Выбор и порядок закрепления темы выпускной квалификационной работы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Выбор и порядок закрепления темы выпускной квалификационной работы

2017-07-25 236
Выбор и порядок закрепления темы выпускной квалификационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическое руководство

к выполнению и защите выпускной квалификационной работы

 

для студентов направлений и специальностей

«Программное обеспечение вычислительной техники и
автоматизированных систем»

«Математическое обеспечение и администрирование
информационных систем»

 

 

Шадринск

 

 

Рекомендовано кафедрой программирования и сетевых технологий

протокол № 1 от 5 сентября 2012 г.

 

 

Рецензенты:

профессор, кандидат физико-математических наук, В.Ю. Пирогов,

доцент, кандидат педагогических наук, А.Г. Кириллов.

 

 

Составители:

доцент, кандидат педагогических наук, В.М. Гордиевских,

доцент, кандидат педагогических наук, Д.А. Слинкин.

 

В методическом руководстве изложены требования к содержанию, объему и оформлению выпускных квалификационных работ (ВКР) студентов, обучающихся по направлениям и специальностям кафедры программирования и сетевых технологий. Методическое руководство содержит рекомендации, призванные помочь дипломнику правильно организовать работу над выпускной квалификационной работой. При этом изложены требования к структуре, содержанию и оформлению разделов ВКР. Методическое руководство может быть полезно также научным руководителям выпускных квалификационных работ студентов.

Методическое руководство адресовано, прежде всего, студентам учебных специальностей кафедры программирования и сетевых технологий направлений 230000 – «Информатика и вычислительная техника» и 010503 – «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»

 

© ФГБОУ ВПО «Шадринский

государственный педагогический

институт», 2012


 

Содержание

1. Общие положения. 3

2. Общие требования к выпускным квалификационным работам. 6

2.1. Цель и задачи ВКР. 6

2.2. Требования к выпускной квалификационной работе (бакалавриат) 7

2.3 Требования к выпускной квалификационной (работе специалитет) 8

2.4. Выбор темы выпускной квалификационной работы.. 9

2.5. Порядок закрепления тем выпускных квалификационных работ за научными руководителями. 9

3. Научное руководство. 10

4. Написание выпускной квалификационной работы.. 11

4.1. Структура ВКР. 11

4.2. Содержание разделов ВКР. 11

5. Правила оформления выпускной квалификационной работы.. 16

6. Защита выпускной квалификационной работы.. 17

6.1. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы.. 17

6.2. Подготовка к защите и защита работы.. 18

6.3 Материалы представляемые к защите ВКР. 20

Приложение 1. 21

Приложение 2. 22

Приложение 3. 23

Приложение 4. 24

Приложение 5. 26


Введение

 

В соответствие с образовательными стандартами высшего профессионального образования специальностей 230000 – «Информатика и вычислительная техника» и 010503 – «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» защита ВКР является обязательной составляющей итоговой государственной аттестацией выпускников вузов. Подготовка и защита ВКР является завершающим этапом освоения всех основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования:

- программы подготовки бакалавра - второй уровень (ступень) высшего профессионального образования;

- программы подготовки специалиста - третий уровень (ступень) высшего профессионального образования;

- программы подготовки магистра - третий уровень (ступень) высшего профессионального образования.

Защита ВКР проводится на заседании комиссии итоговой государственной аттестации (ИГА). Результаты защиты ВКР являются основанием для принятия комиссией ИГА решения о присвоении выпускнику соответствующей квалификации (степени) и выдачи диплома государственного образца.

Согласно Государственному образовательному стандарту:

«Выпускная квалификационная работа инженера (дипломный проект или работа) представляет собой законченную научно-исследовательскую, проектную или технологическую разработку, в которой решается актуальная задача по проектированию или исследованию одного или нескольких объектов профессиональной деятельности и их компонентов (полностью или частично)».

Объектами профессиональной деятельности инженеров по направлению подготовки дипломированного специалиста “Информатика и вычислительная техника” являются:

- вычислительные машины, комплексы, системы и сети;

- автоматизированные системы обработки информации и управления;

- системы автоматизированного проектирования;

- программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы);

- математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

Выпускная квалификационная работа математика-программиста представляет собой законченную разработку, в которой представлены математические модели, алгоритмы и программы по поставленной задаче с анализом полученных результатов. Выпускная квалификационная работа может выполняться в виде дипломного проекта.

