Тема: Методы обучения. Классификация средств обучения. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема: Методы обучения. Классификация средств обучения.

2017-07-09 706
Тема: Методы обучения. Классификация средств обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1. Организации учебного процесса. Понятие о методах обучения.

2. Классификация методов обучения.

3. Понятие о приёмах и средствах обучения. Их классификация

4. Обоснование выбора учителем методов, приёмов, средств обучения.

Методические указания:

Повторите теоретический материал по теме. Выполните задания соответственно пунктам плана (1. - задания № 1, 2; 2. - задания № 3, 4).

Задание № 1, имеющее тестовый характер, и задание № 2 ориентированы на проверку ключевых понятий темы.

Задание № 3 предусматривает анализ конкретной педагогической ситуации по вопросу выбора учителем соответственно типу, виду урока методов, приёмов, средств обучения.

Задание № 4 предполагает проектирование фрагмента занятия с обоснованием целесообразности использования по ходу занятия оптимальных средств обучения.

Ход выполнения:

Задание № 1. Тест.

● Что понимают под методом обучения?

а) путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний;

б) исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса в школе;

в) способ деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение цели обучения.

● Можно ли анализ, синтез, индукцию, дедукцию считать методами обучения?

а) нет, т.к. это методы логического мышления;

б) да, т.к. они показывают путь овладения знаниями;

в) нет, т.к. они не ведут к достижению цели обучения.

● Какие методы обучения относятся к группе наглядных методов?

а) демонстрация

б) наблюдение

в) лабораторный

● Укажите главное условие применения беседы в обучении.

а) соответствие дидактической задаче;

б) наличие у учащихся запаса представлений по изучаемому вопросу;

в) возраст учащихся.

● К какому методу обучения следует отнести работу учащихся над решением задач?

а) лабораторная работа

б) упражнение

в) практическая работа

● Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, побуждают учащихся к учению?

а) нет, это общая функция всех методов, применяемых в школе;

б) да, лишь отдельные методы, например контроль, побуждают уч-ся к учению; остальные - нейтральны;

в) ни один метод специально не направлен на побуждение к учению.

● Из перечисленных утверждений выберите факторы, определяющие выбор методов обучения.

а) цель обучения б) уровень мотивации в) тип урока г) степень знакомства учащихся с учебным материалом д) принципы обучения е) содержание учебного материала ж) уровень подготовленности учащихся и учителя з) условия обучения

● Что понимают под приёмами обучения?

а) способ существования учебного процесса;

б) совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом;

в) составляющие метода обучения, которые в совокупности обеспечивают достижение цели.

● Что такое средство обучения?

а) предметная поддержка учебного процесса;

б) способы овладения знаниями, умениями, навыками;

в) внешнее выражение деятельности.

● Является ли речь педагога средством обучения?

а) нет, т.к. речь - это средство общения;

б) да, т.к. речь - это инструмент деятельности учителя в учебном процессе.

Задание № 2.

● Упорядочите по нарастающей степени полисенсорности воздействия на учеников перечисленные ниже методические действия: показ рисунка, представляющего горизонтальный разрез горной цепи; выполняемый учащимся опыт по сухой дистилляции угля; показ цветного звукового фильма; фрагмент лекции преподавателя на тему "Анализ физических свойств серы".

Задание № 3.

· Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.

«Урок в четвёртом классе одной из московских школ проходит несколько необычно.

Ученики на Красной площади. Они внимательно смотрят на величественные кремлёвские стены и башни, на расписные купола собора Василия Блаженного, на памятник Минину и Пожарскому.

Почему же эта площадь называется Красной? - начинает свой рассказ учительница. - Красная площадь получила своё название после перестройки её в конце XVII века, когда она была обстроена красивыми каменными зданиями. Красная - значит красивая. В наше время понятие Красная площадь имеет и другой смысл. Красная - значит революционная.

До середины XVII века Красная площадь называлась Пожар, так как здесь были деревянные торговые ряды, которые часто горели. В 1698 году по приказу Петра I эти ряды были снесены. Площадь приобрела нарядный праздничный вид. История Красной площади начинается с того времени, когда были построены вот эти современные кремлёвские стены и башни.

