Вопрос 28. Возможности видеозаписи при проведении судебных экспертиз. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Вопрос 28. Возможности видеозаписи при проведении судебных экспертиз.

2017-07-25 1908
Вопрос 28. Возможности видеозаписи при проведении судебных экспертиз. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Видеозапись эффективно используют и при производстве судебных экспертиз. Применение этих технических средств может иметь несколько направлений:

1) для иллюстрации хода, результатов исследования и выводов эксперта;

2) как метод исследования быстропротекающих процессов;

3) как средство исследования статических объектов;

4) как метод исследования динамических свойств и признаков объектов.

Видеозапись при проведении экспертиз применяется, главным образом, для фиксации наиболее динамичной стадии исследования – экспертного эксперимента. Ценным приложением к заключению эксперта будут, например, видеоматериалы, иллюстрирующие процесс проверки упругости клинка; процесс самовозгорания различных материалов; экспертные эксперименты, проводимые в ходе дорожно-транспортных экспертиз и т. д. Для наглядности, ясности и конкретности отображаемой информации отснятый видеоматериал озвучивается. Видеокассета приобщается к материалам уголовного дела без вынесения специального постановления в качестве приложения к заключению эксперта (по аналогии с иллюстративной частью заключения эксперта в виде фототаблицы).

Как метод исследования быстропротекающих процессов видеозапись применяется с целью детального изучения, например, взаимного перемещения частей и механизмов огнестрельного оружия, явления взрыва самодельного взрывного устройства, при экспертном исследовании возможности самовозгорания различных материалов и т. д. При этом в видеокамере используют режим скоростной съемки или высокой скорости работы электронного затвора (благодаря этому изображения динамичных объектов получаются с четкими контурами). Далее такие изображения воспроизводятся в режиме стоп-кадра с помощью видеомагнитофона, и с помощью современных компьютерных технологий видеоряд раскладывается в последовательность отдельных статичных кадров, которые и изучаются.

Как средство исследования статических объектов видеосъемку с успехом применяют и при выявлении текстов на сожженных документах.

Видеозапись также может использоваться как метод исследования динамических свойств и признаков объектов. Традиционное решение ряда идентификационных и диагностических экспертных задач построено на анализе и сравнении статических отображений или следов, но объем информации, зафиксированной с помощью видеозаписи, не ограничивается только статичными изображениями. Особую ценность представляет динамическая информация, которая с помощью видеозаписи также может быть разбита на отдельные фрагменты (статичные видеокадры) для их детального исследования.

Примером исследования динамических характеристик объектов, также, может служить решение задачи определения скорости движения транспортного средства, зафиксированного при помощи видеозаписывающей аппаратуры, установленной либо на самом транспортном средстве, либо на автомагистрали.

БИЛЕТ №15

Вопрос 29 Требования, предъявляемые к фотоснимкам и видеозаписям, выполненным в ходе проведения следственных действий и производства криминалистических экспертиз (процессуального, технического и информационного характера).

Собирание и проверка доказательств по уголовным делам осуществляется в установленном законом порядке при осмотре места происшествия, обыске, освидетельствовании, опознании, следственном эксперименте, проверке показаний на месте и при проведении других следственных действий. Существенная роль при этом отводится методам и средствам криминалистической фотографии, которые позволяют закрепить в материалах уголовного дела наблюдаемые факты, действия участников следственного действия, отличительные свойства вещественных доказательств, слабовидимые следы и пр. В следственной практике криминалистическая фотография решает различные задачи. Однако все они сводятся к получению информации об интересующем следствие предмете, событии, факте, которая бы соответствовала, получаемой при визуальном их изучении и имела доказательственное значение. Поэтому снимки, являющиеся результатом фотосъемки при проведении следственных действий, должны отвечать определенным требованиям процессуального, тактического и технического характера.

Согласно ст. 166 УПК фотоснимки, получаемые в ходе осмотра места происшествия, при проведении других следственных действий, входят в число приложений и являются составной частью протокола следственного действия.

Процессуальной гарантией подлинности результатов фотосъемки при производстве следственных действий является отражение в протоколе факта применения фотосъемки.

Обязательному фотографированию подлежат неопознанные трупы (ст. 178 УПК); предметы - вещественные доказательства, которые в силу громоздкости или иных причин не могут быть приобщены к материалам уголовного дела.

Тактические приемы гарантируют достоверность и наглядность отображения информации, получаемой при съемке в ходе проведения следственных действий. В их основе лежат тактические приемы осмотра, такие как ориентирование на месте происшествия, определение его границ, выбор методов и средств фиксации, обеспечивающих документальность и полноту фотографической фиксации.

