Рисование ионической капителиа — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Рисование ионической капителиа

2017-08-11 1258
Рисование ионической капителиа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Более сложная по форме ионическая капитель отличается от дорической насыщенностью поверхности дополнительными декоративными элементами - иониками и волютами. Это собственно и осложняет задачу изображения подобного рода декорированных капителей, так как декоративные элементы отвлекают внимание и мешают увидеть ее основную конструктивную сущность, которая ничем не отличается от дорической. Она состоит из трех основных элементов - ствола колонны (цилиндра), абаки (утолщенной квадратной плиты) и примыкающего к ней эхина (четвертного вала) (рис.90).


Рис. 90,1. Перспективное построение изображения конструкции ионической капители

 

Для правильного изображения ионической капители необходимо понять конструктивные закономерности строения декоративных деталей во взаимосвязи с конструктивной основой самой капители - квадратом абаки с цилиндром колонны. Если мысленно удалить детали, то мы увидим ствол колонны и абаку с примыкающим к ней четвертным валом. Такой прием дает ясное понимание основ конструкции капители. Дополнительные детали уточняются впоследствии. При изображении капители на плоскости листа сначала нужно построить абаку со стволом колонны, а затем пристроить к ним конструкцию волюты. На рис.90 показано построение изображения ее составных элементов с последующим их уточнением.


Рис. 90,2. Перспективное построение изображения конструкции ионической капители

 

Для начала полезно порисовать элементы ионики отдельно. В свое время подобные орнаменты вырезались из сплошной продольной полосы мрамора, профиль которого был приближен к четвертному валу. Ионика напоминает яйцевидную форму (овоид) со срезанным верхом, обрамленную стилизованным листом и разделенную стрелками. В основании орнамента проходит тонкая полоса из бусинок, профиль которых есть валик. Для правильного распределения орнамента на рисунке следует всю видимую часть вала равномерно разметить поперечными осями с учетом перспективы и закругленности формы, причем одни оси проходят по стрелкам, другие - по ионикам. Затем прорисовывают контуры деталей орнамента, уточняя их пропорции с учетом перспективы и приближая рисунок к этапу светотеневой проработки. Вместе с тем, во время прорисовки мелких деталей орнамента могут быть допущены значительные искажения формы профиля четвертного вала, на что следует обратить внимание.

При построении половины ионической капители (так же, как и при изображении половины капители дорического ордера) важно для начала изобразить контуры целой формы, а затем произвести симметричное вертикальное сечение, оставляя нужную половину для дальнейшего ведения работы, а вспомогательную - для последующего уточнения основной.


Рис. 91

 

Построение изображения конструктивных элементов волюты и составных ее частей показаны на рисунках 90,91.

Приступая к рисованию архитектурных деталей с натуры, необходимо вести работу в такой последовательности:

1. Конструктивный анализ формы и ее отдельных элементов во взаимосвязи.
2. Выбор точки зрения с учетом линии горизонта и размещения изображения на листе.
3. Построение конструкции предмета с учетом пропорции, перспективы и характера.
4. Выявление объемной формы предмета с помощью светотени.
5. Подведение итогов и обобщение рисунка.


Рис. 92. Перспективное построение изображения капители коринфского ордера

Рисование орнамента

В учебном задании по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики, которые встречаются на капителях, карнизах, фризах, антаблементах, базах. Орнаменты предназначены для украшения архитектурных сооружений, прикладного искусства, предметов быта. В наши дни орнаменты предназначены, как правило, для декора в прикладном искусстве: на предметах быта, мебели, в оружейном искусстве, иногда для реставрационных работ по восстановлению памятников архитектуры. Основу орнамента составляет прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок орнамента из геометрических фигур или (чаще) из элементов растительного мира. Орнаменты, как правило, состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов, которые могут напоминать зубчики, бусинки, листья, цветы или другие предметы. Иначе говоря, орнамент представляет собой систему из отдельных элементов, связанных между собой в определенном порядке. Все элементы орнамента, формы листьев и цветов так или иначе подвержены стилизации, благодаря чему четко просматривается его структура. Наряду с простыми используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются волнообразные движения со спиральными завитками. Такие орнаменты часто встречаются на капителях, антаблементах, базах и гипсовых розетках.

Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием их форм, но и ставит перед студентами все более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке.

Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.


Рис. 93

 

Для начальных упражнений необходимо воспроизвести наиболее простые и ясные орнаменты. Это позволяет легче понять их строение. Студентам следует помнить, что любой орнамент в гипсовой розетке или его размещение на каком-либо предмете (мебель, посуда, оружие) определяет его общую композицию, размер и взаимосвязь элементов. Поэтому, прежде чем перейти к изображению розетки, нужно ее изучить со всех сторон, анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Особое внимание необходимо обратить на освещенность орнамента. Поверхность должна быть освещена таким образом, чтобы была наиболее отчетливо выявлена основная структура.

При выборе места рисования (точки зрения) для длительного рисунка не обязательно начинать с фронтального положения, как обычно принято. Достаточно предварительно сделать линейно-конструктивную зарисовку с натуры в таком положении, чтобы разобраться в основных членениях и узловых точках изображения или в процессе построения время от времени изучать натурную модель с фронтального положения. Здесь нельзя дать однозначной рекомендации, так как все будет зависеть от меры способности самого рисовальщика. Лучше всего садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещенности Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента или групп его элементов лежат осевые симметрии. Это легко проследить на примерах простого орнамента, где одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются

Рисование гипсовой розетки

Изображение орнамента гипсовой розетки следует начинать с размещения ее на листе бумаги. При этом изображение розетки необходимо начинать с прямоугольной плиты, а не самого орнамента. Для этого намечают видимую с данной точки зрения общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Здесь необходимо отметить, что на начальной стадии построения важно правильно определить основные габаритные размеры с учетом перспективного сокращения. От того, насколько верно определены размеры плиты, во многом зависят основные пропорции орнамента и его составных элементов. Определив основные размеры плиты и ее положение в пространстве (наклонное, вертикальное), намечают ось симметрии, являющуюся базовой основой рисунка. После чего, ориентируясь на характерные точки построения, строят линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательными линиями намечают узловые пункты лепестков и отдельных форм как у основания плиты, так и на выступающей поверхности, обозначая характерными точками основные узлы ближних элементов и перспективную отдаленность элементов, парных к ним. Это относится к рисованию модели с трехчетвертного положения.


Рис. 94

 

Для ясности построения конструкции изображения рельефа орнамента нужно прорисовывать легкими линиями, как бы прозрачно, насквозь, все видимые и невидимые формы элементов. Это поможет проследить за ходом построения высоты рельефа орнамента, особенно на дальней, скрытой от глаз стороне высоты рельефа. Наметив основную выступающую массу орнамента, следует перейти к определению его крупных элементов. Проверив их, можно будет приступить к построению более мелких деталей. Работая над деталями, не следует терять из вида уже намеченную большую форму, что часто случается с начинающими рисовальщиками. При построении изображения гипсовых розеток с симметричным расположением орнамента необходимо последовательно намечать симметричные детали как справа, так и слева или, намечая ближнюю, следует намечать и дальнюю с одинаковой степенью прорисовки, но с учетом удаленности.


Рис.95. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

 

Несимметричные орнаменты (рис.95) представляют собой более сложную форму для рисования с натуры. Здесь, прежде всего, необходимо основываться на характере формы изгиба и завитка, правильно соотносить их пропорциональные части между собой и с целым. Намечая вспомогательными линиями основные размеры орнамента, следует установить взаимосвязь отдельных частей между собой. Установив основные пропорциональные отношения, переходят к изображению изгибов лепестков, цветов, веток, а также спиральных кривых завитка, сопоставляя их с остальными, ранее уточненными деталями. Приступая к выявлению объемной формы светотенью, необходимо подчеркнуть характер изгиба форм, плавность переходов линий, и главное, правильно сопоставить силу тонов как в тени, так и на свету, приближая рисунок к определенной степени завершенности.

