Обучение толерантности в средней школе — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Обучение толерантности в средней школе

2017-07-25 160
Обучение толерантности в средней школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л.М. Салахова

Деловая игра «Как противостоять нетерпимости?»

Методические рекомендации: Данное занятие рекомендуется проводить в течение двух часов. Первая часть занятия будет носить теоретический характер, вторая — практический. Для выполнения практической части и ее презентации требуется время для подготовки.

Цель: С оздание условий для мотивированного противостояния нетерпимости в обществе и стимулирование учащихся к активным гражданским действиям против проявлений нетерпимости.

Задачи:

· актуализировать знания по толерантности и различным видам нетерпимости в обществе;

· развивать навыки командной работы;

· предоставить возможность воплотить на практике гражданские решения, проекты, стратегии и проверить их жизнеспособность;

· содействовать развитию активной гражданской позиции учащихся.

Часть первая

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему урока, поясняет цели, вводит понятие «гражданская акция», «гражданские действия», дает краткую информацию о гражданских акциях, приводит примеры гражданских акций.

Затем актуализируются основные понятия: «толерантность», «нетерпимость», виды нетерпимости.

Класс делится на равные группы (5—6 человек). Перед группами ставится задача:

- Составьте список проявлений нетерпимости и методом ранжирования определите, какие проявления нетерпимости наиболее болезненны для современного российского общества».

В течение 5 минут группы работают самостоятельно. После этого каждая группа представляет свой список классу, объясняя, почему на первое место они поставили ту или иную проблему. Составляется список наиболее острых проявлений нетерпимости в российском обществе.

Путем жеребьевки определяется проблема для каждой группы и ставится новая задача: «Необходимо продумать проект гражданской акции «Как противостоять... (например, ксенофобии, шовинизму, нетерпимости к инакомыслящим и т.п.)» и этот проект воплотить в жизнь на следующем занятии, привлекая к своей акции остальных учащихся класса».

Учащимся предлагается следующий алгоритм самостоятельной работы по подготовке гражданской акции:

1. Соберитесь все вместе и обсудите идеи по проведению акции. Постарайтесь обсудить каждую идею и выберите самую оптимальную на взгляд всей группы. Предлагаемые идеи записывайте, избегайте критики идей.

2. После определения идеи для ее воплощения в проект ответьте на вопросы:

Что должно быть сделано?

Как это должно быть сделано?

Какие ресурсы понадобятся?

Кто это будет делать?

Будет ли акция общественно значимой и привлечет ли к себе внимание?

3. Распределите роли по реализации идеи. Например, если вы решите привлечь внимание общества к проблеме путем листовок, определите, кто придумывает текст к листовкам, разрабатывает их дизайн, рисует, размножает, развешивает и т.п.

4. Перед презентацией проекта назначьте встречу и проверьте готовность группы. На любом этапе вы можете воспользоваться помощью учителя.

Часть вторая

Второе занятие будет состоять из двух этапов: презентация проектов и обсуждение представленных проектов гражданских акций. После приветствия учителя и учащихся и определения этапов работы группам предлагается жеребьевка, чтобы определить порядок презентаций проектов. Учащиеся презентуют свои проекты гражданских акций противостояния нетерпимости. Каждая группа проводит акцию, стараясь вовлечь в нее весь класс. Можно объявить конкурс на лучшую гражданскую акцию, определив ее путем выражения эмоций (аплодисменты, поздравительные возгласы и т.п.).

На втором этапе предлагается обсудить, как группы готовили акцию, определить, насколько эффективна та или иная акция. От каждой группы выступает один ученик, который рассказывает обо всех идеях, предложенных в группе, почему для воплощения была выбрана идея презентованного проекта, каков был вклад каждого в реализацию проектной идеи, какова была атмосфера при подготовке проекта и т.п.

Затем обсуждается проблема эффективности представленных проектов гражданских акций в противостоянии нетерпимости в обществе, определяются перспективы, выясняется, появилось ли желание воплотить акцию в реальной жизни, готовы ли учащиеся быть участниками гражданских акций или их организаторами.

Важным этапом занятия является обсуждение правил поведения на публичных мероприятиях, знакомство с законами, регламентирующими деятельность участников.

В заключительном слове учитель благодарит всех участников акций, подчеркивает важность объединения граждан для противостояния негативным явлениям в обществе.

Деловая игра «Пресс-центр»

Цели:

· Усвоение участниками игры понятия экстремизм;

· Знакомство с видами экстремизма: политический, националистический, религиозный, молодежно-подростковый; формами проявления экстремизма;

· Формирование понимания того, что информация, носящая экстремистский характер может быть выражена в любых источниках информации;

· Выявление форм выражения экстремистских идей, взглядов (текст, визуальный образ).

