Тараканов А.В., Тамьярова М.В. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тараканов А.В., Тамьярова М.В.

2017-07-25 221
Тараканов А.В., Тамьярова М.В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебное пособие

 

 

Сызрань

Самарский государственный технический университет


УДК 378.146.9

 

 

Тараканов А.В., Тамьярова М.В.

Дипломное проектирование: учебное пособие / А.В. Тараканов, М.В. Тамьярова. – Сызрань: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. – 88 с.: ил.

 

Описаны цели, задачи и этапы дипломного проектирования, раскрывается содержание дипломного проекта, приводятся требования к оформлению пояснительной записки и графической части дипломного проекта.

Предназначено для бакалавров технических вузов по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника».

 


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТОМ В ПЕРИОД ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Сроки начала и окончания дипломного проектирования устанавливаются в соответствии с учебным планом. Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта.

Дипломное проектирование можно условно разделить на следующие этапы:

I. оформление, утверждение и выдача заданий на дипломное проектирование;

II. непосредственной работы студентов-дипломников над проектом;

III. техническое оформление проекта;

IV. защита дипломного проекта в Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

 

ОФОРМЛЕНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ И ВЫДАЧА ЗАДАНИЙ НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Руководитель дипломного проектав соответствии с утвержденной темой:

- выдает студенту задание на изучение объекта и сбору исходных данных к дипломному проекту;

- составляет по установленной форме на бланке техническое задание на дипломный проект с указанием сроков начала и окончания проектирования и после утверждения заведующим кафедрой выдает его студенту.

В задании, по согласованию со студентом, приводятся основные этапы работы, их объем в процентах к общему объему и сроки выполнения этапов.

Здесь же указывается порядок контроля процесса проектирования и консультаций.

Студент - дипломник получает задание на проектирование и проводит сбор и предварительную обработку исходных данных для проектирования.

 

 

ПЕРИОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ДИПЛОМНИКОВ НАД ПРОЕКТОМ

 

Руководитель дипломного проекта и консультанты (по отдельным разделам) осуществляют только общее руководство деятельностью студента-дипломника, обеспечивая при этом проявление его максимальной самостоятельности.

Руководитель ВКР несет ответственность за:

- своевременную выдачу обучающемуся задания на выполнение ВКР;

- разработку календарного графика и плана выполнения обучающимся ВКР;

- обеспечение методическими указаниями по выполнению ВКР;

- текущее консультирование обучающегося, по вопросам, связанным с выполнением ВКР, подготовкой к предварительной и итоговой защите ВКР;

- поэтапный контроль выполнения обучающимся ВКР;

- своевременное представление отзыва на выполненную обучающимся ВКР.

Ответственность за принятые в проекте решения, за избранные варианты, за правильность расчетных и проектных данных несет автор проекта.

Студенты-дипломники не менее двух раз в месяц обязаны отчитываться перед руководителями о выполнении очередных разделов или этапов работы. Руководитель проекта определяет степень готовности проекта в процентах к общему объему работы и проставляет результаты проверки в «план-график», который вывешивается на доске объявлений кафедры.

ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Графические материалы ВКР должны содержать информацию, позволяющую оценить:

а) постановку и формализацию задачи, используемые математические методы;

б) общий принцип функционирования аппаратного либо программного продукта;

в) конкретные проектные решения, выполненные студентом;

г) результаты экспериментов (если предусмотрено их проведение);

д) вопросы технологии и эксплуатации.

Графическая часть ВКР должна отражать принятые схемные и конструктивные решения и содержать не менее 6 листов чертежей, схем (иерархия модулей, алгоритм программы и т.п.) и/или плакатов (диаграммы, таблицы, формулы, фотографии и т.п.). Графический материал должен обеспечить наглядное изложение сути ВКР.

Графическая часть ВКР представляет собой комплект графических материалов (плакатов и/или чертежей), состоящий из не менее чем шести листов формата A1 и по необходимости, их уменьшенной копии на листах формата А4, представленной в приложении к ВКР.

Графический материал должен концентрированно, но полно отражать основное содержание и особенности ВКР, обеспечивая наглядность процесса ее защиты. Графическая часть может включать как материал, содержащийся в пояснительной записке, так и материал, специально подготовленный для защиты.

Перечень графического материала с указанием конкретных наименований и объёма в листах приводится в задании на ВКР, выдаваемом руководителем. С ним должен быть согласован и окончательный состав графической части ВКР, названия плакатов и/или чертежей.