Когда это было? - обращается учительница к классу.

Это было в конце XV века при Иване III, - отвечает одна из учениц.

Из группы ребят выходит «экскурсовод». Мальчик рассказывает о том, как возводились кремлёвские стены, башни и дворцы.

Иллюстрацией к его рассказу звучат стихи Натальи Кончаловской, которые с выражением читает наизусть девочка.

Здесь, у стен Кремля, стихи звучат особенно торжественно и проникновенно.

Затем ребята идут со своей учительницей дальше… Урок продолжается.

Учительница говорит о чудесном соборе Василия Блаженного, о его искусных строителях, рассказывает легенду об их трагической судьбе, читает отрывки из поэмы Д. Кедрина «Зодчие».

Перед глазами ребят встаёт другая картина: исчез вымощенный камнем пологий спуск к облицованной гранитом набережной. Они стоят на крутом обрыве над рекой. А на высоком холме, на самой его вершине, вознёсся дивный, сказочный храм…

Урок окончен, но звонка не будет, - улыбаясь, говорит учительница. Ребята весело смеются.

А вы не забыли, что вам задано на дом?

Нет! Конечно, помним! - хором отвечают ребята и почти слово в слово повторяют план будущего сочинения о Красной площади.»

· Проанализируйте ситуацию по алгоритму.

1. Учебный предмет и тема занятия. 2. Участники образовательного процесса. 3. Этапы занятия (урока). 4. Сущность деятельности учителя на уроке. Решаемые им цели, задачи. 5. Деятельность учащихся, её характер. Наличие мотивов. 6. Форма обучения. 7. Тип и вид урока. 8. Методы, приёмы обучения. 9. Средства обучения.

· Дайте письменное обоснование применённых учителем методов, приёмов, средств обучения.

· Сделайте вывод о соответствии их форме занятия, его содержанию и целевым установкам.

Задание № 4.

Разработайте вариант проведения фрагмента занятия по курсу «Теория обучения» с использованием дидактических средств обучения. При этом учитывайте следующие дидактические требования:

  1. цель занятия, его содержание, логика изучения материала;
  2. главные элементы, которые должны быть усвоены на занятии;
  3. этап и цель использования оптимальных средств обучения;
  4. методы и приёмы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся.

Практическая работа № 8

Тема: Образовательная диагностика. Контроль и учёт в процессе обучения

План:

1. Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе. Факторы, влияющие на объективность проверки и оценки знаний в учебном процессе.

2. Процесс проверки и оценки результатов обучения.

3. Формы и методы проверки и оценки результатов обучения.

4.Развитие оценочной системы обучения Современные средства оценивания результатов обучения.

Ход занятия:

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Образовательная диагностика - ………………………………………….

Контроль - это …………………………………………………………………………………….

Проверка - это …………………………………………………………………………………….

Учёт - это …………………………………………………………………………………………

Оценивание - это …………………………………………………………………………………

Оценка - это ………………………………………………………………………………………

Отметка - это ……………………………………………………………………………………..

Задание № 2.

Познакомиться с вопросами образовательной диагностики, контроля, учёта и оценки в процессе обучения по учебным пособиям в области педагогики и дидактики В.А. Сластёнина, И.П. Подласого, П.И. Пидкасистого, В.И. Звонникова.

● Выпишите ключевые понятия, оформив записи в таблице:

"Основные подходы к понятиям контроля и учёта в процессе обучения".

Понятия В.А. Сластёнина, И.П. Подласый П.И. Пидкасистый В.И. Звонникова.
Образовательная диагностика        
Контроль        
Учёт        
Оценка        
Отметка        

Задание № 3.

Изучите вопрос о методах контроля и самоконтроля в учебном процессе, используя для этих целей выше обозначенные учебные пособия по педагогике.

● Изобразите схематически взгляды современных дидактов на методы контроля:

- В.И. Звонников - - -

- И.П. Подласый - - -

- П.И. Пидкасистый - - -

● Подумайте, почему наблюдаются различия в точках зрения авторов.

Задание № 4.

Пользуясь учебным пособием И.П. Подласого, познакомьтесь с основными требованиями к опросу учащихся на уроке.

