Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания



 

Сегодня настолько доступна практически любая информация о сексуальных отношениях в мире взрослых, что в мире детей узнают об этих отношениях уже в младшем школьном возрасте. Однако правомерен вопрос: насколько правильна та информация, которую дети получают из окружающих источников. Объективна ли она? В большинстве случаев источником знаний для ребёнка становятся телевидение, интернет и друзья – то есть не самые надёжные ресурсы. Давно назрела необходимость определиться: а кто должен давать правильное объяснение тем или иным явлениям данной сферы, чтобы избежать формирования у подрастающего поколения искаженного восприятия сексуальных отношений между мужчиной и женщиной? Школа не хочет брать на себя такую ответственность – она перекладывает её на семью, а семья в свою очередь откладывает подобные «большие разговоры» как можно дальше в надежде на то, что их вообще можно будет избежать, или то, что школа возьмёт на себя эти функции. Ситуация в обществе сегодня такова, что ребёнку требуется сопровождение в вопросах сексуального воспитания, чтобы сформировать неискаженное, «моральное» отношение и выдержать гнёт информации. Решение осуществлять педагогическое сопровождение встречает целый ряд проблем. На предложение провести в школе несколько уроков сексуального воспитания, зачастую получаешь один ответ: «У нас всё прекрасно, дети развиваются гармонично, основные ценности они черпают из художественной литературы – читая классические произведения».Как раз то, что дети сегодня не читают литературу, уже стало общим понятием, которое не требует доказательств. Массовый отказ учителей от программы сексуального воспитания можно объяснить нежеланием поднимать такой сложный пласт, нести на себе груз ответственности, дополнительной работы, дополнительного стресса и напряжения, которые, несомненно, ожидают тех, кто согласится на этот путь. Сопровождение ребёнка в столь деликатной сфере потребует от «куратора» сил, времени, большого внимания, специфических знаний, а так же способности быстро реагировать в складывающейся ситуации и прорабатывать её в нужном для себя ключе. Но самым главным и самым сложным в данном «проекте» является принятие существующей реальности как факта. Если продолжать закрывать глаза на то, что секс перестал быть тайной и что люди в той или иной степени им «инфицированы», то всё останется по-прежнему. Принцип «не навреди», которым руководствуются учителя, безнадежно устарел. Его используют для того, чтобы максимально отдалить от себя все возможные попытки какого-либо соприкосновения с «запретной темой». Говорят о том, что необходим системный подход, в котором сопровождение ребёнка будет встроено в весь процесс обучения. Вероятно, в перспективе нужно именно к этому стремиться, но поскольку сама программа воспитания сейчас не имеет выхода в аудитории, то говорить о системности пока нет смысла. Более того, «системность» в России подразумевает набор общих одинаковых лекций, которые не производят никакого положительного эффекта. Для того, чтобы был эффект, в первую очередь, необходимо создать доверительные отношения с детьми, которые требуют помощи. Разговор, продиктованный только необходимостью проводить «просветительские беседы», обречен на провал. Если и говорить о системном подходе, то применительно к налаживанию именно таких связей. Большая проблема заключается в том, что сегодня большинство учителей не проявляют интереса к жизни своих учеников. Принцип межкультурного образования в данном разрезе практически не работает: учителя не пытаются познакомиться с культурой каждого нового поколения, что порождает разрыв между ними. Непонимание новых проявлений жизни учеников подсознательно рождает отторжение новой культуры и формирует отношение к ней как к деградирующей. Такое пренебрежительное отношение неминуемо ведёт к систематическим конфликтам, и как следствие, к тому, что учителя не могут найти общий язык со своими учениками. Важное значение в процессе налаживания связей с детьми могут играть социальные сети. Несмотря на то, что в обществе упрочилось негативное отношение в виртуальной среде, зачастую именно через неё удаётся снизить степень недоверия. Современный ученик представляет учителя исключительно в рамках школьного пространства. Контакт в сети открывает ему путь к личности преподавателя – позволяет узнать его как человека со своими индивидуальными предпочтениями, интересами и особенностями. На личном опыте было проверено, что дети, которые идут на разговор вне школьных стен, значительно больше открываются учителю. Необходимо только помнить одно правило: сказанное в виртуальном пространстве слово, не должно распространяться за пределы этого пространства. Четкое следование данном закону является первой ступенькой в налаживании дружеских отношений с ребёнком. Социальные сети хорошие ещё и тем, что они позволяют осуществлять сопровождение опосредованно – при помощи специальным образом организованной страницы, в которой будут подобраны аудио, видео и фотоматериалы, отражающие личную «позитивную» позицию учителя в сфере отношений. Также они упрощают процедуру присмотра за ребёнком – чаще всего стена отражает настроение её владельца, поэтому периодическое просматривание новостей позволяют держать руку на пульсе и не упустить момент, когда ребёнку действительно понадобится помощь. Более того, пространство интернета в отличие от реальной жизни даёт сопровождающему значительное преимущество – время на обдумывание своего ответа. Сопровождение в лучшем виде должно походить на ситуацию, когда мать идёт рядом с ребёнком, позволяя ему самостоятельно идти и показывая ему эту самостоятельность, и при этом держит за его спиной руку для подстраховки. Никакие морализаторские беседы, организованные для всего класса, не смогут правильно направить каждого ребёнка. Результат может обеспечить только индивидуальный подход. Таким образом, нужны свободно мыслящие учителя, которые будут исходить из нужд и потребностей ученика, пытаться понять его, а не доказывать свою позицию, основанную на консервативных представлениях прошлого. Речь, конечно, не идёт о том, что учителя должны пропагандировать свободу сексуальных отношений. Нужно воспитывать здоровое отношение к этой сфере жизни человека, поскольку сложно отговоритьподростка, ссылаясь на традиционные ценности, от того, чтобы он отсрочил начало своей сексуальной жизни, но можно найти рациональные доводы или аллегории (в зависимости от характера ученика) для приучения к здоровому отношению в этом вопросе. Само сопровождение должно осуществляться на двух уровнях (работа с классом и индивидуально) и подразумевает следующие направления:





