Роль и место врача-стоматолога в санитарном просвещении и обучении методам рациональной гигиены полости рта в организованных детских коллективах. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Роль и место врача-стоматолога в санитарном просвещении и обучении методам рациональной гигиены полости рта в организованных детских коллективах.

2017-07-25 1378
Роль и место врача-стоматолога в санитарном просвещении и обучении методам рациональной гигиены полости рта в организованных детских коллективах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучение гигиене полости рта является основной составляющей санитарно-просветительской работы стоматолога, его помощника и гигиениста. Стоматологический персонал проводит гигиеническое обучение не только пациентов, но и медиков других специальностей, учителей, воспитателей, родителей, которые в свою очередь занимаются гигиеническим обучением подопечных. Обучение может проводиться различными методами и способами (как индивидуальными, так и групповыми, как офисными, так и коммунальными), но во всяком случае — на основе правил психологии и педагогики, ориентированных на различные возрастные группы.

 

Наиболее распространенной формой обучения правилам ухода за полостью рта является урок гигиены. Принципиальная структура урока гигиены строится в соответствии с задачами обучения: I этап — мотивация, II этап — выбор средств и методов гигиены, III этап — практическое обучение выбранному методу гигиены.

Мотивация. В общем случае, в ходе беседы пациента следует убедить в том, что:

• проблема больных зубов имеет прямое отношение к нему в настоящем (пациенту демонстрируют проблемы в его полости рта при помощи зеркала или видеокамеры) и/или в будущем (в качестве аргументов приводят статистические данные по региону);

• здоровые зубы лучше, чем больные (говорят об отсутствии дискомфорта и боли, о красоте, о возможности не отказываться от какой-либо пищи, о сохранении здоровья желудка, о профессиональной пригодности, об экономии средств на лечение и протезирование и т.п.; при этом стараются делать акцент не на потерях, а на выгоде);

• здоровье зубов можно сохранить средствами стоматологической помощи, используя современные знания и относительно недорогие эффективные профилактические средства (приводят примеры успеха на мировом, региональном и т.п. уровнях, ссылаются на достижения в семьях своих постоянных пациентов);

• заболевания зубов связаны с множеством различных факторов (перечисляют местные и общие факторы риска), но не все из них человек может радикально искоренить; практически можно снизить агрессивность основной причины патологии — инфицированных зубных отложений;

• зубной налет разрушает зубы (рассказывают о механизмах деминерализации, о деструкции тканей, о возможных исходах разрушения зуба);

• зубной налет в данный момент атакует зубы пациента (демонстрируют его зубной налет на зонде, на нити, на зубах после окрашивания, в нативном препарате зубного налета в микроскопе и т.д.).

Выбор средств и методов гигиены. На этом этапе врач сообщает пациенту о том, какая щетка, паста, флоссы и другие средства гигиены необходимы в его индивидуальном (!) случае для эффективной чистки зубов. Полезно иметь в кабинете образцы средств гигиены, что позволяет пациенту сравнить имеющиеся у него (дома, а лучше — при себе) средства с нужными и зрительно закрепляет мотивацию. Хорошо, если врач имеет возможность предложить пациенту нужную щетку, пасту, флоссы и т.п. в собственность (продажа, дарение).

Обучение методам чистки зубов. Для обучения используют две основные методики: а) демонстрационное обучение на модели; б) практическое обучение в полости рта (контролируемая чистка зубов). В оптимальном случае обучение начинают с демонстрации на модели, а затем закрепляют пройденное в ходе практического обучения.

Прежде чем обучать пациента новым методам чистки, следует выяснить, на каком уровне находятся его гигиенические навыки, и на этой основе составить план коррекции привычных движений и обучения новым элементам. Диагностика может быть проведена как при помощи модели, так и в ходе реальной чистки зубов. В первом случае пациенту дают щетку (нить), модель и просят показать, как именно он обычно чистит зубы.

Врач обращает внимание на то, как пациент удерживает в руке щетку (нить), направление и количество движений на каждой поверхности каждой группы зубов, на величину давления на щетку Комментарии должны быть абсолютно доброжелательными: врач должен выявить ошибки и разъяснить их негативные последствия, ссылаясь на те проблемы, которые пациент уже видел у себя во рту, но ни в коем случае не упрекать пациента в его невежестве! Затем врач показывает на модели, какие изменения нужно внести в технологию движений и просит пациента повторить нововведения на той же модели.

