Глава 15. Контроль за санитарным состоянием судна — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 15. Контроль за санитарным состоянием судна

2017-07-09 636
Глава 15. Контроль за санитарным состоянием судна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вентиляция

2. Освещение

3. Гигиена питания

4. Транспортировка различных жидкостей и питьевой воды

5. Удаление жидких и твердых отходов

6. Борьба с переносчиками болезней

7. Санитарная инспекция

 

При контроле за окружающей средой приходится иметь дело с комплексом климатических, физических и биологических факторов, влияющих на человека, его общину, а также на его естественное и искусственное окружение. Контроль за состоянием окружающей среды в конечном счете определяет здоровье и жизнеспособность человека.

Здоровье и жизнь моряка зависят главным образом от трех взаимосвязанных видов деятельности:

· его собственных усилий, направленных на поддержание своего физического и психического здоровья на оптимальном уровне;

· создание физических условий способствующих поддержанию его работоспособности на максимальном уровне;

· усилий со стороны другого персонала как на борту, так и на корабле, направленных на создание и поддержание условий, способствующих укреплению его здоровья.

Моряки должны нести определенную ответственность за санитарное состояние судна. Здоровье каждого отдельного члена команды и всей команды в целом во многом зависит от взаимоотношений членов команды, построенных на принципах партнерства и компромисса, а также от возможности получения на борту судна хорошей медицинской помощи.

Отношения партнерства особенно важны для поддержания на должном уровне санитарного состояния судна, которое невозможно без активного участия каждого члена команды. В то же время капитан судна должен способствовать поддержанию должного санитарного состояния судна посредством периодических инспекций, проводимых им самим или членом команды, которому он делегировал эту ответственность.

В настоящей главе описаны вопросы, касающиеся вентиляции, освещения, гигиены питания, транспортировки жидкостей, удаления отходов, инспекций, а также борьбы с переносчиками болезней.

Вентиляция

 

Эффективная вентиляция должна обеспечивать адекватный приток свежего воздуха с достаточным содержанием кислорода, поддерживать на должном уровне влажность для предотвращения «запотевания», появления плесени и возникновения аллергических реакций, а также поддерживать температуру на комфортном уровне.

На современных судах принудительная вентиляция создает условия, способствующие высокопроизводительной работе.

Однако и сейчас еще эксплуатируются старые суда, не имеющие современных систем кондиционирования воздуха. На некоторых из них имеются вытяжные вентиляторы, которые, однако, малоэффективны в тропиках. С помощью открытых иллюминаторов и мощных электрических вентиляторов можно создать определенный комфорт и на таких кораблях.

Суда, построенные для плавания в умеренных широтах, необходимо дополнительно оборудовать системами кондиционирования воздуха, если они используются в тропических районах мира.

Поток воздуха из любых вентиляционных систем и особенно от электрических вентиляторов не должен падать непосредственно на тело человека, поскольку это способствует возникновению простуд.

Хорошая вентиляция жилых отсеков и помещений, в которых хранятся запасы продовольствия, имеет очень важное значение для всех людей, находящихся на борту судна. Зачастую хорошая вентиляция обеспечивается рециркуляционной системой кондиционирования воздуха. Поскольку совершенно недопустимо, чтобы воздух из помещения, в котором находится человек, страдающий инфекционной болезнью, попадал в рециркуляцию, на современных судах лазареты имеют автономные системы вентиляции. В тех случаях, когда инфекционный больной вынужден находиться в каюте, нужно принять все меры к предотвращению рециркуляции загрязненного воздуха. Например, следует открыть иллюминатор или наружную дверь, через которую не происходит притока воздуха, с целью удаления из каюты загрязненного воздуха.

Помимо бактериального загрязнения воздуха, еще одним неблагоприятным фактором на борту судна является скопление газов в трюмах, бункерах, местах хранения запасов красок и растворителей, цистернах и прочих замкнутых пространствах. Такие газы могут быть токсичны (ядовиты) или же могут вытеснять кислород. Члены команды, попадающие в такие замкнутые пространства, могут получить тяжелое отравление или даже погибнуть от удушья.