● Сделайте краткие выписки, оформив записи следующим образом:

Вид опроса Цель, задачи Объём и хар-р материала Кол-во субъектов контроля Формы, методы Критерии оценки На каких этапах урока применим
1. Фронтальный            
2. Индивидуальный            
3. Комбинированный            

Задание № 5.

● Проведите анализ дидактической системы Френе по вопросам диагностики и оценки результатов учебной деятельности.

Селестен Френе (1896-1966) - французский педагог, создавший оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей.

Френе считал, что наиболее эффективный путь усвоения знаний - не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приёмы традиционной школы, а экспериментальное "нащупывание" - естественный и универсальный метод познания. При этом выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее. Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, рассматриваются и отдаются всем детям; те подшивают их в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий.

Для публикации и размножения текстов организуется школьная типография - главное техническое средство данной системы обучения, которое обслуживают сами учащиеся.

Традиционные учебники в этой школе отсутствуют. Вместо них - система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты, которые вкладываются для передвижения в специальную машину (прообраз программированного обучения). На одном кадре даётся условие задачи или вопрос, на следующем может находиться рациональный способ решения или ответ.

Чтобы не травмировать психику детей, отметки в школе Френе не выставляются. Взамен существует система оценивания с различными формами поощрения (награждение лучших учеников специальными орденами, возложение на голову венков, напечатание имён в газете и др.).

В. - Почему Френе считал, что выставление отметок успеваемости в принципе ошибочно?

В. - Какие формы, методы и средства образовательной диагностики (контроля, оценивания) использовал Френе? В чём их преимущества и недостатки?

В. - Возможно ли в современных условиях модернизации образования применять подход Френе к оценке результатов учебной деятельности учащихся? Дайте обоснование возможных вариантов.

Задание 6.

Выпишите определения следующих понятий. Используйте при работе различные словари.

Качество - ….

Качество образования - ….

Рейтинг - …

Задание 7.

Прочитайте определения мониторинга и выделите существенные признаки данного понятия.

· непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за состоянием, развитием педагогического процесса для оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения (Белкин А.С. Осно­вы педагогических технологий. Екатерин­бург,);

· выявление и оценивание педагогических действий с обеспечением обратной связи (Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое общесто);

· систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза (Социологический энциклопедический словарь под ред. Г.В.Осипова. М.: ИНФА-М-Норма,).

Отслеживание результатов; постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям (Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». – 448 с.0.

Задание 8.

Ниже даны различные определения тестов. Выделите наиболее существенные признаки теста в психолого-педагогическом понимании:

Тест — это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оцен­ке, статистической обработке и сравнительному ана­лизу.

Тест — стандартизированные задания, по резуль­татам выполнения которых судят о психофизиоло­гических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тест — это система заданий, позволяющих изме­рить уровень развития определенного психологичес­кого качества (свойства) личности.

Тест — это специфический инструмент, состоя­щий из совокупности заданий или вопросов и проводи­мый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо вида­ми деятельности и т.п.

Тест — стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установ­ления количественных и качественных индивидуаль­но-психологических особенностей.

Задание 9.

Вычлените преимущества, которые имеют новые системы оценки качества образования по сравнению с традиционными.

Рейтинг - …..

Портфолио - …

Тестирование - ….

Задание 10.

Познакомьтесь с описанием ситуации. Выполните задание после текста.

4 класс. В классе 31 человек: 14 девочек и 17 мальчиков. Ввиду того, что школа находится в военном городке, основная часть родителей учеников – военнослужащие. Родители стараются регулярно контролировать успеваемость и поведение детей, по роду своей деятельности это им не всегда удается.

Уровень общественной активности в классе невысок, самостоятельность и добросовестность в выполнении трудовых поручений проявляется лишь у части учащихся. Взаимопомощь проявляется слабо. Состояние успеваемости в классе в целом удовлетворительное.