Контролируемая чистка зубов щеткой может быть проведена при соблюдении нескольких условий: пациент располагает своей щеткой, у него (или в кабинете) есть зубная паста, имеются возможности для умывания и полоскания полости рта и зеркало.

Процедура состоит из нескольких этапов:

1) окрашивание зубных отложений стойким красителем;

2) чистка зубов привычными пациенту методами (врач с нейтральным или одобряющим выражением лица молча наблюдает за действиями пациента для того, чтобы выявить конкретные изъяны и затем внести уместные, конкретные предложения);

3) определение качества чистки зубов по протоколу О'Лири (пациенту можно предложить самостоятельно заполнить протокол и рассчитать показатели гигиены) и комментарии по поводу недостатков привычной чистки зубов;

4) предложение необходимых изменений, разъяснение их преимуществ и технологии;

5) апробация пациентом нововведений в полости рта под наблюдением и при активном участии врача;

6) определение качества чистки зубов новыми методами с заполнением протокола О'Лири.

Одного урока гигиены, как правило, для эффективного обучения недостаточно. В последующие визиты проводится контролируемая чистка зубов и анализ достижений и упущений пациента; ему демонстрируют видимое улучшение ситуации в полости рта. Спустя полгода и более мотивация пациента может быть усилена анализом прироста кариеса: отсутствие (торможение) прироста вдохновит пациента на дальнейшие усилия по соблюдению гигиены полости рта.

Стоматолог должен активно участвовать в работе лекториев для беременных, организуемых в женских консультациях, и школ молодых родителей при детских поликлиниках, выступая с лекциями, беседами и т.д. Идеальным вариантом, реализованным в ряде стран, является привлечение к обучению родителей малышей основам гигиенического ухода за полостью рта педиатров и патронажных педиатрических медицинских сестер, которые раньше других специалистов входят в семью новорожденного; этих специалистов должен мотивировать, просветить и обучить стоматолог.

Обучение родителей детей в возрасте от 1 до 3 лет проводит стоматолог. Педиатр обязан направить ребенка на консультацию к стоматологу в возрасте 1, 2, 3 лет, и стоматолог должен проводить на приеме соответствующие беседы и обучать родителей практическим приемам чистки зубов ребенка. Обучение самих детей элементам гигиенического ухода за полостью рта ложится в основном на плечи родителей, которым стоматолог должен объяснить основные правила: опора на личный пример, обеспечение психологического комфорта во время гигиенических процедур, предложение интересных моделей детских щеток, игровая форма «уроков», ограничения во времени (не более 3—5 мин) и в объеме нового материала, поощрение ребенка за усердие и успехи.

Обучая малыша мануальным навыкам, следует помнить о том, что ребенок видит и оценивает мир в зеркальном изображении, поэтому взрослый-правша, демонстрирующий ребенку-правше движения щетки на модели (кубике), располагаясь при этом лицом к ребенку, должен держать щетку в левой руке. Лучше проводить обучение перед зеркалом, когда взрослый стоит рядом с ребенком (или за его спиной) на одном уровне или немного выше и проводит все манипуляции правой рукой. Эффективность такой беседы стоматолога с родителями повышается, если врач сам проводит в кабинете урок с малышом, активно привлекая родителей к процессу и обращая их внимание на важные моменты.

Обучение родителей и их детей от 3 до 6 лет Гигиеническое обучение детей дошкольного возраста должно проводиться в стоматологическом кабинете, в семье, в детском учреждении. Главную роль в гигиенической мотивации, обучении детей и поддержании их постоянной профилактической активности играет семья.

Стоматолог, принимающий ребенка в кабинете, обязан продемонстрировать родителям качество гигиены его полости рта, подобрать подходящие средства гигиены, разъяснить родителям правила чистки зубов ребенка руками взрослых и элементы метода KAI, которым необходимо обучить ребенка.

Очень полезно провести урок гигиены, чтобы обучить и родителей соответствующим манипуляциям. Дети от 3 до 6 лет посещают детские дошкольные учреждения, и это обстоятельство широко используется в целях гигиенического воспитания детей. Стоматолог должен обучить педагогов и медработников детского учреждения правилам первичной стоматологической профилактики и, в частности, гигиенического ухода за полостью рта детей для того, чтобы эти работники могли формировать у детей соответствующие здоровые оральные привычки.

