Выделяют следующие компоненты возраста. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Выделяют следующие компоненты возраста.



Выделяют следующие компоненты возраста.

1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).

2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.

Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Возрастная психология ставит перед собой следующие задачи:

· Раскрыть общие закономерности развития человека

· Установить причины перехода от одной стадии к другой

· Классифицировать возрастные периоды

· Создать психологическую картину каждого периода

· Изучить ведущие факторы развития

 

Общая характеристика кризисов и стабильных периодов.

Кризисы и стабильные периоды

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

Трудновоспитуемость детей в критические периоды, наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.



Кризисы бывают:

1. Кризис новорожденности 2. Кризис 1 года 3.Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)

4. Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка.

5. Кризис 13 лет 6.Кризис 17 лет

Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Сущностью каждого кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением.

Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Особенности развития двигательной сферы: двигательная расторможенность; нескоординированность движений рук, ног, глаз и головы; преобладание безусловных (врожденных) рефлексов (рефлекс шагания, хватательный рефлекс, плавательный рефлекс и др.).



Особенности развития познавательной сферы: развиты вкусовые и тактильные ощущения; наблюдается легкая тугоухость (из-за наличия околоплодных вод в среднем ухе, которые постепенно рассасываются), она пропадает через 2-3 недели, а также легкой степени близорукость (так как хрусталик глаза еще не адаптировался к воздушной среде), которая исчезает на 4-5 неделе жизни; преобладают ориентировочный рефлекс и фрагментарное восприятие.

Особенности развития двигательной сферы: быстрый прогресс двигательной активности как в крупной моторике (научается поднимать голову и поворачивать ее в разные стороны, сидеть и садиться без поддержки, ползать, стоять, ходить), так и в мелкой (совершенствуются движения рук – может дотягиваться, брать, удерживать и перекладывать небольшие предметы, овладевает указательным жестом); следит глазами за перемещением предметов.

Особенности развития познавательной сферы: свойственны все виды ощущений, которые постепенно дифференцируются и обостряются;

развивается восприятие объектов (в первое полугодие – научается узнавать предметы, а на втором – формировать целостный образ предметов); появляются начальные формы наглядно-действенного мышления, развивается ориентировочно-исследовательская активность (любознательность); произносит первые слова (состоящие из одного или двух слогов); преобладает непроизвольная и кратковременная память, а после 6 месяцев способен запоминать и осуществлять поиск предмета.

К концу года эмоции становятся целенаправленными, дети хорошо узнают эмоции у других людей, развиваются эмоции радости, гнева, чувства обиды, стеснения, привязанности к матери, тревога при виде незнакомых людей и в незнакомом помещении; ребенок научается осознавать свои части тела (предпосылка к развитию самосознания); потребности начинают приобретать социальный характер (формируется потребность в общении, в новых впечатлениях).

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений. Развитие движений и действий: 1 месяц: Поднимает подбородок. 2 месяца: Поднимает грудь. 3 месяца: Тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца: Сидит с поддержкой. 5 - 6 месяцев: Хватает рукой предметы. 7 месяцев: Сидит без поддержки. 8 месяцев: Садится без посторонней помощи. 9 месяцев: Стоит с поддержкой: ползает на животе. 10 месяцев: Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев: Стоит без поддержки. Год :Ходит, держась одной рукойК концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

 

Психическое развитие

В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение возникает в 2–3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.

Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5–6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука. На раздражитель он реагирует следующим образом: замирает и сосредоточивается только на источнике звука или объекте, все остальные реакции в данный момент прекращаются.

Со временем, после приобретения способности узнавать голос ухаживающей за ребенком матери, видеть ее лицо, происходит установление эмоционального контакта с нею. Появляется так называемый «комплекс оживления»

Физическое развитие

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

Психическое развитие

Дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет. Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что у ребенка появляется круг элементарных обязанностей; меняются взаимоотношения со взрослыми, приобретая новые формы: совместные действия постепенно сменяются самостоятельным выполнением ребенком; появляется возможность систематического обучения, ребенок вступает в определенные отношения со сверстниками (расширяется социальное окружение) , внутренняя позиция дошкольника в отношении других людей характеризуется осознанием своего \"Я\" и своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношений, ребенок действует, как взрослый, но в форме сюжетно-ролевой игры.

Ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально усваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Социальная ситуация развития этого возраста обусловливает появление двух новых потребностей у ребенка:потребность в общении со сверстниками; потребность в общественно значимой деятельности.

Осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или дев. Строит предлож-я с предлогами Я ТЫ. В 5-6 лет хорошо развита память, легко запоминает стихи, рассказы.

Эти потребности порождают основные противоречия дошкольного возраста:

Ребенок является членом общества и вне его жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но ребенок еще не развит так, чтобы это осуществить: ее жизнь проходит в условиях опосредованного в (через игру) , а не прямой связи с миром.

На протяжении дошкольного возраста в психике ребенка возникают особенно важные психологические новообразования:

Начинает развиваться творческая деятельность, которая выражается в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать новое. Проявляется это в конструкционных играх, техническом и художественном творчестве; познавательные психические процессы начинают работать в режиме единой интеллектуальной деятельности, проявляется объединения внешних и внутренних воздействий; возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение; ребенком осознаются нормы и правила. Они начинают управлять его поведением, превращать действия в произвольные и морально регулируемые поступки; возникают первичные моральные установки, прежде различения того, что является хорошим и плохим; ребенок уже не может жить в беспорядке.

К особенностям развития речи в дошкольном возрасте относятся следующие:

Дети усваивают язык очень быстро, их словарный запас растет не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных в 2500-3500 слов (в 6 лет) ; овладевают умением соединять слова в предложения по законам грамматики, в 4-5-летнем возрасте без специального обучения усваивают элементарные правила грамматики и синтаксиса родного языка, появляется оригинальное словообразования Например, \"От мятных конфет во рту сквознячок\", дети самостоятельно придумывают сказки, рассказы, коротенькие стишки.

Физическое развитие

Примерный рост 3-х летнего =92 см 5-ти летнего = 106, а 6 = 112 см. Масса тела увеличивается неравномерно в 3 года + 1-1,3 кг, а в 6 лет + 2 – 2,5 кг. Руки и ноги растут быстрее, чем туловище. к 6-7 годам длина тела увеличивается в два раза, а длина ног в 3.Строение и работа большинства органов у дошкольника во многом соответствуют функционированию организма взрослого человека. Масса сердца ребенка значительно увеличивается, а количество сердечных сокращений уменьшается. Также происходит увеличение емкости легких, окончательная смена зубов и завершение формирования клеток головного мозга. Мозг к 5-ти годам на 90% равен мозгу взослого.

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием большинства органов и систем. Это касается и опорно-двигательного аппарата. В данный период происходит окостенение хрящевой ткани. Тем не менее, кости ребенка остаются по-прежнему гибкими, что увеличивает вероятность травмирования. Поэтому нужно избегать силовых видов спорта. Развитие скелета неразрывно связано с формирование мышц, суставов и связок. С возрастом мышечная масса значительно увеличивается. У новорожденных этот параметр составляет 23,3%, а у семилетнего ребенка – 27,2%. Необходимо следить за осанкой ребенка во время ходьбы и сидения. Специалисты утверждают, что предрасположенность к различным заболеваниям позвоночника закладывается именно в дошкольном периоде.

Нервная система дошкольников сформирована неокончательно. Особенностью данного возраста считается преобладание процессов возбуждения. Другими словами, детям присуща невнимательность и неусидчивость. Им неинтересно выполнять однообразные задания. Движения детей имеют хаотичный и спонтанный характер.

14. Кризис 3 лет: общая характеристика, новообразования.

Кризис 3 лет – это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым, прежде всего к авторитету родителей. Он пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающими.

У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Ребенок может действовать наперекор своим желаниям (наоборот). Так, отказываясь от минутных желаний, он может показать свой характер, свое «я».

Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам».

В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку), но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, новые успехи, появляется желание стать лидером. Развивающийся ребенок противится прежним отношениям.

Он капризничает, показывая негативное отношение к требованиям взрослого. Кризис 3 лет – явление преходящее, но связанные с ним новообразования (отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми) – важный шаг психического развития ребенка.

