Доходы населения и уровень жизни — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Доходы населения и уровень жизни



 

Народное благосостояние зависит от объемов валового национального дохода. Чем больше валовой национальный доход, тем выше в целом народное благосостояние. Однако это не дает ответа на вопрос, как распределено произведенное богатство, кому и сколько досталось, кто какое положение занимает в так называемой “социальной лестнице”, где каждый человек или социальная группа населения занимает особое место в соответствии с полученными доходами.

Уровень благосостояния каждого члена общества во многом определяется существующим механизмом распределения доходов. В основе этого процесса лежат распределительные отношения, т.е. отношения между людьми по поводу определения доли каждого члена общества в созданном продукте. Обычно в них выделяют собственно отношения распределения, связанные с определением доли каждого участника общественного производства в созданном продукте, и перераспределение, связанное с обеспечением доходами неработающих членов общества и решением других социально-экономических проблем. В процессе распределения образуются первичные доходы, а результатом перераспределения являются располагаемые доходы каждого члена общества.

Под доходом каждого субъекта понимается доля созданного в обществе национального дохода, которую он получает в зависимости от степени участия в национальном хозяйстве. Доходы населения могут существовать в двух формах в денежной и натуральной. Денежные доходы включают в себя денежные поступления от рыночного использования ресурсов и продажи производимой продукции. Натуральные доходы образуются вне рыночных отношений. Натуральные доходы – это натуральные поступления, главным образом продукция сельского хозяйства. Часть продукции сельского хозяйства непосредственно идет, минуя рынок, на внутреннее потребление граждан или в качестве оплаты труда натурой. Сюда же относятся некоторые социальные выплаты, распределяемые в виде товаров.

Различат два вида доходов: номинальные и реальные. Номинальный доход это денежная форма доли национального дохода, поступающая в личное потребление индивида. Реальный доход характеризует количество материальных благ и услуг, которое индивид может приобрести на свои денежные доходы. Его величина зависит от ряда факторов: размера денежных доходов, объема бесплатных и льготных услуг и от уровня цен на предметы потребления и тарифов на услуги, размера взимаемых налогов и др.



Доходы населения распадаются на первичные и располагаемые доходы. Первичные доходы – доходы собственников ресурсов. Они разбиваются на трудовые доходы, или доходы наемных лиц, ведущих хозяйство на основе личного труда, прежде всего заработная плата и доходы от собственности и предпринимательской деятельности, а именно рентные платежи, проценты, дивиденды, прибыль. Располагаемые доходы – доходы граждан, которые им достаются после вычетов и платежей (налоги, социальное страхование). Часть этих вычетов и платежей опять возвращается гражданам как социальные трансферты (пенсии, пособия, вспомоществование, социальные субсидии). Социальные трансферты включаются в личные располагаемые доходы. Именно личные располагаемые доходы характеризуют материальную обеспеченность населения.

Наиболее полный из них – совокупный располагаемый доход, включающий денежные и натуральные доходы. Но чаще всего используется показатель располагаемого денежного дохода, так как денежный доход составляет подавляющую долю совокупных доходов. В располагаемый денежный доход входит “очищенный” денежный доход, т.е. доход без налогов и вычетов, а также социальные трансферты. Вот такой доход и будет иметься в виду.

Широко используется при анализе материальной обеспеченности показатель дохода в расчете на семью. Он называется семейным доходом, а также среднедушевой доход, рассчитываемый на одного человека. Однако и тот и другой показатели – это номинальные показатели. Для того чтобы определить реальный доход, надо в первую очередь знать потребительскую корзину, или набор товаров и услуг, который можно приобрести на денежный доход. Если умножить цены на товары и услуги, входящие в потребительскую корзину, то таким образом узнаем какова стоимость жизни. Особое внимание уделяется стоимости жизни на уровне прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – это потребительская корзина, обеспечивающая уровень жизни, необходимый для сохранения здоровья человека и его нормальной жизнедеятельности. В потребительскую корзину входит минимальный продуктовый набор, обеспечивающий необходимое количество калорий и поддерживающий здоровье людей в нормальном состоянии. Этот набор продуктов дифференцируется по демографическим показателям и природным условиям проживания людей.