Обучение детей проводится при помощи форм и методов, соответствующих их возрастным особенностям: занятия проходят в игровой форме, с элементами состязательности, информация подается небольшими фрагментами в течение цикла занятий.

Практическое обучение проводится на моделях; каждый новый элемент несколько раз повторяют «в две руки», когда взрослый кладет свою руку поверх кисти ребенка. Чистку зубов проводят возле умывальников, под контролем и при активном участии взрослого, который должен направлять движения руки ребенка, контролировать прилагаемые к щетке усилия, отмечать качество очищения зубов и поощрять успехи ребенка.

В результате к шести годам ребенок должен усвоить, что:

• после еды нужно убрать изо рта остатки пищи, чтобы ею не кормились вредные микробы, разрушающие зубы;

• зубы нужно чистить щеткой и пастой 2 раза в день: после завтрака и перед ночным сном; • у каждого должна быть своя щетка, которую нельзя давать никому другому;

• зубная щетка должна быть детской (небольшой), не старой и не лохматой (для каждого времени года — новая щетка);

• зубной щеткой нельзя делать ничего, кроме чистки зубов;

• перед чисткой зубов нужно вымыть руки с мылом, прополоскать рот;

• чистую щетку нужно смочить водой, нанести на нее немного детской пасты (объемом с горошину) и размазать пасту по зубам, стараясь ничего не глотать;

• щеткой нужно вычистить все зубы со всех сторон правильными движениями, стараясь в это время не глотать слюну, а выплевывать ее;

• закончив чистить зубы, нужно прополоскать рот водой и умыться;

• чтобы щетка была чистой, ее нужно вымыть водой с мылом и поставить ее в стакан вверх головкой.

Обучение детей в возрасте от 7 до 10 лет и их родителей проводят как на стоматологическом приеме, так и в школе. Необходимо помнить об активной роли родителей в гигиене полости рта младших школьников и поэтому организовывать обучение не только и не столько ребенка, сколько всей семьи, четко указывая на возможности и обязанности детей и взрослых.

В школьной программе предусматриваются часы для гигиенического воспитания учеников. Уроки гигиены проводят стоматолог, гигиенист или обученная ими медсестра школы. Беседа может быть проведена в классе, а контролируемая чистка зубов — возле умывальников при входе в столовую, или в стоматологическом кабинете, или в специально оборудованном кабинете профилактики.

Для учеников младшей школы проводят несколько 15-20-минутных бесед, последовательно освещающих различные вопросы профилактики и мотивирующих детей к стоматологической самопомощи.

На практической части урока гигиены взрослый должен оценить качество щеток и паст, принесенных детьми из дома, мягко посоветовать замену (ни в коем случае не давать при этом повода для насмешек одноклассников над детьми, не имеющими хороших средств гигиены!). Проводят окрашивание зубных отложений, их демонстрацию в зеркале и доброжелательное (!) обсуждение. Предстоящие манипуляции «проходят» при помощи модели, затем приступают к чистке зубов. Взрослый наблюдает за работой каждого ребенка, поправляет движения, контролирует их количество. По истечении 2—3 мин чистки зубов и полоскания полости рта, проводят анализ качества проведенной чистки, выявляют и поощряют лучших.

Обучение детей 11—14лет и подростков следует проводить в стоматологическом кабинете в присутствии их родителей, с указанием на конкретные субъективные и объективные гигиенические проблемы ребенка, требующие активного вмешательства взрослых. Родители должны помнить о том, что интересы подростка неустойчивы, ему необходимы постоянные психологическая поддержка и контроль.

Перед началом обучения гигиене полости рта в условиях школы необходимо выяснить базовый уровень знаний и навыков аудитории по этому вопросу. Это можно сделать путем предварительного осмотра детей или с помощью анкетирования.

Анкеты могут быть более сложными, что позволяет точнее определить тематику и конкретное содержание бесед с той или иной группой. Практические уроки гигиены в школе лучше проводить в небольших однополых группах или в индивидуальном порядке, обсуждение неудач проводить с особенной осторожностью и искренней заинтересованностью не только в стоматологическом, но и в душевном благополучии ребенка.

