивают пластилином и укрепляют внизу шишки с помощью заостренной с двух концов маленькой веточки. В шишке и в чашечках шилом параллельно проделывают отверстия.

Для большего сходства с пингвинами шишку-туловище и кожуру фисташек (или крылаток) - крылья можно покрасить черной и белой гуашью.

Подобным образом изготавливают всех пингвинов из этой семьи. Соответственно каждому персонажу подбирают размер и форму шишки.

Действующим лицам придают определенную позу.

Льдину вырезают из кусочка пенопласта. Края у льдины неровные.

Игрушка готова. Играя с нею, дети продолжают развивать сюжет услышанной ими сказки, распределяют роли. Воспитатель незаметно для ребят руководит игрой, помогая им развивать действия, воспитывая дружественные отношения между сверстниками, вызывая положительные эмоции.

Веселый перепляс (рис. 60)

Материал и инструменты

: желуди, сучки, березовая кора, дощечка, вата, куски цветной материи, ножницы, кисточки, нож (для воспитателя).

Ход работы

. Танцовщиц делают так: берут большой желудь, перерезают его пополам. Образовавшиеся половинки накладывают одна на другую и закрепляют. Затем прикрепляют руки и ноги - веточки, фартук, вырезанный из бересты или материи. Голову делают из маленького желудя (ее можно соорудить и из плода каштана или лесного ореха), из ваты - волосы.

С помощью веточки которую предварительно нужно заострить с обоих концов, соединяют голову с туловищем. Лицо надо нарисовать. Так же делают и вторую куклу.

Когда куклы будут готовы, их устанавливают на дощечке, придают им соответствующую позу.

Большей устойчивости кукол можно добиться, если чашечки - плюски желудей использовать как туфельки, предварительно набив их пластилином. Для волос куклы можно использовать кукурузные волокна.

Ослик с тележкой (рис. 61)

Материал и инструменты

: желуди, грецкий орех, плюски желудей, сучки, крылатки клена, пластилин, шило, нож (для воспитателя), кисточки.

Ход работы

. Вначале выбирают желуди: большой для туловища, а маленький для головы. В желуде-туловище шилом делают восемь отверстий, в которые вставляют изогнутые ветки-ноги, заостренные с одного конца. Голову и туловище скрепляют маленькой веточкой, заостренной с двух концов. Для ушей прорезают ножом или делают шилом отверстия побольше, куда вставляют крылатки клена или ясеня (эту работу выполняет воспитатель).

Тележку сооружают так: к половинке грецкого ореха прикрепляют колеса - плюски желудя. Две длинные ветки заостряют с обоих концов и с помощью пластилина скрепляют ими ослика и тележку.

Для изготовления фигурки человечка берут два желудя - для туловища и головы (для головы используют желудь меньшего размера). Руки и ноги - ветки, шляпа - чашечка желудя.

Соединение частей человечка производят таким же способом, как и при изготовлении ослика.

Лицо человечку и мордочку ослику рисуют краской.

Карусель (рис. 62)

Материал и инструменты

: древесная кора, береста, гибкий прут, желуди, веточка, проволока, клей, нитки, краски, шило, ножницы, кисточки.

Ход работы

. Для изготовления карусели вначале необходимо сделать коробочки - качели из бересты. Для этого чертят развертку так же, как и для картонных коробок, отгибают борта; на месте сгибов не заглаживают сильно, чтобы береста не сломалась. На коробке делают прорези для крепления, в них вставляют берестяную ленту, плотно стягивающую борта. Высота борта зависит от назначения коробки.

Затем приступают к изготовлению остальных деталей карусели. Для этого вначале заготавливают материал: соединяют в окружность прутик из ивы (он гибкий), из бересты вырезают круг, равный диаметру окружности из ивового прутика; в середине круга из бересты делают отверстие.

К окружности привязывают коробочки-качели. Затем круг из бересты соединяют с окружностью с помощью ниток или тонкой проволоки.

В середине куска довольно толстой древесной коры-подставки (можно сосновой) воспитатель делает отверстие. Затем прямую ветку заостряет с обоих концов и вставляет одним концом в отверстие подставки, а другим - в отверстие карусели (сделанное заранее). Поскольку конец ветки заострен, крыша карусели не сможет опуститься низко.

В коробочки-качели можно посадить человечков, которых хорошо сделать из желудей более крупного размера. Туловище у человечка - большой продолговатый желудь, прочно соединенный с головой другим желудем, меньшего размера и более округлой формы, на голове - чашечка-шляпа. Руки, ноги, шея человечка - сухие веточки, вставленные в отверстия большого желудя, в туловище. Отверстия эти сделаны шилом. Чтобы достичь прочности соединения рук, ног и других частей, их приклеивают клеем. Лицо человечку рисуют красками.