Наиболее сложным объектом для рисования в архитектурной орнаментировке является лист аканта, применяемый в основном в качестве декоративного элемента в композиции сложных по форме коринфских капителей (см. рис.92). На рисунках этой капители можно увидеть, как в определенном порядке расположены лепестки листьев аканта, волюты, различные завитки. При изображении подобных сложных капителей прежде всего следует постараться понять их конструктивную сущность, основу, составляющую общую форму. Ее, как правило, составляет либо усеченный конус, либо усеченная четырехгранная пирамида, направленная широким основанием вверх. Ее верхний элемент - абака, представляет собой плиту сложной конфигурации, в основе которой лежит квадрат. Это хорошо прослеживается при рассмотрении плиты в плане (сверху), когда все острые углы одинаково удалены от центра. Для построения таких капителей необходимо понять, что они, как и остальные, относятся к телам вращения. Поэтому построение следует начинать со средней линии - оси симметрии, так же, как при построении дорической и ионической капителей.

Рисование интерьера

Интерьер - внутреннее пространство архитектурного сооружения или внутренний вид любого помещения.

В учебном задании по рисованию интерьера преследуется цель дальнейшего совершенствования знаний и навыков рисования, развития объемно-пространственного мышления, закрепления и углубления знаний по практическому применению законов перспективы и светотени, расширения композиционных понятий, развития чувства пропорции.

Рисование интерьера основано на законах перспективного изображения простых геометрических объемов, прежде всего куба и близких ему прямоугольных форм. Любой интерьер, каким бы он ни был сложным по конфигурации, всегда приближен к этим объемам, поскольку преобладающее большинство помещений прямоугольно в плане. Пол, потолок, стены есть плоскости куба или параллелепипеда, отграничивающие замкнутое пространство. Интерьер с округлой формой можно принять за цилиндр или шар. Практическое умение изображать геометрические формы в перспективе во многом поможет правильному изображению интерьеров как с натуры, так и по представлению.


Рис. 96

 

Внутренний строй пространства интерьера имеет свои характерные особенности. Прежде всего, это замкнутое внутреннее пространство, которое включает различные пространственные планы и источники освещения, создающие особую световую характеристику этого пространства, а также различные по окраске и фактуре предметы, составляющие интерьер. Все это лишний раз подтверждает специфику и особенности рисунка интерьера как объекта архитектуры. Вместе с тем, из-за наличия различных предметов, отвлекающих восприятие, увидеть геометричность замкнутого пространства (контуры пола, потолка, стен) намного труднее.

В рисовании интерьера особое значение приобретает метод линейно-конструктивного построения изображения и знание закономерностей перспективы. Линейно-конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют четко проследить за ходом построения изображения предметов в рисунке. Рисование интерьера по своей сути ничем не отличается от рисования предметных форм, здесь также требуется определенная сумма знаний и навыков, необходимых в искусстве рисования.


Рис. 97

 

При изображении интерьера с натуры очень важно правильно выбрать точку зрения (линию горизонта). От того, насколько удачно выбрана точка зрения, зависит правильное композиционное решение задачи рисунка в целом. Каждый интерьер может быть рассмотрен с разных точек зрения, но здесь важно выбрать наиболее выгодную и выразительную для рисующего группу элементов, составляющих интерьер. Это может быть часть или все помещение, взятое целиком. Выбор линии горизонта может колебаться в значительных пределах. Она либо задается преподавателем, либо выбирается студентами самостоятельно, так, чтобы взгляд свободно охватывал интересующий объект интерьера.