Состав плакатов. На плакаты выносятся материалы, не относящиеся к проектной документации. В их число могут входить следующие виды иллюстрирующего материала:

1. Сведения о ВКР. Даёт общее представление о ВКР. Может быть указано наименование темы выпускной работы, приведены цели и задачи, которые ставились при разработке проекта, функции системы и т. п.

2. Таблицы результатов сравнительного анализа аналогов системы, вариантов проектных решений. Приводимые данные должны указывать на актуальность темы проекта и на обоснованность принятых по нему решений.

3. Основные экранные формы пользовательского интерфейса.

4. Формы (образцы) входных и выходных документов.

5. Материалы, относящиеся к математическому обеспечению системы. Могут быть представлены использованные расчётные формулы.

6. Результаты оценки безопасности работы.

7. Дополняющие или уточняющие материалы, связанные с особенностями ВКР. Это могут быть различные изображения, графики, таблицы, а также результаты расчётов, моделирования, тестирования и т. п.

Указанный состав плакатов и чертежей не должен рассматриваться как обязательный или исчерпывающий, он должен уточняться для каждой конкретной ВКР. Как на плакаты, так и на чертежи должны выноситься только те материалы, которые характерны именно для данной работы.

Материалы, описывающие какие-то общие положения, не связанные напрямую с особенностями ВКР, недопустимы.

ЗАДАНИЕ, ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, РЕФЕРАТ

 

Заданиена дипломный проект оформляется на типографском бланке, выдаваемым кафедрой. Не подшивается к пояснительной записке.

Титульный лист, оформляется на бланке, выдаваемым кафедрой, и служит обложкой документа.

Допускается оформление титульного листа с использованием компьютера, принтера и современного текстового редактора на листе белой бумаги формата А4 с рамкой. Пример компьютерного оформления титульного листа приведен в Приложении 2.

Рефератявляется обязательным структурным элементом дипломного проекта. Реферат, общий объем которого, как правило, составляет от 500 до 1000 зна­ков, должен содержать:

1. сведения о количестве страниц документа, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников;

2. сведения о графической части ВКР – количество плакатов, формат листов;

3. перечень ключевых слов;

4. текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста документа, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые.

В тексте рефератадолжны быть отражены наиболее существенные характерные черты выполненной работы: объект исследования или разработки, цель работы, методы исследования, полученные результаты, область применения, экономическая эффективность или значимость работы.

СОДЕРЖАНИЕ И ВВЕДЕНИЕ

Содержание включает введение, наименования всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список использованной литературы, приложения (при наличии).

Строки содержания заканчиваются указанием номеров страниц, на которых расположено начало соответствующей части документа.

Перед словами “Введение”, “Заключение”, “Библиографический список”, “Приложение”, номера не ставятся.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименования) имеют номера. В тексте ВКР заголовок “Содержание” (с прописной буквы) размещают в центре строки (симметрично тексту). Наименования, включенные в Содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. Содержание включают в общее количество страниц документа.

Во введениидается краткая характеристика проектируемого устройства и комплекса устройств, перечисляются главные этапы, связанные с ходом выполнения дипломного проекта, ставятся основные задачи, которые будут решаться в процессе работы.

Перечень сокращений, условных обозначений символов, единиц и терминов, если он необходим в документе, размещают в конце документа и включают его в содержание дипломного проекта.

Если в документе принята специфическая терминология, то перед списком использованных источников должен быть помещен перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.

Если в документе принята особая система сокращения слов или наименований, то в нем должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают в конце документа перед перечнем принятых терминов. Перечень допустимых сокращений слов установлен в ГОСТ 2.316.

При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или вперечне принятых условных обозначений, который помещают в конце документа перед перечнем принятых сокращений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом разделе приводятся основные выводы и результаты проделанной работы, отмечаются элементы новизны, вносимые автором.

Предлагаются рекомендации по дальнейшему использованию результатов в производстве, в научных исследованиях, в учебном процессе.

Объем пояснительной записки должен составлять 40 ÷ 60 страниц, графическая часть должна содержать не менее 6 листов формата А1.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Список литературы содержит библиографическое описание всех литературных источников, использованных в процессе выполнения ВКР.

В перечень библиографических ссылок должно входить 10 - 20 источников.