Обучение взрослых должно проводиться в строгом соответствии с психологическими особенностями каждого пациента. Мотивация к уходу за полостью рта может быть проведена в ходе популяционной и групповой профилактической работы, практическое обучение - только в индивидуальном порядке. Наилучшие результаты дает контролируемая чистка зубов, так как она позволяет оценить и корректировать не только представления пациента о правилах (что обычно происходит в ходе обучения на модели), но вмешаться в его реальные манипуляции и дать возможность физически почувствовать разницу в направлении и силе прилагаемых усилий, усвоить нововведения на проприоцептивном уровне.

51. Основные направления эндогенной профилактики кариеса. Характеристика препаратов, содержащих минеральные комплексы, кальций, фосфор, фтор, витамины. Схемы назначения.


Эндогенная профилактика кариеса должна начинаться еще в антенатальный период развития ребенка. Это предопределено тем, что процессы формирования и минерализации зубов начинаются в эмбриональный период развития ребенка и длится после ее рождения. Закладка, формирование и первичная минерализация временных зубов происходят в антенатальный период развития ребенка. Закладка и формирование зачатков постоянных зубов начинаются на 4-5-ом месяце беременности, процесс первичной минерализации коронок постоянных зубов завершается на 7-8-ом году жизни.

Антенатальная профилактика направлена в первую очередь на поддержку здоровья беременной, профилактику у нее соматических и инфекционных болезней в этот период, а также обеспечение полноценного питания. Стоматолог должен принимать участие в составлении рациона питания беременной.

Для профилактики кариеса у детей и женщин в период беременности чрезвычайно важным является поступление к организму достаточного количества солей кальция, фосфора, фтора и других микроэлементов, а также витаминов. Да, беременной женщине нужно ежедневно употреблять 1,5 г кальция, 2,5 г фосфора, 3 мг фтора, 2,5 мг тиамина бромида, 5000-10 000 МО кальциферола (витамину D) на сутки. Потребность в этих веществах существенно растет с 4-го месяца беременности. Микроэлементы содержатся в морской капусте, мясе кроля, морской рыбе, свекле, капусте, орехах. Существуют специально разработанные композиции витаминов и минералов для беременных женщин (например, "Прегнавит"), назначение которых является оправданным в период беременности.


Определенное значение имеет сбалансированность минерального состава пищевых продуктов, а именно: оптимальным является соотношение кальция и фосфора от 4:5 до 1:1,5, магния и кальция — от 1:3 до 1:2. Избыток фосфора и жиров подавляет усвоение кальция, а белков и магния — активизирует его. Наиболее сбалансированным относительно содержания кальция, фосфора и жирных кислот является козье молоко и его продукты; относительно кальция и фосфора — абрикосы, персики, вишня, слива, черешня, морская и речная рыба; относительно кальция, фосфора и магния — яблоки, редис, фасоль, тыква, капуста белокочанная, рыба. Наибольшее количество водорастворимых соединений фтора содержится в высших сортах чая и морской капусте. Большое количество микроэлементов содержится в морепродуктах: мясе кроля, мидиях.

 

Эндогенная профилактика кариеса заключается в первую очередь в системном назначении соединений фтора. Они могут поступать к организму человека с питьевой водой, фторируемым молоком, кухонной солью, таблетками или каплями фторида натрия.

Показаниями к назначению соединений фтора является:

- высокая заболеваемость на кариес среди населения;

- низкое содержание фтора в питьевой воде (меньше чем половина оптимальной дозы для каждой климатической зоны);

- отсутствие дополнительных источников системного поступления фторидов.

Наиболее выражен кариесстатичный эффект фторидов наблюдается в случае поступления оптимального количества фторидов в организм в период внутричелюстного формирования зубов и минерализации эмали. Это связано с тем, что в эмали в достаточном количестве образуются фторапатиты, которые являются более стойкими к действию кислот зубного налета. Основным источником поступления ионов фтора в твердые ткани зубов в период внутричелюстной минерализации является кровь. Потому главным заданием эндогенной профилактики кариеса путем применения соединений фтора с обеспечения достаточного содержания ионов фтора в сыворотке крови.