Форма организации игры: работа в командах (количество человек в команде - 4-5).

Технический инструментарий игры:

1. 5-6 комплектов материалов СМИ (газеты, журналы, рекламные пресс-выпуски). В комплект входят разнообразные выпуски. Выпуски газет должны быть местными, региональными, общероссийскими, не ограниченными по тематике: от общественно-политических до рекламных и конфессиональных. Можно использовать выпуски объявлений.

2. Набор для работы каждой команды: 2 пары ножниц, скотч, клей, 2 листа ватмана или кусок обоев, набор маркеров.

3. Статья Л. Баевой «Молодежный экстремизм в современной России» (можно подготовить выдержки из текста).

4. Словарик по теме игры, включающий не более 10-15 слов.

Ход игры

Стадия вызова (10 - 15 мин.)

Вместе с участниками обращаемся к словарю и выясняем, что такое экстремизм и какие виды экстремизма можно встретить в современной жизни. Задать вопрос участникам насколько часто они сталкиваются с проявлением этого феномена в повседневной жизни. В зависимости от приведенных примеров учитель делает резюме и задает вопрос: а насколько современные СМИ свободны или несвободны от проявления агрессии, пропаганды экстремизма?

Педагог предлагает участникам на практике проверить свои предположения, поработав в отделе критическом отделе пресс-центра. Для этого необходимо создать команды по 4-5 человек, занять удобное для работы команды место.

Фаза осмысления (40 мин.)

Педагог или организатор игры раздает командам комплекты материалов и набор средств для работы, и формулирует задачу:

«В ваших руках подборка экземпляров разнообразных СМИ. Ваш отдел должен критически посмотреть на названия публикаций, рекламные объявления, фотографии, графику, рисунки, по возможности, тексты и обнаружить «опасную» информацию, вольно или невольно влияющую на сознание читателя. Вырезайте эти названия, фотографии, объявления и наклеивайте на лист ватмана. Но может быть информация и другого характера, формирующая толерантное отношение к многообразному миру. Попробуйте ее обнаружить, и разместить примеры на втором листе. По ходу работы у вас будет формироваться своя позиция по поводу обнаруженной ситуации. Свое мнение и презентацию мы сможем выразить в последней части нашего занятия.

Команды приступают к выполнению работы. Созданные ими визуальные листы размещаются на стенах аудитории.

Фаза рефлексии (30 мин.)

На этом этапе каждой команде дается до 5 минут для того, чтобы сообщить об итогах работы и своих выводах.

Организатор игры подводит общий итог.

Список использованной литературы

1. Башев В.В., Фрумин И.Д. Проблемно-рефлексивный подход в обществознании: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2002. - 173 с.

2. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10—11 классы: Методическое пособие для учителя. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 96 с.

3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: Метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2002. -176 с.

4. Дорохова А.В., Хасан Б.И. Современное «Человековедение» в школе: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2002. -192 с.

5. Ромадина Т.И., Салахова Л.М. Опыт изучения прошлого: от теории к практике: Учебное пособие. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009. – 84 с.

 

Электронные ресурсы

Тексты законов, советы по защите своих прав, новости, информация об общественных кампаниях, книги и статьи, адреса правозащитных организаций.

http://www.memo.ru/prawo — законодательство и права человека. Тексты международных документов по направлениям.

http://www.mhg.ru — Московская хельсинкская группа.

http://www.amnesty.org.ru/rus/index-rus — «Международная амнистия» (Amnesty International) в РФ.

http://www.civitas.ru — Народная ассамблея.

http://www.hrights.ru — Институт прав человека. Нормативные акты, издания, аналитический «Российский бюллетень по правам человека», интервью с правозащитниками и экспертами.

http://www.proobraz.ru/humanizm.php — образование в сфере прав человека.

http://www.democracy.ru — сервер по проблемам развития демократии и прав человека.

http://www.demokratia.ru — сайт для тех, кто интересуется проблемами развития демократии и прав человека.

http://zpch.narod.ru — общероссийское общественное движение «За права человека».

http://www.prpc.ru — Пермский региональный правозащитный центр.

http://yhrm.hrworld.ru — Молодежное правозащитное движение.

http://tolerance.ngo.ru — гражданские механизмы противодействия ксенофобии и экстремизму. Новости, документы, публикации.

http://www.mshr.ru — Московская школа прав человека.

http://strategy-spb.ru — Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия».

http://www.ycentre.org — Молодежный центр прав человека и правовой культуры.

www.sakharov-center.ru/index.htm — Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» им. А.Д. Сахарова.

http://www.cgo.perm.ru — Центр гражданского образования и прав человека.

http://www.ug.ru — «Учительская газета».

http://doroga.karelia.ru/shkola — детская интернет-газета.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.