Прежде чем приступить к основному рисунку интерьера, необходимо предварительно выполнить несколько эскизных вариантов рисунка с различных точек зрения. На них изображаются уходящие в глубину основные линии стен, пола, потолка, оконных и дверных проемов. Затем, проверив и уточнив перспективное построение и общие пропорции помещения, намечают различные крупные элементы интерьера в обобщенном виде. Одновременно выполняются эскизы, схемы рисунка и планы изображаемого помещения. При этом определяется точка зрения, картинная плоскость и точка схода (рис.98), что позволяет лучше разобраться в сложном перспективном построении предметных форм и их расположении в пространстве интерьера. Предварительные варианты эскизов, выполненные с различных точек зрения, дадут возможность выбора лучших композиционных решений для основного рисунка.

Соблюдая последовательность усложнения задач, первые учебные задания по рисунку интерьера следует начинать с угловых (рис. 96) с включением в них, подобно натюрморту, не более двух-трех крупных бытовых предметов. Такие объекты ставятся на полу у стены (или у стен) в углу, чтобы создать интерьерную среду. Сюда также могут войти такие элементы интерьера, как окно, дверь, выступы на стене, отопительные системы и т.п. По мере усвоения, последовательно усложняя задачу, студенты постепенно переходят к рисункам более сложных интерьеров.


Рис.98. Последовательность рисования углового интерьера с показом плана-схемы ситуации: точка зрения, линия горизонта

 

Производя правильное перспективное построение изображения интерьера, очень важно строго соблюдать пропорциональные отношения частей и целого (стен, пола, потолка с предметами, включенными в интерьер). Уточняются планы расположения предметов, расстояния между ними и их объемные величины.


Рис.99

 

В перспективном построении изображения пространства интерьера, в отдельных случаях можно применять два горизонта, а следовательно, две точки схода. Это тот случай, когда необходимо показать фронтальную стенку (панно, рельеф, мозаику и т.п.) более масштабно, значимо (рис. 97).

Таким образом, выбрав наиболее удачный вариант эскиза композиции интерьера, приступайте к рисованию. При этом формат бумаги должен быть выбран в соответствии с масштабом рамки выполненного эскиза композиции. Для начала намечают основные линии стен, пола потолка.


Рис. 100. Рисунок интерьера метро. (Выполнен по книге "Советы мастеров")

 

Проверив и уточнив их, намечают окна, дверные проемы, балки, конструкции и т.п. Только после этого переходят к рисованию основных крупных предметов, не отвлекаясь на детали. Построив в рисунке основные предметы интерьера, проверив их, следует перейти к уточнению деталей и нанесению легкой светотени. Переходя к светотеневой проработке форм, одновременно выявляют их пространственную глубину. Для этого необходимо сопоставление степени проработанности переднего и дальних планов, что способствует правильной передаче перспективных сокращений и воздушной перспективы. Более четко прорабатывают детали переднего плана. Детали дальнего плана прорабатывают мягче и несколько обобщают. При рисовании интерьера могут быть использованы различные изобразительные материалы, начиная от простых карандашей, тонированной и простой бумаги до угля, соуса, сангины, туши, и многих других материалов.

Построение композиции из геометрических форм по плану и фасаду


Рис. 101, а. Упражнения выполнены по памяти и по представлению

 


Рис. 101, б. Упражнения выполнены по памяти и по представлению

Рисование экстерьера

В изобразительном искусстве под экстерьером понимается внешний вид архитектурных сооружений и их комплексов в окружающей среде. Основная цель учебного задания по изображению экстерьера заключается в закреплении и развитии изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде.

Рисунок архитектурной среды требует от студентов знания основных принципов реалистического изображения и умения применять их на практике.