Искусственное фторирование питьевой воды.. Для искусственного фторирования питьевой воды на водогонных станциях добавляют растворимые соединения фтора, создавая оптимальную концентрацию фтора в питьевой воде — 1-1,2 мг/л.

Фторирование питьевой воды способствует снижению прироста кариеса во временных зубах на 40-50%, в постоянных — на 50-60%. Увеличивается количество лиц с интактными зубами, снижается скорость прогресса кариозного процесса, уменьшается количество осложнений кариеса.

В регионах, где отсутствует централизованное водообеспечение, может использоваться альтернативный метод — фторирование воды в школах. Концентрация фторида, добавленного к воде в этом случае, должна в 4—5 раз превышать оптимальную (I мг/л), то есть составлять 4-5 мг/л, поскольку дети потребляют фторированную воду, только находясь в школе. Редукция прироста кариеса при этом достигает 40%.

Эффект фторирования кухонной соли применяют когда фторирование питьевой воды невозможно по экономическим или техническим причинам. Оптимальная концентрация фторидов в соли составляет 200-250 мг/кг. При этом редукция прироста кариеса составляет около 50%. Промышленный выпуск фторировао-йодированной соли начат в Закарпатской области.

Фторирование молока является альтернативным методом введения фторидов в организм. Молоко давно привлекает к себе исследователей по целому ряду при­чин, так как:

• является необходимым компонентом питания ребенка, особенно в первые годы жизни;

• обладает ценными питательными свойствами, необходимыми для растущего детского организма;

• является основным источником кальция и фосфора, необходимых для строительства тканей кости и зуба.

Уникальный состав молока позволяет ему участвовать в процессе реминерализации эмали зубов.

Фторированное молоко может быть произведено в различных формах: жидкой (пастеризованное, стерилизованное, высокотемпературной обработ­ки) и в виде порошка. Для фторирования чаще применяют фторид натрия, реже - натрия монофторфосфат.

Количество фторида, которое следует добавить к молоку, должно учи­тывать возраст ребенка и ежедневное поступление фторида. В соответствии с рекомендациями ВОЗ, для детей с 3 до 7 лет суммарное поступление фто­рида из всех источников (воды, продуктов, напитков, лекарств и т. д.) дол­жно составлять от 0,87 до 1,75 мг в сутки,

Исходя из этих рекомендаций, выпивай в день 1 стакан фторированно­го молока, дети получают 0,5 мг фторида, что обеспечивает ежедневное сум­марное поступление 1,0-1,15 мг фторида в сутки. Эта доза безопасна для организма ребенка.

 

Таблетки фторида натрия являются средством системной профилактики кариеса зубов в случае дефицита содержания фтора в питьевой воде. Их назначают детям в возрасте от 2 до 15 лет на протяжении 250 дней на год. Согласно с рекомендациями ВООЗ таблетки фторида натрия в регионах с умеренным и низким уровнем заболеваемости на кариес назначают только тем детям, которые имеют высокий риск возникновения кариеса. При этом доза фторида 0,5 мг на сутки назначается детям после 3 лет.

В регионах с высокой распространенностью кариеса временных и постоянных зубов препараты фтора назначают из 6-месячного возраста с учетом содержания фтора в питьевой воде.

 

Неспецифическая эндогенная профилактика предусматривает:

1.приём кальцийсодержащих препаратов

2.приём витаминов

3.приём адаптогенов, иммуномодуляторо

 

52 Методы чистки зубов. Контролируемая чистка зубов и методика её проведения. Особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста.

Чистка зубов — гигиеническая процедура для очистки поверхности зубов от остатков пищи и мягкого зубного налёта. Обычно выполняется с помощью зубной щётки или/и зубной нити.

Уход за зубами подразумевает под собой комплекс гигиенических и профилактических мероприятий, направленных на поддержание здоровья полости рта (зубов, дёсен, слизистой). Эти мероприятия можно разделить на индивидуальные (проводятся в домашних условиях) и профессиональные (проводятся в стоматологическом кабинете).

Людям со здоровым пародонтом рекомендуют чистить зубы стандартным методом чистки зубов два раза в день (утром после завтрака и на ночь).

На всех поверхностях последовательно проводят движения:

1. Подметающие вертикальные - для удаления налёта из пришеечных областей и с гладких поверхностей.
2. Горизонтальные движения - для очищения естественных углублений эмали.
3. Круговые движения - для очищения естественных углублений эмали, для массажа десневого края.