К числу наиболее часто образующихся на кораблях токсичных газов относятся оксид и диоксид углерода, аммиак, хлор, азот и нефтяные газы. Эти и другие газы в различных сочетаниях образуются при пожарах на судах, в пустых нефтяных, химических и топливных цистернах, а также в трюмах. Поглощают кислород или выделяют токсичные газы и некоторые грузы. Это относится прежде всего к продуктам растительного происхождения, таким, как льняной жмых, сырой каучук и табак.

Ядовитые газы и испарения могут образовываться в цистернах с различными химикатами, нефтью или с китовым жиром в результате разложения остатков после опорожнения цистерн. Испарения могут возникать в трюмах с кожами в тех случаях, когда кожи отсыревают и в них начинается ферментация. В замкнутых свеже окрашенных помещениях может создаться смертельная концентрация газов, если эти помещения своевременно не были тщательно проветрены. Опасны и свежеокрашенные цистерны.

Информация об этих и других токсичных веществах, находящихся на борту судов, а также об опасностях для здоровья, связанных с их транспортировкой, приведена в публикации ММО «Первая медицинская помощь при несчастных случаях, связанных с опасными грузами», которая представляет собой Дополнение о химических веществах к настоящему руководству.

Холодильные установки также потенциально опасны ввиду возможности утечки аммиака, фреона и других хладагентов. Цианид и другие газы, применяемые для фумигации судов, очень опасны как во время фумигации, так и после нее (до тех пор, пока все обработанные помещения не будут тщательно проветрены).

В любом случае безопасность зависит от должной вентиляции и тщательного соблюдения индивидуальных мер предосторожности. Вахтенный дежурный и/или главный механик несут ответственность за то, чтобы цистерны, трюмы и иные помещения были тщательно проветрены, удалены взрывоопасные газы и обеспечен приток свежего воздуха. Кроме того, вахтенный дежурный должен проследить за тем, чтобы на первом человеке, входящем в обработанное помещение, был надет спасательный шнур, с помощью которого его можно было бы эвакуировать, если он потеряет сознание или ему станет плохо. В первые полчаса пребывания в помещении рабочей бригады нужно постоянно контролировать состояние ее членов. На тот случай, если понадобится прийти им на помощь, нужно иметь наготове изолирующий противогаз и человека, который умеет с ним обрашаться.

Необходимо проводить регулярные тренировки и учебные тревоги для закрепления у членов команды навыков применения противогазов и других спасательных средств.

Освещение

 

Хорошее освещение имеет очень важное значение для поддержания высокой производительности труда и безаварийной работы. При слабом освещении у людей наступает быстрое утомление и устают глаза. Слабое освещение ведет также к снижению эффективности и производительности труда, возникновению несчастных случаев, кроме того, у членов команды вольно или невольно ухудшается моральное состояние.

Особенно хорошо нужно освещать машинное отделение, камбуз, штурманскую трубку, различные коридоры и переходы. В машинном отделении должно быть светло, но не должно быть бликов. Источники света необходимо располагать так, чтобы на рабочее место падало как можно меньше тени от самих членов команды, оборудование следует размещать так, чтобы не было неосвещенных «углов».

Совершенно очевидна зависимость безопасности в машинном отделении, в переходах и на трапах от хорошего освещения. На камбузе, в кладовках, буфете и в рубке тоже должно быть светло. Хорошее освещение тех помещений, где готовят и подают еду, имеет важное значение для правильной обработки пищевых продуктов и поддержания на должном уровне санитарного состояния.

Гигиена питания

 

На большинстве судов за приобретение, приготовление и раздачу пищи отвечает команда стюарда. Работники камбуза и другие члены этой команды несут ответственность за поддержание в хорошем санитарном состоянии тех помещений, в которых готовят пищу и хранят продукты питания, а также за то, чтобы члены экипажа принимали пищу в специальных помещениях с соблюдением соответствующих гигиенических правил.