Сведения о каждом из источников располагают в порядке их упоминания в тексте. Допускается располагать сведения об источниках в алфавитном порядке. Список литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Материал вспомогательного характера, рекомендуется помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например: результаты экспериментов, представленные большим числом иллюстраций и таблиц, расчеты, описания алгоритмов, тексты компьютерных программ.

 

Публичная защита ВКР

Публичную защиту ВКР можно рассматривать как завершающий этап не только дипломного проектирования, так и всего обучения в университете. По её результатам происходит присвоение выпускнику квалификации бакалавра техники и технологий по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника». Защита должна отражать профессиональную зрелость студента-дипломанта как специалиста, его соответствие современным требованиям производства.

Проведению защиты ВКР предшествует проверка работы на наличие заимствования результатов работ других авторов (плагиат) и получение рецензии на ВКР. Согласно «Положению о порядке проверки на наличие заимствований в ВКР обучающихся, завершающих обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ФГБОУ ВПО «СамГТУ»» ВКР для проверки на наличие заимствований сдается дипломантом на выпускающую кафедру ответственному лицу. К защите в ГЭК допускаются ВКР доля заимствований, в которых не превышает 50% от общего объема работы.

Так же для объективной оценки выполненной ВКР, работа проходит процедуру рецензирования. В качестве рецензентов выступают, как правило, ведущие специалисты в области информационных технологий отдельных предприятий организаций и фирм. Рецензент назначается студенту выпускающей кафедрой. Для получения рецензии выпускник самостоятельно передает работу рецензенту по контактам, полученным на кафедре. Рецензия на ВКР должна быть представлена на выпускающую кафедру не позднее, чем за 3 дня до защиты.

При подготовке доклада для защиты в ГЭК нужно учитывать, что в течение времени, отведенного регламентом (как правило, 7-10 минут) требуется рассказать основное содержание работы, ее актуальность, обосновать важность самостоятельно полученных дипломантом результатов. Доклад существенно отличается от ответа на экзамене или доклада на конференции. Дипломант должен продемонстрировать не столько знание предмета и результаты работы, сколько степень своей готовности к решению конкретных профессиональных задач.

Доклад должен иметь следующую структуру:

– актуальность темы, цель и задачи выпускной квалификационной работы;

– основные теоретические и методологические подходы к изучению проблемы;

– результаты анализа исследуемой проблемы;

– проект мероприятий, конструкторских решений или рекомендации и ожидаемый эффект от их реализации.

Также в докладе могут быть отмечены следующие вопросы:

– место работы в ряду предшествующих исследований;

– общий подход к решению задачи и его обоснование;

– методы решения всех частных задач;

– состояние разработки в момент окончания работы;

– научные и экспериментальные результаты;

– перспективы внедрения;

– перспективы дальнейших работ в данном направлении, в т.ч. и самого дипломанта.

Доклад необходимо проиллюстрировать формулами, графиками, схемами, вынесенными на слайды.

Наглядный материал, призванный помочь дипломанту представить ГЭК основные результаты своей ВКР, должен соответствовать следующим требованиям:

– быть доказательством основных результатов исследования;

– содержание презентации (плакаты, таблицы, диаграммы, чертежи, схемы, рисунки) должно соответствовать логической последовательности защиты, отраженной в докладе;

– количество слайдов, кино-, фото-, аудио-, видеоматериалов, компьютерных программ, моделей, макетов, образцов и других материалов, отражающих результаты исследований, определяется выпускником совместно с руководителем ВКР.

При защите ВКР настоятельно рекомендуется использовать современные техническое и аудиовизуальное оборудование, прежде всего, компьютерную презентацию, которая демонстрируется с помощью проектора и позволяет более полно и наглядно донести до комиссии результаты дипломного проектирования. Файл презентации может содержать графический, текстовый материал, а также аудиовизуальную информацию. Кроме того, в ходе защиты может быть выполнена демонстрация работы, например, созданного программного обеспечения, системы устройства или их математических моделей. Дипломанту необходимо удостовериться, что в аудитории, в которой назначена защита, будут в наличии необходимые технические и программные средства.

Выступление студента на защите регламентировано временем; причем при превышении времени, отведенного регламентом, председатель ГЭК вправе прервать доклад дипломанта. На защите не стоит пытаться дословно следовать тексту доклада, лучше использовать его в качестве общего плана. Это достигается неоднократным репетициями выступления, в ходе которого должна быть обеспечена чёткость и связность изложения материала.

Дипломант также должен продумать ответы на замечания, содержащиеся в рецензии. Но следует иметь в виду, что после получения рецензии никакие исправления в работе не допускаются.

