Военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке.

2017-08-11 282
Военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цусимское морское сражение.

Цусимское морское сражение — морская битва 14 (27) мая — 15 (28) мая 1905 года в районе острова Цусима (Цусимский пролив), в которой российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Последнее, решающее морское сражение Русско-японской войны 1904—1905 гг., в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена противником или затоплена собственными экипажами, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах и лишь четырём удалось дойти до русских портов.

Сражение — крупнейшее в эпоху додредноутных броненосных кораблей, — явилось ключевым событием, предопределившим исход русско-японской войны в пользу Японии. События и обстоятельства, связанные с боевым применением в этом сражении кораблей различных классов, послужили последующему качественному развитию военно-морской техники во всех ведущих морских державах.

 

Введение.

   

Русско-японская война на море началась в ночь на 27 января (9 февраля) 1904 г. внезапной атакой японских миноносцев и блокированием японским флотом русской 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре.

В октябре 1904 г. из Либавы на Дальний восток была отправлена 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского, в целях: деблокирования и усиления 1-й Тихоокеанской эскадры, совместными усилиями установить господство на море, и — отрезать японскую армию на материке от островов метрополии. 20 декабря 1904 г. Порт-Артур пал — корабли 1-й Тихоокеанской эскадры были потоплены на внутреннем рейде крепости, и дальнейшее движение 2-й Тихоокеанской эскадры на восток становилось авантюрой… В сложившейся обстановке, военными стратегами Российской Империи было принято решение — прорываться во Владивосток для соединения с кораблями Сибирской флотилии, с целью создания постоянной угрозы коммуникациям противника. В феврале 1905 г. для усиления 2-й Тихоокеанской эскадры, из Либавы вышла 3-я Тихоокеанская эскадра (сформированная из устаревших кораблей) под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова, для осуществления совместного прорыва во Владивосток. В середине мая 1905 г. русские эскадры соединились у побережья французского Индокитая, и под общим командованием З.П. Рожественского подошли к Корейскому проливу. Главные силы японского флота, в составе двух боевых отрядов, ожидали русскую эскадру… Основной задачей командования японского флота, было уничтожение русской эскадры при попытке её прорыва во Владивосток. Командующий русской эскадрой — З.П. Рожественский, считая основной задачей прорыв во Владивосток (а не уничтожение японских кораблей) — принял решение не разрабатывать план боя, а вести его в зависимости от действий неприятеля, и тем самым самовольно — полностью передал тактическую инициативу командованию японского флота.

В ночь на 14.05.1905 г. русская эскадра вошла в Корейский пролив. Обнаружив русские корабли, японский флот начал развёртывание сил, чтобы не допустить прорыва русской эскадры во Владивосток и уничтожить её в бою.

 

Цусимский пролив.

 

Русская эскадра могла пройти во Владивосток тремя возможными проливами — Лаперуза, Сангарским и Цусимским. Цусимский пролив — восточная часть Корейского пролива, расположенная к востоку от островов Цусима, которые находятся между японским островом Кюсю и Корейским полуостровом. Адмирал Того, главные силы которого базировались на Мозампо и остров Цусима, предполагал, что русская эскадра, вероятнее всего, проследует мимо Цусимы, поэтому развернул к югу от пролива, между островами Гото и Квельпарт, дозорную цепь вспомогательных крейсеров, которые должны были своевременно оповестить его о подходе русской эскадры. Возможность следования русской эскадры через два других пролива не исключалась, в связи с чем туда были направлены дозорные корабли. Также 2 апреля на подступах к Владивостоку японцы выставили минное заграждение.

Со своей стороны, вице-адмирал Рожественский видел ближайшей оперативной целью своей эскадры достижение Владивостока посредством прорыва хотя бы части эскадры, вопреки директиве императора Николая II, в которой указывалось, что задача 2-й эскадры «состоит не в том, чтобы с некоторыми судами прорваться во Владивосток, а в том, чтобы завладеть Японским морем». Поэтому он выбрал кратчайший путь, поскольку остальные два пути означали необходимость огибать Японские острова с востока и существенно увеличивали расстояние, и, кроме того, грозили препятствиями в навигационном отношении. При этом от ведения разведки Рожественский отказался совершенно, опасаясь обнаружения своей эскадры, равно как и столкновения разведывательных крейсеров с основными силами японского флота.

Владивостокский отряд не мог оказать сколь-нибудь существенную помощь 2-й эскадре: два из трёх его крейсеров находились в ремонте после подрыва на мине и навигационной аварии, подводные лодки, вступившие в строй в апреле 1905 г., годились лишь для береговой обороны порта, а старые номерные миноносцы подходили только для небольших набеговых операций. Тем не менее, в конце апреля русские миноносцы и два крейсера совершили походы к острову Хоккайдо. Японцы, справедливо сочтя это отвлекающим манёвром, никак не отреагировали.