В потребительскую корзину входит также минимум непродовольственных товаров и услуг с использованием нормативов потребления.

При международных сопоставлениях уровень жизни измеряется с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно – индекс человеческого развития (ИЧР). Он рассчитывается по трем важнейшим индикаторам: долголетие, или средняя продолжительность жизни; образование, или доля грамотных в населении; размер ВВП на душу населения. Этот индекс рассчитывается ООН. Согласно последним докладам ООН, Россия занимает место в восьмом десятке стран в рейтинге 173 стран, т.е. входит в число стран с невысоким уровнем человеческого развития.

Итак, страны с рыночной экономикой сталкиваются с серьезной проблемой – проблемой бедности, которая в национальном аспекте находит своё выражение в том, что значительная часть населения живет ниже прожиточного минимума, а в межнациональном аспекте выстраивается ряд стран относительно богатых и относительно бедных. И в том и в другом аспектах проблема бедности вызывает социальную и даже политическую напряженность. Дело может дойти до сильных общественных потрясений, что отрицательно скажется на экономическом развитии страны. Поэтому государство должно разработать меры, противостоящие такому ходу событий. Совокупность таких мер определяет программы борьбы с бедностью.

Бедность— это экономическое состояние людей, когда они не имеют минимума (по нор­мам страны) средств существования.

Число бедныхизменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране. Профиль бедностисвязан со статусом занятий населения. Больше всего бедных среди лиц престарелого возраста, нетрудоспособных и больных, женщин и детей.

Выделяют индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни.В интегральные индикаторы (показатели) уровня жизнивключают:

- реальную заработную плату;

- реальные доходы населения;

- доходы от вторичной занятости;

- доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства;

- дивиденды (по акциям и облигациям);

- проценты по вкладам населения;

- пенсии, пособия, стипендии. - показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам);

- показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, комму­нально-бытовыми удобствами.

Среди частных индикаторов выделяют:

- натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребле­ния, обеспеченность теми или иными благами;

- стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных по­требностей и их динамику; группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплату жилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т. д.

Под качеством жизни населенияпонимается совокупность показателей, характери­зующих материальное, социальное, физическое, культурное и духовное благосостояние населения данной страны.

Отдельные стороны качества жизнихарактеризуют частные индикаторы. Кним от­носятся:

- социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика забо­леваемости, рождаемости, смертности, естественного прироста);

- экономическая активность населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины);

- социальная напряженность (участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности);

- развитие социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение, культуру в ВВП, количество учащихся и студентов, включая обучающихся бесплатно и платно, среднее число студентов и учащихся на одного преподавателя);

- экологические показатели (содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания; доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природ­ных ресурсов).

 

 

16.2. Неравенство в доходах.
Кривая Лоренца и коэффициент Джини

Важной проблемой стран с рыночной экономикой является неравенство в доходах. Чрезмерное неравенство в доходах, так же как и наличие обширных зон бедности, может привести и приводит к тяжелым социальным конфликтам и экономическим потерям. Надо сказать, что забастовки и революции приводили к значительным экономическим потерям, когда огромные массы людей не имели работы, а заводы, фабрики, транспорт простаивали. Логика экономической истории привела к осознанию того, что гораздо выгоднее и спокойнее осуществлять программы борьбы с бедностью и неравенством в доходах, так как затраты на эти программы, безусловно, меньше тех экономических потерь, которые являются следствием социальных взрывов.


Таблица 16.1.

