Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности и патриотизма как показателей развитости личностного потенциала обучающихся — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности и патриотизма как показателей развитости личностного потенциала обучающихся

2017-07-24 572
Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности и патриотизма как показателей развитости личностного потенциала обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модернизация и укрепления таких понятий как патриотизм и гражданственность у обучающихся современных общеобразовательных организаций, является основной задачей, как педагога, так и системы образования в целом. Следовательно, применяемый процесс непосредственно связан с формированием личности, который должен в себе сочетать как гражданскую, правовую, политическую культуру, так и формировать у школьников понимание значимости и необходимости личностного вклада в историю своего Отечества.

Идея воспитания гражданина, являясь основополагающей в образовательной системе России нашла отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ».

В школьной практике гражданско-патриотическое воспитание осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное воспитание - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историко-краеведческое направление - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Гражданско-правовое направление -это система мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитания уважения к государственной символике.

Социально-патриотическое направление предполагает активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое направление ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно-патриотическое направление способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формированию опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно-патриотическое направление предполагает развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Развитие личностного потенциала обучающихся происходит в процессе урочной, внеурочной деятельности, а также в работе вне школы. Поэтому необходимость взаимосвязи субъектов образовательного процесса: родителей, педагогов, обучающихся - велика. Между субъектами складываются отношения, которые осуществляются на различных всевозможных формах, то есть собраниях, форумах, внеурочных мероприятиях. В сочетании данного педагогического процесса каждый из субъектов (участников) носит собственную ролевую функцию. Выполнение рекомендаций для участников образовательного процесса будет способствовать результативному коммуникативному общению.

С педагогическим коллективом:

· систематизация и обобщение опыта, с учетом использования методического комплекса по развитию коммуникативного умения, например, педагогические чтения;

· использование современных инновационных технологий, направленных на образовательный процесс, позволяющие повышению качества образования (педагогический совет);

· интерактивная база методов и приемов работы, как в учебной, так и во внеклассной форме деятельности (обучающие семинары);

· включение и принятие участия во всевозможных олимпиадах, конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию;

· применение новых технологий обучения и воспитания;

С учащимися:

· уроки обществознания и истории;

· деятельность воспитательной работы во внеклассной деятельности, например, гражданский клуб, как орган самоуправления;

· уроки вовлеченные и включающие в себя дискуссии по гражданско-правовым проблемным вопросам;

· участие в конкурсах, олимпиадах по гражданско-патриотической тематике;

С родителями:

· участие родителей в Гражданских форумах;

· вовлечение в социально общественную значимую деятельность

В качестве примера рассмотрим воспитательную работу модели МОУ СОШ № 26 г. Орехово-Зуева, построенной на следующих концептуальных положениях.

Концепция гражданско-патриотического воспитания

Данная модель построена на следующих концептуальных положениях.

Одной из значительно важных задач в социально-педагогических задачах по гражданско-патриотическом воспитанию, является обеспечение личностной ориентации образовательного процесса. Это предопределяется значимым воспитательным потенциалом данного вида направления, его основной ролью в развитии личности обучающегося, образования и созревания мировоззрения, позитивных социальных установок. На передний план выходит именно непосредственное формирование способностей личностного осмысления происходящих процессов, что обеспечивает гражданско-правовое согласие граждан, свободы и права человека, защита собственных интересов, а также основ для ответственного поведения.

Личностная ориентация гражданско-патриотического воспитания, а также образования определили их деятельностный признак. Деятельностные формы изучения и формирования знаний выявляют их неразрывную связь с развитием общих, стандартных знаний, умений, навыков обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, а также творческой деятельности в учебном процессе школы № 26·

Воспитательный потенциал гражданско-патриотического образования и воспитания непосредственно связан с усвоением демократического режима и ценностных основ общества и пошаговое воздействие на становление, и развитие личности

Практическую направленность гражданско-патриотического образования и воспитания определяют основ, и обеспечение с помощью воспитания образования имеет содержательные линии учебного процесса. Отбор, с учетом индивидуально-личностных и возрастных особенностей, научных и практических интересов школьников, обуславливает именно практическая направленность. Учащимся важно понимать уже в подростковом возрасте права и ответственность за свои поступки и отработанный ход всевозможных проблемных ситуаций, иметь собственную позицию. Данная концепция, направлена именно на изменение общественной и государственной политики в сфере целенаправленного процесса воспитания подрастающего поколения, как достойного гражданина интересующегося историей страны, культуры, государственной символики. Гражданско-патриотическое образование и воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.

Гражданско-патриотическое образование и воспитание является специфическим процессом воздействия его объектов и субъектов, влияние на молодое подрастающие поколение с учетом особенностей, взглядов и стремлений. Концепция определяется состояние и перспективы гражданско-патриотического воспитания на сегодняшний день и находить основание на современных подходах воспитания учащихся. Содержательной базой определяется многовековые ценности сформированные в различные периоды истории России.