Общий уровень знаний и учебных навыков средний. При этом у части детей преобладает непроизвольная эмоциональная память. Они достаточно легко запоминают эмоционально насыщенный материал, представляющий для них интерес, в то время как относительно сложный, но обязательный для изучения учебный материал воспринимают
с трудом, заучивают механически путем многократных повторений, не уясняя его смысла.
У части детей произвольное внимание в целом сформировано, но недостаточно развито свойство переключаемости внимания. Отличников в классе 3, неуспевающих - 1. В классе достаточно часты проблемы с дисциплиной. Обучение математике идет по учебнику Э. И. Александровой. Школа оснащена всем необходимым.

Задание: разработайте и представьте на практическом занятии проект системы рефлексивного безотметочного оценивания учебных достижений ребенка, формы и приемы которого позволяют вызвать у детей позитивную учебную мотивацию.

Практическая работа № 7.

Тема: Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.

План:

  1. Инновации как социально-педагогическое явление.
  2. Инновационные учебные заведения.
  3. Авторские школы.

Методические указания:

Пункту плана № 1 соответствует задание в форме теста, которое ориентировано на проверку усвоения основных понятий по проблеме инновационных процессов в образовании.

Работа над пунктом плана № 2 предполагает анализ информации о современных разновидностях российских авторских школ и составление таблицы, позволяющей дать сравнительную характеристику данным учебным заведениям как инновационным.

 

Ход выполнения:

Задание № 1. Тест.

1. Что такое педагогические инновации?

- нововведения, направленные на изменение педагогической системы с целью повышения её эффективности;

- замена некоторых элементов педагогической системы новыми;

- мобилизация внутренних резервов педагогической системы.

2. К какому пути совершенствования педагогической системы можно отнести привлечение новых информационных технологий?

- интенсивный путь

- экстенсивный путь

3. Какие направления (по Подласому И.П.) относятся к общим педагогическим инновациям?

- природосообразность;

- развивающий характер обучения;

- гуманизм.

4. Гуманистическая педагогика

- стремится изменить воспитанника;

- исходит из приоритетности знаний педагога;

- принимает воспитанника таким, каким он есть.

5. В инновационных учебных заведениях повышенная эффективность педагогического процесса преимущественно достигается за счёт:

- селекции учителей и учащихся;

- усложнения содержания образования;

- внедрения более совершенных технологий.

6. Кто является автором школы самоуправления (№ 734 г. Москва)?

- В.А. Караковский

- А.Н. Тубельский

- И.Ф. Гончаров

7. Установите соответствие между названиями инновационных школ и фамилиями их создателей, авторами оригинальных концепций:

«Школа жизни» «Школа "Возрождение» (г. Тула) «Русская школа» (г. С-Петербург) «Школа самоопределения» (г. Москва) «Школа "погружения» а) И.Ф. Гончаров б) Ш.А. Амонашвили в) М.П. Щетинин г) В.М. Аврутин д) А.Н. Тубельский

8. Какие из перечисленных учебных заведений можно отнести к инновационным?

- государственная общеобразовательная школа

- лицей

- техническое училище

- гимназия

- школа-комплекс

- негосударственная школа

9. Является ли оптимизация учебно-воспитательного процесса инновацией?

- не является

- является

- частично

10. Вставьте пропущенные слова в следующее определение:

«Оптимизация - это достижение максимального … при минимальных затратах …»

Задание № 2.

Ознакомьтесь с предложенными в Приложении № 1 разновидностями современных авторских школ, концепциями и идеями их создания и функционирования.

Составьте таблицу

Название авторской школы Автор школы Концептуальные идеи Особенности структуры, организации учебно-воспитательного процесса
       

Сделайте вывод, в котором отразите:

- наличие общих черт в авторских школах;

- отличие авторских школ от традиционных общеобразовательных учебных заведений.

Подумайте, можно ли отнести авторские школы к разновидностям альтернативных учебных заведений.

Приложение № 1.

Школа М.П. Щетинина.

Михаил Петрович Щетинин, учитель, академик Российской академии образования – автор методики "погружения", создатель экспериментальных школ гуманистической ориентации.

Основные принципы обучения в данной системе:

Каждый человек ("чело веков", то есть ум столетий) - источник своего развития, уникальный многомерный мир, нуждающийся в сообразной его природе среде.

Опора на понятие доминанты, введённое русским учёным А.А. Ухтомским. Концентрация содержания (конценты) и учебного процесса (один или два предмета определённого цикла, ведущиеся непрерывно в течение 3-5 дней). Предметы эмоционального и интеллектуального циклов сменяют друг друга.

Природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы (опора на ритмы человека: годовые, недельные, индивидуальные).

В основе школы М.П. Щетинина лежит система "погружения". Учебный процесс строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Чтобы недельное "погружение" в один предмет не стало для учеников утомительным, разнообразятся виды и формы деятельности, выстраиваемые по сочетанию противоположностей: "тихие - громкие", "образные - логические" и т.д.

Система ученических кафедр - форма обучения, когда дети приходят к учителю и планируют свою деятельность (какой предмет выбрать для обучения на данный момент), углубляются в изучение выбранного предмета, готовят опыты и демонстрации для коллективных уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных занятиях.

На выбранной кафедре дети могут "погрузиться" в интересующий их предмет, не опасаясь, что нужно заниматься другими предметами.

Работа кафедры предполагает несколько уровней освоения учениками деятельности:

- Я учусь (изучаю предмет).

- Я учусь учить (постижение методических знаний и способов).

- Я учу (взаимообучение учеников).

- Я учу учить (уровень передачи методических способов).

Разновозрастная структура обучения. Занятия на кафедрах, а иногда и в ходе самих "погружений" проводятся в разновозрастном режиме. Например, в "погружении" по одному разделу курса (например, механика в курсе физики), одновременно участвуют школьники 7-10-х классов, но каждый из них участвует в "погружении" по данному разделу первый, второй, третий или четвёртый раз. Соответственно уровень освоения темы у всех разный. Ученики учат и учатся друг у друга.

Элементы педагогической системы "погружения":

- чередование контрастных уроков, что позволяет делать равномерными нагрузки на оба полушария мозга;

- многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала;

- наличие "разности потенциалов" в знаниях учеников обеспечиваются либо благодаря опережающему обучению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе; как следствие - организуется и происходит интенсивное взаимообучение детей;

- систематизация знаний, их структурирование при помощи компактных структурно-логических схем - концептов;

- совместная работа учителя и ученика по планированию учебного процесса и его последующему анализу;

- система оценок многообразна: защита и оценка творческих работ, рейтинг достижений, другие формы.

Система обучения методом "погружения" реализована в различных вариантах в других школах альтернативного типа: школа № 14 г. Тула (Е.В. Сковин), школы г. Красноярска (Г.М. Вебер, И.Г. Литвинская), Школа самоопределения г. Москва (А.Н. Тубельский) и др.

Школа свободного развития.

Практическое воплощение образования, опирающегося на природосообразность, свободу выбора и приоритет детских образовательных ценностей, выразилось в создании и реализации модели Школы свободного развития.

В основе этой школы лежат идеи Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, других педагогов - приверженцев естественного воспитания и обучения. В начале 1990-х годов эти идеи получили распространение среди педагогов и родителей, желающих обучать своих детей без обычного школьного авторитаризма. В разных городах стали создаваться небольшие школы семейного типа, учредителями которых часто выступали родители детей: Школа индивидуального развития "Мыслитель" (Е.М. и Е.А. Николаевы, г. Москва), Школа "Диалог" (Е. Букова, г. Сосновый Бор Ленинградской обл.), Школа интенсивного развития (М.Т. Сочень, г. Пермь), Лицей "Троице-Лыково" (О. Цой, О. Проценко, г. Москва) и др.

Теоретико-дидактические направления, учебные программы и методические условия обучения как свободного развития разработаны в авторской школе доктора педагогических наук А.В. Хуторского (п. Черноголовка Московской обл.), на базе которой с 1992 по 1997 г. велось экспериментальное обучение, проводились оргдеятельностные семинары для педагогов из других школ и городов.

Концепция Школы свободного развития:

- Предназначение человека - выявить свой внутренний потенциал, раскрыть и реализовать себя в соответствии с индивидуальными возможностями и в соотношении с общечеловеческими культурными процессами.

- Смысл образования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ребёнка.

- Индивидуальная ориентация обучения. В каждом ученике развивается то лучшее, к чему он способен.