Капитан корабля и старший стюард должны обеспечивать контроль за состоянием здоровья лиц, занятых приготовлением пищи, а также за регулярные, но заранее не объявляемые проверки санитарного состояния помещений, в которых хранят пищевые продукты, готовят и принимают пищу, и буфетов самообслуживания. Адекватное санитарное состояние пищевых служб корабля зависит от лиц, занятых приготовлением пищи, условий приобретения пищевых продуктов и их хранения, условий приготовления и приема пищи, чистоты кухонной и столовой посуды, удаления пищевых отходов и, наконец, от борьбы с такими переносчиками болезней, как насекомые и грызуны.

Лица, занятые приготовлением пищи

На торговом судне лица, занятые приготовлением пищи, должны входить в команду стюарда и непосредственно подчиняться главному стюарду.

Лица, страдающие болезнями, которые могут передаваться через пищу или воду, а также носители соответствующих возбудителей не должны участвовать в приготовлении пищи, иметь отношение к приобретению и хранению пищевых продуктов и т. п.

Необходимо регулярно контролировать состояние здоровья лиц, занятых приготовлением пищи. Те, у кого возникли инфицированные раны или язвы, желудочно-кишечное заболевание, могущее стать причиной загрязнения пищи или поверхностей, с которыми контактирует пища, а также те, кто общался с лицами, страдающими болезнями, передаваемыми через пищу или воду, должны немедленно поставить в известность своего руководителя. Таких людей необходимо отстранять от работы, связанной с приготовлением пищи, до получения соответствующего разрешения врача.

Все лица, желающие поступить на работу, связанную с приготовлением пищи, должны пройти предварительное медицинское освидетельствование, в ходе которого следует тщательно изучить клинический анамнез. Разрешение можно выдавать только тем, у кого нет инфекционных болезней и кто не является носителем возбудителей таких болезней. Упомянутое медицинское освидетельствование служит гарантией приема на работу здоровых лиц; принятым на работу необходимо дать ясно понять, что они обязаны незамедлительно сообщать о любом инфекционном заболевании, если таковое возникнет в будущем.

Медицинское освидетельствование персонала, связанного с приготовлением пищи, проводят в крупных портах медицинские управления крупных судоходных компаний, городские департаменты здравоохранения или иные медицинские службы, уполномоченные на то судоходной компанией, профсоюзом или правительством.

Ответственность за то, чтобы каждый член команды, причастный к при готовлению пищи, имел соответ ствующее медицинское свидетельство, несут начальник интендантской службы, главный стюард и главный кок.

Все лица, связанные с приготовлением пищи, должны пройти подробный инструктаж по гигиене, ее соблюдению в ходе выполнения своей работы, правилам и процедурам, установленным судоходной компанией, использованию оборудования, применению спецодежды, правилам обращения с продуктами питания. Они должны быть осведомлены о необходимости ставить руководителей в известность о своих болезнях, соблюдать личную гигиену и общие правила гигиены на рабочем месте.

Человек, имеющий отношение к приготовлению пищи, должен скрупулезно следить за чистотой своего тела и одежды. В рабочее время он должен носить спецодежду, которую необходимо регулярно стирать.

Чтобы работники камбуза могли поддерживать личную гигиену на должном уровне, умывальник и уборная должны располагаться недалеко от камбуза. В самом камбузе тоже должен быть умывальник с мылом и индивидуальными полотенцами.

 

Камбуз и столовая

Поверхности полов, переборок и потолков в помещениях, где хранят пищевые продукты, готовят и принимают пищу, должны быть корозионно устойчивыми, гладкими и моющимися. Все поверхности, с которыми соприкасаются пищевые продукты и готовая пища, должны быть сделаны из материалов, не поддающихся коррозии, не выделяющих токсичных веществ, не впитывающих влагу; эти поверхности должны быть гладкими, прочными и легко моющимися.

Кухонная посуда и утварь должны быть сделаны из нетоксичных материалов, т. е. таких материалов, которые не содержат кадмия, свинца, цинка и сурьмы. Расположение оборудования и хранение утвари должны способствовать их безопасному и эффективному использованию.