Модель авторской системы гражданско-патриотического образования и воспитания

Для реализации данного проекта предлагается смешанная модель (предметно-тематическая, надпредметная, институциональная) гражданско - патриотического образования, которая представляет собой систему тщательно продуманной учебной деятельности, при этом первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой являются органы школьного самоуправления. В качестве элементов в школе активно используются проектная и предметная модели.

Содержательным элементом данной модели является образовательная цель, которая определяется всеобщие содействие социализации личности, развитие активной политики изменяющиеся в силу социальной обстановке в стране. Данная деятельность может реализовывать и получить ожидаемые результаты, лишь при использование новых ориентиров в работе педагога или классного руководителя. От педагога при реализации данной модели требуются:

· активность в создании новых образовательных программ;

· предметная переориентация содержания учебных дисциплин;

· авторские разработки учебных занятий и многое другое.

Именно программа по формированию гражданско-патриотического воспитания и образования влияет как на учителя, который сможет овладеть новыми коммуникативными умениями, также и для ученика развивающего активность в гражданско-патриотической деятельности.

Для реализации программы гражданско-патриотического образования и воспитания в школе моделируются элементы взрослой гражданской жизни (школьное самоуправление), основные элементы школьной жизни (стиль обучения, характер оценивания, система организации и дифференциации обучения, школьная политика) приводятся в соответствии с демократическими ценностями. При этом гражданско-патриотическое образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с социумом.

Схема 1. Модель гражданско-патриотического образования и воспитания в школе № 26 г. Орехово-Зуево

Описание модели системы гражданско-патриотического образования и воспитания как средства социализации школьников

I. Учебный процесс

1) Авторские уроки с применением активных и интерактивных стратегий.

Знания в гуманитарной сфере учебных предметов, сущность которых заключается во всех знаниях о человеке, его окружающим мире, определяет основу целенаправленного развития гражданина и патриота, формирование взглядов на тот или иной проблемный вопрос, а также убеждений и идеалов. Важным элементом данного процесса являются уроки истории Отечества. Одним из эффективных способов является вовлечение учащихся в процесс образования, с помощью которого обеспечивается активные и интерактивные технологии.

ü Учебное сотрудничество

ü Ролевые игры

ü Дискуссии

ü Гражданский форум.

2) Разработка и апробация авторских элективных курсов.

Решение целого комплекса задач и путей формирования достойного гражданина, недостаточно может быть реализовано лишь в урочной форме работы педагога и обучающихся. Поэтому внеурочная деятельность позволяет восполнить решение многих целей, например разработка элективных курсов по тематики «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX в. 10–11 классы». Отличительной чертой данного элективного курса является предложение педагогом проблемных дискуссионных вопросов, также учащиеся смогут альтернативно подходить к оценке прошлого, также осуществляется прогноз событий и явление, неоднозначности хода событий прошлого. Участие обучающихся в элективном курсе, позволит каждому из них занять активную гражданскую позицию.

3) Разработка и апробация синхронизированных программ для предметов гуманитарного цикла.

В содержании образования все более важным становится комплексный подход, включающий в себя интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Для этого все больше используются межпредметные связи, которые способствуют формированию универсальной компетентности. Это подталкивает для целостного, глубокого представления прошлого, изучить более подробно данный исторический период исторической эпохи, рассмотреть исторические источники.

Программа строится по принципу «вслед за историей». Изучение каждой подтемы начинается на уроках истории, затем по цепочке продолжается на уроках литературы, русского языка. В принципе согласованности между гуманитарными дисциплинами, положительным элементом является то, что учащиеся уже имеют базовые знания, полученные по этой теме на других предметных уроках. Знакомство с проблематикой данного курса (творческого проекта) поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

II. Воспитательный процесс

1) Проведение классных часов с применением активных стратегий.

Особым элементом гражданско-патриотического воспитания, который способствует формированию и становлению личности имеет мировоззренческая подготовка молодежи, определение собственных взглядов и самоопределение в вопросах смысла жизни, ценностного отношения к самоопределению самого себя. Именно ценности, заложенные общечеловеческими нормами и моралями являются фактором воспитания каждого школьника, как гражданина и патриота Отечества. В воспитательном процессе педагог должен стараться развивать их способности к самостоятельному анализу житейских ситуаций (см. приложение 2).

2) Доминирующая роль органа самоуправления – Гражданского клуба.

Существенным фактором гражданского становления молодежи является его активная социализация. В процессе социализации молодой человек должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу и способности к успешному осуществлению социальных ролей. Однако навыки решения социально значимых проблем трудно выработать на обычных уроках. Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Она позволяет формировать у обучающихся способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений. Эти компетенции могут быть освоены через включение в деятельность детских и молодежных общественных организаций, органов школьного самоуправления.