Полнота фиксации подразумевает отображение на фотоснимках всех существенных для дела деталей с необходимым разрешением. Обеспечить ее возможно лишь при использовании всех методов, способов и приемов съемки, входящих в арсенал криминалистической фотографии. Обеспечивая полноту фиксации, проводят съемку различными методами, с различных направлений, разными планами, но все получаемые на снимках изображения должны быть связаны между собой и дополнять друг друга.

В процессе съемки необходимо достигать оптимального сочетания всех изобразительных средств построения изображения - линейной композиции, перспективы светового и тонального решения кадра.

Изображения мест проведения следственных действий строят по законам линейной перспективы. Передаче пространств, объема и формы предметов, их яркостных и цветовых оттенков способствует выбор направления и точек съемки, вида применяемого освещения и других изобразительных средств. Съемку производят преимущественно с нормальных по высоте точек.

Соблюдение технических требований гарантирует четкость отображения обстановки места проведения следственного действия, ее элементов. Они способствуют передаче изучаемого объекта с максимальной резкостью, достаточными плотностью и контрастом, воспроизведению его яркостных, цветовых и пространственных характеристик в соответствии со зрительным восприятием.

ПО ВИДЕО НАГОВОРИМ ТАК

Вопрос 30 Освещение, применяемое при макросъемке следов на месте происшествия и объектов судебных экспертиз.

 

Макрофотография – это специальный метод исследовательской съемки, который позволяет получать изображение мелких объемных объектов в более крупном, чем при обычной съемке, масштабе. Она предназначена для передачи на снимке таких деталей, которые наблюдаются невооруженным глазом

В макрофотографии применяют как естественное, так и искусственное освещение. Источником естественного света является солнце. Искусственное освещение создают софиты с обычными лампами накаливания или специальные осветители – кинопроекционные, люминесцентные, газоразрядные, импульсные и т. д.

Все осветители можно подразделить на три группы: направленного света, рассеянного света и кольцевые.

Осветители направленного света предназначены для получения мощного и узкого пучка лучей от ламп накаливания. На фотоустановках СБ-2, «Уларус-2» направленное освещение создают софиты бокового света. На фотоустановке «Уларус-2» уровень освещенности, создаваемой каждым источником, можно регулировать изменением напряжения на нити накала. На установке СБ-2 регулировку осуществляют изменением расстояния между софитами и объектом или заменой в них ламп. Небольшие по размерам объекты освещают микроосветителями, которые представляют собой цилиндрический фонарь, перемещаемый вверх и вниз.

Осветители рассеянного света создают пучок в пределах от 60° до 180° и представляют собой лампы накаливания с матовой колбой, софиты с лампами накаливания, закрытые матовыми или молочными стеклами, а также осветители дневного света. К числу осветителей рассеянного света относятся просветный экран, донный осветитель, которые в сочетании с осветителями образуют «световую шахту» для получения бестеневого освещения при съемке общего вида объектов судебных экспертиз.

Кольцевой осветитель составляют несколько ламп одинаковой мощности либо одна кольцевая люминесцентная лампа. Объект размещают в центральной части, и он оказывается равномерно освещенным со всех сторон.

Освещение при макросъемке обеспечивает получение изображения оптимальной плотности и является основным изобразительным средством, позволяющим выявить форму, объем, рельеф поверхности.

В зависимости от того, каким образом свет взаимодействует с объектом, различают:

Освещение для фотографирования в проходящем свете. При таком освещении обычно фотографируют бутылки, пузырьки, стаканы, осколки оконного и фарного стекла и следы пальцев рук на них.

Освещение для фотографирования в отраженном свете. Непрозрачные объекты: замки, холодное и огнестрельное оружие, орудия взлома и инструменты, а также их следы фотографируют, как правило, в отраженном свете, когда световой поток падает на объект сверху.

Рассеянное освещение характеризуется невысоким интервалом яркостей, а изображение выглядит малоконтрастным и плоским. Такое освещение хорошо передает только форму предмета. Его применяют в основном для фотографирования сложных по конфигурации предметов с полированными бликующими поверхностями.

Направленное, наоборот, позволяет передать объемность предмета, его фактуру, но форма из-за глубоких теней выявляется не полностью.

Комбинированное освещение, сочетая в себе направленный и рассеянный свет, обладает существенным преимуществом перед двумя первыми. Смягчая глубокие тени, оно позволяет получать полутени, способствующие передаче формы, объема и фактуры объекта.