На камбузе необходимо иметь надежные сантехнические системы. Из кранов на камбузе должна течь только питьевая вода, единственным исключением может быть вода, используемая в дробилках пищевых отходов. Канализация должна быть очень надежной и исключать всякую возможность обратного подсоса сточных вод

Ниже приведены рекомендации, ответственность за соблюдение которых должны нести главный стюард и главный механик; кроме того, он должны проводить регулярные проверки санитарного состояния камбуза.

 

Хранение пищевых продуктов

Продукты, не требующие охлаждения

Продукты, не требующие охлаждения, можно разделить на нерасфасованные и расфасованные. Первые продаются в ящиках, мешках и бочках. Их следует хранить в специальных кладовых, под замком и отдельно от непищевых предметов. Нерасфасованные продукты нужно хранить в сухих помещениях, они не должны содержать ядовитых примесей и загрязнителей. Помещение, в котором они хранятся, должно иметь дверь с надежным замком, а сами продукты следует регулярно ротировать и размещать так, чтобы они были недоступны для грызунов и насекомых. Инфицированные продукты и продукты, срок хранения которых истек, необходимо выбрасывать.

После того, как продукты доставлены из кладовой на камбуз и вскрыта их упаковка, следует принять меры к предотвращению их загрязнения.

Хранить продукты следует так, чтобы можно было легко провести их учет и удобно ими пользоваться. Рядом с ними нельзя хранить какие бы то ни было чистящие средства и иные химикаты. Продукты должны стоять не на полу, а на поддонах высотой не менее 15 см, так как это облегчает очистку тары и затрудняет проникновение насекомых и грызунов.

После погрузки на судно продукты, находящиеся в ящиках, нужно быстро использовать, чтобы в них не завелись черви. На ящиках должен быть указан срок годности продукта, а после вскрытия ящика продукт уже нельзя оставлять в кладовой.

Крупы, бобы, сахар, а также овощи, например картофель и лук, подвержены загрязнению, поеданию грызунами, заселению насекомыми и порче. Их нужно хранить в легкомоющихся, не проницаемых для насекомых и грызунов ящиках и ларях.

Не требующие охлаждения продукты в канистрах или бутылях обычно хранят в ящиках или корзинах. Их следует своевременно ротировать, в кладовых должно быть сухо и желательно прохладно; поврежденные или помятые канистры и бутылки следует выбрасывать. Коробки из гофрированного картона как можно быстрее освобождать и уничтожить, поскольку в них любят поселяться насекомые.

Продукты, требующие охлаждения

К продуктам, которые нужно хранить на холоде, относятся те же основные требования. Нужно, однако, помнить, что срок хранения таких продуктов меньше и, кроме того, разные продукты следует хранить при разной температуре.

Продукты, которые нужно хранить на холоде, делятся на две основные группы: замороженные и охлажденные.

Замороженные продукты необходимо хранить при температуре -18° ¸ - 23°С с момента замораживания и до момента приготовления из них пищи. В этих условиях продукты сохраняют хороший вкус и привлекательный вид на протяжении 1-6 мес. Такие продукты, однако, после оттаивания нужно сразу же использовать и ни в коем случае не подвергать повторному замораживанию. После оттаивания продукты быстро портятся, и в них могут накапливаться токсичные вещества в результате размножения микроорганизмов. Для большего удобства замороженные продукты хранят расфасованными на порции. После вскрытия упаковки содержимое следует завернуть, положить в морозильник непосредственно в камбузе и при первой же возможности использовать.

К охлажденным продуктам обычно относятся свежие фрукты и овощи, обработанные и охлажденные мясные продукты, а также продукты, предназначенные для быстрого приготовления пищи. Такие продукты, а также остатки пищи нужно хранить в закрытой таре при температуре от О до 7° С.

Как морозильники, так и холодильники должны быть снабжены точными терморегуляторами для поддержания заданной температуры. Термометры, показывающие температуру внутри морозильников и холодильников, должны быть легко доступны.

В помещениях, где хранятся охлажденные продукты, влажность должна быть умеренной или высокой. При соблюдении должных условий различные охлажденные продукты могут храниться от 1 до 4 мес. Остатки пищи из-за потенциальной опасности контаминации рекомендуется хранить в холодильнике не более 48 ч. При температуре 4° С и ниже эта опасность сводится к минимуму.