- создание благожелательной атмосферы, в которой каждый ребёнок будет чувствовать себя ценным;

- создание возможностей для неформального общения с учителем, в котором можно свободно переходить на различные темы, волнующие ребёнка и учителя. Процесс обязательно должен быть двусторонним, поскольку обмен мнениями в значительной мере раскрывает идейную базу ребёнка;- организация мероприятий, походов и встреч с людьми, которые могут поделиться опытом в интересующей нас сфере (от врачей-гинекологов и психологов до людей нетрадиционной ориентации);

- организация вечеров совместного комментированного чтения произведений художественной литературы, совместный просмотр фильмов с последующим их обсуждением. Таким образом, на сегодняшний день идея сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания встречает проблему нежелания учителей работать в этой области, неспособность «услышать» ребёнка и разделить его переживания и трудности и отсутствие доверительных отношений для разговора на деликатную тему. Конечно, часть этих задач решают школьные психологи и другие специалисты служб сопровождения. Но без поддержки учителя полноценное решение данного вопроса невозможно.

Г.Б. Загулова

Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе

 

Важными условиями развития учащихся, их успешности в обучении являются степень включенности, вовлеченности в учебу, эмоциональное благополучие. Включенность позволяет ребенку развивать дальше свои способности и обеспечивает более высокую ступень его развития, определяет качество его деятельности, степень ответственности. Познавательная мотивация учащихся лежит в основе успешного обучения, а переживание ребенком эмоционального благополучияявляется главным условием формирования личности (Божович Л. И.). Следовательно, удовлетворение потребности в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды является одним из важнейших условий формирования познавательной мотивации. Способность ребенка включаться в учебную деятельность значимо влияет на становление таких особенностей поведения, как ответственность личности, ответственное выполнение задания, самоконтроль, целеустремленность, дисциплинированность, произвольность, инициативность. Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения ребенка к школе и к учебе в целом, его удовлетворенности своей успеваемостью, взаимоотношениями с одноклассниками и учителями.

Под термином «эмоциональное благополучие» мы понимаем удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, защищенность в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие.

Специалистами ППМС - центра гимназии №56 г. Санкт-Петербурга в ходе российско-фламандского сотрудничества в рамках программы сопровождения разработана, прошла апробацию и регулярно проводится диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся. Эти показатели можно определять постоянно, а значит, учитель и родители могут быстро реагировать и оказывать необходимую помощь ребенку в процессе обучения. Как проявляется включенность ребенка в учебу?

Включенность в учебный процесс определяется следующими показателями:

- ребенку интересно учиться, он с удовольствием выполняет задания;

- он способен сконцентрироваться – ничто не может сбить, отвлечь от деятельности;

- ребенок может длительно заниматься одним и тем же делом, выполнять какие - либо задания;

- ребенок пытается как можно лучше выполнить задание, мобилизует свои способности и навыки;

- любая деятельность выполняется ребенком с включением интенсивной умственной деятельности.

Состояние эмоционального благополучия учащихся включает в себя:

- открытость, восприимчивость к окружающему миру;

- адекватность реакций;

- желание все исследовать;

- быстрая адаптация к новым условиям;

- ребенок энергичен;

- при встрече с новыми задачами может взять на себя риск;

- ребенок чувствует себя «как рыба в воде».

Однако необходимо заметить, что перечисленный ряд индикаторов эмоционального благополучия не может быть завершен окончательно. Образовательный процесс должен соответствовать потребностям и интересам учащихся, обеспечивать психологический комфорт, гарантировать достижение уровня компетентности соответствующей индивидуальным особенностям ребенка. Поэтому система диагностики и мониторинга включенности и эмоционального благополучия в образовательном процессе позволяет вовремя реагировать и не только решать проблемы, но и предотвращать их появление.

Диагностический комплекс включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявлять учебные и социально-эмоциональные затруднения учащихся, и ставит своей целью получение целостной картины включенности в обучение и эмоционального благополучия, как всего классного коллектива, так и каждого ученика в отдельности. Диагностика проводится специалистами ППМС-центра.

Этапы диагностики:

1. Самоанализ успеваемости учащимся - блок «Как я учусь?».

2. Самоанализ учащимся своего интереса к уроку и включенности в учебной процесс – блок «Интересно ли мне учиться?»

3. Самоанализ учащимся эмоционального благополучия – блок «Как я себя чувствую на уроке?»

4. Экспертная оценка учителем успеваемости, включенности и эмоционального благополучия учеников на различных предметах (заполнение диагностической карты класса).

5. Соотнесение данных самодиагностики учащихся с данными экспертной оценки учителя.

6. Выводы и рекомендации по сопровождению учащихся.

Диагностический инструментарий: бланки для ученика и учителя, пиктограммы для учащихся.

Бланк для ученика






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.