- Развитие творческих способностей. Раз в четверть ученики выполняют и защищают индивидуальные творческие работы по выбранным ими темам: пишут стихи, делают опыты, составляют компьютерные программы, ведут научные исследования по словесности, математике, естествознанию.

- Культурно-историческая ориентация. В школе разработаны и ведутся курсы древнерусской словесности, славянской мифологии. В деятельности учителей, учеников и родителей воссоздаются народные традиции, проживаются календарные события и праздники. Через осмысленное изучение английского и французского языков ученики знакомятся с культурами других народов.

В Школе свободного развития обучаются дети от 5 до 16 лет по всем базовым учебным курсам и дополнительным предметам. В классах - не более 10 человек. Каждый из учителей составляет собственные программы занятий с учётом индивидуальности каждого ученика. Сами дети также участвуют в разработке и реализации своих целей и планов по всем учебным курсам.

Каждый день в школе проводится специальное занятие - рефлексия, где ребята и учителя анализируют свои успехи и трудности, формулируют цели следующего дня, корректируют ход обучения. Каждую пятницу проходит научно-методический семинар работающих в школе учителей, на котором обсуждаются успехи и трудности детей, методические проблемы, разрабатываются программы образования отдельных учеников.

Регулярно проводятся защиты творческих работ различных типов, связанных с базовыми образовательными стандартами и личностными способностями учеников.

Начиная с 1-го класса, ребёнок может выбрать любую интересующую его тему и с помощью учителя провести углублённую индивидуальную работу. Каждый из учеников школы имеет на своём счету десятки придуманных стихов и сказок, собственных математических исследований, компьютерных программ, работ по истории и мифологии, живописи, музыке и другим предметам. Эти работы распечатываются и передаются родителям, продаются на школьных ярмарках. Школа издаёт сборники детских творческих работ по всем предметам. Учителя также публикуют свои работы в журналах, газетах, методических сборниках.

Первым этапом разработки учебных программ становится составление каждым учителем ведущих образовательных установок по своим видам деятельности. Даётся перечень возможных направлений, предметных тем или областей знаний, на базе которых будет организовываться обучение.

Образовательные установки учителей обсуждаются на педагогических занятиях-семинарах.

Откорректированные образовательные установки для каждого класса отпечатываются и вывешиваются (раздаются) для ознакомления всех учителей. В ходе обучения эти установки корректируются с учётом конкретных условий и детей.

Окончательные учебные программы в их общепринятом виде появляются не до обучения, а после него как результат работы конкретного учителя с конкретными детьми. Эти программы выступают совместным продуктом деятельности детей и учителей. На следующий год составление программ повторяется вновь. Предыдущие программы используются в качестве сопоставительных аналогов.

Чтобы оформить получающиеся межпредметные образовательные блоки, вводятся особые дисциплины - метапредметы, которые представляют собой предметно оформленные связки образовательных направлений, определяемых учителями. Темы метапредметов опираются на фундаментальные внепредметные основания и комплексное познание учениками ключевых первосмыслов. Для метапредмета в целом характерны те же требования, что и для обычных курсов: гармония и единство целей, содержания, форм и способов проверки результатов. Отличия - в субъективном характере построения такого предмета, в возможности перекомпоновки метапредмета и появления во время образовательного процесса на его основе новых метапредметов.

Русская школа.

Автор: Иван Фёдорович Гончаров, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета. Объединил в системе обучения три направления русской национальной школы: историко-этнографическое (былины, сказания, русские народные песни и музыка, хоровое пение, родиноведческий материал); православное (молитвы, Жития святых, духовная музыка, церковное песнопение); общеобразовательную и общекультурную подготовку, обращённую в будущее.

В основе Русской школы - три идеи:

- Душевная и нравственно-духовная красота как идеал отечественной культуры. Школа как мастерская гуманности, доверия и взаимопомощи.

- Сотворчество воспитателя и воспитанника, совместное созидание, соразвитие, соавторство с печатью высокой нравственности и эвристики. Соборность как единение учителя и ученика вокруг общего дела.

- Самоусовершенствование человека (Л.Н. Толстой) как основной инструмент развития и сохранения душевности и духовности.

Целевые ориентиры. Образование русского человека с национальным духовным характером.

Концептуальные положения.