Космонавты у ракеты (рис. 63)

Материал и инструменты

: плоды шиповника или лесной орех, желуди, ветки, корпус спичечного коробка, галька или ракушечник, пластилин, клей, тонкий картон, шило, нож (для воспитателя), кисточки.

Ход работы

. Воспитатель предлагает детям посмотреть, как делают ракету. Из тонкого картона вырезают два прямоугольника размером 12 х 10 см, один из них сворачивают трубочкой, другой - кулечком и склеивают. Затем края кулечка (нос ракеты) выравнивают и по краю делают надрезы, смазывают клеем и соединяют с трубочкой. Это основа будущей ракеты. Ее можно раскрасить красками или обклеить берестой. В нижней ее части делают три надреза (с помощью воспитателя), смазывают их клеем и в них вставляют три подставки, сделанные из разобранного корпуса спичечного коробка.

Для поделки космонавтов берут желуди средней величины, овальной формы. Намечают места прикрепления головы, рук, ног; чтобы просверлить шилом в желуде или лесном орехе отверстия для глаз, носа, рта, ног, рук, надо прежде на материале наметить простым карандашом для них места; если этого не сделать, лицо может получиться кривое, а руки и ноги - на разном уровне. Голову делают из лесного ореха или плода шиповника. Руки и ноги - изогнутые веточки, вставленные в заранее просверленные отверстия на туловище.

Ракета и космонавты устанавливаются на подставку (из камешков и ракушечника делают лунный грунт).

После этого воспитатель предлагает детям придумать, чем можно дополнить композицию и как ее украсить (желательно при окраске ракеты использовать краску серебрянку).

Работа с ракушками

Работа с ракушками в подготовительной к школе группе ставит целью продолжить знакомство детей с разновидностями этого природного материала, совершенствовать знания о свойствах и особенностях формы, окраски ракушек, расширять элементарные представления и понятия о красоте природного материала, полученные детьми ранее (в старшей группе), формировать эстетический вкус. По-прежнему особенно важной задачей является обучение детей умению после анализа образца (и частичного показа приемов работы) устанавливать четкую последовательность действий. Схемы последовательности изготовления игрушек и сценок из ракушек воспитатель может использовать по своему усмотрению, руководствуясь методикой работы с ними, предложенной ранее.

Побуждая ребят к высказыванию при анализе, воспитатель нацеливает их на опережающее планирование основных этапов создания игрушки. В процессе работы детей с ракушками у них развиваются практические навыки подбора материала (по форме, по величине и т. д.) и соединения частей поделки, они осваивают правильные приемы пользования клеем при соединении деталей игрушки, инструментами.

В подготовительной к школе группе тематика занятий по изготовлению игрушек из ракушек разнообразна: изготовление отдельных поделок, сценок, занятия по замыслу. Это дает возможность широко использовать данный вид работы с целью формирования коллективистских взаимоотношений у детей в труде, умения видеть затруднения товарищей и предлагать им свою помощь, упражнять их в проявлении добрых чувств.

Работу над игрушками из ракушек в подготовительной к школе группе организуют так же, как и в старшей. Однако некоторые приемы на первых порах усложняются. Так, после сообщения темы не всегда нужно использовать образец игрушки. В дальнейшем показ готовой игрушки можно заменить рисунком или фотографией, это способствует совершенствованию поисковой деятельности детей, умения анализировать, сравнивать.

Если в старшей группе анализ предложенного образца сопровождался показом приемов создания игрушки, то в подготовительной к школе группе можно отказаться от полного показа приемов работы и ограничиться лишь объяснением или частичным показом новых приемов изготовления игрушки.

Объяснение и показ образца или рисунка модели поделки, частичный показ должны завершиться составлением детьми четкого плана работы, подбором необходимого материала, инструментов.

Завершающим этапом работы остается анализ и оценка поделок с учетом возросших возможностей детей; дети привлекаются к самоанализу и самооценке. После окончания работы они убирают свои рабочие места и материал.

Знакомство дошкольников с ракушками и работу над изготовлением игрушек в подготовительной к школе группе нужно построить таким образом, чтобы напомнить детям тематику занятий в старшей группе, повторить названия знакомых игрушек, обобщить представления ребят о данном природном материале. С этой целью можно провести беседы: "Путешествие в страну Самоделкина", "Встреча в комнате чудес" и т. п. После этого можно переходить к изготовлению игрушек.

Павлин (рис. 64)

Цель

. Познакомить детей с новым видом ракушек - кустарниковой улиткой; воспитывать доброжелательные отношения в процессе работы над игрушкой.

