Оборудование, методы и средства — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Оборудование, методы и средства

2017-07-25 1354
Оборудование, методы и средства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оборудование

В СДОУ для детей с нарушениями зрения используется разнообразное оборудование, способствующее решению педагогических и лечебных задач. Так, групповые комнаты и кабинеты, в которых проводятся общеразвивающие и коррекционные занятия, должны быть оборудованы необходимыми предметами мебели (столы и стулья), должна иметься доска, фланелеграф светлой окраски. Кроме того, обязательно наличие учебно-наглядных пособий и игрушек, способствующих развитию зрения: разноцветные кубики с картинками, мозаика разной окраски, величины и формы, куклы в яркой одежде и т.д. Чем ниже острота зрения, тем большие по размеру игрушки и предметы предлагаются детям.

Для плеоптического и ортоптического лечения в СДОУ для детей с нарушенным зрением используется следующее медицинское оборудование: таблицы для исследования остроты зрения, синоптофор, локализатор-корректор, глазной мускулотренер, конвергенцтренер, хейроскоп и др.

Представим краткую характеристику некоторого медицинского оборудования.

Синоптофор – один из сложных офтальмологических приборов, стимулирующих подвижность глаз. Суть упражнений на данном приборе заключается в движении глаз с целью непрерывного слежения за объектами. Упражнения проводят по 10-15 минут ежедневно. Курс лечения (до и после операции) состоит из 100-120 сеансов с перерывами, определяющимися для каждого ребёнка индивидуально.

Локализатор-корректор способствует закреплению центральной фиксации. Прибор представляет собой низкий металлический ящик, верхом которого попеременно служат то панель с отверстиями (в этом случае он используется как локализатор), то металлические пластины с рисунками (превращающие его в корректор). В процессе упражнений на локализаторе дети, пользуясь только амблиопичным глазом, закрывают указательным пальцем попеременно освещающиеся изнутри отверстия ящика (при этом яркость ламп постепенно убывает). Упражняясь в коррекции, ребёнок обводит электрокарандашом рисунок на пластинах. Когда карандаш сходит с линии, раздаётся звуковой сигнал (зуммер). Длительность упражнений – 15 минут ежедневно.

Конвергенцтренер необходим для обеспечения лучшей конвергенции глаз. Задача заключается в том, чтобы следить за светящимся объектом, который плавно приближается с расстояния 1 м к переносью. Как только один глаз перестаёт фиксировать световой объект, последний выключают и упражнение повторяют сначала. Всего проводится 30 сеансов (1 раз в день по 5-10 минут).

Хейроскоп обеспечивает восстановление одновременного и бинокулярного зрения. Оптическая система прибора снабжена линзами + 7, +8, установленными на межзрачковом расстоянии. К прибору приложен комплект рисунков. Ребёнок, изучая с помощью здорового глаза установленный в кассете рисунок, одновременно под контролем амблиопичного глаза воспроизводит его на чистом листе бумаги.

 

Методы

В работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, применяются как педагогические, так и медицинские методы.

Педагогические методы

В педагогике существуют различные определения метода обучения. Отечественные тифлопедагоги Виталий Павлович Ермаков и Гурий Александр Якунин предлагают следующее определение метода обучения. Метод обучения – это упорядоченные способы взаимодействия деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования с учётом состояния здоровья обучающихся.

В науке существуют различные классификации методов обучения

1) по источникам, из которых дети получают знания (словесные, наглядные, практические);

2) по характеру дидактических задач, решению которых служат методы (методы приобретения новых знаний, закрепления знаний, формирования умений и навыков, проверки и оценки знаний);

3) по характеру преобладающей деятельности педагога и детей (методы изложения знаний педагогом, методы самостоятельной работы детей.)

Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей.

Остановимся на характеристике и специфике применения традиционных методов обучения в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

К словесным методам обучения относятся следующие: беседа, рассказ педагога, работа с печатными текстами и иллюстрациями, учебные радио- и телепередачи и др.

Словесные методы обучения являются основными. Однако словесные пояснения предъявляются частями, чередуясь с выполнением детьми тех или иных действий. Поэтапность в подаче и объяснении материала облегчает детям усвоение практических навыков, способствует фиксации отдельных этапов работы, осмыслению её процесса и умению рассказывать о ней.

К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения за окружающими предметами и явлениями, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т.п.).

В работе с детьми, имеющими нарушения зрения (особенно при тотальной слепоте) наглядные методы имеют определённые ограничения, т.к. дети не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрируемые предметы, процессы и явления.

К практическим методам относят дидактическую игру, различные упражнения, изобразительную и художественную деятельность и др.

Практические методы способствуют предупреждению формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью чувственного опыта; формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности.

В целом для глубокого усвоения знаний детьми рекомендуется сочетать слово, образ и практическое действие, давать их во взаимодействии друг с другом, чтобы знания служили руководством к действию, а словесные приёмы обучения играли при этом регулирующую, направляющую роль и способствовали коррекции нарушенных функций.

Медицинские методы

В числе медицинских выделяют методы диагностики и коррекции нарушенной функции зрения. Различают основные и вспомогательные методы лечения. К основным относятся следующие: 1) прямая окклюзия (из акта зрения выключается ведущий, лучше видящий /некосящий/ глаз), 2) локальный засвет макулы. В число вспомогательных методов входят общий засвет заднего полюса сетчатки, занятия на локализаторе-корректоре, упражнения на хейроскопе и макулотестере и др.

Кратко охарактеризуем основные методы лечения.