Русская и японская эскадры встретились рано утром 14 (27) мая 1905 года в проливе между Кореей и Японией, к востоку от островов Цусима: японский адмирал был заранее осведомлён о составе и местонахождении кораблей противника; русский адмирал — вёл свою эскадру практически вслепую, не имея представления — где, когда и какими силами он будет атакован.

 

Й броненосный отряд

В 1й броненосный отряд входили четыре однотипных броненосца

  • эскадренный броненосец «Князь Суворов» (командир — капитан 1-го ранга В.В. Игнациус, погиб) — флаг командующего эскадрой и начальника Главного Морского Штаба генерал-адъютанта, вице-адмирала З.П. Рожественского, потоплен. Весь экипаж погиб, часть штаба эскадры, включая раненого командующего, принял на борт русский миноносец «Буйный» ещё до гибели корабля.
  • эскадренный броненосец «Император Александр III» (укомплектован Гвардейским экипажем, капитан 1-го ранга Н.М. Бухвостов, погиб) — потоплен, весь экипаж погиб.
  • эскадренный броненосец «Бородино» (капитан 1-го ранга П.И. Серебрянников, погиб) — потоплен, из экипажа спасли 1 матроса.
  • эскадренный броненосец «Орёл» (капитан 1-го ранга Н.В. Юнг, умер от ран) — сдался в плен.
  • крейсер II ранга (бронепалубный) «Жемчуг» (капитан 2-го ранга П.П. Левицкий) — интернирован в Маниле.

 

Й броненосный отряд.

  • эскадренный броненосец «Ослябя» (капитан 1-го ранга В.И. Бэр 1-й, погиб) — флаг скончавшегося 10 мая младшего флагмана контр-адмирала Д.Г. фон Фелькерзама, потоплен первым. часть команды (376 человек) приняли на борт русские корабли, но в ходе сражения в дальнейшем 27 из них погибли.
  • эскадренный броненосец «Сисой Великий» (капитан 1-го ранга М.В. Озеров, взят в плен после гибели корабля) — затонул утром после полученных повреждений от торпед в ночном бою, оставшиеся в живых члены экипажа попали плен.
  • эскадренный броненосец «Наварин» (капитан 1-го ранга барон Б.А. Фитингоф, погиб), потоплен ночью после получения повреждений от ночных торпедных атак. На следующий день из воды спасли 3 члена экипажа.
  • крейсер I ранга (броненосный) «Адмирал Нахимов» (капитан 1-го ранга А.А. Родионов, взят в плен) — получил повреждения от ночных торпедных атак, утром затоплен экипажем при появлении вражеских кораблей. Экипаж попал в плен.
  • крейсер II ранга (бронепалубный) «Изумруд» (капитан 2-го ранга барон В.Н. Ферзен) —ушёл от преследования японскими крейсерами, доплыл до своих берегов но выскочил на камни в заливе Владимира, был взорван командой и затоплен.

Й броненосный отряд.

  • эскадренный броненосец «Император Николай I» (капитан 1-го ранга В.В. Смирнов) — флаг младшего флагмана контр-адмирала Н.И. Небогатова, сдался в плен.
  • броненосец береговой обороны «Адмирал Сенявин» (капитан 1-го ранга С. И. Григорьев) — сдался в плен.
  • броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» (капитан 1-го ранга В.Н. Миклуха, погиб) — затоплен экипажем, после получения повреждений в бою с двумя японскими броненосными крейсерами (на следующий день после основного сражения). Погиб последним из броненосцев русской эскадры. Оставшиеся в живых члены экипажа попали в плен. Все они, без исключения, после возвращения из плена были награждены орденами и медалями.
  • броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» (капитан 1-го ранга Н.Г. Лишин) — сдался в плен.

Крейсерский отряд.

  • крейсер I ранга (бронепалубный) «Олег» (капитан 1-го ранга Л.Ф. Добротворский) — флаг младшего флагмана контр-адмирала О.А. Энквиста, интернирован в Маниле.
  • крейсер I ранга (бронепалубный) «Аврора» (капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев, погиб) — интернирован в Маниле.
  • крейсер I ранга (броненосный, устаревший) «Дмитрий Донской» (капитан 1-го ранга И.Н. Лебедев, умер от ран) — затоплен экипажем, после полученных повреждений в героическом бою против 6 японский крейсеров и 4 миноносцев, не спустив флага. Погиб последним из кораблей I ранга. Оставшиеся в живых члены команды высадились на остров Дажелет. В дальнейшем попали в плен.
  • крейсер I ранга (броненосный, устаревший) «Владимир Мономах» (капитан 1-го ранга В.А. Попов) — торпедирован ночью, а на следующее утро затоплен экипажем. Оставшиеся в живых моряки попали в плен.