Материал и инструменты

: одна ракушка кустарниковой улитки, четыре ракушки кардиума (две среднего размера и две маленькие), три ракушки гребешка, одна ракушка биттума, кусок коры, семена зорянки, лак, клей, кисточка.

Ход работы

. Дети под руководством воспитателя рассматривают ракушки - материалы, из которых они будут создавать игрушку. Педагог обращает внимание ребят на то, что среди известных им ракушек есть и малознакомая - ракушка кустарниковой улитки, рассказывает об этом животном, предлагает подумать, какое животное (или часть его тела) она напоминает (туловище павлина); сообщает, что сегодня они будут мастерить павлина, и устанавливает последовательность его изготовления.

Для туловища птицы используют раковину большой кустарниковой улитки продолговатой формы, которую приклеивают открытой широкой стороной к подставке - декоративно обрезанной коре. Затем из двух ракушек кардиума среднего размера мастерят голову птицы (края их смазывают клеем и плотно соединяют). К голове приклеивают клюв - маленькую ракушку биттума, а глаза - семена зорянки. Хвост павлина делают из трех ракушек черноморского гребешка. Самую маленькую ракушку приклеивают к туловищу птицы и подставке, среднюю - к маленькой ракушке и подставке и последнюю ракушку - самую большую - к средней ракушке и подставке. Для лапок используют две маленькие ракушки кардиума.

Готовую игрушку вместе с подставкой осторожно покрывают лаком.

Попугай на ветке (рис. 65)

Цель

. Учить детей делать игрушки из разных ракушек; совершенствовать умения ребят работать с ракушками; воспитывать настойчивость в достижении цели.

Материал и инструменты

: двустворчатая ракушка мидии, две маленькие мидии, гелицеллы, ракушка биттума, перья птиц, сухая веточка ивы с почками, кусочек лаврового листа, клей, лак, краски, часть деревянного бруска, кисточки.

Подготовка к работе

. Воспитатель до занятия делает в подставке отверстие, смазывает его клеем и вставляет в него веточку. Чтобы веточка была похожа на маленькое деревцо, к ней прикрепляют листочки, вырезанные из цветной бумаги. Когда веточка будет укреплена, приступают к изготовлению попугая.

Ход работы

. Для поделки туловища используют ракушку двустворчатой мидии среднего размера, которую укрепляют на веточке.

Голову птицы делают из ракушки гелицеллы и приклеивают к туловищу. Крылья мастерят из двух маленьких ракушек мидии. Для клюва используют ракушку биттума. Хохолок и хвост делают из перьев, окрашенных в яркие, сочные тона. Их приклеивают птице. Затем игрушку вместе с подставкой покрывают лаком.

Дятел (рис. 66)

Цель

. Способствовать дальнейшему развитию навыков планирования работы; совершенствовать умения делать игрушки из ракушек.

Материал и инструменты

: одна двустворчатая ракушка мидии, две маленькие ракушки мидии, одна ракушка биттума, обломки ракушек, веточка на подставке (делает воспитатель до работы), клей, лак, кисточка.

Ход работы

. Вначале занятия уточняют последовательность работы. На веточку, укрепленную на подставке, приклеивают туловище дятла; его делают из двустворчатой раковины мидии. Голову дятла - ракушку биттума - приклеивают к туловищу. Для крыльев птицы используют две небольшие ракушки мидии, хвост - обломок ракушки, напоминающий эту часть тела; его приклеивают к туловищу птицы между крыльями.

Как и все игрушки из ракушек, поделка дятла заканчивается ее лакировкой.

Лягушонок-танцор (рис. 67)

Цель

. Учить детей мастерить игрушку, совершая при этом большое количество операций; развивать умение использовать разнообразные ракушки; воспитывать общественную мотивацию деятельности (сделать игрушку и подарить ее малышам).

Материал и инструменты

: восемь ракушек зебрины, две ракушки венуса (большая и маленькая), две ракушки циклопеса, две ракушки кардиума среднего размера (одна сдвоенная), две ракушки кардиума маленькие, две небольшие ракушки мидии, краски, лак, дощечка для подставки, кисточки.

Ход работы

. Воспитатель загадывает детям загадку о животном: "Скачет зверушка, не рот, а ловушка, попадут в ловушку комар и мушка". Дети отгадывают: лягушка. В ходе беседы об этом животном дети вспоминают характерные черты внешнего вида лягушки (например, большие выпуклые глаза, длинные задние ноги). Воспитатель побуждает ребят вспомнить и рассказать, где живет это животное, чем питается и т. д. После этого сообщает, что сегодня они будут мастерить игрушку, название которой лягушонок-танцор. Обращает внимание на большое разнообразие материала, необходимого для поделки, затем вместе с детьми устанавливает последовательность работы.