В выпускной квалификационной работе математика-программиста:

Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности математика-программиста являются математические и алгоритмические модели, программы, программные системы и комплексы, методы проектирования и реализации, способы производства, сопровождения, эксплуатации и администрирования в различных областях, включая междисциплинарные. Объектами профессиональной деятельности могут быть имитационные модели сложных процессов управления, программные средства, администрирование вычислительных, информационных процессов.

Инженер-программист и математик-программист по объему и уровню знаний должены быть подготовлены к самостоятельному творческому решению сложных научно-технических задач. Выпускники данных напрвлений подготовки должены уметь обрабатывать патентно-лицензионную и реферативную информацию, пользоваться не только научно-технической литературой, но и информацией из Российской автоматизированной системы поиска и распространения патентной и реферативной информации, Internet, компьютерной техникой, ставить и решать научно-технические задачи, давать технико-экономическое обоснование принимаемых решений.

Выполнение и защита ВКР являются проверкой готовности выпускника к самостоятельному решению комплексных профессиональных задач:

- разработки, выбора и преобразования алгоритмов, математических моделей явлений и процессов с целью эффективной реализации программного продукта и проведении с его помощью исследований средствами ВТ;

- разработки требований и спецификаций программного обеспечения средств ВТ и АС на основе запросов пользователей и возможностей технических средств;

- администрирование информационных систем, проектирования для компьютеров и автоматизированных систем программного обеспечения прикладного, инструментального и системного характера на основе современных методов, средств и технологий создания, сопровождения и администрирования математического и программного продукта, систем автоматизированного проектирования программного обеспечения;

- выбора средств ВТ, средств программирования и их применения для эффективной реализации программных проектов;

- оценки качества программ и программных систем на этапах проектирования, сопровождения, а также модернизации математического, алгоритмического и программного обеспечения с целью повышения надежности и эффективности его функционирования;

- разработки (на основе действующих стандартов) документации для различных категорий лиц, участвующих в создании, эксплуатации и сопровождении программ и программных систем;

- разработки методов, средств и технологий применения математического и программного обеспечения ВТ и АС в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека.

- определения целей проектирования объектов профессиональной деятельности, критериев эффективности проектных решений, ограничений;

- разработки требований и спецификаций объектов профессиональной деятельности на основе анализа запросов пользователей, моделей предметной области и возможностей технических средств;

- проектирование архитектуры аппаратно-программных комплексов и их компонентов;

- разработки (на основе действующих стандартов) документации для различных категорий специалистов, участвующих в создании, эксплуатации и сопровождении объектов профессиональной деятельности;

- проектирования математического, лингвистического, информационного и программного обеспечения вычислительных систем (ВС) и автоматизированных систем на основе современных методов, средств и технологий проектирования, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;

- организации работы коллектива исполнителей по разработке объектов профессиональной деятельности, организация взаимодействия коллектива разработчиков и заказчика, а также разработчиков различных специальностей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

- инсталляции, настройки и обслуживания системного, инструментального и прикладного программного обеспечения, ВС и автоматизированных систем;

- анализа эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности, выработка требований и спецификаций по их модификации.

И другие, определяемые требованиями государственного образовательного стандарта.


1. Общие требования к выпускным квалификационным работам

Цель и задачи ВКР

Целью написания выпускной квалификационной работы (ВКР) является систематизация, закрепление, проверка и оценка теоретических знаний и практических умений в предметной области, развитие способности к самостоятельной работе, научным исследованиям, разработке, экспериментированию.

Задачами выполнения ВКР выпускниками специальностей/направлений подготовки «Информатика и вычислительная техника» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» являются проверка:

· уровня усвоения студентами учебного материала по основным естественно-научным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

· умений разработки и ведения технической документации;

· умений формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных информационных систем с использованием различных методов и решений;

· умений ставить задачу системного проектирования и комплексирования локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей информационных систем;

· умений ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой;

· умений проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально-ориентированных информационных систем;

· умений формулировать основные технико-экономические требования к проектируемым профессионально-ориентированным информационным системам;

· умений создавать и внедрять профессионально-ориентированные информационные системы в предметной области.

Требования к выпускной квалификационной работе (бакалавриат)

Квалификация (степень) бакалавра - это академическая степень, отражающая образовательныйуровень выпускника, свидетельствующая о наличии фундаментальной подготовки по соответствующему направлению, освоении начал специализации и выработке навыков выполнения исследовательских работ.