Прямая окклюзия рекомендуется при всех видах амблиопии, независимо от возраста ребёнка и состояния зрительной фиксации. (Амблиопия – это понижение остроты зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающимися видимыми анатомическими изменениями). Исключение составляют дети с нистагмом, которым окклюзия либо совсем не назначается, либо назначается не более чем на 2-3 часа ежедневно, в зависимости от степени нистагма.

После устранения амблиопии прямая окклюзия заменяется попеременной. А когда острота зрения амблиопичного глаза закрепляется на уровне возрастной нормы (см. таблицу 4), вместо попеременной предписывается периодическая окклюзия – последний этап в этом курсе. Острота зрения обоих глаз и состояние зрительной фиксации проверяются через неделю.

 

 

Таблица 4

Возрастные нормы остроты зрения

Возраст детей Острота зрения
1 неделя 0,004 – 0,02
1 месяц 0,008 – 0,03
3 месяца 0,05 – 0,1
6 месяцев 0,1 – 0,3
1 год 0,3 – 0,6
2 года 0,4 – 0,7
3 года 0,6 – 1,0
4 года 0,7 – 1,0
5 лет 0,8 – 1,0
7 лет 0,9 – 1,0
8-15 лет 0,9 – 1,0

 

Лечение локальным засветом на большом безрефлексном офтальмоскопе со специальным устройством, разработанным Э.С. Аветистовым (1950), производится одновременно с прямой окклюзией. Оно состоит из 120 сеансов (по 1-2 в день). Через каждые 3 – 3,5 лечебных недели устраивается перерыв, длящийся, в зависимости от состояния ребёнка, от 2 до 7 дней. Комбинированное лечение (совместно с прямой окклюзией) даёт высокий эффект за сравнительно короткий срок.

 

Средства

В образовательных учреждениях III-IV вида используют педагогические и медицинские средства коррекции нарушений зрения.

Так, применение наглядности выступает как специфическое средство развития познавательных возможностей и эстетического воспитания, служит источником новых знаний и формирования представлений об окружающем мире. При этом предпочтение отдаётся натуральным, естественным для ознакомления и исследования объектам и предметам. Подготовка наглядных пособий осуществляется с учётом программных и лечебно-офтальмологических требований. В соответствии с педагогическими и лечебными задачами средства наглядности должны быть занимательными. Кроме того, для работы с детьми, имеющими нарушения зрения, подходят не все наглядные пособия, использующиеся в массовых ДОУ. Так, например, в работе со слабовидящими детьми не следует использовать слишком маленькие по размеру пособия, а также предметы с блестящей поверхностью; стилизованные изображения с недостаточно чётким контуром чрезвычайно затрудняют процесс зрительного восприятия. Поэтому наглядные пособия для целесообразно увеличить в 1,5 раза, по сравнению с общепринятыми. Кроме того, должен быть использован разнообразный раздаточный материал, позволяющий каждому ребёнку рассматривать изображение на оптимальном расстоянии от глаз.

Для слепых применяются наглядные пособия, которые дети могут познавать главным образом с помощью осязания. К ним относятся природные объекты, муляжи, макеты, схемы и др. Важную роль в обучении слепых играют приборы и приспособления, преобразующие оптические сигналы в звуковые и тактильные (звукооптический щип, фотоэлектрический сигнализатор и др.). Слабовидящие детьми воспринимают наглядные пособия зрительно при определённых размерах, окраске, насыщенности цвета, контрастности объекта с фоном и других качествах этих пособий, отвечающих требованиям охраны зрения. Так, рисунки, схемы, предъявляемы дошкольникам со зрительной депривацией, должны иметь ограниченное количество знаков. Хорошо воспринимаются слабослышащими яркие, контрастные, цветонасыщенные изображения невысокой композиционной сложности. Для частично видящих используются средства наглядности, доступные для бисенсорного восприятия (использование осязания и остаточного зрения).

Применение специальных, правильно подобранных средств наглядности ведёт к снижению зрительного утомления и поддержанию общей работоспособности.

В работе с детьми, имеющими нарушения зрения, используются также технические средства обучения и коррекции. К ним относят аудиовизуальные средства (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы), персональные компьютеры, лупы (ручные, опорные, стационарные), очки, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля.

Остановимся на характеристике некоторых технических средств обучения и коррекции зрения.

Так, при обучении слепых используются компьютеры, оснащённые дополнительной специфической периферией: 1) клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с буквенным или цифровым изображением услышать, какая клавиша нажата, и в случае обнаружения ошибки внести соответствующие исправления; 2) печатающим устройством, выводящим текст по системе Брайля.

Очки как средство коррекции улучшают зрение, создают нормальные условия для развития и работы глаз. Они ликвидируют несоответствия в аккомодации и конвергенции, сопровождающие дальнозоркость и близорукость, способствуют развитию бинокулярного зрения. Важно, чтобы очки были правильно надеты, оправа хорошо подобрана к лицу, расстояние между центрами стёкол было равно расстоянию между зрачками ребёнка. Небрежно надетые очки не оказывают нужного воздействия, как и нерегулярное пользование ими (снимают очки только перед сном и во время умывания). Нельзя снимать очки во время общих заболеваний, особенно если ребёнок страдает косоглазием, т.к. это приводит к ухудшению зрения и развитию рецидива. Стёкла очков следует периодически менять, т.к. с возрастом преломляющая сила глаз претерпевает изменение. Срок пользования очками определяется врачом-окулистом ДОУ. Повторный осмотр детей после получения очков производится через 3-4 месяца, а затем 1 раз в 6 месяцев. Приобретение и ремонт очков производятся за счёт родителей. Каждый ребёнок обязан иметь 2 пары очков (одна пара запасная).

В целом в ДОУ для детей с нарушениями зрения используются как общие, так и специфические методы, средства обучения, а также оборудование. Однако применение первых (общих) имеет определённые особенности.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.