Распределение населения России по величине среднедушевых денежных доходов(в процентах)

 
Все население в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.:
до 4000,0 7,4
4000,1-6000,0 11,1
6000,1-8000,0 16,9
8000,1-10000,0 10,4
10000,1-15000,0 20,4
15000,1-20000,0 13,3
20000,1-30000,0 14,1
Свыше 30000,0 13,0

 

Социальное положение и уровень жизни населения России, 2010


Существует ряд приемов и статистических методов измерения неравенства в доходах, дающие возможность судить, как распределяются доходы населения и какова шкала их различий между разными социальными группами.

Всё население по своей численности разбивается на пять групп по семейному доходу. Если численность населения принять за 100%, то каждая из групп составляет 20% населения. Группы ранжируются по уровню семейного дохода от низшего к высшему. Каждая из групп характеризуется своей долей в процентах в национальном доходе страны

Соотношение долей в национальном доходе крайних групп семей, т.е. низшей и высшей групп, дает количественное измерение неравенства в доходах. Общественно приемлемым соотношением считается 1 : 4 или 1 : 5, т.е. разрывы в доходах не должны превышать четырех – пяти раз. В 2009 году в Росси доходы пятой группы населения (с наибольшими доходами) превышали доходы первой группы (с наименьшими доходами) в 16,7 раза.

Построение кривой Лоренца

Кривая Лоренца строится на диаграмме, которая имеет форму квадрата, одна сторона которого фиксирует группы семей по уровню дохода, а другая – доли этих семей в национальном доходе (рис. 16.1.). Диагональ ОЕ – линия равенства в распределении доходов, когда каждая из групп семей имеет одинаковую долю в национальном доходе. Кривая Лоренца будет характеризовать неравенство в распределении доходов.


 

 


Рис. 16.1. Кривая Лоренца

 


Чем ниже будет располагаться кривая Лоренца OABCDE, т.е. чем дальше она будет удаляться от линии равенства OE, тем больше различия в доходах, и наоборот.

Кривая Лоренца устанавливает положение семей на данный момент, при этом семьи по своему социальному статусу можно разделить на группы: бедные, богатые, семьи, занимающие промежуточное положение, - средний класс. Социальное неравенство уменьшается, если доля среднего класса в национальном доходе возрастает. На социальное положение семей оказывает влияние экономическая мобильность, или возможность перехода из одной группы в другую, т.е. перехода семей из низшей группы по доходу (бедных семей) в высшую группу по доходу (богатые семьи) и наоборот. Экономическая мобильность изучается за достаточно длительный промежуток времени, за одно-два поколения (одно поколение 20-25 лет). Если всё количество семей принять за 100%, то изменение в процентном соотношении бедных и богатых семей определит их экономическую мобильность. Допустим, если за рассматриваемый период 90% бедных семей не изменили свой социальный статус, а 10% их переместились в группу богатых семей или, наоборот, 90% богатых семей не изменили свой социальный статус, а 10% их переместились в группу бедных семей, то такие соотношения 10:90 у бедных семей и 10:90 у богатых семей свидетельствуют о низкой экономической мобильности. При соотношении 50:50 достигается абсолютная экономическая мобильность.

Коэффициент Джини

На диаграмме площадь треугольника OEF характеризует абсолютную сумму равенства в распределении доходов. Площадь фигуры, расположенной между диагональю OE и кривой Лоренца OABCD, характеризует абсолютную сумму неравенства в распределении доходов. Соотношение площадей, фиксирующих абсолютную сумму неравенства к абсолютной сумме равенства, дает коэффициент Джини. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенство в доходах и наоборот. Как правило, богатые страны имеют низкий коэффициент Джини: Япония 0,270, Швеция 0,291, Германия 0,250. Относительно высокий коэффициент Джини имеют такие страны, как Россия 0,422, Бразилия 0,565.

Более точный анализ неравенства в доходах производится с помощью децильного коэффициента: выделяют не 5 групп семей, как в примере, а 10 групп с 10%-ной численностью населения. Децильный коэффициент в 2009 году в России составлял 7,5.

