Умение устанавливать причинно-следственные связи — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Умение устанавливать причинно-следственные связи

2017-07-25 234
Умение устанавливать причинно-следственные связи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация: При рассмотрении и исследовании конкретных случаев важно выйти на понимание глобальной ситуации и места в ней данного случая. Для этого требуется комплексное рассмотрение ситуации, при котором всегда возникает нсобходимость установления адекватных причин и оценки возможных следствий.

Задачи занятия:

• Освоение представлений о причинно-следственных цепочках.

• Реконструкция причин и прогнозирование следствий.

• Выявление типичных ошибок при определении причин и следствий.

Ресурсы:

Два теннисных мяча. Список класса.

Анализ  
Оценивание  

После этого надо подчеркнуть те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ.

Задание: Класс разбивается на две группы. Каждой группе выдается листок, на котором указана очередность передачи мяча. При передаче каждый ученик меняет мяч на мелкий предмет своего товарища. При этом он должен указать причину, почему хочет поменяться именно на этот предмет. При завершении процедуры мяч передается в обратном порядке и меняющий мяч называет последствия, если ему не вернут обратно его вещь.

Обсуждение и рефлексия:

После игры учащиеся должны обсудить случаи, когда причины и следствия были сформулированы неверно.

Возможные наводящие вопросы для проверки:

• Является ли причина основной, достаточной?

• Возникает ли следствие без указанной причины?

• Отсутствует ли следствие, когда причина налицо?

• Не является ли эта причинно-следственная связь случайной?

• Нет ли других последствий для этой причины?

Умение проектировать исследовательскую работу

Аннотация: Практическое умение проектировать собственную деятельность в современном мире становится одним из условий эффективного развития не только производства, науки, но современного социума. Владение этим умением позволяет определить необходимые ресурсы для достижения целей, распределить сферы ответственности и организовать процесс параллельной деятельности при исследовании.

Задачи занятия:

• Освоение основных этапов проектирования.

• Распределение ролей при совместной деятельности.

• Представление результатов проектирования и организация дискуссии.

Ресурсы:

• Тексты нескольких конфликтных случаев. Можно использовать фрагменты документальных фильмов, анимацию.

• Специалист в области разрешения конфликта.

• Детально описанная схема проектирования.

Задание: Класс разбивается на две-три группы. Каждой группе выдается текст с описанием конфликтного случая. Группы должны спроектировать и спланировать свою работу по разрешению конфликта. По окончании работы каждая группа докладывает свой проект и организует дискуссию по сути проекта.

Обсуждение и рефлексия:

После дискуссии группы рассказывают, как они распределили роли для выполнения задания.

• Какие они видят преимущества метода проектирования?

• Как необходимо организовывать дискуссии и в чем их польза?

• Какой из этапов проектирования самый сложный и как они справились со сложностями?

Умение рефлексировать

Аннотация: Процедура проведения рефлексии является важным методическим приемом при изучении и исследовании социальных проблем. Она позволяет оценить степень достижения намеченных результатов и организовать работу по выяснению причин неуспеха или успеха. Владение умением рефлексивного анализа является важным средством для самообучения.

Задачи занятия:

• Ознакомить с типом вопросов, задаваемых в ходе рефлексии.

• Обозначить возможные результаты рефлексии занятия.

Комментарий: Рефлексия не делается на пустом месте. Необходимо задать предмет рефлексии, которым может выступать заранее спроектированная и выполненная деятельность, или организовать процесс мышления. По факту исполнения деятельности и устраивается рефлексия.

Процедура:

1. Совместно с учащимися выполняется некоторая деятельность, имеющая определенные цели и задачи. Это могут быть задания, предлагаемые для выполнения на уроке, или игровые процедуры.

2. По завершении игровой процедуры задаются рефлексивные вопросы:

• Какой результат планировался преподавателями и учащимися?

• Какие ставились цели?

• Соответствует ли цель средствам ее достижения?

• Достигнут ли ожидаемый результат (цель) процедуры?

• Если да (нет), то что этому способствовало (препятствовало)?

• Какие выводы можно сделать из результатов процедуры?

• Что нужно сделать, чтобы не повторить неудачи? (Если она была.)

• Чему вы научились, что оказалось для вас трудным?

Обсуждение:

После работы по рефлексивным вопросам необходимо обсудить важность и пользу проведения такой процедуры анализа занятия, ответить на вопрос: что дает рефлексия учащимся?


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.