Рис. 102, а

 

Рисование экстерьера - увлекательное и полезное занятие не только для художников, но, в особенности, для архитекторов, необходимое для профессиональной деятельности при совершенствовании навыков свободного рисования. Такие рисунки дают возможность работать шире, виртуозно владеть различными изобразительными средствами, главное, очень полезны при накоплении рабочих материалов для творческой работы.


Рис. 102, б

 

Рисование архитектуры требует не только хороших знаний законов перспективы и технических приемов изображения, но и умения выбирать наиболее выразительную точку зрения, которая бы отвечала поставленной задаче. Правильный выбор точки зрения означает не только место, но и высоту горизонта относительно изображаемого объекта и способствует удачному разрешению композиционных задач. Так, например, при низком горизонте изображаемый объект вызывает впечатление грандиозности и величественности. При высоком горизонте это впечатление исчезает, поэтому его чаще используют при рисовании небольших сооружений. Выбор точки зрения подразумевает и выбор расстояния до объекта. Близкое расстояние дает стремительные перспективные искажения, а большое расстояние предполагает умеренное сокращение. В связи с этим при изображении пространства в рисунке экстерьера и интерьера возможно применение двух горизонтов и двух точек схода (см. рис.97).


Рис. 102, в

 

Построение изображений городских ансамблей производят по тем же правилам и законам перспективы, что и рисунков геометрических тел, интерьеров и других сложных форм в пространстве. Согласно этим законам, определяется взаимосвязь пространственных планов с горизонтом и точкой схода и предметами, находящимися в пространстве.

В отличие от рисования интерьера экстерьерные рисунки позволяют свободнее и шире решать пространственную среду в картиной плоскости, следовательно, возникает необходимость в передаче воздушной перспективы. Воздушной перспективой называют иллюзию пространственной глубины, когда предметы, по мере удаления от рисующего, изменяются не только в размерах, но и по цветовой и тоновой контрастности, т.е. они становятся все менее контрастными, как по цвету, так и по тону.

Рисование экстерьера

И наоборот, чем ближе находятся предметы к рисующему, тем ярче цветовые и тоновые контрасты, а заодно увеличиваются и размеры.


Рис. А.В.Алешкова

 

Из-за пространственной характеристики данного объекта (не говоря об изменении освещения) все предметы окружения, в том числе и движущиеся в пространстве, в отличие от предметов в интерьере, будут восприниматься как силуэт.


А.Пархоменко. Пальмира. Сирия. 1994 г. Б., тушь, перо

 

В учебном задании по рисованию экстерьера должны быть рисунки как длительного характера, так и беглые контурные зарисовки с последующей легкой тональной проработкой, имеющие самостоятельное значение. Характер этих рисунков будет зависеть как от используемого материала, так и от поставленных задач. В рисунке экстерьера важное значение имеет выбор формата бумаги. Здесь необходимо исходить из характера изображаемого объекта, его внешнего вида и задач, поставленных перед студентами. Формат бумаги рекомендуется разнообразить, хотя в учебном процессе это не всегда приветствуется, но тем не менее бывает необходимо для решения композиционной задачи. При этом не следует брать размеры более половины листа ватмана. Для рисунка может быть использована различная по тону и цвету бумага, т.е. тонированная бумага с незначительным цветовым колебанием холодного или теплого тонов. Желательно, чтобы цвет, тон, фактура бумаги соответствовали характеру и образу изображаемых объектов. Это же касается выбора рисовальных материалов (карандаш, тушь, перо, сангина, пастель, соус, уголь, мелки, палочки и т.п.).


А.Пархоменко. Калят аль Хасн (Замок крестоносцев). Сирия. 1994 г. Б., тушь, перо

 

В рисовании экстерьера важное место уделяется подготовительной работе над эскизом, когда внимательно изучается конструктивно-художественная структура сооружения, его место и связь с окружающей средой. Это необходимо для того, чтобы лучше разобраться в расположении различных предметов окружающего пространства, а также для определения композиционного положения данного объекта. Для совершенствования навыков в рисовании интерьера очень полезно выполнять зарисовки и беглые наброски архитектурных объектов и их пространственной среды с натуры. Чрезвычайно важным и необходимым упражнением для студентов является рисование объектов и пространственной среды по памяти и по представлению.