ВКР бакалавра должна представлять собой законченную разработку на заданную тему, написанную лично автором под руководством научного руководителя. ВКР бакалавра должна свидетельствовать об умении автора работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы, содержащей элементы научного исследования. ВКР бакалавра должна иметь разделы, посвященные анализу проблемы,обзору литературы, постановке технической задачи, характеристике предлагаемого автором решения с использованием различных методов, компьютерной техники и технологий.

ВКР бакалавра может основываться на обобщении выполненных выпускником курсовых работ или подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.

ВКР бакалавра должна оцениваться по следующим критериям:

- уровень проблемного анализа ситуации, качество характеристики объекта исследования и решаемой задачи;

- качество интерпретации решаемой задачи с точки зрения современного инструментария и методов исследования;

- научно-технический уровень результатов исследования, эффективности предлагаемых рекомендаций, возможности их практической реализации.

ВКР бакалавров должна представляться к защите с предварительным рецензированием работы специалистом в данной области, апробацией подтверждаемой актом внедрения (приемки) программного продукта в организацию (предприятие, учреждение) или в случае если ВКР студента носит научно-исследовательский характер и выполняется на кафедре, вместо акта внедрения предусматривается приложение экспертного заключения квалифицированного преподавателя в данной научной области.

 

 

Требования к выпускной квалификационной (работе специалитет)

 

Выпускной квалификационной считается работа, выполняемая студентом самостоятельно под руководством научного руководителя на завершающей стадии обучения по основной профессиональной образовательной программе подготовки специалиста. В отдельных случаях, когда тема предусматривает разработку сложной конструкции или направлена на решение комплексной технической задачи, допускается ее разбиение на подзадачи и проектирование ВКР группой студентов (не более трех). ВКР – это самостоятельная, творческая работа студента, являющаяся завершением подготовки специалиста, способного решать конкретные, актуальные для opганизации-заказчика проекта проблемы.

Выпускная квалификационная работа должна быть направлена на решение задач, имеющих преимущественно научно-исследовательское, проектное или технологическое значение.

Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.

Выпускная квалификационная работа должна оцениваться по следующим критериям:

- актуальность и значимость избранной темы и проблемы исследования, их обоснованность;

- уровень теоретической разработанности проблемы, наличие глубокого анализа различных подходов к проблеме в литературе;

- соответствие выбранных методов исследования логике исследования и проблемы;

- логика и стиль изложения результатов исследования;

- самостоятельность выполнения.

ВКР должна представляться к защите с предварительным рецензированием работы специалистом в данной области, апробацией подтверждаемой актом внедрения (приемки) программного продукта в организацию (предприятие, учреждение) или в случае если ВКР студента носит научно-исследовательский характер и выполняется на кафедре, вместо акта внедрения предусматривается приложение экспертного заключения квалифицированного преподавателя в данной научной области.

Научное руководство

 

Для выполнения руководства ходом выполнения ВКР и текущих консультаций каждому студенту назначается научный руководитель работы.

Научный руководитель ВКР студента обязан:

- оказать практическую помощь в выборе актуальной темы ВКР и разработки плана ее выполнения;

- в срок, определенный деканатом, проверить техническое задание к ВКР;

- оказать квалифицированную консультацию по подбору научно-технической, справочной литературы и иных источников информации по теме исследования;

- оказать помощь в выборе методики проведения исследований и консультации по выполнению всех запланированных планом этапов работы (методов и средств разработки), определить тематику раздела специальной части проекта и оказать помощь в выборе научного консультанта по специальной части проекта;

- проводить систематические консультации студента по содержанию и оформлению ВКР, поддерживать связь с организацией, по материалам которой студент пишет ВКР;

- оценивать готовность студента к предзащитам и защите на ИГА, давать оценку качества выполнения ВКР в соответствие с предъявляемыми к ней требованиями и предоставлять отзыв научного руководителя о работе студента.

 

 

Структура ВКР

 

ВКР – это научный текст, особенностью которого является формально-логичный способ изложения материала. Научный стиль состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выведенных в результате исследования фактов действительности. Для него характерна смысловая законченность, целостность и связность.