Отряд разведки.

  • крейсер I ранга (бронепалубный) «Светлана», брейд-вымпел капитана 1-го ранга С.П. Шеина (начальник отряда и командир корабля, погиб) — затоплен экипажем на следующее день после основного боя. Повреждения нанесены огнём 2 японских крейсеров расстрелявших русский крейсер в упор, так как Светлана израсходовала все заряды ранее. Оставшиеся в живых члены экипажа попали в плен.
  • крейсер II ранга (безбронный) «Алмаз» (флигель-адъютант, капитан 2-го ранга И.И. Чагин) — ушёл во Владивосток.
  • вспомогательный крейсер (безбронный) «Урал» (капитан 2-го ранга М.К. Истомин, попал в плен) — оставлен экипажем после незначительных повреждений, потоплен.

Й отряд миноносцев.

  • миноносец «Бедовый», брейд-вымпел капитана 2-го ранга Н.В. Баранова (начальник отряда и командир корабля) — сдался в плен.
  • миноносец «Быстрый» (лейтенант О.О. Рихтер) — выбросился на корейский берег и был подорван экипажем.
  • миноносец «Буйный» (капитан 2-го ранга Н.Н. Коломейцев) — затоплен экипажем.
  • миноносец «Бравый» (лейтенант П.П. Дурново) — ушёл во Владивосток.

Й отряд миноносцев.

  • миноносец «Блестящий», брейд-вымпел капитана 2-го ранга А.С. Шамова (начальник отряда и командир корабля, погиб) — затоплен командой.
  • миноносец «Громкий» (капитан 2-го ранга Г.Ф. Керн, погиб) — затоплен экипажем.
  • миноносец «Грозный» (капитан 2-го ранга К.К. Андржиевский) — ушёл во Владивосток.
  • миноносец «Безупречный» (капитан 2-го ранга И.А. Матусевич, погиб) — потоплен со всей командой.
  • миноносец «Бодрый» (капитан 2-го ранга П.В. Иванов) — интернирован в Шанхае.

Японский соединенный флот.

Порядок перечисления кораблей соответствует месту в строю на время начала активной фазы боя 14 мая.

Я эскадра.

Й боевой отряд.

  • эскадренный броненосец 1 класса «Микаса» (капитан 1-го ранга Х. Идзити), флаг адмирала Х. Того — 30-40 попаданий, 18 убитых, 105 раненых.
  • эскадренный броненосец 1 класса «Сикисима» (капитан 1-го ранга Тэрагаки) — 11 попаданий, 13 убитых, 24 раненых
  • эскадренный броненосец 1 класса «Фудзи» (капитан 1-го ранга Мацумото) — 12 попаданий, 8 убитых, 22 раненых
  • эскадренный броненосец 1 класса «Асахи» (капитан 1-го ранга Номото) — 10 попаданий, 8 убитых, 23 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Касуга» (капитан 1-го ранга Като) — 3 попадания, 7 убитых, 20 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Ниссин» (капитан 1-го ранга Такэноути), флаг контр-адмирала С. Мису — 8-16 попаданий, 6 убитых, 90 раненых
  • авизо (минный крейсер, безбронный) «Тацута» (капитан 2-го ранга Ямагата)

Й боевой отряд

  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Кассаги» (капитан 1-го ранга Ямая), флаг вице-адмирала С. Дева — 1 убитый, 9 раненых, вышел из строя
  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Читосэ» (капитан 1-го ранга Такаги) — 2 убитых, 4 раненых
  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Отова» (капитан 1-го ранга Арима) — 6 убитых, 19 раненых
  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Ниитака» (капитан 1-го ранга Сёодзи) — 1 убитый, 3 раненых

Й отряд эсминцев

  • «Харусаме» (старший лейтенант Сёоно), брейд-вымпел капитана 1-го ранга Х. Фудзимото
  • «Фубуки» (старший лейтенант Хигасисима) — 1 раненый
  • «Ариаке» (капитан-лейтенант Куцуми)
  • «Араре» (старший лейтенант Ватанабэ) — 1 раненый
  • «Акацуки II» (бывший русский «Решительный») (старший лейтенант Харада)

Й отряд эсминцев

  • «Оборо» (старший лейтенант Фудзивара), брейд-вымпел капитана 1-го ранга Д. Ядзима — 1 убитый, 6 раненых
  • «Инадзума» (капитан-лейтенант Сума)
  • «Икадзучи» (капитан-лейтенант Сайто) — 1 убитый, 12 раненых
  • «Акебоно» (старший лейтенант Яманоути) — 4 раненых

