Особенности использования песочницы в работе с семьей — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности использования песочницы в работе с семьей

2017-07-25 381
Особенности использования песочницы в работе с семьей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для детей и родителей процесс создания песочных картин – это простой и естественный способ рассказать о своих тревогах и страхах, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее состояние. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры есть проекция внутреннего мира ребенка, то есть перенос вовне переживаний, желаний, возможностей. В работе с родителями самым важным является научение позитивному и безусловному отношению к собственному ребенку, возможность увидеть мир его глазами.

Главной целью работы специалиста с семьей является помощь родителям и детям в познании себя и мира своего ребенка, в преодолении неуверенности, тревог и страхов, связанных с различными сторонами жизни, в успешной реализации себя как родителя.

Песочная терапия еще мало знакома большинству родителей как эффективный способ психологической помощи, сами они о ней не просят. Поэтому рекомендуется предлагать песочную терапию в том случае, если ребенок:

· не может решить проблему при помощи других видов психотерапии;

· много говорит, рационализирует и интеллектуализирует проблему, избегая ее решения;

· выстраивает сильные психологические защиты;

· испытывает трудности в объяснении своих затруднений;

· ограничен в проявлении своих чувств, находится в состоянии фрустрации;

· имеет трудности в принятии решения;

· пережил психологическую травму (потеря, насилие и т.п.);

· остро переживает возрастной кризис.

Противопоказания к песочной терапии:

· клиент сильно сопротивляется песочной терапии;

· уровень доверия между клиентом и психологом недостаточно высок;

· клиент характеризуется повышенной возбудимостью;

· очень высокий уровень тревожности;

· психиатрические заболевания.

Требования к песочнице и оборудованию.

Для организации песочной терапии потребуются:

· песочница (ящик для песка);

· песок;

· вода;

· коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница. Оптимальный размер песочницы 50см×70см×8 см. Для групповой работы размер ящика может быть 1м×1,40м×10 см. Материал – древесина. Дно и внутренние стороны ящика должны быть выкрашены в светло-синий тон, что символизирует воду и небо. Песок должен быть очищенным, не слишком мелким, т.к. это дает много пыли. Песок должен занимать 1/3 песочницы.

Отмечено, что в традиционной прямоугольной песочнице чаще отражаются проблемные, конфликтные ситуации.

Песок. Почему песок? Прикосновение к нему наполняет воспоминаниями, мечтами, покоем, ощущением легкости, будоражит воображение, вызывая разнообразные ассоциации. Перебирая песчинки руками, погружаешься в волшебный мир детства… Песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать сущность жизни с ее текучестью, неожиданностью и множеством форм.

Вода. В союзе с водой песок в руках человека становится более податливым, «сговорчивым», легче подчиняется творческой воле человека. В союзе песка и воды материя напитывается чувством, жизнью и приобретает способность образовывать новые формы. Горы, холмы, долины, разнообразные рельефы – все постройки из мокрого песка более прочны.

Благодаря воде человек как бы «приручает» песок. Символизируя чувство, текучесть, гибкость, вода связывает человека с Вечностью, воплощенною в песке.

Графин с водой всегда должен находиться рядом с песочницей, чтобы человек мог «вызвать дождь» и превратить сухой песок во влажный.

Коллекция фигурок. В коллекцию миниатюрных предметов может входить все, что когда-либо встречалось, встречается и будет проявляться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

В данной публикации приводится классификация предметов, описанная Ленор Штейнхард с комментариями российских специалистов Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко.

 