16.3. Социальная политика, её содержание и основные направления. Особенности социальной политики в аграрном секторе экономики России

 

Каждый член общества имеет право на жизнь, соответствующую нормальным условиям его деятельности. Обеспечение и реализация этого права образует основное содержание социальной политики государства. Государство каждый раз стоит перед дилеммой: как распределить созданные в обществе материальные блага и предоставить каждому его члену возможность нормальной жизни. Центральная проблема социальной политики состоит в том, чтобы реализовать справедливое распределение доходов в обществе. Существует несколько концепций справедливого распределения доходов. Рассмотрим некоторые из них и определим выбор той или иной концепции, которая определит также и выбор стратегии социальной политики.

Концепция уравнительного распределения. Согласно этой концепции, должно быть равенство всех групп семей в распределении доходов. Несмотря на внешнюю привлекательность уравнительного распределения, его реализация приведет к тому, что энергичные и хорошо работающие люди будут получать одинаковые доходы с менее энергичной и плохо работающей частью населения. Это неизбежно подорвет стимулы работников, в конечном счете, дезорганизует процесс производства и уменьшит совокупные доходы общества. Однако принцип уравнительного распределения вполне применим там, где речь идет о нетрудоспособной части населения или о работниках, потерявших работу по независимым от них причинам. Но и тут этот принцип распределения вызывает отрицательные последствия, связанные с социальным иждивенчеством.

Концепция рыночного распределения. Согласно этой концепции, распределение доходов будет справедливым, если оно осуществляется исходя из законов рыночной организации производства и соответственно участию собственников ресурсов в образовании доходов. Рыночный принцип распределения способствует активизации стимулов и конкуренции, а, следовательно, и увеличению производства материальных благ. Однако это не исключает, а может даже усилить разделение общества на богатых и бедных. К тому же он оставляет в стороне безработных и нетрудоспособных. В этом заключается главный недостаток рыночного распределения, он может привести к сильной дифференциации доходов и общественным кризисам.

Концепция максимизации благосостояния наименее обеспеченных семей. Эта концепция получила наибольшее признание и распространение. Она положена в основу определения стратегии социальной политики как стратегии борьбы с бедностью. Инструментами этой стратегии являются налоги, включая социальные выплаты, и трансферты.

Налоги и социальные выплаты создают для государства необходимые финансовые ресурсы для осуществления социальных программ. Налоговая политика здесь идет по линии применения прогрессивного подоходного налога, увеличения налога на прибыль корпораций и налога на наследство, уменьшения или снятия налогов с низкооплачиваемых категорий работников и бедных семей. Накопленные финансовые ресурсы государство расходует на трансферты (пенсии, пособия безработным, помощь нетрудоспособным и т.д.). Трансферты, следовательно, это – переводы части доходов общества главным образом в виде налоговых сумм, идущих на социальные нужды.

Стратегия борьбы с бедностью – своего рода компромисс между уравнительным распределением, который проявляется в трансфертах, и рыночным распределением как базовым распределением, но скорректированным через налоговую систему. Она имеет свои недостатки и достоинства. Недостатки обусловлены тем, что трансферты искажают и ослабляют стимулы к труду и предпринимательской деятельности, могут породить социальное иждивенчество. С другой стороны, имеются и большие достоинства, которые, по-видимому, перевешивают недостатки. Устраняются или уменьшаются потери от забастовок. Создаются более благоприятные условия для развития личности и развития её способностей.

Социальная политика проводится в следующих направлениях: занятость населения, социальное страхование, социальная помощь, доступность социальных благ. Последние три направления объединяются под общим названием: социальная защита.

Занятость населения. Основная часть работающего населения относится к наемным работникам или мелким предпринимателям. Суть социальной политики в сфере занятости состоит в том, чтобы предоставить каждому рабочее место или сферу деятельности, которая приносила бы ему достойный доход. Разрабатываются программы, направленные на создание рабочих мест для лиц наемного труда. Во всех странах существуют особые программы помощи мелким предпринимателям, которые разрабатываются на базе государственных субсидий.