Й отряд эсминцев

  • «Синономе» (капитан-лейтенант Ёсида), брейд-вымпел капитана 2-го ранга Ёсидзима
  • «Усугумо» (капитан-лейтенант Масуда) — 1 раненый
  • «Касуми» (капитан-лейтенант Сираиси)
  • «Сазанами» (капитан-лейтенант Айба) — 1 раненый

Й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

  • «Чидори» (капитан 2-го ранга Сэки, брейд-вымпел)
  • «Хаябуса» (старший лейтенант Эбихара)
  • «Манадзуру» (старший лейтенант Тамаока)
  • «Касасаги» (старший лейтенант Миямото)

Я эскадра

Й боевой отряд

  • крейсер 1 класса (броненосный) «Идзумо» (капитан 1-го ранга Идзити), флаг вице-адмирала Х. Камимуры — 5-9 попаданий, 3 убитых, 29 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Адзума» (капитан 1-го ранга Мураками) — до 18 попаданий, 11 убитых, 29 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Токива» (капитан 1-го ранга Ёсимацу) — 7-8 попаданий, 1 убитый, 14 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Якумо» (капитан 1-го ранга Мацумото) — ок. 7 попаданий, 3 убитых, 9 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Асама» (капитан 1-го ранга Ясиро) — 12-14 попаданий, 3 убитых, 12 раненых, временно выходил из строя
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Ивате» (капитан 1-го ранга Кавасима), флаг контр-адмирала Х. Симамуры — 17 попаданий
  • авизо (минный крейсер, безбронный) «Тихая» (капитан 2-го ранга Эгути) — 4 раненых, вышел из строя

Й боевой отряд

  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Нанива» (капитан 1-го ранга Вада), флаг контр-адмирала С. Уриу — 1 убитый, 15 раненых, временно выходил из строя
  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Такачихо» (капитан 1-го ранга Мори) — 4 раненых, временно выходил из строя
  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Акаси» (капитан 1-го ранга Усики) — 3 убитых, 7 раненых
  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Цусима» (капитан 1-го ранга Сэнтоо) — 4 убитых, 17 раненых

Й отряд эсминцев

  • «Асагири» (старший лейтенант Иида), брейд-вымпел капитана 2-го ранга Судзуки
  • «Мурасаме» (капитан-лейтенант Кобояси) — временно выходил из строя
  • «Асасиво» (капитан-лейтенант Наири) — 1 раненый
  • «Сиракумо» (капитан-лейтенант Камада)

Й отряд эсминцев

  • «Сирануи» (капитан-лейтенант Кувасима), брейд-вымпел капитана 2-го ранга К. Хиросэ — 4 убитых, 11 раненых
  • «Муракумо» (капитан-лейтенант Симаноути)
  • «Югуре» (капитан-лейтенант Тасиро)
  • «Кагеро» (старший лейтенант Ёсикава)

Й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

  • «Аотака» (капитан 2-го ранга Кавасе, брейд-вымпел)
  • «Кари» (старший лейтенант Кавая)
  • «Цубаме» (старший лейтенант Тадзири) — 1 раненый
  • «Хато» (старший лейтенант Игути)

Й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

  • «Одори» (старший лейтенант Оотани), брейд-вымпел капитана 2-го ранга С. Мацуока
  • «Камоне» (старший лейтенант Секи)

Я эскадра

Й боевой отряд

  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Ицукусима» (капитан 1-го ранга Цутия), флаг вице-адмирала С. Катаока
  • линейный корабль 2 класса (устаревший) «Чин-Иен» (капитан 1-го ранга Имаи)
  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Мацусима» (капитан 1-го ранга Окунамия) — 1 раненый
  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Хасидатэ» (капитан 1-го ранга Фукуи), флаг контр-адмирала Токэтома — 7 раненых
  • авизо (минный крейсер, безбронный) «Яэяма» (капитан 2-го ранга Нисияма)

Й боевой отряд

  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Сума» (капитан 1-го ранга Тотинай), флаг контр-адмирала М. Того — 3 раненых
  • крейсер 3 класса (броненосный, устаревший) «Чиода» (капитан 1-го ранга принц Хигаси) — 2 раненых
  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Акицусима» (капитан 1-го ранга Хиросэ) — 2 раненых
  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Идзуми» (капитан 2-го ранга Исида) — 3 убитых, 7 раненых

Й боевой отряд

  • линейный корабль 2 класса (устаревший) «Фусо» (капитан 1-го ранга Нагаи), флаг контр-адмирала Х. Ямада
  • крейсер 3 класса (безбронный) «Такао» (капитан 2-го ранга Ясиро)
  • канонерская лодка «Цукуба» (капитан 2-го ранга Цутияма)
  • канонерская лодка «Чокай» (капитан 2-го ранга Усида)
  • канонерская лодка «Мая» (капитан 2-го ранга Фудзита)
  • канонерская лодка «Удзи» (капитан-лейтенант Канэко)