Поделку начинают с туловища лягушонка, которое склеивают из двух ракушек кардиума среднего размера (или одной сдвоенной). Две ракушки венуса потребуются для головы. Их склеивают так, чтобы нижняя часть - большая ракушка венуса - выступала, изображая открытый рот. На голове вертикально слева и справа приклеивают ракушки циклопеса - это глаза лягушки, после этого голову приклеивают к туловищу. Затем делают передние лапки: две ракушки зебрины соединяют под углом, к ним приклеивают кисть - маленькую ракушку кардиума. Так же делают и задние лапки, разница лишь в том, что для ступни берут маленькие ракушки мидии. Передние и задние лапки прикрепляют к туловищу (лягушонок прикрепляется к подставке в вертикальном положении, так лапки приобретают вид рук и ног). Рот окрашивают красной краской, глаза - натуральные ракушки циклопеса, на которых черной краской ставят точки-зрачки.

В дальнейших занятиях работа организуется аналогично предыдущим, поэтому будет рассмотрена и описана только последовательность изготовления поделок.

Зайка (рис. 68)

Цель

. Продолжать упражнять детей в классификации ракушек по размеру; совершенствовать навык соединения частей игрушки.

Материал и инструменты

: шесть ракушек кардиума (две большие, две средние, две совсем маленькие), три ракушки мидии (большая и две маленькие одинакового размера), ракушка верши маленькая, щетина (волос из щетки), краски, клей, лак, кисточка.

Последовательность изготовления игрушки. Вначале делают туловище. Для этого берут две большие ракушки, смазывают их по краям клеем и склеивают. Все ракушки мидии, используемые для изготовления зайки, должны быть темного цвета. Голову зайки склеивают из двух ракушек кардиума меньшего размера таким же способом, как и туловище. Затем берут большую ракушку мидии - это будет подставка - и к ней приклеивают туловище зайки. Немного отступив от места соединения туловища с головой, приклеивают передние лапки, сделанные из двух маленьких ракушек кардиума (они же служат подпоркой для головы). К туловищу приклеивают голову, на макушке мастерят ушки из двух маленьких, одинаковых по размеру ракушек мидии. Маленькая ракушка верши служит хвостиком, а два скрещенных волоска из щетки - усами. Глаза зайчику наносят густой краской красного цвета. Готовая игрушка лакируется.

Черный лебеденок (рис. 69)

Цель

. Продолжать учить детей создавать игрушку, опираясь на готовый образец и исходя из установленной последовательности работы; совершенствовать знания детей о свойствах ракушек; учить использовать знакомые виды ракушек для изготовления новых поделок; формировать аккуратность в работе.

Материал и инструменты

: большая черноморская ракушка верши, две ракушки мидии среднего размера и маленькая ракушка двустворчатой мидии, ракушка биттума, три ракушки кардиума (небольшие), семена цветов, пластилин, картон или пластмассовая пластинка, клей, краски, лак, кисточки.

Последовательность изготовления игрушки. Для туловища лебеденка берут ракушку верши и приклеивают ее к подставке, выполненной из окрашенного картона или пластмассы. Крылья приклеивают к туловищу симметрично из двух ракушек мидии среднего размера. Голова - маленькая двустворчатая ракушка мидии, на ней приклеивается клюв птицы (маленькая ракушка биттума), глаза - семена цветов. Длинная лебединая шея из пластилина соединяется с головой и туловищем, хвост - маленькая ракушка кардиума, а две такие же ракушки меньшего размера используют для лапок. Красками рисуют глаза, шею красят черной краской. Игрушку лакируют.

Петушок (рис. 70)

Цель

. Учить детей использовать рисунок игрушки в качестве образца; формировать самостоятельность в работе (подбор материала и его применение); воспитывать внимательность при выполнении операций.

(При изготовлении игрушек с опорой не на готовую поделку, а на ее рисунок можно показывать процесс ее изготовления, побуждая детей к самостоятельному использованию различных видов ракушек для создания игрушек.)

Материал и инструменты

: десять ракушек мидии разного размера (одна большая, две средние, две поменьше, четыре совсем маленькие), четыре ракушки кардиума (две большие и две маленькие), одна ракушка биттума, клей, краски, кисточки.