Вертикальное освещение получают при световом потоке, направляемом перпендикулярно поверхности предмета. Светотеневой контраст при этом невысок; на изображении выделяются только крупные детали, мелкие же не воспроизводятся. Его применяют, например, при съемке несквозных следов сверления.Устанавливать вертикальное освещение при съемке мешает фотокамера. Поэтому его получают с помощью специальных приспособлений – опак-иллюминаторов и часто называют «опаковым».

Лобовое освещение создает световой поток, идущий под углом 75–80о к поверхности фотографируемого предмета. Осветители устанавливают как можно ближе к фотокамере. Вся поверхность предмета заполняется светом, образуя тени минимальной величины. Это освещение хорошо передает крупные детали и применяется при фотосъемке объемных объектов, глубоких следов с четко выраженным рельефом.

При боковом освещении лучи света направляют под углом от 30 до 60о. Используют его чаще всего при съемке объемных предметов и следов со средневыраженным рельефом, на поверхности которых создается оптимальный светотеневой контраст. Лучше, чем при лобовом, оно передает мелкие детали.

Косонаправленное освещение создает световой поток, направляемый к поверхности предмета под углами от 3 до 15о. Это освещение позволяет выявлять мелкие детали рельефа и применяется при фотографировании плоских предметов со слабовыраженной фактурой поверхности: следов скольжения, разреза, перекуса и т. п. Свет направляют перпендикулярно трассам следа.

 

БИЛЕТ № 16

Вопрос 31. Фотографическая съемка, ее содержание. Экспонометрия: способы замера и определения экспозиции, факторы влияющие на ее величину. Понятие экспокоррекции.

 

Процесс фотографической съемки состоит из ряда различных операций. Решаемые при съемке задачи можно условно разделить на две взаимосвязанные группы - технические и творческие. Подготавливаясь к съемке, выбирают фотоаппарат, объектив, фотографический материал и светофильтр, необходимые для данного вида фотосъемки. Затем, если требуется, фотограф устанавливает фотоаппарат на штатив, находит наилучшую точку съемки, определяет требуемые выдержку, диафрагму и т.д. Одновременно решаются вопросы композиционного построения снимка, т.е. наиболее выразительного размещения в нем объектов, сочетания в плоскости изображения световых и тональных элементов и др.

Экспонометрия – раздел фотографии, изучающий вопросы определения условий экспонирования светочувствительного материала при съемке или копировании, обеспечивающих наилучшее качество получаемого изображения.

Экспозиция (Н) – это величина, выражающая количество энергии светового излучения, воздействующего на светочувствительный материал.

Определение экспозиции – важный и ответственный момент съемки. От экспозиции, сообщенной фотоматериалу, зависит качество снимка. Светочувствительный материал способен правильно передавать лишь ограниченный интервал экспозиций (яркостей объекта). Недостаточная экспозиция (недодержка) приводит к потере деталей в светлых участках негатива (в тенях), избыточная экспозиция (передержка), наоборот, – к плохой их проработке в темных участках (светах).

Способы замера и определения экспозиции:

Табличный способ определения экспозиции. Продолжительность экспонирования при съемке в дневное время определяют следующие факторы: яркостные свойства объекта (жанр съемки), географическая широта места съемки, время года и час дня, состояние погоды (солнечно, облачно и пр.), светочувствительность негативного фотоматериала, светосила объектива при данном значении диафрагмы, кратность светофильтра и др. Все данные об условиях съемки сведены в специальные таблицы, а нахождение необходимой выдержки основано на субъективной оценке разных факторов. Поэтому погрешности данного способа очень велики.

Экспонометрический способ определения экспозиции. Для определения экспозиционных величин (выдержки и диафрагмы) здесь служит специальный прибор (приспособление) экспонометр.

Величина экспозиции (значение выдержки и диафрагмы) при съемке зависит:

от светочувствительности фотоматериала. Так, с увеличением светочувствительности фотоматериала уменьшается количество света, необходимого для получения изображения оптимальной плотности;

от освещенности. При высоких освещенностях съемку производят на низкочувствительные материалы, а при низких – на высокочувствительные;

от яркости (коэффициента отражения поверхности) объекта. Объекты светлой тональности (с большой яркостью) фотографируют при меньших экспозициях, а темной (с малой яркостью) – при больших;

от масштаба изображения. При сокращении расстояния до объекта уменьшается площадь входящего в кадр пространства и, соответственно, количество отражаемого света. Это неизбежно влечет необходимость увеличения экспозиции, особенно при макросъемке.