Й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 69 (капитан-лейтенант Фукуда, брейд-вымпел) — 2 погибших, 6 раненых, затонул после столкновения с «Акацуки»
  • № 70 (старший лейтенант Нангоо)
  • № 68 (старший лейтенант Тэраока) — 4 убитых, 6 раненых
  • № 67 (старший лейтенант Накамудо)

Й отряд миноносцев

  • миноносец 1 класса «Фукуриу» (капитан-лейтенант Огава, брейд-вымпел)
  • миноносец 2 класса № 25 (старший лейтенант Камио)
  • миноносец 3 класса № 26 (старший лейтенант Танака)
  • миноносец 3 класса № 27 (старший лейтенант Накаяма)

Й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 43 (капитан-лейтенант Оотаки, брейд-вымпел) — 1 раненый
  • № 40 (старший лейтенант Накахара)
  • № 41 (старший лейтенант Мидоноуно)
  • № 39

Й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 73 (капитан-лейтенант Х. Фудзимото, брейд-вымпел)
  • № 72 (старший лейтенант Сасао) — 1 раненый
  • № 74 (старший лейтенант Оота) — 1 раненый
  • № 75 (старший лейтенант Каваи)

Й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

  • «Хибари» (капитан 2-го ранга Ц. Кондо, брейд-вымпел)
  • «Удзура» (старший лейтенант Ёкоо)
  • «Хаситака» (старший лейтенант Мори)
  • «Саги» (старший лейтенант Судзуки)

Й отряд миноносцев

  • миноносец 1 класса «Сиротака» (капитан-лейтенант К. Вакабаяси, брейд-вымпел)
  • миноносец 2 класса № 66 (старший лейтенант Цунода)

Й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 34 (капитан-лейтенант Аояма, брейд-вымпел) — 7 убитых, 12 раненых, потоплен арт. огнём
  • № 31 (старший лейтенант Ямагути)
  • № 32 (старший лейтенант Хитоми) — 1 убитый, 7 раненых
  • № 33 (старший лейтенант Кавакита)

Й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 36 (капитан-лейтенант Кавада, брейд-вымпел) — 4 раненых
  • № 35 (старший лейтенант Кисика) — 2 убитых, 9 раненых, потоплен арт. огнём
  • № 60 (старший лейтенант Миямура)
  • № 61 (старший лейтенант Соэдзима)

Й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 65 (капитан-лейтенант Кубо, брейд-вымпел)
  • № 62 (старший лейтенант Тона)
  • № 63 (старший лейтенант Томинага)
  • № 64 (старший лейтенант Эгути)

Сражение.

Планы и тактика сторон.

Цель адмирала Х. Того состояла в уничтожении русской эскадры. Его тактика основывалась на его анализе действий русских кораблей в предыдущих боях, в особенности боя в Жёлтом море. Как показала практика, русские предпочитают оборонительную тактику, двигаясь в кильватерных колоннах, в которые ставят разнотипные, в том числе и медленные корабли, что приводит к снижению общей скорости. Этому была противопоставлена наступательная тактика небольших маневренных соединений, которые, пользуясь превосходством в скорости, могли бы атаковать такую колонну с выгодных курсовых углов (то есть с головы или хвоста) и выводить из строя головные или концевые корабли противника с больших огневых дистанций. Последнее реализовывалось посредством хорошо отработанного приёма групповой стрельбы: головной корабль делал пристрелочный выстрел (как правило, с очень большой дистанции и с заведомым недолётом), после чего весь отряд начинал стрелять по обозначенному взрывом месту. Тем самым создавалось своеобразное «поле смерти» — небольшое пятно на воде, куда падали снаряды всего отряда, а далее отряд маневрировал таким образом, чтобы накрыть этим «полем» обреченный корабль противника — чаще всего, головной русский броненосец — и держал его в этом «поле» до вывода из строя. Небольшое количество кораблей в отряде — от 4 до 6 — позволяло корректировщикам огня отличать свои разрывы от чужих. Для реализации этой тактики весь флот был разделён на 7 боевых отрядов, командирам которых предоставлялась значительная свобода действий. Прекрасно налаженная разведка позволила Х. Того иметь точное представление о корабельном составе русской эскадры, о её местонахождении, построении и манёврах. План японского адмирала состоял в том, что 1-й и 2-й боевые отряды, состоящие из линейных бронированных кораблей, атакуют флагманский корабль левой, слабейшей, колонны русской эскадры, держась на параллельном или слегка сходящемся курсе слева спереди от неё, с таким расчётом, чтобы головной русский броненосец находился на траверзе середины японской колонны. При этом он, конечно, подставлял свои концевые корабли под обстрел. Остальным боевым отрядам предписывалось примерно таким же образом расправиться с крейсерами и транспортами. Миноносцы находились в резерве и предназначались для ночных атак, а также для добивания сильно повреждённых кораблей противника. Вспомогательные же крейсера (вооружённые пароходы) использовались, в основном, для разведывательных целей, а на второй день боя — также для подъёма людей из воды и снятия с тонущих русских кораблей их экипажей. В целом, этот план был осуществлен броненосными кораблями отлично, если не считать первоначального промаха с выходом на позицию, лёгкие же крейсерские силы реализовать эту тактику не смогли.