А.Пархоменко. Цитадель, г. Халеб, Сирия. 1994 г. Б., тушь, перо


Рис. 103, а. Наброски и зарисовки экстерьеров

 


Рис. 103, б. Наброски и зарисовки экстерьеров

 


Рис. 103, в. Наброски и зарисовки экстерьеров

 


Рис. 103, г. Наброски и зарисовки экстерьеров

 


Рис. 103, д. Наброски и зарисовки экстерьеров

 


Рис. 103, е. Наброски и зарисовки экстерьеров

 


М.А.Врубель. Дворик зимой. 1903-1904 гг.

 


М.В.Добужинский. Петербургский дворик. 1920 г.

Рисуем деревья

Художники всегда любили изображать деревья. Нередко всего лишь одно дерево, написанное на фоне дальней рощи или леса, в поле или у реки, дает картине остроту выразительности, глубину настроения. Есть произведения, в которых дерево является "главным героем",- помните полотно И. Шишкина "Среди долины ровныя"?

В Китае и Японии жанр пейзажа оформился еще в VI веке. Созерцание растений, камней, желание запечатлеть их, одновременно выражая свое отношение к мирозданию, всегда было свойственно художникам этих стран. Познание природы, ее сущности лежало в основе древнейших философских систем Востока. В Китае, в самом названии пейзажа: "шань-шуй", что означает "горы-воды", сказывалось образно-мифологическое отношение к природе. За каждым частным, отдельным ее явлением закреплялся тот или иной символ. Например, хризантемы связывались с образами осени, пионы означали богатство, сосна - долголетие. Художник V века Се Хе утверждал, что мастер должен в первую очередь передавать дыхание жизни, движение, неустанное развитие, но воплотить это он может, лишь следуя природе.


А. Иванов. Дерево в парке Киджи. 1843.

 

Основная особенность китайского искусства - раскрытие большого через малое, целого - через деталь. Изображая дерево, художник рассказывал и о своем внутреннем переживании, и о природе в целом, и о Вселенной. Причем рассказ этот был поэтическим и нередко сопровождался стихотворным текстом.

Качество туши, размеры и форма кистей, ворс, из которого они изготовлены,- это всегда было крайне важным для китайских мастеров.

Интерес европейских художников к деревьям возрастал с развитием пейзажного жанра. Живописцы Голландии в XVII веке по-своему взглянули на родную природу. Много внимания они начали уделять деревьям, стремясь передать их "портретное" сходство, очеловечить. Увлеченно, пытливо фиксировали на бумаге и холсте особенности их строения, материальность, фактуру. К числу таких работ относится гравюра "Рисунок дерева". Ее автор - Хендрик Полтзивс так правдиво и выразительно изобразил часть ствола старого дуплистого дерева, что мы легко можем составить рассказ о его долгой и не всегда легкой жизни.

Другой голландский художник XVII столетия - Руланд Севрей нарисовал сангиной группу старых деревьев. Причудливые формы стволов, наросты и наплывы, корни, еще поддерживающие уходящую жизнь, глубоко заинтересовали мастера. Вдохновенно, легко, точно и в то же время живописно запечатлел он эту фантазию природы.

 
К. Коро. Мант, кафедральный собор и город. Вид из-за деревьев утром. 1865-1870. И. Шишкин. Рисунок сосны.

 

В совершенно иной манере - обобщенно, динамичными, скупыми линиями - изобразил деревья в рисунке "Два хутора" великий Рембрандт, передав их породу, индивидуальные особенности.