Тип предметов Требования к предметам Комментарии
Люди Разнообразие по: полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни (от первобытных до современных людей). Фигурки должны быть как статические так и динамические. Интересно, с кем себя идентифицирует автор картины, какое время и культурное пространство ему ближе в данный момент. Каков ритм жизни персонажей (они статичны или подвижны).
Наземные животные и насекомые Домашние, дикие, доисторические, образы наземных животных, насекомых Эти образы могут символизировать многоликое инстинктивное начало человека (от сексуальности до интуиции). Ребенок до пяти лет часто ассоциирует себя с животным или насекомым, поэтому в его картинах представители данной группы персонажей могут быть частыми гостями.  
Летающие животные и насекомые Птицы: дикие, домашние, доисторические. Крылатые насекомые Обладание крыльями - дополнительная возможность передвижения, Проявление воздушной стихии, связанной с коммуникацией, информацией, образованием связей. Однако среди «крылатых» есть те, кто активно используют крылья, и те, кто только ими обладает...
Обитатели водного мира Разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы, звезды из пластмассы и натуральные вычищенные и высушенные Подводный мир - частый сюжет песочных картин. Может символизировать чувственную сферу человека. Сюжет картины и взаимоотношения между обитателями иногда отражают психосоматическое состояние клиента
Жилища и дома с мебелью Разнообразные дома, дворцы, замки, по­стройки, мебель различных эпох, культур и назначения Дома, постройки ассоциируются с социальной жизнью человека. Выражение «иметь свой дом» часто связано с самореализацией («занять свое место в жизни»), Интересно, какого рода дом выбирает человек, как создает пространство вокруг себя.  
Домашняя утварь и продукты Посуда, предметы обихода, убранства стола, разнообразные продукты питания Эти предметы связаны с умением обустраивать свой быт, пространство вокруг себя. Обилие предметов такого рода в песочной картине нередко свидетельствует об озабоченности витальными проблемами.  
Деревья и другие растения Цветы, трава, кустарники, деревья разнообразных видов, зелень искусственная и натуральная Использование в песочных картинах многочисленной растительности часто связано с желанием «оживить», благоустроить мир в песочнице. Нередко определенное дерево наделяется особыми свойствами и значением и становится ключевой фигурой в картине.  
Объекты небесного пространства Солнце, луна, звезды, радуга, облака, молнии, тучи, метеориты Включение этих фигур в песочную картину нередко опосредовано мистическим ощущением взаимодействия с природными и космическими силами. Они могут иметь значение дарителей-помощников. Иногда они выступают как символы фатальных событий.  
Транспортные средства Наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, разных исторических эпох, фантастические транспортные средства Предметы, дающие человеку возможность быстрого передвижения в пространстве. Нередко ассоциируются с потенциалами человека к активному действию. Машины, самолеты, яхты нередко используются как символы материального благополучия. В любом случае предметы данной категории принадлежат к реальному социальному миру и информируют специалиста об особенностях социализации клиента.  
Объекты среды обитания человека Заборы, изгороди, мосты, ворота, порталы, дорожные знаки и пр. Либо подчеркивают территориальные границы (заборы), либо образуют связь (мосты), вводят социальные огра­ничения или допущения (знаки). Являются атрибутами процесса социализации человека. Могут рассказать об особенностях коммуникации клиента.  
Предметы, связанные с верованиями человека Храмы, иконы, божки, алтари, памятники, нэцке и пр. Появление этих предметов всегда связано с ценностями человека, с проявлением его духовной жизни.
Объекты ландшафта и естественной активности Земли Вулканы, горы, костер Предметы могут заменять сооружение ландшафта из сырого песка.
Аксессуары Бусы, маски, зеркала, ткани, нитки, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия, цепочки, гвозди, флаконы и пр Часто наделяются особым символическим значением или создают среду.
Естественные природные предметы Кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.   Часто наделяются особым символическим значением или создают среду.
Оружие Оружие разных эпох, фантастическое оружие Предметы, позволяющие отреагировать агрессию, построить конфликтный сюжет или защитить что-либо важное.
Фантастические предметы и персонажи Антропоморфные персонажи мифов, сказок, легенд; божественные существа. Герои популярных мультфильмов, фэнтези.   Каждый персонаж, как правило, связан с конкретной историей и часто имеет специфическое символическое значение в песочной картине.
Злодеи Злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок Являются носителями внутренних и внешних конфликтов. В песочных картинах создают или катализируют напряжение, провоцируют проявление активности.

 

Сказкотерапевтический подход к игре с песком

Песочница является привлекательной средой для осуществления юнгианского анализа, гештальт-терапии, психосинтетической терапии, когнитивной и поведенческой терапии, арт-терапии, а также проведения обучающих занятий. Сказкотерапевтический подход не входит в противоречие ни с одним из подходов.

В контексте Комплексной Сказкотерапии (автор данного метода доктор психологических наук, директор Международного института Сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Еввстигнеева) мы рассматриваем песочницу, во-первых, как среду для создания сказок и мифов. Сказки, давно живущие в душе, сказки, которые сложились в ответ на событие жизни, получают возможность стать увиденными и осязаемыми.

Если попросить обычного человека: «Напишите сказку», он посмотрит удивленно. Начать писать, преодолеть страх белого листа непросто. Но когда человек смотрит на фигурки, рассталенные в песочнице, сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок. Что, в свою очередь, содействует осмыслению жизненного опыта.

Во-вторых, мы рассматривает песочницу как посредника в установлении контакта с клиентом. Особенно в ситуациях, когда начинающий психолог не знает, с чего начать, как установить контакт, он может предложить вместе построить в песочнице сказочную страну.

В-третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, человек независимо от возраста чувствует себя настоящим волшебником. Ибо создается мир, подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет, события приходят к развязке, необходимой ему.

В-четвертых, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок.

В-пятых, игра в песочнице не имеет методических ограничений, только общечеловеческие. Ставка делается на таинство взаимоотношений между клиентом и специалистом.

В-шестых, песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого. Причем, главное в процессе постижения, не когнитивный анализ символизма и расположения фигурок, а интуитивно-эмоциональное ощущение, которое возникает у специалиста, разглядывающего композицию в песочнице. В этот момент зритель (специалист, участник группы, член семьи автора песочной картины) соприкасается с ритмом, ценностями, мироощущением и трепетом души автора песочной композиции. Более того, зритель становится свидетелем уникального таинства внутренних изменений, когда автор картины что-либо меняет в композиции.