Вице-адмирал З.П. Рожественский поставил эскадре задачу прорваться на север, отбиваясь от неприятеля, а не атаковать противника с целью прорыва. Таким образом, тактика в очередной раз была избрана пассивная. Тактическая разведка в русской эскадре перед боем, в ходе и после боя отсутствовала. Считая, что инициатива в этом бою будет принадлежать японскому флоту, командующий не детализировал плана боя и ограничился лишь общей задачей прорыва, дав несколько частных указаний о месте и действиях крейсеров, миноносцев, транспортов и о передаче командования в бою. Эти указания для всех судов вообще состояли в том, чтобы «держаться сообща», для броненосных отрядов — действовать соединенно против броненосцев противника, маневрируя так, чтобы по мере возможности продвигаться на север. В этом смысле разделение броненосных кораблей на 3 отряда было чисто номинальным, самостоятельно они не действовали. Передача командования в бою должна была производиться так, что в командование эскадрой должны были вступать командиры новых броненосцев, шедших в голове колонны. Два крейсера II ранга и четыре миноносца 1-го отряда должны были находиться при броненосцах, защищая их от атак японских миноносцев, а в случае выхода из строя флагманских кораблей перевозить флагманов на исправные корабли. Тем самым, фактически 1-й миноносный отряд расформировывался. В отношении прочих крейсеров поступали следующие указания: после обнаружения русской эскадры японскими кораблями разведочный отряд крейсеров переводился в хвост колонны для защиты транспортов, затем для той же цели из состава крейсерского отряда были выделены оба броненосных крейсера, но капитану 1 ранга Шеину их не подчинили. Миноносцы 2-го отряда также были направлены на охрану транспортов. Наконец, с началом дневного боя 14 мая, и двум оставшимся кораблям крейсерского отряда было приказано охранять транспорты, а также оказывать помощь пострадавшим и вышедшим из строя броненосцам. В результате и без того малые крейсерские силы были разделены на четыре самостоятельных группы, чем была значительно облегчена задача их уничтожения, если бы японцы воспользовались этой ситуацией. Сохранение в составе эскадры транспортного отряда большинство аналитиков считает очень серьёзной ошибкой Рожественского, тем более что в составе этого отряда находился транспорт «Корея», чья 9-узловая скорость и стала скоростью всей эскадры в начале боя.

Вероятно, Рожественский представлял себе свою эскадру в виде своеобразной «плавучей крепости», ощетинившейся во все стороны стволами тяжёлых орудий (которые, как мы помним, больше чем в 2 раза превосходили по количеству японские). Скорость движения этой «крепости» принципиального значения не имела, чем и объясняется оставление в эскадре тихоходных транспортов. Возможно, предполагалось, что противник или вообще не осмелится атаковать её, а если атакует, то попадет под сосредоточенный расстрел. Тем не менее, эскадра — не «крепость», а кильватерная колонна кораблей, отнюдь не способная использовать всю свою огневую мощь одновременно или эффективно. Получилось, что преимущество тактической скорости колонны противника на 7 узлов не было предопределено элементами японских и русских кораблей, но явилось следствием организации русской эскадры. В числе прочих опасностей, ожидавших эскадру в приказе командующего от 26 апреля были указаны «японские миноносцы, подводные лодки и запас плавучих мин, которые они привыкли подбрасывать». Стремление пройти наиболее опасную точку маршрута — Цусимский пролив — днём объяснялось опасением ночных атак японских миноносцев, из чего можно сделать вывод, что они рассматривались как более страшный противник, чем основные силы японского флота. В любом случае, избранная тактика — маневрирование на малой скорости — категорически противоречила поставленной цели — прорыву.

 

Первый контакт.