Рекомендуется подготовить определения терминов, которые используются в дипломной работе.

Подготовка к защите обычно ведётся в тесном контакте с руководителем, с которым дипломант обсуждает любые возникающие сложности или вопросы.

Защита дипломантами ВКР производится на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), действующей согласно утвержденному положению, и формируемой приказом ректора университета. ГЭК возглавляет председатель, как правило, ведущий специалист по данной отрасли знаний, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации. ГЭК действует в течение одного календарного года с 1-го января по 31 декабря текущего года. Защита ВКР может быть организована как в вузе, так и на предприятиях и учреждениях, где выполнялась данная выпускная работа.

В состав ГЭК включаются представители промышленности, предприятий, организаций и учреждений, являющиеся ведущими специалистами по соответствующему направлению.

Для обеспечения работы ГЭК кафедра составляет в соответствии с графиком учебного процесса график работы ГЭК (согласованное с председателем ГЭК) по защите ВКР, содержащий следующие данные: дата, день недели, пофамильный список дипломантов, допущенных к защите, место проведения защиты. График работы ГЭК составляется, как правило, не позже чем за 3 дня до начала работы ГЭК, причем руководители ВКР с учетом пожеланий дипломантов дают свои рекомендации о дате защиты соответствующих ВКР; окончательное решение о дате и очередности защиты дипломантов принимает заведующий выпускающей кафедрой. График работы ГЭК размещается на стенде дипломного проектирования выпускающей кафедры.

ВКР принимается к защите после представления дипломантом следующих документов:

· пояснительной записки выпускной квалификационной работы и графического материала, определенного в задании на выполнение ВКР, оформленных в соответствии с требованиями настоящего пособия и других нормативных документов;

· оптического носителя (CD либо DVD), содержащего пояснительную записку и графический материал, а также презентацию, представляемую дипломантом при защите ВКР;

· отзыва руководителя ВКР;

· рецензии на ВКР;

· текст доклада и презентация результатов ВКР, таблицы, схемы, диаграммы, графики, чертежи, оформленные в виде плакатов с учетом соблюдения требований ГОСТ, слайды, кино-, фото-, видеоматериалы, программный продукт, макеты, образцы, изделия и т. д.;

· зачетной книжки дипломанта;

· акт о внедрении или предполагаемом использовании результатов работы (при наличии);

· при необходимости – дополнительные материалы, характеризующие научно-технические достижения студента в виде статей, докладов, патентов, макетов, программных продуктов, результатов внедрения.

Требования к демонстрационным материалам устанавливает выпускающая кафедра.

Пояснительная записка ВКР оформляется в виде папки с твёрдой пластиковой или картонной обложкой (т. е. оформляется в «твердом переплете»). Листы в папке прошиваются типографским способом. Категорически не допустимо их скрепление шнуровкой, фиксатором или иным способом, не гарантирующим их надёжное крепление и невозможность замены листов пояснительной записки. Последними в пояснительную записку должны быть вшиты одновременно с листами записки три прозрачных файла размера А4, предназначенные для размещения в них в следующей последовательности: графического материала ВКР на форматах А4 и оптического носителя, помещенного в конверт; отзыва руководителя; рецензии.

В качестве оптического носителя должен использоваться диск (CD-R или, при необходимости, DVD±R). Комплект документов на оптическом носителе должен быть представлен в форматах использованных программных средств разработки ВКР. Если совокупный объём файлов превышает ёмкость выбранного носителя, они могут быть подвергнуты архивации. Файловые архивы должны иметь формат zip.

Конверт с диском подписывается руководителем ВКР и заведующим кафедрой. Ответственность за полноту и содержание записанных на диск файлов несёт студент-дипломант.

Без комплекта документов на диске, равно как и комплекта печатных документов, студент до защиты не допускается.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

 

Оформление пояснительной записки

4.1.1 Общие требования

Устанавливается следующая структура обозначения документов ВКР:

 

СамГТУ ХХХХХХ ХХХ-ХХ ХХХХ ХХ

 

Например, для темы, зарегистрированной под номером 1453 на кафедре 152-67 (код кафедры «ИСУ») по направлению 230100, обозначения будут следующие:

СамГТУ.230100.152-67.1453.01ТЗ – техническое задание

СамГТУ.230100.152-67.1453.02ПЗ – пояснительная записка

СамГТУ.230100.152-67.1453.03 – первый лист графического материала проекта

СамГТУ.230100.152-67.1453.04 – второй лист графического материала проекта

СамГТУ.230100.152-67.1453.05 – третий лист графического материала проекта и т.д.