Воздействие на занятость государство осуществляет через активную инвестиционную политику, создание благоприятного климата для инвестиционной деятельности как отечественных, так и зарубежных фирм. Государство может напрямую воздействовать на приём новых работников фирмами, предлагая им либо субсидии на заработную плату, которые возмещают издержки по приёму новых работников, либо налоговые льготы, которые оставляют фирмам больший размер производимого дохода. Все эти меры стимулируют увеличение количества рабочих мест, особенно тогда, когда государство стремится обеспечить занятость среди молодежи.

Во многих странах работают государственные службы занятости. Они оказывают помощь при поиске работы, организуют учебу безработных, выплачивая им пособия. Одна из функций этих служб – оказание финансовой и другой помощи в организации вновь создаваемых фирм и предприятий.

Социальное страхование. Социальная защита населения в сфере страхования производится тогда, когда возможны социальные риски. Отметим самые важные социальные риски: утрата трудоспособности по старости, временная нетрудоспособность, несчастные случаи на производстве, утрата работы, потеря кормильца в семье.

Самые большие выплаты по социальному страхованию – пенсии. В состав пенсий включаются пенсии трудовые (по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца); социальные пенсии; пенсии для военнослужащих и их семей.

Значительная часть страховых средств идет на выплаты по временной нетрудоспособности (по болезни, по беременности и родам и др.). Сюда входят затраты на санаторно-курортное лечение.

Страхование социальных рисков осуществляется по случаю утраты работы. Оно производится в форме пособий по безработице.

Финансовым источником страхования является страховые взносы работников и работодателей, которые могут быть обязательными и добровольными.

Социальная помощь предназначена для оказания поддержки той части населения, которая в ней нуждается. Поэтому главная отличительная черта социальной помощи состоит в её адресности. Социальная помощь оказывается семьям с низкими доходами, в связи с ухудшением здоровья членов семьи, дополнительными расходами, вызванными рождением ребенка и т.д. Социальная помощь предоставляется в различных формах: социальных выплат, пособий, льгот, дотаций.

Доступность социальных благ. К числу базовых социальных благ относятся образование и медицинские услуги. Особенность этого направления социальной защиты состоит в том, что она включает в сферу своего действия всех граждан страны. При этом главное внимание государство должно уделить гражданам с низкими доходами, создавая для них возможность получения образования и медицинских услуг.

Особенности социальной политики в аграрном секторе экономики России

Рыночные преобразования в России привели к необходимости разработки и реализации новой социальной политики, предусматривающей решение наиболее острых социальных проблем и возможность повышения доходов основной массы населения. Это особенно актуально для жителей села, так как в большинстве сельских поселений социальная инфраструктура находится на низком уровне и средняя заработная плата сельских тружеников значительно ниже, чем у других категорий работников. Для создания благоприятных условий жизни на селе была разработана и принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» с продолжением программных мероприятий до 2012 года включительно. Важнейшим разделом этой программы является формирование условий устойчивого развития сельских территорий на период 2008-2012 гг. Одним из направлений развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя:

- мероприятия по повышению уровня социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

- мероприятия поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов (220 населенных пунктов).

Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни населения, а также улучшение социально-демографической ситуации в сельской местности.

Общий объем финансирования Программы в 2008-2012 годах за счет средств федерального бюджета составит 551,3 млрд. рублей.

 

Основные термины и понятия

Семейные доходы.

Неравенство в доходах.

Кривая Лоренца.

Коэффициент Джини.

Прожиточный минимум.

Бедность.

Социальная защита.

 

Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля

1. Доходы и источники их формирования

2. Что такое прожиточный минимум и как он определяется?

3. Как измерить неравенство в доходах?

4. Что такое экономическая мобильность населения?

5. Каково содержание основных концепций распределения?

6. Что понимается под бедностью и чертой бедности?

7. Что такое трансферты?

8. Назовите основные направления социальной политики.

9. Формы социальной защиты.

10. Каковы особенности социальной политики в аграрном секторе экономики России?

 

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.023 с.