В ночь на 14 (27) мая 1905 г. русская эскадра подходила к Цусимскому проливу. Она двигалась 5-узловой скоростью тремя колоннами, соблюдая светомаскировку. Впереди в строю клина шёл разведочный отряд. Главные силы шли в двух кильватерных колоннах: слева 3-й броненосный отряд и в кильватер ему отряд крейсеров, справа — 1-й и 2-й броненосные отряды. «Изумруд» и «Жемчуг» шли, соответственно, на левом и правом траверзах головных кораблей колонн с внешней стороны. Их сопровождали по два миноносца 1-го отряда. Колонна транспортов — «Анадырь», «Иртыш», «Камчатка», «Корея», «Русь» и «Свирь», а также пять миноносцев шли между двумя главными колоннами («Анадырь» — на траверзе «Осляби» и «Олега»). Далеко сзади находились госпитальные суда, справа — «Орёл», слева — «Кострома» со специальными красно-белыми огнями на мачтах. Таким порядком около 22:00 она прошла остров Квельпарт и к полуночи приблизилась к внешней дозорной цепи японских разведчиков. Благодаря темному времени суток и дымке она чуть не проскочила мимо дозорных, но в 02:28 на вспомогательном крейсере «Синано-Мару» заметили огни «Орла». В 04:02 «Синано-Мару» приблизился к «Орлу», чтобы произвести досмотр, так как японцы приняли его за другое судно, и в этот момент на расстоянии 8 кабельтовых в дымке увидели 10 других кораблей эскадры. Русская эскадра была обнаружена. В 04:28 капитан 1 ранга Нарукава передал по радио донесение: «Враг в квадрате 203». Адмирал Того, находившийся с 1-м, 2-м и 4-м боевыми отрядами в Мозампо, получил это сообщение через 10 минут и начал готовиться к выходу в море, а 3-му боевому отряду и бронепалубному крейсеру «Идзуми», находившимся в тот момент в море севернее островов Гото, было приказано направиться на перехват. По усиленным радиопереговорам русских японцы решили, что те уже знают, что обнаружены, однако на самом деле, вывод о том, что японцы уже знают о местонахождении русской эскадры был сделан на «Князе Суворове» как раз из-за усиленных японских радиопереговоров, тогда как «Синано-Мару» видели, но приняли за коммерческий пароход. В 6:04, перед выходом из Мозампо, адмирал Того телеграфировал в Токио: «Я получил известие, что вражеский флот был замечен. Наш флот немедленно выходит в море, чтобы атаковать врага и уничтожить его».

Тем временем 3-й японский боевой отряд вице-адмирала С. Дева проскочил несколько южнее русской эскадры, разминувшись с ней. Возможно, это произошло из-за того, что к этому времени эскадра увеличила ход до 9 узлов. Трём крейсерам разведочного отряда было приказано перейти в тыл эскадры и вступить в кильватер транспортов для их охраны, туда же переместились миноносцы «Бодрый», «Грозный», «Громкий». Остальные 2 миноносца 2-го отряда остались при «Олеге», справа. В 06:18 крейсер «Идзуми» обнаружил русскую эскадру и лег на параллельный курс справа от неё в 55-60 каб. (русские обнаружили его в 06:45), сообщив о местоположении эскадры вице-адмиралу С. Дева, который лег на обратный курс. Не очень понятно, почему адмирал Рожественский не приказал атаковать старый и тихоходный японский крейсер, который каждые несколько минут сообщал по радио данные о курсе, скорости и строе русской эскадры. Ещё менее понятно, почему на предложение глушить радиопереговоры японцев, русский адмирал ответил отказом.

Утром 14 мая погода была мглистая, видимость 5-7 миль, ветер 3-4 балла, зыбь с севера. Когда слева от эскадры около 08:00 показались восемь кораблей 5-го, а затем и 6-го японских отрядов (они базировались на залив Озаки на острове Цусима), Рожественский только перестроил колонну броненосцев в боевой порядок, дав приказание 1-му и 2-му броненосному отрядам выйти в голову 3-му отряду. Перестроение закончилось к 9:00. Теперь все 12 броненосных кораблей шли одной колонной. Оба японских крейсерских отряда держались слева от неё на параллельном курсе в 60 кабельтовых, 5-й отряд впереди. В 10:35 сигналом с флагмана крейсерам «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» было приказано усилить охрану транспортов, шедших сзади справа. По этому сигналу «Мономах» занял место правее колонны транспортов, а «Донской» остался в кильватере «Авроры» слева от неё. Примерно в это же время впереди показался 4-й японский отряд истребителей. Только в это время на флагмане был поднят сигнал «Тревога», а крейсер «Изумруд» с миноносцами «Буйный» и «Бравый» в кильватере перешёл с левого траверза колонны броненосцев на правую её сторону, на траверз «Осляби». «Буйному» было приказано «состоять» при «Ослябе» на случай необходимости снятия штаба отряда с повреждённого корабля; «Бравый» с той же целью — при «Императоре Николае I». Впереди этой тройки также в кильватере шли «Жемчуг» (на траверзе «Князя Суворова»), «Бедовый» и «Быстрый». Оба эти миноносца получили приказ состоять при флагмане эскадры, опять же на случай эвакуации штаба. К 11:10 сзади слева обнаружились силуэты крейсеров 3-го отряда, который нагонял русскую эскадру.

