Тема: Система методов, форм и средств воспитания. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема: Система методов, форм и средств воспитания.

2017-07-09 1666
Тема: Система методов, форм и средств воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

  1. Понятие метода воспитания в современной педагогической литературе.
  2. Система методов воспитания. Условия их выбора.
  3. Система методов педагогического взаимодействия.
  4. Средства воспитательного процесса. Условия их выбора.
  5. Формы воспитательного процесса. Условия их выбора.

 

Ход занятия:

Задание №1.

· Выпишите основные понятия темы:

Методы воспитания -………………………………………………………………..

Формы воспитания -………………………………

Средства воспитания -……………………………………………………………………………

· Изучив рекомендованную в списке литературу по данной теме, составьте схему различных групп методов воспитания и дайте характеристику каждому из методов в схеме по плану:

- определение понятия;

- функции метода (на что направлен);

- сущность и психологическая основа действия метода;

- педагогическое выражение метода (форма, методика).

Задание №2.

Ниже перечисляются условия выбора и применения педагогом методов решения воспитательных задач.

Назовите те, которые с Вашей точки зрения относятся к существенным, основным, а какие к дополнительным:

- индивидуальные и возрастные особенности ученика

- статус ученика в группе сверстников, одноклассников

- черты характера педагога

- наличие (отсутствие) у педагога общего педагогического стажа

- особенности группы (в первую очередь – наличие и характер ценностных ориентаций в сфере морали, искусства, мира профессий, а также направленности общего мнения группы), степень групповой сплоченности, авторитарность неформальных лидеров

- характер и острота конфликта, противоречий в деятельности группы и общении

- число учащихся в школе, классе

- является ли школа городской или сельской

- наличие (отсутствие) у воспитателя резерва времени для принятия педагогического решения и выбора методов его осуществления-

- наличие у воспитателя опыта успешного применения определенных методов воспитания в аналогичных ситуациях с другим составом учащихся.

1. Поощрение

Не следует хвалить:

- за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.);

- за то, что достигнуто не своими усилиями, не своей работой;

- больше двух раз за одно и то же достижение;

- из-за жалости;

- из-за желания понравиться. Тот, кто хвалит, далеко не всегда становится любимым.

1. Наказание

- наказание не должно вредить здоровью – ни физически, ни морально;

- если есть сомнение: стоит или не стоит наказывать, то следует избегать наказания;

- за один раз – одно наказание (если даже одновременно было совершено несколько проступков);

- если время упущено, то запоздало наказывать не следует;

- наказан-прощен;

- при наказании не допускать оскорбления и унижения личности;

- нельзя наказывать и ругать: когда болен; когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы; сразу после физической или душевной травмы; когда проявляет неспособность, бестолковость, глупость, неопытность; когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искреннее старание;

- не наказания должен бояться школьник, а огорчения учителей и вины перед школой.

Задание №3.

Вам предлагается таблица, в которой отражены основные компоненты качеств личности, 2 группы основных методов воспитания и дополнительные методы. Используя материал данной темы, укажите с помощью стрелок, какие основные методы воспитания могут принимать участие в формировании каждого из перечисленных компонентов качеств личности и какие дополнительные методы воспитания могут помочь осуществить данный процесс.

 

Структура качества личности (цель воспитания) Основные методы формирования компонентов качества личности Дополнительные методы
Компоненты   Понятийный   Эмоциональный   Волевой   Привычки   Потребности   1. Методы формирования сознания или методы убеждения (словесные): - рассказ, беседа, лекция - пример 2. Методы организации деятельности: - приучение, упражнение, ролевые игры Метод поощрения   Метод наказания   Метод соревнования   Наказание   Требование   Поощрение  

Задание №4.

Ниже Вам предлагаются несколько педагогических ситуаций. Прочитайте их внимательно, проанализируйте и ответьте на вопросы в конце каждой из них.

Педагогическая ситуация №1.

Учитель намеревается повесить таблицу на стену; обращается к детям: «Нам так нужна эта таблица, а я боюсь, что у меня не получится ее ровно повесить».

Какой метод воздействия был выбран учителем? С какой целью педагог выбрал данный метод воспитания? При каких условиях данный метод достигнет намеченной цели?

Педагогическая ситуация №2.

Педагога смущает грубое и вульгарное поведение девочек в группе. Он хотел бы, чтобы его ученицы имели красивые манеры, изящные движения, добрые слова и постоянную доброжелательность в общении с людьми.

В предложенную ситуацию введите недостающие, на Ваш взгляд, условия, без которых невозможно их профессиональное грамотное решение.

Предложите свои пути реализации поставленной цели в конкретизированных условиях, выделив предварительно задачи оперативного тактического и стратегического характера.

Педагогическая ситуация №3.

Классный руководитель 7 кл. хотел, чтобы его ученики умели себя вести в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько классных часов, общаясь с ребятами о внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, отвечали на его вопросы, задавали свои вопросы. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении семиклассников не произошло. Почему?

1. Ребята не все поняли и запомнили.

2. Жизнь, поведение других людей не вызывали у школьников желания улучшить свое поведение.

3. Не было наглядного примера.

4. Жизнь, практика отношений не требуют искоренения плохих привычек.

5. В классе нет примеров для подражания, они не были выделены и указаны.

· По предложенной Вам педагогической ситуации выполните несколько блоков заданий к ней (письменно).

Учитель – классный руководитель в этом классе – три года. Уровень развития коллектива – низкий. Классный руководитель 7 кл. хотел, чтобы его ученики умели себя вести в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько классных часов, общаясь с ребятами о внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, отвечали на его вопросы, задавали свои вопросы. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении семиклассников не произошло.

