Формы представления налоговой отчетности — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Формы представления налоговой отчетности

2017-07-25 291
Формы представления налоговой отчетности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из основных процессов совершенствования работы налоговых органов является автоматизация обработки поступающей информации, в частности данных отчетности налогоплательщиков. Актуальность проблемы вызвана тем, что представление отчетности на бумаге требует дальнейшего ручного ввода данных, что приводит к огромным трудозатратам и отвлечению квалифицированных сотрудников от исполнения контрольных функций.

В идеальном случае решение рассматриваемой задачи достигается посредством приема налоговыми органами информации налогоплательщиков (в частности, налоговых деклараций) в электронной форме и последующей автоматизированной камеральной проверки обработки средствами ПЭВМ. Появление у налогоплательщиков права на представление налоговых деклараций в электронной форме связано с доработками НК, осуществленными федеральным законом “О внесении изменений в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации” от 28.12.2001 № 180-ФЗ, согласно которому декларации могут быть представлены в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

В настоящее время декларации могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, налоговые декларации (расчеты) в электронном виде по установленным форматам обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК отнесенные к категории крупнейших, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

 

Практическая реализация представления данных в электронной форме потребовала выпуска ряда документов, регламентирующих взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков. Так, приказом МНС РФ от 02.04.2004 № БГ-3-32/169 установлен порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Согласно этому порядку участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде являются не только налогоплательщики (их представители) и налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы. Под специализированным оператором связи (далее – Оператор) подразумевается организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

При представлении налоговой декларации в электронном виде через Оператора налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе. Достоверность представленной налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде. Для защиты информации налоговой декларации, применяются средства криптографической защиты информации, сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Необходимо отметить, что представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи возможно при наличии соответствующего программного обеспечения, которое осуществляет, в частности, формирование данных налоговой декларации в соответствии с утвержденными форматами.

Учитывая важность действий Оператора, МНС (ФНС) РФ разработало определенные требования к нему (достаточно жесткие, позволяющие обеспечить высокую надежность взаимодействия звена налогоплательщик – налоговые органы), изложенные в разделе 4 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ (далее – Приказ № БГ-3-32/705@). Данным документом определено, что для осуществления деятельности в качестве Оператора, организациям необходимо иметь ряд лицензий, в том числе – лицензию ФАПСИ на право предоставления услуг в области шифрования информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну. Выбор Оператора осуществляется на основании поступившего в налоговые органы от организации-соискателя заявления о намерении такого оператора сотрудничать с ними. Помимо заявления представляются:

- копии необходимых лицензий;

- копии сертификатов на программное обеспечение, позволяющее обеспечить передачу налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи; а также осуществлять мониторинг процесса представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и выдачу налогоплательщикам и налоговым органам подтверждений Оператора;

- копии учредительных документов;

-документы, подтверждающие наличие телекоммуникационной инфраструктуры и др.

Таким образом, контроль за деятельностью Операторов достаточно жесткий.

При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщику необходимо соблюдать следующий порядок электронного документооборота.

После подготовки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в соответствии с утвержденным форматом налогоплательщик подписывает ее своей ЭЦП и отправляет в зашифрованном виде в адрес налогового органа по месту учета.

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) получает от налогового органа квитанцию о приеме декларации (отчетности) в электронном виде и протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), которые после проверки подлинности ЭЦП уполномоченного лица налогового органа сохраняются в архиве налогоплательщика.

В свою очередь Оператор фиксирует дату отправки налогоплательщиком налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде в качестве даты ее представления, формирует подтверждение Оператора с указанием даты и времени отправки электронного документа и высылает данное подтверждение в адрес налогового органа и налогоплательщика в зашифрованном виде.

В течение суток после получения подтверждения Оператора (без учета выходных и праздничных дней) участник информационного обмена (налоговый орган и налогоплательщик) проверяет подлинность ЭЦП Оператора, заверяет подтверждение своей ЭЦП и высылает один экземпляр в адрес Оператора, сохранив второй экземпляр у себя.

Оператор хранит все полученные подтверждения, заверенные ЭЦП участников информационного обмена.

Налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное ЭЦП Оператора.

Формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и порядком, в случае, если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль.

Формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде не считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и порядком, в случае, если налогоплательщик не получил протокол входного контроля или получил протокол входного контроля, в котором содержится информация о том, что данные формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде содержат ошибки и не прошли входной контроль.

Формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством и порядком, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.

Если налогоплательщик с целью контроля самостоятельно или по согласованию с налоговым органом копирует налоговую отчетность, представленную в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, на бумажный носитель, то на первом листе бумажной копии налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) следует отметить, что оригинал был отправлен в электронном виде, и указать реквизиты электронного документа-оригинала, заверив подписью уполномоченного лица налогоплательщика и печатью.

 

Неотъемлемым элементом взаимодействия является согласованное применение системы электронных цифровых подписей, основанное на правовой основе, установленной федеральным законом “Об электронной цифровой подписи” от 10.01.2002 № 1-ФЗ, при этом Оператор несет ответственность за разглашение конфиденциальной информации, передаваемой между налогоплательщиком и налоговым органом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными положениями закона является установление правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Основным условиям является подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе (подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе – положительный результат проверки принадлежности ЭЦП в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной ЭЦП электронном документе).

Выявленные преимущества представления бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (по опыту работы ФНС РФ):

1. Экономия рабочего времени при сдаче отчетности (отпадает необходимость посещения налогоплательщиками налоговых инспекций, сведения передаются практически в любое время по телекоммуникационным каналам связи).

2. Отказ от дублирования документов на бумажных носителях.

3. Минимизация ошибок отчетности (налогоплательщику представляется возможность подготовки и формирования отчетности в стандартном актуальном формате с использованием средств выходного контроля).

4. Оперативное обновление форматов представления информации в электронном виде (при изменении форм налоговых деклараций или введении новых форм отчетности налогоплательщик получает обновленные версии новых форматов в электронном виде).

5. После отправки информации в налоговый орган налогоплательщик гарантированно получает подтверждение ее получения, имеющее юридическую силу.

6. Отчетность, направленная в электронном виде, проходит входной контроль и разносится в лицевые счета, что повышает оперативность и исключает технические ошибки.

Кроме того, налогоплательщики, представляющие отчетность в электронном виде по каналам связи, одновременно подключаются к системе представления информационных услуг по каналам связи и через Интернет. То есть данные налогоплательщики имеют возможность получать в режиме «off-line» и «on-line» информацию о состоянии расчетов с бюджетом, проводить сверку, получать выписки операций по расчетам с бюджетом.

Также для налогоплательщиков, представляющих отчетность в электронном виде по каналам связи, легко решается проблема рейдерского захвата путем представления (по заявлению налогоплательщика) информации о ведении в их отношении соответствующих регистрационных действий. Своевременное информирование руководства организаций и предприятий позволяет предпринять контрмеры к «захватчику».

Сдерживающими факторами представления отчетности в электронном виде по каналам связи являются:

- дополнительные затраты налогоплательщиков на специальное программное обеспечение для формирования и проверки отчетности, использования электронной цифровой подписи и средств криптозащиты, а также на оплату услуг связи;

- критическое отношение налогоплательщиков к возможности допуска к своей отчетности третьих лиц;

Весьма близок по эффективности к представленному выше способу способ представления данных отчетности на съемных носителях при наличии заверяющей подписи налогоплательщика, в качестве которой может служить его электронная цифровая подпись. Преимуществом указанного способа является его простота, дешевизна, а также то, что информация не проходит через третьи лица. Однако практическая реализация способа пока не нашла применения вследствие того, что до сих пор не реализованы положения федерального закона “Об электронной подписи” от 10.01.2002 № 1-ФЗ в части подготовки нормативно-правовых актов регулирующих вопросы выдачи и применения ЭЦП при данном способе представления отчетности.

В принципе возможен (и достаточно часто применяется на практике) способ представления информации налогоплательщика на магнитных носителях с одновременным дублированием на бумаге. В этом случае для ввода в базы данных информации налогоплательщиков работникам налоговых органов требуется осуществлять анализ соответствия данных на бумаге и на магнитных носителях и при необходимости корректировать их соответственно данным на бумаге. Основными недостатками данного способа являются:

-относительная ненадежность дискеты как носителя,

- необходим личный контакт налогоплательщика либо его представителя с сотрудниками налоговых органов,

- требуется обязательная проверка на наличие вирусов.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.