В-седьмых, сказочная инструкция, наделяющая клиента ролью Волшебника, позволяет не только перенести в песочницу свое эмоциональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения. Ибо статус Волшебника предполагает наличие дополнительных возможностей. Таким образом происходит обращение к ресурсу клиента.

Детское, подростковое и взрослое творчество в песочнице, стиль взаимодействия в процессе создания сказочной страны, — это проекция внутреннего мира. Что же происходит в бессознательном человека, когда он играет в песок? Оказывается, что строя картину из песка, человек переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда в поведении человека происходят определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять вреальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный «лист», потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека, и так далее.

Итак, обсуждая сказкотерапевтическую песочную терапию, с одной стороны, мы имеет дело с прекрасной развивающей средой. С другой стороны, мы работаем с явлением «переноса», «проекции» внутреннего мира. Все это делает возможным использование сказкотерапевтическои песочной терапии в четырех аспектах:

♦ аспект проективной психодиагностики;

♦ аспект психокоррекции и психотерапии;

♦ аспект психопрофилактики;

♦ аспект обучения.

Все четыре аспекта проявляются как в индивидуальных занятиях, так и групповых, без ограничения возраста.

В данной работе наиболее подробно раскрыты возможности песочной терапии в аспекте проективной психодиагностики.

Варианты инструкций для игр с песком.

В зависимости от актуальной задачи работы с ребенком, родителем или педагогом, психолог формулирует инструкцию для процесса песочной терапии. Она направляет течение чувств и мыслей клиента, придавая песочной картине определенный «оттенок»: ресурсный, конфликтный, семейный и пр.

Какими могут быть актуальные задачи в работе психолога со своими клиентами?

Во-первых, задача познакомиться с клиентом, понять особенности его внутреннего мира, специфику его затруднений. Иными словами, это задача сбора диагностической информации. Песочные картины являются замечательными средствами проективной психодиагностики. Если психолог хочет познакомиться с клиентом поближе, увидеть срез его внутреннего мира в данный момент, лучше всего подойдет свободная инструкция. В этом случае звучать она может примерно так: «вы можете создать в песочнице все, что пожелаете».

Если психолог желает исследовать определенную сторону жизни клиента, инструкция формулируется с учетом того, что конкретно психолог хочет узнать. Например, родитель обратился в связи с трудностями во взаимоотношениях с ребенком и членами семьи. Тогда инструкция будет носить «семейный» оттенок: «Подберите, пожалуйста, те фигурки, которые будут играть членов вашей семьи, вас и вашего ребенка. В песочнице, пожалуйста, создайте среду для жизни членов вашей семьи. Расположите фигурки в песочнице таким образом, чтобы каждый член вашей семьи занимался наиболее привычным для себя делом». Нетрудно увидеть в такой инструкции задание проективного графического теста «Кинетический рисунок семьи». Если учитель испытывает затруднения в процессе общения с учащимися, или с администрацией, психолог просит выбрать фигурки, которые символизируют учеников, коллег или администрацию, создать в песочнице мир, в котором они живут, рассказать о взаимоотношениях. Таким образом, в песочнице разыгрывается рабочая ситуация.

После сбора информации можно приступить к этапу формулирования задач терапевтического консультирования для конкретного клиента. В контексте педагогической работы с песочницей инструкции формулируются в соответствии с развивающими и образовательными задачами. То есть педагог переносит в песочницу некоторое задание.

В терапевтическом консультировании могут быть использованы инструкции «тематического» или «моделирующего» характера.

«Тематические» инструкции даются для проработки определенного сюжета личной истории клиента, или конкретной жизненной ситуации, по поводу которой состоялось обращение к психологу. Это дает не только возможность посмотреть на ситуацию со стороны, но и на символическом уровне найти варианты её разрешения.

«Моделирующие» инструкции используются для моделирования определенного переживания или состояния. Это особенно важно, когда у клиента недостаточно опыта переживания ресурсных состояний, состояния аутентификации, важнейших жизненных ценностей. Такого рода инструкции помогают человеку помедитировать над определенной темой, благодаря чему формируется жизненно важное переживание. Картина может обсуждаться или не обсуждаться с психологом.

Итак, инструкции условно делятся на три группы:

· Инструкции с диагностической направленностью: предназначены для сбора информации о внутреннем мире клиента, о характере его взаимоотношений с другими, об его актуальных переживаниях и затруднениях.

· Тематические инструкции: предназначены для основной психологической работы с клиентом, проработки определенной проблемной ситуации или сюжета личной истории.

· Моделирующие инструкции: используются для основной психологической работы в контексте формирования «ресурсных» переживаний, ценностных ориентаций и укрепления жизненной созидательной позиции клиента.

В зависимости от собственного понимания целей психологической работы специалист может сделать акцент либо на отреагирование, либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.