Алгоритм стандартного метода чистки зубов
1. Разделить зубной ряд на несколько сегментов: моляры, премоляры, передние зубы.
2. Расположить щетку под углом 45 градусов к поверхности зубов (зубные ряды разомкнуты).
3. Чистить зубы с вестибулярной поверхности верхней челюсти слева, выполняя щеткой 10 подметающих движений сверху вниз, затем перейти ко всем остальным сегментам.
4. Чистить зубы с небной поверхности верхних зубов, переходя по сегментам от левого к правому, делая на каждом 10 подметающих движений.
5. Чистить зубы нижней челюсти в той же последовательности.
6. Чистить все поверхности зубов движениями щетки вперед-назад по 10 движений на каждую поверхность.
7. Завершить чистку зубов круговыми движениями по вестибулярной поверхности с захватом зубов и десен.

Вспомогательные методы включают в себя один или несколько из четырёх основных видов движений зубной щётки:

1. Горизонтальные поступательные (метод Макдональда)
2. Вертикальные (методы Смита-Белла, Рейте, Леонарда)
3. Вибрирующие (методы Чартера, Стилмана, Басса)
4. Круговые (метод Фонеса)

Все методы выполняются посегментно.

 

Метод Макдональда (метод трёх дуг)

Используются только горизонтальные движения для очищения вестибулярных (передних), оральных (внутренних) и жевательных поверхностей. Щётка производит "пилящие" движения, за одно движение смещаясь на ползуба.

Достоинства: простота движений.

Недостатки: недостаточное очищение пришеечных областей, возможно истирание твёрдых тканей зуба.

 

Метод Смита-Белла ("физиологический")

Щётка повторяет путь проходимый пищей во время откусывания и жевания. Щётку ставят перпендикулярно на жевательную поверхность. Слегка надавливая и вращая щётку продвигают сначала по жевательной, а затем (в вертикальном направлении) по вестибулярной (передней) поверхности к десне.

Достоинства: физиологичность.

Недостатки: техническая сложность, риск травмы десны.

 

Метод Рейте

Вестибулярные (передние) и оральные (внутренние) поверхности зуба очищают вертикальными движениями, а жевательные - горизонтальными. На вестибулярной и оральной поверхности щетинки проходят путь противоположный пище: от десневого края к жевательной поверхности. Вначале движения щетинки параллельны вертикальной оси зуба, а в конце движения перпендикулярны ей.

Достоинства: проникновение щетинок в межзубные пространства, низкая вероятность травмы десны.

Недостатки: техническая сложность.

 

Метод Леонарда

Вестибулярные (передние) и оральные (внутренние) поверхности очищают вертикальными движениями, а жевательные - горизонтальными. В отличие от метода Рейте вестибулярные поверхности очищают при сомкнутых зубах, а щетинки всегда перпендикулярны поверхности зубов.

Достоинства: экономия движений, малый риск травмы десны.

Недостатки: высокая техническая сложность.

 

Метод Фонеса

Для очищения всех поверхностей выполняются только круговые движения

Достоинства: простота, осуществляется массаж дёсен.

Недостатки: плохое очищение контактных поверхностей, риск травмы десны.

 

Метод Басса

Щётка устанавливается в пришеечной области щетинками к десне так, чтобы щетинки образовывали с поверхностью зуба 45 градусов. Затем производятся короткие движения вперёд-назад, после 3-4 движений щётка перемещается на следующий сегмент.
Метод Стилмана

Схож с методом Басса, но в отличие от него движения щётки не горизонтальные движения, а вращательные движения до побледнения десны. Следующее движение делают после восстановления кровотока в десне.

 

Метод Чартера

Также схож с методом Басса, но в отличие от него концы щетинок обращены к жевательной поверхности. Движения круговые, встряхивающие, концы щетинок образуют с поверхностью зуба угол 45 градусов.

Достоинства: стимуляция кровообращения в десне, хорошее очищение пришеечных областей (для всех трёх методов).

Недостатки: недостаточное очищение других участков коронок зубов, высокая техническая сложность (для всех трёх методов).