До этого времени русские почти не реагировали на сопровождающие их японские крейсера, только наводили на них носовые башни броненосцев. Но когда дистанция уменьшилась до 39 каб., из 152-мм орудия левой средней башни «Орла» (командир башни артиллерийский кондуктор Владимир Панцырев) был произведён случайный выстрел по японскому крейсеру «Касаги», остальные русские броненосцы тоже начали стрелять. Японцы ответили, но отошли на дистанцию 80 каб. Русские крейсера одновременно стреляли по «Идзуми». Рожественский просигналил «Не бросать зря снарядов» и стрельба прекратилась. Попаданий за эту 10-минутную перестрелку ни одна из сторон не добилась, хотя на русской эскадре, считали, что попадания были, и у многих появилась надежда, что примерно так и будет продолжаться до Владивостока.

В 12:05 русская эскадра повернула на роковой курс норд-ост 23°, а в 12:20, когда нашла полоса густого тумана, начала очередное перестроение. Причина его осталась неясной: то ли Рожественский решил скрытно перестроить броненосцы строем фронта, встретив таким образом ожидающиеся с севера главные силы Того, то ли уклонялся от поставленных по курсу эскадры мин. (В это время курс эскадры пересекла японская джонка, и её заподозрили именно в этом намерении.) Так или иначе, но едва русская эскадра начала перестраиваться, туман рассеялся, и Рожественский отменил перестроение для 2-го и 3-го броненосных отрядов. 1-й отряд к этому времени уже успел перестроиться вправо, и строй русских броненосцев стал похож на букву «Г». Затем последовал новый приказ, и к 12:30 1-й отряд снова образовал кильватерную колонну, находящуюся справа от основной, в которой шли 2-й, 3-й и разведочный отряды. Ещё правее от 1-го броненосного отряда шли «Жемчуг», а правее 2-го — «Изумруд»; у каждого в кильватере — по два миноносца. Транспорты по-прежнему шли сзади справа, «Анадырь» на траверзе «Олега», за транспортами — разведочный отряд. Между транспортами и крейсерами Энквиста — «Блестящий» и «Безупречный», справа от транспортов — «Вл. Мономах», за ним ещё три миноносца. Госпитальные суда шли так же, как и всю прошлую ночь.

В 13:20 справа по курсу в 7 милях показались главные силы Объединённого флота. Русская эскадра в это время как раз проходила Цусимский пролив и находилась между островами Цусима и Окиносима. Японские крейсера стали отставать, обходя эскадру с запада на юг, чтобы атаковать крейсера и транспорта. Ловушка захлопнулась.

В 13:25 по приказу Рожественского 1-й броненосный отряд увеличил ход до 11 узлов, стремясь вывести его в голову колонны. Затем последовали указания: «Миноносцам „Блестящий“ и „Безупречный“ быть при крейсере „Олег“», «Миноносцам „Бодрый“, „Громкий“, „Грозный“ быть при крейсере „Светлана“». Таким образом 2-й отряд миноносцев также расформировывался. Все названные миноносцы заняли места справа от указанных крейсеров. Затем было приказано «Транспортам и конвоирующим крейсерам отойти вправо», после чего крейсерский отряд и отряд транспортов легли на курс норд-ост 50°.

В это же время адмирал Того поднял флажный сигнал «Z»: «Судьба империи зависит от этой битвы. Пусть каждый приложит все силы». 1-й боевой отряд шёл в порядке: «Микаса», «Сикисима», «Фудзи», «Асахи», «Касуга», «Ниссин», а слева от «Микасы» авизо «Тацута». Дальше и немного правее следовал 2-й боевой отряд, справа от головного «Идзумо» — авизо «Чихая». 4-й боевой отряд взял левее, проходя к востоку от русской эскадры. Затем адмирал Того пересек курс русской эскадры. Сложно сказать, зачем он решил атаковать её с левого борта. Возможно, он не знал о последнем перестроении русских, и стремился вывести из строя слабейшие русские броненосцы, пока сильнейшие, как он надеялся, следуют справа от них и не смогут отвечать. Возможно он принял во внимание, что солнце начало клониться к закату, освещая левый борт русских броненосцев. Так или иначе оба главных японских боевых отряда зашли с левого борта русских кораблей, идя в западном направлении, а затем в 13:45 начали выполнять последовательный поворот на 24 румба, ложась курсом на норд-ост 67°, то есть почти параллельно русской эскадре. В момент начала поворота «Микаса» нахо


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.