Стиль научной письменной речи – безличный. Изложение ведется обычно от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности, а не на субъекте. Местоимение «я» не используется. Для подчеркивания авторской позиции возможно использование оборотов «по мнению автора», «автор считает или придерживается мнения», «автор полагает». Возможно использование местоимения «мы» для выражения своего мнения как мнения группы людей, научной школы или научного направления. Для этого используют выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению» и т.д.

Тема ВКР должна быть актуальной, соответствующей современному состоянию и перспективам развития научного знания. Она может являться продолжением курсовой работы и или работы начатой в процессе прохождения преддипломной практики, но должна быть тесно связана с научной тематикой кафедры ПСТ.

Содержание ВКР должно обладать внутренней логикой, то есть исследование проходит от общего (теория) к частному (конкретное) и должно соответствовать поставленным задачам исследования. В названии глав и параграфов следует избегать повторения общего названия работы.

Структура рукописи ВКР включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

· титульный лист (приложение 2);

· техническое задание (подписанное руководителем, и зав. кафедрой ПСТ, которое составляется на основании ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы);

· акт внедрения или экспертное заключение (в зависимости от направленности работы);

· содержание (приложение 3);

· перечень условных обозначений, символов и терминов (при необходимости);

· введение;

· главы основной части (при необходимости - параграфы внутри глав);

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения (при необходимости).

Обязательной частью ВКР является диск, содержащий электронные копии ВКР и разработанного программного обеспечения (если применимо).

Содержание разделов ВКР

 

Содержание ВКР раскрывается в ее основном тексте, состоящем из введения, двух глав с разбивкой на параграфы и заключения. Приводится в обязательном порядке список использованных источников (Приложение 4), оформленный с учетом соответствующих действующих стандартов.

В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов (глав), подразделов (параграфов) как основной части работы, так и приложения с указанием номеров страниц, на которых размещены эти заголовки. Разделы нумеруются арабскими цифрами, подразделы – двойной нумерацией через точку, содержащей указание номера раздела и номера подраздела (Приложение 3).

Введение, как правило, содержит общую характеристику содержания квалификационной работы с указанием цели исследования, методов или алгоритмов решения задачи, основных результатов; обоснование актуальности темы; обзор состояний разработок по теме. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется проблема исследования, цель и задачи исследования, указываются объект, предмет, методика и методология исследования, теоретическая (при наличии) и практическая значимость, обосновывается структура ВКР. Рекомендуемый объем введения ‑ 3-4 страницы.

Актуальность темы исследования – обоснование значимости выбранной темы для современной действительности, изложение сути проблемной ситуации и формулировке проблемы, требующей решения. Освещение актуальности должно быть немногословным – 1 – 1,5 страниц.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается в исследовании?

Предмет исследования – свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В сущности, предмет исследования ‑ это то, что находится в границах объекта как существенная часть его. Предмет исследования отвечает на вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции раскрывает данное исследование?

Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы.

Например:

1) Объект: информационно-маркетинговая деятельность в интернет.

Предмет: процесс разработки информационного сайта-портала города.

2) Объектом исследования выступает информационно-рекламная деятельность.

Предмет исследования – разработка информационно-рекламных сайтов торговых предприятий.

3) Объект исследования ‑ структурированные кабельные системы (СКС).

Предмет исследования ‑ сущность, структура, принципы и методики проектирования СКС.

4) Объект: документооборот по практике в ШГПИ.

Предмет: автоматизация системы документооборота практики ШГПИ.

Цель ВКР – желаемый результат, который должен быть достигнут при написании ВКР, другими словами, какой результат исследователь намерен получить, каким он видит этот результат?

Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать задачи исследования, которые будут определять логику и структуру исследования. Для ВКР следует формулировать 5-7 задач.

Задачи исследования конкретизируют цель и отвечают на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Формулировки задач обычно начинаются со слов изучить..., описать..., установить..., выявить..., проанализировать..., вывести формулу..., построить модель..., организовать опытную или экспериментальную работу...

Цель исследования ‑ это конечный результат, задачи ‑ это этапы, по которым происходит движение к цели, как по ступеням, поэтому задачи должны быть логически последовательны и необходимы для достижения цели. Именно необходимы, то есть лишних задач, которые либо не ведут к цели, либо дублируют другие задачи, быть не должно. Особенность научной работы заключается и в ее лаконичности, в ней не должно быть ненужного груза.