 

Пояснительная записка должна быть набрана на компьютере и отпечатана на принтере с использованием современных текстовых и, если необходимо, графических редакторов на листах белой бумаги формата А4 без рамки, основной надписи и дополнительных граф. Повреждение листов, помарки текста или рисунков не допускаются. Пояснительная записка должна быть сброшюрована типографским способом в твердый переплет.

Текст располагают с одной стороны листа, высота букв и цифр должна быть не менее 2,5 мм. Рекомендуемый шрифт основного текста Times New Roman размером 14 пт, цвет шрифта – черный, рисунки допускаются цветные. Приложения, содержащие листинг программы, допускается печатать шрифтом размером 10 пт.

Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Расстояние между строками (базовое) – полтора интервала. При печати необходимо соблюдать равномерную плотность текста.

Абзацы в тексте начинают отступом от края левого поля, равным 15 мм. Цифры, указывающие номера разделов и подразделов, также проставляют с отступом.

Нумерация страниц документа, включая приложения, должна быть сквозная по всему тексту (первый лист – титульный). Номера страниц проставляются в правом верхнем углу без точки в конце. На титульном листе, реферате и на содержании номера страниц не ставятся.

Слово «Реферат» на странице с рефератом не пишется, в содержание не включается.

Допускается вписывать от руки в текст записки отдельные слова, условные обозначения и формулы, используя черные чернила, тушь, шариковую, глеевую ручку или фломастер. При этом плотность (т.е. чернота), толщина линий, и размеры символов вписанного текста не должны значительно отличаться от соответствующих параметров печатного текста.

Если размеры таблицы или иллюстрации требуют расположения вдоль страницы, то лист подшивают в документ так, чтобы при чтении его надо было повернуть по часовой стрелке.

Структурными элементами основной части документа являются разделы, подразделы, пункты и перечисления. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. После последней цифры номера подраздела, пункта точка не ставится, например: 4.2, 4.2.1. Трехзначная нумерация является предельной.

Внутри пунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить тире. Такое оформление перечислений наиболее удобно, поскольку позволяет избежать ограничений, возникающих при использовании нумерации. При необходимости ссылки на перечисления для их обозначения используют строчные буквы со скобкой. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры со скобкой, а запись производится с абзацного отступа. Заканчивать каждую позицию перечисления следует соответствующим знаком препинания как показано в примере.

Пример

а) текст;

б) текст:

1) текст;

2) текст.

в) текст.

Разделы, подразделы, пункты должны иметь заголовки.

Заголовки разделов (сюда же относятся «Введение», «Перечень сокращений», «Заключение») следует печатать с абзацного отступа строчными буквами (первая – прописная) без точки в конце, не подчеркивая. Заголовки разделов выполняются шрифтом Times New Roman размером 16 пт, подразделов, пунктов и подпунктов – 14 пт. Использование полужирного начертания допускается. Выравнивание заголовков производится по левому краю.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Точку в конце заголовков не ставят.

Слова «Раздел», «Глава», «Параграф» указывать не следует ни в содержании, ни в заголовках основной части. Допускается все заголовки печатать полужирным (bold) шрифтом.

Если заголовок раздела или подраздела размещается на нескольких строках, то последующая строка также печатается с абзацного отступа (в параметрах абзаца указать отступ слева 15 мм).

 

Пример

Оформление формул

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснение символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под этой формулой.

Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где», без двоеточия после него.

Пример

Плотность каждого образца r, пт/м3, вычисляют по формуле

, (1)

где, r – плотность образца, пт/м3;

m – масса образца, пт;

V – объём образца, м3.

При написании формул следует применять следующие знаки препинания: двоеточие – перед перечислением формул, точка с запятой – между формулами, запятая – перед словом «где», точка – если формула заканчивает главное предложение.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «×». Высота цифр должна быть не менее 2,5 мм.

Формулы в тексте документа, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1) – первая формула третьего раздела.

Ссылки на порядковые номера формул, если это необходимо, дают в круглых скобках, например,... в формуле (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед цифрами номера буквенного обозначения приложения, например, формула (В.1).

Между формулой и пояснениями к ней и основным текстом сверху и снизу оставляется пустая строка (с одинарным интервалом).