Замороженные и охлажденные продукты дольше сохраняют свои свойства, если в морозильных и холодильных установках поддерживается чистота, отсутствуют «шуба», остатки продуктов, плесень и слизь. Для того чтобы морозильная камера работала с максимальной эффективностью, снеговую ««шубу» и лед нужно удалять до того, как их толщина достигнет 5 мм.

После размораживания камеру нужно тщательно обработать паром или вымыть сильно хлорированной мыльной водой для удаления слизи, грязи, жира и плесени. Полки, решетки и крюки нужно вынуть из камеры, вымыть теплым раствором детергента, затем обработать паром, сполоснуть в горячей воде и, если это возможно, высушить на солнце или в теплом месте. Пол камеры необходимо вымыть и выскоблить с раствором де- тергента и после этого промыть теплой водой.

Вымытую холодильную камеру нужно загрузить таким образом, что бы между продуктами оставался зазор, достаточный для циркуляции воздуха. Продукты рекомендуется хранить в плоских поддонах, металлических или в пластиковых коробках, закрытых вощеной бумагой, пленкой или алюминиевой фольгой.

Главный стюард несет ответственность за чистоту кладовых и холодильного оборудования, а главный механик должен обеспечивать его эффективную работу.

Смотри также раздел «Пищевые отравления», Глава 8.

 

Камбуз (корабельная кухня)

Камбуз должен иметь соответствующее оснащение, хорошее освещение и поддерживаться в хорошем санитарном состоянии. Все оборудование должно быть изготовлено из корозионно устойчивых, нетоксичных, легко моющихся материалов. Все помещения камбуза, особенно те, в которых стоят плиты, необходимо оснастить средствами пожаротушения. В них должна быть мощная вытяжная вентиляция, обеспечивающая быстрое удаление дыма, пара, запахов и газов.

Различные отходы, в частности остатки пищи, следует держать в прочных, плотно закрытых баках.

По возможности следует зафиксировать все оборудование и утварь. Незафиксированные предметы должны быть подвешены или установлены так, чтобы во время качки они не падали.

Кухонную и фаянсовую посуду, а также различную утварь после каждого использования нужно тщательно вымыть и убрать в запирающиеся ящики до следующего раза.

 

Туалет и умывальник

Рядом с камбузом необходимо иметь отдельный туалет для лиц, занятых приготовлением пищи. На небольших судах им могут пользоваться и другие члены команды.

Желательно, чтобы дверь туалета не открывалась непосредственно в те помещения, где хранят продукты питания, готовят и принимают пищу. Если все же двери расположены именно таким образом, они должны автоматически плотно закрываться. По возможности между туалетом и помещением, в котором готовят пищу, должен быть хорошо вентилируемый тамбур.

В самом туалете или рядом с ним должна быть раковина с холодной и горячей водой, запас бумажных полотенец, хлопчатобумажное полотенце или сушка, туалетное мыло или жидкий детергент. Над раковиной должен висеть яркий плакат следующего содержания: МОЙТЕ РУКИ ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ ТУАЛЕТА. Надпись, призывающую персонал мыть руки после посещения туалета, нужно сделать также на переборке рядом с дверью в туалет.

В тех случаях, когда на помещение, в котором готовят пищу, и туалет есть только одна раковина, надпись должна гласить: ЧАЩЕ МОЙТЕ РУКИ, СПОЛАСКИВАЙТЕ РАКОВИНУ ДО И ПОСЛЕ МЫТЬЯ РУК.

На тех кораблях, где в каюте для персонала камбуза есть раковина, находящаяся недалеко от камбуза, можно обойтись без специальной раковины. В таких случаях допускается использование индивидуальных хлопчатобумажных полотенец.

Нельзя мыть руки в тазах и раковинах, предназначенных для мытья посуды, баках для стирки белья и аналогичных емкостях.

Для мытья рук можно использовать непитьевую воду (см. ниже) при условии, что она была нагрета до 77° С. В холодном кране должна быть только питьевая вода.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.