В ВКР решение поставленных задач представляется в параграфах. Параграф представляет собой текст, изложенный научным языком, раскрывающий одну из поставленных во введении задач. Структурно параграф должен содержать 1-2 абзаца вводных слов, раскрывая читателю основную «мысль» закладываемую в параграф, затем следует основной текст и в заключении вывод. Вывод по параграфу должен представлять собой набор обобщений из параграфа, т.е. проявлять результат решения поставленной во введении задачи.

Методика и методология научного исследования включают научные школы и направления, на которых базируется исследование, а также методы исследования.

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные – для родственных наук;

4) специальные – для конкретной науки, области научного познания.

ВКР научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

2) учение о научном методе познания.

Каждая наука имеет свою методологию. (http://cadzone.ru/content/view/1604/45/)

Методология информатики включает базовые положения информатики, характеризующие ее как фундаментальную науку, связаны с теориями других наук, таких, как философия (учение об информации и теория познания), математика (математическая логика, теория алгоритмов и их вычислимость, математическое моделирование, дискретная математика), лингвистика (знаковые системы, формальные языки и грамматики). Кроме того, методологическую основу информатики составляют и базовые методы ее собственных направлений, таких как кибернетика, программирование, искусственный интеллект, вычислительная техника, информационные системы. (http://rudocs.exdat.com/docs/index-78660.html)

Практическая значимость ВКР пердставляет собой перечисление конкретных результатов достигнутых автором; определятся круг лиц, для которых материал, содержащийся в ВКР представляет интерес; Указывается участие автора в конференциях, где были доложены результаты исследования, публикации в научных сборниках и журналах.

Обоснование структуры ВКР включает приведение убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять представленную структуру ВКР.

Например:

Сформулированные задачи, выстроенные в логическую последовательность, позволяют достичь цели работы и формируют структуру ВКР, разделяя её на теоретическую и практическую части. Задачи, реализующие методы эмпирического уровня методологии информатики и включающие абстрагирование, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и др., отнесены к теоретической части. Задачи, относящиеся к процессу разработки и внедрения автоматизированной системы электронного документооборота практики ШГПИ, отнесены к практической части ВКР, реализуя частные методы методологии информатики, такие как программирование, автоматизированные системы и системы электронного документооборота.

 

Основная часть состоит из двух глав. Содержание основной части работы существенно зависит от характера выполняемой работы. Обычно основная часть включает постановку задачи, описание методов или алгоритмов решения поставленной задачи, обоснование выбора того или иного метода, конкретные примеры для рассматриваемого класса задач, описание разработанного программного обеспечения, описание экспериментов (в том числе и компьютерных), анализ результатов и выводы по ним. Изложение материала при необходимости сопровождается иллюстрациями, графиками, схемами. Формат рисунка не должен превышать формата стандартного листа А4. При записи формул необходимо употреблять стандартные буквенные обозначения, причем вслед за формулой помещается перечень всех использованных в формуле символов с содержательной расшифровкой их значений с указанием единиц измерения, например:

,

где

v – скорость в км/час,

S – путь в м,

t – время в с.

Для удобства ссылок формулы нумеруются (номер размещается с правой стороны формулы и прижимается к правой границе) в пределах раздела арабскими цифрами через точку: (1.2) – формула 2 из раздела 1.

Если фактический материал, собранный студентом, отсутствует (при выполнении бакалаврской работы) или крайне скуден для выполнения ВКР, необходимо ориентироваться на данные результатов исследований, взятых из авторитетных литературных источников (монографий, справочников, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Предпочтительным считается включение в основную часть пунктов следующего содержания:

- анализ состояния изучаемого вопроса, включая научно-техническое, технико-экономическое обоснование;

- теоретические основы и предметная сущность изучаемого вопроса;

- анализ существующих в рассматриваемой области информационных систем (если речь идет об автоматизации какого-либо вида деятельности).

Анализ включает в себя обзор отечественной и зарубежной научно-технической литературы, патентной и реферативной информации, информационных листков производственного опыта, а также использование данных источников Internet, на основе которых дается критическая оценка известных решений. Указываются их достоинства и недостатки.

По результатам анализа студент из известных технических решений выбирает аналог и прототип, которые станут базой для дальнейшего проведения технико-экономической оценки, предлагаемого в работе технического решения.

В результате критического анализа выпускник выявляет круг задач, решение которых является либо научной, либо технической проблемой, имеющей народнохозяйственное значение. При этом ставится цель работы, и намечаются пути достижения этой цели. При постановке задач исследования студент должен опираться на достижения научно-технического прогресса, включая использование современного математического аппарата, программно-аппаратурных средств автоматизации, современных средств экспериментальной и компьютерной техники.