 

Оформление иллюстраций

Оформление иллюстраций пояснительной записки выполняется с помощью графических компьютерных программ – редакторов или с помощью чертежных инструментов по ГОСТ 7-32 и по ГОСТ 2.105. Количество рисунков в пояснительной записке должно быть достаточным для того, чтобы ее текст можно было читать с минимальным обращением к документам графической части проекта.

Допускается в иллюстрации, выполненные на компьютере, вносить вручную исправления черной тушью (чернилами, шариковой или гелиевой ручкой, фломастером).

Все иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотографии, экранные формы) именуются рисунками.

Иллюстрации располагают непосредственно после первого упоминания или на следующей странице. Иллюстрации следует обозначать словом «Рисунок» и следует нумеровать, за исключением иллюстраций приложений, арабскими цифрами сквозной нумерации. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела, например «Рисунок 2.1» (первый рисунок второго раздела). На все иллюстрации документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2.1».

Пример

Рисунок 2.1 – Защищенные сессии сервера

 

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой номера буквенного обозначения приложения. Например: «Рисунок А.3».

Для схем алгоритмов и программ, располагаемых на нескольких листах пояснительной записки, на первом листе указывается «Рисунок…», на последующих листах – «Продолжение рисунка….».

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст). Разделителем между обозначением «Рисунок 1» и наименованием рисунка служит «тире». Сам рисунок, пояснительные данные (если они нужны), номер рисунка с его наименованием (если оно есть) размещают последовательно сверху вниз (одно под другим).

Номер рисунка и название выполняются шрифтом Times New Roman размером 12 пт, все пояснительные надписи выполняются шрифтом Times New Roman размером 11 пт. Точку после наименования рисунка не ставят. Выравнивание рисунков и подрисуночных надписей осуществляется по центру страницы, без абзацного отступа. Ширина подрисуночной надписи должна соответствовать ширине рисунка.

Рисунок и его наименование отделяются от основного текста сверху и снизу пустой строкой (с одинарным интервалом).

 

Построение таблиц

Оформление таблиц пояснительной записки выполняется по ГОСТ 7-32 и ГОСТ 2.105.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах документа. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в данном разделе, разделенных точкой, например: «Таблица 1.1» - первая таблица первого раздела.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрами номера буквенногообозначения приложения (разделенными точкой), например: «Таблица А.2».

Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Название таблицы, при его наличии, следует помещать над таблицей. Слово «Таблица» выравнивается по левой границе таблицы без абзацного отступа, далее ставится ее номер, затем тире и название таблицы. Название таблицы выравнивается по ширине таблицы.

При переносе части таблицы слово «Таблица» и её название указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями слева пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы.

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово “таблица” с указанием её номера. Таблицу в зависимости от ее размера помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении. Допускается располагать таблицу по длине листа.

Таблица отделяется от основного текста пустыми строками (до названия таблицы и после таблицы).

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Если в конце страницы таблица прерывается, то линию, ограничивающую таблицу снизу, не проводят. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Допускается выделять заголовки и подзаголовки таблиц полужирным шрифтом. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Пример

Таблица 4.1 – Сводные характеристики физических архитектур сети

Характеристика Ethernet 10Base-T Fast Ethernet 100Base-TX Token Ring
       
Битовая скорость 10 Мбит/с 100 Мбит/с 16 Мбит/с
Топология Шина/звезда Шина/звезда Звезда/кольцо
Среда передачи данных Витая пара Витая пара Витая пара

 

 

Продолжение таблицы 4.1

       
Максимальная длина сети (без мостов) 2500 м 200 м 4000 м
Максимальное расстояние между узлами 2500 м 200 м 100 м
Тактирование и восстановление после отказов Не определены Не определены Активный монитор

 

В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

Название таблицы, заголовки граф и все надписи таблицы делаются шрифтом Times New Roman размером 12 пт.

Ссылки

В тексте документа в соответствующем месте должны быть помещены ссылки на каждую иллюстрацию, например, … в соответствии с рисунком 2…, и каждую таблицу, например, …как следует из таблицы 5….

Ссылки на литературные источники следует указывать порядковым номером по списку источников, взятым в квадратные скобки, например [3], [11, с.93].

Ссылаться следует на источники в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.

Сноски в тексте обозначают надстрочными символами (арабской цифрой или звездочкой «*»), а текст сноски располагают с абзацного отступа в конце поля страницы, на которой сноски обозначены. Нумерация сносок на каждой странице – отдельная. Сноски отделяют от основного текста корот


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.