Огромную роль в развитии пейзажной живописи сыграли французские художники XIX века, особенно барбизонцы и мастера, близкие этой школе, по-своему развившие традиции голландского пейзажа. Графические изображения, как и натурные этюды, они использовали во время работы над пейзажами в мастерской. Замечательна картина К. Коро "Мант, кафедральный собор и город. Вид из-за деревьев утром": в легкой прохладной утренней дымке розовеют дома и средневековая церковь, устремившая к сиреневому небу остатки своих башен. На берегу в росистой траве притих рыбак. Лучи солнца еще робкие, нежные. Всю картину "держит" пересекающее ее по диагонали дерево, отнюдь не стройное и не пышное. Но зато оно живое, крепко спаянное с окружающей природой, вносящее в пейзаж активную, энергичную ноту. Своими прихотливо вытянутыми ветвями дерево подчеркивает строгость архитектуры собора, усиливает ощущение плотности воздушной среды, приближает к зрителю передний план картины.

Другой французский живописец - Т. Руссо уже в детские годы решил стать пейзажистом. Он очень любил деревья и глубоко переживал, когда видел на них отметки лесников, "приговаривающие" к рубке. "Чтобы полнее передать природу и подчеркнуть ее великолепие, прежде всего надо думать о форме,- говорил Руссо.- Деревья должны крепко держаться на почве, их ветви должны идти Вперед или углубляться в полотно; зритель должен думать, что он может обойти кругом дерево, и, наконец, форма - это основное, что нужно соблюдать".

Неоценимый вклад в развитие мирового пейзажного искусства внес английский художник Констебл. Живопись его картин экспрессивна. Деревья на многочисленных его полотнах отличаются яркой, образной характеристикой, материальностью; одни написаны "натурно", другие - большими массами, обобщенно. Мощные стволы, морщинистая кора, пышные кроны - такими мы видим деревья на полотнах художника. Но есть другие холсты, где деревья напоминают россыпи драгоценных камней; они кажутся живыми, звенящими листвой, пронизанными ветром. Необычны сепии, относящиеся к 1830-1836 годам: "Вид на реку Стур" и "Деревья и вода", построенные на резких контрастах света и тени, поражающие динамикой, смелостью письма, свежестью первого впечатления. Здесь, как и в других произведениях Констебла, деревья неотъемлемая часть мироздания.

Рембрандт. Два хутора. Перо, отмывка. 1657-1658.

Р. Севрей. Рисунок дерева. Сангина. Начало XVII в.

 

Деревья были героями многих картин, этюдов, рисунков русских мастеров. Великолепно писал и рисовал их А. Иванов. Многие его изображения деревьев, выполненные маслом и карандашом, носят характер анатомических штудий, в которых гениальный мастер изучал особенности различных лесных пород, конструкцию растения. Тщательно передавая каждую веточку, каждый листок, Иванов всегда сохранял впечатление общего целого и композиционную четкость. Пример высочайшего мастерства Иванова - его знаменитая "Ветка" (конец 1840-х гг.) - всего одна кудрявая ветка померанцевого дерева на фоне далеких синих гор, вобравшая в себя светлый поэтический мир. Мир, полный воздуха, движения.

Ф. Васильев. Стволы деревьев.

 

Жил в прошлом веке в России художник, которого называли мастером лесного пейзажа, лесным богатырем. Вы, конечно, догадались, что речь идет о И. Шишкине. Его современница вспоминала: "Ваботал ежедневно, тщательно. Возвращался к работе в определенные часы, что-бы было одинаково освещение. Я знала, что в 2-3 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы; что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы; и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота дороги в деревню Жельцы, где катятся сизые волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве"., Шишкин говорил, что по-настоящему любит русский лес и пишет только его. Он считал недопустимым изображать деревья приблизительно, пренебрегая характерными особенностями той или иной породы, индивидуальными чертами, присущими только данному дубу, сосне, ели, осине., Шишкин изумительно знал каждое дерево, каждую морщину коры, изгиб ветвей. Знал, потому что был беззаветно предан природе.