С 2003 г. в МОУ СОШ № 26 действует орган ученического самоуправления – Гражданский клуб. Задача самоуправления состоит в формировании активной гражданско-патриотической позиции учащихся на основе их участия в совместной социально значимой деятельности. Ведь самоуправление – это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся.

3) Авторские разработки для Дискуссионного клуба.

Параллельно с Гражданским клубом действует Дискуссионный клуб старшеклассников. В последние годы произошли серьезные изменения в жизни современного общества, в том числе и в молодежной среде: нормой стали изучение различных гипотез, версий, оценок фатов и событий, анализ проблемных вопросов. Именно на этом и построена работа Дискуссионного клуба. Школьники свободно высказывают свое мнение, учатся его отстаивать. Открытый анализ различных позиций дает возможность формировать гражданственность и патриотизм. В работе приводится разработка заседаний Дискуссионного клуба.

4) Авторские разработки для Гражданского форума.

Сегодня мы понимаем важность обучения демократии, а также необходимость развития гражданских позиций и навыков, повышение сознательности и активности граждан. Перед нами стоит задача – воспитать особый тип человека, гражданина-патриота демократического общества, способного делать выбор относительно определенных проблем, активно и ответственно участвовать в общественной жизни. Мы должны научить ребят принимать решения, быть терпимыми к различным точкам зрения, сотрудничать с людьми и уважать права других. Уметь понять позицию другого, найти компромисс, предвидеть последствия принимаемых решений, вести диалог нелегко и требует навыка. Одной их самых эффективных методик решения подобных задач является Гражданский форум. Эта дискуссионная методика подразумевает поиск решений в различных областях общественной жизни. Форум показывает идеальную форму принятия стратегических решений в процессе «ролевого мозгового штурма» с взвешиванием всех «за» и «против».

5) Проектная деятельность.

Важной задачей воспитания гражданина и патриота является приобщение учащихся школы к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Еще Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи – и я, может быть, запомню, вовлеки меня – и я узнаю». Действительно, чтобы воспитать гражданина и патриота, необходимо вовлекать молодежь в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед обществом. Жизнь показывает, что глобальные изменения в мире могут начаться с малых поступков. Российская школа пока еще оторвана от реалий жизни общества. Социальное проектирование помогает изменить сложившуюся ситуацию.

Участвуя в социальном проектировании, ученики приобретают следующие ценности: законопослушность, уважение права, толерантность, готовность к компромиссам в определенных ситуациях, активное участие в общественной жизни, стремление к самообразованию и саморазвитию.

6. Краткая характеристика ожидаемых результатов.

Результатом реализации системы гражданско-патриотического образования и воспитания станут следующие базовые компетенции выпускников школы:

1) образовательные: выпускник – это человек широкой гуманитарной подготовки, владеющий основами обществоведческих наук, умеющий осуществлять коммуникацию;

2) социально-гражданские: умение адаптироваться в быстро меняющемся социуме, занимать гражданскую позицию не только в своем Отечестве, но и в условиях мирового сообщества, уметь сотрудничать и договариваться;

3) морально - этические: умение делать нравственный выбор, иметь гуманистические убеждения, быть толерантным в многообразном человеческом сообществе.

Формируемые гражданские компетенции

Компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования. Становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, так как это позволит детям грамотно вступать в отношения с обществом, политическими институтами, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.

В связи с этим особая роль принадлежит гражданско-патриотическому образованию и воспитанию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.

Гражданская компетенция может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей:

· исследовательская компетентность, заключается в том, что способности, связаны с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;

· компетентность социального выбора, можно охарактеризовать как способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;

· компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;

· коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем;

· учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Конечным результатом реализации проекта должны стать:

– положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у детей и молодежи;

– подъем образования, духовной, нравственной, политической и правовой культуры;

– повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации детей и молодежи;

– укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты наци­ональных интересов России, создания еще более благоприятных условий для ее возрождения как мировой державы;

– минимизация негативных прояв­лений в детской и молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;

– возрастание степени участия мо­лодежи в общественной и государственной жизни, в регионах, общественных организациях и объединениях;

– повышение эффективности механизма координации деятельности региональных и муниципальных органов и организаций, уже созданных координационных советов по патриотическому воспитанию в целях более действенной реализации системного подхода, выполнения комплексных задач в процессе осуществления принятых проектов, программ и планов.

Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и устремлением детей и молодежи к выполнению своего гражданского и па­триотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкла­дом, вносимым ими в дело служения Отечеству.

Главный результат гражданско-патриотического образования – это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, положительную динамику роста гражданственности, патриотизма и интернационализма в стране, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений, обеспечивает благоприятные условия для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.