Экспокоррекция в фотографии – это принудительное изменение экспозиции кадра при неточной настройке экспонометра или при необходимости достижения художественных эффектов. Вы в ручную или с помощью автоматики изменяете яркость снимка (экспозицию) в ту или другую сторону.

 

Вопрос 32. Метод плановой (масштабной) фото- и видеосъемки. Его применение при фиксации следов. Определение по фотоснимкам размеров объектов.

Наиболее распространенным способом измерительной съемки является масштабная фотосъемка, использование которой позволяет определить по фотоснимку линейные размеры запечатленных объектов, а в некоторых случаях и расстояния между ними.

Плановую съемку с линейным масштабом применяют при фотографировании следов преступления, предметов - вещественных доказательств, трупов и отдельных его частей. Этот метод измерительной съемки наиболее прост и доступен. Его характеризуют две особенности: оптическая ось объектива проходит через центр объекта, а фокальная плоскость фотокамеры при съемке параллельна предметной. При их соблюдении отсутствуют перспективные искажения, масштаб изображения во всех точках снимка одинаков, что позволяет точно определять размеры предметов по фотоснимку.

Рядом с предметом размещают масштабную линейку. Ее располагают в свободной части пространства: либо параллельно одной из сторон кадра, либо параллельно большей стороне предмета, симметрично краям. При съемке плоских предметов линейку кладут в одной плоскости с объектом; при съемке объемных - ее устанавливают либо в плоскости расположения характерных деталей, либо в плоскости с максимальными размерами объекта: для цилиндрических (бутылок, гильз, пуль и др.) - на уровне оси; для холодного оружия - в плоскости клинка. Между масштабной линейкой и фотографируемым предметом оставляют зазор, равный 2 – 3 мм на изображении.

Устанавливая линейку на необходимой высоте, используют различные мелкие предметы - коробки, бруски, пластилин и пр. Эти предметы, полностью маскируемые линейкой, либо не должны просматриваться на снимке, либо изображение незакрытой их части удаляют при обрезке снимка. Устанавливая линейку при съемке вдавленных следов на грунте, рядом со следом выкапывают ямку до уровня дна. Тональность линейки должна соответствовать тону объекта. Деления ее шкалы всегда обращены к предмету и согласованы с его размерами.

Проведение измерений. Предмет и масштабная линейка в любой точке снимка имеют одинаковое увеличение. Предварительно по изображению линейки на снимке определяют масштаб, соотнося линейные размеры изображения масштабной линейки или ее части на снимке с истинными размерами. Затем, замерив длину (ширину) изображения предмета, вычисляют его истинные размеры:

,

где Lоб – линейные размеры объекта; ℓоб – линейные размеры объекта на снимке; M – масштаб изображения; Lлин – длина линейки; ℓлин – длина линейки на снимке.

 

 

БИЛЕТ № 17

Вопрос 33 Глубина резкости и резко изображаемого пространства. Факторы, влияющие на значение глубины резко изображаемого пространства. Понятие гиперфокального расстояния и его применение в практике судебной фотографии.

 

ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, далее глубина резкости) — это зона, при нахождении в которой объекты в кадре выглядят достаточно резкими.

Глубина резкости — один из важнейших инструментов в фотографии. Она позволяет акцентировать внимание зрителя на объекте съёмки и управлять этим вниманием на второстепенных объектах.

 

На глубину резко изображаемого пространства оказывают влияние всего два параметра:

  1. Фокусное расстояние объектива
  2. Величина диафрагмы

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости. Чем шире открыта диафрагма (меньше диафрагменное число), тем меньше глубина резкости. Проще говоря, для того, чтобы получить максимально большую глубину резкости, нужно использовать широкоугольный объектив и максимально прикрыть диафрагму, сделав ее отверстие меньше. И, наоборот, для получения минимальной ГРИП желательно использовать длиннофокусный объектив и широко открытую диафрагму.

 

Гиперфокальное расстояние -э то расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при фокусировке объектива на бесконечность. Иными словами, это та же ГРИП, но при фокусировке на бесконечность.

В зависимости от того, где важнее получить максимальную резкость – на переднем плане или на максимально удаленных объектах, фокусируются либо на гиперфокальное расстояние, либо на бесконечность. В первом случае более резкими получатся детали переднего плана, во втором – удаленные объекты. Гиперфокальное расстояние также зависит от фокусного расстояния объектива и диафрагмы. Чем больше закрыта диафрагма и меньше фокусное расстояние объектива – тем меньше гиперфокальное расстояние.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.