Масло, тушь, перо, карандаш, уголь, мел, соус, акварель, офорт - к этим живописным и графическим техникам обращался художник, создавая многочисленные произведения. И в каждое вкладывал всю свою душу, все силы.

- Работать! Работать ежедневно, отправляясь на эту работу как на службу. Нечего ждать пресловутого "вдохновения"... Вдохновение - это сама работа! - говорил Иван Иванович.

Большое влияние оказал, Шишкин на выдающегося пейзажиста Ф. Васильева. В год своей ранней смерти он писал И. Крамскому о высоком предназначении природы в жизни человека: "Как перейдешь к таким воспоминаниям, чудятся серые ивы над ровным с камышами прудом, чудятся живыми думающими существами... Если бы мне сию минуту перенестись в такое родное место,- поцеловал бы землю и заплакал. Ей-богу, так! Глубок, глубок смысл природы, если его понять кто может".

Сю Пай-Хун. Уединенный перевоз. Тушь с подкраской. 1932.

 

Васильев изображал деревья с какой-то особой сердечностью, нежностью. Любил работать при разных состояниях природы, особенно предвечерних, стремясь опоэтизировать натуру, пронизать высокой романтикой. Чудесны его акварели, например "Пирамидальные тополя на берегу озера. Вечер", "Болото в лесу. Осень", "Дубы", многочисленные сепии, этюды и картины маслом. Он оставил много рисунков различных деревьев, одиночных или растущих группами. Линии, штрихи уверенны, графит ложится то густо и плотно, то легко, почти неуловимо. Тень, свет, фактура, характер стволов и ветвей, воздушная дымка - все это возникает как бы одновременно, без предварительных построений, без деления на этапы работы. Рисунки покоряют ясностью, насыщенностью тоном, живописностью.

Невозможно рассказать даже вкратце обо всех замечательных русских пейзажистах, создавших прекрасные образы деревьев. Ведь сколько работ посвятили им А. Саврасов, И. Левитан, В. и А. Васнецовы, А. Рылов... В советской живописи и графике изображение деревьев неотделимо от работ П. Кончаловского, В. Бакшеева, С. Герасимова, Г. Нисского, Н. Ромадина, А. Грицая, Н. Крымова, А. Куприна и других пейзажистов.

Пройти школу пейзажа - это прежде всего научиться разбираться в различных породах деревьев, кустарников, растений, без которых любой ландшафт мертв. Природа нашей страны разнообразна. Южные деревья отличаются от северных строением стволов, ветвей, листьев. Важно учитывать возрастные особенности деревьев. Например, ель в начале своего роста вытягивает ветви немного вверх, подрастая, постепенно опускает их, сначала параллельно плоскости горизонта, а затем наклонно к земле - под тяжестью собственной хвои. Береза в процессе роста тоже меняет свою внешность: у молодой ствол бывает розовато-оранжевым, с возрастом он становится белым; отмирающие снизу старые сучья оставляют о себе память в виде темных полос. Каждому пейзажисту важно знать не только анатомию стволов, но и особенности кроны и строения листьев того или иного дерева.

П. Мондриан. Рисунок дерева. Сангина. 1909-1912.

 

Летнее время благодатно для изучения деревьев и всего растительного мира. А изучение это неотделимо от работы с натуры, постоянной, каждодневной. В процессе труда у вас появятся навыки в передаче пропорций, объема, материальности всевозможных природных форм. Они вам сами подскажут, какие лучше избрать художественные материалы и приемы изображения, надо только быть внимательным, думающим.

Рисовать деревья интересно, увлекательно. Но это только часть учебной и творческой деятельности юного художника, которую необходимо сочетать с' другими формами работы - писать и рисовать натюрморты, портреты, городские пейзажи, делать наброски и зарисовки. И все это в конечном счете затем, чтобы создавать композиции, которые являются


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.