Работой по лечению и улучшению зрения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Работой по лечению и улучшению зрения

2017-07-25 174
Работой по лечению и улучшению зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многими отечественными учёными отмечается, что именно специализированный детский сад наиболее реально решает задачи сочетания коррекционно-педагогической помощи с лечением детей, имеющих нарушения зрения.

Одним из наиболее важных преимуществ лечения косоглазия и амблиопии в ДОУ для детей с нарушением зрения является то, что ребёнок окружён воспитателями и тифлопедагогом, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживая интерес ребёнка к лечению. Кроме того, дети в СДОУ находятся в щадящих условиях, исключающих психическую травму (насмешки сверстников), при строгом соблюдении режима дня; в детском саду имеется возможность проводить, наряду с офтальмологическим лечением, общие оздоровительные мероприятия, что позволяет добиться высоких результатов. Важно и то, что ребёнок, помещённый в специализированный детский сад, должен ежедневно затрачивать определённое время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети массового ДОУ. Эта проблема в значительной степени решается путём сочетания лечебных офтальмологических мероприятий с педагогическими занятиями, направленными на восстановление функций зрения.

Восстановление бинокулярного зрения обречено на неудачу, если у человека нет желания добиться успеха. В связи с этим возрастает значение тифлопедагога и воспитателя в воздействии на результат восстановления зрения.

Зная особенности патологии органов зрения, будучи знакомыми с принципами воздействия на неё, понимая зрительные возможности ребёнка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, поддерживая в ребёнке интерес к лечению, убеждая его в наличии положительного результата, педагоги становятся участниками возвращения детям возможной полноты зрительных функций.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным лечением на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.

Направленное обучение и воспитание строится из пропедевтических курсов, предусматривающих формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и формирование компенсаторных форм ориентации за счёт развития сохранных анализаторов, речи и мышления.

Задачи лечебного процесса, включая задачу снятия побочного влияния медицинских процедур на психику ребёнка, решаются в процессе всей коррекционно-педагогической работы. Знание зрительных возможностей ребёнка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения.

Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществляется в дидактических играх, в процессе занятий лепкой, рисованием, физкультурой. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т.д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется с врачом-офтальмологом.

Все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребёнку. Пособия и материалы, предлагаемые детям, должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребёнка (см. таблицу 5).

Таблица 5

Характер учебно-наглядных пособий, рекомендуемых для

лечения косоглазия и амблиопии у детей дошкольного возраста

Характер пособий для детей в возрасте 3-4 лет для детей в возрасте 3-4 лет
при остроте зрения 0,01 – 0,3 при остроте зрения 0,4 – 1,0 при остроте зрения 0,01 – 0,3 при остроте зрения 0,4 – 1,0
цвет Оранжевый, красный, зелёный и их оттенки Разнообразный Жёлтый, красный, зелёный и их оттенки Разнообразный
размеры Больше 2 см Меньше 2 см До 2 см Разнообразные
форма Разнообразная Объёмная Разнообразная Объёмная

 

Обучение и воспитание в ДОУ III-IV вида направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также подготовку детей к обучению в школе. Успешность достижения этих задач зависит от решения их во взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т.к. неполноценность первого обусловливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в СДОУ является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идёт формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула даёт хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций.

Большое внимание педагоги уделяют подготовительным упражнениям, которые они проводят совместно с медицинскими сёстрами, особенно перед началом лечения на медицинских аппаратах. Так, при исправлении косоглазия на синоптофоре детей предварительно знакомят с изображениями, которые предъявляются на нём. Проводятся игры и упражнения следующего типа: «Подбери пару», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изображения в одно» и др.

По рекомендации врача-офтальмолога в периоды восстановительного лечения педагоги проводят с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций.

Так, например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи-офтальмологи рекомендуют такие упражнения, как нанизывание бус, обводка через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т.д.

Маленьким детям для обводки даются простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко, флажок и т.д.), детям по старше – сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Очень интересны задания на рассматривание, обводку картинок через освещённый экран.

Во все общеобразовательные занятия индивидуально включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Используются следующие дидактические игры и упражнения «Найди различия в предметах (рисунках)», «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое» и др. В период плеоптического лечения детей младшего возраста рекомендуется использовать игры с матрёшками, пирамидками, игрушками-вкладышами.

Нанизывание бус, шаров, плетение следует использовать с игровым компонентом: «Кто скорее нанизает шары», «Наряди куклу в бусы» и др.

В работе с детьми применяются следующие приёмы: воспроизведение по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета.

Шнуровку можно внести в одежду кукол, т.к. такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки.

Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрёшки, пирамидки, разрезные лото и т.д.), заставляет детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания.

Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты, в которых содержание картинок может быть разнообразным.

Дидактические игры и задания подбираются для детей индивидуально (в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы). Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. При этом детям не следует предлагать работу со слишком мелким материалом. Например, нанизывание бисера представляет для детей дошкольного возраста большую сложность.

Для активизации зрения детей с косоглазием в период плеоптического лечения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с карманным фонариком: «Где зажёгся фонарик?», «Проследи за огоньками» и др.

На занятиях в качестве физминуток можно предложить задания типа: «Сколько раз включилась настольная лампа?», «Где горит огонёк?» и т.д.

На занятиях по изобразительной деятельности много внимания уделяется формированию реальных представлений, выделению признаков предметов, чтобы дети затем смогли отобразить в своих рисунках. Психофизиологические методы восстановления зрения (светостимуляция, предъявление изображений на световом табло и др.) сочетаются с Психолого-педагогическими методиками.

Хорошо использовать в этот период лечения рассматривание цветных слайдов и диафильмов. Дети могут рассматривать изображения животных, птиц, сюжетных картинок из сказок и т.д. При этом важно, чтобы дети рассказывали о том, что они видят на картинках.

Детям можно предложить игру «Кто с какой игрушкой играет». Даются вырезанные фигурки детей в движении (прыжки, бег, ходьба и др.) и предметы, с которыми эти дети совершают определённые действия (девочка со скакалкой, с мячиком; мальчик едет на самокате и др.). Детям надо рассмотреть, а затем определить, для какого движения характерна данная поза, найти игрушку, с которой играет ребёнок.

В задании «Выложи такой же рисунок» (на фланелеграфе) даётся образец рисунка в нескольких планах (1 – 3 плана). Дети должны на фланелеграфе воспроизвести из вырезанных изображений рисунок.

В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная перенагрузка, пособия и материалы даются более крупного размера.

Каждый педагог, если ему известны состояние зрения детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях. Например, если на занятиях по ФЭМП формируется понятие широкое – узкое, длинное – короткое, можно предложить дошкольникам в зависимости от величины объекта (машина, гусеница, ослик) нарисовать дорожки соответствующей величины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с этим заданием, предлагается выбрать из набора лент ленты разной ширины и соответствующего размера. В таких заданиях активно упражняется зрение, что способствует лечебно-восстановительному процессу.

В период ортоптического лечения косоглазия с дошкольниками важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или чёрной бумаги точные копии этих нарисованных изображений. Дети должны наложить их на нарисованные изображения.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры и задания типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель», «Позвони в колокольчик», «Набрось кольцо» и др.

В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки» и др., а также игры с различными конструкторами, мозаиками. При игре упражняются глазомерные функции, дети учатся соизмерять разные по величине предметы, выделять расстояние между предметами и объектами.

Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удалённости, протяжённости пространства имеются в подвижных играх, в играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие способствуют активизации и формированию стереоскопического видения.

Зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

В целом все предлагаемые детям игры, задания, упражнения должны быть осознанными и направленными на активизацию и тренировку зрительных функций.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.