Задания к педагогической ситуации.

I. Знание.

1. Какой метод воспитания был выбран учителем? Дайте ему определение.

2. В какую группу методов воспитания входит данный метод?

3. Какой педагогический прием был использован учителем в процессе воспитания?

4. Какие средства воспитательного воздействия были выбраны учителем?

5. Перечислите основные требования использования данного метода в процессе воспитания.

II. Понимание.

1. Охарактеризуйте педагогическую ситуацию по следующим параметрам (условиям):

А) Содержание ситуации

- информационные отношения в учебном процессе;

- деловые отношения в деятельности;

- нравственные;

- межличностные отношения в обществе.

Б) Вид ситуации в зависимости от состава и позиции участников отношений:

- «педагог – отдельные учащиеся»;

- «педагог – группа»;

- «группа – отдельные учащиеся»;

- «отношение отдельные учащихся и группы к себе» (ситуация самовоспитания и др.).

В) Возрастные особенности воспитанников.

Г) Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

Д) Уровень сформированности коллектива.

Е) Основные противоречия, порождающие необходимость изменения ситуации:

- конкретные носители противоречий (педагог - учащиеся, лидер – группа и т.д.);

- действия, в которых отражаются противоречия;

- причины противоречий (мотивы поведения учащихся, недостатки педагогического руководства, внешние причины);

- антогонистические, конструктивные.

Ж) Качественная характеристика и уровень развития отношений:

- положительные, отрицательные, нейтральные;

- по устойчивости, по напряженности (остроте), по длительности, по насыщенности, нравственным и др. содержанием;

- стихийно сложившиеся или сформированные преднамеренно, развитые, укоренившиеся или только формирующиеся вновь, эпизодические или традиционные для данных учащихся.

З) Особенности личности педагога.

III. Применение.

1. Опираясь на предложенную Вам педагогическую ситуацию и условия, которые Вы сами охарактеризовали на II этапе определите:

А) причину неудачи педагогического воздействия на учащихся, выбранного учителем;

Б) Собственные методы, приемы и средства воспитания в данной ситуации.

2. Ниже дается характеристика некоторым педагогическим условиям.

Повлияют ли они на выбор учителем метода и приема воспитания в рассматриваемой педагогической ситуации; уровень развития коллектива средний («мягкая глина»).

Класс 5. Классный руководитель первый год в этом классе. Отдельные учащиеся не следят за своим внешним видом (особенно мальчики), некоторые из них не имеют представления о хороших манерах, что и проявляется в их поступках, поведении. Классный руководитель пользуется у учащихся авторитетом.

Выберите один вариант ответа и обоснуйте свой выбор:

А) Новые условия не изменят выбор метода и приема воспитания, т.к. …

Б) В соответствии с новыми условиями необходимо выбрать другие методы, приемы и средства воспитания, а именно:

Метод воспитания - …, т.к.

Прием воспитания - …, т.к.

Средство воспитания - …, т.к.

В) Новые условия изменят выбор методов, приемов и средств воспитания, но я затрудняюсь ответить каким образом.

Г) Не знаю.

IV. Анализ.

1) Опираясь на предложенную Вам педагогическую ситуацию, а также условия, которые Вы сами определили на втором этапе, сформулируйте педагогические задачи (воспитательные), которые воспитатель может поставить в данной ситуации (оперативного, тактического и стратегического характера).

2) Сформулируйте воспитательные задачи, которые мог поставить педагог в педагогической ситуации.

V. Синтез.

Учитель – классный руководитель в педагогической ситуации поставил следующие воспитательные задачи:

- Обеспечить ясное и четкое понимание воспитанниками нравственных правил и норм поведения.

- Приобретение детьми практического опыта поведения в конкретно созданных условиях в соответствии с принятыми в обществе правилами поведения.

- Стимулировать развитие ответственности детей за собственные поступки.

Напишите, какими, на Ваш взгляд, должны быть пути решения этих задач.

 

№ задачи Методы, приемы и средства воспитания.

1.задача

2.задача

3.задача

YI. Оценка

Оцените степень соответствия поставленных Вами задач педагогической ситуацией на 4 этапе, выявленным условиям на 2 этапе.

Оцените достоинства и недостатки педагогических задач, сформулированных на 5 этапе.

Оцените степень значимости для учителя знаний групп методов воспитания, приемов и средств.

Выберите один вариант ответа:

А) эти знания необходимы каждому учителю, т.к. –

Б) Знать все группы методов, приемов и средств воспитания совершенно не обязательно учителю, достаточно иметь общее представление об этом, потому, что –

В) Необходимо знать учителю только самые основные понятия и определения, т.к. –

Г) Не вижу смысла в этих знаниях, т.к. –

Понятие о воспитательной системе: структура, этапы становления и развития. Характеристика гуманистических воспитательных систем.

 

Ход занятия:

Задание №1.

· Выпишите основные понятия темы:

Воспитательная система -………………………………………………………………..

Движущие силы развития воспитательной системы школы -………………………………

Интеграция - ……………………………………………………………………………………..

Дизинтеграция - …………………………………………………………………………………..

 

Задание №2.

· Прочитайте текст:

Воспитательные системы.

Понятие воспитательной системы вошло в педагогику не так давно. Первая небольшая брошюра «Воспитательная система школы: проблемы и поиски», посвященная рассмотрению этого понятия и воспитательной системы как феномена педагогической действительности, вышла в издательстве «Знание» в 1989 году. Последующие годы разработки теории воспитательных систем показали плодотворность, актуальность ее идей.

Воспитательная система сегодня рассматривается как комплекс взаимосвязанных блоков: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.