Арт-терапия в психологическом консультировании. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Арт-терапия в психологическом консультировании.

2017-07-25 1530
Арт-терапия в психологическом консультировании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Арт-терапия – это одно из направлений терапии искусством или терапии творческим самовыражением. Данный метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Арт-терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, реализации на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая. Основное отличие арт-терапии от прочих форм психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей.

Системно-организационный процесс в рамках консультирования и арт-терапии, примененных на основе запросов, помогает клиентам осознать свои проблемы и найти способы решения. Использование метода арт-терапии позволяет сформировать позитивную установку по отношению к окружающему миру, приобрести навыки выбора и принятия решений, научится адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях, что в свою очередь положительно влияет на личностное развитие личности и создает все условия для повышения качества учебно-профессиональной деятельности.

Арт-терапия как метод предполагает использование тех или иных приемов, направленных на обучение человека видению в своей изобразительной продукции некоего смысла и осознание ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, а также на развитие способности к ведению «внутреннего диалога», к интроспекции и рефлексии.

На сегодняшний день, в Российской Федерации, существует несколько отечественных школ в рамках терапии искусствами - «терапия творческим самовыражением» (М. Бурно), «артсинтезтерапия» (Е. Белякова), маскотерапия (Г. Назлоян) и др

В арт-терапии можно выделить три основных подхода:

1· аналитическая арт-терапия (психодинамический подход) основана на свободном самовыражении, которое способствует осознанию глубинных содержаний сознания, ускоряет и облегчает вербализацию переживаний; даёт дополнительные возможности исследования и интерпретации образов, содержащихся в продуктах творческой деятельности, и извлечения из них значимых смыслов;

2· арт-терапия в экзистенциально-гуманистическом подходе обращает внимание на то, чтобы человек проживал настоящий момент творчества и те чувства, которые существуют «здесь и сейчас», выделяя как ценность сам созидательный процесс, не придавая особого значения конечному продукту;

3· Особенностью клинической (медицинской) арт-терапии является ее направленность на оказание корригирующего воздействия: приведение проблемного поведения (способа реагирования) в соответствие с определенной нормой.

Целью арт-терапии является самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности и интеграция с внешней реальностью. Техники арт-терапии применяются при межличностных конфликтах, кризисных состояниях, экзистенциальных и возрастных кризисах, травмах, потерях, постстрессовых, невротических и психосоматических расстройствах, а так же для развития креативности, целостности личности, при обнаружении личностных смыслов через творчество. Преимущества метода арт-терапии заключаются в том, что он:

· предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере.

· ускоряет прогресс в терапии.

· дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии.

Достижение положительных психокоррекционных результатов в арт-терапии происходит за счет следующих факторов:

· фактор художественной экспрессии – воплощение чувств, потребностей и мыслей клиента в его работу, опыт взаимодействия с различными художественными материалами художественным образом;

· фактор психотерапевтических отношений – динамика взаимоотношений клиента-терапевта - группы (переноса и контрпереноса), проекции, влияние личного опыта;

· фактор интерпретации и вербальной обратной связи – трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов.

На внутриличностном уровне:

· осознание проблем и способов их решения;

· формирование позитивной установки по отношению к окружающему миру;

· создание и принятие внутреннего «Я»;

· формирование адекватной самооценки;

· приобретение уверенности в себе;

· формирование индивидуального образа цели и путей ее достижения;

· приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;

· оптимизация эмоционального состояния.

В сфере межличностных отношений:

· достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов других людей;

· выработка адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

· устранение дезадаптивных форм поведения, обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

Структура занятий соответствует поставленным задачам и включает в себя специальные упражнения, активизирующие групповую деятельность участников. Выделяют два основных этапа.

Невербальный, творческий, неструктурированный. Основное средство самовыражения – изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.

Вербальный, апперцептивный и формально более структурированный. Предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.

1. Спонтанное рисование каракулей

2. Рисование мандал

3. Совместное изготовление красок и рисование ими на ватмане, с последующим сочинением совместной сказки

4. Работа с масками помогает осознать свои телесные и поведенческие паттерны.

5. Работа с гримом используется при неврозах, депрессиях, тревожных состояниях, фобиях, панических атаках, а так же для освоения невербальных способов общения.

6. Изготовление и использование

7. Рассказывание истории с помощью музыкальных инструментов

8. Работа в песочнице

9. Создание талисманов.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.