Под контролируемой чисткой зубов подразумевается чистка, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (врача-стоматолога, гигиениста стоматологического) в стоматологическом кабинете или комнате гигиены полости рта, при наличии необходимых средств гигиены и наглядных пособий. Цель данного мероприятия — контроль эффективности чистки зубов пациентом, коррекция недостатков техники чистки зубов. Контролируемая чистка зубов позволяет добиться эффективного поддержания уровня гигиены полости рта

 

Контролируемая чистка зубов

Вначале контролируемой чистки зубов, просят пациента почистить зубы, как это он обычно делает дома. Затем окрашивают зубы специальными индикаторами зубного налета, определяют величину гигиенического индекса и с помощью зеркала показывают пациенту, где зубной налет не был удален.

После этого на модели демонстрируют, как правильно очищать зубы с помощью зубной щетки и других средств.

Затем пациент несколько раз повторяет на модели правильные движения под наблюдением специалиста, снова чистит зубы. После этого повторно определяется индекс гигиены (зубы окрашивают индикаторами).

При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют и вновь определяют гигиенический индекс.

Важно начинать уход за полостью рта с момента рождения ребенка и после каждого приема пищи.

Ребенок, приученный к регулярной гигиене полости рта с самого младенчества, перейдет к самостоятельному использованию зубной щетки и пасты легче и раньше своих сверстников.

Необходимо выполнять следующие рекомендации по уходу за полостью рта для детей до 2 лет:

  • после каждого приема пищи очищать полость рта младенца с помощью мягкой махровой тряпочки, смоченной в теплой кипяченой воде или с помощью детской зубной щеточки для беззубых челюстей;
  • выпавшую изо рта ребенка соску обработать кипяченой водой, а не облизывать;
  • не облизывать детскую ложечку перед кормлением младенца;
  • после прорезывания первых молочных зубов использовать детские зубные щетки с очень мягкой щетиной;
  • до 2-2,5 лет не использовать детские зубные пасты, так как они могут вызвать сильный рвотный позыв;
  • при наличии гипоплазии эмали, отягощенном антенатальном периоде можно использовать зубную пасту Infa-dent на основе грудного молока;
  • после использования щетки ее необходимо промыть в теплой кипяченой воде, но не обрабатывать кипятком, так как он деформирует синтетическое волокно щетины.

Для детей от 2 до 4 лет для ухода за полостью рта и профилактики кариеса рекомендуется иной набор средств гигиены полости рта:

  • детская гигиеническая щетка с мягкой щетиной, атравматичной головкой и большой ручкой с впрессованным резинопластиком;
  • детская лечебно-профилактическая зубная щетка;
  • детская лечебно-профилактическая зубная паста с фтористым соединением или кальциевым компонентом, мягким абразивом, без сильных антисептиков;
  • уход за полостью рта осуществляет сам ребенок под контролем родителей;
  • после каждого приема пищи необходимо прополоскать рот кипяченой водой.

Детям дошкольного возраста с 4 до 6 лет, приученных к проведению индивидуальной гигиены полости рта самостоятельно, но под строгим контролем родителей рекомендуются следующие СГПР:

  • детская профилактическая зубная щетка с мягкой щетиной, индикацией степени износа щетки, большой ручкой;
  • детская лечебно-профилактическая паста противокариозного действия (с фтористым соединением или кальциевым компонентом), с мягким абразивом, без сильных антисептиков;
  • флоссы с фтористым компонентом;
  • ополаскиватели для рта с 6-летнего возраста без сильных антисептиков, безалкогольные с дозатором или мерным стаканчиком;
  • жевательные резинки без абразивных компонентов, с сахарозаменителями типа ксилита рекомендуется детям с 6-летнего возраста, использовать после еды кратковременно.

По мере развития и роста ребенка происходит смена зубов временного прикуса на постоянные зубы. К 12-13 годам заканчивается формирование постоянного прикуса.

 

 

53 Предметы гигиены полости рта. Классификация. Основные характеристики. Показания к применению.

Классификация предметов гигиены полости рта:

1. Основные: зубная щетка.

2. Дополнительные: флосс, суперфлосс, зубочистка, ершик, межзубной стимулятор, ирригатор полости рта.