Стремление быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Э. Келер дал характеристику кризисным явлениям:

1) негативизм – нежелание ребенка подчиняться установленным правилам и выполнять требования родителей;

2) упрямство – когда ребенок не слышит, не воспринимает чужих доводов, настаивая на своем;

3) строптивость – ребенок не принимает и выступает против заведенного домашнего уклада;

4) своеволие – желание ребенка быть независимым от взрослого, т. е. быть самостоятельным;

5) обесценивание взрослого – ребенок перестает уважительно относиться к взрослым, может даже оскорблять их, родители перестают быть для него авторитетом;

6) протест-бунт – любое действие ребенка начинает походить на протест;

7) деспотичность – ребенок начинает проявлять деспотизм по отношению к родителям и взрослым в целом.

Новообразования к концу кризиса:
– соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка;
– формирование внутренних позиций, рождение «Я»;
– произвольность мышления (логический тип обобщения).

 

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Объем внимания составляет 7-8 предметов.

Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Для мышления характерны переходы от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет). Формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление.

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. В 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов.

Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным.. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величин

 

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Объем внимания составляет 7-8 предметов.

Восприятиестановится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).

Физическое развитие:

Кисть 7-го ребенка окрепла, он уверенно держит карандаш, его рисунки объеденены общим сюжетом. Без труда завязывает и развязывает шнурки. Уже может определить время по часам. Умеет ориентироваться в пространстве (право, лево, вверху, внизу).

У детей 6-8 лет интенсивно идет развитие скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры. Очень чувствителен к деформации позвоночный столб, поэтому неправильная посадка может привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.

В этом возрасте еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не завершено окостенение фаланг пальцев и костей запястья. Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений

К 10-11 годам объем легких составляет половину объема легких взрослого человека.

При этом у мальчиков мышечная масса особенно интенсив­но возрастает в 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет.

В 7-ем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200гр, рост на 0,5 см изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-их детей = 113-122 см, средний вес 21-25 кг.

К 7 годам кора больших полушарий является в значительной степени зрелой, но специфические человеческие отделы головного мозга отвечающие за регуляцию и контроль слоных форм психической деятельности еще не завершены. Ребенок постепенно учиться овладевать своими психическими процессами (внимание, память).

 

20. Кризис 7 лет: общая характеристика, новообразования.

 

Кризис семи лет – кризис в развитии ребенка, который возникает при переходе из дошкольного в младший школьный возраст. В этот период у ребенка начинает формироваться социальное «Я». Ярким проявлением этого кризиса является желание быть похожим на взрослых. К 7-ми годам ребенок осознает свою психологическую автономию, осваивает язык чувств.

Симптомы кризиса:

  • Непослушание
  • Хочет казаться взрослее (отказ от детских игр)
  • Не отвечает на просьбы
  • Упрямство, капризы
  • Не переносит критику
  • Копирование взрослых, подражание их манерам

Самой существенной чертой этого кризиса, по Выготскому, является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Во время кризиса происходит окончательное формирование воображения, образного мышления, произвольной памяти и внимания. В этом периоде ребёнок выстраивает для себя систему, по которой он определяет что есть «добро», а что есть «зло». Эту систему он строит на основании внешних факторов среды, своих внутренних чувств и социальных отношениях. Ребёнок начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В этом возрасте начинает формироваться самооценка, ребёнок осознает себя как отдельную личность не только в семье, но и социуме, он осознает свое место в обществе.

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой", т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

 

Новообразования:

 

1. Возникновение первичных этических инстанций - понятий добра и зла.

2.Возникновение начал произвольного поведения. Наличие произвольной познавательной деятельности и системы соподчиненных мотивов являются основой для произвольного поведения дошкольника.


3. Возникновение самосознания личности дошкольника. У ребенка

формируется самооценка, он осознает возможности своих действий и их ограничения. Таким образом, к нему приходит понимание своего места в той системе отношений, в которой он находится.

Таким образом, к концу дошкольного детства формируются такие психологические образования как воображение, образное мышление, произвольные память и внимание.

 

Выделяют следующие компоненты возраста.

1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).

2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.

Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Возрастная психология ставит перед собой следующие задачи:

· Раскрыть общие закономерности развития человека

· Установить причины перехода от одной стадии к другой

· Классифицировать возрастные периоды

· Создать психологическую картину каждого периода

· Изучить ведущие факторы развития

 






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.017 с.