Последовательность изготовления игрушки. Для туловища берут две большие ракушки кардиума. Затем из двух маленьких ракушек кардиума делают голову, ее приклеивают к туловищу. Клюв птицы мастерят из одной ракушки биттума, а под ним приклеивают две маленькие ракушки мидии, разделенные в виде бородки. Для гребешка используют две ракушки мидии, склеенные вместе, их прикрепляют в верхней части головы. Из трех ракушек мидии можно сделать хвост: их располагают веерообразно, после чего приклеивают. Затем с двух сторон туловища приклеивают крылья. Когда поделка игрушки закончена, ее приклеивают к подставке из большой мидии. Гребешок и бородку петушку можно окрасить в красный цвет, после этого игрушку покрыть лаком.

Щенок Дружок (рис. 71)

Цель

. Упражнять детей в умении анализировать ход работы над игрушкой, используя ее изображение на картинке; закреплять умение оценивать результаты труда.

Материал и инструменты

: восемь ракушек кардиума (две большие, две средние, четыре маленькие), одна ракушка верши (небольшая), три ракушки циклопеса, картон или деревянный брусок, клей, краски, лак, кисточки.

Последовательность изготовления игрушки. Поделку начинают с туловища щенка. Для этого используют две большие ракушки кардиума; их по краям смазывают клеем и соединяют. Голову щенка мастерят также из двух ракушек кардиума среднего размера, соединяют их таким же способом. На голове приклеивают уши из двух маленьких ракушек кардиума, а глаза и нос делают из трех ракушек циклопеса. Затем голову приклеивают к туловищу, после этого игрушку укрепляют на подставке. Подставку делают из цветного картона или дощечки. Лапки из двух ракушек кардиума приклеивают к туловищу и подставке, из маленькой ракушки верши делают хвост. Игрушка готова, ее можно лакировать.

Страусенок (рис. 72)

Цель

. Совершенствовать умения мастерить игрушки из разнообразного природного и дополнительного материала; развивать познавательный интерес.

Материал и инструменты

: четыре ракушки кардиума (две большие, две среднего размера), сдвоенная ракушка мидии среднего размера, ракушка биттума, четыре ракушки венуса (две среднего размера и две маленькие), семена цветов, пластилин, лак, деревянная дощечка, кисточка.

Последовательность изготовления игрушки. Из двух ракушек кардиума большого размера делают туловище, края ракушек тщательно смазывают клеем и склеивают. Симметрично по бокам приклеивают ракушки венуса - крылышки. Затем мастерят голову из двух маленьких склеенных между собой ракушек кардиума среднего размера, прикрепляют нос - маленькую ракушку биттума, и глаза - цветочные семена. Голова и туловище соединяются с шеей-проволочкой, смазанной пластилином. После того как все части будут соединены, делают хвост. Для этого склеивают две ракушки мидии, хвост приклеивают к туловищу; ноги - проволочки, покрытые пластилином, также приклеивают к туловищу; ступни - две маленькие ракушки венуса - прикрепляют к подставке. Работа заканчивается лакировкой изделия.

Жираф (рис. 73)

Цель

. Познакомить детей с новым материалом - ракушкой черенка окаймленного; совершенствовать навыки работы с клеем; воспитывать творческое отношение к делу.

Материал и инструменты

: четыре ракушки кардиума (две большие и две маленькие), шесть ракушек венуса (маленьких), десять ракушек черенка окаймленного, две ракушки биттума (маленькие), солома, семена цветов, клей, лак, ножницы, кисточки.

Последовательность изготовления игрушки. Работа над игрушкой состоит из двух этапов. Вначале делают туловище из двух одинаковых ракушек кардиума. Для ног берут восемь одинаковых ракушек черенка окаймленного и попарно их склеивают. К концам получившихся ножек приклеивают по одной ракушке венуса. Все четыре ракушки должны быть одинакового размера. Затем каждую из ножек приклеивают к туловищу. У жирафа длинная шея, поэтому для ее изготовления берут две ракушки черенка окаймленного большого размера, соединяют между собой и с туловищем.

Затем делают голову. Для этого берут две ракушки кардиума и склеивают их между собой. На макушке головы прикрепляют уши - две маленькие ракушки венуса одинакового размера, а спереди - крохотные рожки из ракушек биттума. Глаза можно сделать из семян зорянки или же цветов. После этого голову соединяют с шеей и туловищем; хвост - соломинка, один конец которой разрезан вдоль на несколько частей.

Заканчивается работа лакировкой игрушки.

Мишка (рис. 74)

Цель

. Закреплять у детей навыки анализа образца-изображения и использования его при изготовлении поделки; воспитывать интерес к ручному труду.

Материал и инструменты

: две ракушки мидии (большие), шесть ракушек кардиума (две среднего размера и четыре маленькие), две небольшие ракушки венуса,


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.369 с.