Зубная щетка — основной предмет гигиены, предназначенный для механического удаления остатков пищи, детрита, зубного налета из полости рта. Она состоит из ручки и головки. Щетки различаются:

  • размерами (рекомендуют щетки с маленькой головкой для того, чтобы легко манипулировать в полости рта и очищать труднодоступные поверхности зубов)
  • свойствами волокон (синтетическое волокно и натуральная щетина),
  • формой головки и расположением пучков,
  • жесткостью (очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие),
  • дизайном ручки (прямая и изогнутая).
  • По области применения (для полости рта, специальные)

· По назначению (Для чистки зубов, для чистки межзубных промежутков, для чистки протезов)

· По механизму действия (мануальные, электрические, звуковые, ультразвуковые, ионные.)

· По возрастным категориям (для детей,для взрослых).

· По количеству рядов щетины (Однопучковые, трехрядные, четырёхрядные, с переменным числом рядов)

Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи из межзубных промежутков. Флоссы разделены на вощеные и невощеные. Благодаря воску нить легко скользит и без труда проникает в межзубное пространство. Невощеные флоссы более тщательно очищают неровности на эмали. Нити выпускаются в специальных контейнерах, эти контейнеры снабжены специальным резаком для удобства отрывания нити.

Рекомендации по применению:

1. Возьмите зубную нить длиною примерно 25-30 сантиметров, намотайте нить на средние пальцы обеих рук.  
2. Удерживая нить указательными и большими пальцами аккуратно введите ее в межзубной промежуток  
3. Прижмите нить к контактной поверхности одного зуба и двигайте ею несколько раз вверх и вниз, слегка заводя нить под десневой сосочек.  

Суперфлосс – это специальная нить для очистки несъемных протезов, брекет-систем. Один сегмент узкий и тонкий, второй – широкий и губчатый. Узкий сегмент легко проходит под- и между конструкциями, а широкий, протягиваясь между ними, прекрасно чистит контактные поверхности.

Ершик для очистки межзубных промежутков

Ершики предназначены для очистки межзубных промежутков, пространств под несъемными ортодонтическими дугами, участков мостовидных протезов и пространств между имплантами. Ершики различаются по форме – конические, цилиндрические, и по размеру.

Рекомендации по применению:
1. Поднесите ерщик к межзубному промежутку. Найдите правильный угол положения ершика для удобного и легкого его введения в промежуток.
2. Аккуратно вводите ершик до тех пор, пока он не выйдет с другой стороны.
3. Сделайте одно- два движения «вперед-назад», выньте ершик и промойте его под струей проточной воды. Приступите к очистке следующего межзубного промежутка.
4. Рекомендуется менять ершик каждые 5 – 7 дней (по мере износа).
Никогда не вводите ершик в узкие межзубные промежутки с усилием.
Правильно подобранный ершик легко входит в межзубные промежутки.

Ирригатор полости рта – это прибор, очищающий полость рта при помощи подачи струи воды под давлением. Главная задача ирригатора: вычищать наиболее сложно доступные места полости рта, кроме этого гидромассаж оказывает еще лечебный, очищающий и массирующий эффект. Использовать ирригаторы можно абсолютно всем.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи, налета из промежутков между зубами. Следует пользоваться деревянными или пластмассовыми зубочистками однократного применения. Дети не должны самостоятельно применять флоссы и зубочистки

 

 

54 Понятие о некариозных поражениях зубов. Факторы риска возникновения некариозных поражений и их устранение. Дифференциальная диагностика пятен при флюорозе, гипоплазии и очаговой деминерализации.

Некариозные поражения зубов - суммирующий термин, который объединяет большую группу болезней (и повреждений) твёрдых тканей зубов (эмали, дентина, цемента), имеющих различные клинические проявления, возникновение и развитие которых, однако, непосредственно не связано с микробным фактором, в отличие от кариозного поражения.

1. Поражения зубов, возникающие в период фолликулярного развития их тканей, т.е. до прорезывания зубов:

• гипоплазия;
• гиперплазия;
• флюороз,
• наследственные поражения зубов;
• аномалии развития и прорезывания зубов.

2. Поражения зубов, возникающие после их прорезывания:

• клиновидный дефект,
• эрозия;
• некроз;
• патологическое истирание твёрдых тканей;
• гиперестезия;
• травма зубов;
• пигментация зубов.

Факторы риска возникновения некариозный поражений:

Распространённость некариозных п


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.