- Русская школа - средство национальной самозащиты, а также форма защиты национального от националистического.

- Образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий.

- Приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, христианских идей веры, надежды, любви.

- Опора на концепции экологического, планетарного, ноосферного, космического мышления, сочетание принципов патриотизма и всемирного взаимоуважения народов.

- Ориентир на создание массовой регулярной школы как национального русского организма, продукт которого - широко образованные и преданные России люди.

Содержание образования определяется наукой, народностью и православием. Науку представляют учебные дисциплины по основным отраслям знания, история развития мировой и отечественной науки, разумное сочетание гуманитарных и естественных дисциплин. Народность - это отечественная культура: русский язык и литература, отечественная история и география, родная природа и др. Родной, русский язык изучается в россиеведческом аспекте: русскость русского языка, искусство русского слова, русского красноречия, речевой этикет, связь с историей. Православие - это не столько уроки о религии, сколько построение всего процесса воспитания на идеях, на духе, менталитете православия.

Школа диалога культур.

Диалог в данной школе не столько форма или способ обучения, сколько сущностная методологическая характеристика всего образования. Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ним диалог с позиций современности (соотношение филогенеза и онтогенеза).

В основе школы лежат идеи М.М. Бахтина о внутреннем диалоге, положения В.С. Библера о философской логике культуры, результаты исследований С.Ю. Курганова.

Образовательная система построена на следующих концептуальных идеях:

Формирование у детей диалогического сознания, свободного от монокультурного восприятия действительности.

Построение содержания образования на основе не сводимых друг к другу культур.

Многоголосье мира (мир не един в своём проявлении, у каждого ребёнка тоже есть внутреннее многоголосье) и полифонический слух - умение слышать как минимум две точки зрения.

Структура школьного обучения:

1-2 классы: обучение строится вокруг "точек удивления", которые в дальнейшем становятся для детей предметами разноречия и диалогов. "Точки удивления" обозначаются в виде загадок числа, слова, явлений природы, момента истории, сознания человека, предметного орудия. Межвозрастные диалоги со старшими классами.

3-4 классы: античная культура во всей совокупности её форм. Но это не "погружение" ученика в античность с потерей его "всенаходимости", а диалог с ней. Эйдетическое (образное) мышление.

5-6 классы: культура средневековья. Причащающее средневековое мышление.

7-8 классы: культура нового времени, Возрождения. Рационалистическое мышление, разум - это всё.

9-10 классы: культура современности. Релятивизм (отсутствие единой картины мира).

11-й класс: специальный диалогический класс.

Автор программ для каждого класса - сам педагог. Вместе с учениками он обнаруживает некую сквозную "проблему-воронку", которая может стать основой 10-летней программы. Эта воронка есть уникальное для каждого класса средоточение удивлений, втягивающее в себя все проблемы, культуры и возрасты.

Функции диалога в школе: а) диалог - форма организации обучения; б) диалог - организация самого содержания изучаемых наук.

Особенности ведения урока-диалога:

1. Переопределение общей учебной проблемы каждым учеником. Порождение им своего вопроса.

2. Смысл занятий - в постоянном воспроизведении ситуации учёного незнания, сгущение учеником своего видения проблемы.

3. Выполнение мысленного эксперимента в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель: не решить проблему, а углубить её, вывести на вечные проблемы бытия.

4. Позиция учителя: выслушивает все варианты решения проблемы, помогает в проявлении разных логик.

5. Позиция ученика: оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного видения. Обучение строится на основе не учебников, а текстов-первоисточников.

Диалог в данной школе не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

Школа самоопределения.

Автор: Александр Наумович Тубельский, кандидат педагогических наук, директор школы № 734 г. Москвы. Школа самоопределения - комплексное образовательное экспериментальное учреждение, в котором обучаются дети с 3 до 17 лет.

Концепция школы основывается на следующей антропологической позиции: появившись на свет, индивид начинает осуществлять свою предзаданность (А.Н. Тубельский), которая реализуется в онтогенезе в определённых культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс образования есть развёртывание этой предзанятости, поиск, узнавание, формирование ребёнком образа "Я". Роль школы - создавать систему благоприятных условий для осуществления


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.