Основная часть ВКР состоит, как правило, из двух глав, в каждой из которых от 3 до 5 параграфов. Рекомендуемый объем теоретической части должен быть в пределах 15-25 стр.

Практическая часть ВКР включает в себя

a) описание присутствующих в работе этапов разработки (жизненного цикла) системы (исследование предметной области, разработка модели системы, в том чиле и модели данных, разработка программной части проекта, внедрение системы);

b) описание отдельных программных модулей проекта, важных для понимания особенностей данной работы;

c) описание других видов работы, возможно не связанных с разработкой и внедрением информационных систем.

 

При описании программных систем следует руководствоваться правилами документирования программ, изложенными в стандартах «Единой системы программной документации» (ЕСПД), которая представляет собой комплекс государственных стандартов Российской Федерации, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. Важно учесть, что стандарты, включая и стандарты ЕСПД, периодически меняются, и поэтому важно учеть статус документа в данный момент, например на сайте http://www.gost.ru.

Всего в ЕСПД входит около 28 стандартов. Выделим из стандартов ЕСПД наиболее часто применяемые при разработке программных средств (ПС):

ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требование к содержанию и оформлению.

Отметим, что техническое задание (ТЗ) должно содержать совокупность требований к ПС и может использоваться как критерий проверки и приемки разработанной программы. Поэтому достаточно полно составленное и принятое заказчиком и разработчиком, ТЗ является одним из основополагающих документов проекта ПС. Вместе с тем следует разделять оформление ТЗ на разраборку ПС и содержание ТЗ, которое выполняется, например, по ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы.

Несмотря на возможность применения не всех, а только отдельных стандартов комплекса ЕСПД, использованная в них терминология, способы обозначения и другие детали могут потребовать опоры на такие общие стандарты, как ГОСТ 19.101-77 ЕСПД. Виды программ и программных документов, и другие.

Состав документа «Описание программы» в своей содержательной части может дополняться разделами и пунктами, почерпнутыми из стандартов для других описательных документов и руководств: ГОСТ 19.404-79 ЕСПД. Пояснительная записка, ГОСТ 19.502-78 ЕСПД. Описание применения, ГОСТ 19.503-79 ЕСПД. Руководство системного программиста, ГОСТ 19.504-79 ЕСПД. Руководство программиста, ГОСТ 19.505-79 ЕСПД. Руководство оператора.

ГОСТ 19.301-79 ЕСПД. Программа и методика испытаний.

Данный ГОСТ может использоваться для разработки документов планирования и проведения испытательных работ по оценке готовности и качества ПС.

ГОСТ 19.701-90 ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные графические и правила выполнения.

ГОСТ 19.701-90 устанавливает правила выполнения схем, используемых для отображения различных видов задач обработки данных и средств их решения и полностью соответствует стандарту ИСО 5807:1985.

Описание программы должно содержать:

- описание функций программы (назначение программы);

- логическую структуру программы (алгоритм, основные переменные, подпрограммы);

- сведения о языке программирования;

- информацию о входных и выходных параметрах.

Тексты программ выносятся в приложения, а в основную часть включаются результаты выполнения программного комплекса для тестового примера.

 

В заключении дается авторская оценка проведенного исследования с точки зрения соответствия полученных результатов поставленным задачам и кратко формулируются выводы по результатам исследования. В заключение включаются обобщения по каждому параграфу и рекомендации в общем виде.

Заключение должно содержать оценку полноты выполнения задания и рекомендации по практическому и научному применению результатов работы.

 

Библиографический список должен быть оформлен исходя из действующих стандартов ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.82-2001, ГОСТ 7.12-93, ГОСТ 7.80-2000. При написании ВКР все заимствованные из литературы и прочих источников положения и фактические данные должны снабжаться ссылками. Заглавие списка должно создавать представление о его составе: «Список использованных источников», «Список рекомендуемой литературы», «Список дополнительной литературы». Список должен отражать все виды документов, независимо от формы (способа) их представления и носителя (печатные, электронные, аудиовизуальные и др. виды документов).

Библиографический список ВКР располагается после заключения. Расположение библиографических описаний представляется в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий документов.

В библиографическом списке используется сквозная нумерация всех источников.<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.